СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по коррекционному курсу "Альтернативная коммуникация"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по коррекционному курсу «Альтернативная коммуникация» для детей с глубокой умственной отсталостью и ТМНР, обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе (вариант 2).

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по коррекционному курсу "Альтернативная коммуникация"»

областное государственное казённое общеобразовательное учреждение

«Школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья № 39»


Разработана и одобрена на МО учителей дефектологов филиала ОГКОУШ №39

Протокол №_______от_______

Руководитель____Лебединская Е.Г.

Согласовано

Заместитель директора по

УВР филиала ОГКОУШ №39

__________Мозгова Ю.Е.

Утверждена

Педагогическим советом филиала ОГКОУШ №39

Протокол №___от______

Директор__________Пономарева М.Н.







Рабочая программа

по коррекционному курсу

«Альтернативная коммуникация»

для 1б*/2е класса


на 2019-2020 учебный год


Разработана и реализуется в соответствии с ФГОС образования

для обучающихся с умственной отсталостью

(интеллектуальными нарушениями)

Вариант 2




Составитель программы:

Сулейманова Роза Рафиковна








г.Ульяновск, 2019.

Содержание

  1. Паспорт рабочей программы;

  2. Введение;

  3. Пояснительная записка;

  4. Планируемые предметные и личностные результаты;

  5. Базовые учебные действия;

  6. Содержание рабочей программы;

  7. Учебно-тематическое планирование;

  8. Перечень материально-технического обеспечения;

  9. Форма оценивания, средства мониторинга и оценки результатов;

  10. Лист внесения изменений.





























Паспорт рабочей программы

Тип программы: программа по коррекционному курсу «Альтернативная коммуникация» для детей с глубокой умственной отсталостью и ТМНР, обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе (вариант 2).

Статус программы: рабочая программа коррекционного курса.

Назначение программы: для обучающихся ОГКОУШ №39, адаптированная рабочая программа обеспечивает реализацию их права на информацию об образовательных услугах.

Категория обучающихся: учащиеся 1б*/2е класса.

Сроки освоения программы: 1 год.

Объем учебного времени: 66 часов для учащихся 1б* класса;

70 часов для учащихся 2е класса.

Форма обучения: очная.

Режим уроков: 2 часа в неделю.

Формы контроля: текущий контроль.























Введение


Рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями); Адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью в умеренной, глубокой или тяжелой степени, с тяжелыми и множественными нарушениями развития, областного государственного казенного общеобразовательного учреждения «Школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья № 39», 2019 год.

Коррекционный курс «Альтернативная коммуникация» составлен для обучающихся 1б*/2е класса с глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

На его изучение в 1б* классе отведено 66 часов, 2 часа в неделю, 33 учебные недели; во 2б классе отведено 70 часов, 2 часа в неделю, 35 учебных недель.

Обоснованием цели коррекционного курса служат следующие положения Л.С. Выготского:

- детский коллектив рассматривается как источник развития высших психических функций для умственно отсталого ребенка;

- основные социальные структуры сознания человека формируются в процессе общения;

- развитие речи первоначально выступает как средство общения, как коммуникативная функция, а потом речь превращается в средство мышления.

Цель обучения – формирование коммуникативных и речевых навыков с использованием средств вербальной и невербальной коммуникации, умения пользоваться ими в процессе социального взаимодействия.



Пояснительная записка

Коммуникация и общение – неотъемлемые составляющие социальной жизни человека. Специфические нарушения развития ребенка значительно препятствуют и ограничивают его полноценное общение с окружающими. Физические ограничения при ДЦП затрудняют формирование экспрессивных движений (мимика, указательные жесты и др.), работу артикуляционного аппарата, дети с трудом произносят отдельные звуки и слоги. У детей, имеющих нарушение интеллекта в сочетании с аутистическими расстройствами, отсутствует потребность в коммуникативных связях, имеются трудности выбора и использования форм общения, включая коммуникативную речь и целенаправленность речевой деятельности. У детей с выраженными нарушениями интеллекта отмечается грубое недоразвитие речи и ее функций: коммуникативной, познавательной, регулирующей. У многих детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития устная (звучащая) речь отсутствует или нарушена настолько, что понимание ее окружающими значительно затруднено, либо невозможно.

В связи с этим, обучение детей речи и коммуникации должно включать целенаправленную педагогическую работу по формированию у них потребности в общении, на развитие сохранных речевых механизмов, а также на обучение использованию альтернативных средств коммуникации и социального общения.

