СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по комнатному цветоводству "Цветущий сад в доме"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа расчитана на 1 год  обучения из 2.

 

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по комнатному цветоводству "Цветущий сад в доме"»

Краевое государственное казённое общеобразовательное учреждение, реализующее адаптированные основные общеобразовательные программы «Школа-интернат № 13»



Рассмотрено Согласовано: Утверждаю:

на заседании МО воспитателей Зам. директора по УВР Директор КГКОУ ШИ 13

протокол № 1 __________ О.П.Потехина ____________ Н.В. Линькова

от «____»___________2017 г. «____»__________2017 г. «____»___________2017 г. .











Рабочая программа

«Цветущий сад в доме»






Составитель: воспитатель Панюшкина Т.А.













2017 г.

Пояснительная записка.



Практически в каждом доме найдется несколько растений, или хотя бы один комнатный цветок. И даже не важно какой. Может это какое-то экзотическое деревце, вечнозеленое растение или обычная фиалка, но самое главное – оно есть. Существует такое выражение: «Комнатные растения – это наши зеленые друзья», но не все до конца понимают его значение. Уже давно было доказано, что наличие в комнате растения – это очень хорошо, причем не только с эстетической точки зрения. Растения способны оздоровить и освежить микроклимат в закрытом помещении. А некоторые врачи настоятельно рекомендуют обзаводиться комнатными растениями, потому что они способны поглощать углекислый газ, а вместо него выделять кислород. Таким образом, улучшается самочувствие, повышается работоспособность и наблюдается энергетический подъем. Еще одной интересной особенностью комнатных растений является возможность испарять влагу при помощи своих листьев, тем самым увлажняя воздух в помещении. За счет этого в комнате создается весьма благоприятный микроклимат для ее обитателей. Озеленение улучшает психологический климат, снимает нервное напряжение, растения поглощают часть шума и т.д.

Но полезны комнатные растения не только со своей функциональной стороны, а еще и духовной. Как известно, большинство растений именно зеленого цвета. Ни для кого не секрет, что зеленый цвет обладает и некоторыми успокаивающими свойствами, благотворно действует на психику и внутреннее состояние человека, оказывает расслабляющее воздействие.

Комнатные и декоративные растения – это кусочек живой природы у нас дома. Любовь к комнатным цветам в раннем возрасте способствует восприятию и пониманию красоты природы, развивает любовь к родной земле. Лучших результатов в воспитании любви к природе, к растениям можно добиться только путем привития навыков выращивания и ухода за цветами. Программа «Цветущий сад в доме» рассчитана на младший возраст учащихся, так как именно с младшего школьного возраста нужно начинать воспитывать бережное отношение к природе. Дети не просто любуются красивыми растениями, они учатся преображать окружающий мир в лучшую сторону, оберегать природную красоту. Со временем любители цветов могут стать истинными природолюбами, профессионалами или просто неравнодушными людьми.




Вся работа кружка «Цветущий сад в доме» направлена на изучение декоративных растений, условий их содержания, правил ухода за ними. На занятиях кружка ребята знакомятся с разнообразием цветочно-декоративных растений, комнатных растений, их биологическими особенностями; приобретают навыки ухода за растениями, учатся ведению наблюдений за их ростом и развитием, приобщаются к труду.


Педагогическая целесообразность программы «Цветущий сад в доме» состоит в том, что комнатные и декоративные растения в образовательном учреждении являются частичкой живой природы, тем дидактическим материалом, на котором решаются задачи умственного, нравственного, эстетического и трудового, экологического воспитания. Программа способствует формированию агротехнических умений и навыков; развитию у обучающихся ключевых компетенций, коммуникативности, повышению собственной самооценки.



Актуальность программы:

Знакомство и работа с комнатными и декоративными растениями способствует развитию умственно отсталого ребенка в различных направлениях - это и экологическое образование обучающихся - формирование трепетного отношения к природе, а также формирование у детей положительных нравственных и трудовых качеств личности. В ходе реализации программы у учащихся расширяется кругозор, они получают представление о богатстве мира природы, воспитываются чувства ответственности, проявляется интерес к работе.

