Государственное образовательное учреждение
Луганской Народной Республики
«Краснодонская средняя общеобразовательная школа №2»
УТВЕРЖДАЮ:
Директор ГОУ КСОШ №2
________ Задороженко С.И.
«31» августа 2018 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по химии
(базовый уровень)
8-9классы
Составитель рабочей программы:
Романюк Римма Юрьевна,
учитель химии
2018г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа составляется на основании следующих нормативных документов:
1. Временного Основного Закона (Конституции) Луганской Народной Республики от 18.05.14 (с изменениями, внесенными Законами Луганской Народной Республики от 24.09.14 № 22-I, от 03.12.14 № 1-II, от 03.03.15 № 11-II).
2. Закона Луганской Народной Республики от 30.09.16 № 128-II «Об образовании».
3.Приказа МОН ЛНР от 27.12.16 № 483 «Об утверждении примерных программ для образовательных организаций (учреждений) Луганской Народной Республики по общеобразовательным программам углубленного уровня преподавания».
4. Приказа МОН ЛНР от 21.05.18 № 495-од «Об утверждении Государственных образовательных стандартов Луганской Народной Республики» раздел: «Государственный образовательный стандарт среднего общего образования»).
5. Приказа МОН ЛНР от 14.02.2018 № 139-од «Об утверждении Методических рекомендаций по оцениванию учащихся образовательных организациях (учреждениях) в системе общего образования Луганской Народной Республики».
6. Приказа МОН ЛНР от 10.10.2016 № 375 «Об использовании учебников в образовательных учреждениях Луганской Народной Республики».
7. Приказа МОН ЛНР от 16.07.18 № 692-од «Об использовании в образовательных организациях (учреждениях) Луганской Народной Республики учебной литературы».
8.Приказа МОН ЛНР от 29.06.18 № 652-од «Об организованном начале 2018-2019 учебного года в общеобразовательных организациях Луганской Народной Республики».
9. Приказа МОН ЛНР от 17.08.2018 № 774-од «Об утверждении Методических рекомендаций по организации образовательного процесса в 2018-2019 учебном году».
10. Приказа МОН ЛНР от 17. 08.18 № 772-од «Методические рекомендации по преподаванию учебных предметов в 2018-2019 уч. году в образовательных организациях (учреждениях) Луганской Народной Республики» .
10. Приказа УО АГК и КР ЛНР от 04.06.18 № 168- ОД « Об организованном начале 2018-2019 учебного года в общеобразовательных учреждениях города Краснодона и Краснодонского района».
11. ГСанПиНа 5.5.2.008-01 «Государственные санитарные правила и нормы устройства, содержания учебных заведений и организаций учебно - образовательного процесса».
12. Учебного плана ГОУ ЛНР «Краснодонская средняя общеобразовательная школа №2» на 2018-2019учебный год.
Настоящая программа разработана на основании примерной программы для образовательных организаций (учреждений) Луганской Народной Республики Химия VII-IX классы. Базовый уровень. Утвержденная Министерством образования и науки Луганской Народной Республики (приказ №483 от 27.12.16).
Авторская программа Гара Н.Н. Химия. Рабочие программы. Предметная линия учебников Г.Е. Рудзитеса и Ф.Г. Фельдмана.8-9 кл.: Пособие для учителей общеобразовательных учреждений.- М.:Просвещение,2011. (Базовый уровень).
Место учебного предмета «Химия» в рабочем учебном плане
Обязательная часть рабочего учебного плана в 2018-2019 учебном году предусматривает изучение химии в рамках основного общего образования в 8-9 классах по 3 часа в неделю: VIII класс – 102 ч., IX класс – 102 ч.
Цели:
освоение знаний основных понятий и законов химии, химической символики; выдающихся открытиях в химической науке; роли химической науки в формировании современной естественнонаучной картины мира; методах научного познания;
овладение умениями наблюдать химические явления; проводить химический эксперимент; производить расчеты на основе химических формул веществ и уравнений химических реакций; обосновывать место и роль химических знаний в практической деятельности людей, развитии современных технологий;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения химического эксперимента, самостоятельного приобретения знаний в соответствии с возникшими жизненными потребностями.
Задачи обучения:
привить познавательный интерес к предмету через систему разнообразных по форме уроков;
создавать условия для формирования у учащихся предметной и учебно-исследовательской компетентностей;
обеспечить усвоение учащимися знаний основ химической науки: важнейших факторов, понятий, химических законов и теорий, языка науки, доступных обобщений мировоззренческого характера в соответствии со стандартом химического образования;
способствовать формированию у школьников предметных умений и навыков: умения работать с химическим оборудованием, наблюдать и описывать химические явления, сравнивать их, ставить несложные химические опыты, вести наблюдения через систему лабораторных, практических работ и экскурсий;
продолжить развивать у обучающихсяобщеучебные умения и навыки: особое внимание уделить развитию умения пересказывать текст, аккуратно вести записи в тетради и делать рисунки.
Задачи развития: создать условия для развития у школьников интеллектуальной, эмоциональной, мотивационной и волевой сферы:
слуховой и зрительной памяти, внимания, мышления, воображения;
эстетических эмоций;
положительного отношения к учебе.
