СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по химии для СУЗов

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по химии для СУЗов»









РАБОЧАЯ ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


ОУД.09 Химия


Код и наименование специальности 34.02.01 Сестринское дело


входящей в состав УГС

34.00.00 Сестринское дело




Квалификация выпускника – медицинская сестра/медицинский брат


Нормативный срок обучения - 3 года 10 месяцев


На базе основного общего образования












Махачкала

2019 г.

ОДОБРЕНО

предметной (цикловой) комиссией общеобразовательных дисциплин

Протокол №1 от «_28_» __08___ 2019 г.

Председатель П(Ц)К

_________________ Давудова Х.О.

УТВЕРЖДАЮ

зам. директора по НМР

____________ Зубаирова Ш.М.

__01__ ____09_____ 2019 г.




Рабочая программа учебной дисциплины ОУД.09 Химия разработана на основе:

- Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 34.02.01 Сестринское дело (базовой подготовки), входящей в состав УГС 34.00.00 Сестринское дело, утвержденного приказом Минобрнауки РФ от 12.05. 2014 г. № 502 (Зарегистрировано в Минюсте России 18.06.2014 № 32766).


с учетом:

- примерной программы общеобразовательной учебной дисциплины «Химия» для профессиональных образовательных организаций / О. С. Габриелян, И. Г. Остроумова. — М.: Издательский центр «Академия», 2015. — 42 с.


-Методических рекомендаций по разработке рабочих программ общеобразовательных учебных дисциплин в пределах освоения основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования (ППССЗ), разработанных Отделом профессионального образования Министерства образования и науки Республики Дагестан в соответствии с рабочим учебным планом образовательной организации на 2019/2020 учебный год.


Составители:


Дибирова М.М.Ярахмедова И А Магомедова М Н преподаватели химии

Ф.И.О., ученая степень, звание, должность
















СОДЕРЖАНИЕ



стр.

  1. ПАСПОРТ рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


4

  1. СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


8

  1. условия реализации рабочей программы учебной дисциплины


28

  1. Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины


30

































1. паспорт Рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОУД.09 ХИМИЯ


1.1. Область применения программы:

Рабочая программа учебной дисциплины ОУД.09 Химия является частью основной профессиональной образовательной программы подготовки специалистов среднего звена в соответствии с ФГОС по специальности 34.02.01 Сестринское дело.


1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:

Учебная дисциплина ОУД.09 Химия является профильной дисциплиной общеобразовательного цикла учебного плана ОПОП СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования (ППССЗ).


1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:

Рабочая программа ориентирована на достижение следующих целей:

  1. усвоение знаний о химической составляющей естественно-научной картины мира, важнейших химических понятиях, законах и теориях;

  2. овладение умениями применять полученные знания для объяснения разнообразных химических явлений и свойств веществ, оценки роли химии в развитии современных технологий и получении новых материалов;

  3. развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе самостоятельного приобретения химических знаний с использованием различных источников информации, в том числе компьютерных;

  4. воспитание убежденности позитивной роли химии в жизни современного общества, необходимости химически грамотного отношения к собственному здоровью и окружающей среде;

  5. применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, на производстве и в сельском хозяйстве, для решения практических задач в повседневной жизни, для предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.

Освоение содержания учебной дисциплины «Химия», обеспечивает достижение студентами следующих результатов:

личностных:

− чувство гордости и уважения к истории и достижениям отечественной химической науки; химически грамотное поведение в профессиональной деятельности и в быту при обращении с химическими веществами, материалами и процессами;

− готовность к продолжению образования и повышения квалификации в избранной профессиональной деятельности и объективное осознание роли химических компетенций в этом;

− умение использовать достижения современной химической науки и химических технологий для повышения собственного интеллектуального развития в выбранной профессиональной деятельности;

метапредметных:

− использование различных видов познавательной деятельности и основных интеллектуальных операций (постановки задачи, формулирования гипотез, анализа и синтеза, сравнения, обобщения, систематизации, выявления причинно-следственных связей, поиска аналогов, формулирования выводов) для решения поставленной задачи, применение основных методов познания (наблюдения, научного эксперимента) для изучения различных сторон химических объектов и процессов, с которыми возникает необходимость сталкиваться в профессиональной сфере;

− использование различных источников для получения химической информации, умение оценить ее достоверность для достижения хороших результатов в профессиональной сфере;

предметных:

− сформированность представлений о месте химии в современной научной картине мира; понимание роли химии в формировании кругозора и функциональной грамотности человека для решения практических задач;

− владение основополагающими химическими понятиями, теориями, законами и закономерностями; уверенное пользование химической терминологией и символикой;

− владение основными методами научного познания, используемыми в химии: наблюдением, описанием, измерением, экспериментом; умение обрабатывать, объяснять результаты проведенных опытов и делать выводы; готовность и способность применять методы познания при решении практических задач;

− сформированность умения давать количественные оценки и производить расчеты по химическим формулам и уравнениям;

− владение правилами техники безопасности при использовании химических веществ;

− сформированность собственной позиции по отношению к химической информации, получаемой из разных источников.

В результате изучения учебной дисциплины «Химия» обучающийся должен знать/понимать:

  • важнейшие химические понятия: вещество, химический элемент, атом, молекула, относительные атомная и молекулярная массы, ион, аллотропия, изотопы, химическая связь, электроотрицательность, валентность, степень окисления, моль, молярная масса, молярный объем газообразных веществ, вещества молекулярного и немолекулярного строения, растворы, электролит и неэлектролит, электролитическая диссоциация, окислитель и восстановитель, окисление и восстановление, тепловой эффект реакции, скорость химической реакции, катализ, химическое равновесие, углеродный скелет, функциональная группа, изомерия, гомология;

  • основные законы химии: сохранения массы веществ, постоянства состава веществ, Периодический закон Д.И. Менделеева;

  • основные теории химии; химической связи, электролитической диссоциации, строения органических и неорганических соединений;

  • важнейшие вещества и материалы: важнейшие металлы и сплавы; серная, соляная, азотная и уксусная кислоты; благородные газы, водород, кислород, галогены, щелочные металлы; основные, кислотные и амфотерные оксиды и гидроксиды, щелочи, углекислый и угарный газы, сернистый газ, аммиак, вода, природный газ, метан, этан, этилен, ацетилен, хлорид натрия, карбонат и гидрокарбонат натрия, карбонат и фосфат кальция, бензол, метанол и этанол, сложные эфиры, жиры, мыла, моносахариды (глюкоза), дисахариды (сахароза), полисахариды (крахмал и целлюлоза), анилин, аминокислоты, белки, искусственные и синтетические волокна, каучуки, пластмассы;

