РАБОЧАЯ ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОУД.09 Химия
Код и наименование специальности 34.02.01 Сестринское дело
входящей в состав УГС
34.00.00 Сестринское дело
Квалификация выпускника – медицинская сестра/медицинский брат
Нормативный срок обучения - 3 года 10 месяцев
На базе основного общего образования
Махачкала
2019 г.
ОДОБРЕНО предметной (цикловой) комиссией общеобразовательных дисциплин Протокол №1 от «_28_» __08___ 2019 г. Председатель П(Ц)К _________________ Давудова Х.О. | УТВЕРЖДАЮ зам. директора по НМР ____________ Зубаирова Ш.М. __01__ ____09_____ 2019 г. |
Рабочая программа учебной дисциплины ОУД.09 Химия разработана на основе:
- Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 34.02.01 Сестринское дело (базовой подготовки), входящей в состав УГС 34.00.00 Сестринское дело, утвержденного приказом Минобрнауки РФ от 12.05. 2014 г. № 502 (Зарегистрировано в Минюсте России 18.06.2014 № 32766).
с учетом:
- примерной программы общеобразовательной учебной дисциплины «Химия» для профессиональных образовательных организаций / О. С. Габриелян, И. Г. Остроумова. — М.: Издательский центр «Академия», 2015. — 42 с.
-Методических рекомендаций по разработке рабочих программ общеобразовательных учебных дисциплин в пределах освоения основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования (ППССЗ), разработанных Отделом профессионального образования Министерства образования и науки Республики Дагестан в соответствии с рабочим учебным планом образовательной организации на 2019/2020 учебный год.
Составители:
Дибирова М.М.Ярахмедова И А Магомедова М Н преподаватели химии
Ф.И.О., ученая степень, звание, должность
СОДЕРЖАНИЕ
| стр. |
ПАСПОРТ рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 4 |
СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 8 |
условия реализации рабочей программы учебной дисциплины | 28 |
Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины | 30 |
1. паспорт Рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОУД.09 ХИМИЯ
1.1. Область применения программы:
Рабочая программа учебной дисциплины ОУД.09 Химия является частью основной профессиональной образовательной программы подготовки специалистов среднего звена в соответствии с ФГОС по специальности 34.02.01 Сестринское дело.
1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:
Учебная дисциплина ОУД.09 Химия является профильной дисциплиной общеобразовательного цикла учебного плана ОПОП СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования (ППССЗ).
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:
Рабочая программа ориентирована на достижение следующих целей:
усвоение знаний о химической составляющей естественно-научной картины мира, важнейших химических понятиях, законах и теориях;
овладение умениями применять полученные знания для объяснения разнообразных химических явлений и свойств веществ, оценки роли химии в развитии современных технологий и получении новых материалов;
развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе самостоятельного приобретения химических знаний с использованием различных источников информации, в том числе компьютерных;
воспитание убежденности позитивной роли химии в жизни современного общества, необходимости химически грамотного отношения к собственному здоровью и окружающей среде;
применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, на производстве и в сельском хозяйстве, для решения практических задач в повседневной жизни, для предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.
Освоение содержания учебной дисциплины «Химия», обеспечивает достижение студентами следующих результатов:
личностных:
− чувство гордости и уважения к истории и достижениям отечественной химической науки; химически грамотное поведение в профессиональной деятельности и в быту при обращении с химическими веществами, материалами и процессами;
− готовность к продолжению образования и повышения квалификации в избранной профессиональной деятельности и объективное осознание роли химических компетенций в этом;
− умение использовать достижения современной химической науки и химических технологий для повышения собственного интеллектуального развития в выбранной профессиональной деятельности;
метапредметных:
− использование различных видов познавательной деятельности и основных интеллектуальных операций (постановки задачи, формулирования гипотез, анализа и синтеза, сравнения, обобщения, систематизации, выявления причинно-следственных связей, поиска аналогов, формулирования выводов) для решения поставленной задачи, применение основных методов познания (наблюдения, научного эксперимента) для изучения различных сторон химических объектов и процессов, с которыми возникает необходимость сталкиваться в профессиональной сфере;
− использование различных источников для получения химической информации, умение оценить ее достоверность для достижения хороших результатов в профессиональной сфере;
предметных:
− сформированность представлений о месте химии в современной научной картине мира; понимание роли химии в формировании кругозора и функциональной грамотности человека для решения практических задач;
− владение основополагающими химическими понятиями, теориями, законами и закономерностями; уверенное пользование химической терминологией и символикой;
− владение основными методами научного познания, используемыми в химии: наблюдением, описанием, измерением, экспериментом; умение обрабатывать, объяснять результаты проведенных опытов и делать выводы; готовность и способность применять методы познания при решении практических задач;
− сформированность умения давать количественные оценки и производить расчеты по химическим формулам и уравнениям;
− владение правилами техники безопасности при использовании химических веществ;
− сформированность собственной позиции по отношению к химической информации, получаемой из разных источников.
