МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ДЕТСКО-ЮНОШЕСКАЯ СПОРТИВНАЯ ШКОЛА
ПЕСЧАНОКОПСКОГО РАЙОНА
ПРИНЯТА: на заседании педагогического совета МБУ ДО ДЮСШ Песчанокопского района протокол № 1 от «31» августа 2022 г. | УТВЕРЖДЕНА: Приказом № 183-т/д от «31» августа 2022 г. директор МБУ ДО ДЮСШ Песчанокопского района ____________ Е.В.Гузиёва |
Рабочая программа
по художественной гимнастике
для детей 5-6 лет
Составители:
тренер-преподаватель
по художественной гимнастике:
Жукова Е.Н.
с. Песчанокопское
2022 г.
Пояснительная записка
Дошкольный возраст является началом всех начал. Именно в эти годы закладывается фундамент здоровья, формируются личностные качества, интерес к занятиям любимым делом, раскрываются способности ребёнка.
Художественная гимнастика в детском саду – это, прежде всего, интерес детей к этому виду спорта, забавные игры, образные этюды, диалог с предметом, в которых ребенок может выразить свое собственное восприятие музыки, свою неповторимость, индивидуальность. В процессе занятий упражнениями художественной гимнастики развиваются музыкально-пластические способности, а в процессе игрового общения детей с музыкой через движения – двигательные навыки и умения.
Благодаря этому виду спорта дети избавятся от неуклюжей походки, угловатости, излишней застенчивости. Формированию правильной осанки красивой походки, развитию ритмичности и координации движений, возрастает благотворное влияние на сердечнососудистую, дыхательную, кровеносную и центральную нервную системы.
Занятия художественной гимнастикой имеют цель повысить популярность занятий этим видом спорта в детских садах.
Данная программа вводит детей в большой и удивительный мир гимнастики и музыки, посредством игры знакомит с элементами акробатики, с разнообразными упражнениями с предметом (обруч, скакалка, мяч), стилем хореографии, элементами танца. В основу программы легли элементарные упражнения художественной гимнастики, интересные по содержанию и легкодоступные детскому организму. Гимнастика – одно из самых действенных и универсальных средств физического воспитания.
Дети наше будущее, а будущее надо беречь. Что может быть более прекрасным, если будущее будет эстетически воспитанным, гармонически развитым, физически здоровым.
1. Цели и задачи программы.
Художественная гимнастика эстетически яркий вид спорта, в Олимпийскую систему видов спорта этот вид спорта вошел в 1984 году. И получил признание всего мира. Занятия художественной гимнастики в ДОУ организуется по принципу групп начальной подготовки и имеет цель повысить популярность занятий этим видом спорта в детских садах.
Гимнастика одно из действенных и универсальных средств физического воспитания. Обучение упражнениям художественной гимнастики это прежде всего педагогический процесс.
На занятиях художественной гимнастики решаются следующие задачи:
Образовательно-развивающего воздействия с целью гармонического развития форм и функций организма детей:
формирование двигательных способностей детей;
воспитание физических качеств (гибкость, ловкость, равновесие).
Оздоровительного воздействия с целью повышения жизнедеятельности организма детей:
Воспитательного воздействия:
воспитание эстетических, нравственных, волевых качеств ребенка.
2. Основные средства и методические особенности программы.
Средствами реализации программы являются специально подобранные двигательные действия, выполняемые в сопровождении музыки.
В зависимости от характера физических упражнений средства можно разделить на следующие подгруппы:
упражнения общей физической подготовки;
упражнения специальной физической подготовки;
упражнения хореографии;
упражнения ритмики;
упражнения акробатики;
упражнения без предмета;
упражнения с предметом (мяч, обруч, скакалка) – броски, ловля, перекаты, вращения, махи. Упражнения с предметами - ценное средство для развития выносливости, ловкости, быстроты. Эти упражнения связанны с умением распределять движения предмета в пространстве и сочетать их с движениями тела. При выполнении этих упражнений создаются благоприятные условия для совершенствования зрительного и кожного анализаторов, а также для развития координационных способностей.
