областное государственное казённое общеобразовательное учреждение
«Школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья № 39»
Разработана и одобрена на МО учителей дефектологов филиала ОГКОУШ №39 Протокол №_______от_______ Руководитель____Лебединская Е.Г. | Согласовано Заместитель директора по УВР филиала ОГКОУШ №39 __________Мозгова Ю.Е. | Утверждена Педагогическим советом филиала ОГКОУШ №39 Протокол №___от______ Директор__________Пономарева М.Н. |
Рабочая программа
по коррекционному курсу
«Альтернативная коммуникация»
для 1б*/2е класса
на 2019-2020 учебный год
Разработана и реализуется в соответствии с ФГОС образования
для обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями)
Вариант 2
Составитель программы:
Сулейманова Роза Рафиковна
г.Ульяновск, 2019.
Содержание
Паспорт рабочей программы;
Введение;
Пояснительная записка;
Планируемые предметные и личностные результаты;
Базовые учебные действия;
Содержание рабочей программы;
Учебно-тематическое планирование;
Перечень материально-технического обеспечения;
Форма оценивания, средства мониторинга и оценки результатов;
Лист внесения изменений.
Паспорт рабочей программы
Тип программы: программа по коррекционному курсу «Альтернативная коммуникация» для детей с глубокой умственной отсталостью и ТМНР, обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе (вариант 2).
Статус программы: рабочая программа коррекционного курса.
Назначение программы: для обучающихся ОГКОУШ №39, адаптированная рабочая программа обеспечивает реализацию их права на информацию об образовательных услугах.
Категория обучающихся: учащиеся 1б*/2е класса.
Сроки освоения программы: 1 год.
Объем учебного времени: 66 часов для учащихся 1б* класса;
70 часов для учащихся 2е класса.
Форма обучения: очная.
Режим уроков: 2 часа в неделю.
Формы контроля: текущий контроль.
Введение
Рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями); Адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью в умеренной, глубокой или тяжелой степени, с тяжелыми и множественными нарушениями развития, областного государственного казенного общеобразовательного учреждения «Школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья № 39», 2019 год.
Коррекционный курс «Альтернативная коммуникация» составлен для обучающихся 1б*/2е класса с глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
На его изучение в 1б* классе отведено 66 часов, 2 часа в неделю, 33 учебные недели; во 2б классе отведено 70 часов, 2 часа в неделю, 35 учебных недель.
Обоснованием цели коррекционного курса служат следующие положения Л.С. Выготского:
- детский коллектив рассматривается как источник развития высших психических функций для умственно отсталого ребенка;
- основные социальные структуры сознания человека формируются в процессе общения;
- развитие речи первоначально выступает как средство общения, как коммуникативная функция, а потом речь превращается в средство мышления.
Цель обучения – формирование коммуникативных и речевых навыков с использованием средств вербальной и невербальной коммуникации, умения пользоваться ими в процессе социального взаимодействия.
Пояснительная записка
Коммуникация и общение – неотъемлемые составляющие социальной жизни человека. Специфические нарушения развития ребенка значительно препятствуют и ограничивают его полноценное общение с окружающими. Физические ограничения при ДЦП затрудняют формирование экспрессивных движений (мимика, указательные жесты и др.), работу артикуляционного аппарата, дети с трудом произносят отдельные звуки и слоги. У детей, имеющих нарушение интеллекта в сочетании с аутистическими расстройствами, отсутствует потребность в коммуникативных связях, имеются трудности выбора и использования форм общения, включая коммуникативную речь и целенаправленность речевой деятельности. У детей с выраженными нарушениями интеллекта отмечается грубое недоразвитие речи и ее функций: коммуникативной, познавательной, регулирующей. У многих детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития устная (звучащая) речь отсутствует или нарушена настолько, что понимание ее окружающими значительно затруднено, либо невозможно.
В связи с этим, обучение детей речи и коммуникации должно включать целенаправленную педагогическую работу по формированию у них потребности в общении, на развитие сохранных речевых механизмов, а также на обучение использованию альтернативных средств коммуникации и социального общения.
Основными задачами коррекционной работы являются выбор доступного ребенку средства невербальной коммуникации, овладение выбранным средством коммуникации и использование его для решения соответствующих возрасту житейских задач.
Техническое оснащение включает: предметы, графические изображения, знаковые системы, таблицы букв, карточки с напечатанными словами, наборы букв, коммуникативные таблицы, коммуникативные тетради и др.
