СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по химии

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по химии 8-9 класс

УМК О.С.Габриеляна

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по химии»

муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Маландинская основная общеобразовательная школа















Рабочая программа

предмета «Химия»

для 8-9 класса








Составитель:

И. В. Булдакова,

учитель химии высшей квалификационной категории


















2019


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

ПО ХИМИИ


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Статус документа

 Исходными документами для составления рабочей программы явились:
- Федеральный компонент государственного стандарта общего образования, утвержденный приказом Минобразования РФ № 1089 от 09.03.2004;
- Федеральный базисный учебный план для основного общего образования, утвержденный приказом Минобразования РФ № 1312 от 05.03. 2004;
- Письмо Минобрнауки России от 01.04.2005 № 03-417 «О перечне учебного и компьютерного оборудования для оснащения образовательных учреждений».
Рабочая программа разработана на основе авторской программы О.С. Габриеляна, соответствующей Федеральному компоненту государственного стандарта общего образования и допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации. (Габриелян О.С. Программа курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений /О.С. Габриелян. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Дрофа, 2007.)- 8 класс, базовый уровень, 68 часов.

Рабочая программа конкретизирует содержание стандарта, дает распределение учебных часов по разделам курса и последовательность изучения тем и разделов с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся. В рабочей программе определен перечень демонстраций, лабораторных опытов, практических занятий и расчетных задач.

Рабочая программа выполняет две основные функции:

Информационно-методическая функция позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного учебного предмета.

Организационно-планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов, в том числе для содержательного наполнения промежуточной аттестации учащихся.

Структура документа

Рабочая программа включает три раздела: пояснительную записку; основное содержание с распределением учебных часов по разделам курса и последовательность изучения тем и разделов; требования к уровню подготовки выпускников основной школы по химии.

Общая характеристика учебного предмета

Основными проблемами химии являются изучение состава и строения веществ, зависимости их свойств от строения, конструирование веществ с заданными свойствами, исследование закономерностей химических превращений и путей управления ими в целях получения веществ, материалов, энергии. Учебное содержание базируется на шести блоках: методы познания веществ и химических явлений; экспериментальные основы химии; вещество; химическая реакция; элементарные основы неорганической химии; первоначальные представления об органических веществах; химия и жизнь.

Цели

Изучение химии в основной школе направлено на достижение следующих целей:

  • освоение важнейших знаний об основных понятиях и законах химии, химической символике;

  • овладение умениями наблюдать химические явления, проводить химический эксперимент, производить расчеты на основе химических формул веществ и уравнений химических реакций;

  • развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе проведения химического эксперимента, самостоятельного приобретения знаний в соответствии с возникающими жизненными потребностями;

  • воспитание отношения к химии как к одному из фундаментальных компонентов естествознания и элементу общечеловеческой культуры;

  • применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.

Место предмета в базисном учебном плане

Для обязательного изучения учебного предмета «Химия» на этапе основного общего образования федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 140 часов. В том числе 72 часа в VIII и 68 часов в IX классах, из расчета – 2 учебных часа в неделю.

Соотнесённость компонентов

Класс

Общее количество

часов

Федеральный

компонент

Региональный компонент

Школьный

компонент

8

72/2

72/2

0

0

9

68/2

68/2

0

0

Итого

140

140

0

0


Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

Рабочая программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Химия» на ступени основного общего образования являются: использование для познания окружающего мира различных методов (наблюдения, измерения, опыты, эксперимент); проведение практических и лабораторных работ, несложных экспериментов и описание их результатов; использование для решения познавательных задач различных источников информации; соблюдение норм и правил поведения в химических лабораториях, в окружающей среде, а также правил здорового образа жизни.

Результаты обучения

Результаты изучения курса «Химия» приведены в разделе «Требования к уровню подготовки выпускников», который полностью соответствует стандарту. Требования направлены на реализацию деятельностного, практикоориентированного и личностно ориентированного подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.

Рубрика «Знать/понимать» включает требования к учебному материалу, который усваивается и воспроизводится учащимися.

Рубрика «Уметь» включает требования, основанные на более сложных видах деятельности, в том числе творческой: объяснять, характеризовать, определять, составлять, распознавать опытным путем, вычислять.

В рубрике «Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни» представлены требования, выходящие за рамки учебного процесса и нацеленные на решение разнообразных жизненных задач.

Согласно авторской программе по химии (автор О.С.Габриелян) на изучение предмета в 8 классе предлагается 68 часов; календарно-тематическое планирование составлено на 72 часа из расчета 36 учебных недель. Весь теоретический материал курса химии для основной школы рассматривается на первом году обучения, что позволяет учащимся более осознанно и глубоко изучить фактический материал — химию элементов и их соединений. Наряду с этим такое построение программы дает возможность развивать полученные первоначально теоретические сведения на богатом фактическом материале химии элементов. В результате выигрывают обе составляющие курса: и теория, и факты.
Программа построена с учетом реализации межпредметных связей с курсом физики 7 класса, где изучаются основные сведения о строении молекул и атомов, и биологии 6—9 классов, где дается знакомство с химической организацией клетки и процессами обмена веществ.
Основное содержание курса химии 8 класса составляют сведения о химическом элементе и формах его существования — атомах, изотопах, ионах, простых веществах и важнейших соединениях элемента (оксидах и других бинарных соединениях, кислотах, основаниях и солях), о строении вещества (типологии химических связей и видах кристаллических решеток), некоторых закономерностях протекания реакций и их классификации.
Изучение химии в 8 классе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:
1. Освоение знаний о химической составляющей естественнонаучной картины мира, важнейших химических понятиях, законах и теориях;
2. Овладение умениями применять полученные знания для объяснения разнообразных химических явлений и свойств веществ, оценки роли химии в развитии современных технологий и получении новых материалов;
3. Развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе самостоятельного приобретения химических знаний с использованием различных источников информации, в том числе компьютерных;
4. Воспитание убежденности в позитивной роли химии в жизни современного общества, необходимости химически грамотного отношения к своему здоровью и окружающей среде;
5. Применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде. Практические работы служат не только средством закрепления умений и навыков, но также и средством контроля за качеством их сформированности. В курсе 8 класса практические работы проводятся после изучения тем.

Учебно-тематический план 8 класс


тема

Кол-во

часов по программе Габриеляна

Кол-во

часов по рабочей программе

  1. Введение

6

9

  1. Атомы химических элементов.

10

11

  1. Простые вещества

7

7

  1. Соединения химических элементов

14

14

  1. Изменения, происходящие с веществами

13

13

  1. Растворение. Растворы. Свойства растворов электролитов.

17

18

Итого:

67

72


В программу внесены изменения: тема «Введение» увеличена на 3 часа, «Атомы химических элементов» на 1 час, «Растворение. Растворы. Свойства растворов электролитов» на 1 час за счёт резервного времени.



8 КЛАСС
(2 ч в неделю; всего 72 ч)

Введение (9 ч)
Химия — наука о веществах, их свойствах и превращениях.
Понятие о химическом элементе и формах его существования: свободных атомах, простых и сложных веществах.
Превращения веществ. Отличие химических реакций от физических явлений. Роль химии в жизни человека. Хемофилия и хемофобия.
Краткие сведения из истории возникновения и развития химии. Период алхимии. Понятие о философском камне. Химия в XVI в. Развитие химии на Руси. Роль отечественных ученых в становлении химической науки — работы М. В. Ломоносова, А. М. Бутлерова, Д. И. Менделеева.
Химическая символика. Знаки химических элементов и происхождение их названий. Химические формулы. Индексы и коэффициенты. Относительные атомная и молекулярная массы. Расчет массовой доли химического элемента по формуле вещества.
Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева, ее структура: малые и большие периоды, группы и подгруппы (главная и побочная). Периодическая система как справочное пособие для получения сведений о химических элементах.
Расчетные задачи. 1. Нахождение относительной молекулярной массы вещества по его химической формуле. 2. Вычисление массовой доли химического элемента в веществе по его формуле.