Задачи воспитания:
способствовать воспитанию социально-успешных личностей;
формирование у учащихся коммуникативной и валеологической компетентностей;
формирование гуманистических отношений и экологически целесообразного поведения в быту и в процессе трудовой деятельности;
воспитание ответственного отношения к природе, бережного отношения к учебному оборудованию, умения жить в коллективе (общаться и сотрудничать) через учебный материал каждого урока.
Ожидаемые результаты учащихся 8 класса
В результате изучения химии ученик должен:
знать / понимать
химическую символику: знаки химических элементов, формулы химических веществ и уравнения химических реакций;
важнейшие химические понятия: химический элемент, атом, молекула, относительные атомная и молекулярная массы, ион, химическая связь, вещество, классификация веществ, моль, молярная масса, молярный объем, химическая реакция, классификация реакций;
основные законы химии: сохранения массы веществ, постоянства состава, периодический закон;
уметь
объяснять: физический смысл атомного (порядкового) номера химического элемента, номеров группы и периода, к которым элемент принадлежит в периодической системе Д.И. Менделеева; закономерности изменения свойств элементов в пределах малых периодов и главных подгрупп;
характеризовать: химические элементы (от водорода до кальция) на основе их положения в периодической системе Д.И.Менделеева и особенностей строения их атомов; связь между составом, строением и свойствами веществ; химические свойства основных классов неорганических веществ;
составлять: формулы неорганических соединений изученных классов; схемы строения атомов первых 20 элементов периодической системы Д.И.Менделеева; уравнения химических реакций.
Ожидаемые результаты учащихся 9 класса
В результате изучения химии ученик должен: знать / понимать
важнейшие химические понятия: химический элемент, атом, молекула, относительные атомная и молекулярная массы, ион, химическая связь, вещество, классификация веществ, моль, молярная масса, молярный объем, химическая реакция, классификация реакций, электролит и не электролит, электролитическая диссоциация,
окислитель и восстановитель, окисление и восстановление;
• основные законы химии: сохранения массы веществ, постоянства состава,
периодический закон;
уметь
объяснять: физический смысл атомного(порядкового)номера химическогоэлемента, номеров группы и периода, к которым элемент принадлежит в периодической системе Д.И. Менделеева; закономерности изменения свойств элементов в пределах малых периодов и главных подгрупп; сущность реакций ионного обмена;
• характеризовать: химические элементы (от водорода до кальция) на основе их положения в периодической системе Д.И.Менделеева и особенностей строения их атомов; связь между составом, строением и свойствами веществ; химические свойства основных классов неорганических веществ;
• определять: состав веществ по их формулам, принадлежность веществ к определенному классу соединений, типы химических реакций, валентность и степень окисления элемента в соединениях, тип химической связи в соединениях, возможность протекания реакций ионного обмена;
распознавать опытным путем: кислород, водород, углекислый газ, аммиак; растворы кислот и щелочей, хлорид-, сульфат-, карбонат-ионы;
вычислять: массовую долю химического элемента по формуле соединения; массовую долю вещества в растворе; количество вещества, объем или массу по количеству вещества, объему или массе реагентов.
Личностные, метапредметные, предметные результаты освоения химии в 8-9 классах
В ходе преподавания химии, рабочая программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Химия» на ступени основного общего образования являются: использование для познания окружающего мира различных методов (наблюдения, измерения, опыты, эксперимент); проведение практических и лабораторных работ, несложных экспериментов и описание их результатов; использование различных источников информации для решения познавательных задач; соблюдение норм и правил поведения в химических лабораториях, в окружающей среде, а также правил здорового образа жизни.
Деятельность образовательного учреждения в обучении химии должна быть направлена на достижение обучающимися следующих личностных результатов:
1) в ценностно-ориентационной сфере – чувство гордости за российскую химическую науку, гуманизм, отношение к труду, целеустремлённость;
2) в трудовой сфере – готовность к осознанному выбору дальнейшей образовательной траектории;
3) в познавательной (когнитивной, интеллектуальной) сфере – умение управлять своей познавательной деятельностью;
4) формирование химико-экологической культуры, являющейся составной частью экологической и общей культуры, и научного мировоззрения;
5) умение оценивать ситуацию и оперативно принимать решения;
6) развитие готовности к решению творческих задач.
Метапредметными результатами освоения выпускниками школы про граммы по химии являются:
1)использование умений и навыков различных видов познавательной деятельности, применение основных методов познания (системно-информационный анализ, моделирование) для изучения различных сторон окружающей действительности;
2)использование основных интеллектуальных операций: формулирование гипотез, анализ и синтез, сравнение, обобщение, систематизация, выявление причинно-следственных связей, поиск аналогов;
3)умение генерировать идеи и определять средства, необходимые для их реализации;
4)умение определять цели и задачи деятельности, выбирать средства реализации цели и применять их на практике;
5)использование различных источников для получения химической информации.
Предметными результатами изучения предмета являются следующие умения:
осознание роли веществ:
1)определять роль различных веществ в природе и технике;
2)объяснять роль веществ в их круговороте.
рассмотрение химических процессов:
3) приводить примеры химических процессов в природе;
4) находить черты, свидетельствующие об общих признаках химических процессов и их различиях.