Коррекционный курс включает следующие разделы:
Развитие речи средствами вербальной коммуникации;
Развитие речи средствами невербальной коммуникации;
Импрессивная речь;
Экспрессия с использованием средств невербальной коммуникации;
Глобальное чтение.
Планируемые предметные и личностные результаты
Предметные результаты:
- Сенсомоторная активность в разных проявлениях (эмоциональных и двигательных) в ответ на альтернативные и вербальные средства коммуникации, на ситуацию с пальчиковыми играми;
- Понимание обращенной речи и смысла доступных невербальных графических знаков (рисунков, фотографий, пиктограмм и других графических изображений), неспецифических жестов;
- Умение вступать в контакт, поддерживать и завершать его, используя традиционные (вербальные) и альтернативные средства коммуникации, соблюдая общепринятые правила поведения;
- Умение пользоваться доступными средствами коммуникации в практике экспрессивной и импрессивной речи для решения соответствующих возрасту житейских задач;
- Использование доступных жестов для передачи сообщения;
- Понимание слов, обозначающие объекты и явления природы, объекты рукотворного мира и деятельность человека.
Личностные результаты:
- Голосовой отклик на обращенную речь знакомого взрослого в конкретной ситуации взаимодействия;
- Двигательный (изменение положения головы, тела или рук, или ног) и мимический отклик (улыбка);
- Поворот головы в сторону знакомого голоса взрослого;
- Реакция ожидания в ответ на ситуацию взаимодействия со знакомым взрослым;
- Основы персональной идентичности, осознание своей принадлежности определенному полу, осознание себя как «Я»;
- Формирование социально ориентированного взгляда на окружающий мир в органичном единстве и разнообразии природной и социальной частей.
Базовые учебные действия
Подготовка ребенка к нахождению и обучению в среде сверстников, к эмоциональному, коммуникативному взаимодействию с группой обучающихся:
- адекватно использовать ритуалы школьного поведения;
- поддерживать положительные формы взаимодействия со взрослыми и сверстниками;
- принимать цели и произвольно включаться в деятельность.
Формирование учебного поведения:
1) Направленность взгляда (на говорящего взрослого, на задание):
-фиксирует взгляд на звучащий предмет;
-фиксирует взгляд на яркий предмет;
-фиксирует взгляд на движущийся предмет;
-переключает взгляд с одного предмета на другой;
-фиксирует взгляд на лице педагога;
-фиксирует взгляд на лице педагога с использованием голоса;
-фиксирует взгляд на изображении;
-фиксирует взгляд на экране монитора.
2) Умение выполнять инструкции педагога:
-понимает жестовую инструкцию;
-понимает инструкцию по пиктограммам;
-выполняет стереотипную инструкцию (отрабатываемая с конкретным учеником на данном этапе обучения).
3) Использование по назначению учебных материалов:
-бумаги, ручки, линейки, карандаша.
4) Умение выполнять действия по образцу и по подражанию:
-выполняет действие методом «рука-в-руке»;
-подражает действиям, выполняемым педагогом.
Формирование умения выполнять задание:
1) в течение определенного периода времени:
- способен удерживать произвольное внимание на выполнении посильного задания 3-4 мин;
2) от начала до конца:
- при организующей, направляющей помощи способен выполнить посильное задание от начала до конца.
Содержание рабочей программы
Коммуникация с использованием вербальных средств
Обучение установлению контакта с собеседником: установление зрительного контакта с собеседником, учет эмоционального состояния собеседника.
Выработка реакции ребенка реагирования на собственное имя.
Обучение приветствию собеседника звуком (словом). Обучение ребенка привлечению к себе внимания звуком (словом).
Обучение ребенка выражению своих желаний звуком (словом), обращению с просьбой о помощи, выражая её звуком (словом),выражению согласия (несогласия) звуком (словом),выражению благодарности звуком (словом).
Коммуникация с использованием невербальных средств
Указание взглядом на объект при выражении своих желаний, ответе на вопрос. Выражение мимикой согласия (несогласия), удовольствия (неудовольствия); приветствие (прощание) с использованием мимики. Выражение жестом согласия (несогласия), удовольствия (неудовольствия), благодарности, своих желаний; приветствие (прощание), обращение за помощью, ответы на вопросы с использованием жеста. Привлечение внимания звучащим предметом; выражение удовольствия (неудовольствия), благодарности звучащим предметом; обращение за помощью, ответы на вопросы, предполагающие согласие (несогласие) с использованием звучащего предмета. Выражение своих желаний, благодарности, обращение за помощью, приветствие (прощание), ответы на вопросы с предъявлением предметного символа. Выражение согласия (несогласия), удовольствия (неудовольствия), благодарности, своих желаний, приветствие (прощание), обращение за помощью, ответы на вопросы, задавание вопросов с использованием графического изображения (фотография, цветная картинка, черно-белая картинка, пиктограмма).
