СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по химии 8-9 по учебнику Рудзитиса

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по учебнику Рудзитиса для 8-9 классов

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по химии 8-9 по учебнику Рудзитиса»

МКОУ «Кужникская СОШ» с.Кужник



УТВЕРЖДАЮ

Директор МКOУ «Кужникская СОШ»


_____________________


« » ____________ 2020_г

СОГЛАСОВАНО

Зам. директора по УВР

________________________


« »_____________2020_г



РАССМОТРЕНО

на заседании МО


________________________

протокол № _____от_______

« »_____________2020__г







Рабочая программа


по

ХИМИИ


в 8-9 классах

(на 2020-21уч. год)




Составил: Махмудов А. М.














2020 год





По УМК Рудзитис Г. Е., Фельдман Ф. Г.

1. Содержание учебного предмета «Химия»

8 класс.

Раздел 1. Основные понятия химии (уровень атомно-молекулярных представлений)

Предмет химии. Химия как часть естествознания. Вещества и их свойства. Чистые вещества и смеси. Методы познания в химии: наблюдение, эксперимент. Приемы безопасно работы с оборудованием и веществами. Строение пламени.

Чистые вещества и смеси. Способы очистки веществ: отстаивание, фильтрование, выпаривание, кристаллизация, дистилляция. Физические и химические явления. Химические реакции. Признаки химических реакций и условия возникновения и течения химических реакций.

Атомы, молекулы и ионы. Вещества молекулярного и немолекулярного строения. Кристаллические и аморфные вещества. Кристаллические решетки: ионная, атомная и молекулярная. Простые и сложные вещества. Химический элемент. Металлы и неметаллы. Атомная единица массы. Относительная атомная масса. Язык химии. Знаки химических элементов. Закон постоянства состава вещества. Химические формулы. Относительная молекулярная масса. Качественный и количественный состав вещества. Вычисления по химическим формулам. Массовая доля химического элемента в сложном веществе.

Валентность химических элементов. Определение валентности элементов по формулам бинарных соединений. Составление химических формул бинарных соединений по валентности.

Атомно – молекулярное учение. Закон сохранения массы веществ. Жизнь и деятельность М.В. Ломоносова. Химические уравнения. Типы химических реакций.

Кислород. Нахождение в природе. Получение кислорода в лаборатории и промышленности. Физические и химические свойства кислорода. Горение. Оксиды. Применение кислорода. Круговорот кислорода в природе. Озон, аллотропия кислорода. Воздух и его состав. Защита атмосферного воздуха от загрязнений.

Водород. Нахождение в природе. Получение водорода в лаборатории и промышленности. Физические и химические свойства водорода. Водород – восстановитель. Меры безопасности при работе с водородом. Применение водорода.

Вода. Методы определения состава воды – анализ и синтез. Физические свойства воды. Вода в природе и способы ее очистки. Аэрация воды. Химические свойства воды. Применение воды. Вода – растворитель. Растворимость веществ в воде. Массовая доля растворенного вещества.

Количественные отношения в химии. Количество вещества. Моль. Молярная масса. Закон Авогадро. Молярный объем газов. Относительная плотность газов. Объемные отношения газов при химических реакциях.

Важнейшие классы неорганических соединений. Оксиды: состав, классификация. Основные и кислотные оксиды. Номенклатура оксидов. Физические и химические свойства, получение и применение оксидов.

Гидроксиды. Классификация гидроксидов. Основания. Состав. Щелочи и нерастворимые основания. Номенклатура. Физические и химические свойства оснований. Реакция нейтрализации. Получение и применение оснований. Амфотерные оксиды и гидроксиды.

Кислоты. Состав. Классификация. Номенклатура. Физические и химические свойства кислот. Вытеснительный ряд металлов.

Соли. Состав. Классификация. Номенклатура. Физические свойства солей. Растворимость солей в воде. Химические свойства солей. Способы получения солей. Применение солей.

Генетическая связь между основными классами неорганических соединений.

Демонстрации. Ознакомление с образцами простых и сложных веществ. Способы очистки веществ: кристаллизация, дистилляция, хроматография. Опыты, подтверждающие закон сохранения массы веществ.

Получение и собирание кислорода методом вытеснения воздуха и воды. Определение состава воздуха. Коллекция нефти, каменного угля и продуктов их переработки.

Получение водорода в аппарате Кипа, проверка водорода на чистоту, горение водорода, собирание водорода методом вытеснения воздуха и воды.

Анализ воды. Синтез воды.

Знакомство с образцами оксидов, кислот, оснований и солей. Нейтрализация щёлочи кислотой в присутствии индикатора.

Лабораторные опыты. Рассмотрение веществ с различными физическими свойствами. Разделение смеси с помощью магнита. Примеры физических и химических явлений. Реакции, иллюстрирующие основные признаки характерных реакции. Разложение основного карбоната меди (II). Реакция замещения меди железом.

Ознакомление с образцами оксидов.

Взаимодействие водорода с оксидом меди (II).

Опыты, подтверждающие химические свойства кислот, оснований.

Практические работы

  • Правила техники безопасности при работе в химическом кабинете. Ознакомление с лабораторным оборудованием.

  • Очистка загрязнённой поваренной соли.

  • Получение и свойства кислорода

  • Получение водорода и изучение его свойств.

  • Приготовление растворов солей с определённой массовой долей растворённого вещества.