использование химических знаний в быту:
5) объяснять значение веществ в жизни и хозяйстве человека.
объяснять мир с точки зрения химии:
6) перечислять отличительные свойства химических веществ;
7) различать основные химические процессы;
8) определять основные классы неорганических веществ;
9) понимать смысл химических терминов.
овладение основами методов познания, характерных для естественных наук:
10) характеризовать методы химической науки (наблюдение, сравнение, эксперимент, измерение) и их роль в познании природы.
На основании Государственного образовательного стандарта ЛНР
ожидаемыми предметными результатами являются:
формирование первоначальных систематизированных представлений о веществах, их превращениях и практическом применении; овладение понятийным аппаратом и символическим языком химии;
осознание объективной значимости основ химической науки как области современного естествознания, химических превращений неорганических и органических веществ как основы многих явлений живой и неживой природы; углубление представлений о материальном единстве мира;
овладение основами химической грамотности: способностью анализировать и объективно оценивать жизненные ситуации, связанные с химией, навыками безопасного обращения с веществами, используемыми в повседневной жизни; умением анализировать и планировать экологически безопасное поведение в целях сохранения здоровья и окружающей среды;
формирование умений устанавливать связи между реально наблюдаемыми химическими явлениями и процессами, происходящими в микромире, объяснять причины многообразия веществ, зависимость их свойств от состава и строения, а также зависимость применения веществ от их свойств;
приобретение опыта использования различных методов изучения веществ: наблюдения за их превращениями при проведении несложных химических экспериментов с использованием лабораторного оборудования и приборов.
Учебно-тематическое планирование материала
№ | Тематические учебные блоки | Всего | 8 класс | 9 класс |
1 | Введение | 7 | 7 | - |
2 | Повторение | 8 | - | 8 |
3 | Атомы химических элементов | 15 | 15 | - |
4 | Простые вещества | 13 | 12 | - |
5 | Соединения химических элементов | 18 | 18 | - |
6 | Изменения, происходящие с веществами | 16 | 16 | - |
7 | Растворение. Растворы. | 34 | 34 | - |
8 | Металлы | 23 | - | 23 |
9 | Неметаллы | 29 | - | 29 |
10 | Введение в органическую химию | 20 | - | 20 |
11 | Химия и жизнь | 10 | - | 10 |
12 | Обобщение знаний по химии за курс основной школы | 12 | - | 12 |
| Всего | 204 | 102 | 102 |
Тематическое планирование по химии
8 класс (3 часа в неделю, всего 102часа)
№ п/п | № урока в теме | Тема урока, изучаемые вопросы | Дата |
Примечание |
План. | Факт. |
Введение (7 часов) |
1 | 1 | Первичный инструктаж по технике безопасности. Химия как часть естествознания. Химия- наука о веществах, их строении, свойствах и превращениях. Атомы и молекулы, понятие о химическом элементе. Простые и сложные вещества. | | | |
2 | 2 | Превращение веществ. Отличие химических явлений реакций от физических явлений. Роль химии в жизни человека.хемофилия и хемофобия. | | | |
3 | 3 | Язык химии. Знаки химических элементов.Химические формулы. Относительная атомная и молекулярная массы. Атомная единица массы. Расчет массовой доли элементов по формуле. | | | |
4 | 4 | Урок-упражнение. Вычисления по химическим формулам. Расчет массовой доли элементов по формуле. | | | |
5 | 5 | Периодический закон и периодическая система Д.И.Менделеева: периоды, группы, подгруппы (главная, побочная) | | | |
6 | 6 | Урок-упражнение. Строение периодической системы Д.И. Менделеева | | | |
7 | 7 | Практическая работа № 1. " Знакомство с лабораторным оборудованием Правила безопасной работы в химической лаборатории. Нагревательные устройства. Проведение химических реакций при нагревании». |
| | |
Тема 1. " Атомы химических элементов.(15 часов) |
8 | 1 | Атомы как форма существования химических элементов. Основные сведения о строении атомов. Состав атомных ядер: протоны и нейтроны. Относительная атомная масса. | | | |
9 | 2 | Изменение числа нейтронов в ядре атома. Изотопы как разновидности атомов одного элемента. | | | |
10 | 3 | Электроны. Строение электронных оболочек атомов химических элементов № 1-20.Физический смысл |
| | |
11 | 4 | Строение электронных оболочек атомов химических элементов № 21-40 |
12 | 5 | Урок-упражнение. Закрепление умений в составлении схем строения атомов химических элементов. | | | |
13 | 6 | Изменение числа электронов на внешнем электронном уровне атома образование положит.и отрицательных ионов. Ионы, образованные атомами металлов и неметаллов Понятие ионной связи. | | | |
14 | 7 | Урок – упражнение. Составление схем образования ионов, молекул с ионной связью. | | | |