уметь:

  • называть: изученные вещества по тривиальной или международной номенклатуре;

  • определять: валентность и степень окисления химических элементов, тип химической связи в соединениях, заряд иона, характер среды в водных растворах неорганических и органических соединений, окислитель и восстановитель, принадлежность веществ к разным классам неорганических и органических соединений;

  • характеризовать: элементы малых периодов по их положению в Периодической системе Д.И. Менделеева; общие химические свойства металлов, неметаллов, основных классов неорганических и органических соединений; строение и химические свойства изученных неорганических и органических соединений;

  • объяснять: зависимость свойств веществ от их состава и строения, природу химической связи (ионной ковалентной, металлической и водородной), зависимость скорости химической реакции и положение химического равновесия от различных факторов;

  • выполнять химический эксперимент: по распознаванию важнейших неорганических и органических соединений;

  • проводить: самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников (научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета); использовать компьютерные технологии для обработки и передачи химической информации и ее представления в различных формах;

  • связывать: изученный материал со своей профессиональной деятельностью;

  • решать: расчетные задачи по химическим формулам и уравнениям;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

  • для объяснения химических явлений, происходящих в природе, быту и на производстве;

  • определения возможности протекания химических превращений в различных условиях и оценки их последствий;

  • экологически грамотного поведения в окружающей среде;

  • оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека и другие живые организмы;

  • безопасного обращения с горючими и токсичными веществами и лабораторным оборудованием;

  • приготовления растворов заданной концентрации в быту и на производстве;

  • критической оценки достоверности химической информации, поступающей из разных источников.


1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы учебной дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося 300 часов,

в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 200 часов;

самостоятельной работы обучающегося 100 часов.


























2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОУД.09 Химия


2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы


Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

234

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

156

в том числе:


практические занятия

156

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

78

в том числе:


  • Дополнение лекций материалом из рекомендуемой литературы (подготовка сообщений, докладов)

  • Подготовка кроссвордов, тестовых заданий, графических диктантов.

  • Подготовка и оформление творческой работы по тематике, предложенной преподавателем (или по выбору студента).

  • Разработка мультимедийных презентаций.

  • Решение и составление химических задач.

25


8



9


10

26

Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины ОУД.09 Химия


Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся

Объем часов

Уровень освоения

1 семестр

Раздел 1. ОРГАНИЧЕСКАЯ ХИМИЯ

Тема 1.1.

Предмет органической химии. Теория строения органических соединений.

Содержание учебного материала:

1. Предмет органической химии.

2. Теория строения органических соединений А.М. Бутлерова.


Демонстрации. Коллекции органических веществ (в том числе лекарственных препаратов, красителей), материалов (природных и синтетических каучуков, пластмасс и волокон) и изделий из них (нити, ткани, отделочные материалы).

Модели молекул СН4, С2Н4, С2Н2, С6Н6, СН3ОН – шаростержневые и объемные. Модели отталкивания гибридных орбиталей с помощью воздушных шаров.

Взаимодействие натрия с этанолом и отсутствие взаимодействия с диэтиловым эфиром.

Опыты, подтверждающие наличие функциональных групп у соединений различных классов.

Лабораторные опыты. Изготовление моделей молекул – представителей различных классов органических соединений.

4

2

Самостоятельная работа обучающихся:

1. Решение задач на нахождение молекулярной формулы по массовой доле вещества.

2. Написание рефератов на темы:

- Биотехнология и генная инженерия – технологии XXI века.

- Нанотехнология как приоритетное направление развития науки и производства в Российской Федерации.

- Краткие сведения по истории возникновения и развития органической химии.

- Жизнь и деятельность А.М. Бутлерова.

- Витализм и его крах.

- Роль отечественных ученых в становлении и развитии мировой органической химии.

- Современные представления о теории химического строения.


2

Тема 1.2.

Предельные углеводороды

Алканы.







Содержание учебного материала:

1.Гомологический ряд алканов.

2.Химические свойства, применение и способы получения алканов

3. Циклоалканы.

Демонстрации. Модели молекул метана, других алканов, различных конформаций циклогексана. Растворение парафина в бензине и испарение растворителя из смеси. Плавление парафина и его отношение к воде (растворимость, плотность, смачивание). Разделение смеси бензин–вода с помощью делительной воронки. Горение метана, пропан-бутановой смеси, парафина в условиях избытка и недостатка кислорода. Взрыв смеси метана с воздухом и хлором. Восстановление оксидов тяжелых металлов парафином. Отношение циклогексана к бромной воде и раствору перманганата калия.

Лабораторные опыты. Изготовление моделей молекул алканов и галогеналканов. Изготовление парафинированной бумаги, испытание ее свойств: отношение к воде и жирам. Обнаружение воды, сажи, углекислого газа в продуктах горения свечи. Ознакомление со свойствами твердых парафинов: плавление, растворимость в воде и органических растворителях, химическая инертность (отсутствие взаимодействия с бромной водой, растворами перманганата калия, гидроксида натрия и серной кислоты).

6

2

2

Практическая работа №1:

Выполнить химический эксперимент.

1.Обнаружение углерода и водорода в органическом соединении. Обнаружение галогенов (проба Бейльштейна).

2. Решать задачи на нахождение молекулярной формулы по массовой доле вещества.



Самостоятельная работа обучающихся:

1. Решение задач на нахождение молекулярной формулы по сгоревшим вещества.

2. Решение задач на нахождение молекулярной формулы по массовой доле вещества.

3. Работа над тестами.


2

Тема 1.3.

Этиленовые и диеновые углеводороды


Содержание учебного материала:

1.Гомологический ряд алкенов.

2.Применение и способы получения алкенов

3.Алкадиены.


Демонстрации. Модели молекул структурных и пространственных изомеров алкенов и алкадиенов. Коллекция «Каучук и резина».

Деполимеризация каучука. Сгущение млечного сока каучуконосов (молочая, одуванчиков, фикуса).

Лабораторные опыты. Обнаружение непредельных соединений в керосине, скипидаре. Ознакомление с образцами полиэтилена и полипропилена. Распознавание образцов алканов и алкенов.

8


2

2


Практическая работа №2:

Выполнить химический эксперимент.

1. Получение этилена дегидратацией этилового спирта.

2. Взаимодействие этилена с бромной водой, раствором перманганата калия.

3. Сравнение пламени этилена с пламенем предельных углеводородов (метана, пропан-бутановой смеси).

4. Решение задач на нахождение молекулярной формулы по общей формуле.

5. Работа с обучающими и контролирующими материалами.