В результате изучения учебной дисциплины «Химия» обучающийся должен знать/понимать:
важнейшие химические понятия: вещество, химический элемент, атом, молекула, относительные атомная и молекулярная массы, ион, аллотропия, изотопы, химическая связь, электроотрицательность, валентность, степень окисления, моль, молярная масса, молярный объем газообразных веществ, вещества молекулярного и немолекулярного строения, растворы, электролит и неэлектролит, электролитическая диссоциация, окислитель и восстановитель, окисление и восстановление, тепловой эффект реакции, скорость химической реакции, катализ, химическое равновесие, углеродный скелет, функциональная группа, изомерия, гомология;
основные законы химии: сохранения массы веществ, постоянства состава веществ, Периодический закон Д.И. Менделеева;
основные теории химии; химической связи, электролитической диссоциации, строения органических и неорганических соединений;
важнейшие вещества и материалы: важнейшие металлы и сплавы; серная, соляная, азотная и уксусная кислоты; благородные газы, водород, кислород, галогены, щелочные металлы; основные, кислотные и амфотерные оксиды и гидроксиды, щелочи, углекислый и угарный газы, сернистый газ, аммиак, вода, природный газ, метан, этан, этилен, ацетилен, хлорид натрия, карбонат и гидрокарбонат натрия, карбонат и фосфат кальция, бензол, метанол и этанол, сложные эфиры, жиры, мыла, моносахариды (глюкоза), дисахариды (сахароза), полисахариды (крахмал и целлюлоза), анилин, аминокислоты, белки, искусственные и синтетические волокна, каучуки, пластмассы;
уметь:
называть: изученные вещества по тривиальной или международной номенклатуре;
определять: валентность и степень окисления химических элементов, тип химической связи в соединениях, заряд иона, характер среды в водных растворах неорганических и органических соединений, окислитель и восстановитель, принадлежность веществ к разным классам неорганических и органических соединений;
характеризовать: элементы малых периодов по их положению в Периодической системе Д.И. Менделеева; общие химические свойства металлов, неметаллов, основных классов неорганических и органических соединений; строение и химические свойства изученных неорганических и органических соединений;
объяснять: зависимость свойств веществ от их состава и строения, природу химической связи (ионной ковалентной, металлической и водородной), зависимость скорости химической реакции и положение химического равновесия от различных факторов;
выполнять химический эксперимент: по распознаванию важнейших неорганических и органических соединений;
проводить: самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников (научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета); использовать компьютерные технологии для обработки и передачи химической информации и ее представления в различных формах;
связывать: изученный материал со своей профессиональной деятельностью;
решать: расчетные задачи по химическим формулам и уравнениям;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
для объяснения химических явлений, происходящих в природе, быту и на производстве;
определения возможности протекания химических превращений в различных условиях и оценки их последствий;
экологически грамотного поведения в окружающей среде;
оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека и другие живые организмы;
безопасного обращения с горючими и токсичными веществами и лабораторным оборудованием;
приготовления растворов заданной концентрации в быту и на производстве;
критической оценки достоверности химической информации, поступающей из разных источников.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 300 часов,
в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 200 часов;
самостоятельной работы обучающегося 100 часов.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОУД.09 Химия
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 234 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 156 |
в том числе: | |
практические занятия | 156 |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 78 |
в том числе: | |
Дополнение лекций материалом из рекомендуемой литературы (подготовка сообщений, докладов) Подготовка кроссвордов, тестовых заданий, графических диктантов. Подготовка и оформление творческой работы по тематике, предложенной преподавателем (или по выбору студента). Разработка мультимедийных презентаций. Решение и составление химических задач. | 25 8 9 10 26 |
Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета |
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины ОУД.09 Химия
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся | Объем часов | Уровень освоения |
1 семестр |
Раздел 1. ОРГАНИЧЕСКАЯ ХИМИЯ |
Тема 1.1. Предмет органической химии. Теория строения органических соединений. | Содержание учебного материала: 1. Предмет органической химии. 2. Теория строения органических соединений А.М. Бутлерова. Демонстрации. Коллекции органических веществ (в том числе лекарственных препаратов, красителей), материалов (природных и синтетических каучуков, пластмасс и волокон) и изделий из них (нити, ткани, отделочные материалы). Модели молекул СН4, С2Н4, С2Н2, С6Н6, СН3ОН – шаростержневые и объемные. Модели отталкивания гибридных орбиталей с помощью воздушных шаров. Взаимодействие натрия с этанолом и отсутствие взаимодействия с диэтиловым эфиром. Опыты, подтверждающие наличие функциональных групп у соединений различных классов. Лабораторные опыты. Изготовление моделей молекул – представителей различных классов органических соединений. | 4 | 2 |
Самостоятельная работа обучающихся: 1. Решение задач на нахождение молекулярной формулы по массовой доле вещества. 2. Написание рефератов на темы: - Биотехнология и генная инженерия – технологии XXI века. - Нанотехнология как приоритетное направление развития науки и производства в Российской Федерации. - Краткие сведения по истории возникновения и развития органической химии. - Жизнь и деятельность А.М. Бутлерова. - Витализм и его крах. - Роль отечественных ученых в становлении и развитии мировой органической химии. - Современные представления о теории химического строения. | | 2 |
Тема 1.2. Предельные углеводороды Алканы. | Содержание учебного материала: 1.Гомологический ряд алканов. 2.Химические свойства, применение и способы получения алканов 3. Циклоалканы. Демонстрации. Модели молекул метана, других алканов, различных конформаций циклогексана. Растворение парафина в бензине и испарение растворителя из смеси. Плавление парафина и его отношение к воде (растворимость, плотность, смачивание). Разделение смеси бензин–вода с помощью делительной воронки. Горение метана, пропан-бутановой смеси, парафина в условиях избытка и недостатка кислорода. Взрыв смеси метана с воздухом и хлором. Восстановление оксидов тяжелых металлов парафином. Отношение циклогексана к бромной воде и раствору перманганата калия. Лабораторные опыты. Изготовление моделей молекул алканов и галогеналканов. Изготовление парафинированной бумаги, испытание ее свойств: отношение к воде и жирам. Обнаружение воды, сажи, углекислого газа в продуктах горения свечи. Ознакомление со свойствами твердых парафинов: плавление, растворимость в воде и органических растворителях, химическая инертность (отсутствие взаимодействия с бромной водой, растворами перманганата калия, гидроксида натрия и серной кислоты). | 6 | 2 2 |