ТЕМА 1
Атомы химических элементов (11 ч)

Атомы как форма существования химических элементов. Основные сведения о строении атомов. Доказательства сложности строения атомов. Опыты Резерфорда. Планетарная модель строения атома.
Состав атомных ядер: протоны и нейтроны. Относительная атомная масса. Взаимосвязь понятий «протон», «нейтрон», «относительная атомная масса».
Изменение числа протонов в ядре атома — образование новых химических элементов.
Изменение числа нейтронов в ядре атома — образование изотопов. Современное определение понятия «химический элемент». Изотопы как разновидности атомов одного химического элемента.
Электроны. Строение электронных оболочек атомов химических элементов № 1—20 периодической системы Д. И. Менделеева. Понятие о завершенном и незавершенном электронном слое (энергетическом уровне).
Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева и строение атомов: физический смысл порядкового номера элемента, номера группы, номера периода.
Изменение числа электронов на внешнем электронном уровне атома химического элемента — образование положительных и отрицательных ионов. Ионы, образованные атомами металлов и неметаллов. Причины изменения металлических и неметаллических свойств в периодах и группах.
Образование бинарных соединений. Понятие об ионной связи. Схемы образования ионной связи.
Взаимодействие атомов химических элементов-неметаллов между собой — образование двухатомных молекул простых веществ. Ковалентная неполярная химическая связь. Электронные и структурные формулы.
Взаимодействие атомов химических элементов-неметаллов между собой — образование бинарных соединений неметаллов. Электроотрицательность. Понятие о ковалентной полярной связи.
Взаимодействие атомов химических элементов-металлов между собой — образование металлических кристаллов. Понятие о металлической связи.
Демонстрации. Модели атомов химических элементов. Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева.

ТЕМА 2
Простые вещества (7 ч)

Положение металлов и неметаллов в периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева. Важнейшие простые вещества — металлы: железо, алюминий, кальций, магний, натрий, калий. Общие физические свойства металлов.
Важнейшие простые вещества — неметаллы, образованные атомами кислорода, водорода, азота, серы, фосфора, углерода. Способность атомов химических элементов к образованию нескольких простых веществ — аллотропия. Аллотропные модификации кислорода, фосфора и олова. Металлические и неметаллические свойства простых веществ. Относительность деления простых веществ на металлы и неметаллы.
Постоянная Авогадро. Количество вещества. Моль. Молярная масса. Молярный объем газообразных веществ. Кратные единицы количества вещества — миллимоль и киломоль, миллимолярная и киломолярная массы вещества, миллимолярный и киломолярный объемы газообразных веществ.
Расчеты с использованием понятий «количество вещества», «молярная масса», «молярный объем газов», «постоянная Авогадро».
Расчетные задачи.
1. Вычисление молярной массы веществ по химическим формулам.
2. Расчеты с использованием понятий «количество вещества», «молярная масса», «молярный объем газов », « постоянная Авогадро ».
Демонстрации. Получение озона. Образцы белого и серого олова, белого и красного фосфора. Некоторые металлы и неметаллы количеством вещества 1 моль. Модель молярного объема газообразных веществ.

Практическая работа 1. Правила техники безопасности при работе в химическом кабинете. Приемы обращения с лабораторным оборудованием и нагревательными приборами.
ТЕМА 3
Соединения химических элементов (13 ч)

Степень окисления. Определение степени окисления элементов по химической формуле соединения. Составление формул бинарных соединений, общий способ их называния. Бинарные соединения: оксиды, хлориды, сульфиды и др. Составление их формул. Представители оксидов: вода, углекислый газ и негашеная известь. Представители летучих водородных соединений: хлороводород и аммиак.
Основания, их состав и названия. Растворимость оснований в воде. Таблица растворимости гидроксидов и солей в воде. Представители щелочей: гидроксиды натрия, калия и кальция. Понятие о качественных реакциях. Индикаторы. Изменение окраски индикаторов в щелочной среде.
Кислоты, их состав и названия. Классификация кислот. Представители кислот: серная, соляная и азотная. Изменение окраски индикаторов в кислотной среде.
Соли как производные кислот и оснований. Их состав и названия. Растворимость солей в воде. Представители солей: хлорид натрия, карбонат и фосфат кальция.
Аморфные и кристаллические вещества.
Межмолекулярные взаимодействия. Типы кристаллических решеток: ионная, атомная, молекулярная и металлическая. Зависимость свойств веществ от типов кристаллических решеток.
Вещества молекулярного и немолекулярного строения. Закон постоянства состава для веществ молекулярного строения.
Чистые вещества и смеси. Примеры жидких, твердых и газообразных смесей. Свойства чистых веществ и смесей. Их состав. Массовая и объемная доли компонента смеси. Расчеты, связанные с использованием понятия «доля».
Расчетные задачи. 1. Расчет массовой и объемной долей компонентов смеси веществ. 2. Вычисление массовой доли вещества в растворе по известной массе растворенного вещества и массе растворителя. 3. Вычисление массы растворяемого вещества и растворителя, необходимых для приготовления определенной массы раствора с известной массовой долей растворенного вещества.
Демонстрации. Образцы оксидов, кислот, оснований и солей. Модели кристаллических решеток хлорида натрия, алмаза, оксида углерода (IV). Взрыв смеси водорода с воздухом. Способы разделения смесей. Дистилляция воды.
Лабораторные опыты.
1. Знакомство с образцами веществ разных классов.
2. Разделение смесей.

Практическая работа 2.

Приготовление раствора с заданной массовой долей растворённого вещества.

ТЕМА 4
Изменения, происходящие с веществами (13ч)