2

2

Самостоятельная работа обучающихся:

1. Решение задач на нахождение молекулярной формулы и по общей формуле.

2. Работа над тестами.

3. Написание рефератов.

4


Тема 1.4. Ацетиленовые углеводороды


Содержание учебного материала:

1. Гомологический ряд алкинов.

2. Химические свойства и применение алкинов.


Демонстрации. Модели молекулы ацетилена и других алкинов. Получение ацетилена из карбида кальция, ознакомление с физическими и химическими свойствами ацетилена: растворимость в воде, горение, взаимодействие с бромной водой, раствором перманганата калия, солями меди(I) и серебра.

6

2

2

Практическая работа №3:

Выполнить химический эксперимент.

1. Изготовление моделей молекул алкинов, их изомеров.

2. Работа с обучающими и контролирующими материалами.

3. Решение задач на нахождение молекулярной формулы по общей формуле и уравнению реакций.

2

2

Самостоятельная работа обучающихся:

1. Решение задач на нахождение молекулярной формулы по общей формуле и уравнению реакций.

2. Работа с тестами.

2


Тема 1.5. Ароматические углеводороды


Содержание учебного материала:

1.Гомологический ряд аренов. Химические свойства аренов.

2.Применение и получение аренов.


Демонстрации. Шаростержневые и объемные модели молекул бензола и его гомологов. Разделение смеси бензол–вода с помощью делительной воронки. Растворяющая способность бензола (экстракция органических и неорганических веществ бензолом из водного раствора иода, красителей; растворение в бензоле веществ, труднорастворимых в воде (серы, бензойной кислоты). Горение бензола. Отношение бензола к бромной воде, раствору перманганата калия. Получение нитробензола.

Ознакомление с физическими свойствами ароматических углеводородов с использованием растворителя «Сольвент». Изготовление и использование простейшего прибора для хроматографии.

4

2

Практическая работа №4:

Выполнить химический эксперимент.

1. Получение бензола декарбоксилированием бензойной кислоты.

2. Получение и расслоение эмульсии бензола с водой. Отношения бензола к бромной воде и раствору перманганата калия.

3. Решение задач на теоретический и практический выход.

4. Работа с обучающими и контролирующими материалами.

5.Обобщение на тему углеводороды.

2







2

Самостоятельная работа обучающихся:

1. Решение задач на теоретический и практический выход.

2. Работа над тестами.

3. Написание реферата на тему:

- Ароматические углеводороды как сырье для производства пестицидов.

3


Тема 1.6.

Природные источники углеводородов.


Содержание учебного материала:

1. Нефть. Природный и попутный нефтяной газ. Каменный уголь.


Демонстрации. Коллекция «Природные источники углеводородов». Сравнение процессов горения нефти и природного газа. Образование нефтяной пленки на поверхности воды. Каталитический крекинг парафина (или керосина).

Лабораторные опыты. Определение наличия непредельных углеводородов в бензине и керосине. Растворимость различных нефтепродуктов (бензин, керосин, дизельное топливо, вазелин, парафин) друг в друге.

2

2

Самостоятельная работа обучающихся:

1. Решение задач.

2. Написание рефератов на темы:

- Экономические аспекты международного сотрудничества по использованию углеводородного сырья.

- История открытия и разработки газовых и нефтяных месторождений в Российской Федерации.

- Углеводородное топливо, его виды и назначение.

-Нефть и ее транспортировка как основа взаимовыгодного международного сотрудничества.

1


Тема 1.7. Гидроксильные соединения.

Содержание учебного материала:

1. Строение и классификация спиртов. Способы получения спиртов

2. Многоатомные спирты.

3. Фенол.


Демонстрации. Модели молекул спиртов и фенолов. Растворимость в воде алканолов, этиленгликоля, глицерина, фенола. Сравнение скорости взаимодействия натрия с этанолом, пропанолом-2, 2-метилпропанолом-2, глицерином. Получение бромэтана из этанола. Вытеснение фенола из фенолята натрия угольной кислотой. Реакция фенола с формальдегидом. Качественные реакции на фенол. Зависимости растворимости фенола в воде от температуры. Взаимодействие фенола с раствором щелочи. Распознавание растворов фенолята натрия и карбоната натрия (барботаж выдыхаемого воздуха или действие сильной кислоты). Распознавание водных растворов фенола и глицерина.

Лабораторные опыты. Ректификация смеси этанол–вода. Обнаружение воды в азеотропной смеси воды и этилового спирта.

8

2

2

2


Практическая работа №5:

Выполнить химический эксперимент.

1. Изучение растворимости спиртов в воде. Окисление спиртов различного строения хромовой смесью.

2. Получение диэтилового эфира.

3. Получение глицерата меди.

4. Решение задач на избыток и недостаток.

5. Работа с обучающими и контролирующими материалами.

2

2

Самостоятельная работа обучающихся:

1. Решение задач на избыток и недостаток.

2. Работа с тестами.

3. Написание рефератов на темы:

- Метанол: хемофилия и хемофобия.

- Этанол: величайшее благо и страшное зло.

- Алкоголизм и его профилактика.

- Многоатомные спирты и моя будущая профессиональная деятельность.

4


Тема 1.8.

Альдегиды и кетоны.


Содержание учебного материала:

1.Гомологические ряды, химические свойства.

2.Применение альдегидов и кетонов.


Демонстрации. Шаростержневые и объемные модели молекул альдегидов и кетонов. Получение уксусного альдегида окислением этанола хромовой смесью. Качественные реакции на альдегидную группу.

Лабораторные опыты. Окисление этанола в этаналь раскаленной медной проволокой. Получение фенолоформальдегидного полимера. Распознавание раствора ацетона и формалина.

4

2

Практическая работа №6:

1. Изучение восстановительных свойств альдегидов: реакция «серебряного зеркала», восстановление гидроксида меди(II). Взаимодействие формальдегида с гидросульфитом натрия.

2. Решение задач на примеси.

3. Работа с обучающими и контролирующими материалами.

2

2

Самостоятельная работа обучающихся:

1. Решение задач на примеси.

2. Тесты Альдегиды.

3. Написание реферата на тему:

- Формальдегид как основа получения веществ и материалов для моей профессиональной деятельности.

4. Создание и защита мультимедийных презентаций.

3


Тема 1.9.

Карбоновые кислоты и их производные.


Содержание учебного материала:

1.Гомологический ряд и химические свойства предельных одноосновных карбоновых кислот.

2.Применение и свойства карбоновых кислот

3.Сложные эфиры.


