Пояснительная записка
Рабочая программа элективного курса по химии для 9 класса составлена на основе авторской программы О.С.Габриеляна. Программа соответствует учебному плану образовательной организации и предусматривает изучение предмета на базовом уровне.
Рабочая программа рассчитана на 1 час в неделю, 34 часа в год.
Данный курс сопровождает учебный предмет «Химия» и предназначен для учащихся 9 классов, выбравших этот предмет для сдачи экзамена в форме ОГЭ. Курс также может быть использован для расширения и углубления программ предпрофильного обучения по химии и построения индивидуальных образовательных траекторий учащихся, проявляющих интерес к науке. Курс построен таким образом, что позволяет расширить и углубить знания учащихся по всем основным разделам школьного курса химии основной школы, а также ликвидировать возможные пробелы. Содержание курса предназначено для овладения теоретическим материалом и отработки практических навыков решения заданий контрольно-измерительных материалов.
Реализация данной программы способствует использованию разнообразных форм организации учебного процесса, внедрению современных методов обучения и педагогических технологий.
Цель курса: подготовить учащихся к итоговой аттестации по химии за курс основной общеобразовательной школы, к поступлению выпускников в профильные классы средней школы.
Основные задачи курса:
изучение нормативных документов и структуры экзаменационной работы по химии в форме ОГЭ;
формирование у учащихся культуры выполнения аттестационных заданий;
закрепление, систематизация и расширение химических знаний учащихся по основным разделам курса химии основной школы;
развитие навыков самостоятельной работы;
формирование навыков аналитической деятельности, прогнозирования результатов для различных вариативных ситуаций;
развитие познавательного интереса, интеллектуальных способностей в процессе поиска решений;
развитие умений логически мыслить, воспитание воли к преодолению трудностей, трудолюбия и добросовестности;
формирование навыков исследовательской деятельности;
формирование индивидуальных образовательных потребностей в выборе дальнейшего профиля обучения в старшей школе.
Требования к уровню подготовки учащихся
Требования к результатам усвоения учебного материала по неорганической химии
Учащиеся должны знать:
- основные формы существования химического элемента (свободные атомы, простые и сложные вещества),
- основные сведения о строении атомов элементов малых периодов,
- основные виды химической связи,
- типы кристаллических решеток,
- факторы, определяющие скорость химических реакций и состояние химического равновесия,
- типологию химических реакций по различным признакам,
- сущность электролитической реакции,
- названия, состав, классификацию и состав важнейших классов неорганических соединений в свете электролитической диссоциации и с позиций окисления-восстановления,
- положение металлов и неметаллов в периодической системе Д.И.Менделеева; общие физические и химические свойства металлов и основные способы их получения; основные свойства и применение важнейших соединений щелочных и щелочноземельных металлов; алюминия; качественные реакции на важнейшие катионы и анионы.
Учащиеся должны уметь:
Применять следующие понятия: химический элемент, атомы, изотопы, ионы, молекулы; простое и сложное вещество; аллотропия; относительная атомная и молекулярная массы, количества вещества, молярная масса, молярный объем, число Авогадро; электроотрицательность, степень окисления, окислительно-восстановительный процесс; химическая связь, ее виды и разновидности; химическая реакция и ее классификации; скорость химической реакции и факторы ее зависимости; обратимость химической реакции, химическое равновесие и условия его смещения; электролитическая диссоциация, гидратация молекул и ионов; ионы, их классификация и свойства; электрохимический ряд напряжений металлов;
Разъяснять смысл химических формул и уравнений; объяснять действие изученных закономерностей (сохранения массы веществ при химических реакциях); определять степени окисления атомов химических элементов по формулам их соединений; составлять уравнения реакций, определять их вид и характеризовать окислительно-восстановительные реакции, определять по составу (химическим формулам) принадлежность веществ к различным классам соединений и характеризовать их химические свойства, в том числе и в свете электролитической диссоциации; устанавливать генетическую связь между классами неорганических соединений и зависимость между составом вещества и его свойствами;
Обращаться с лабораторным оборудованием; соблюдать правила техники безопасности; проводить простые химические опыты; наблюдать за химическими процессами и оформлять результаты наблюдений;
Производить расчеты по химическим формулам и уравнениям с использованием изученных понятий.
Давать определения и применять следующие понятия: сплавы, коррозия металлов, переходные элементы, амфотерность.
Характеризовать свойства классов химических элементов (металлов), групп химических элементов (щелочных и щелочноземельных металлов, галогенов) и важнейших химических элементов (алюминия, железа, серы, азота, фосфора, углерода и кремния) в свете изученных теорий.
Распознавать важнейшие катионы и анионы.
Решать расчётные задачи с использованием изученных понятий.
Требования к результатам усвоения учебного материала по органической химии
Учащиеся должны знать:
а) причины многообразия углеродных соединений (изомерию); виды связей (одинарную, двойную, тройную); важнейшие функциональные группы органических веществ, номенклатуру основных представителей групп органических веществ;
б) строение, свойства и практическое значение метана, этана, этилена, ацетилена, метанола, этанола, глицерина, уксусной и стеариновой кислот; биологически важные вещества: белки, жиры и углеводы.
Учащиеся должны уметь:
а) разъяснять на примерах причины многообразия органических веществ, материальное единство и взаимосвязь органических веществ, причинно- следственную зависимость между составом, строением, свойствами и практическим использованием веществ;
б) называть органические вещества по их формуле: метан, этан, этилен, ацетилен, метанол, этанол, глицерин, уксусная кислота, глюкоза, сахароза;
в) составлять уравнения химических реакций, подтверждающих свойства изученных органических веществ, их генетическую связь;
г) распознавать важнейшие органические вещества.