  • Решение экспериментальных задач по теме «Основные классы неорганических соединений».

Расчетные задачи:

Вычисление относительной молекулярной массы вещества по формуле. Вычисление массовой доли элемента в химическом соединении. Установление простейшей формулы вещества по массовым долям элементов.

Нахождение массовой доли растворённого вещества в растворе. Вычисление массы растворённого вещества и воды для приготовления раствора определённой концентрации.

Объёмные отношения газов при химических реакциях.

Вычисления по химическим уравнениям массы, объёма и количества вещества одного из продуктов реакции по массе исходного вещества, объёму или количеству вещества, содержащего определённую долю примесей.

Раздел 2. Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева. Строение атома.

Первые попытки классификации химических элементов. Понятие о группах сходных элементов. Естественные семейства щелочных металлов и галогенов. Благородные газы. Периодический закон Д.И.Менделеева. Периодическая система как естественно – научное классификация химических элементов. Табличная форма представления классификации химических элементов. Структура таблицы «Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева» (короткая форма): А- и Б- группы, периоды. Физический смысл порядкового элемента, номера периода, номера группы (для элементов А-групп).

Строение атома: ядро и электронная оболочка. Состав атомных ядер: протоны и нейтроны. Изотопы. Заряд атомного ядра, массовое число, относительная атомная масса. Современная формулировка понятия «химический элемент».

Электронная оболочка атома: понятие об энергетическом уровне (электронном слое), его ёмкости. Заполнение электронных слоев у атомов элементов первого – третьего периодов. Современная формулировка периодического закона.

Значение периодического закона. Научные достижения Д.И. Менделеева: исправление относительных атомных масс, предсказание существования неоткрытых элементов, перестановки химических элементов в периодической системе. Жизнь и деятельность Д.И. Менделеева.

Демонстрации:

Физические свойства щелочных металлов. Взаимодействие оксидов натрия, магния, фосфора, серы с водой, исследование свойств полученных продуктов. Взаимодействие натрия и калия с водой. Физические свойства галогенов. Взаимодействие алюминия с хлором, бромом и йодом.


Раздел 3. Строение вещества.

Электроотрицательность химических элементов. Основные виды химической связи: ковалентная неполярная, ковалентная полярная, ионная. Валентность элементов в свете электронной теории. Степень окисления. Правила определения степеней окисления элементов.

Демонстрации:

Сопоставление физико-химических свойств соединений с ковалентными и ионными связями.


9 класс.

Раздел 1. Многообразие химических реакций.

Классификация химических реакций: реакции соединения, разложения, замещения, обмена. Окислительно-восстановительные реакции. Окислитель, восстановитель, процессы окисления и восстановления. Составление уравнений окислительно -восстановительных реакций с помощью метода электронного баланса.

Тепловые эффекты химических реакций. Экзотермические и эндотермические реакции. Термохимические уравнения. Расчеты по термохимическим уравнениям.

Скорость химических реакций. Факторы, влияющие на скорость химическтх реакций. Первоначальное представление о катализе.

Обратимые реакции. Понятие о химическом равновесии.

Химические реакции в водных растворах. Электролиты и неэлектролиты. Ионы. Катионы и анионы. Гидратная теория растворов. Электролитическая диссоциация кислот, оснований и солей. Слабые и сильные электролиты. Степень диссоциации. Степень диссоциации. Реакции ионного обмена. Условия течения реакций ионного обмена до конца. Химические свойства основных классов неорганических соединений в свете представлений об электролитической диссоциации и окислительно-восстановительных реакций. Понятие о гидролизе солей.

Демонстрации:

Примеры экзо- и эндотермических реакций.

Взаимодействие цинка с соляной и уксусной кислотой. Взаимодействие гранулированного цинка и цинковой пыли с соляной кислотой.

Взаимодействие оксида меди (II) с серной кислотой разной концентрации при разных температурах.

Горение угля в концентрированной азотной кислоте.

Горение серы в расплавленной селитре.

Испытание растворов веществ на электрическую проводимость.

Движение ионов в электрическом поле.

Практические работы:

Изучение влияния условий проведения химической реакции на её скорость.

Решение экспериментальных задач по теме «Свойства кислот, солей и оснований как электролитов»

Лабораторные опыты:

Реакции обмена между растворами электролитов

Расчетные задачи: Вычисления по термохимическим уравнениям реакций.



Раздел 2. Многообразие веществ.

Неметаллы. Галогены. Положение в периодической системе химических элементов, строение их атомов. Нахождение в природе. Физические и химические свойства галогенов. Получение и применение галогенов. Хлор. Физические и химические свойства хлора. Применение хлора. Хлороводород. Физические свойства. Получение. Солянная кислота и её соли. Качественная реакция на хлорид-ионы. Распознавание хлоридов, бромидов, иодидов.

Кислород и сера. Положение кислорода и серы в ПСХЭ, строение их атомов. Сера. Аллотропия серы. Физические и химические свойства. Нахождение в природе. Применение серы. Сероводород. Сероводородная кислота и ее соли. Качественная реакция на сульфид-ионы. Оксид серы (IV). Физические и химические свойства. Применение. Сернистая кислота и ее соли. Качественная реакция на сульфит-ионы. Оксид серы (VI). Серная кислота. Химические свойства разбавленной и концентрированной серной кислоты. Качественная реакция на сульфат-ионы. Химические реакции, лежащие в основе получения серной кислоты в промышленности. Применение серной кислоты.