Демонстрации. Знакомство с физическими свойствами важнейших карбоновых кислот. Возгонка бензойной кислоты. Отношение различных карбоновых кислот к воде. Сравнение рН водных растворов уксусной и соляной кислоты одинаковой молярности. Получение приятно пахнущего сложного эфира. Отношение сливочного, подсолнечного, машинного масел и маргарина к бромной воде и раствору перманганата калия.

Лабораторные опыты. Взаимодействие раствора уксусной кислоты с магнием, оксидом цинка, гидроксидом железа (III), раствором карбоната калия и стеарата калия. Ознакомление с образцами сложных эфиров. Отношение сложных эфиров к воде и органическим веществам. «Выведение» жирного пятна с помощью сложного эфира. Растворимость жиров в воде и органических растворителях. Сравнение моющих свойств хозяйственного мыла и СМС в жесткой воде.

6

2




2

Практическая работа №7:

1. Получение изоамилового эфира уксусной кислоты.

2. Сравнение степени ненасыщенности твердого и жидкого жиров. Омыление жира.

3. Получение мыла и изучение его свойств: пенообразование, реакции ионного обмена, гидролиз, выделение свободных жирных кислот.

4. Обобщение на тему: «Спирты, альдегиды, кислоты»

2

2

Самостоятельная работа обучающихся:

1. Решение задач на примеси

2. Работа с тестами.

3. Написание рефератов на темы:

-Муравьиная кислота в природе, науке и производстве.

- История уксуса.

- Сложные эфиры и их значение в природе, быту и производстве.

- Жиры как продукт питания и химическое сырье.

- Замена жиров в технике непищевым сырьем.

- Нехватка продовольствия как глобальная проблема человечества и пути ее решения.

- Мыла: прошлое, настоящее, будущее.

- Средства гигиены на основе кислородсодержащих органических соединений.

5


Тема 1.10. Генетическая связь.


Содержание учебного материала:

1. Классификация реакций в органической химии.

2. Классификация реакций по изменению в структуре субстрата (присоединение, отщепление, замещение, изомеризация) и типу реагента (радикальные, нуклеофильные, электрофильные).

2

2

Практическая работа №8:

1. Генетическая связь между органическими веществами.

2. Решение цепочек химических превращений.



Самостоятельная работа обучающихся:

1. Генетическая связь между органическими веществами

2. Решение цепочек химических превращений.

3. Создание и защита мультимедийных презентаций.

3


Тема 1.11.

Углеводы.


Содержание учебного материала:

1.Понятие об углеводах. Моносахариды.

2.Дисахариды. Полисахариды.


Демонстрации. Образцы углеводов и изделий из них. Получение сахарата кальция и выделение сахарозы из раствора сахарата кальция. Взаимодействие глюкозы с фуксинсернистой кислотой. Отношение растворов сахарозы и мальтозы к Cu(OH)2 при нагревании. Ознакомление с физическими свойствами крахмала и целлюлозы. Набухание целлюлозы и крахмала в воде. Получение тринитрата целлюлозы. Коллекция волокон.

Лабораторные опыты. Ознакомление с физическими свойствами глюкозы (аптечная упаковка, таблетки). Кислотный гидролиз сахарозы. Знакомство с образцами полисахаридов. Обнаружение крахмала с помощью качественной реакции в меде, хлебе, йогурте, маргарине, макаронных изделиях, крупах.

4

2

Практическая работа № 9:

1. Взаимодействие глюкозы с гидроксидом меди (II) при различных температурах. Реакция «серебряного зеркала» глюкозы. Действие аммиачного раствора оксида серебра на сахарозу. Обнаружение лактозы в молоке. Действие йода на крахмал.

2. Решение задач на примеси

3. Работа с обучающими и контролирующими материалами.

2

2

Самостоятельная работа обучающихся:

1. Решение задач на примеси.

2. Тесты Углеводы.

3. Создание и защита мультимедийных презентаций.

3


2 семестр

Тема 1.12.

Амины, аминокислоты, белки.


Содержание учебного материала:

1.Классификация и изомерия аминов. Химические свойства аминов.

2.Применение и получение аминов.

3.Аминокислоты.

4. Белки.


Демонстрации. Физические свойства метиламина: агрегатное состояние, цвет, запах, отношение к воде. Горение метиламина. Взаимодействие анилина и метиламина с водой и кислотами. Окрашивание тканей анилиновыми красителями. Обнаружение функциональных групп в молекулах аминокислот. Нейтрализация щелочи аминокислотой. Нейтрализация кислоты аминокислотой. Растворение и осаждение белков.

Лабораторные опыты. Изготовление шаростержневых и объемных моделей изомерных аминов. Растворение белков в воде и их коагуляция. Обнаружение белка в курином яйце и молоке.

6

2

2

2

Практическая работа №10:

1. Образование солей анилина. Бромирование анилина. Образование солей глицина. Получение медной соли глицина. Денатурация белка. Цветные реакции белков.

2. Работа с обучающими и контролирующими материалами.

2


Самостоятельная работа обучающихся:

1. Решение задач на избыток и недостаток

2. Работа с тестами.

3. Написание рефератов на темы:

- Аммиак и амины – бескислородные основания.

- Анилиновые красители: история, производство, перспектива.

- Аминокислоты – амфотерные органические соединения.

- Аминокислоты – «кирпичики» белковых молекул.

- Синтетические волокна на аминокислотной основе.

- «Жизнь это способ существования белковых тел…»

- Структуры белка и его деструктурирование.

- Биологические функции белков.

- Белковая основа иммунитета.

- СПИД и его профилактика.

- Дефицит белка в пищевых продуктах и его преодоление в рамках глобальной продовольственной программы.

- Химия и биология нуклеиновых кислот.

4


Тема 1.13. Азотсодержащие гетероциклические соединения. Нуклеиновые кислоты.


Содержание учебного материала:

1. Нуклеиновые кислоты.


Демонстрации. Модели молекул важнейших гетероциклов. Коллекция гетероциклических соединений. Действие раствора пиридина на индикатор. Взаимодействие пиридина с соляной кислотой. Модель молекулы ДНК, демонстрация принципа комплементарности азотистых оснований. Образцы продуктов питания из трансгенных форм растений и животных. Лекарства и препараты, изготовленные методами генной инженерии и биотехнологии.

Лабораторные опыты. Изготовление объемных и шаростержневых моделей азотистых гетероциклов.

2

2

Самостоятельная работа обучающихся:

1. Решение задач на избыток и недостаток.

2. Работа с тестами.

3. Написание реферата на тему:

- Химия и биология нуклеиновых кислот.

1


Тема 1.14. Биологически активные соединения.


Содержание учебного материала:

1.Ферменты. Витамины. Гормоны.

2.Лекарства.