Формы контроля:
текущий контроль - многовариантное разноуровневое тематическое и комбинированное тестирование;
тематический - контрольные работы;
промежуточная аттестация – итоговая контрольная работа в форме теста по вариантам ОГЭ прошлых лет и демоверсии.
2. Содержание элективного курса «Подготовка к ОГЭ по химии»
Тема 1. Вещество (7 часов)
Строение атомов первых 20 элементов периодической системы Д.И.Менделеева.
Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева.
Химическая связь: ковалентная (полярная и неполярная), ионная, металлическая).
Валентность и степень окисления химических элементов.
Простые и сложные вещества. Основные классы неорганических веществ. Номенклатура неорганических соединений.
Закономерности изменения свойств элементов и их соединений в связи с положением в Периодической системе химических элементов.
Тема 2. Химическая реакция (7 часов)
Условия и признаки химических реакций. Химические уравнения.
Классификация химических реакций по различным признакам.
Электролиты и неэлектролиты. Катионы и анионы.
Электролитическая диссоциация кислот, щелочей и солей (средних).
Реакции ионного обмена и условия их осуществления.
Окислительно-восстановительные реакции. Окислитель и восстановитель.
Тема 3. Элементарные основы неорганической химии. Представления об органических веществах (11 часов)
Химические свойства простых веществ: металлов и неметаллов.
Химические свойства оксидов: основных, амфотерных, кислотных.
Химические свойства оснований. Химические свойства кислот.
Химические свойства солей (средних). Первоначальные сведения об органических веществах.
Взаимосвязь различных классов неорганических веществ.
Тема 4. Методы познания веществ и химических явлений. Экспериментальные основы химии (6 часов)
Чистые вещества и смеси. Правила безопасной работы в школьной лаборатории. Разделение смесей и очистка веществ.
Определение характера среды (раствора кислот и щелочей) с помощью индикаторов. Качественные реакции на ионы в растворе и на газообразные вещества. Получение газообразных веществ.
Вычисления массовой доли химического элемента в веществе.
Вычисления массовой доли растворенного вещества в растворе.
Вычисление количества вещества, массы или объема вещества по количеству вещества, массе или объему одного из реагентов или продуктов реакции.
Тема 5. Обобщение и повторение материала по химии за курс основной школы (4 часа)
Тренинг-тестирование по вариантам ОГЭ прошлых лет и демоверсии.
3. Календарно-тематическое планирование
№ | Содержание (раздел, тема) | Количество часов |
Количество уроков | Практические работы | Контрольные работы |
Тема 1. Вещество (7ч) |
1 | Строение атомов первых 20 элементов периодической системы Д.И.Менделеева. | 1 | | |
2 | Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева в свете учения о строении атома. Значение закона. | 1 | | |
3 | Химическая связь: ковалентная (полярная и неполярная), ионная, металлическая). | 1 | | |
4-5 | Валентность и степень окисления химических элементов. | 2 | | |
6 | Простые и сложные вещества. Основные классы неорганических веществ. Номенклатура неорганических соединений. | 1 | | |
7 | Закономерности изменения свойств элементов и их соединений в связи с положением в Периодической системе химических элементов. | 1 | | |
Тема 2. Химическая реакция (7 часов) |
8 | Условия и признаки химических реакций. Химические уравнения. | 1 | | |
9 | Классификация химических реакций по различным признакам. | 1 | | |
10 | Электролиты и неэлектролиты. Катионы и анионы. | 1 | | |
11 | Электролитическая диссоциация кислот, щелочей и солей (средних). | 1 | | |
12 | Реакции ионного обмена и условия их осуществления. | 1 | | |
13-14 | Окислительно-восстановительные реакции. Окислитель и восстановитель. | 2 | | |
Тема 3. Элементарные основы неорганической химии. Представления об органических веществах (11 часов) |
15-16 | Химические свойства простых веществ: металлов и неметаллов. | 2 | | |
17-18 | Химические свойства оксидов: основных, амфотерных, кислотных. | 2 | | |
19-20 | Химические свойства оснований. Химические свойства кислот. | 2 | | |
21-23 | Химические свойства солей (средних). Первоначальные сведения об органических веществах. | 3 | | |
24-25 | Взаимосвязь различных классов неорганических веществ. | 2 | | |
Тема 4. Методы познания веществ и химических явлений. Экспериментальные основы химии (6 часов) |
26 | Чистые вещества и смеси. Правила безопасной работы в школьной лаборатории. Разделение смесей и очистка веществ. | 1 | | |
27 | Определение характера среды (раствора кислот и щелочей) с помощью индикаторов. Качественные реакции на ионы в растворе и на газообразные вещества. Получение газообразных веществ. | 1 | | |
28 | Вычисления массовой доли химического элемента в веществе. | 1 | | |
29 | Вычисления массовой доли растворенного вещества в растворе. | 1 | | |
30 | Вычисление количества вещества, массы или объема вещества по количеству вещества, массе или объему одного из реагентов или продуктов реакции. | 1 | | |
Тема 5. Обобщение и повторение материала по химии за курс основной школы (4 часа) |
31-34 | Тренинг-тестирование по вариантам ОГЭ прошлых лет и демоверсии. | 4 | | |
Всего часов: | 34 | | | |