Практическая работа №1: Выполнить химический эксперимент. 1.Обнаружение углерода и водорода в органическом соединении. Обнаружение галогенов (проба Бейльштейна). 2. Решать задачи на нахождение молекулярной формулы по массовой доле вещества. | | |
Самостоятельная работа обучающихся: 1. Решение задач на нахождение молекулярной формулы по сгоревшим вещества. 2. Решение задач на нахождение молекулярной формулы по массовой доле вещества. 3. Работа над тестами. | | 2 |
Тема 1.3. Этиленовые и диеновые углеводороды | Содержание учебного материала: 1.Гомологический ряд алкенов. 2.Применение и способы получения алкенов 3.Алкадиены. Демонстрации. Модели молекул структурных и пространственных изомеров алкенов и алкадиенов. Коллекция «Каучук и резина». Деполимеризация каучука. Сгущение млечного сока каучуконосов (молочая, одуванчиков, фикуса). Лабораторные опыты. Обнаружение непредельных соединений в керосине, скипидаре. Ознакомление с образцами полиэтилена и полипропилена. Распознавание образцов алканов и алкенов. | 8 | 2 2 |
Практическая работа №2: Выполнить химический эксперимент. 1. Получение этилена дегидратацией этилового спирта. 2. Взаимодействие этилена с бромной водой, раствором перманганата калия. 3. Сравнение пламени этилена с пламенем предельных углеводородов (метана, пропан-бутановой смеси). 4. Решение задач на нахождение молекулярной формулы по общей формуле. 5. Работа с обучающими и контролирующими материалами. | 2 | 2 |
Самостоятельная работа обучающихся: 1. Решение задач на нахождение молекулярной формулы и по общей формуле. 2. Работа над тестами. 3. Написание рефератов. | 4 | |
Тема 1.4. Ацетиленовые углеводороды | Содержание учебного материала: 1. Гомологический ряд алкинов. 2. Химические свойства и применение алкинов. Демонстрации. Модели молекулы ацетилена и других алкинов. Получение ацетилена из карбида кальция, ознакомление с физическими и химическими свойствами ацетилена: растворимость в воде, горение, взаимодействие с бромной водой, раствором перманганата калия, солями меди(I) и серебра. | 6 | 2 2 |
Практическая работа №3: Выполнить химический эксперимент. 1. Изготовление моделей молекул алкинов, их изомеров. 2. Работа с обучающими и контролирующими материалами. 3. Решение задач на нахождение молекулярной формулы по общей формуле и уравнению реакций. | 2 | 2 |
Самостоятельная работа обучающихся: 1. Решение задач на нахождение молекулярной формулы по общей формуле и уравнению реакций. 2. Работа с тестами. | 2 | |
Тема 1.5. Ароматические углеводороды | Содержание учебного материала: 1.Гомологический ряд аренов. Химические свойства аренов. 2.Применение и получение аренов. Демонстрации. Шаростержневые и объемные модели молекул бензола и его гомологов. Разделение смеси бензол–вода с помощью делительной воронки. Растворяющая способность бензола (экстракция органических и неорганических веществ бензолом из водного раствора иода, красителей; растворение в бензоле веществ, труднорастворимых в воде (серы, бензойной кислоты). Горение бензола. Отношение бензола к бромной воде, раствору перманганата калия. Получение нитробензола. Ознакомление с физическими свойствами ароматических углеводородов с использованием растворителя «Сольвент». Изготовление и использование простейшего прибора для хроматографии. | 4 | 2 |
Практическая работа №4: Выполнить химический эксперимент. 1. Получение бензола декарбоксилированием бензойной кислоты. 2. Получение и расслоение эмульсии бензола с водой. Отношения бензола к бромной воде и раствору перманганата калия. 3. Решение задач на теоретический и практический выход. 4. Работа с обучающими и контролирующими материалами. 5.Обобщение на тему углеводороды. | 2 | 2 |
Самостоятельная работа обучающихся: 1. Решение задач на теоретический и практический выход. 2. Работа над тестами. 3. Написание реферата на тему: - Ароматические углеводороды как сырье для производства пестицидов. | 3 | |
Тема 1.6. Природные источники углеводородов. | Содержание учебного материала: 1. Нефть. Природный и попутный нефтяной газ. Каменный уголь. Демонстрации. Коллекция «Природные источники углеводородов». Сравнение процессов горения нефти и природного газа. Образование нефтяной пленки на поверхности воды. Каталитический крекинг парафина (или керосина). Лабораторные опыты. Определение наличия непредельных углеводородов в бензине и керосине. Растворимость различных нефтепродуктов (бензин, керосин, дизельное топливо, вазелин, парафин) друг в друге. | 2 | 2 |
Самостоятельная работа обучающихся: 1. Решение задач. 2. Написание рефератов на темы: - Экономические аспекты международного сотрудничества по использованию углеводородного сырья. - История открытия и разработки газовых и нефтяных месторождений в Российской Федерации. - Углеводородное топливо, его виды и назначение. -Нефть и ее транспортировка как основа взаимовыгодного международного сотрудничества. | 1 | |
Тема 1.7. Гидроксильные соединения. | Содержание учебного материала: 1. Строение и классификация спиртов. Способы получения спиртов 2. Многоатомные спирты. 3. Фенол. Демонстрации. Модели молекул спиртов и фенолов. Растворимость в воде алканолов, этиленгликоля, глицерина, фенола. Сравнение скорости взаимодействия натрия с этанолом, пропанолом-2, 2-метилпропанолом-2, глицерином. Получение бромэтана из этанола. Вытеснение фенола из фенолята натрия угольной кислотой. Реакция фенола с формальдегидом. Качественные реакции на фенол. Зависимости растворимости фенола в воде от температуры. Взаимодействие фенола с раствором щелочи. Распознавание растворов фенолята натрия и карбоната натрия (барботаж выдыхаемого воздуха или действие сильной кислоты). Распознавание водных растворов фенола и глицерина. Лабораторные опыты. Ректификация смеси этанол–вода. Обнаружение воды в азеотропной смеси воды и этилового спирта. | 8 | 2 2 2 |
Практическая работа №5: Выполнить химический эксперимент. 1. Изучение растворимости спиртов в воде. Окисление спиртов различного строения хромовой смесью. 2. Получение диэтилового эфира. 3. Получение глицерата меди. 4. Решение задач на избыток и недостаток. 5. Работа с обучающими и контролирующими материалами. | 2 | 2 |