3.Жиры


Демонстрации. Сравнение скорости разложения Н2О2 под действием фермента каталазы и неорганических катализаторов: KI, FeCl3, MnO2. Образцы витаминных препаратов. Поливитамины. Иллюстрации фотографий животных с различными формами авитаминозов. Плакат с изображением структурных формул эстрадиола, тестостерона, адреналина. Взаимодействие адреналина с раствором FeCl3. Белковая природа инсулина (цветная реакция на белки). Плакаты или кодограммы с формулами амида сульфаниловой кислоты, дигидрофолиевый и ложной дигидрофолиевой кислот, бензилпенициллина, тетрациклина, цефотаксима, аспирина.

Лабораторные опыты. Испытание растворимости адреналина в воде и соляной кислоте. Обнаружение аспирина в готовой лекарственной форме.

4

2

Практическая работа №11:

Обнаружение витамина А в подсолнечном масле. Обнаружение витамина С в яблочном соке. Определение витамина D в рыбьем жире или курином желтке. Действие амилазы слюны на крахмал. Действие дегидрогеназы на метиленовый синий. Действие каталазы на пероксид водорода. Анализ лекарственных препаратов, производных салициловой кислоты. Анализ лекарственных препаратов, производных п-аминофенола.

2

2

Самостоятельная работа обучающихся:

1. Написание рефератов на темы:

- Биотехнология и генная инженерия – технологии XXI века.

-Нанотехнология как приоритетное направление развития науки и производства в Российской Федерации.

2. Подготовка к зачету по органической химии.

3


Тема 1.15.

Обобщение органической химии.

Содержание учебного материала:

1.Обобщение знаний по органической химии.

2

2

Практическая работа №12:

Путешествие в страну углеводородов

Станции:

- номенклатурная

- изомерная,

- электронная,

- применения,

- получения,

- химическая,

- генетическая,

- расчетная.

1


Самостоятельная работа обучающихся:

Решение задач на примеси и осуществление химических превращений.

1


РАЗДЕЛ 2. ОБЩАЯ И НЕОРГАНИЧЕСКАЯ ХИМИЯ

Тема 2.1.

Химия – наука о веществах.



Содержание учебного материала:

1.Состав вещества. Измерение вещества. Агрегатные состояния вещества.

2.Смеси веществ


Демонстрации. Опыты, иллюстрирующие закон сохранения массы веществ. Набор моделей атомов и молекул. Некоторые вещества количеством 1 моль. Модель молярного объема газов.

Лабораторные опыты. Изготовление моделей молекул некоторых органических и неорганических веществ.



Практическая работа №13:

1. Наблюдение за очисткой веществ фильтрованием и дистилляцией. Очисткой веществ перекристаллизацией.

2. Решение теоретических задач на основные законы химии.

3. Работа с обучающими и контролирующими материалами.

2


Самостоятельная работа обучающихся:

1. Решение теоретических задач на основные законы химии.

2. Работа с тестами.

2


Тема 2.2.

Строение атома.


Содержание учебного материала:

1.Атом – сложная частица.

2.Состав атомного ядра.


Демонстрации. Фотоэффект. Модели орбиталей различной формы.

Лабораторные опыты. Наблюдение спектров испускания и поглощения соединений химических элементов с помощью спектроскопа.

4

2

Самостоятельная работа обучающихся:

1. Написание рефератов на темы:

- Рентгеновское излучение и его использование в технике и медицине.

- Плазма – четвертое состояние вещества.

- Аморфные вещества в природе, технике, быту.

2. Решение теоретических задач на основные законы химии.

2


Тема 2.3. Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева.

Содержание учебного материала:

1. Открытие Периодического закона.

2. Периодический закон и строение атома

3. Физический смысл порядкового номера элементов, номеров группы и периода.

4. Периодическое изменение свойств элементов: радиуса атома; энергии ионизации; электроотрицательности.

5. Значение Периодического закона и Периодической системы химических элементов Д.И. Менделеева для развития науки и понимания химической картины мира.


Демонстрации. Различные варианты таблицы Периодической системы химических элементов Д.И. Менделеева. Образцы простых веществ оксидов и гидроксидов элементов III периода.

Лабораторные опыты. Сравнение свойств простых веществ, оксидов и гидроксидов элементов III периода.

8

2

2

2

2

Самостоятельная работа обучающихся:

1. Написание рефератов на темы:

- Жизнь и деятельность Д.И. Менделеева.

- «Периодическому закону будущее не грозит разрушением…».

- Синтез 114-го элемента – триумф российских физиков-ядерщиков.

- Изотопы водорода.

- Использование радиоактивных изотопов в технических целях.

- Рентгеновское излучение и его использование в технике и медицине.

5


Тема 2.4.

Полимеры.


Содержание учебного материала:

1. Неорганические полимеры.

2. Органические полимеры.

3. Классификация полимеров.


Демонстрации. Коллекции пластмасс, каучуков, волокон, минералов и горных пород. Минеральное волокно – асбест и изделия из него. Модели молекул белков, ДНК, РНК.

Лабораторные опыты. Ознакомление с образцами пластмасс, волокон, каучуков, минералов и горных пород. Проверка пластмасс на электрическую проводимость, горючесть, отношение к растворам кислот, щелочей и окислителей. Сравнение свойств термореактивных и термопластичных пластмасс. Получение нитей из капроновой или лавсановой смолы. Обнаружение хлора в поливинилхлориде.

4

2

2

Самостоятельная работа обучающихся:

1. Изучение неорганических полимеров.

2. Изучение органических полимеров.

3. Решение теоретических задач.

3


Тема 2.5.

Дисперсные системы.


Содержание учебного материала:

1. Классификация дисперсных систем.

2. Дисперсные системы.

3. Дисперсные системы в живой и не живой природе и практической жизни человека.

4. Биологические и медицинские гели.


Демонстрации. Виды дисперсных систем и их характерные признаки. Прохождение луча света через коллоидные и истинные растворы (эффект Тиндаля).

Лабораторные опыты. Получение суспензии серы и канифоли. Получение эмульсии растительного масла и бензола. Получение золя крахмала. Получение золя серы из тиосульфата натрия.

6

2

2

2

Самостоятельная работа обучающихся:

1. Понятие о дисперсных системах.

2. Значение дисперсных систем.

3. Решение теоретических задач.

4. Написание рефератов на темы:

- Грубодисперсные системы, их классификация и использование в профессиональной деятельности.

- Косметические гели.

- Применение суспензий и эмульсий в строительстве.

4


Тема 2.6.

Химические реакции.


Содержание учебного материала:

1. Классификация химических реакций в органической и неорганической химии.

2.Вероятность протекания химических реакций.