Основными задачами коррекционной работы являются выбор доступного ребенку средства невербальной коммуникации, овладение выбранным средством коммуникации и использование его для решения соответствующих возрасту житейских задач.

Техническое оснащение включает: предметы, графические изображения, знаковые системы, таблицы букв, карточки с напечатанными словами, наборы букв, коммуникативные таблицы, коммуникативные тетради и др.

Коррекционный курс включает следующие разделы:

  • Развитие речи средствами вербальной коммуникации;

  • Развитие речи средствами невербальной коммуникации;

  • Импрессивная речь;

  • Экспрессия с использованием средств невербальной коммуникации;

  • Глобальное чтение.



Планируемые предметные и личностные результаты

Предметные результаты:

- Сенсомоторная активность в разных проявлениях (эмоциональных и двигательных) в ответ на альтернативные и вербальные средства коммуникации, на ситуацию с пальчиковыми играми;

- Понимание обращенной речи и смысла доступных невербальных графических знаков (рисунков, фотографий, пиктограмм и других графических изображений), неспецифических жестов;

- Умение вступать в контакт, поддерживать и завершать его, используя традиционные (вербальные) и альтернативные средства коммуникации, соблюдая общепринятые правила поведения;

- Умение пользоваться доступными средствами коммуникации в практике экспрессивной и импрессивной речи для решения соответствующих возрасту житейских задач;

- Использование доступных жестов для передачи сообщения;

- Понимание слов, обозначающие объекты и явления природы, объекты рукотворного мира и деятельность человека.



Личностные результаты:

- Голосовой отклик на обращенную речь знакомого взрослого в конкретной ситуации взаимодействия;

- Двигательный (изменение положения головы, тела или рук, или ног) и мимический отклик (улыбка);

- Поворот головы в сторону знакомого голоса взрослого;

- Реакция ожидания в ответ на ситуацию взаимодействия со знакомым взрослым;

- Основы персональной идентичности, осознание своей принадлежности определенному полу, осознание себя как «Я»;

- Формирование социально ориентированного взгляда на окружающий мир в органичном единстве и разнообразии природной и социальной частей.



Базовые учебные действия


Подготовка ребенка к нахождению и обучению в среде сверстников, к эмоциональному, коммуникативному взаимодействию с группой обучающихся:

- адекватно использовать ритуалы школьного поведения;

- поддерживать положительные формы взаимодействия со взрослыми и сверстниками;

- принимать цели и произвольно включаться в деятельность.


Формирование учебного поведения:

1) Направленность взгляда (на говорящего взрослого, на задание):

-фиксирует взгляд на звучащий предмет;

-фиксирует взгляд на яркий предмет;

-фиксирует взгляд на движущийся предмет;

-переключает взгляд с одного предмета на другой;

-фиксирует взгляд на лице педагога;

-фиксирует взгляд на лице педагога с использованием голоса;

-фиксирует взгляд на изображении;

-фиксирует взгляд на экране монитора.

2) Умение выполнять инструкции педагога:

-понимает жестовую инструкцию;

-понимает инструкцию по пиктограммам;

-выполняет стереотипную инструкцию (отрабатываемая с конкретным учеником на данном этапе обучения).

3) Использование по назначению учебных материалов:

-бумаги, ручки, линейки, карандаша.

4) Умение выполнять действия по образцу и по подражанию:

-выполняет действие методом «рука-в-руке»;

-подражает действиям, выполняемым педагогом.

Формирование умения выполнять задание:

1) в течение определенного периода времени:

- способен удерживать произвольное внимание на выполнении посильного задания 3-4 мин;

2) от начала до конца:

- при организующей, направляющей помощи способен выполнить посильное задание от начала до конца.



Содержание рабочей программы


Коммуникация с использованием вербальных средств


Обучение установлению контакта с собеседником: установление зрительного контакта с собеседником, учет эмоционального состояния собеседника.

Выработка реакции ребенка реагирования на собственное имя.

Обучение приветствию собеседника звуком (словом). Обучение ребенка привлечению к себе внимания звуком (словом).

Обучение ребенка выражению своих желаний звуком (словом), обращению с просьбой о помощи, выражая её звуком (словом),выражению согласия (несогласия) звуком (словом),выражению благодарности звуком (словом).