Понятие явлений как изменений, происходящих с веществами. Явления, связанные с изменением кристаллического строения вещества при постоянном его составе, — физические явления. Физические явления в химии: дистилляция, кристаллизация, выпаривание и возгонка веществ, центрифугирование.
Явления, связанные с изменением состава вещества, — химические реакции. Признаки и условия протекания химических реакций. Понятие об экзо- и эндотермических реакциях. Реакции горения как частный случай экзотермических реакций, протекающих с выделением света.
Закон сохранения массы веществ. Химические уравнения. Значение индексов и коэффициентов. Составление уравнений химических реакций.
Расчеты по химическим уравнениям. Решение задач на нахождение количества вещества, массы или объема продукта реакции по количеству вещества, массе или объему исходного вещества. Расчеты с использованием понятия «доля», когда исходное вещество дано в виде раствора с заданной массовой долей растворенного вещества или содержит определенную долю примесей.
Реакции разложения. Понятие о скорости химических реакций. Катализаторы. Ферменты.
Реакции соединения. Каталитические и некаталитические реакции. Обратимые и необратимые реакции.
Реакции замещения. Электрохимический ряд напряжений металлов, его использование для прогнозирования возможности протекания реакций между металлами и растворами кислот. Реакции вытеснения одних металлов из растворов их солей другими металлами.
Реакции обмена. Реакции нейтрализации. Условия протекания реакций обмена в растворах до конца.
Типы химических реакций (по признаку «число и состав исходных веществ и продуктов реакции») на примере свойств воды. Реакция разложения — электролиз воды. Реакции соединения — взаимодействие воды с оксидами металлов и неметаллов. Понятие «гидроксиды». Реакции замещения — взаимодействие воды с щелочными и щелочноземельными металлами. Реакции обмена (на примере гидролиза сульфида алюминия и карбида кальция).
Расчетные задачи.
1. Вычисление по химическим уравнениям массы или количества вещества по известной массе или количеству вещества одного из вступающих в реакцию веществ или продуктов реакции.
2. Вычисление массы (количества вещества, объема) продукта реакции, если известна масса исходного вещества, содержащего определенную долю примесей.
3. Вычисление массы (количества вещества, объема) продукта реакции, если известна масса раствора и массовая доля растворенного вещества.
Демонстрации. Примеры физических явлений: а) плавление парафина; б) возгонка иода или бензойной кислоты; в) растворение перманганата калия; г) диффузия душистых веществ с горящей лампочки накаливания. Примеры химических явлений: а) горение магния, фосфора; б) взаимодействие соляной кислоты с мрамором или мелом; в) получение гидроксида меди (II); г) растворение полученного гидроксида в кислотах; д) взаимодействие оксида меди (II) с серной кислотой при нагревании; е) разложение перманганата калия; ж) взаимодействие разбавленных кислот с металлами; з) разложение пероксида водорода; и) электролиз воды.
Лабораторные опыты.
3. Сравнение скорости испарения воды и спирта по исчезновению их капель на фильтровальной бумаге.
4. Окисление меди в пламени спиртовки или горелки.
5. Помутнение известковой воды от выдыхаемого углекислого газа.
6. Получение углекислого газа взаимодействием соды и кислоты.
7. Замещение меди в растворе хлорида меди (II) железом.

Практическая работа 3. Очистка загрязнённой поваренной соли.

Практическая работа 4. Признаки химических реакций.

Практическая работа 5. Получение водорода и изучение его свойств.

Практическая работа 6. Получение кислорода и изучение его свойств.

ТЕМА 5
Растворение. Растворы.
Свойства растворов электролитов (19 ч)

Растворение как физико-химический процесс. Понятие о гидратах и кристаллогидратах. Растворимость. Кривые растворимости как модель зависимости растворимости твердых веществ от температуры. Насыщенные, ненасыщенные и пересыщенные растворы. Значение растворов для природы и сельского хозяйства.
Понятие об электролитической диссоциации. Электролиты и неэлектролиты. Механизм диссоциации электролитов с различным типом химической связи. Степень электролитической диссоциации. Сильные и слабые электролиты.
Основные положения теории электролитической диссоциации. Ионные уравнения реакций. Условия протекания реакции обмена между электролитами до конца в свете ионных представлений.
Классификация ионов и их свойства.
Кислоты, их классификация. Диссоциация кислот и их свойства в свете теории электролитической диссоциации. Молекулярные и ионные уравнения реакций кислот. Взаимодействие кислот с металлами. Электрохимический ряд напряжений металлов. Взаимодействие кислот с оксидами металлов. Взаимодействие кислот с основаниями — реакция нейтрализации. Взаимодействие кислот с солями. Использование таблицы растворимости для характеристики химических свойств кислот.
Основания, их классификация. Диссоциация оснований и их свойства в свете теории электролитической диссоциации. Взаимодействие оснований с кислотами, кислотными оксидами и солями. Использование таблицы растворимости для характеристики химических свойств оснований. Разложение нерастворимых оснований при нагревании.
Соли, их классификация и диссоциация различных типов солей. Свойства солей в свете теории электролитической диссоциации. Взаимодействие солей с металлами, условия протекания этих реакций. Взаимодействие солей с кислотами, основаниями и солями. Использование таблицы растворимости для характеристики химических свойств солей.
Обобщение сведений об оксидах, их классификации и химических свойствах.
Генетические ряды металлов и неметаллов. Генетическая связь между классами неорганических веществ.
Окислительно-восстановительные реакции. Окислитель и восстановитель, окисление и восстановление.
Реакции ионного обмена и окислительно-восстановительные реакции. Составление уравнений окислительно-восстановительных реакций методом электронного баланса.
Свойства простых веществ — металлов и неметаллов, кислот и солей в свете представлений об окислительно-восстановительных процессах.
Демонстрации. Испытание веществ и их растворов на электропроводность. Движение окрашенных ионов в электрическом поле. Зависимость электропроводности уксусной кислоты от концентрации. Взаимодействие цинка с серой, соляной кислотой, хлоридом меди (II). Горение магния. Взаимодействие хлорной и сероводородной воды.
Лабораторные опыты.
8. Реакции, характерные для растворов кислот (соляной или серной).
9. Реакции, характерные для растворов щелочей (гидроксидов натрия или калия).
10. Получение и свойства нерастворимого основания, нп. (гидроксида меди(II)).
11. Реакции, характерные для растворов солей (например, для хлорида меди (II).
12. Реакции, характерные для основных оксидов (например, для оксида кальция).
13. Реакции, характерные для кислотных оксидов (например, для углекислого газа).

Календарно-тематическое планирование по химии для 8 класса.

Количество часов - 72

Учебник – О.С.Габриелян, Химия. 8 класс

Контрольных работ - 5

Практических работ - 6


№п/п

Темы

Час.


Введение

9

1

Предмет химии. Техника безопасности в кабинете химии.

1

2

Вещества.

1

3

Превращения веществ. Роль химии в жизни человека.

1

4

Периодическая система химических элементов.

1

5

Знаки химических элементов.

1

6

Химические формулы.

1

7

Относительная атомная и молекулярная массы.

1

8

Расчёты по химической формуле вещества.

1

9

Контрольная работа №1 по теме «Первоначальные химические понятия»

1


Тема 1. Атомы химических элементов.

11

10

Основные сведения о строении атомов.

1

11

Ядерные реакции. Изотопы.

1

12

Строение электронных оболочек атомов.

1

13

Строение электронных оболочек атомов (продолжение).

1

14

Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева.

1

15

Ионная химическая связь.

1

16

Ковалентная полярная химическая связь.

1

17

Ковалентная неполярная химическая связь.

1

18

Металлическая химическая связь.

1

19

Повторение темы «Атомы химических элементов».

1

20

Контрольная работа № 2 по теме «Атомы химических элементов».

1


Тема 2. Простые вещества

7

21

Простые вещества – металлы.

1

22

Простые вещества – неметаллы.

1

23

Количество вещества. Молярная масса.

1

24

Молярный объём газов. Закон Авогадро.

1

25

Решение задач с использованием понятий «количество вещества», «молярная масса», «молярный объём», «число Авогадро».

1

26

Обобщение, систематизация и коррекция знаний по теме «Простые вещества»

1

27

Решение задач.

Количество вещества.

1


Тема 3. Соединения химических элементов

14

28

Степень окисления и валентность.

1

29

Составление формул соединений по степени окисления и валентности.

1

30

Важнейшие классы бинарных соединений - оксиды и летучие водородные соединения.

1

31

Основания.

1

32

Кислоты.

1

33

Соли.

1

34

Кристаллические решётки.

1

35

Чистые вещества и смеси.

1

36

Массовая и объёмная доли компонентов смеси.

1

37

Решение расчётных задач на нахождение объёмной и массовой долей смеси.

1

38

Практическая работа 1. Знакомство с лабораторным оборудованием. Правила ТБ при выполнении практических работ по химии.

1

39

Практическая работа 2.

Приготовление раствора с заданной массовой долей растворённого вещества.

1

40

Повторение и обобщение темы «Соединения химических элементов».