15 | 8 | Строение молекул. Химическая связь, тип химической связи. Ковалентная неполярная связь. | | | |
16 | 9 | Электронные и структурные формулы |
17 | 10 | Понятие о ковалентной полярной связи. Электроотрицательность | | | |
18 | 11 | Урок – упражнение. Ковалентная полярная и неполярная связь. | | | |
19 | 12 | Решение расчетных задач |
20 | 13 | Понятие о металлической связи. Образование металлических кристаллов | | | |
21 | 14 | Обобщение и систематизация знаний об элементах, строение атомов и химических связях. | | | |
22 | 15 | Контрольная работа №1. " Химическая формула. Строение атома. Химическая формулы». | | | |
Тема 2. " Простые вещества" (12часов) |
21 | 1 | Качественный и количественный состав вещества. Простые вещества-металлы:железо, алюминий, натрий, калий. Общие физические свойства металлов. | | | |
22 | 2 | Урок-упражнение. Решение задач на количественное определение элементов в веществе. | | | |
23 | 3 | Важнейшие простые вещества- неметаллы, образованные атомами кислорода, водорода, азота, серы, фосфора, углерода. Аллотропные модификации кислорода, фосфора, олова. | | | |
24 | 4 | Постоянная Авогадро. Количество вещества. Моль. Молярная масса Выполнение упражнений с использованием данных понятий. | | | |
25 | 5 | Урок- упражнение. Решение задач с использованием понятий "количество вещества", " Моль", Молярная масса", постоянная Авогадро. | | | |
26 | 6 | Молярный объем газообразных веществ.Расчеты с использованием понятия " Молярный объем" | | | |
27 | 7 | Урок-упражнение. Решение задач с использованием понятия " Молярный объем". | | | |
28 | 8 | Расчетные задачи по вычислению молярной массы веществ по формуле. | | | |
29 | 9 | Решение расчетных задач | | | |
30 | 10 | Решение расчетных задач |
31 | 11 | Решение расчетных задач |
32 | 12 | Обобщение и систематизация знаний по теме" Простые вещества". | | | |
Тема3. " Соединения химических элементов" (18 часов) |
31 | 1 | Понятие о валентности и степени окисления. Степень окисления, определение ее по химической формуле. Составление формул бинарных соединений по валентности или степени окисления. |
| | |
32 | 2 | Урок- упражнение. Закрепление навыков в составлении формул по степени окисления или валентности. Определение степени окисления по формуле. | | | |
33 | 3 | Основные классы неорганических веществ. Оксиды H2O, CO2, Ca(OH)2. Летучие водородные соединения ( HCL, NH3 ) | | | |
34 | 4 | Основания, состав, названия. Растворимость оснований в воде. Понятие о качественных реакциях. Индикаторы. Изменение окраски индикатора в щелочной среде. | | | |
35 | 5 | Кислоты, их классификация. Серная, соляная, азотная кислоты. Изменение окраски индикаторов в кислотной среде. | | | |
36 | 6 | Соли, их состав и название. Растворимость солей в воде. | | | |
37 | 7 | Урок -упражнение. Состав.название основных классов неорганических соединений. Действие индикаторов в кислой и щелочной среде. | | | |
38 | 8 | Обобщение темы " Классификация неорганических соединений. Лабораторный опыт №1 " Знакомство с образцами простых и сложных веществ разных классов." | | | |
39 | 9 | Вещества в твердом, жидком.газообразном состояниях. Аморфные и кристаллические вещества. Типы кристаллических решеток. Вещества молекулярного и немолекулярного строения. Закон постоянства состава для веществ молекулярного строения. | | | |
40 | 10 | Чистые вещества и смеси, их состав и свойства. Разделение смесей. Очистка веществ, фильтрование. Лабораторный опыт №2 " Разделение смесей". | | | |
41 | 11 | Практическая работа №2. " Очистка загрязненной поваренной соли" | | | |
42 | 12 | Практическая работа №3. " Взвешивание. Приготовление раствора с заданной массовой долей растворенного вещества". | | | |
43 | 13 | Массовая и объемная доля компонентов смеси. Массовая доля примесей. | | | |
44 | 14 | Массовая доля растворенного вещества |
45 | 15 | Решение задач на определение массовой доли компонентов смеси. | | | |
46 | 16 | Решение задач на определение массовой доли компонентов смеси. |
47 | 17 | Контрольная работа №2 «Соединения химических элементов". | | | |
48 | 18 | Анализ контрольной работы. Работа над ошибками. | | | |
Тема 4. " Изменения, происходящие с веществами" (16часов) |
48 | 1 | Вторичный инструктаж по технике безопасности. Физические явления в химии. Физические явления в химии: дистилляция, выпаривание, центрифугирование | | | |
49 | 2 | Химические реакции. Признаки и условия протекания химических реакций. Экзо- и эндотермические реакции. Лаб. опыт №3» Химические явления - прокаливание медной проволоки, взаимодействие мела с кислотой." | | | |
50 | 3 | Химические реакции. Уравнения химических реакций. Закон сохранения массы веществ. Составление уравнений химических реакций. | | | |