Коммуникация с использованием невербальных средств


Указание взглядом на объект при выражении своих желаний, ответе на вопрос. Выражение мимикой согласия (несогласия), удовольствия (неудовольствия); приветствие (прощание) с использованием мимики. Выражение жестом согласия (несогласия), удовольствия (неудовольствия), благодарности, своих желаний; приветствие (прощание), обращение за помощью, ответы на вопросы с использованием жеста. Привлечение внимания звучащим предметом; выражение удовольствия (неудовольствия), благодарности звучащим предметом; обращение за помощью, ответы на вопросы, предполагающие согласие (несогласие) с использованием звучащего предмета. Выражение своих желаний, благодарности, обращение за помощью, приветствие (прощание), ответы на вопросы с предъявлением предметного символа. Выражение согласия (несогласия), удовольствия (неудовольствия), благодарности, своих желаний, приветствие (прощание), обращение за помощью, ответы на вопросы, задавание вопросов с использованием графического изображения (фотография, цветная картинка, черно-белая картинка, пиктограмма).



Развитие речи средствами невербальной коммуникации


Импрессивная речь

Понимание простых по звуковому составу слов (мама, папа, дядя и др.). Реагирование на собственное имя. Узнавание (различение) имен учащихся класса, педагогов. Понимание слов, обозначающих предмет (посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные принадлежности, продукты, транспорт, птицы и др.).Понимание обобщающих понятий (посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные принадлежности, продукты, транспорт, птицы и др.).Понимание слов, обозначающих действия предмета (пить, есть, сидеть, стоять, бегать, спать, рисовать, играть, гулять и др.). Понимание слов, обозначающих признак предмета (цвет, величина, форма и др.). Понимание слов, обозначающих признак действия, состояние (громко, тихо, быстро, медленно, хорошо, плохо, весело, грустно и др.).


Экспрессия с использованием средств невербальной коммуникации

Использование графического изображения (электронного устройства) для обозначения предметов и объектов (посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные принадлежности, продукты, транспорт, птицы и др.).Использование графического изображения (электронного устройства) для обозначения обобщающих понятий (посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные принадлежности, продукты, транспорт, птицы и др.).

Использование графического изображения (электронного устройства) для обозначения признака действия, состояния (громко, тихо, быстро, медленно, хорошо, плохо, весело, грустно и др.).


Глобальное чтение

Обучение узнаванию (различению) напечатанных слов, обозначающих имена людей, названия предметов, действий; использованию карточек с напечатанными словами как средства коммуникации.












Учебно-тематическое планирование


Рабочая программа для 1б*класса рассчитана на учебный год, общая трудоемкость 66 часов, количество занятий в неделю – 2 часа.

Рабочая программа для 2е класса рассчитана на учебный год, общая трудоемкость 70 часов, количество занятий в неделю – 2 часа.

Коррекционный курс: «Альтернативная коммуникация»


Тема

Кол-во часов

1б*

1

Установление зрительного контакта с собеседником

1

1

2

Вежливые слова: «Здравствуйте», «До свидания», «Спасибо», «Пожалуйста»


2

2

3

Я – ребенок. Знакомство с пиктограммой «Я – ребенок», «Я – девочка (мальчик)»


2

2

4

Части тела. Ориентация в собственном теле

2

2

5

Мое имя. Реагирование на собственное имя. Узнавание своего напечатанного имени и имен одноклассников

2

2

6

Мимика лица

2

2

7

Подражание выражению лица учителя и его действиям перед зеркалом


2

2

8

Представление о цвете и форме


2

2

9

Различение предметов по цвету и форме


1

1

10

Знакомство с пиктограммой «Семья»


2

2

11

Узнавание напечатанных слов, обозначающих членов семьи


2

2

12

Знакомство с пиктограммами, обозначающими действия: «плакать», «радоваться», «есть», «пить», «играть», «идти»


3

3

13

Подражание действиям учителя и его выражению лица


2

2

14

Я и мои жесты


2

2

15

Я и мои помощники


2

2

16

Эмоции

2

2

17

Звуки вокруг нас

2

2

18

Инсценировка «Мы музыканты»

1

1

19

Знакомство с пиктограммами «Игрушки», «Действия с игрушками»


2

2

20

«Чтение» пиктограмм «Игрушки», «Действия с игрушками»


2

2

21

Действия с игрушкой и соотнесение их с соответствующей пиктограммой


2

2

22

Знакомство с пиктограммами «Школьные принадлежности»


1

2

23

Визуальные упражнения с пиктограммами: соотнесение пиктограмм с реальными школьными принадлежностями и действия с ними


1

2

24

Знакомство с пиктограммами «Домашние животные»


2

2

25

Подражание животным, изображенным на пиктограммах


1

1

26

Знакомство с пиктограммами «Дикие животные»

