Краевое государственное казённое общеобразовательное учреждение, реализующее адаптированные основные общеобразовательные программы «Школа-интернат № 13»
Рассмотрено Согласовано: Утверждаю:
на заседании МО воспитателей Зам. директора по УВР Директор КГКОУ ШИ 13
протокол № 1 __________ О.П.Потехина ____________ Н.В. Линькова
от «____»___________2017 г. «____»__________2017 г. «____»___________2017 г. .
Рабочая программа
«Цветущий сад в доме»
Составитель: воспитатель Панюшкина Т.А.
2017 г.
Пояснительная записка.
Практически в каждом доме найдется несколько растений, или хотя бы один комнатный цветок. И даже не важно какой. Может это какое-то экзотическое деревце, вечнозеленое растение или обычная фиалка, но самое главное – оно есть. Существует такое выражение: «Комнатные растения – это наши зеленые друзья», но не все до конца понимают его значение. Уже давно было доказано, что наличие в комнате растения – это очень хорошо, причем не только с эстетической точки зрения. Растения способны оздоровить и освежить микроклимат в закрытом помещении. А некоторые врачи настоятельно рекомендуют обзаводиться комнатными растениями, потому что они способны поглощать углекислый газ, а вместо него выделять кислород. Таким образом, улучшается самочувствие, повышается работоспособность и наблюдается энергетический подъем. Еще одной интересной особенностью комнатных растений является возможность испарять влагу при помощи своих листьев, тем самым увлажняя воздух в помещении. За счет этого в комнате создается весьма благоприятный микроклимат для ее обитателей. Озеленение улучшает психологический климат, снимает нервное напряжение, растения поглощают часть шума и т.д.
Но полезны комнатные растения не только со своей функциональной стороны, а еще и духовной. Как известно, большинство растений именно зеленого цвета. Ни для кого не секрет, что зеленый цвет обладает и некоторыми успокаивающими свойствами, благотворно действует на психику и внутреннее состояние человека, оказывает расслабляющее воздействие.
Комнатные и декоративные растения – это кусочек живой природы у нас дома. Любовь к комнатным цветам в раннем возрасте способствует восприятию и пониманию красоты природы, развивает любовь к родной земле. Лучших результатов в воспитании любви к природе, к растениям можно добиться только путем привития навыков выращивания и ухода за цветами. Программа «Цветущий сад в доме» рассчитана на младший возраст учащихся, так как именно с младшего школьного возраста нужно начинать воспитывать бережное отношение к природе. Дети не просто любуются красивыми растениями, они учатся преображать окружающий мир в лучшую сторону, оберегать природную красоту. Со временем любители цветов могут стать истинными природолюбами, профессионалами или просто неравнодушными людьми.
Вся работа кружка «Цветущий сад в доме» направлена на изучение декоративных растений, условий их содержания, правил ухода за ними. На занятиях кружка ребята знакомятся с разнообразием цветочно-декоративных растений, комнатных растений, их биологическими особенностями; приобретают навыки ухода за растениями, учатся ведению наблюдений за их ростом и развитием, приобщаются к труду.
Педагогическая целесообразность программы «Цветущий сад в доме» состоит в том, что комнатные и декоративные растения в образовательном учреждении являются частичкой живой природы, тем дидактическим материалом, на котором решаются задачи умственного, нравственного, эстетического и трудового, экологического воспитания. Программа способствует формированию агротехнических умений и навыков; развитию у обучающихся ключевых компетенций, коммуникативности, повышению собственной самооценки.
Актуальность программы:
Знакомство и работа с комнатными и декоративными растениями способствует развитию умственно отсталого ребенка в различных направлениях - это и экологическое образование обучающихся - формирование трепетного отношения к природе, а также формирование у детей положительных нравственных и трудовых качеств личности. В ходе реализации программы у учащихся расширяется кругозор, они получают представление о богатстве мира природы, воспитываются чувства ответственности, проявляется интерес к работе.
Актуальность программы состоит еще и в том, что кроме развивающих, обучающих и воспитательных задач, она направлена на решение еще одной немаловажной проблемы – здоровьесбережение учащихся.