Развитие речи средствами невербальной коммуникации
Импрессивная речь
Понимание простых по звуковому составу слов (мама, папа, дядя и др.). Реагирование на собственное имя. Узнавание (различение) имен учащихся класса, педагогов. Понимание слов, обозначающих предмет (посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные принадлежности, продукты, транспорт, птицы и др.).Понимание обобщающих понятий (посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные принадлежности, продукты, транспорт, птицы и др.).Понимание слов, обозначающих действия предмета (пить, есть, сидеть, стоять, бегать, спать, рисовать, играть, гулять и др.). Понимание слов, обозначающих признак предмета (цвет, величина, форма и др.). Понимание слов, обозначающих признак действия, состояние (громко, тихо, быстро, медленно, хорошо, плохо, весело, грустно и др.).
Экспрессия с использованием средств невербальной коммуникации
Использование графического изображения (электронного устройства) для обозначения предметов и объектов (посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные принадлежности, продукты, транспорт, птицы и др.).Использование графического изображения (электронного устройства) для обозначения обобщающих понятий (посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные принадлежности, продукты, транспорт, птицы и др.).
Использование графического изображения (электронного устройства) для обозначения признака действия, состояния (громко, тихо, быстро, медленно, хорошо, плохо, весело, грустно и др.).
Глобальное чтение
Обучение узнаванию (различению) напечатанных слов, обозначающих имена людей, названия предметов, действий; использованию карточек с напечатанными словами как средства коммуникации.
Учебно-тематическое планирование
Рабочая программа для 1б*класса рассчитана на учебный год, общая трудоемкость 66 часов, количество занятий в неделю – 2 часа.
Рабочая программа для 2е класса рассчитана на учебный год, общая трудоемкость 70 часов, количество занятий в неделю – 2 часа.
Коррекционный курс: «Альтернативная коммуникация»
№ | Тема | Кол-во часов |
1б* | 2е |
1 | Установление зрительного контакта с собеседником | 1 | 1 |
2 | Вежливые слова: «Здравствуйте», «До свидания», «Спасибо», «Пожалуйста» | 2 | 2 |
3 | Я – ребенок. Знакомство с пиктограммой «Я – ребенок», «Я – девочка (мальчик)» | 2 | 2 |
4 | Части тела. Ориентация в собственном теле | 2 | 2 |
5 | Мое имя. Реагирование на собственное имя. Узнавание своего напечатанного имени и имен одноклассников | 2 | 2 |
6 | Мимика лица | 2 | 2 |
7 | Подражание выражению лица учителя и его действиям перед зеркалом | 2 | 2 |
8 | Представление о цвете и форме | 2 | 2 |
9 | Различение предметов по цвету и форме | 1 | 1 |
10 | Знакомство с пиктограммой «Семья» | 2 | 2 |
11 | Узнавание напечатанных слов, обозначающих членов семьи | 2 | 2 |
12 | Знакомство с пиктограммами, обозначающими действия: «плакать», «радоваться», «есть», «пить», «играть», «идти» | 3 | 3 |
13 | Подражание действиям учителя и его выражению лица | 2 | 2 |
14 | Я и мои жесты | 2 | 2 |
15 | Я и мои помощники | 2 | 2 |
16 | Эмоции | 2 | 2 |
17 | Звуки вокруг нас | 2 | 2 |
18 | Инсценировка «Мы музыканты» | 1 | 1 |
19 | Знакомство с пиктограммами «Игрушки», «Действия с игрушками» | 2 | 2 |
20 | «Чтение» пиктограмм «Игрушки», «Действия с игрушками» | 2 | 2 |
21 | Действия с игрушкой и соотнесение их с соответствующей пиктограммой | 2 | 2 |
22 | Знакомство с пиктограммами «Школьные принадлежности» | 1 | 2 |
23 | Визуальные упражнения с пиктограммами: соотнесение пиктограмм с реальными школьными принадлежностями и действия с ними | 1 | 2 |
24 | Знакомство с пиктограммами «Домашние животные» | 2 | 2 |
25 | Подражание животным, изображенным на пиктограммах | 1 | 1 |
26 | Знакомство с пиктограммами «Дикие животные» | 2 | 2 |
27 | Знакомство с пиктограммами «Мебель» | 2 | 2 |
28 | Визуальные упражнения с пиктограммами: соотношения картинок с мебелью и пиктограмм. Соотношение напечатанных слов с пиктограммой | 2 | 2 |