3. Методические особенности проведения занятий.
Процесс обучения упражнениям в художественной гимнастики построен на реализации дидактических принципов: сознательности и активности, наглядности, доступности, систематичности.
Принцип сознательности и активности - сознательное отношение к занятиям, воспитание у детей заинтересованности в овладении движениями во взаимосвязи с музыкой. Преподаватель должен точно и доступно формировать музыкально - двигательную задачу, учитывая индивидуальные особенности детей, стимулировать интерес к занятиям.
Принцип наглядности помогает создать представление о темпе, ритме, амплитуде движений. Приемы наглядности: демонстрация упражнений; словесный разбор музыки в сочетании с движениями; просмотр, пособий, рисунков, схем.
Принцип доступности требует постановки задач соответствующих индивидуальным особенностям ребенка, соблюдение элементарных дидактических правил: от известного к неизвестному, от легкого к трудного, от простого к сложному.
Принцип систематичности предусматривает непрерывность процесса формирования музыкально - двигательных навыков, чередования работы и отдыха для поддержания работоспособности детей, определенную последовательность решения музыкально-двигательных заданий. Процесс обучения упражнениям художественной гимнастики условно можно разделить на три этапа: Iэтап – начальное обучение новым упражнениям; II этап – углубленное разучивание; III этап – закрепление упражнений.
Обучение на I этапе направлено на создание общего представления о новом движении во взаимосвязи с музыкой. Дети получают сведения о характере музыки; о форме упражнений соответствующих данной музыки, прослушивание музыкального произведения.
На II этапе обучения дети овладевают умением правильно понимать музыку и выполнять движения в соответствии с музыкальным сопровождением. На этом этапе обучения происходит овладение основным движениям во взаимосвязи с музыкой.
III этап обучения направлен на закрепление движений во взаимосвязи с музыкой. Закрепляются движения путем самостоятельного выполнения упражнений, выполнения упражнений под музыку.
4. Структура занятия художественной гимнастики.
Основной формой организации учебной работы в художественной гимнастике является занятие. Для занятия характерны постоянный состав занимающихся, определенная длительность, строгая регламентация заданий.
Каждое занятие вне зависимости от места его проведения должно иметь три части - подготовительная, основная, заключительная.
Подготовительная часть - занимающиеся подготавливаются к решению поставленных задач с помощью относительно легких упражнений.
Основная часть - решаются главные задачи, т.е. выполняются элементы и упражнения присущие художественной гимнастики.
Заключительная часть - выполняются упражнения, способствующие более быстрому протеканию восстановительных процессов, чтобы занимающиеся могли перейти к последующей деятельности или отдыху.
В каждом отдельном занятии художественной гимнастики решаются образовательные, воспитательные и оздоровительные задачи. Конечный результат занятия при прочих равных условиях зависит от того, в какой последовательности будут решаться задачи.
Общее количество часов по программе – 36 часов
5. Характеристика действий с предметами и методика обучения им на занятиях по художественной гимнастике
Для эффективного использования действий с предметами как составной части двигательной деятельности детей старшего дошкольного возраста необходимо, прежде всего, знание содержания и структуры, доступных детям приемов, способов владения мячом, скакалкой, обручем и особенностей их формирования.
Упражнения с мячом.
Упражнения с мячом развивают точность движений во времени и пространстве, ловкость, силу мышц плечевого пояса и рук, способствуют совершенствованию чувства ритма. Упражнения дополняются танцевальными движениями , музыкой что способствует эстетическому развитию детей. Для упражнений с мячом использовать мяч среднего размера (диаметр 8 - 12см.).
Прокат по рукам.
И. п. - о. с., руки вперед, мяч на ладонях.
1-2 - подъем рук вверх на 45 градусов прокат мяча к груди,
3-4 - опустить руки вниз на 90 градусов прокат мяча к ладоням. Руки прямые при прокате.