Новизна программы:
Гибкое сочетание методов развития творческого воображения и эмпатии с элементами здоровьесберегающих технологий с целью улучшения эмоциональной сферы и личностных качеств учащихся.
Цели программы:
Расширять представления детей о живой природе на основе работы с декоративными комнатными растениями
Развитие мотивации личности в познании окружающего растительного мира, формирование экологического мышления у детей.
Основные задачи программы.
Образовательные задачи:
приобретение и расширение теоретических знаний о комнатных растениях, их биологических особенностях и агротехнике выращивания;
обучение практическим приемам ухода за комнатными растениями;
обучение основам цветочного дизайна.
Развивающие задачи:
способствовать развитию любознательности, кругозора обучающихся;
развитие умения усваивать и применять биологические знания;
развитие чувства прекрасного на основе изучения комнатных растений;
развитие творческих способностей учащихся
Воспитательные задачи:
формирование общей культуры личности ребенка;
формирование ответственного отношения к труду
воспитание экологически грамотной личности;
воспитание самостоятельности, активности, чувства товарищества, веры в свои силы, увлеченности и успешности;
Реализация программы основывается на следующих принципах:
Методы, используемые при реализации программы:
метод наблюдений
словесный (беседа, рассказ)
наглядный (показ комнатных растений, видео и мультимедийных материалов, иллюстраций)
практический (практический уход за растениями)
Методы создания положительной мотивации:
эмоциональные: ситуации успеха, познавательная игра, свободный выбор задания
социальные: развитие желания быть полезным, знание ситуации взаимопомощи и заинтересованности в результатах коллективной работы
познавательные: опора на субъективный опыт ребенка, решение творческих задач, создание проблемных ситуаций.
Формы организации занятий по программе:
Учитывая особенности умственно отсталых детей, для успешного освоения программы используются комплексные занятия, включающие знакомство с теоретическим материалом о комнатных и декоративных растениях и практическую деятельность детей, экскурсии и т.п.
В проведении занятий используются и групповые и коллективные формы работы, а также индивидуальный подход.
Данная программа рассчитана на 2 года и включает в себя 34 занятия в год. Продолжительность занятия 40 минут.
Ожидаемые результаты освоения программы
Личностные результаты:
Общение с природой благотворно влияет на психику ребёнка, делает его добрее, внимательнее к окружающему миру.
Благодаря работе с растениями, требующими бережного отношения, у ребят будет развиваться:
внимание,
наблюдательность,
аккуратность,
ответственность за результаты своей деятельности,
повысится навык культуры труда
повысятся коммуникативные способности
У обучающихся накопится опыт сдерживания в поведении негативных поступков по отношению к растениям.
Предметные результаты.
1-й год обучения
Обучающиеся научатся правильно ухаживать за цветами:
2-й год обучения
Обучающиеся научатся
пересаживать комнатные растения способом перевалки и пересадки
самостоятельно поливать комнатные растения по необходимости
самостоятельно рыхлить почву
Научатся рассказывать о комнатных растениях
Обучающиеся под руководством воспитателя:
оформят альбом «Комнатные растения» (по изученным комнатным растениям - рео, антуриум, зигакактус, хлорофитум, кливия, бегония «Клеопатра»);
проведут презентацию выращенных комнатных растений в течение года для учащихся других классов.
Практическим результатом учебного года станет «мини - цветущий сад на подоконнике» из растений, изучаемых на занятиях кружка.