Самостоятельная работа обучающихся: 1. Решение задач на избыток и недостаток. 2. Работа с тестами. 3. Написание рефератов на темы: - Метанол: хемофилия и хемофобия. - Этанол: величайшее благо и страшное зло. - Алкоголизм и его профилактика. - Многоатомные спирты и моя будущая профессиональная деятельность. | 4 | |
Тема 1.8. Альдегиды и кетоны. | Содержание учебного материала: 1.Гомологические ряды, химические свойства. 2.Применение альдегидов и кетонов. Демонстрации. Шаростержневые и объемные модели молекул альдегидов и кетонов. Получение уксусного альдегида окислением этанола хромовой смесью. Качественные реакции на альдегидную группу. Лабораторные опыты. Окисление этанола в этаналь раскаленной медной проволокой. Получение фенолоформальдегидного полимера. Распознавание раствора ацетона и формалина. | 4 | 2 |
Практическая работа №6: 1. Изучение восстановительных свойств альдегидов: реакция «серебряного зеркала», восстановление гидроксида меди(II). Взаимодействие формальдегида с гидросульфитом натрия. 2. Решение задач на примеси. 3. Работа с обучающими и контролирующими материалами. | 2 | 2 |
Самостоятельная работа обучающихся: 1. Решение задач на примеси. 2. Тесты Альдегиды. 3. Написание реферата на тему: - Формальдегид как основа получения веществ и материалов для моей профессиональной деятельности. 4. Создание и защита мультимедийных презентаций. | 3 | |
Тема 1.9. Карбоновые кислоты и их производные. | Содержание учебного материала: 1.Гомологический ряд и химические свойства предельных одноосновных карбоновых кислот. 2.Применение и свойства карбоновых кислот 3.Сложные эфиры. Демонстрации. Знакомство с физическими свойствами важнейших карбоновых кислот. Возгонка бензойной кислоты. Отношение различных карбоновых кислот к воде. Сравнение рН водных растворов уксусной и соляной кислоты одинаковой молярности. Получение приятно пахнущего сложного эфира. Отношение сливочного, подсолнечного, машинного масел и маргарина к бромной воде и раствору перманганата калия. Лабораторные опыты. Взаимодействие раствора уксусной кислоты с магнием, оксидом цинка, гидроксидом железа (III), раствором карбоната калия и стеарата калия. Ознакомление с образцами сложных эфиров. Отношение сложных эфиров к воде и органическим веществам. «Выведение» жирного пятна с помощью сложного эфира. Растворимость жиров в воде и органических растворителях. Сравнение моющих свойств хозяйственного мыла и СМС в жесткой воде. | 6 | 2 2 |
Практическая работа №7: 1. Получение изоамилового эфира уксусной кислоты. 2. Сравнение степени ненасыщенности твердого и жидкого жиров. Омыление жира. 3. Получение мыла и изучение его свойств: пенообразование, реакции ионного обмена, гидролиз, выделение свободных жирных кислот. 4. Обобщение на тему: «Спирты, альдегиды, кислоты» | 2 | 2 |
Самостоятельная работа обучающихся: 1. Решение задач на примеси 2. Работа с тестами. 3. Написание рефератов на темы: -Муравьиная кислота в природе, науке и производстве. - История уксуса. - Сложные эфиры и их значение в природе, быту и производстве. - Жиры как продукт питания и химическое сырье. - Замена жиров в технике непищевым сырьем. - Нехватка продовольствия как глобальная проблема человечества и пути ее решения. - Мыла: прошлое, настоящее, будущее. - Средства гигиены на основе кислородсодержащих органических соединений. | 5 | |
Тема 1.10. Генетическая связь. | Содержание учебного материала: 1. Классификация реакций в органической химии. 2. Классификация реакций по изменению в структуре субстрата (присоединение, отщепление, замещение, изомеризация) и типу реагента (радикальные, нуклеофильные, электрофильные). | 2 | 2 |
Практическая работа №8: 1. Генетическая связь между органическими веществами. 2. Решение цепочек химических превращений. | | |
Самостоятельная работа обучающихся: 1. Генетическая связь между органическими веществами 2. Решение цепочек химических превращений. 3. Создание и защита мультимедийных презентаций. | 3 | |
Тема 1.11. Углеводы. | Содержание учебного материала: 1.Понятие об углеводах. Моносахариды. 2.Дисахариды. Полисахариды. Демонстрации. Образцы углеводов и изделий из них. Получение сахарата кальция и выделение сахарозы из раствора сахарата кальция. Взаимодействие глюкозы с фуксинсернистой кислотой. Отношение растворов сахарозы и мальтозы к Cu(OH)2 при нагревании. Ознакомление с физическими свойствами крахмала и целлюлозы. Набухание целлюлозы и крахмала в воде. Получение тринитрата целлюлозы. Коллекция волокон. Лабораторные опыты. Ознакомление с физическими свойствами глюкозы (аптечная упаковка, таблетки). Кислотный гидролиз сахарозы. Знакомство с образцами полисахаридов. Обнаружение крахмала с помощью качественной реакции в меде, хлебе, йогурте, маргарине, макаронных изделиях, крупах. | 4 | 2 |
Практическая работа № 9: 1. Взаимодействие глюкозы с гидроксидом меди (II) при различных температурах. Реакция «серебряного зеркала» глюкозы. Действие аммиачного раствора оксида серебра на сахарозу. Обнаружение лактозы в молоке. Действие йода на крахмал. 2. Решение задач на примеси 3. Работа с обучающими и контролирующими материалами. | 2 | 2 |
Самостоятельная работа обучающихся: 1. Решение задач на примеси. 2. Тесты Углеводы. 3. Создание и защита мультимедийных презентаций. | 3 | |
2 семестр |
Тема 1.12. Амины, аминокислоты, белки. | Содержание учебного материала: 1.Классификация и изомерия аминов. Химические свойства аминов. 2.Применение и получение аминов. 3.Аминокислоты. 4. Белки. Демонстрации. Физические свойства метиламина: агрегатное состояние, цвет, запах, отношение к воде. Горение метиламина. Взаимодействие анилина и метиламина с водой и кислотами. Окрашивание тканей анилиновыми красителями. Обнаружение функциональных групп в молекулах аминокислот. Нейтрализация щелочи аминокислотой. Нейтрализация кислоты аминокислотой. Растворение и осаждение белков. Лабораторные опыты. Изготовление шаростержневых и объемных моделей изомерных аминов. Растворение белков в воде и их коагуляция. Обнаружение белка в курином яйце и молоке. | 6 | 2 2 2 |
Практическая работа №10: 1. Образование солей анилина. Бромирование анилина. Образование солей глицина. Получение медной соли глицина. Денатурация белка. Цветные реакции белков. 2. Работа с обучающими и контролирующими материалами. | 2 | |
Самостоятельная работа обучающихся: 1. Решение задач на избыток и недостаток 2. Работа с тестами. 3. Написание рефератов на темы: - Аммиак и амины – бескислородные основания. - Анилиновые красители: история, производство, перспектива. - Аминокислоты – амфотерные органические соединения. - Аминокислоты – «кирпичики» белковых молекул. - Синтетические волокна на аминокислотной основе. - «Жизнь это способ существования белковых тел…» - Структуры белка и его деструктурирование. - Биологические функции белков. - Белковая основа иммунитета. - СПИД и его профилактика. - Дефицит белка в пищевых продуктах и его преодоление в рамках глобальной продовольственной программы. - Химия и биология нуклеиновых кислот. | 4 | |