Броски мяча двумя руками вверх и ловля двумя.
И. п. - о. с., опустить руки вниз вперед, мяч на ладонях.
1-2 - бросок мяча вверх,
3-4 - ловля двумя руками. Руки прямые при выполнении движений.
Броски мяча над головой по дуге.
И. п. - полуприсед, руки в стороны, локти слегка согнуты, мяч на правой ладони, туловище слегка наклонено вправо.
1 - выпрямляя туловище и ноги, мах правой рукой влево - вверх с броском мяча над головой,
2 - левой рукой, слегка поднимаемой вверх, встречают мяч и приняв его кончиками пальцев, передают на ладонь, опускаясь в сторону- вниз, туловище слегка наклоняют влево, полуприсед.
Броски под руку.
И. п. - левая рука вперед, правая рука с мячом в сторону.
1 - дугой книзу мах правой рукой влево- вперед с броском мяча под левую руку,
2 - поймать мяч на правую ладонь снизу и вернуть руку в и. п. махом книзу. Ноги слегка пружинят.
Отбивание мяча двумя руками..
И. п. - мяч лежит на ладонях, руки вперед, полуприсед.
1 - руки слегка поднять вверх, ладони повернуть с мячом вниз,
2 - руки плавно удаляются от мяча, бросок мяча к полу,
3 - при подлете мяча вверх поймать двумя руками с боков,
4 - счет 2, 5 - счет 3, и т. д.
Отбивание одной рукой.
Также как двумя руками, можно перед телом, сбоку, вертикально
полу.
И. п.- руки в стороны, мяч на правой ладони.
1-3 - бросив мяч к полу справа в боковой плоскости, три отбива правой рукой, 4 - поймать мяч на ладонь правой снизу.
Упражнение со скакалкой.
Упражнения способствуют развитию физических качеств – ловкость, выносливость, прыгучесть, быстрота.
Махи и круги в лицевой плоскости.
И. п. - руки в стороны, оба конца скакалки в правой руке.
1 - мах скакалкой влево,
2 - мах вправо,
3 - махом влево передать скакалку в левую руку,
4 - держать,
5-8 - повторить упражнение другой рукой.
Круги и махи в боковой плоскости.
И. п.- правая рука ( со скакалкой сложенной вдвое ) вперед, левая в сторону. 1 - слегка пружиня и сгибая локоть, мах скакалкой назад справа,
2 - повторить движение в обратном направлении,
3 - сгибая локоть средний круг скакалкой книзу - назад,
4 - мах назад,
5-8 - повторить движение в обратном порядке. То же с другой руки.
Круги в горизонтальной плоскости.
И. п.- руки в стороны, оба конца скакалки в правой руке.
1-3 - поднимая правую руку вверх и слегка сгибая локоть, три малых круга скакалкой над головой влево (круги кистью),
4 - выпрямляя руку, мах скакалкой влево,
5-8 - то же вправо.
Прыжки с одной ноги на другую.
И. п. - скакалка сзади, концы ее в обеих руках.
1 - вращая скакалку вперед, прыжок толчком левой на правую, согнув левую назад,
2 - шаг левой назад. Вращение скакалки замедленное, движение ног
на счет 1- 2 - выполняется за одно вращение скакалки.
И. п. - скакалка впереди, концы в обеих руках. Прыжки толчком правой на левую, вращая скакалку назад.
Прыжки ноги вместе скакалка впереди (сзади).
И. п.- скакалка сзади, концы в обеих руках. Прыжок выпрямившись с промежуточным прыжком, вращая скакалку вперед и назад.
Упражнения с обручем.
Прекрасное средство для развития координации, быстрота, увеличивают силу для, эффективно влияют на формирование правильной осанки.
Использовать пластмассовые обручи, размером 80 см.
Повороты обруча вертикальные.
И. п.- стойка ноги врозь, обруч вертикально вперед, хват снаружи.