Азот и фосфор. Положение азота и фосфора в ПСХЭ, строение их атомов. Азот, физические и химические свойства, получение и применение. Круговорот азота в природе. Аммиак: физические и химические свойства, получение и применение. Соли аммония. Азотная кислота и ее свойства. Окислительные свойства азотной кислоты. Получение азотной кислоты в лаборатории. Химические реакции, лежащие в основе получения азотной кислоты в промышленности. Применение азотной кислоты. Соли азотной кислоты и их применение. Азотные удобрения.

Фосфор. Аллотропия фосфора. Физические и химические свойства фосфора. Оксид фосфора (V). Ортофосфорная кислота и ее соли. Фосфорные удобрения.

Углерод и кремний. Положение углерода и кремния в ПСХЭ, строение их атомов. Углерод. Аллотропия углерода. Физические и химические свойства углерода. Адсорбция. Угарный газ, свойства и физиологическое действие на организм. Углекислый газ. Угольная кислота и ее соли. Качественные реакции на карбонат-ионы. Круговорот углерода в природе. Органические соединения углерода.

Кремний. Оксид кремния (4). Кремниевая кислота и ее соли. Стекло. Цемент.

Металлы. Положение металлов в ПСХЭ Д.И.Менделеева, строение их атомов. Металлическая связь. Физические свойства металлов. Ряд активности металлов. Химические свойства металлов. Общие способы получения металлов. Сплавы металлов. Щелочные металлы. Положение щелочных металлов в периодической системе, строение их атомов. Нахождение в природе. Магний и кальций, их важнейшие соединения. Жесткость воды и способы ее устранения.

Алюминий. Положение алюминия в периодической системе, строение его атома. Нахождение в природе. Физические и химические свойства алюминия. Амфотерность оксида и гидроксида алюминия.

Железо. Положение железа в периодической системе, строение его атома. Нахождение в природе. Физические и химические свойства железа. Важнейшие соединения железа: оксиды, гидроксиды и соли железа (II) и железа (III). Качественные реакции на ионы.

Демонстрации:

Физические свойства галогенов.

Получение хлороводорода и растворение его в воде.

Аллотропные модификации серы. Образцы природных сульфидов и сульфатов.

Получение аммиака и его растворение в воде. Ознакомление с образцами природных нитратов, фосфатов

Модели кристаллических решёток алмаза и графита. Знакомство с образцами природных карбонатов и силикатов

Знакомство с образцами важнейших соединений натрия, калия, природных соединений кальция, рудами железа, соединениями алюминия. Взаимодействие щелочных, щелочноземельных металлов и алюминия с водой. Сжигание железа в кислороде и хлоре.

Практические работы:

Получение соляной кислоты и изучение её свойств.

Решение экспериментальных задач по теме «Кислород и сера»

Получение аммиака и изучение его свойств.

Получение оксида углерода (IV) и изучение его свойств. Распознавание карбонатов.

Решение экспериментальных задач по теме «Металлы и их соединения».

Лабораторные опыты:

Вытеснение галогенами друг друга из растворов их соединений.

Качественные реакции сульфид-, сульфит- и сульфат- ионов в растворе.

Ознакомление с образцами серы и её природными соединениями.

Взаимодействие солей аммония со щелочами.

Качественные реакции на карбонат- и силикат- ионы.

Качественная реакция на углекислый газ.

Изучение образцов металлов. Взаимодействие металлов с растворами солей. Ознакомление со свойствами и превращениями карбонатов и гидрокарбонатов. Получение гидроксида алюминия и взаимодействие его с кислотами и щелочами. Качественные реакции на ионы Fe2+ и Fe3+

Расчетные задачи:

Вычисления по химическим уравнениям массы, объёма или количества вещества одного из продуктов реакции по массе исходного вещества, объёму или количеству вещества, содержащего определённую долю примесей.



Раздел 3. Краткий обзор важнейших органических веществ.

Предмет органической химии. Неорганические и органические соединения. Углерод – основа жизни на Земле. Особенности строения атома углерода в органических соединениях.

Углеводороды. Предельные углеводороды. Метан, этан, пропан – простейшие представители предельных углеводородов. Структурные формулы углеводородов. Гомологический ряд предельных углеводородов. Гомологи. Физические и химические свойства предельных углеводородов. Реакции горения и замещения. Нахождение в природе предельных углеводородов. Применение метана.

Непредельные углеводороды. Этиленовый ряд непредельных углеводородов. Этилен. Физические и химические свойства этилена.

Ацетиленовый ряд непредельных углеводородов. Ацетилен. Свойства ацетилена. Применение ацетилена.

Производные углеводородов. Краткий обзор органических соединений: одноатомные спирты, карбоновые кислоты, сложные эфиры, жиры, углеводы, аминокислоты, белки. Роль белков в организме.

Понятие о высокомолекулярных веществах. Структура полимеров: мономер, полимер, структурное звено, степень полимеризации. Полиэтилен, полипропилен, поливинилхлорид.

Демонстрации:

Модели молекул органических соединений. Горение углеводородов и обнаружение продуктов их горения. Качественная реакция на этилен. Получение этилена.

Растворение этилового спирта в воде. Растворение глицерина в воде.

Получение и свойства уксусной кислоты. Исследование свойств жиров: растворимость в воде и органических растворителях.