Тема 1.13. Азотсодержащие гетероциклические соединения. Нуклеиновые кислоты. | Содержание учебного материала: 1. Нуклеиновые кислоты. Демонстрации. Модели молекул важнейших гетероциклов. Коллекция гетероциклических соединений. Действие раствора пиридина на индикатор. Взаимодействие пиридина с соляной кислотой. Модель молекулы ДНК, демонстрация принципа комплементарности азотистых оснований. Образцы продуктов питания из трансгенных форм растений и животных. Лекарства и препараты, изготовленные методами генной инженерии и биотехнологии. Лабораторные опыты. Изготовление объемных и шаростержневых моделей азотистых гетероциклов. | 2 | 2 |
Самостоятельная работа обучающихся: 1. Решение задач на избыток и недостаток. 2. Работа с тестами. 3. Написание реферата на тему: - Химия и биология нуклеиновых кислот. | 1 | |
Тема 1.14. Биологически активные соединения. | Содержание учебного материала: 1.Ферменты. Витамины. Гормоны. 2.Лекарства. 3.Жиры Демонстрации. Сравнение скорости разложения Н2О2 под действием фермента каталазы и неорганических катализаторов: KI, FeCl3, MnO2. Образцы витаминных препаратов. Поливитамины. Иллюстрации фотографий животных с различными формами авитаминозов. Плакат с изображением структурных формул эстрадиола, тестостерона, адреналина. Взаимодействие адреналина с раствором FeCl3. Белковая природа инсулина (цветная реакция на белки). Плакаты или кодограммы с формулами амида сульфаниловой кислоты, дигидрофолиевый и ложной дигидрофолиевой кислот, бензилпенициллина, тетрациклина, цефотаксима, аспирина. Лабораторные опыты. Испытание растворимости адреналина в воде и соляной кислоте. Обнаружение аспирина в готовой лекарственной форме. | 4 | 2 |
Практическая работа №11: Обнаружение витамина А в подсолнечном масле. Обнаружение витамина С в яблочном соке. Определение витамина D в рыбьем жире или курином желтке. Действие амилазы слюны на крахмал. Действие дегидрогеназы на метиленовый синий. Действие каталазы на пероксид водорода. Анализ лекарственных препаратов, производных салициловой кислоты. Анализ лекарственных препаратов, производных п-аминофенола. | 2 | 2 |
Самостоятельная работа обучающихся: 1. Написание рефератов на темы: - Биотехнология и генная инженерия – технологии XXI века. -Нанотехнология как приоритетное направление развития науки и производства в Российской Федерации. 2. Подготовка к зачету по органической химии. | 3 | |
Тема 1.15. Обобщение органической химии. | Содержание учебного материала: 1.Обобщение знаний по органической химии. | 2 | 2 |
Практическая работа №12: Путешествие в страну углеводородов Станции: - номенклатурная - изомерная, - электронная, - применения, - получения, - химическая, - генетическая, - расчетная. | 1 | |
Самостоятельная работа обучающихся: Решение задач на примеси и осуществление химических превращений. | 1 | |
РАЗДЕЛ 2. ОБЩАЯ И НЕОРГАНИЧЕСКАЯ ХИМИЯ |
Тема 2.1. Химия – наука о веществах. | Содержание учебного материала: 1.Состав вещества. Измерение вещества. Агрегатные состояния вещества. 2.Смеси веществ Демонстрации. Опыты, иллюстрирующие закон сохранения массы веществ. Набор моделей атомов и молекул. Некоторые вещества количеством 1 моль. Модель молярного объема газов. Лабораторные опыты. Изготовление моделей молекул некоторых органических и неорганических веществ. | | |
Практическая работа №13: 1. Наблюдение за очисткой веществ фильтрованием и дистилляцией. Очисткой веществ перекристаллизацией. 2. Решение теоретических задач на основные законы химии. 3. Работа с обучающими и контролирующими материалами. | 2 | |
Самостоятельная работа обучающихся: 1. Решение теоретических задач на основные законы химии. 2. Работа с тестами. | 2 | |
Тема 2.2. Строение атома. | Содержание учебного материала: 1.Атом – сложная частица. 2.Состав атомного ядра. Демонстрации. Фотоэффект. Модели орбиталей различной формы. Лабораторные опыты. Наблюдение спектров испускания и поглощения соединений химических элементов с помощью спектроскопа. | 4 | 2 |
Самостоятельная работа обучающихся: 1. Написание рефератов на темы: - Рентгеновское излучение и его использование в технике и медицине. - Плазма – четвертое состояние вещества. - Аморфные вещества в природе, технике, быту. 2. Решение теоретических задач на основные законы химии. | 2 | |
Тема 2.3. Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева. | Содержание учебного материала: 1. Открытие Периодического закона. 2. Периодический закон и строение атома 3. Физический смысл порядкового номера элементов, номеров группы и периода. 4. Периодическое изменение свойств элементов: радиуса атома; энергии ионизации; электроотрицательности. 5. Значение Периодического закона и Периодической системы химических элементов Д.И. Менделеева для развития науки и понимания химической картины мира. Демонстрации. Различные варианты таблицы Периодической системы химических элементов Д.И. Менделеева. Образцы простых веществ оксидов и гидроксидов элементов III периода. Лабораторные опыты. Сравнение свойств простых веществ, оксидов и гидроксидов элементов III периода. | 8 | 2 2 2 2 |
Самостоятельная работа обучающихся: 1. Написание рефератов на темы: - Жизнь и деятельность Д.И. Менделеева. - «Периодическому закону будущее не грозит разрушением…». - Синтез 114-го элемента – триумф российских физиков-ядерщиков. - Изотопы водорода. - Использование радиоактивных изотопов в технических целях. - Рентгеновское излучение и его использование в технике и медицине. | 5 | |
Тема 2.4. Полимеры. | Содержание учебного материала: 1. Неорганические полимеры. 2. Органические полимеры. 3. Классификация полимеров. Демонстрации. Коллекции пластмасс, каучуков, волокон, минералов и горных пород. Минеральное волокно – асбест и изделия из него. Модели молекул белков, ДНК, РНК. Лабораторные опыты. Ознакомление с образцами пластмасс, волокон, каучуков, минералов и горных пород. Проверка пластмасс на электрическую проводимость, горючесть, отношение к растворам кислот, щелочей и окислителей. Сравнение свойств термореактивных и термопластичных пластмасс. Получение нитей из капроновой или лавсановой смолы. Обнаружение хлора в поливинилхлориде. | 4 | 2 2 |
Самостоятельная работа обучающихся: 1. Изучение неорганических полимеров. 2. Изучение органических полимеров. 3. Решение теоретических задач. | 3 | |
Тема 2.5. Дисперсные системы. | Содержание учебного материала: 1. Классификация дисперсных систем. 2. Дисперсные системы. 3. Дисперсные системы в живой и не живой природе и практической жизни человека. 4. Биологические и медицинские гели. Демонстрации. Виды дисперсных систем и их характерные признаки. Прохождение луча света через коллоидные и истинные растворы (эффект Тиндаля). Лабораторные опыты. Получение суспензии серы и канифоли. Получение эмульсии растительного масла и бензола. Получение золя крахмала. Получение золя серы из тиосульфата натрия. | 6 | 2 2 2 |