1-2 - передавая тяжесть на правую ногу, левая в сторону на носок, порот обруча книзу - направо с наклоном туловища влево,
3-4 - выпрямиться, повернуть обруч направо, и. п.
5-8 - то же, что на счет 1-4, в другую сторону.
Повороты в горизонтальной плоскости.
И. п.- руки вверх, хват снаружи с боков. Выполнять повороты направо и налево до скрещивания рук.
Броски обруча двумя руками.
И. п.- руки вперед - кверху, хват обруча снаружи (с боков).
1 - сгибая локти в сторону, коснуться обручем груди,
2 - шагом правой вперед энергичным толчком выпрямить руки вперед- кверху, раскрывая кисти в конце движения - бросок,
3-4 - приставляя левую ногу, поймать обруч двумя руками снизу.
Вращение обруча на полу.
И. п.- обруч вертикально справа в лицевой плоскости, хват тремя пальцами правой руки сверху. С поворотом кисти наружу (замах) начать вращательное движение обруча внутрь резким поворотом кисти внутрь. Останавливать вращение обруча нужно захватом его кистью снаружи.
Перекат обруча.
И. п.- левая нога в сторону на носок, обруч вертикально на полу справа в лицевой плоскости.
1 - левая рука лежит сверху на обруче, правая в сторону на носок, толкнуть обруч правой рукой влево,
2 - остановить катящийся обруч левой рукой, принять и. п.
Прыжки толчком двух ног обруч впереди.
И. п.- обруч горизонтально вперед, хват двумя руками сверху за передний край. Раскачивая обруч в лицевой плоскости назад и вперед, прыжки в обруч и из обруча толчком двумя.
Прыжки толчком двух ног, вращая обруч вперед назад.
Занятия проводятся 3раза в неделю по 30-35минут. В возрасте 5–6 лет ребенок успешно овладевает основными видами движения, которые становятся более осознанными. У детей улучшаются двигательные реакции и координация. Поэтому перед детьми могут стоять довольно сложные двигательные задачи. Понятия и представления ребенка также развиваются. В 5–6 лет представления превращаются в понятия о явлениях, улучшаются наблюдательность и зрительно-осязательная ориентировка. Дети хорошо справляются с ориентировкой своего тела в пространстве. Однако внимание пока еще удерживается с трудом. Поэтому в процессе обучения надо использовать новые, ясные и краткие раздражители для удержания внимания детей. В этом возрасте целесообразнее использовать целостный метод обучения. Показ должен сопровождать и даже опережать объяснение. Однако для активизации мыслительной деятельности ребенка показ можно предварять описанием движения. На разных этапах обучения соотношение приемов показа и пояснения изменяется. Например, на начальном этапе формирования передачи мяча, когда складываются общие представления о действиях с мячом, ведущую роль играет показ, который обязательно должен быть подкреплен объяснениями. Поэтому в начале обучения передаче мяча целесообразно многократно демонстрировать ее на возможно более высоком уровне. Это создает у детей общее представление об изучаемом действии с мячом.
Для сознательного отношения ребенка к действиям с предметами, необходимо после разъяснения и показа дать ему возможность упражняться, действовать, активно применять полученные знания в игровой деятельности. Например, после объяснения, что высота отскока мяча зависит от прилагаемой силы, ребенку надо дать убедиться в этом: предложить отбивать мяч, меняя высоту отскока. Только при сочетании объяснения техники действий с показом и упражнениями детей в действиях с мячом формируется умение целесообразно пользоваться ими в игровой деятельности.
Ребенок седьмого года жизни в состоянии понять сущность упражнений с предметами. Если упражнения с предметами подбираются и проводятся с учетом возможностей каждого ребенка, они способствуют не только более быстрому формированию навыков владения ими, по также и общему развитию всех детей, как менее подготовленных, так и более сильных.
Существенную роль в обучении играет оценка качества выполнения движений с учетом индивидуальных особенностей и возможностей каждого ребенка; при этом необходимо отмечать успехи всех детей и подбадривать тех, у кого пока что-то не получается.