51 | 4 | Расчеты по химическим уравнениям. Решение задач на нахождение количества, массы или объема продукта реакции. Расчеты с использованием понятия "доля". | | | |
52 | 5 | Урок-упражнение. Закрепление навыков решения задач на нахождение количества, массы или объема продукта реакции.расчеты с использованием понятия " доля". | | | |
53 | 6 | Реакции разложения. Ферменты как катализаторы. Реакции разложения- электролиз воды. | | | |
54 | 7 | Реакции соединения. Каталитические и некаталитические реакции; обратимые и необратимые. Лаб. оп. № 4."Получение известковой воды от выдыхаемого воздуха".Реакции соединения- взаимодействие воды с оксидами металлов и неметаллов. | | | |
55 | 8 | Реакции замещения. Электрохимический ряд напряжений металлов. Лаб. оп. № 5. " Замещение меди в растворе хлорида меди (II) железом». | | | |
56 | 9 | Реакции обмена. Условия протекания обмена в растворах до конца Реакции нейтрализации. Лаб. оп. № 6. " Взаимодействие оксида магния с кислотой». | | | |
60 | 10 | Типы химических реакций. Вода и ее свойства.. | | | |
61 | 11 | Контрольная работа №3. " Изменения, происходящие с веществами" | | | |
62 | 12 | Анализ контрольной работы. Работа над ошибками. Круговорот воды в природе | | | |
63 | 13 | Практическая работа №4. " Наблюдения за изменениями, происходящие с горящей свечой, и их описание". | | | |
64 | 14 | Практическая работа №5. " Анализ почвы и воды". | | | |
65 | 15 | Практическая работа №6. “Признаки реакций” | | | |
66 | 16 | Тестовый контроль знаний по теме “Типы химических реакций” |
Тема 5. " Растворение. Растворы. Свойства растворов электролитов" (34 часа) |
66 | 1 | Растворение как физико-химический процесс. Растворимость. Типы растворов. Значение растворов. | | | |
67 | 2 | Электролитическая диссоциация. Электролиты и неэлектролиты. Степень электролитической диссоциации. Сильные и слабые электролиты. | | | |
68 | 3 | Основные положения теории электролитической диссоциации. Ионы, катионы, анионы. | | | |
69 | 4 | Ионные уравнения реакций. Условия протекания их до конца. Лаб оп. № 7. " Ионные уравнения. Лаб. оп №8 " Условия протекания химических реакций между растворами электролитов до конца". | | | |
70 | 5 | Кислоты, их классификация. Диссоциация кислот. Свойства кислот в свете ТЭД. Взаимодействие с металлами, оксидами, основаниями, солями. Лаб. оп. № 9. " Реакции, характерные для растворов кислот на примере соляной кислоты". | | | |
71 | 6 | Урок-упражнение. свойства кислот в свете ТЭД. Закрепление навыков в составлении уравнений химических реакций, подтверждающих химические свойства кислот. ( ионно-молекулярные уравнения) | | | |
72 | 7 | Основания, их классификация. Диссоциация оснований. Свойства в свете ТЭД: взаимодействие с кислотами, кислотными оксидами и солями. Лаб. оп. №10. " Реакции, характерные для растворов щелочей".Лаб. оп. №11 " Получение и свойства нерастворимого основания". | | | |
73 | 8 | Урок- упражнение. Свойства оснований в свете ТЭД. | | | |
74 | 9 | Соли, их классификация и диссоциация различных типов солей. Свойства в свете ТЭД. Лаб. оп. № 12 " Реакции, характерные для растворов солей, на примере хлорида кальция". | | | |
75 | 10 | Оксиды, классификация. Свойства основных и кислотных оксидов. Лаб. оп. № 14. " Реакции, характерные для кислотных оксидов». ( на примере углекислого газа) | | | |
76 | 11 | Практическая.работа №7 « Свойства кислот, оснований, солей». | | | |
78 | 12 | Генетические ряды металлов и неметаллов. Генетическая связь между классами неорганических соединений. | | | |
79 | 13 | Практическая работа № 8. " Выполнение опытов, демонстрирующих генетическую связь между основными классами неорг. соединений». | | | |
80 | 14 | Обобщение и повторение материала по теме " Свойства растворов электролитов". | | | |
81 | 15 | Урок - упражнение. Свойства основных классов неорганических соединений в свете ТЭД. Составление уравнений химических реакций (молекулярные, ионно- молекулярные) | | | |
82 | 16 | Практическая работа № 9. " Решение экспериментальных задач". | | | |
83 | 17 | Решение задач реакций по теме " Растворы". | | | |
84 | 18 | Урок- упражнение. Решение задач по уравнениям химических реакций с использованием растворов.понятия " массовая доля растворенного вещества. | | | |
85 | 19 | Контрольная работа № 4 по теме " Свойства растворов электролитов" | | | |
86 | 20 | Анализ контрольной работы. Работа над ошибками. | | | |
87 | 21 | Окислительно-восстановительные реакции. Окислитель и восстановитель. Окисление, восстановление. | | | |
88 | 22 | Реакции ионного обмена и окислительно-восстановительные реакции. | | | |
89 | 23 | Реакции ионного обмена и окислительно-восстановительные реакции. |
90 | 24 | Составление уравнений окислительно-восстановительных реакций. | | | |
91 | 25 | Составление уравнений окислительно-восстановительных реакций. |