1

41

Контрольная работа 3 по теме «Соединения химических элементов».



Тема 4. Изменения, происходящие с веществами

13

42

Физические явления.

1

43

Практическая работа 3.

Очистка загрязнённой поваренной соли.

1

44

Химические реакции.

1

45

Практическая работа №4. Признаки химических реакций.

1

46

Химические уравнения.

1

47

Реакции разложения и соединения.


48

Реакции замещения и обмена.

1

49

Типы химических реакций на примере свойств воды.

1

50

Расчёты по химическим уравнениям.

1

51

Повторение и обобщение темы «Изменения, происходящие с веществами».

2

52

Контрольная работа № 4 по теме «Изменения, происходящие с веществами».

1

53

Практическая работа №5. Получение водорода и изучение его свойств.

1

54

Практическая работа №6. Получение кислорода и изучение его свойств.

1


Тема 5. Растворение. Растворы. Свойства растворов электролитов

18

55

Растворение. Растворимость веществ в воде.

1

56

Электролитическая диссоциация

1

57

Основные положения ТЭД.

1

58

Диссоциация кислот, оснований и солей.

1

59

Ионные уравнения.

1

60

Упражнения в составлении ионных уравнений реакций.

1

61

Кислоты в свете теории электролитической диссоциации.

1

62

Основания в свете теории электролитической диссоциации.

1

63

Оксиды в свете теории электролитической диссоциации.

1

64

Соли в свете теории электролитической диссоциации.

1

65

Генетическая связь между основными классами неорганических соединений.

1

66

Упражнения по составлению схем генетической связи между классами неорганических соединений


67

Окислительно-восстановительные реакции.

1

68

Упражнения в составлении окислительно-восстановительных реакций.

1

69

Свойства веществ изученных классов соединений в свете окислительно-восстановительных реакций.

1

70

Повторение и обобщение темы «Растворение. Свойства растворов электролитов».

1

71

Контрольная работа № 5

Растворение. Свойства растворов электролитов

1

72

Анализ контрольной работы. Подведение итогов изучения курса химии 8 класса.

1


Требования и результаты усвоения учебного материала по неорганической химии 8 класс

Учaщиеся должны знать:

основные формы существования химического элемента (свободные атомы, простые и сложные вещества);

основные сведения о строении атомов элементов малых периодов;

основные виды химических связей;

типы кристаллических решеток;

факторы, определяющие скорость химических реакций и состояние химического равновесия;

типологию химических реакций по различным признакам;

сущность электролитической диссоциации;

названия, состав, классификацию и свойства важнейших классов неорганических соединений в свете теории электролитической диссоциации и с позиций окисления-восстановления.

Учащиеся должны уметь:

а) применять следующие понятия: химический элемент, атом, изотопы, ионы, молекулы; простое и сложное вещество; аллотропия; относительная атомная и молекулярная массы, количество вещества, молярная масса, молярный объем, число Авогадро; электроотрицательность, степень окисления, окислительно-восстановительный процесс; химическая связь, ее виды и разновидности; химическая реакция и ее классификации; скорость химической реакции и факторы ее зависимости; обратимость химических реакций, химическое равновесие и условия его смещения; электролитическая диссоциация, гидратация молекул и ионов; ионы, их классификация и свойства; электрохимический ряд напряжений металлов;

б) разъяснять смысл химических формул и уравнений; объяснять действие изученных закономерностей (сохранения массы веществ при химических реакциях); определять степени окисления атомов химических элементов по формулам их соединений; составлять уравнения реакций, определять их вид и характеризовать окислительно - восстановительные реакции, определять по составу (химическим формулам) принадлежность веществ к различным классам соединений и характеризовать их химические свойства, в том числе и в свете теории электролитической диссоциации; устанавливать генетическую связь между классами неорганических соединений и зависимость между составом вещества и его свойствами;

в) обращаться с лабораторным оборудованием; соблюдать правила техники безопасности; проводить простые химические опыты; наблюдать за химическими процессами и оформлять результаты наблюдений;

г) производить расчеты по химическим формулам и уравнениям с использованием изученных понятий.

Курс химии 9 класса рассчитан на 68 часов (2 часа в неделю).

В содержании курса 9 класса в начале обобщённо раскрыты сведения о свойствах классов веществ - металлов и неметаллов, а затем подробно освещены свойства щелочных и щелочноземельных металлов и галогенов. Наряду с этим в курсе раскрываются также и свойства отдельных важных в народнохозяйственном отношении веществ. Заканчивается курс знакомством с органическими соединениями, в основе отбора которых лежит идея генетического развития органических веществ от углеводородов до биополимеров (белков и углеводов).


Цели и задачи изучения предмета

Изучение  химии  на  базовом  уровне  на ступени основного  общего  образования  в 9 классе направлено  на  достижение  следующих  целей:

  • освоение важнейших знаний об основных понятиях и законах химии, химической символике;

  • овладение умениями наблюдать химические явления, проводить химический эксперимент, производить расчеты на основе химических формул веществ и уравнений химических реакций;

  • развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе проведения химического эксперимента, самостоятельного приобретения знаний в соответствии с возникающими жизненными потребностями;

  • воспитание отношения к химии как к одному из фундаментальных компонентов естествознания и элементу общечеловеческой культуры;

  • применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.

Ведущими идеями предлагаемого курса являются:

  • Материальное единство веществ природы, их генетическая связь;

  • Причинно-следственные связи между составом, строением, свойствами и применением веществ;

  • Познаваемость веществ и закономерностей протекания химических реакций;

  • Объясняющая и прогнозирующая роль теоретических знаний для фактического материала химии элементов;

  • Конкретное химическое соединение представляет собой звено в непрерывной цепи превращений веществ, оно участвует в круговороте химических элементов и в химической эволюции;

  • Законы природы объективны и познаваемы, знание законов дает возможность управлять химическими превращениями веществ, находить экологически безопасные способы производства и охраны окружающей среды о загрязнений.

  • Наука и практика взаимосвязаны: требования практики – движущая сила науки, успехи практики обусловлены достижениями науки;

  • Развитие химической науки и химизации народного хозяйства служат интересам человека и общества в целом, имеют гуманистический характер и призваны способствовать решению глобальных проблем современности.

Концепция, заложенная в содержании учебного предмета

Данная программа построена по концентрической концепции.

Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую программу включены лабораторные опыты и практические работы, предусмотренные Примерной и авторской программами. Программа О.С. Габриеляна включает все лабораторные работы, предусмотренные Примерной программой.

Значительное место в содержании курса отводится химическому эксперименту. Он открывает возможность формировать у учащихся специальные предметные умения работать с веществами, выполнять простые химические опыты, учит школьников безопасному и экологически грамотному обращению с веществами в быту и на производстве.

Предполагаемые результаты обучения

Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций: умение самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность; использование элементов причинно-следственного и структурно-функционального анализа; определение сущностных характеристик изучаемого объекта; умение развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства; оценивание и корректировка своего поведения в окружающем мире.

При выполнении творческих работ формируется умение определять адекватные способы решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов, комбинировать известные алгоритмы деятельности в ситуациях, не предполагающих стандартного применения одного из них, мотивированно отказываться от образца деятельности, искать оригинальные решения. Учащиеся должны научиться пред­ставлять результаты индивидуальной и групповой познавательной деятельности в форме ис­следовательского проекта, публичной презентации. Реализация поурочно-тематического плана обеспечивает освоение общеучебных умений и компетенций в рамках информационно-коммуникативной деятельности.