В процессе занятий важно уделять внимание формированию морально-волевых качеств (настойчивость, организованность, дисциплинированность), дружеских взаимоотношений (умение приходить на помощь товарищу), сопереживать его успехам и неудачам, быть заботливыми и внимательными друг к другу.
Календарно-тематическое планирование
Месяц | Программное содержание | Содержание занятий | Количество занятий |
1 | 2 | 3 | 4 |
Сентябрь 1-2 неделя 3-4 неделя | Изучение исходных данных состояния здоровья (формирование опорно-двигательного аппарата; определение уровня физической подготовленности, уровня развития творческих способностей детей) Тестирование. Составление индивидуальных карт физического развития и подготовленности воспитанников. | 4 |
Октябрь 1-2 неделя 3-4 неделя | Развитие точности движений во времени и пространстве, ловкости, силы мышц рук, плечевого пояса, чувство ритма | Действия с мячом | 4 |
Ноябрь 1-2 неделя 3-4 неделя | Развитие силы, ловкости, гибкости, пространственной координации движений. Укрепление мышц туловища, развитие координации движений | Акробатика. Разучивание стойки на лопатках, полушпагаты, «ласточка» «коробочка» | 4 |
Декабрь 1-2 неделя 3-4 неделя | Развитие координации движений, быстроты, силы мышц плечевого пояса, рук, кисти. Формирование правильной осанки. | Действия с обручами | 4 |
Январь 1-2 неделя 3-4 неделя | Развитие гибкости, ловкости, тренировка вестибулярного аппарата. Развитие пространственной ориентации, ловкости | Акробатика. Разучивание «моста», «колеса». Закрепление перекатов, кувырка назад. | 4 |
Февраль 1-2 неделя 3-4 неделя | Формирование слитности движений, округлости, волнообразности. Целостности. Развитие опорно-двигательного аппарата. | Действия с лентами Разучивание композиции с лентами | 4 |
Март 1-2 неделя 3-4 неделя | Развитие координации движений, гибкости, ловкости, силы | Акробатика Разучивание акробатической композиции | 4 |
Апрель 1-2 неделя 3-4 неделя | Совершенствование координации движений, быстроты, силы мышц плечевого пояса. Формирование правильной осанки | Открытое занятие Композиции с лентами и акробатики. | 4 |
Май 1-2 неделя 3-4 неделя | Совершенствование точности движений во времени и в пространстве. Развитие ловкости, смелости, чувства ритма. | Участие в традиционном фестивале «Белозерские таланты» | 4 |
Перечень учебно-методического обеспечения образовательного процесса
1. Ротерс Т.Т. Музыкально - ритмическое воспитание и художественная гимнастика. Ростов-на-Дону 2001
2. Солонинкова В.А. Упражнения художественной гимнастики. Москва 1986
3. Черемнова Е.Ю. Танцевально-оздоровительные методики для детей. – Ростов-на-Дону 2008
4. Боброва Г.А. Художественная гимнастика.
5. Куду Э.А. О влиянии музыки на образование деятельных навыков в художественной гимнастике. Волгоград 2008
6. Фомина Н.А Сказочный театр физической культуры. Волгоград 2004
7. Глазырина Л.Д. На пути к физическому совершенству. - Минск, 1987
8. Кудрявцев В. Физическая культура и развитие ребенка// Дошкольное воспитание. - № 2. - 2004
9. Муравьев В.А., Назарова Н.Н. Воспитание физических качеств детей дошкольного возраста. - М.: Айрис-Пресс, 2004
10. Нижегородцева Н.В., Шадрикова В.Д. Психолого-педагогическая готовность ребенка к школе. - М.: ВЛАДОС, 2001
11. Рунова М.А. Двигательная активности ребенка в детском саду. - М.: Айрис-Пресс, 2000
12. Степаненкова Э.Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка. - М.: Академия, 2001
13. Тарасова Т.А. Контроль физического состояния детей дошкольного возраста. - М.: ТЦ Сфера, 2005
13