2. Планируемые результаты изучения предмета «Химия»


Выпускник научится:

  • описывать свойства твердых, жидких, газообразных веществ, выделяя их существенные признаки;

  • характеризовать вещества по составу, строению и свойствам, устанавливать причинно-следственные связи между данными характеристиками вещества;

  • раскрывать смысл основных химических понятий: атом, молекула, химический элемент, простое вещество, сложное вещество, валентность, используя знаковую систему химии;

  • изображать состав простейших веществ с помощью химических формул и сущность химических реакций с помощью химических уравнений;

  • вычислять относительную молекулярную и молярную массы веществ, а также массовую долю химического элемента в соединениях;

  • сравнивать по составу оксиды, основания, кислоты, соли;

  • классифицировать оксиды и основания по свойствам, кислоты и соли – по составу;

  • описывать состав, свойства и значение (в природе и практической деятельности человека) простых веществ – кислорода и водорода;

  • давать сравнительную характеристику химических элементов и важнейших соединений естественных семейств щелочных металлов и галогенов;

  • пользоваться лабораторным оборудованием и химической посудой;

  • проводить несложные химические опыты и наблюдения за изменением свойств веществ в процессе их превращений; соблюдать правила техники безопасности при проведении наблюдений и опытов;

  • различать экспериментально кислоты и щелочи, пользуясь индикаторами; осознать необходимость соблюдения мер безопасности при обращении с кислотами и щелочами.

Выпускник получит возможность научиться:

  • грамотно обращаться с веществами в повседневной жизни;

  • осознавать необходимость соблюдения правил экологически безопасного поведения в окружающей природной среде;

  • понимать смысл и необходимость соблюдения предписаний, предлагаемых в инструкциях по использованию лекарств, средств бытовой химии и др.;

  • использовать приобретенные ключевые компетентности при выполнении исследовательских проектов по изучению свойств, способов получения и распознавания веществ;

  • развивать коммуникативную компетентность, используя средства устного и письменного общения, проявлять готовность к уважению иной точки зрения при обсуждении результатов выполненной работы;

  • объективно оценивать информацию о веществах и химических процессах, критически относиться к псевдонаучной информации, недобросовестной рекламе, касающейся использования различных веществ.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Выпускник научится:

• учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

• формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

• устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор;

• аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образом;

• задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;

• осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

• адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;

• адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть устной и письменной речью; строить монологическое контекстное высказывание;

• организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, определять цели и функции участников, способы взаимодействия; планировать общие способы работы;

• осуществлять контроль, коррекцию, оценку действий партнёра, уметь убеждать;

• работать в группе — устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми;

• основам коммуникативной рефлексии;

• использовать адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей, мотивов и потребностей;

• отображать в речи (описание, объяснение) содержание совершаемых действий как в форме громкой социализированной речи, так и в форме внутренней речи.

Выпускник получит возможность научиться:

• учитывать и координировать отличные от собственной позиции других людей в сотрудничестве;

• учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;

• брать на себя инициативу в организации совместного действия (деловое лидерство);

• оказывать поддержку и содействие тем, от кого зависит достижение цели в совместной деятельности;

• осуществлять коммуникативную рефлексию как осознание оснований собственных действий и действий партнёра;

• в процессе коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действия;

• вступать в диалог, а также участвовать в коллективном обсуждении проблем, участвовать в дискуссии и аргументировать свою позицию, владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка;

• следовать морально-этическим и психологическим принципам общения и сотрудничества на основе уважительного отношения к партнёрам, внимания к личности другого, адекватного межличностного восприятия, готовности адекватно реагировать на нужды других, в частности оказывать помощь и эмоциональную поддержку партнёрам в процессе достижения общей цели совместной деятельности;

• устраивать эффективные групповые обсуждения и обеспечивать обмен знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений;

учебные действия

Выпускник научится:

• основам реализации проектно-исследовательской деятельности;

• проводить наблюдение и эксперимент под руководством учителя;

• осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;

• создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;

• осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

• давать определение понятиям;

• устанавливать причинно-следственные связи;

• осуществлять логическую операцию установления родовидовых отношений, ограничение понятия;

• обобщать понятия — осуществлять логическую операцию перехода от видовых признаков к родовому понятию, от понятия с меньшим объёмом к понятию с большим объёмом;

• осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;

• строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания);

• строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

• объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования;

• основам ознакомительного, изучающего, усваивающего и поискового чтения;

• структурировать тексты, включая умение выделять главное и второстепенное, главную идею текста, выстраивать последовательность описываемых событий;

• работать с метафорами — понимать переносный смысл выражений, понимать и употреблять обороты речи, построенные на скрытом уподоблении, образном сближении слов.

Выпускник получит возможность научиться:

• основам рефлексивного чтения;

• ставить проблему, аргументировать её актуальность;

• самостоятельно проводить исследование на основе применения методов наблюдения и эксперимента;

• выдвигать гипотезы о связях и закономерностях событий, процессов, объектов;



Календарно-тематическое планирование 8 кл. (68 часов, 2 ч. в неделю)


п.п.

Т е м а

Изучаемые вопросы

Эксперимент:

Д-демонстрационный

ЛО-лабораторный опыт

Материально-техническое оснащение


д/з

Сроки про-ведения

Тема 1. Первоначальные химические понятия (15 часов)

1

Предмет химии. Вещества и их свойства

Вещества, физические свойства вещества.