Самостоятельная работа обучающихся: 1. Понятие о дисперсных системах. 2. Значение дисперсных систем. 3. Решение теоретических задач. 4. Написание рефератов на темы: - Грубодисперсные системы, их классификация и использование в профессиональной деятельности. - Косметические гели. - Применение суспензий и эмульсий в строительстве. | 4 | |
Тема 2.6. Химические реакции. | Содержание учебного материала: 1. Классификация химических реакций в органической и неорганической химии. 2.Вероятность протекания химических реакций. 3. Скорость химических реакций. Обратимость химических реакций 4. Химическое равновесие. Демонстрации. Превращение красного фосфора в белый; кислорода– в озон. Модели бутана и изобутана. Получение кислорода из пероксида водорода и воды; дегидратация этанола. Цепочка превращений Р Р2О5 Н3РО4; свойства уксусной кислоты; реакции, идущие с образованием осадка, газа и воды; свойства металлов, окисление альдегида в кислоту и спирта в альдегид. Реакции горения; реакции эндотермические на примере реакции разложения (этанола, калийной селитры, бихромата аммония) и экзотермические на примере реакций соединения (обесцвечивание бромной воды и раствора перманганата калия этиленом, гашение извести и др.). Взаимодействие цинка с растворами соляной и серной кислот при разных температурах, разных концентрациях соляной кислоты; разложение пероксида кислорода с помощью оксида марганца(IV), каталазы сырого мяса и сырого картофеля. Взаимодействие цинка различной поверхности (порошка, пыли, гранул) с кислотой. Модель «кипящего слоя». Смещение равновесия в системе: Fe3+ + 3 CNS- Fe(CNS)3; омыление жиров, реакции этерификации. Зависимость степени электролитической диссоциации уксусной кислоты от разбавления. Сравнение свойств 0,1 Н растворов серной и сернистой кислот; муравьиной и уксусной кислот; гидроксидов лития, натрия и калия. | 8 | 2 2 2 |
Практическая работа №14: 1. Лабораторные опыты. Получение кислорода разложением пероксида водорода и(или) перманганата калия. Реакции, идущие с образованием осадка, газа или воды для органических и неорганических кислот. 2. Решение теоретических задач. | 2 | 2 |
Самостоятельная работа обучающихся: 1. Изучение классификации химических реакций в органической и неорганической химии. 2. Изучение вероятности протекания химических реакций. 3. Изучение скорости химических реакций. 4. Изучение обратимости химических реакций. Химическое равновесие. 5. Решение теоретических задач. 6. Написание рефератов по теме: - Реакция горения в быту. - Виртуальное моделирование химических процессов. | 5 | |
Тема 2.7. Растворы. | Содержание учебного материала: 1. Физико-химическая природа растворения и растворов. 2. Взаимодействие растворителя и растворенного вещества. 3. Способы выражения концентрации растворов: массовая доля растворенного вещества (процентная), молярная. 4. Гидролиз 5. Электролитическая диссоциация. 6. Молекулярные и ионные уравнения. Демонстрации. Сравнение электропроводности растворов электролитов Смещение равновесия диссоциации слабых кислот. Индикаторы и изменение их окраски в разных средах. Сернокислый и ферментативный гидролиз углеводов. Гидролиз карбонатов, сульфатов и силикатов щелочных металлов; нитратов свинца(II) или цинка, хлорида аммония. Лабораторные опыты. Характер диссоциации различных гидроксидов. | 16 | 2 2 2 2 2 |
Практическая работа №15: 1. Решение экспериментальных и расчетных задач на вычисление массовой доли и массы вещества в растворе. 2. Работа с обучающими и контролирующими материалами. | 2 | 2 |
Практическая работа №16: 1. Решение экспериментальных и расчетных задач на молярную концентрацию растворов. 2. Работа с обучающими и контролирующими материалами. | 2 | 2 |
Практическая работа №17: 1. Решение экспериментальных и расчетных задач на приготовление растворов (смешивание растворов разной концентрации). 2. Работа с обучающими и контролирующими материалами. | 2 | 2 |
Самостоятельная работа обучающихся: 1. Решение расчетных задач на вычисление массовой доли и массы вещества в растворе. 2. Решение расчетных задач на молярную концентрацию растворов. 3. Решение расчетных задач на приготовление растворов (смешивание растворов разной концентрации). 4. Написание рефератов на темы: - Растворы вокруг нас. - Вода как реагент и как среда для химического процесса. - Типы растворов. | 9 | |
Тема 2.8. Окислительно-восстановительные реакции. Электрохимические процессы. | Содержание учебного материала: 1. Окислительно-восстановительные реакции. 2. Классификация окислительно-восстановительных реакций. 3. Электролиз. Демонстрации. Восстановление дихромата калия цинком. Восстановление оксида меди(II) углем и водородом. Восстановление дихромата калия этиловым спиртом. Окислительные свойства азотной кислоты. Окислительные свойства дихромата калия. Гальванические элементы и батарейки. Электролиз раствора хлорида меди(II). Лабораторные опыты. Взаимодействие металлов с неметаллами, а также с растворами солей и растворами кислот. Взаимодействие серной и азотной кислот с медью. Окислительные свойства перманганата калия в различных средах. | 6 | 2 |
Самостоятельная работа обучающихся: 1. Химические источники тока. 2. Решение расчетных задач на вычисление массовой доли и массы вещества в растворе. 3. Решение расчетных задач на молярную концентрацию растворов. 4. Решение расчетных задач на приготовление растворов (смешивание растворов разной концентрации). 5. Написание рефератов на темы: - Виртуальное моделирование химических процессов. - Электролиз растворов электролитов. - Электролиз расплавов электролитов. -Практическое применение электролиза: рафинирование, гальванопластика, гальваностегия. | 3 | |
Тема 2.9. Классификация веществ. Простые вещества. | Содержание учебного материала: 1.Классификация неорганических веществ. 2.Коррозия металлов. 3.Общие свойсва металлов. 4.Способы получения Металлов. Демонстрации. Коллекция «Классификация неорганических веществ» и образцы представителей классов. Коллекция «Классификация органических веществ» и образцы представителей классов. Модели кристаллических решеток металлов. Коллекция металлов с разными физическими свойствами. Взаимодействие лития, натрия, магния и железа с кислородом щелочных металлов с водой, спиртами, фенолом; цинка с растворами соляной и серной кислот; натрия с серой; алюминия с йодом; железа с раствором медного купороса; алюминия с раствором едкого натра. Оксиды и гидроксиды хрома. Коррозия металлов в зависимости от условий. Защита металлов от коррозии: образцы «нержавеек», защитных покрытий. Коллекция руд. Электролиз растворов солей. Модели кристаллических решеток йода, алмаза, графита. Аллотропия фосфора, серы, кислорода. Взаимодействие водорода с кислородом; сурьмы с хлором; натрия с йодом; хлора с раствором бромида калия; хлорной и сероводородной воды; обесцвечивание бромной воды этиленом или ацетиленом. Лабораторные опыты. Ознакомление с образцами представителей классов неорганических веществ. Ознакомление с образцами представителей классов органических веществ. Ознакомление с коллекцией руд. Получение и свойства кислорода. Получение и свойства водорода. Получение пластической серы, химические свойства серы. Взаимодействие металлов с растворами кислот и солей. Свойства угля: адсорбционные, восстановительные. Взаимодействие цинка или алюминия с растворами кислот и щелочей. Окрашивание пламени катионами щелочных и щелочноземельных металлов. | 8 | 2 2 2 2 |