2

2

27

Знакомство с пиктограммами «Мебель»


2

2

28

Визуальные упражнения с пиктограммами: соотношения картинок с мебелью и пиктограмм. Соотношение напечатанных слов с пиктограммой


2

2

29

Знакомство с пиктограммами «Посуда»


2

3

30

Действия с игрушечной посудой и соотнесение их с соответствующей пиктограммой


2

2

31

Знакомство с пиктограммами «Бытовые приборы»


2

2

32

Визуальные упражнения с пиктограммами: соотнесение пиктограмм с картинками

2

2

33

Знакомство с пиктограммами «Одежда и обувь»

3

3

34

Дидактическая игра «Одень куклу на прогулку»

2

2

35

Повторение изученного материала

2

3

Итого:


66

70

Перечень материально-технического обеспечения


  • Графические средства для организации альтернативной коммуникации: таблицы букв, карточки с изображениями объектов, людей, действий (фотографии, пиктограммы, символы), с напечатанными словами;

  • Комплект тетрадей «Я говорю!»: «Ребенок и игрушки», «Ребенок в семье», «Ребенок и явления природы», «Ребенок и его дом», «Ребенок и мир животных», «Ребенок и мир растений», «Я - ребенок», «Ребенок в школе» (Л.Б. Баряева, Е.Т. Логинова, Л.В. Лопатина).

  • Аудио и видеоматериалы;

  • Сюжетные картинки с различной тематикой для развития речи;

  • Демонстрационный материал «Семья»;

  • Демонстрационные карточки «Эмоции»;

  • Демонстрационные карточки «Музыкальные инструменты»;

  • Демонстрационные карточки «Игрушки»;

  • Демонстрационные карточки «Школьные принадлежности»;

  • Демонстрационные карточки «Посуда»;

  • Демонстрационные карточки «Одежда»;

  • Демонстрационные карточки «Обувь»;

  • Демонстрационные карточки «Виды транспорта»;

  • Демонстрационные карточки «Мебель»;

  • Демонстрационные карточки «Домашние животные»;

  • Демонстрационные карточки «Дикие животные»;

  • Демонстрационные карточки «Бытовые приборы»;

  • Дидактические игры;

  • Наборы мелких предметов: пуговицы, бусы, прищепки, игрушки и т.д.

  • Игры на развитие мелкой моторики;

  • Чудесный мешочек и тактильные наборы к нему;

  • Массажные мячи;

  • Трафареты с изображением животных, посуды и т.д.;

  • Наборы для сюжетно-ролевых игр.













Формы оценивания, средства мониторинга и оценка результатов


Система оценки достижения планируемых результатов освоения адаптированной основной общеобразовательной программы для обучающихся с глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития.


Цель:

1.Определить уровень знаний учащихся за учебный год.

2.Проводить контроль работ учащихся за усвоением программного материала.

Личностные результаты:

Овладение социальными (жизненными) компетенциями, необходимыми для решения практико-ориентированных задач и обеспечивающими формирование и развитие социальных отношений обучающихся в различных средах.

Результаты:

  • 0 баллов - нет продвижения;

  • 1 балл – минимальное продвижение;

  • 2 балла – среднее продвижение;

  • 3 балла – значительное продвижение.


Предметные результаты

Балльная система оценки:

  • 0 баллов - действие отсутствует, обучающийся не понимает его смысла;

  • 1 балл - смысл действия понимает, выполняет только по прямому указанию учителя;

  • 2 балла - преимущественно выполняет действия по указанию учителя, в отдельных ситуациях способен выполнить его самостоятельно;

  • 3 балла - способен самостоятельно выполнять действия в определённых ситуациях, нередко допускает ошибки, которые исправляет по прямому указанию учителя;

  • 4 балла - способен самостоятельно выполнять действия, но иногда допускает ошибки;

  • 5 баллов - самостоятельно применяет действия в любой ситуации.



Средства мониторинга и оценки динамики обучения

Мониторинг результатов обучения проводится не реже одного раза в полугодие.

В ходе мониторинга специалисты образовательной организации оценивают уровень сформированности представлений, действий/операций, внесенных в СИПР.

Например:

«выполняет действие самостоятельно»;

«выполняет действие по инструкции» (вербальной или невербальной);

«выполняет действие по образцу»;

«выполняет действие с частичной физической помощью»;

«выполняет действие со значительной физической помощью»;

«действие не выполняет».


Представление:

«узнает объект»;

«не всегда узнает объект» (ситуативно);

«не узнает объект».

























Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!