29 | Знакомство с пиктограммами «Посуда» | 2 | 3 |
30 | Действия с игрушечной посудой и соотнесение их с соответствующей пиктограммой | 2 | 2 |
31 | Знакомство с пиктограммами «Бытовые приборы» | 2 | 2 |
32 | Визуальные упражнения с пиктограммами: соотнесение пиктограмм с картинками | 2 | 2 |
33 | Знакомство с пиктограммами «Одежда и обувь» | 3 | 3 |
34 | Дидактическая игра «Одень куклу на прогулку» | 2 | 2 |
35 | Повторение изученного материала | 2 | 3 |
Итого: | 66 | 70 |
Перечень материально-технического обеспечения
Графические средства для организации альтернативной коммуникации: таблицы букв, карточки с изображениями объектов, людей, действий (фотографии, пиктограммы, символы), с напечатанными словами;
Комплект тетрадей «Я говорю!»: «Ребенок и игрушки», «Ребенок в семье», «Ребенок и явления природы», «Ребенок и его дом», «Ребенок и мир животных», «Ребенок и мир растений», «Я - ребенок», «Ребенок в школе» (Л.Б. Баряева, Е.Т. Логинова, Л.В. Лопатина).
Аудио и видеоматериалы;
Сюжетные картинки с различной тематикой для развития речи;
Демонстрационный материал «Семья»;
Демонстрационные карточки «Эмоции»;
Демонстрационные карточки «Музыкальные инструменты»;
Демонстрационные карточки «Игрушки»;
Демонстрационные карточки «Школьные принадлежности»;
Демонстрационные карточки «Посуда»;
Демонстрационные карточки «Одежда»;
Демонстрационные карточки «Обувь»;
Демонстрационные карточки «Виды транспорта»;
Демонстрационные карточки «Мебель»;
Демонстрационные карточки «Домашние животные»;
Демонстрационные карточки «Дикие животные»;
Демонстрационные карточки «Бытовые приборы»;
Дидактические игры;
Наборы мелких предметов: пуговицы, бусы, прищепки, игрушки и т.д.
Игры на развитие мелкой моторики;
Чудесный мешочек и тактильные наборы к нему;
Массажные мячи;
Трафареты с изображением животных, посуды и т.д.;
Наборы для сюжетно-ролевых игр.
Формы оценивания, средства мониторинга и оценка результатов
Система оценки достижения планируемых результатов освоения адаптированной основной общеобразовательной программы для обучающихся с глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития.
Цель:
1.Определить уровень знаний учащихся за учебный год.
2.Проводить контроль работ учащихся за усвоением программного материала.
Личностные результаты:
Овладение социальными (жизненными) компетенциями, необходимыми для решения практико-ориентированных задач и обеспечивающими формирование и развитие социальных отношений обучающихся в различных средах.
Результаты:
0 баллов - нет продвижения;
1 балл – минимальное продвижение;
2 балла – среднее продвижение;
3 балла – значительное продвижение.
Предметные результаты
Балльная система оценки:
0 баллов - действие отсутствует, обучающийся не понимает его смысла;
1 балл - смысл действия понимает, выполняет только по прямому указанию учителя;
2 балла - преимущественно выполняет действия по указанию учителя, в отдельных ситуациях способен выполнить его самостоятельно;
3 балла - способен самостоятельно выполнять действия в определённых ситуациях, нередко допускает ошибки, которые исправляет по прямому указанию учителя;
4 балла - способен самостоятельно выполнять действия, но иногда допускает ошибки;
5 баллов - самостоятельно применяет действия в любой ситуации.
Средства мониторинга и оценки динамики обучения
Мониторинг результатов обучения проводится не реже одного раза в полугодие.
В ходе мониторинга специалисты образовательной организации оценивают уровень сформированности представлений, действий/операций, внесенных в СИПР.
Например:
«выполняет действие самостоятельно»;
«выполняет действие по инструкции» (вербальной или невербальной);
«выполняет действие по образцу»;
«выполняет действие с частичной физической помощью»;
«выполняет действие со значительной физической помощью»;
«действие не выполняет».
Представление:
«узнает объект»;
«не всегда узнает объект» (ситуативно);
«не узнает объект».