Календарно – тематический план «Цветущий сад в доме»
1-й год обучения
№ п/п | Тема занятия | Практическая работа | Кол-во часов | Дата |
Раздел 1.Ознакомление с комнатными растениями. |
1. | Почему мы комнатные и зачем мы нужны. | Рассмотрение цветов в классе и группе. | 1 | |
2. | Мы посадим свой цветок | Посадка цветка в горшок. (Герань, фиалка) | 1 | |
3 | Мы посадим свой цветок. | Пересадка домашнего растения. (Бегония, алоэ декоративное) | 1 | |
4 | Уход за комнатными растениями. | Ознакомление с правилами ухода за комнатными растениями. | 1 | |
Раздел 2. Разнообразие и красота комнатных растений. |
5 | Экскурсия в цветочный магазин | | 1 | |
6 | Чудесный цветочек-фиалковый ангелочек. | Изучаем цветок. Рисуем фиалку в альбоме ”В мире растений. ”Поливаем и рыхлим почву. | 2 | |
7 | Вечноцветущая Бегония | Рассматриваем Бегонию и уход за ней. Чтение худ. литературы. Б. Ферпер «Бегония». | 2 | |
8 | Разноцветная Герань. | Все о Герани. Сказка ”Бабушка Федора и Герань.” Аппликация “Герань в горшке” | 2 | |
9 | Острый, но мягкий! Алоэ остролистый. | Уход за растением. Лепка с натуры. Полив и рыхление почвы. | 2 | |
10 | Ах, эти пальмы! Ах, эти великаны! | Разнообразие пальм в природе и дома Просмотр презентации. Экскурсия по дому. | 1 | |
11 | Цветок-огонек, Ванька мокрый. Многоликий Бальзамин. | Дидактические игры «Отгадай по загадке», «Опиши цветок» | 2 | |
12 | Азалия, плющ и др. | Прослушивание сказки ”Цветущий садик. ” Игра “Опиши каждый цветочек .” | 2 | |
13 | Викторина” Это наши любимцы”. | Вопросы и загадки по пройденному материалу. | 1 | |
Раздел 3.Зеленая аптека на подоконнике. |
14 | Зеленые друзья. | Игра” Найди полезный цветок” | 1 | |
15 | Доктор на нашем подоконнике. | Знакомство с Толстянкой , Золотым Усом и Хлорофитумом. | 1 | |
16 | Доктор на нашем подоконнике. Алоэ, Герань, Каланхое. | Изучаем Каланхое.Загадки про полезные цветы. | 1 | |
17 | Растения “Красной книги” | Просмотр презентации. Полив и рыхление почвы. | 1 | |
18 | Профессии, связанные с растениеводством. | Рисование на тему ”Профессия - цветовод”. Протирание широких листьев мягкой влажной тряпочкой, опрыскивание растений с мелкими листьями из пульверизатора | 2 | |
Раздел 4. «Как растут комнатные растения?» |
19 | Строение комнатных растений. | Просмотр мультфильма ”Как растут растения”. Зарисовки в альбом. | 1 | |
20 | Как цветут комнатные растения. | Просмотр видеофильма “Как растут цветы” | 1 | |
21 | Как растут комнатные растения. | Просмотр презентации “Как растут цветы” Текущий полив всех растений в классе. | 1 | |
Раздел 5. «Уход за комнатными растениями». |
22 | Сказка “Домашний садик” | Вопросы по уходу за растениями. Полив, опрыскивание растений и рыхление почвы. | 1 | |
23 | Как защитить мой цветок от болезней и букашек. | Просмотр картинок. Экскурсия по дому. | 1 | |
24 | Кого куда поставить? | Тенелюбивые или обожают солнце. | 1 | |
Раздел 6. «Как правильно разместить комнатные растения в доме». |
| А вот этот в уголок! | Просмотр презентации. Составляем композицию на подоконнике. Размещение растений в группе. | 2 | |
| Подготовка своих растений к показу. | Оформление, разучивание стихов, перессказ сказок, подготовка альбомов. | 1 | |
| Итого. | | 34 | |
2-й год обучения
№ п/п | Тема занятия | Практическая работа | Кол-во часов | Дата |
1 четверть |
1. | Вводное занятие. Строение растения. | Рассмотрение цветов в классе и группе. Сравнение. | 1 | 07.09 |
2. | Как растут комнатные растения. | Полив. | 1 | 14.09 |