3. Скорость химических реакций. Обратимость химических реакций

4. Химическое равновесие.


Демонстрации. Превращение красного фосфора в белый; кислорода– в озон. Модели бутана и изобутана. Получение кислорода из пероксида водорода и воды; дегидратация этанола. Цепочка превращений Р  Р2О5  Н3РО4; свойства уксусной кислоты; реакции, идущие с образованием осадка, газа и воды; свойства металлов, окисление альдегида в кислоту и спирта в альдегид. Реакции горения; реакции эндотермические на примере реакции разложения (этанола, калийной селитры, бихромата аммония) и экзотермические на примере реакций соединения (обесцвечивание бромной воды и раствора перманганата калия этиленом, гашение извести и др.). Взаимодействие цинка с растворами соляной и серной кислот при разных температурах, разных концентрациях соляной кислоты; разложение пероксида кислорода с помощью оксида марганца(IV), каталазы сырого мяса и сырого картофеля. Взаимодействие цинка различной поверхности (порошка, пыли, гранул) с кислотой. Модель «кипящего слоя». Смещение равновесия в системе: Fe3+ + 3 CNS-  Fe(CNS)3; омыление жиров, реакции этерификации. Зависимость степени электролитической диссоциации уксусной кислоты от разбавления. Сравнение свойств 0,1 Н растворов серной и сернистой кислот; муравьиной и уксусной кислот; гидроксидов лития, натрия и калия.

8

2

2

2




Практическая работа №14:

1. Лабораторные опыты. Получение кислорода разложением пероксида водорода и(или) перманганата калия. Реакции, идущие с образованием осадка, газа или воды для органических и неорганических кислот.

2. Решение теоретических задач.

2

2

Самостоятельная работа обучающихся:

1. Изучение классификации химических реакций в органической и неорганической химии.

2. Изучение вероятности протекания химических реакций.

3. Изучение скорости химических реакций.

4. Изучение обратимости химических реакций. Химическое равновесие.

5. Решение теоретических задач.

6. Написание рефератов по теме:

- Реакция горения в быту.

- Виртуальное моделирование химических процессов.

5


Тема 2.7.

Растворы.


Содержание учебного материала:

1. Физико-химическая природа растворения и растворов.

2. Взаимодействие растворителя и растворенного вещества.

3. Способы выражения концентрации растворов: массовая доля растворенного вещества (процентная), молярная.

4. Гидролиз

5. Электролитическая диссоциация.

6. Молекулярные и ионные уравнения.


Демонстрации. Сравнение электропроводности растворов электролитов Смещение равновесия диссоциации слабых кислот. Индикаторы и изменение их окраски в разных средах. Сернокислый и ферментативный гидролиз углеводов. Гидролиз карбонатов, сульфатов и силикатов щелочных металлов; нитратов свинца(II) или цинка, хлорида аммония.

Лабораторные опыты. Характер диссоциации различных гидроксидов.

16

2


2




2

2

2

Практическая работа №15:

1. Решение экспериментальных и расчетных задач на вычисление массовой доли и массы вещества в растворе.

2. Работа с обучающими и контролирующими материалами.

2

2

Практическая работа №16:

1. Решение экспериментальных и расчетных задач на молярную концентрацию растворов.

2. Работа с обучающими и контролирующими материалами.

2

2

Практическая работа №17:

1. Решение экспериментальных и расчетных задач на приготовление растворов (смешивание растворов разной концентрации).

2. Работа с обучающими и контролирующими материалами.

2

2

Самостоятельная работа обучающихся:

1. Решение расчетных задач на вычисление массовой доли и массы вещества в растворе.

2. Решение расчетных задач на молярную концентрацию растворов.

3. Решение расчетных задач на приготовление растворов (смешивание растворов разной концентрации).

4. Написание рефератов на темы:

- Растворы вокруг нас.

- Вода как реагент и как среда для химического процесса.

- Типы растворов.

9


Тема 2.8. Окислительно-восстановительные реакции. Электрохимические процессы.


Содержание учебного материала:

1. Окислительно-восстановительные реакции.

2. Классификация окислительно-восстановительных реакций.

3. Электролиз.


Демонстрации. Восстановление дихромата калия цинком. Восстановление оксида меди(II) углем и водородом. Восстановление дихромата калия этиловым спиртом. Окислительные свойства азотной кислоты. Окислительные свойства дихромата калия. Гальванические элементы и батарейки. Электролиз раствора хлорида меди(II).

Лабораторные опыты. Взаимодействие металлов с неметаллами, а также с растворами солей и растворами кислот. Взаимодействие серной и азотной кислот с медью. Окислительные свойства перманганата калия в различных средах.

6

2

Самостоятельная работа обучающихся:

1. Химические источники тока.

2. Решение расчетных задач на вычисление массовой доли и массы вещества в растворе.

3. Решение расчетных задач на молярную концентрацию растворов.

4. Решение расчетных задач на приготовление растворов (смешивание растворов разной концентрации).

5. Написание рефератов на темы:

- Виртуальное моделирование химических процессов.

- Электролиз растворов электролитов.

- Электролиз расплавов электролитов.

-Практическое применение электролиза: рафинирование, гальванопластика, гальваностегия.

3


Тема 2.9. Классификация веществ. Простые вещества.


Содержание учебного материала:

1.Классификация неорганических веществ.

2.Коррозия металлов.

3.Общие свойсва металлов.

4.Способы получения Металлов.


Демонстрации. Коллекция «Классификация неорганических веществ» и образцы представителей классов. Коллекция «Классификация органических веществ» и образцы представителей классов. Модели кристаллических решеток металлов. Коллекция металлов с разными физическими свойствами. Взаимодействие лития, натрия, магния и железа с кислородом щелочных металлов с водой, спиртами, фенолом; цинка с растворами соляной и серной кислот; натрия с серой; алюминия с йодом; железа с раствором медного купороса; алюминия с раствором едкого натра. Оксиды и гидроксиды хрома. Коррозия металлов в зависимости от условий. Защита металлов от коррозии: образцы «нержавеек», защитных покрытий. Коллекция руд. Электролиз растворов солей. Модели кристаллических решеток йода, алмаза, графита. Аллотропия фосфора, серы, кислорода. Взаимодействие водорода с кислородом; сурьмы с хлором; натрия с йодом; хлора с раствором бромида калия; хлорной и сероводородной воды; обесцвечивание бромной воды этиленом или ацетиленом.

Лабораторные опыты. Ознакомление с образцами представителей классов неорганических веществ. Ознакомление с образцами представителей классов органических веществ. Ознакомление с коллекцией руд.