Требования к уровню подготовки обучающихся включают в себя как требования, основанные на усвоении и воспроизведении учебного материала, понимании смысла химических понятий и явлений, так и основанные на более сложных видах деятельности: объяснение физических и химических явлений, приведение примеров практического использования изучаемых химических явлений и законов. Требования направлены на реализацию деятельностного, практико-ориентированного и личностно ориентированного подходов, овладение учащимися способами интеллектуальной и практической деятельности, овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.

Учебно-тематический план 9 класс


тема

Кол-во

часов по программе Габриеляна

Кол-во

часов по рабочей программе

1. Повторение вопросов курса 8 класса

6

6

2. Металлы.

15

17

3. Неметаллы

23

25

4. Органические вещества.

11

17

5. Обобщение знаний по химии за курс основной школы.

6

3

ИТОГО:

61

68

В программу внесены следующие изменения: тема «Металлы» увеличена на 2 часа, «Неметаллы» увеличена на 2 часа, тема «Органические вещества» на 6 часов за счёт резервного времени и уменьшения часов на обобщение, «Обобщение знаний по химии» сокращена на 3 часа.

9 класс (2 ч в неделю; всего 68 ч)

Повторение основных вопросов курса 8 класса и введение в курс 9 класса (5 ч)

Характеристика элемента по его положению в периодической системе Д. И. Менделеева. Свойства оксидов, кислот, оснований и солей в свете теории электролитической диссоциации и окисления-восстановления.

Понятие о переходных элементах. Амфотерность. Генетический ряд переходного элемента.

Периодический закон и периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева.

Тема 1. Скорость химических реакций. Химическое равновесие (5 ч)

Понятие о скорости химических реакций. Единицы измерения скорости химических реакций. Факторы, определяющие скорость химических реакций: природа реагирующих веществ, их концентрация, влияние температуры, величина поверхности соприкосновения реагирующих веществ. Действие катализатора на скорость химических реакций. Понятие о ферментах.

Обратимые и необратимые реакции. Химическое равновесие и его динамический характер. Факторы, влияющие на химическое равновесие. Принцип Ле Шателье.

Демонстрации. Опыты, показывающие зависимость скорости химических реакций от природы реагирующих веществ (взаимодействие цинка с соляной и уксусной кислотами), от величины площади поверхности соприкосновения реагирующих веществ (взаимодействие различных по размеру гранул цинка с соляной кислотой), от концентрации и температуры (взаимодействие цинка с серной кислотой разной концентрации при разных температурах), от катализатора (разложение пероксида водорода в присутствии оксида марганца (IV). Примеры необратимых реакций, протекающих в растворах с образованием газа, осадка или воды. Примеры обратимых реакций; смещение равновесия химической реакции, протекающей между роданидом аммония и хлоридом железа (III) в растворе.

Лабораторный опыт. Изучение влияния условий на скорость химических реакций.


Тема 2. Металлы (14 ч)

Положение металлов в периодической системе Д.И. Менделеева. Металлическая кристаллическая решётка и металлическая химическая связь. Общие физические свойства металлов. Химические свойства металлов как восстановителей, а также в свете их положения в электрохимическом ряду напряжений металлов. Коррозия металлов и способы борьбы с ней. Сплавы, их свойства и значение.

Общая характеристика щелочных металлов. Металлы в природе. Общие способы их получения. Строение атомов. Щелочные металлы - простые вещества. Важнейшие соединения щелочных металлов – оксиды, гидроксиды и соли (хлориды, карбонаты, сульфаты, нитраты), их свойства и применение в народном хозяйстве. Калийные удобрения.

Общая характеристика элементов главной подгруппы II группы. Строение атомов. Щелочноземельные металлы - простые вещества. Важнейшие соединения щелочноземельных металлов - оксиды, гидроксиды и соли (хлориды, карбонаты, нитраты, сульфаты, фосфаты), их свойства и применение в народном хозяйстве.

А л ю м и н и й. Строение атома, физические и химические свойства простого вещества. Соединения алюминия - оксид и гидроксид, их амфотерный характер. Важнейшие соли алюминия. Применение алюминия и его соединений.

Ж е л е з о. Строение атома, физические и химические свойства простого вещества. Генетические ряды Fe2+ и Fe3+. Важнейшие соли железа. Значение железа и его соединений для природы и народного хозяйства.

Демонстрации. Образцы щелочных и щелочноземельных металлов. Образцы сплавов. Взаимодействие натрия, лития и кальция с водой. Взаимодействие натрия и магния с кислородом. Взаимодействие металлов с неметаллами. Получение гидроксидов железа (II) и (III).

Лабораторные опыты. 1. Получение и взаимодействие гидроксида цинка с растворами кислот и щелочей. 2. Рассмотрение образцов металлов. 3. Взаимодействие металлов с растворами кислот и солей. 4. Ознакомление с образцами природных соединений натрия, кальция, алюминия и рудами железа. 5. Качественные реакции на ионы Fe2+ и Fe3+.


Тема 3. Неметаллы (23 ч)

Общая характеристика неметаллов: положение в периодической системе, особенности строения атомов, электроотрицательность (ЭО) как мера «неметалличности», ряд ЭО. Кристаллическое строение неметаллов - простых веществ. Аллотропия. Физические свойства неметаллов. Относительность понятий «металл» - «неметалл».

Общая характеристика галогенов. Строение атомов. Простые вещества и основные соединения галогенов, их свойства. Краткие сведения о хлоре, броме, фторе и иоде. Применение галогенов и их соединений в народном хозяйстве.

Сера. Строение атома, аллотропия, свойства и применение ромбической серы. Оксиды серы (IV и VI), их получение, свойства и применение. Серная кислота и ее соли, их применение в народном хозяйствe. Производство серной кислоты.

А з о т. Строение атома и молекулы, свойства простого вещества. Аммиак, строение, свойства, получение и применение. Соли аммония, их свойства и применение. Оксиды азота (II) и (IV). Азотная кислота, ее свойства и применение. Нитраты и нитриты, проблема их содержания в сельскохозяйственной продукции. Азотные удобрения.

Ф о с ф о р. Строение атома, аллотропия, свойства белого и красного фосфора, их применение. Основные соединения: оксид фосфора (V) и ортофосфорная кислота, фосфаты. Фосфорные удобрения.

У г л е р о д. Строение атома, аллотропия, свойства модификаций, применение. Оксиды углерода (II) и (IV), их свойства и применение. Карбонаты: кальцит, сода, поташ, их значение в природе и жизни человека.

К р е м н и й. Строение атома, кристаллический кремний, его свойства и применение. Оксид кремния (IV), его природные разновидности. Силикаты. Значение соединений кремния в живой и неживой природе. Понятие о силикатной промышленности.

Демонстрации. Образцы галогенов - простых веществ. Взаимодействие галогенов с натрием, алюминием. Вытеснение хлором брома или иода из растворов их солей. Взаимодействие серы с металлами, водородом и кислородом. Взаимодействие концентрированной азотной кислоты с медью. Поглощение углем растворенных веществ или газов. Восстановление меди из ее оксида углем. Образцы природных соединений хлора, серы, фосфора, углерода, кремния. Образцы важнейших для народного хозяйства сульфатов, нитратов, карбонатов, фосфатов. Образцы стекла, керамики, цемента.

Лабораторные опыты. 1. Качественные реакции на хлорид-, сульфат-, карбонат-ионы. 2. Распознавание солей аммония. 3. Ознакомление с природными силикатами. 4. Ознакомление с продукцией силикатной промышленности. 5. Получение углекислого газа и его распознавание.