92 | 26 | Свойства простых веществ- металлов и неметаллов, кислот и солей в свете ТЭД. | | | |
93-94 | 27 | Решение задач Вычисления массовой доли элемента | | | |
95 | 28 | Решение задач. Вывод химических формул по массовой доле химического элемента | | | |
96 | 29 | Решение задач. Вычисления по химическим уравнениям, если одно из исходных веществ содержит примеси. | | | |
97-98 | 30 | Решение задач. Вычисления по химическим уравнениям, если одно из исходных веществ содержит примеси. |
99 | 31 | Урок-контроль. | | | |
100 | 32 | Тестирование | | | |
101 | 33 | Генетическая связь неорганических соединений | | | |
102 | 34 | Обобщение курса химии 8 класса. | | | |
Календарно-тематическое планирование по химии 9 класс
( 3 часа в неделю-102часа)
№п/п | №урока в теме | Тема урока | Дата | Примечание | |
| | Повторение (8ч) | План. | Факт. | | |
1 | 1 | Первичный инструктаж по технике безопасности. Характеристика элемента по его положению в ПСХЭ Д.И.Менделеева | | | | |
2 | 2 | Свойства оксидов, кислот, оснований и солей в свете ТЭД и процессов окисления- восстановления. | | | | |
3 | 3 | Генетический ряд металла | | |
| |
4 | 4 | Генетический ряд неметалла | | |
| |
5-6 | 5 | Решение задач по уравнениям химических реакций « определение выхода продукта реакции» | | | | |
7 | 8 | Понятие о переходных элементах. Амфотерность. Генетический ряд переходного элемента Л.О. №1 « Получение гидроксида цинка и исследование его свойств». | | |
| |
| |
| Тема 1. « Металлы» (23ч) | | | | |
8 | 1 | Положение металлов в ПСХЭ Д.И. Менделеева. Металлические кристаллические решетки. Металлическая химическая связь. Общие физические свойства металлов. Л.О. №2 « Ознакомление с образцами металлов» ( работа с коллекциями) | | | |
9 | 2 | Сплавы ( сталь, чугун, дюралюминий, бронза), их свойства и значение. | | | |
10 | 3 | Химические свойства металлов как восстановителей: реакция с неметаллами, кислотами, солями. Л.О. № 3 « Взаимодействие металлов с растворами кислот: растворение железа и цинка в соляной кислоте.» | | |
|
11 | 4 | Электрохимический ряд напряжений металлов и его использование для характеристики химических свойств конкретных металлов. Л.О. №4» Вытеснение одного металла другим из раствора соли». | | | |
12 | 5 | Понятие о металлургии. Способы получения металлов: пиро-, гидро- и электрометаллургия. Коррозия металлов и способы борьбы с ней. | | | |
13 | 6 | Металлы: простые вещества, их физические и химические свойстваОбщая характеристика щелочных металлов. Металлы в природе. | | | | |
14 | 7 | Важнейшие соединения щелочных металлов: оксиды, гидроксиды соли. Свойства и применение в народном хозяйстве. Калийные удобрения | | |
| |
15 | 8 | Проверочная работа | | | | |
16 | 9 | Практическая работа №1 «Осуществление цепочек химических превращений». | | | | |
17 | 10 | Практическая работа №2 « Получение и свойства соединений металлов». | | | | |
18 | 11 | Практическая работа №3 « Экспериментальные задачи по распознаванию и получению веществ». | | | | |
19 | 12 | Общая характеристика химических элементов главной подгруппы II группы. Строение атома. | | | | |
20 | 13 | Решение задач по УХР, если одно из веществ содержит примесь | | | | |
21 | 14 | Алюминий. Строение атома, физические и химические свойства простого вещества. | | | | |
22 | 15 | Соединения алюминия: оксид и гидроксид, их амфотерный характер. Важнейшие соли алюминия. Применение алюминия и его соединений. Л.О.№6 « Получение гидроксида алюминия и его взаимодействие с растворами кислот и щелочей». | | | | |
23 | 16 | Решение задач по УХР на выход продукта реакции | | | | |
24 | 17 | | | | | |
25 | 18 | Железо. Строение атома, физические и химические свойства простого вещества. | | |
| |
26 | 19 | | | | | |
27 | 20 | Оксиды, гидроксиды и соли железа (II) и (III) Генетические ряды Fe2и Fe3+.Качественная реакция на Fe2и Fe3+.Важнейшие соли железа. Значение железа и его соединений и сплавов в народном хозяйстве. Л.О.№7 «Качественная реакция на ионы Fe2и Fe3+» | | | | |
28 | 21 | Обобщение темы№1 « Металлы», подготовка к контрольной работе | | | | |
29 | 22 | Контрольная работа №1 по теме « Металлы». | | | | |
30 | 23 | Анализ контрольной работы. Работа над ошибками. | | | | |
|
Тема 2. « Неметаллы» (29ч) | |
| |
29 | 1 | Общая характеристика неметаллов: положение в ПСХЭ Д.И. Менделеева, особенности строения атома, электроотрицательность.Кристаллическое строение неметаллов- простых веществ. | | | |
30 | 2 | Аллотропия. Физические свойства неметаллов. Относительность понятий «металл», «неметалл». Химические элементы в клетках живых организмов. | | |
|
31 | 3 | Водород. Положение в ПСХЭ Д.И. Менделеева. Строение атома и молекулы. Физические и химические свойства водорода, его получение и применение. Водородные соединения неметаллов. | | | |