3. | Доктор на нашем подоконнике: алоэ, толстянка , каланхое. | Пересадка толстянки и каланхое. | 1 | 21.09. |
4. | Борьба с вредителями. | Работа по выявлению болезней и вредителей. Опрыскивание | 1 | 28.09 |
5. | Игровая программа: «Умелый цветовод» | Практические конкурсы | 1 | 12.10 |
6. | Растения в интерьере. | Размещение растений в группе. | 1 | 19.10 |
7. | Растения в зимних садах, теплицах, оранжереях. | Игра «Отличие и сходство в уходе за растениями» | 1 | 26.10 |
2 четверть |
8. | Экскурсия в цветочный магазин. | | 1 | 09.11 |
9. | Паспортизация растений | Составление паспорта растения | 1 | 16.11 |
10. | «Единственный в мире Рео» Легенды. | Рисование | 1 | 23.11 |
11 | Рео. | Посадка | 1 | 30.11 |
12. | Уход за комнатными растениями: Нужна ли растениям подкормка? | Подкормка растений в группе и в доме. | 1 | 7.12 |
13 | Антуриум. Сказка о мужском счастье. | Аппликация. | 1 | 14.12 |
14 | Антуриум | Посадка. | 1 | 21.12 |
15. | Профессия «Цветовод». (Уход за комнатными растениями) | Игра: «Я работаю в теплице». | 1 | 28.12 |
16. | Зигакактус. Миф о холодной Африке. | Игра «Такие разные кактусы» | 1 | 11.01 |
17. | Зигакактус | Лепка из пластилина | 1 | 18.01 |
18. | Зигакактус | Пересадка. | 1 | 25.01 |
19. | Уход за комнатными растениями: Закаливание горшечных растений, защита их от сквозняков и морозов | Подкормка комнатных растений. Полив, рыхление, опрыскивание, уборка сухих листьев. | | 01.02 |
20. | Хлорофитум. Одно из необходимых растений. | Рисование с натуры. | 1 | 08.02 |
21. | Хлорофитум | Пересадка. | | 15.02 |
22. | Уход за комнатными растениями: Питание комнатных растений и их удобрение | Полив, рыхление, опрыскивание, уборка сухих листьев. | 1 | 22.02 |
23. | Кливия. Цветок при дворе королевы Британии. | Рисование. | 1 | 01.03 |
2. | Кливия. | Перевалка. | 1 | 15.03 |
25. | Кливия. | Поделка из пластиковой бутылки. | 1 | 22.03 |
4 четверть |
26. | Бегония. Разновидности. | Сравнение известных видов. | 1 | 05.04 |
27. | Бегония Клеопатра. Невероятная красота листьев. | Рисование с натуры. | 1 | 12.04 |
28. | Бегония Клеопатра. | Пересадка. | 1 | 19.04 |
29. | Герань душистая. Такое полезное растение. | Рисование с натуры. | 1 | 26.04 |
30, 3 1 | Лэпбук на тему: Интересные факты о растениях. | Составление лэпбука. | 2 | 10.05, 17.05 |
32. | Итоговое занятие. | Выставка альбомов, поделок, рисунков, фотографий и тд. | 1 | 24.05 |
| Итого: | | | |
Способы проверки результативности программы:
индивидуальные беседы;
тестирование;
наблюдение
Тест:
Назовите 5 известных вам комнатных растений.
Расскажите легенды о происхождении комнатных растений?
Какие комнатные растения являются ядовитыми?
Назовите комнатные растения, которые не любят яркого света?
Назовите растения, которые цветут зимой?
Как подкармливают комнатные растения?
Во что превратились листья у кактуса?
Почему алоэ называется «столетник»?
Полезные свойства алоэ.
Почему многие комнатные растения необходимо опрыскивать?
Какую роль играют комнатные растения?
Назовите своё любимое комнатное растение.
Литература:
Журкова Е.Н. Комнатные растения.
Кудрявец Д. Б., Петренко Н. А.. Как вырастить цветы.
Клевенская Т. М. Цветы в интерьере.
Чуб В. Комнатные растения.
Верзилин Н. М.. Путешествие с комнатными растениями.
Клинковская Н. И., Пасечник В. В. Комнатные растения в школе.
Киселев Г. Е.. Цветоводство.
Левданская П. И., Мерлю А. С.. Комнатные цветочные растения.
Родионова С.В. Все о цветах.