Актуальность программы состоит еще и в том, что кроме развивающих, обучающих и воспитательных задач, она направлена на решение еще одной немаловажной проблемы – здоровьесбережение учащихся.



Новизна программы:

Гибкое сочетание методов развития творческого воображения и эмпатии с элементами здоровьесберегающих технологий с целью улучшения эмоциональной сферы и личностных качеств учащихся.



Цели программы: 

  • Расширять представления детей о живой природе на основе работы с декоративными комнатными растениями

  • Развитие мотивации личности в познании окружающего растительного мира, формирование экологического мышления у детей.

Основные задачи программы.

Образовательные задачи:

  • приобретение и расширение теоретических знаний о комнатных растениях, их биологических особенностях и агротехнике выращивания;

  • обучение практическим приемам ухода за комнатными растениями;

  • обучение основам цветочного дизайна.

Развивающие задачи:

  • способствовать развитию любознательности, кругозора обучающихся;

  • развитие умения усваивать и применять биологические знания;

  • развитие чувства прекрасного на основе изучения комнатных растений;

  • развитие творческих способностей учащихся

Воспитательные задачи:

  • формирование общей культуры личности ребенка;

  • формирование ответственного отношения к труду

  • воспитание экологически грамотной личности;

  • воспитание самостоятельности, активности, чувства товарищества, веры в свои силы, увлеченности и успешности;


Реализация программы основывается на следующих принципах:

  • принцип деятельности

  • принцип доступности содержания теоретического и практического материала

  • принцип наглядности

  • принцип систематичности и последовательности.





Методы, используемые при реализации программы:

  • метод наблюдений

  • словесный (беседа, рассказ)

  • наглядный (показ комнатных растений, видео и мультимедийных материалов, иллюстраций)

  • практический (практический уход за растениями)

  • Методы создания положительной мотивации:

эмоциональные: ситуации успеха, познавательная игра, свободный выбор задания

социальные: развитие желания быть полезным, знание ситуации взаимопомощи и заинтересованности в результатах коллективной работы

познавательные: опора на субъективный опыт ребенка, решение творческих задач, создание проблемных ситуаций.



Формы организации занятий по программе:


Учитывая особенности умственно отсталых детей, для успешного освоения программы используются комплексные занятия, включающие знакомство с теоретическим материалом о комнатных и декоративных растениях и практическую деятельность детей, экскурсии и т.п.

В проведении занятий используются и групповые и коллективные формы работы, а также индивидуальный подход.

Данная программа рассчитана на 2 года и включает в себя 34 занятия в год. Продолжительность занятия 40 минут.



Ожидаемые результаты освоения программы

Личностные результаты:

Общение с природой благотворно влияет на психику ребёнка, делает его добрее, внимательнее к окружающему миру.

Благодаря работе с растениями, требующими бережного отношения, у ребят будет развиваться:

  • внимание,

  • наблюдательность,

  • аккуратность,

  • ответственность за результаты своей деятельности,

  • повысится навык культуры труда

  • повысятся коммуникативные способности

У обучающихся накопится опыт сдерживания в поведении негативных поступков по отношению к растениям.



Предметные результаты.


1-й год обучения

Обучающиеся научатся правильно ухаживать за цветами:

  • поливать по необходимости (по рекомендации воспитателя)

  • рыхлить почву (под руководством воспитателя)


2-й год обучения

Обучающиеся научатся

  • пересаживать комнатные растения способом перевалки и пересадки

  • самостоятельно поливать комнатные растения по необходимости

  • самостоятельно рыхлить почву

  • Научатся рассказывать о комнатных растениях


Обучающиеся под руководством воспитателя:

  • оформят альбом «Комнатные растения» (по изученным комнатным растениям - рео, антуриум, зигакактус, хлорофитум, кливия, бегония «Клеопатра»);

  • проведут презентацию выращенных комнатных растений в течение года для учащихся других классов.



Практическим результатом учебного года станет «мини - цветущий сад на подоконнике» из растений, изучаемых на занятиях кружка.

