Предмет и задачи химии.

Изучение химических знаков (N, Al, Ba)

ЛО-1

Предметы, сделанные из стекла

§1-2

сентябрь

2

Пр. работа 1. Правила техники безопасности; приёмы обращения с лабораторным оборудованием

Реактивы и оборудование согласно инструкции



3

Чистые вещества и смеси

Однородные и неоднородные смеси,

Чистые вещества; методы разделения смесей: отстаивание, фильтрование, действие магнитом, выпаривание, кристаллизация, дистилляция, хроматография.

Знаки B, Br, H

Д: опыты по разделению смесей

ЛО-2

Реактивы и оборудование согласно инструкции

§4


4

Пр. работа 2. Очистка поваренной соли

Реактивы и оборудование согласно инструкции



5

Физические и химические явления. Химические реакции

Отличие физических и химических явлений; признаки химических реакций; условия возникновения и течения химических реакций; значение физических и химических явлений

Знаки Fe, Au, I

Д: плавление стеклянной трубки

ЛО-4

Реактивы и оборудование согласно инструкции

§6


6

Молекулы, атомы, ионы. Простые и сложные вещества

Молекула, атом. Простые и сложные вещества. Вещества молекулярного и немолекулярного строения

Знаки K, Ca, O

Д: Fe + S

ЛО-5

Модели молекул

§7-9


7

Химические элементы. Относительная атомная масса. Знаки химических элементов.

Понятие химического элемента. Отличие понятия простое вещество и химический элемент. Относительная атомная масса.

Знаки Si, Mg, Mn и другие


§10-12


8

Закон постоянства состава вещества. Химические формулы. Относительная атомная масса

Закон постоянства состава

Химические формулы, индексы, коэффициенты

Относительная молекулярная масса Вычисление Mr


§13-14


9

Вычисления по химическим формулам

Вычисление массовых отношений х/э

--//-- массовых долей х/э

--//-- вывод х/формулы


§15

Октябрь

10

Валентность химических элементов. Определение валентности и составление формул

Понятие валентности

Определение валентности по формулам

Составление хим. формул по валентности


§16-17


11

Атомно-молекулярное учение

Основные положения АМУ

Объяснение физ. и хим. явлений с точки зрения АМУ

презентация

§18


12

Закон сохранения массы веществ. Химические уравнения

Закон сохранения массы веществ, значение закона

Химическое уравнение, подбор коэффициентов

Интерактивные модели

§19-20


13

Типы химических реакций

Реакции разложения, соединения, замещения

Д: разложение основного карбоната меди(II)

ЛО-7

Реактивы и оборудование согласно инструкции

§21


14

Обобщение и повторение





15

Контрольная работа № 1





Тема 2. Количественные отношения в химии(5 часов)

1

Анализ к/р. Количество вещества. Моль. Молярная масса.

Количество вещества

1 моль, число Авогадро, молярная масса

Вычисление количества по известной массе

Образцы веществ количеством 1 моль

§36


2-3

Вычисления по химическим уравнениям

Вычисление массы и количества одного вещества по известной массе или количеству другого


§37

ноябрь

4

Закон Авогадро

Открытие и формулировка закона Авогадро

анимации

§38


5

Объёмные отношения газов при химических реакциях

Решение расчетных задач


§39


Тема 3. Кислород. Оксиды. Горение (5 часов)

1

Кислород, его общая характеристика, нахождение в природе, получение.

Общая характеристика кислорода

Нахождение в природе

Получение в лаборатории, распознавание

катализаторы

Собирание методом вытеснения воздуха и методом вытеснения воды

Получение в промышленности

Д: получение кислорода разложением перманганата калия и пероксида водорода

Реактивы и оборудование согласно инструкции

§22


2

Свойства кислорода. Оксиды. Применение кислорода.

Физ. свойства

Хим. свойства, реакции горения, оксиды

Применение кислорода

ЛО-8

Реактивы и оборудование согласно инструкции

§23-24


3

Пр. работа 3.получение и свойства кислорода


Реактивы и оборудование согласно инструкции


декабрь

4

Озон

Аллотропия кислорода. Получение, свойства и применение кислорода

презентация

§26


5

Воздух и его состав

Состав воздуха

Благородные (инертные) газы

Горение веществ на воздухе

Условия возникновения и прекращения пожаров

Горение и медленное окисление

Д: сжигание фосфора под колоколом

Реактивы и оборудование согласно инструкции

§27


6

Решение задач по теме «Кислород»





7

Контрольная работа № 2





Тема 4. Водород (4 часа)

1

Водород. Получение водорода

Общая хар-ка водорода

Нахождение в природе

Получение водорода в лаборатории , его распознавание и собирание.

Кислоты, соли, основания

Получение водорода в промышленности

ЛО-9: получение водорода и его свойства

Реактивы и оборудование согласно инструкции

§28


2

Свойства и применение водорода.

Физ. и хим. свойства водорода

Гремучий газ

Восстановление

Летучие водородные соединения, гидриды

Д: взаимодействие водорода с оксидом меди(II)

Реактивы и оборудование согласно инструкции

§29


3

Пр. работа 4. Получение и свойства водорода


Реактивы и оборудование согласно инструкции



4

Задачи по теме «Водород»




январь

Тема 5. Вода. Растворы ( 6 часов)

1

Вода

Состав воды, анализ и синтез

Способы очистки воды

Физ. свойства

Схема водоочистной станции

§31


2

Химические свойства воды

Взаимодействие воды с оксидами металлов и неметаллов; щелочи

Вз-е воды с металлами разной активности

Разложение воды

Применение воды и растворов

Д: взаимодействие натрия с водой

Реактивы и оборудование согласно инструкции

§32


3

Вода – растворитель. Растворы.