Самостоятельная работа обучающихся: Написание рефератов на темы: - Использование радиоактивных изотопов в технических целях. - Жизнь и деятельность Г. Дэви. - Роль металлов в истории человеческой цивилизации. - Роль металлов и сплавов в научно-техническом прогрессе. - Коррозия металлов и способы защиты от коррозии. - Инертные или благородные газы. - Рождающие соли – галогены. - История шведской спички. - Химия металлов в моей профессиональной деятельности. - Химия неметаллов в моей профессиональной деятельности. | 4 | |
Тема 2.10. Основные классы неорганических и органических соединений. | Содержание учебного материала: 1. Оксиды и ангидриды карбоновых кислот. 2. Кислоты органические и неорганические. 3. Основания органические и неорганические. 4. Соли. Демонстрации. Коллекции кислотных, основных и амфотерных оксидов, демонстрация их свойств. Взаимодействие концентрированных азотной и серной кислот, а также разбавленной азотной кислоты с медью. Реакция «серебряного зеркала» для муравьиной кислоты. Взаимодействие раствора гидроксида натрия с кислотными оксидами (оксидом фосфора(V)), амфотерными гидроксидами (гидроксидом цинка). Взаимодействие аммиака с хлороводородом и водой. Аналогично для метиламина. Взаимодействие аминокислот с кислотами и щелочами. Осуществление переходов: Са СаО Са3(РО4)2 Са(ОН)2 Р Р2О5 Н3РО4 Сu CuO CuSO4 Cu(OH)2 CuO Cu C2H5OH C2H4 C2H4Br2 Лабораторные опыты. Получение и свойства углекислого газа. Свойства соляной, серной (разбавленной) и уксусной кислот. Взаимодействие гидроксида натрия с солями (сульфатом меди(II) и хлоридом аммония). Разложение гидроксида меди. Получение и амфотерные свойства гидроксида алюминия. Получение жесткой воды и изучение ее свойств. Устранение временной и постоянной жесткости. | 10 | 2 2 2 2 |
Практическая работа №18: 1. Получение хлороводорода и соляной кислоты, их свойства. Получение аммиака, его свойства. 2. Решение расчетных задач. 3. Работа с обучающими и контролирующими материалами. | 2 | 2 |
Самостоятельная работа обучающихся: 1. Решение задач. 2. Написание рефератов на темы: - Серная кислота – «хлеб химической промышленности». - Использование минеральных кислот на предприятиях различного профиля. - Оксиды и соли как строительные материалы. - История гипса. - Поваренная соль как химическое сырье. - Многоликий карбонат кальция: в природе, в промышленности, в быту. | 5 | |
Тема 2.11. Химия элементов. | Содержание учебного материал Алюминий. Цинк Медь Железо Хром Неметаллы Углерод и Кремний Азот и Фосфор Кислород и Сера Фтор и Хлор Демонстрации. Коллекции простых веществ, образованных элементами различных электронных семейств. Коллекции минералов и горных пород. Получение аллотропных модификаций кислорода, серы, фосфора. Химические свойства водорода, кислорода, серы, фосфора, галогенов, углерода. Оксиды серы, азота, углерода, железа, марганца, меди с различными степенями окисления, их свойства. Гидроксиды серы, хрома, марганца, железа, меди, алюминия и цинка, их получение и химические свойства. Лабораторные опыты. Изучение свойств простых веществ и соединений s-элементов. Изучение свойств простых веществ и соединений р-элементов. Изучение свойств простых веществ и соединений d-элементов. | 14 | 2 2 2 2 2 2 2 |
Практическая работа №19: 1. Получение гидроксидов алюминия и цинка и исследование их свойств. Получение и исследование свойств оксидов серы, углерода, фосфора. 2. Работа с обучающими и контролирующими материалами. | | |
Самостоятельная работа обучающихся: 1. Работа с обучающими и контролирующими материалами. 2. Написание рефератов на тему: - Устранение жесткости воды на промышленных предприятиях. 3. Создание и защита мультимедийных презентаций. | | |
Тема 2.12. Химия в жизни общества. | Содержание учебного материала: 1. Химия и экология Демонстрации. Модели производства серной кислоты и аммиака. Коллекция удобрений и пестицидов. Образцы средств бытовой химии и лекарственных препаратов. Лабораторные опыты. Ознакомление с коллекцией удобрений и пестицидов. Ознакомление с образцами средств бытовой химии и лекарственных препаратов. | 2 | 2 |
Самостоятельная работа обучающихся: 1.Написание рефератов на темы: Современные методы обеззараживания воды. - Количественные характеристики загрязнения окружающей среды. - Применение твердого и газообразного оксида углерода(IV). - Защита озонового экрана от химического загрязнения. 2.Создание и защита мультимедийных презентаций. | 3 | |
Итоговое занятие. Дифференцированный зачет | Содержание учебного материала: Контроль пройденного материала. | 2 | 3 |
| Максимальная учебная нагрузка (всего часов) | 300 | |
| Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего часов) | 200 | |
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)
3. условия реализации рабочей программы УЧЕБНОЙ дисциплины
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета химии.
Оборудование учебного кабинета:
1. Учебный кабинет на 36 посадочных мест
2. Лекционная аудитория
3. Химическое оборудование
4. Препараторская
Технические средства обучения:
1. Компьютер № 6 (кол-во)
2. Мультимедийная установка.
3. Телевизор
4. ДВД плеер
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основная литература
1. Габриелян О. С., Остроумов И. Г., Остроумова Е. Е. и др. Химия для профессий и специальностей естественно-научного профиля: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования. — М., 2014.
2. Габриелян О. С., Остроумов И. Г., Сладков С. А., Дорофеева Н.М. Практикум: учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования. — М., 2014.
3. Габриелян О.С., Лысова Г.Г. Химия. Тесты, задачи и упражнения: учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования. — М., 2014.
4. Чернобельская Г.М. Химия: учебник для студентов медицинских училищ. –М.: Медицина, 2015. – 576 с.
Дополнительная литература
Ерохин Ю. М. Химия: Задачи и упражнения: учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования. — М., 2014.