Тема 4. Практикум № 1. «Получение, свойства и распознавание неорганических веществ» (4 ч)

1. Получение амфотерного гидроксида и изучение его свойств. 2. Получение аммиака и исследование его свойств. 3. Получение углекислого газа и изучение его свойств. Переход карбоната в гидрокарбонат и обратно. 4. Решение экспериментальных задач на распознавание важнейших катионов и анионов. 5. Практическое осуществление переходов.

ОРГАНИЧЕСКИЕ ВЕЩЕСТВА

Тема 5. Органические соединения (14 ч)

Вещества органические и неорганические, относительность этого понятия. Причины многообразия углеродных соединений. Теория строения органических соединений А. М. Бутлерова.

А л к а н ы. Строение молекулы метана. Понятие о гомологическом ряде. Изомерия углеродного скелета. Химические свойства алканов: реакция горения, замещения, разложения и изомеризации. Применение метана.

А л к е н ы. Этилен как родоначальник гомологического ряда алкенов. Двойная связь в молекуле этилена. Свойства этилена: реакции присоединения (водорода, галогена, галогеноводорода, воды) и окисления. Понятие о предельных одноатомных спиртах на примере этанола и двухатомных - на примере этиленгликоля. Трехатомный спирт - глицерин. Реакции полимеризации этилена. Полиэтилен и его значение.

А л к и н ы. Ацетилен. Тройная связь в молекуле ацетилена. Применение ацетилена на основе свойств: реакция горения, присоединения хлороводорода и дальнейшая полимеризация в поливинилхлорид, реакция гидратации ацетилена. Понятие об альдегидах па примере уксусного альдегида. Окисление альдегида в кислоту. Одноосновные предельные карбоновые кислоты на примере уксусной кислоты. Её свойства и применение.

Реакции этерификации и понятие о сложных эфирах. Жиры как сложные эфиры глицерина и жирных кислот.

Понятие об аминокислотах как амфотерных органических веществах. Реакции поликонденсации. Белки, их строение и биологическая роль.

Понятие об углеводах. Глюкоза, ее свойства и значение. Крахмал и целлюлоза, их биологическая роль.

Демонстрации. Модели молекул метана и других углеводородов. Взаимодействие этилена с бромной водой и раствором перманганата калия. Получение ацетилена карбидным способом и его горение. Образцы этанола, этиленгликоля и глицерина. Окисление уксусной кислоты. Получение уксусно-этилового эфира. Омыление жира. Доказательство наличия функциональных групп в растворах аминокислот. Цветные реакции белков. Взаимодействие глюкозы с аммиачным раствором оксида серебра. Гидролиз глюкозы и крахмала.

Лабораторные опыты. 1. Изготовление моделей молекул углеводородов. 2. Свойства глицерина. 3. Взаимодействие глюкозы с гидроксидом меди (II). 4. Взаимодействие крахмала с иодом.

Тема 6. Практикум № 2. «IIолучение, свойства и распознавание органических веществ»

(2 ч)

1. Получение и свойства этилена. 2. Решение экспериментальных задач на распознавание органических веществ с использованием качественных реакций на альдегиды, многоатомные спирты, крахмал и непредельные соединения. 3. Распознавание волокон и пластмасс.

Тема-модуль. Химические вещества в сельском хозяйстве (3 ч)

Основные направления химизации сельского хозяйства.

Растения и почва. Минеральное питание растений. Понятие о почвенном поглощающем комплексе.

Удобрения и их классификация. Органические удобрения: сапропель, торф, навоз и др. Минеральные удобрения, их классификация. Важнейшие калийные, азотные, фосфорные удобрения. Микроудобрения. Проблемы выращивания экологически чистой сельскохозяйственной продукции.

Химические средства защиты растений. Пестициды, их классификация, важнейшие представители. Техника безопасности при использовании пестицидов в сельском хозяйстве.

Стимуляторы роста и плодоношения растений.

Использование веществ в кормовых рационах животных.

Химическая мелиорация почв. Известкование. Гипсование.

Химизация сельского хозяйства и пути решения продовольственной проблемы.

Проблема защиты окружающей среды от химических веществ, применяемых в сельском хозяйстве.

Демонстрации. Коллекции органических и минеральных удобрений. Образцы микроудобрений. Коллекции различных пестицидов. Коллекции стимуляторов роста и плодоношения растений. Ознакомление с некоторыми минеральными удобрениями (хлорид и фосфат аммония).

Лабораторные опыты. 1. Влияние минеральных удобрений на рост и развитие растений. 2. Ознакомление с образцами различных удобрений и пестицидов. 3. Сравнение действия различных удобрений на содержание нитратов и нитритов в плодах и овощах.

Календарно-тематическое планирование по химии для 9 класса.

Количество часов - 68

Учебник – О.С.Габриелян, Химия. 9 класс

Контрольных работ - 4

Практических работ - 5


№п/п

Темы

Час.


Повторение вопросов курса 8 класса

6

1

Характеристика элемента на основании его положения в пе­риодической системе Д.И.Менделеева.

1

2

Характеристика химического элемента по кислотно-основным свойствам образуемых им соединений

1

3

Периодический закон и перио­дическая сис­тема химических элементов Д.И.Менделеева.

1

4

Скорость химических реакций. Условия, влияющие на скорость реакции.

1

5

Химическое равновесие и условия его смещения.

1

6

Решение задач на нахождение скорости химической реакции и на смещение химического равновесия.

1


Тема 2. Металлы.

17

7

Положение ме­таллов в перио­дической сис­теме Д.И.Менделеева и особенности строения их атомов. Физи­ческие свойства металлов.

1

8

Химические свойства метал­лов.

1

9

Коррозия металлов.

1

10

Металлы в природе. Общие способы получения металлов.

1

11

Общая характеристика элементов главной подгруппы 1 группы.

1

12

Соединения щелочных металлов.

1

13

Бериллий, магний и щелочнозе­мельные ме­таллы.

1

14

Соединения щёлочноземельных металлов.

1

15

Алюминий.

1

16

Соединения алюминия.

1

17

Решение задач на расчёт выхода продукта реакции от теоретически возможного.

1

18

Железо, его физические и химические свойства.

1

19

Соединения железа

1

20

Решение задач на избыток и недостаток.

1

21

Практическая работа №1. Решение экспериментальных задач по теме: «Металлы».

1

22

Обобщение по теме «Металлы».

1

23

Контрольная ра­бота № 1.

Металлы.

1


Тема 3. Неметаллы

25

24

Общая характе­ристика неме­таллов.

1

25

Водород, его физические и химические свойства.

1

26

Общая характе­ристика галоге­нов.

1

27

Соединения га­логенов.

1

28

Практическая работа № 2. Получение соляной кислоты и изучение её свойств.

1

29

Кислород, его физические и химические свойства.

1

30

Сера, её физиче­ские и химиче­ские свойства.

1

31

Оксиды серы.

1

32

Серная кислота и её соли.

1

33

Практическая работа № 3 Решение экспериментальных задач по теме: «Подгруппа кислорода».

1

34

Азот и его свойства.

1

35

Аммиак и его свойства.

1

36

Практическая работа № 4. Получение аммиака и изучение его свойств.

1

37

Соли аммония.

1

38

Азотная кислота и её соли. Соли азотной кислоты.

1

39

Соли азотной кислоты. Азотные удобрения.

1

40

Фосфор.

1

41

Соединения фосфора.

1

42

Углерод.

1

43

Оксиды угле­рода.


44

Угольная ки­слота и её соли.