Календарно – тематический план «Цветущий сад в доме»

1-й год обучения


п/п

Тема занятия

Практическая работа

Кол-во часов

Дата

Раздел 1.Ознакомление с комнатными растениями.

1.

Почему мы комнатные и зачем мы нужны.

Рассмотрение цветов в классе и группе.

1


2.

Мы посадим свой цветок

Посадка цветка в горшок. (Герань, фиалка)

1


3

Мы посадим свой цветок.

Пересадка домашнего растения. (Бегония, алоэ декоративное)

1


4

Уход за комнатными растениями.

Ознакомление с правилами ухода за комнатными растениями.

1


Раздел 2. Разнообразие и красота комнатных растений.

5

Экскурсия в цветочный магазин


1


6

Чудесный цветочек-фиалковый ангелочек.

Изучаем цветок. Рисуем фиалку в альбоме ”В мире растений. ”Поливаем и рыхлим почву.

2


7

Вечноцветущая Бегония

Рассматриваем Бегонию и уход за ней. Чтение худ. литературы. Б. Ферпер «Бегония».

2


8

Разноцветная Герань.

Все о Герани. Сказка ”Бабушка Федора и Герань.” Аппликация “Герань в горшке”

2


9

Острый, но мягкий! Алоэ остролистый.

Уход за растением. Лепка с натуры. Полив и рыхление почвы.

2


10

Ах, эти пальмы! Ах, эти великаны!

Разнообразие пальм в природе и дома Просмотр презентации.

Экскурсия по дому.

1


11

Цветок-огонек, Ванька мокрый. Многоликий Бальзамин.

Дидактические игры «Отгадай по загадке», «Опиши цветок»

2


12

Азалия, плющ и др.

Прослушивание сказки ”Цветущий садик. ” Игра “Опиши каждый цветочек .”

2


13

Викторина” Это наши любимцы”.

Вопросы и загадки по пройденному материалу.

1


Раздел 3.Зеленая аптека на подоконнике.

14

Зеленые друзья.

Игра” Найди полезный цветок”

1


15

Доктор на нашем подоконнике.

Знакомство с Толстянкой , Золотым Усом и Хлорофитумом.

1


16

Доктор на нашем подоконнике.

Алоэ, Герань, Каланхое.

Изучаем Каланхое.Загадки про полезные цветы.

1


17

Растения “Красной книги”

Просмотр презентации. Полив и рыхление почвы.

1


18

Профессии, связанные с растениеводством.

Рисование на тему ”Профессия - цветовод”. Протирание широких листьев мягкой влажной тряпочкой, опрыскивание растений с мелкими листьями из пульверизатора

2


Раздел 4. «Как растут комнатные растения?»

19

Строение комнатных растений.

Просмотр мультфильма ”Как растут растения”. Зарисовки в альбом.

1


20

Как цветут комнатные растения.

Просмотр видеофильма “Как растут цветы”

1


21

Как растут комнатные растения.

Просмотр презентации “Как растут цветы” Текущий полив всех растений в классе.

1


Раздел 5. «Уход за комнатными растениями».

22

Сказка “Домашний садик”

Вопросы по уходу за растениями. Полив, опрыскивание растений и рыхление почвы.


1


23

Как защитить мой цветок от болезней и букашек.

Просмотр картинок. Экскурсия по дому.

1


24

Кого куда поставить?

Тенелюбивые или обожают солнце.

1


Раздел 6. «Как правильно разместить комнатные растения в доме».


А вот этот в уголок!

Просмотр презентации. Составляем композицию на подоконнике. Размещение растений в группе.

2



Подготовка своих растений к показу.

Оформление, разучивание стихов, перессказ сказок, подготовка альбомов.

1



Итого.


34







2-й год обучения


п/п

Тема занятия

Практическая работа

Кол-во часов

Дата

1 четверть

1.

Вводное занятие.

Строение растения.

Рассмотрение цветов в классе и группе. Сравнение.

1

07.09

2.

Как растут комнатные растения.

Полив.


1

14.09

3.

Доктор на нашем подоконнике: алоэ, толстянка , каланхое.