32 | 4 | Общая характеристика галогенов. Строение атома. Простые вещества, их физические и химические свойства. Основные соединения галогенов (галогеноводороды и галогениды), их свойства | | | |
33 | 5 | Галогеноводородные кислоты и их соли. Хлороводород, соляная кислота и ее соли. Качественная реакция на хлорид-ион. Л.О. №9 « Качественная реакция на хлорид-ион». | | | |
34 | 6 | Краткие сведения о хлоре, броме, фторе и иоде. Получение галогенов. Применение галогенов и их соединений в народном хозяйстве. | | | |
35 | 7 | Решение задач на избыток- недостаток | | |
|
36) | 8 | Кислород. Физические и химические свойства, получение и применение. Аллотропия. Озон. | | | |
37 | 9 | Сера. Строение атома, аллотропия, физические и химические свойства, применение ромбической серы, нахождение серы в природе. | | | |
38 | 10 | Оксиды серы (IV) и (VI), их получение, свойства и применение.Сероводородная и сернистая кислоты | | | |
39 | 11 | Серная кислота и ее соли, их свойства, применение в народном хозяйстве.Качественная реакция на сульфат –ион.Л.О. №10 «Качественная реакция на сульфат-ион». |
| | |
40 | 12 | Окислительные свойства концентрированной серной кислоты. Производство серной кислоты. | | |
|
41 | 13 | Практическая работа №4 «Экспериментальные задачи по теме « Подгруппа кислорода». | | | |
42 | 14 | Контрольная работа №2 по теме « Подгруппа кислорода». | | |
|
43 | 15 | Азот. Строение атома и молекулы, физические и химические свойства простого вещества, получение и применение. Круговорот азота. | | |
|
44 | 16 | Аммиак, строение молекулы, свойства, получение и применение | | | |
45 | 17 | Соли аммония, их свойства и применение. Л.О. № 11 «Распознавание солей аммония». | | |
|
46 | 18 | Оксида азота (II) и (IV). Азотная кислота, ее свойства и применение. | | | |
47 | 19 | Окислительные свойства азотной кислоты | | | |
48 | 20 | Нитраты и нитриты, проблемы их содержания в с/х продукции. Азотные удобрения. Решение задач на избыток-недостаток | | | |
49 | 21 | Фосфор. Строение атома, аллотропия, свойства белого и красного фосфора, их применение. Основные соединения:оксид фосфора(5), ортофосфорная кислота и фосфаты. Фосфорные удобрения | | | |
50 | 22 | Углерод. Строение атома, свойства аллотропных модификаций ( алмаз и графит), химические свойства углерода, применение. Круговорот углерода | | | |
51 | 23 | . Оксид углерода(II)-угарный газ и оксид углерода(IV)-углекислый газ их свойства и применение. Л.О..№12 Получение углекислого газа и его распознавание Качественная реакция на углекислый газ. Физиологическое действие угарного газа на организм.Угольная кислота и ее соли.Качественная реакция на карбонат-ион Л.О.№13 « Качественная реакция на карбонат-ион». | | | |
52 | 24 | Кремний. Строение атома, свойства, применение. Оксид кремния (IV) Кремниевая кислота и силикаты. Л.О. №15 « Ознакомление с продукцией силикатной промышленности». | | | |
53 | 25 | Практическая работа №6 « Получение, собирание и распознавание газов». | | | |
54 | 26 | Практическая работа №5 «Экспериментальные задачи по теме «Подгруппа азота и углерода». | | | |
55 | 27 | Обобщение темы №2. Подготовка к контрольной работе |
|
| |
56 | 28 | Контрольная работа № 3 по теме « Неметаллы». |
|
| |
57 | 29 | Анализ контрольной работы. Работа над ошибками |
|
| |
Введение в органическую химию(20 ч) |
58 | 1 | Вещества органические и неорганические Причины многообразия органических соединений. Химическое строение органических соединений. Молекулярные и структурные формулы органических веществ. Практическая работа №5 «Изготовление моделей углеводородов». | | | |
59 | 2 | Углеводороды. Метан и этан: строение молекул. Горение метана и этана. Дегидрирование этана. Применение метана. | | | |
60-63 | 3 | Решение задач на вывод формул по массовой доле химических элементов | | | |
64 | 4 | Этилен. Химическое строение молекулы этилена. Двойная связь. Взаимодействие этилена с водой. Реакция полимеризации этилена.Представления о полимерах. Полиэтилен и его значение. Дем: качественная реакция на этилен | | | |
65-66
| 5 | Кислородосодержащие органические соединения. Понятие о предельных одноатомных спиртах на примере метанола и этанола. Трехатомный спирт- глицерин Л.О. №16 «Качественная реакция на многоатомные спирты» | | | |
67 | 6 | Понятие об альдегидах на примере уксусного альдегида. |
|
|
|
| 7 | Свойства уксусного альдегида | | |
|
68 | 8 | Одноосновные предельные карбоновые кислоты на примере уксусной кислоты. Ее свойства и применение. | | |
|
| 9 | Стеариновая кислота как представитель жирных карбоновых кислот. | | |
|
| 10 | Уксусная кислота. Свойства кислоты. | | | |