1

45

Практическая работа № 5. Получение оксида углерода и изучение его свойств. Распознавание карбонатов.

1

46

Кремний.

1

47

Обобщение и систематизация знаний по теме «Неметаллы».

1

48

Контрольная ра­бота № 2.

Неметаллы.



Тема 4. Органические вещества.

20

49

Предмет орга­нической химии. Строение атома углерода.

1

50

Гомологи и изомеры.

1

51

Алканы. Химические свойства и применение.

1

52

Алкены. Химические свойства этилена.

1

53

Ацетилен

1

54

Бензол.

1

55

Спирты.

1

56

Альдегиды.

1

57

Предельные одноосновные кислоты.

1

58

Жиры

1

59

Аминокислоты.

1

60

Белки.

1

61

Углеводы.

1

62

Полимеры.

1

63

Обобщение знаний по органической химии.

1

64

Подготовка к контрольной работе.

1

65

Контрольная работа № 3.

Органическая химия.

1

66

Повторение курса химии 9 класса

1

67

Подготовка к итоговой контрольной работе.

1

68

Итоговая контрольная работа № 4.

1


ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ

ОСНОВНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ


В результате изучения химии ученик должен

знать / понимать

  • химическую символику: знаки химических элементов, формулы химических веществ и уравнения химических реакций;

  • важнейшие химические понятия: химический элемент, атом, молекула, относительные атомная и молекулярная массы, ион, химическая связь, вещество, классификация веществ, моль, молярная масса, молярный объем, химическая реакция, классификация реакций, электролит и неэлектролит, электролитическая диссоциация, окислитель и восстановитель, окисление и восстановление;

  • основные законы химии: сохранения массы веществ, постоянства состава, периодический закон;

уметь

  • называть: химические элементы, соединения изученных классов;

  • объяснять: физический смысл атомного (порядкового) номера химического элемента, номеров группы и периода, к которым элемент принадлежит в периодической системе Д.И. Менделеева; закономерности изменения свойств элементов в пределах малых периодов и главных подгрупп; сущность реакций ионного обмена;

  • характеризовать: химические элементы (от водорода до кальция) на основе их положения в периодической системе Д.И.Менделеева и особенностей строения их атомов; связь между составом, строением и свойствами веществ; химические свойства основных классов неорганических веществ;

  • определять: состав веществ по их формулам, принадлежность веществ к определенному классу соединений, типы химических реакций, валентность и степень окисления элемента в соединениях, тип химической связи в соединениях, возможность протекания реакций ионного обмена;

  • составлять: формулы неорганических соединений изученных классов; схемы строения атомов первых 20 элементов периодической системы Д.И.Менделеева; уравнения химических реакций;

  • обращаться с химической посудой и лабораторным оборудованием;

  • распознавать опытным путем: кислород, водород, углекислый газ, аммиак; растворы кислот и щелочей, хлорид-, сульфат-, карбонат-ионы;

  • вычислять: массовую долю химического элемента по формуле соединения; массовую долю вещества в растворе; количество вещества, объем или массу по количеству вещества, объему или массе реагентов или продуктов реакции;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • безопасного обращения с веществами и материалами;

  • экологически грамотного поведения в окружающей среде;

  • оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека;

  • критической оценки информации о веществах, используемых в быту;

приготовления растворов заданной концентрации.

Формы контроля

Устный ответ

Оценка «5» - ответ полный, правильный, самостоятельный, материал изложен в определенной логической последовательности.

Оценка «4» - ответ полный и правильный, материал изложен в определенной логической последовательности, допущены две-три несущественные ошибки, исправленные по требованию учителя.

Оценка «3» - ответ полный, но допущены существенные ошибки или ответ  неполный.

Оценка «2» - ученик не понимает основное содержание учебного материала или допустил существенные ошибки, которые не может исправить даже при наводящих вопросах учителя.

 

Расчетные задачи

Оценка «5» - в логическом рассуждении нет ошибок, задача решена рациональным способом.

Оценка «4» - в рассуждении нет ошибок, но задача решена нерациональным способом или допущено не более двух несущественных ошибок.

Оценка «3» - в рассуждении нет ошибок, но допущена ошибка в математических расчетах.

Оценка «2» - имеются ошибки в рассуждениях и расчетах.

Экспериментальные задачи

Оценка «5» - правильно составлен план решения, подобраны реактивы, дано полное объяснение и сделаны выводы.

Оценка «4» - правильно составлен план решения, подобраны реактивы, при этом допущено не более двух ошибок (несущественных) в объяснении и выводах.

Оценка «3» - правильно составлен план решения, подобраны реактивы, допущена существенная ошибка в объяснении и выводах.

Оценка «2» -допущены две и более ошибки в плане решения, в подборе реактивов, выводах.

Практическая работа

Оценка «5» - работа выполнена полностью, правильно сделаны наблюдения и выводы, эксперимент осуществлен по плану, с учетом техники безопасности, поддерживается чистота рабочего места, экономно расходуются реактивы.

Оценка «4»- работа выполнена полностью, правильно сделаны наблюдения и выводы, но при этом эксперимент проведен не полностью или допущены несущественные ошибки в работе с веществами и оборудованием.

Оценка «3»- работа выполнена не менее чем на половину или допущены существенные ошибка в ходе эксперимента, в объяснении, в оформлении работы, но исправляются по требованию учителя.

Оценка «2»- допущены две или более существенные ошибки, учащийся не может их исправить даже по требованию учителя.

Контрольная работа

Оценка «5» - работа выполнена полностью, возможна несущественная ошибка.

Оценка «4» - работа выполнена полностью, допущено не более двух несущественных ошибок.

Оценка «3» - работа выполнена не менее чем наполовину, допущена одна существенная или две несущественные ошибки.

Оценка «2» - работа выполнена менее чем наполовину или содержит несколько существенных ошибок.

Контроль уровня обученности

Стартовая контрольная работа

Вариант №1

1. Напишите электронную и графическую формулу элемента № 17 и формулы его водородного соединения, высшего оксида и соединения с кальцием. Укажите тип связи в этих соединениях.

2. Как изменяются неметаллические свойства элементов в ряду:

Si      P    S   Cl

-  у какого элемента радиус атома наименьший?

- какой элемент имеет наименьшую электроотрицательность? 

3. Даны вещества:

MgCl2   Fe(OH)3   Ca(OH)2     SO3    BaCO3     H2SO4    Al(OH)3    Zn(OH)2    HNO3    FeO    SiO2    CaO

Выпишите формулы: а) амфотерных гидроксидов,   б) основных оксидов,  в) кислот.   г) солей.

4. Осуществите превращения и определите тип каждой реакции:

AgCl       MgCL2     Mg  MgO      MgSO4   Mg(OH)2

5. Какова масса  и количество вещества оксида магния, который образуется при взаимодействии   2,4 г магния с кислородом?

Стартовая контрольная работа

Вариант №2

1. Напишите электронную и графическую формулу элемента № 11 и формулы его  высшего оксида и соединения с хлором. Укажите тип связи в этих соединениях.

2. Как изменяются неметаллические свойства элементов в ряду:

C      N    O   F

-  у какого элемента радиус атома наименьший?

- какой элемент имеет наименьшую электроотрицательность?

3. Даны вещества:

MgCl2   Fe(OH)3   Ca(OH)2     SO3    BaCO3     H2SO4    Al(OH)3    Zn(OH)2    HNO3    FeO    SiO2    CaO

Выпишите формулы: а) амфотерных гидроксидов,   б) основных оксидов,  в) кислот.   г) солей.