Пересадка толстянки и каланхое.

1


21.09.

4.

Борьба с вредителями.

Работа по выявлению болезней и вредителей. Опрыскивание

1

28.09

5.

Игровая программа: «Умелый цветовод»

Практические конкурсы

1

12.10

6.

Растения в интерьере.

Размещение растений в группе.

1

19.10

7.

Растения в зимних садах, теплицах, оранжереях.

Игра «Отличие и сходство в уходе за растениями»

1

26.10

2 четверть

8.

Экскурсия в цветочный магазин.


1

09.11

9.

Паспортизация растений

Составление паспорта растения

1

16.11

10.

«Единственный в мире Рео»

Легенды.

Рисование

1

23.11

11

Рео.

Посадка

1

30.11

12.

Уход за комнатными растениями: Нужна ли растениям подкормка?

Подкормка растений в группе и в доме.

1

7.12

13

Антуриум. Сказка о мужском счастье.

Аппликация.

1

14.12

14

Антуриум

Посадка.

1

21.12

15.

Профессия «Цветовод».

(Уход за комнатными растениями)

Игра: «Я работаю в теплице».

1

28.12

16.

Зигакактус. Миф о холодной Африке.

Игра «Такие разные кактусы»

1

11.01

17.

Зигакактус

Лепка из пластилина

1

18.01

18.

Зигакактус

Пересадка.

1

25.01

19.

Уход за комнатными растениями: Закаливание горшечных растений, защита их от сквозняков и морозов

Подкормка комнатных растений. Полив, рыхление, опрыскивание, уборка сухих листьев.


01.02

20.

Хлорофитум. Одно из необходимых растений.

Рисование с натуры.

1

08.02

21.

Хлорофитум

Пересадка.


15.02

22.

Уход за комнатными растениями: Питание комнатных растений и их удобрение

Полив, рыхление, опрыскивание, уборка сухих листьев.

1

22.02

23.

Кливия. Цветок при дворе королевы Британии.

Рисование.

1

01.03

2.

Кливия.

Перевалка.

1

15.03

25.

Кливия.

Поделка из пластиковой бутылки.

1

22.03

4 четверть

26.

Бегония. Разновидности.

Сравнение известных видов.

1

05.04

27.

Бегония Клеопатра. Невероятная красота листьев.

Рисование с натуры.

1

12.04

28.

Бегония Клеопатра.

Пересадка.

1

19.04

29.

Герань душистая. Такое полезное растение.


Рисование с натуры.

1

26.04

30,

3 1

Лэпбук на тему: Интересные факты о растениях.

Составление лэпбука.

2

10.05, 17.05

32.

Итоговое занятие.

Выставка альбомов, поделок, рисунков, фотографий и тд.

1

24.05


Итого:







Способы проверки результативности программы:

  • индивидуальные беседы;

  • тестирование;

  • наблюдение


Тест:

  1. Назовите 5 известных вам комнатных растений.

  2. Расскажите легенды о происхождении комнатных растений?

  3. Какие комнатные растения являются ядовитыми?

  4. Назовите комнатные растения, которые не любят яркого света?

  5. Назовите растения, которые цветут зимой?

  6. Как подкармливают комнатные растения?

  7. Во что превратились листья у кактуса?

  8. Почему алоэ называется «столетник»?

  9. Полезные свойства алоэ.

  10. Почему многие комнатные растения необходимо опрыскивать?

  11. Какую роль играют комнатные растения?

  12. Назовите своё любимое комнатное растение.










Литература:


  1. Журкова Е.Н. Комнатные растения.

  2. Кудрявец Д. Б., Петренко Н. А.. Как вырастить цветы.

  3. Клевенская Т. М. Цветы в интерьере.

  4. Чуб В. Комнатные растения.

  5. Верзилин Н. М.. Путешествие с комнатными растениями.

  6. Клинковская Н. И., Пасечник В. В. Комнатные растения в школе.

  7. Киселев Г. Е.. Цветоводство.

  8. Левданская П. И., Мерлю А. С.. Комнатные цветочные растения.

  9. Родионова С.В. Все о цветах.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!