Истинные растворы и взвеси,

Суспензии и эмульсии

Насыщенные и ненасыщенные растворы

Концентрированные и разбавленные растворы. Растворимость веществ в воде


§33


4

Массовая доля растворенного вещества

массовая доля растворенного вещества



§34


5

Пр. работа 5. Приготовление раствора с определенной массовой долей растворённого вещества

Реактивы и оборудование согласно инструкции



6

Задачи по теме «Вода. Растворы»




Февраль

Тема 6.Важнейшие классы неорганических соединений (14 часов)

1

Оксиды

Классификация неорг. соединений

Оксиды кислотные и основные

Названия оксидов

Получение оксидов

Физ. и хим. свойства, применение

Составление уравнений реакций

Д: гашение извести

Реактивы и оборудование согласно инструкции

§40


2

Задачи по теме «Оксиды»

Составление уравнений реакций

Решение расчетных задач




3

Гидроксиды. Основания

Состав оснований и их классификация

Способы получения,

Составление уравнений реакций

Решение расчетных задач

ЛО-14

Реактивы и оборудование согласно инструкции

§41


4

Химические свойства оснований

Свойства, применение

Индикаторные реакции, реакции нейтрализации. Применение оснований

Составление уравнений реакций

Д: разложение гидроксида меди (II) при нагревании


§42


5

Задачи по теме «Основания»

Составление уравнений реакций

Решение расчетных задач




6

Амфотерные оксиды и гидроксиды

Амфотерные оксиды и гидроксиды

Д: получение и свойства гидроксида алюминия


§43


7

Кислоты

Состав и классификация кислот

Физические свойства кислот

ЛО-11, 12

Реактивы и оборудование согласно инструкции

§44


8

Химические свойства кислот

Хим. свойства , вытеснительный ряд металлов

ЛО-15, 16


§45

март

9

Задачи по теме «Кислоты»

Составление уравнений реакций

Решение расчетных задач




10

Соли

Состав солей и их названия

Классификация солей

Получение и физические свойства солей

Растворимость солей в воде

Образцы солей

§46


11

Химические свойства солей

Взаимодействие солей с различными веществами. Генетическая связь классов неорганических соединений


§47


12

Вещества и их свойства

Обобщающий урок

Периодическая система

§§40-47 повт


13

Контрольная работа №3





14

Пр. работа 6. Решение экспериментальных задач


Реактивы и оборудование согласно инструкции


апрель

Тема 7. Периодический закон и периодическая система. Строение атома (6 часов)

1

Классификация химических элементов

Первые попытки классификации элементов

Металлы и неметаллы

Элементы образующие амфотерные оксиды и гидроксиды

Группы сходных элементов

ЛО-18

Реактивы и оборудование согласно инструкции

§49


2

Периодический закон Д. И. Менделеева

Открытие периодического закона

Периодическая система

§50


3

Периодическая таблица химических элементов

Периоды

Группы

Периодическая система

§51


4

Строение атома. Состав ядер атомов. Изотопы

Порядковый № - заряд ядра .

Радиоактивность, состав ядер

протонов, нейтроны

изотопы, химический элемент

Периодическая система

§52


5

Расположение электронов по энергетическим уровням

Изменение электронных оболочек и свойства элементов

Современная формулировка периодического закона

Периодическая система

§53


6

Значение периодического закона. Жизнь и деятельность Д. И. Менделеева

Предсказание химических элементов

Уточнение атомных масс и др.


видеофильм

§54


Тема 8. Химическая связь. Строение веществ (4 часа)

1

Электроотрицательность химических элементов

Электроотрицательность

Значение относительной ЭО разных элементов в ПСХЭ


Периодическая система

§55



2

Основные виды химической связи

Химическая связь

Зависимость типа хим. связи от разности ЭО хим. элементов

Ковалентная связь, схема образования связи

Перекрывание орбиталей

Полярная и неполярная связь

Полярность молекул. Ионная связь

Реактивы и оборудование согласно инструкции

§56

май

3

Степень окисления

Окисление и восстановление

Окислительно-восстановительные реакции

Окислитель и восстановитель

Степень окисления, правила еговычисления

Периодическая система

§57


4

Строение атома и вещества

Обобщающий урок




Повторение изученного(7 часов)

1-5

Решение упражнений и задач


Периодическая система



6

Контрольная работа №4





7

Анализ к/р






  1. Резервное время – 2 часа





























































Календарно-тематическое планирование 9 кл. (68 часов, 2 ч. в неделю)

п.п.