4. Осуществите превращения и определите тип каждой реакции:

AgCl       FeCL2    Fe  FeO      FeSO4   Fe(OH)2

5. Какова масса  и количество вещества диоксида углерода, который образуется при взаимодействии   24 г угля с кислородом?

«Металлы». Контрольная работа №1

Вариант № 1

На оценку «3»

1.       Допишите уравнения  реакций:

а) АgNО3 + НСl  →                                             б) Fе + Сl2

в) Аl(ОН)3 + Н 24  →                                      г) Сu + АgNО3


2.       Расскажите о положении металлов в Периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева.


3.       Перечислите способы защиты металлов от коррозии.

На оценку «4 и 5»

4.       Напишите уравнения реакций, позволяющие осуществить превращения

Са  →  Са(ОН)2  →  СаСО3  →  СаО  →  СаСl2.

Для перехода 4  составьте полное и сокращенное ионное уравнение.

«Металлы». Контрольная работа №1

Вариант № 2

На оценку «3»

1.       Допишите уравнения  реакций:

а) Са + S  →                                                         б) Са  + Н 2О →

в) МgСО3 + НСl  →                                            г) Li + О2

2.       Расскажите о природных соединениях кальция. Каково их значение для человека?

3.       Расскажите о видах коррозии.

На оценку «4 и 5»

4.       Напишите уравнения реакций, позволяющие осуществить превращения:

      Zn  →  Zn О  → Zn Сl2  →  Zn (ОН)2  →  Zn(NО3)2.

5. Для перехода 4  составьте полное и сокращенное ионное уравнение.

Контрольная работа №2 по теме «Неметаллы»

Вариант №1

1.       Получение водорода в лаборатории и техника безопасности при работе с ним.

2.       Стекло. История, химический состав, применение.

3.       Напишите уравнения реакций, соответствующие переходам:

P  → P2O5  → H3PO4  → K3PO4  → AgPO4.

4. Определите массу кислорода, затраченного на сжигание 62г фосфора.

5. В трёх пробирках находятся хлорид, сульфат и карбонат натрия. Как распознать каждую из солей. Напишите план распознавания и уравнения химических реакций.

Контрольная работа  №2 по теме «Неметаллы»

Вариант №2

1.       Техника безопасности при работе и растворении с серной кислотой..

2.       Керамика. История, химический состав, применение.

3.       Напишите уравнения реакций, соответствующие переходам:

Si  → SiO2  → Na2SiO3  → H2SiO3  →  SiO2.

4. Определите массу кислорода, затраченного на сжигание 36г угля.

5. В трёх пробирках находятся хлорид, сульфат и карбонат натрия. Как распознать каждую из солей. Напишите план распознавания и уравнения химических реакций.

Контрольная работа № 3 «Органические вещества» 

1 вариант

1.       Даны вещества:

1)       СН3ОН                         2) С3Н8

3)       СН2═СН─СН3                  4) С12Н22О11

5)  NH2─CH2─COOH        6) C6H6O

7) CH3─CH                        8) CH3─COOH

К какому классу соединений принадлежит каждое из этих веществ?

Напишите полные структурные формулы веществ 2 и 8.

Назовите соединения 1 и 6.

 

2.       Углеводород, массовая доля углерода в котором составляет 83,33%, а водорода – 16,67%, имеет относительную плотность паров по водороду 36. Выведите молекулярную формулу этого вещества.

Контрольная работа № 3 «Органические вещества»

2 вариант

1.       Даны вещества:

1)       СН≡CН                       2) СН4

3)  СН3─СН2─OH               4) CH2═CH2

5)  CH3─COOCH3O            6) C6H12O6

7) H─CH                             8) HCOOH

К какому классу соединений принадлежит каждое из этих веществ?

Напишите полные структурные формулы веществ 2 и 8.

Назовите соединения 1 и 3.

2.        Выведите формулу вещества, содержащего 82,75% углерода и 17, 25% водорода. Относительная плотность паров этого вещества по воздуху равна 2.

Итоговая контрольная работа за курс 9 класса

Вариант №1

На оценку «3»

1.       Дайте характеристику  натрия по плану:

а) нахождение в Периодической таблице и природе;

б) возможные степени окисления, формулы соединений, в которых элемент её проявляет;

в) значение в природе и жизни человека.

2.       Допишите уравнения реакций:

а)    Al(OH)3 + HCl →                                              б)   CO2 + H 2O →

в)    CaCO3 + HCl →                                                 г)    P +  O2

3. В уравнении под буквой «г» расставьте коэффициенты методом электронного баланса

На оценку «4»

4. Решить задачу: Определить массу кислорода, затраченного на реакцию с 62г фосфора.

На оценку «5»

5.Напишите уравнения реакций, позволяющие осуществить переходы:

Ca → CaO → Ca(OH)2 → Ca(NO3)2.

Итоговая контрольная работа за курс 9 класса

Вариант №2

На оценку «3»

1.       Дайте характеристику фосфору по плану:

а) нахождение в Периодической таблице и природе;

б) возможные степени окисления, формулы соединений, в которых элемент её проявляет;

в) значение в природе и жизни человека.

2.       Допишите уравнения реакций:

а)    Cu(OH)2 + H 2SO4 →                                         б)   P 2O5 + H 2O →

в)    AgNO3 + HCl →                                                г)  Fе + С12

3. В уравнении под буквой «г» расставьте коэффициенты методом электронного баланса 

На оценку «4»

4. Решить задачу:  Определить массу кислорода, затраченного на реакцию с 24г углерода.

На оценку «5»

5.Напишите уравнения реакций, позволяющие осуществить переходы:

Cu → CuO → CuCl2 → Cu(OH)2.



Литература:

Для учителя:

  1. Габриелян О.С. Химия 8 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. – М.: Дрофа, 2005.

  2. Габриелян О.С. Программа курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений. М.: Дрофа, 2005.

  3. Габриелян О.С. Химия 9 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. – М.: Дрофа, 2005.

Дополнительная литература для учителя:

  1. Настольная книга учителя. Химия 8 класс. /О.С. Габриелян, Н.П. Воскобойникова, А.В. Яшукова – М.: Дрофа, 2003.

  2. Настольная книга учителя. Химия 9 класс. /О.С. Габриелян, Н.П. Воскобойникова, А.В. Яшукова – М.: Дрофа, 2003.

  3. Химия в тестах, задачах, упражнениях. 8-9 класс / О.С. Габриелян, Н.П. Воскобойникова – М.: Дрофа, 2003.

  4. Органическая химия в тестах, задачах и упражнениях / О.С. Габриелян, И.Г. Остроумов – М.: Дрофа. 2003.

Дополнительная литература для учащихся:

  1. Химия 8 класс. Рабочая тетрадь. Габриелян О.С., Яшукова А.В. – М.: Дрофа, 2005

  2. Тетрадь для лабораторных опытов и праХимия.ктических работ к учебнику О.С. Габриеляна «Химия. 8 класс» Габриелян О.С., Яшукова А.В. – М.: Дрофа, 2006.

  3. Химия 9 класс. Рабочая тетрадь. Габриелян О.С., Яшукова А.В. – М.: Дрофа, 2005

  4. Тетрадь для лабораторных опытов и праХимия.ктических работ к учебнику О.С. Габриеляна «Химия. 9 класс» Габриелян О.С., Яшукова А.В. – М.: Дрофа, 2006.

  5. Контрольные и проверочные работы к учебнику О.С. Габриеляна «Химия 9» / О.С. Габриелян, П.Н. Берёзкин, А.А. Ушакова – М.: Дрофа, 2003.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!