Габриелян О. С., Остроумов И. Г. Химия для профессий и специальностей социально-экономического и гуманитарного профилей: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования. — М., 2014.
Габриелян О.С. Настольная книга учителя химии: 10 класса/ О.С. Габриелян, И.Г. Остроумов. – М.,2010. – 240с.
Габриелян О.С. Настольная книга учителя химии:11 класса: в2ч./ О.С. Габриелян, Г.Г. Лысова, А.Г. Введенская – М.,2012. – 220с.
Интернет-ресурсы
www.pvg.mk.ru (олимпиада «Покори Воробьевы горы»).
www.hemi.wallst.ru (Образовательный сайт для школьников «Химия»).
www.alhimikov.net (Образовательный сайт для школьников).
www.chem.msu.su (Электронная библиотека по химии).
www.enauki.ru (интернет-издание для учителей «Естественные науки»).
www.1september.ru (методическая газета «Первое сентября»).
www.hvsh.ru (журнал «Химия в школе»).
www.hij.ru (журнал «Химия и жизнь»).
www.chemistry-chemists.com (электронный журнал «Химики и химия»)
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения устного и письменного опроса, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов исследований.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
Умения: | |
Называть изученные вещества по «тривиальной» или международной номенклатурам; | Экспертная оценка умения составлять структурные формы и давать название изученных веществ. |
Определять валентность и степень окисления химических элементов, тип химической связи в соединениях, заряд иона, пространственное строение молекул, тип кристаллической решетки, характер среды в водных растворах, окислитель и восстановитель, направление смещения равновесия под влиянием различных факторов, изомеры и гомологи, принадлежность веществ к разным классам неорганических и органических соединений; характер взаимного влияния атомов в молекулах, типы реакций в неорганической и органической химии; | Экспертная оценка: - результатов выполнения практических заданий. -результатов выполнения индивидуальных заданий. - тестирование. - решения экспериментальных и расчетных задач. |
Характеризовать элементы по их положению в Периодической системе Д.И. Менделеева; общие химические свойства металлов, неметаллов, основных классов неорганических и органических соединений; строение и свойства органических соединений (углеводородов, спиртов, фенолов, альдегидов, кетонов, карбоновых кислот, аминов, аминокислот и углеводов); | Экспертная оценка: - результатов выполнения практических заданий -результатов выполнения индивидуальных заданий. - решения экспериментальных и расчетных задач. - результатов усвоения содержания при помощи тестирования, составление плана-пересказа темы, составление опорного конспекта и плана пересказа темы. |
Объяснять зависимость свойств химического элемента и образованных им веществ от положения в Периодической системе Д.И. Менделеева; зависимость свойств неорганических веществ от их состава и строения, природу химической связи, зависимость скорости химической реакции от различных факторов, реакционной способности органических соединений от строения их молекул; | Экспертная оценка: -результатов выполнения индивидуальных заданий. - результатов усвоения содержания при помощи тестирования, составление плана-пересказа темы, составление опорного конспекта и плана пересказа темы. |
Выполнять химический эксперимент по распознаванию важнейших неорганических и органических веществ, получению конкретных веществ, относящихся к изученным классам соединений; | Экспертная оценка: - результатов усвоения содержания при помощи тестирования, составление плана-пересказа темы, составление опорного конспекта и плана пересказа темы. - оценка выполнения химического эксперимента. |
Проводить расчеты по химическим формулам и уравнениям реакций; | Экспертная оценка решения экспериментальных и расчетных задач. |
Осуществлять самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников (справочных, научных и научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета); использовать компьютерные технологии для обработки и передачи химической информации и ее представления в различных формах; | Экспертная оценка: - умения работы с учебной и справочной литературой, Интернет-ресурсами. - результатов составления и защиты мультимедийных презентаций. |
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни: для понимания глобальных проблем, стоящих перед человечеством: экологических, энергетических и сырьевых; | Экспертная оценка: - результатов составления и защиты мультимедийных презентаций. - результатов умение ориентироваться в систематизированном материале и применение в практической деятельности и повседневной жизни при решении ситуационных задач. |
Объяснения химических явлений, происходящих в природе, быту и на производстве, экологически грамотного поведения в окружающей среде. | Экспертная оценка: - результатов составления и защиты мультимедийных презентаций. - результатов умение ориентироваться в систематизированном материале и применение в практической деятельности и повседневной жизни при решении ситуационных задач. |
Знания: | |
Важнейшие химические понятия: вещество, химический элемент, атом, молекула, относительные атомная и молекулярная массы, ион, аллотропия, изотопы, химическая связь, электроотрицательность, валентность, степень окисления, моль, молярная масса, молярный объем газообразных веществ, вещества молекулярного и немолекулярного строения, растворы, электролит и неэлектролит, электролитическая диссоциация, окислитель и восстановитель, окисление и восстановление, тепловой эффект реакции, скорость химической реакции, катализ, химическое равновесие, углеродный скелет, функциональная группа, изомерия, гомология. | Экспертная оценка: - результатов выполнения индивидуальных заданий. - результатов выполнения практических заданий. - решения экспериментальных и расчетных задач. - тестирование. |
Основные законы химии: сохранения массы веществ, постоянства состава веществ, Периодический закон Д.И. Менделеева. | Экспертная оценка: - качества устной и письменной речи обучающихся при пересказе текстов тем. - результатов усвоения содержания при помощи тестирования, составление плана-пересказа темы. |
Основные теории химии; химической связи, электролитической диссоциации, строения органических и неорганических соединений. | Экспертная оценка: - результатов выполнения индивидуальных заданий. - решения экспериментальных и расчетных задач. |
Важнейшие вещества и материалы: важнейшие металлы и сплавы; серная, соляная, азотная и уксусная кислоты; благородные газы, водород, кислород, галогены, щелочные металлы; основные, кислотные и амфотерные оксиды и гидроксиды, щелочи, углекислый и угарный газы, сернистый газ, аммиак, вода, природный газ, метан, этан, этилен, ацетилен, хлорид натрия, карбонат и гидрокарбонат натрия, карбонат и фосфат кальция, бензол, метанол и этанол, сложные эфиры, жиры, мыла, моносахариды (глюкоза), дисахариды (сахароза), полисахариды (крахмал и целлюлоза), анилин, аминокислоты, белки, искусственные и синтетические волокна, каучуки, пластмассы. | Экспертная оценка: - решения экспериментальных и расчетных задач. - умения работы с учебной и справочной литературой, Интернет-ресурсами. - результатов усвоения содержания при помощи тестирования, составление плана-пересказа темы, составление опорного конспекта и плана пересказа темы. |
4