Т е м а

Изучаемые вопросы

Эксперимент:

Д-демонстрационный

ЛО-лабораторный опыт

Материально-техническое оснащение


д/з

Сроки проведения

Тема 1. Классификация химических реакций (15 часов)

1-2

Окислительно-восстановительные реакции

Окислительно-восстановительные реакции. Метод электронного баланса в сложных ОВР


§1

сентябрь

3

Тепловой эффект химических реакций

Экзо- и эндотермические реакции

Тепловой эффект химической реакции

Расчеты по термохимическим уравнениям


§2


4

Скорость химической реакции

Понятие скорости х/р. Катализ. Факторы, влияющие на скорость реакции

Д: Взаимодействие разных металлов с кислотами, при разной концентрации

Реактивы и оборудование согласно инструкции

§3


5

Пр. работа 1. Влияние условий проведения на скорость хим. реакции

Реактивы и оборудование согласно инструкции



6

Обратимые реакции. Понятие о химическом равновесии

Обратимые реакции. Понятие о химическом равновесии, факторах, влияющих на равновесие


§5


7

Сущность процесса электролитической диссоциации

Электролит. Неэлектролит. Электролитическая диссоциация, гидратация. Кристаллогидраты. Кристаллическая вода

Д: Испытание веществ на электронную проводимость Движение ионов в электрическом поле.


§6


8

Электролитическая диссоциация кислот, щелочей и солей.

Кислоты, щелочи и соли с точки зрения ТЭД. Ступенчатая диссоциация кислот. Ион гидроксония

Степень электролитической диссоциации. Сильные и слабые электролиты


§7-8


9-10

Реакции ионного обмена.

Реакции ионного обмена: полные и сокращенные ионные уравнения.

ЛО: Реакции обмена между растворами электролитов


§9

Октябрь

11

Гидролиз солей

Гидролиз солей. Гидролиз по катиону и аниону. Гидролиз с разложением соединения

Д: Действие индикаторов на растворы солей


§15


12

Пр. работа 2. Решение экспериментальных задач по теме «Электролитическая диссоциация»

Реактивы и оборудование согласно инструкции



13

Классификация химических реакций (обобщение)




14

Контрольная работа № 1





Тема 2. Галогены (5 часов)

1

Характеристика галогенов

Положение галогенов в ПСХЭ. Получение хлора.

Нахождение в природе и получение галогенов. Возгонка и конденсация

Свойства и применение галогенов

ЛО: вытеснение галогенами друг друга

Д: возгонка иода

Реактивы и оборудование согласно инструкции

§12


2

Свойства и применение хлора

Физические и химические свойства. Применение хлора

видеофрагмент

§13


3

Хлороводород

Получение и свойства хлороводорода. Цепные реакции

Д: получение НСl


§14

ноябрь

4

Соляная кислота и её соли

Получение, свойства и применение соляной кислоты и её солей

Качественные реакции на галогенид-ионы

Д: свойства соляной кислоты

Реактивы и оборудование согласно инструкции

§15


5

Пр. работа 3. Получение соляной кислоты и изучение её свойств


Реактивы и оборудование согласно инструкции



Тема 3. Кислород и сера (8 часов)

1

Характеристика кислорода и серы

Положение О и S в ПСХЭ. Нахождение в природе. Аллотропия кислорода и серы

ЛО: Ознакомление с образцами серы и её природных соединений

Д: Превращение кристаллической серы в пластическую

Реактивы и оборудование согласно инструкции

§17


2

Свойства и применение серы

Физ. свойства

Хим. свойства

Применение серы


презентация

§18


3

Сероводород. Сульфиды

Нахождение в природе, получение и свойства сероводорода и сульфидов

ЛО: качественная реакция на сульфид-ионы

Реактивы и оборудование согласно инструкции

§19


4

Оксид серы (IV). Сернистая кислота

Сернистый газ.

Получение, свойства и применение оксида серы (IV) и сернистой кислоты

ЛО: качественная реакция на сульфит-ионы

презентация

§20

декабрь

5

Оксид серы (VI). Серная кислота и ее соли.

Оксид серы (VI). Получение, свойства и применение серной кислоты. Сульфаты. Гидросульфаты

Д: свойства серной кислоты

Реактивы и оборудование согласно инструкции

§21


6

Пр. работа 4 Решение экспериментальных задач по теме «Кислород и сера»


7

Решение задач по теме «Кислород и сера»




8

Контрольная работа № 2





Тема 4. Азот и фосфор (9 часов)

1

Характеристика азота и фосфора. Азот

Положение азота и фосфора в ПСХЭ.

Нахождение в природе и получение Свойства и применение азота

Презентация

§23


2

Аммиак

Строение молекулы, получение, свойства и применение аммиака

Д: получение аммиака

Реактивы и оборудование согласно инструкции

§24


3

Пр. работа 5. Получение аммиака и изучение его свойств



4

Соли аммония

Получение, свойства и применение солей аммония

ЛО: распознавание солей аммония

Реактивы и обору-дование согласно инструкции

§26

январь

5

Азотная кислота

Получение, свойства и применение азотной кислоты

Д: свойства азотной кислоты

Реактивы и обору-дование согласно инструкции

§27


6

Соли азотной кислоты

Получение, свойства и применение нитратов, азотные удобрения

Д: плавление нитрата натрия, взаимо-действие с углем

Реактивы и обору-дование согласно инструкции

§28


7

Фосфор

Нахождение в природе, получение, свойства и применение фосфора

Д: превращение красного фосфора в белый

Реактивы и обору-дование согласно инструкции

§29


8

Оксид фосфора (V). Фосфорная кислота и ее соли.