Получение и свойства кислорода. Получение и свойства водорода. Получение пластической серы, химические свойства серы. Взаимодействие металлов с растворами кислот и солей. Свойства угля: адсорбционные, восстановительные. Взаимодействие цинка или алюминия с растворами кислот и щелочей. Окрашивание пламени катионами щелочных и щелочноземельных металлов.

8

2

2

2

2

Самостоятельная работа обучающихся:

Написание рефератов на темы:

- Использование радиоактивных изотопов в технических целях.

- Жизнь и деятельность Г. Дэви.

- Роль металлов в истории человеческой цивилизации.

- Роль металлов и сплавов в научно-техническом прогрессе.

- Коррозия металлов и способы защиты от коррозии.

- Инертные или благородные газы.

- Рождающие соли – галогены.

- История шведской спички.

- Химия металлов в моей профессиональной деятельности.

- Химия неметаллов в моей профессиональной деятельности.

4


Тема 2.10.

Основные классы неорганических и органических соединений.

Содержание учебного материала:

1. Оксиды и ангидриды карбоновых кислот.

2. Кислоты органические и неорганические.

3. Основания органические и неорганические.

4. Соли.


Демонстрации. Коллекции кислотных, основных и амфотерных оксидов, демонстрация их свойств. Взаимодействие концентрированных азотной и серной кислот, а также разбавленной азотной кислоты с медью. Реакция «серебряного зеркала» для муравьиной кислоты. Взаимодействие раствора гидроксида натрия с кислотными оксидами (оксидом фосфора(V)), амфотерными гидроксидами (гидроксидом цинка). Взаимодействие аммиака с хлороводородом и водой. Аналогично для метиламина. Взаимодействие аминокислот с кислотами и щелочами. Осуществление переходов:

Са  СаО  Са3(РО4)2  Са(ОН)2

Р  Р2О5  Н3РО4

Сu  CuO  CuSO4  Cu(OH)2  CuO  Cu

C2H5OH  C2H4  C2H4Br2

Лабораторные опыты. Получение и свойства углекислого газа. Свойства соляной, серной (разбавленной) и уксусной кислот. Взаимодействие гидроксида натрия с солями (сульфатом меди(II) и хлоридом аммония). Разложение гидроксида меди. Получение и амфотерные свойства гидроксида алюминия. Получение жесткой воды и изучение ее свойств. Устранение временной и постоянной жесткости.

10

2

2

2

2

Практическая работа №18:

1. Получение хлороводорода и соляной кислоты, их свойства. Получение аммиака, его свойства.

2. Решение расчетных задач.

3. Работа с обучающими и контролирующими материалами.

2

2

Самостоятельная работа обучающихся:

1. Решение задач.

2. Написание рефератов на темы:

- Серная кислота – «хлеб химической промышленности».

- Использование минеральных кислот на предприятиях различного профиля.

- Оксиды и соли как строительные материалы.

- История гипса.

- Поваренная соль как химическое сырье.

- Многоликий карбонат кальция: в природе, в промышленности, в быту.

5


Тема 2.11.

Химия элементов.


Содержание учебного материал

  1. Алюминий. Цинк

  2. Медь

  3. Железо Хром


  1. Неметаллы Углерод и Кремний

  2. Азот и Фосфор

  3. Кислород и Сера

  4. Фтор и Хлор

Демонстрации. Коллекции простых веществ, образованных элементами различных электронных семейств. Коллекции минералов и горных пород. Получение аллотропных модификаций кислорода, серы, фосфора. Химические свойства водорода, кислорода, серы, фосфора, галогенов, углерода.

Оксиды серы, азота, углерода, железа, марганца, меди с различными степенями окисления, их свойства.

Гидроксиды серы, хрома, марганца, железа, меди, алюминия и цинка, их получение и химические свойства.

Лабораторные опыты. Изучение свойств простых веществ и соединений s-элементов.

Изучение свойств простых веществ и соединений р-элементов.

Изучение свойств простых веществ и соединений d-элементов.

14

2

2


2



2

2

2

2


Практическая работа №19:

1. Получение гидроксидов алюминия и цинка и исследование их свойств. Получение и исследование свойств оксидов серы, углерода, фосфора.

2. Работа с обучающими и контролирующими материалами.



Самостоятельная работа обучающихся:

1. Работа с обучающими и контролирующими материалами.

2. Написание рефератов на тему:

- Устранение жесткости воды на промышленных предприятиях.

3. Создание и защита мультимедийных презентаций.



Тема 2.12.

Химия в жизни общества.



Содержание учебного материала:

1. Химия и экология


Демонстрации. Модели производства серной кислоты и аммиака. Коллекция удобрений и пестицидов. Образцы средств бытовой химии и лекарственных препаратов.

Лабораторные опыты. Ознакомление с коллекцией удобрений и пестицидов. Ознакомление с образцами средств бытовой химии и лекарственных препаратов.

2

2

Самостоятельная работа обучающихся:

1.Написание рефератов на темы:

Современные методы обеззараживания воды.

- Количественные характеристики загрязнения окружающей среды.

- Применение твердого и газообразного оксида углерода(IV).

- Защита озонового экрана от химического загрязнения.

2.Создание и защита мультимедийных презентаций.

3


Итоговое занятие. Дифференцированный зачет

Содержание учебного материала:

Контроль пройденного материала.

2

3


Максимальная учебная нагрузка (всего часов)

300



Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего часов)

200






Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:

1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);

2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)

3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)












3. условия реализации рабочей программы УЧЕБНОЙ дисциплины

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета химии.

Оборудование учебного кабинета:

1. Учебный кабинет на 36 посадочных мест

2. Лекционная аудитория

3. Химическое оборудование

4. Препараторская


Технические средства обучения:

1. Компьютер № 6 (кол-во)

2. Мультимедийная установка.

3. Телевизор

4. ДВД плеер


3.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы


Основная литература

1. Габриелян О. С., Остроумов И. Г., Остроумова Е. Е. и др. Химия для профессий и специальностей естественно-научного профиля: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования. — М., 2014.

2. Габриелян О. С., Остроумов И. Г., Сладков С. А., Дорофеева Н.М. Практикум: учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования. — М., 2014.

3. Габриелян О.С., Лысова Г.Г. Химия. Тесты, задачи и упражнения: учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования. — М., 2014.

4. Чернобельская Г.М. Химия: учебник для студентов медицинских училищ. –М.: Медицина, 2015. – 576 с.


Дополнительная литература

  1. Ерохин Ю. М. Химия: Задачи и упражнения: учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования. — М., 2014.