69 | 11 | Биологически важные вещества: жиры, углеводы, белки. Реакция этерификации и понятие о сложных эфирах. Жиры как сложные эфиры глицерина и жирных кислот | | |
|
| 12 | Жиры. Свойства жиров. | | | |
| 13 | Углеводы. Классификация. Свойства. | | | |
| 14 | Белки. Классификация белков. | | | |
| 15 | Свойства белков. | | | |
70 | 16 | Понятие об аминокислотах. Реакция поликонденсации. Белки, их строение и биологическая роль. Дем. Цветные реакции белков | | | |
71-72 | 17 | Понятие об углеводах. Глюкоза, ее свойства и значение. Крахмал и целлюлоза ( в сравнении), их биологическая роль. Д.взаимодействие глюкозы с аммиачным раствором оксида серебра. Д. Качественная реакция на крахмал Л.О.№17» Взаимодействие глюкозы с гидроксидом меди без нагревания и при нагревании Л.О.№18 «Взаимодействие крахмала с иодом». |
|
| |
73 | 18 | Обобщение и систематизация знаний по органической химии подготовка к контрольной работе | | | |
74 | 19 | Контрольная работа № 4 по теме « Первоначальные представления об органических веществах». |
|
| |
75 | 20 | Анализ контрольной работы. Работа над ошибками |
|
|
|
|
Тема 4. Химия и жизнь(10ч) | | | |
76 | 1 | Человек в мире веществ, материалов и химических реакций. Химия и здоровье. Лекарственные препараты и проблемы, связанные с их применением Практическая работа №6 « Знакомство с образцами лекарственных препаратов. | | | |
77 | 2 | Химия и пища. Калорийность белков. Жиров и углеводов. |
|
|
|
78 | 3 | Консерванты пищевых продуктов ( поваренная соль, уксусная кислота). | | |
|
79 | 4 | Химические вещества как строительные и поделочные материалы (мел, мрамор, известняк, стекло, цемент) Природные источники углеводородов. Нефть и природный газ, их применение. №14. Знакомство с образцами природных соединений неметаллов ( хлоридами, сульфидами, сульфатами, нитратами, карбонатами, силикатами). |
|
|
|
80 | 5 | Химическое загрязнение окружающей среды. |
|
|
|
81 | 6 | Последствия загрязнения окружающей среды. | | |
|
82 | 7 | Факторы, способствующие загрязнению окружающей среды. | | | |
83 | 8 | Проблемы безопасного использова-ния веществ и химических реакций в повседневной жизни. | | | |
84 | 9 | Токсичные, горючие и взрывоопасные вещества. Бытовая химическая грамотность. |
|
| |
85 | 10 | Практическая работа №7 « Знакомство с образцами химических средств санитарии и гигиены» |
|
| |
|
Тема 5. Обобщение знаний по химии за курс основной школы(12ч) | | | |
81 | 1 | Физический смысл порядкового номера элемента в ПСХЭ Д.И.Менделеева, номера группы и периода. Закономерности изменения свойств элементов и их соединений в периодах и группах в свете представлений о строении атомов элементов. Значение периодического закона. | | | | |
82 | 2 | Типы химических связей и типы кристаллических решеток. Взаимосвязь строения и свойств веществ. | | | | |
83 | 3 | Классификация химических реакций по различным признакам ( число и состав реагирующих и образующихся веществ; тепловой эффект; использование катализатора; направление; изменение степени окисления атомов). | | | | |
84 | 4 | Урок – упражнения по теме « Классификация химических реакций». | | | |
85 | 5 | Простые и сложные вещества.Металлы и неметаллы. Генетические ряды металла, неметалла, переходного элемента | | | |
86 | 6 | Оксиды( основные, амфотерные и кислотные); состав, классификация и общие химические свойства в свете ТЭД и процессах окисления-восстановления. | | | |
87 | 7 | Гидроксиды ( основания, амфотерные и кислоты): состав, классификация и общие химические свойства в свете ТЭД и процессах окисления-восстановления | | | |
88-91 | 8 | Соли: состав, классификация и общие химические свойства в свете ТЭД и процессах окисления-восстановления | | | |
92-97 | 9 | Решение задач : избыток/недостаток; выход продукта реакции, на примесь | | | |
98-100 | 10 | Работа с тестами, используя пособие « Подготовка к ИГА» | | | |
101 | 11 | Итоговое тестирование | | | |
102 | 12 | Заключительный урок. Подведение итогов. | | | |
УЧЕБНО – МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Учебно – методическое обеспечение | Название, автор, издательство, год издания |
Программы | Примерная программа для образовательных организаций (учреждений) Луганской Народной Республики по химии для VII-IX классов (базовый уровень), утвержденная Министерством образования и науки Луганской Народной Республики (приказ №483 от 27.12.16) Авторская программа Гара Н.Н. Химия. Рабочие программы. Предметная линия учебников Г.Е. Рудзитеса и Ф.Г. Фельдмана.8-9 кл.: Пособие для учителей общеобразовательных учреждений.- М.:Просвещение,2011. (Базовый уровень). |
РАССМОТРЕНО
Протокол заседания ШМО
учителей естественно-математического цикла
от 31.08.2017 г.
Руководитель ШМО______Фадеева И.В.
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора
по учебно- воспитательной работе
________ Матвеева О. П.