Оксид фосфора (V). Получение, свойства и применение фосфорной кислоты. Фосфаты, гидрофосфаты. Фосфорные удобрения

Д: качественная реакция на фосфат ион

Реактивы и оборудование согласно инструкции

§30


9

Задачи по теме «Азот и фосфор»




Тема 5. Углерод и кремний (10 часов)

1

Характеристика углерода и кремния. Аллотропия углерода

Положение углерода и кремния в ПСХЭ. Углерод в природе, аллотропия углерода

Презентация

§31

февраль

2

Химические свойства углерода. Адсорбция

Химические свойства углерода. Адсорбция

Д: поглощение веществ активированным углем

Реактивы и оборудование согласно инструкции

§32


3

Оксид углерода (II) – угарный газ

Строение молекулы, получение, свойства и применение СО


§33


4

Оксид углерода (IV) – углекислый газ

Строение молекулы, получение, свойства и применение СО2

ЛО: качественная реакция на углекислый газ


§34


5

Угольная кислота и ее соли.

Получение, свойства и применение угольной кислоты и её солей. Круговорот углерода в природе

ЛО: качественная реакция на карбонат-ион

Реактивы и оборудование согласно инструкции

§35


6

Пр. работа 6. Получение Оксид углерода (IV) и изучение его свойств. Распознавание карбонатов

Реактивы и оборудование



7

Кремний. Оксид кремния (IV)

Нахождение в природе, свойства и применение кремния. Строение молекулы, свойства и применение SiО2

Д: образцы природных соединений кремния

Коллекция горных пород и минералов

§37


8

Кремниевая кислота и ее соли. Стекло. Цемент

Получение, свойства и применение кремниевой кислоты и её солей. Производство стекла и цемента

Д: свойства силиката натрия. Образцы стекла

Реактивы и оборудование согласно инструкции

§38

март

9

Задачи по теме «Углерод и кремний»




10

Контрольная работа №3





Тема 6. Металлы (13 часов)

1

Характеристика металлов

Положение металлов в ПСХЭ, физ.свойства

ЛО: изучение образцов металлов

Реактивы и оборудование

§39


2

Нахождение металлов в природе и общие способы их получения

Нахождение металлов в природе, общие способы получения металлов

Д: восстановление оксида меди (II) углем

Реактивы и оборудование согласно инструкции

§40


3

Химические свойства металлов

Электрохимический ряд напряжения металлов (ряд стандартных электродных потенциалов металлов)

ЛО: Взаимодействие металлов с растворами солей

Реактивы и оборудование согласно инструкции

§41


4

Сплавы

Классификация сплавов по строению и составу

Д: образцы сплавов

Коллекция металлов и сплавов

§42

Апрель

5

Щелочные металлы.

Положение щелочных металлов в периодической системе и строение атомов. Нахождение в природе. Физические и химические свойства. Применение щелочных металлов и их соединений.

Д: Ознакомление с образцами важнейших солей калия, натрия.

Взаимодействие с водой.


§43


6

Магний. Щелочноземельные металлы

Положение магния и щелочноземельных металлов в периодической системе и строение атомов. Нахождение в природе. Физические и химические свойства. Применение щелочноземельных металлов и их соединений.

Д: горение магния.

Вз-е кальция с водой


§44


7

Важнейшие соединения кальция. Жесткость воды и её устранение

Оксид и гидроксид кальция. Хлорная известь. Сульфат кальция. Жесткость воды и её устранение

ЛО: ознакомление со свойствами и взаимопревращениями карбонатов и гидрокарбонатов

Реактивы и оборудование согласно инструкции

§45


8

Алюминий

Положение алюминия в периодической системе и строение атома. Нахождение в природе. Физические и химические свойства. Применение

Д: Взаимодействие с водой. Ознакомление с образцами важнейших солей алюминия.

Реактивы и оборудование согласно инструкции

§46


9

Важнейшие соединения алюминия

Оксид и гидроксид алюминия. Соли алюминия

ЛО: получение и свойства гидроксида алюминия

Реактивы и оборудование

§47


10

Железо.

Железо в свете представлений об ОВР. Нахождение в природе. Физические и химические свойства железа.

Д: Сжигание железа в кислороде и хлоре.

Реактивы и оборудование согласно инструкции

§48


11

Соединения железа

Химические свойства основных соединений железа в разных степенях окисления. Понятие о коррозии

ЛО: качественные реакции на ионы Fe2+ и Fe3+

Периодическая система

§49


12

Задачи по теме «Металлы»




13

Пр. работа 7. Решение экспериментальных задач по теме «Металлы»


май

Тема 7. Органические вещества (7 часов)

1

Органическая химия. Предельные углеводороды

Органические вещества. Химическое строение. Структурные формулы. Углеводороды. Алканы. Гомология. Гомологи. Гомологическая разность

Д: Модели молекул органических соединений.

Реактивы и оборудование согласно инструкции

§51, 52


2

Непредельные углеводороды. Полимеры

Непредельные углеводороды (алкены). Международная номенклатура алкенов. Полимеризация

Д: Качественная реакция на этилен. Образцы полимеров

Реактивы и оборудование согласно инструкции

§53, 54


3

Спирты

Одноатомные и многоатомные спирты


§55


4

Карбоновые кислоты. Сложные эфиры. Жиры

Строение и свойства некоторых карбоновых кислот, сложных эфиров. Строение жиров

Д: Получение и свойства уксусной кислоты.


§56


5

Углеводы. Аминокислоты и белки

Изменение электронных оболочек и свойства элементов

Современная формулировка периодического закона

Периодическая система

§57, 58


6

Итоговое обобщение





7

Контрольная работа №4





Резервное время – 1 ч



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!