  2. Габриелян О. С., Остроумов И. Г. Химия для профессий и специальностей социально-экономического и гуманитарного профилей: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования. — М., 2014.

  3. Габриелян О.С. Настольная книга учителя химии: 10 класса/ О.С. Габриелян, И.Г. Остроумов. – М.,2010. – 240с.

  4. Габриелян О.С. Настольная книга учителя химии:11 класса: в2ч./ О.С. Габриелян, Г.Г. Лысова, А.Г. Введенская – М.,2012. – 220с.




Интернет-ресурсы

www.pvg.mk.ru (олимпиада «Покори Воробьевы горы»).

www.hemi.wallst.ru (Образовательный сайт для школьников «Химия»).

www.alhimikov.net (Образовательный сайт для школьников).

www.chem.msu.su (Электронная библиотека по химии).

www.enauki.ru (интернет-издание для учителей «Естественные науки»).

www.1september.ru (методическая газета «Первое сентября»).

www.hvsh.ru (журнал «Химия в школе»).

www.hij.ru (журнал «Химия и жизнь»).

www.chemistry-chemists.com (электронный журнал «Химики и химия»)


































4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения устного и письменного опроса, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов исследований.


Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

Умения:


Называть изученные вещества по «тривиальной» или международной номенклатурам;

Экспертная оценка умения составлять структурные формы и давать название изученных веществ.

Определять валентность и степень окисления химических элементов, тип химической связи в соединениях, заряд иона, пространственное строение молекул, тип кристаллической решетки, характер среды в водных растворах, окислитель и восстановитель, направление смещения равновесия под влиянием различных факторов, изомеры и гомологи, принадлежность веществ к разным классам неорганических и органических соединений; характер взаимного влияния атомов в молекулах, типы реакций в неорганической и органической химии;

Экспертная оценка:

- результатов выполнения практических заданий.

-результатов выполнения индивидуальных заданий.

- тестирование.

- решения экспериментальных и расчетных задач.


Характеризовать элементы по их положению в Периодической системе Д.И. Менделеева; общие химические свойства металлов, неметаллов, основных классов неорганических и органических соединений; строение и свойства органических соединений (углеводородов, спиртов, фенолов, альдегидов, кетонов, карбоновых кислот, аминов, аминокислот и углеводов);

Экспертная оценка:

- результатов выполнения практических заданий

-результатов выполнения индивидуальных заданий.

- решения экспериментальных и расчетных задач.

- результатов усвоения содержания при помощи тестирования, составление плана-пересказа темы, составление опорного конспекта и плана пересказа темы.

Объяснять зависимость свойств химического элемента и образованных им веществ от положения в Периодической системе Д.И. Менделеева; зависимость свойств неорганических веществ от их состава и строения, природу химической связи, зависимость скорости химической реакции от различных факторов, реакционной способности органических соединений от строения их молекул;

Экспертная оценка:

-результатов выполнения индивидуальных заданий.

- результатов усвоения содержания при помощи тестирования, составление плана-пересказа темы, составление опорного конспекта и плана пересказа темы.

Выполнять химический эксперимент по распознаванию важнейших неорганических и органических веществ, получению конкретных веществ, относящихся к изученным классам соединений;

Экспертная оценка:

- результатов усвоения содержания при помощи тестирования, составление плана-пересказа темы, составление опорного конспекта и плана пересказа темы.

- оценка выполнения химического эксперимента.

Проводить расчеты по химическим формулам и уравнениям реакций;

Экспертная оценка решения экспериментальных и расчетных задач.

Осуществлять самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников (справочных, научных и научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета); использовать компьютерные технологии для обработки и передачи химической информации и ее представления в различных формах;

Экспертная оценка:

- умения работы с учебной и справочной литературой, Интернет-ресурсами.

- результатов составления и защиты мультимедийных презентаций.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни: для понимания глобальных проблем, стоящих перед человечеством: экологических, энергетических и сырьевых;

Экспертная оценка:

- результатов составления и защиты мультимедийных презентаций.

- результатов умение ориентироваться в систематизированном материале и применение в практической деятельности и повседневной жизни при решении ситуационных задач.

Объяснения химических явлений, происходящих в природе, быту и на производстве, экологически грамотного поведения в окружающей среде.

Экспертная оценка:

- результатов составления и защиты мультимедийных презентаций.

- результатов умение ориентироваться в систематизированном материале и применение в практической деятельности и повседневной жизни при решении ситуационных задач.

Знания:


Важнейшие химические понятия: вещество, химический элемент, атом, молекула, относительные атомная и молекулярная массы, ион, аллотропия, изотопы, химическая связь, электроотрицательность, валентность, степень окисления, моль, молярная масса, молярный объем газообразных веществ, вещества молекулярного и немолекулярного строения, растворы, электролит и неэлектролит, электролитическая диссоциация, окислитель и восстановитель, окисление и восстановление, тепловой эффект реакции, скорость химической реакции, катализ, химическое равновесие, углеродный скелет, функциональная группа, изомерия, гомология.

Экспертная оценка:

- результатов выполнения индивидуальных заданий.

- результатов выполнения практических заданий.

- решения экспериментальных и расчетных задач.

- тестирование.

Основные законы химии: сохранения массы веществ, постоянства состава веществ, Периодический закон Д.И. Менделеева.

Экспертная оценка:

- качества устной и письменной речи обучающихся при пересказе текстов тем.

- результатов усвоения содержания при помощи тестирования, составление плана-пересказа темы.

Основные теории химии; химической связи, электролитической диссоциации, строения органических и неорганических соединений.

Экспертная оценка:

- результатов выполнения индивидуальных заданий.

- решения экспериментальных и расчетных задач.

Важнейшие вещества и материалы: важнейшие металлы и сплавы; серная, соляная, азотная и уксусная кислоты; благородные газы, водород, кислород, галогены, щелочные металлы; основные, кислотные и амфотерные оксиды и гидроксиды, щелочи, углекислый и угарный газы, сернистый газ, аммиак, вода, природный газ, метан, этан, этилен, ацетилен, хлорид натрия, карбонат и гидрокарбонат натрия, карбонат и фосфат кальция, бензол, метанол и этанол, сложные эфиры, жиры, мыла, моносахариды (глюкоза), дисахариды (сахароза), полисахариды (крахмал и целлюлоза), анилин, аминокислоты, белки, искусственные и синтетические волокна, каучуки, пластмассы.

Экспертная оценка:

- решения экспериментальных и расчетных задач.

- умения работы с учебной и справочной литературой, Интернет-ресурсами.

- результатов усвоения содержания при помощи тестирования, составление плана-пересказа темы, составление опорного конспекта и плана пересказа темы.


4



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!