ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Федеральная рабочая по обязательному предмету коррекционно-развивающей области внеурочной деятельности «Формирование речевого слуха и произносительной стороны устной речи» разработана на основе требований к результатам освоения ФАОП НОО, установленными ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ (вариант 2.2, учебный план № 2), и ориентирована на целевые приоритеты, сформулированные в Федеральной программе воспитания.
Федеральная рабочая программа по предмету коррекционно-развивающей области «Формирование речевого слуха и произносительной стороны устной речи» включает пояснительную записку, содержание обучения для 5 класса (вариант 2.2, учебный план № 2), планируемые результаты освоения данного предмета слабослышащими, позднооглохшими и кохлеарно имплантироваными обучающимися на уровне начального общего образования при реализации АООП НОО и тематическое планирование.
Пояснительная записка отражает цели и задачи предмета коррекционно-развивающей области «Формирование речевого слуха и произносительной стороны устной речи», раскрывает основные направления работы, место занятий в структуре учебного плана, требования к оснащению занятий, текущему и периодическому учету. В разделе «Содержание обучения» представлено основное содержание образовательно-коррекционной работы. В разделе «Планируемые результаты» представлены результаты по всем разделам образовательно-коррекционной работы на занятиях по формированию речевого слуха и произносительной стороны устной речи в соответствии с годом обучения (по классам). В тематическом планировании описывается программное содержание каждого раздела обучения (по классам), дана характеристика видов деятельности, которые целесообразно использовать в процессе образовательно-коррекционной работы.
Основные задачи коррекционного курса включают:
формирование речевого слуха, создание и развитие на этой базе принципиально новой слухозрительной основы восприятия устной речи;
формирование достаточно внятной, членораздельной речи, приближающейся по звучанию к устной речи слышащих и нормально говорящих людей, умений осуществлять самоконтроль произносительной стороны речи, использовать в речевом общении естественные невербальные средства коммуникации.
В процессе обучения учитываются индивидуальные особенности каждого обучающегося, включая его возраст, состояние слуха, особенности слухопротезирования, фактическое состояние речевого слуха, слухозрительного восприятия устной речи, ее произносительной стороны (по данным стартовой диагностики при поступлении обучающегося в школу и мониторинга развития восприятия и воспроизведения устной речи, который проводится не реже двух раз в год в конце каждого полугодия), уровень общего и речевого развития.
При характеристике системы работы по развитию слухового восприятия у обучающихся с нарушениями слуха используются определенные термины, раскрывающие ее особенности: слуховой словарь - речевой материал (фразы, слова и словосочетания), который обучающиеся воспринимают на слух; речевой материал, знакомый по звучанию - фразы, слова и словосочетания, которые обучающиеся неоднократно воспринимали слухозрительно и на слух; речевой материал, незнакомый по звучанию - фразы, слова и словосочетания, которые обучающиеся воспринимают сразу на слух без предварительного предъявления педагогическим работником образца их звучания; различение - восприятие на слух речевого материала сразу после неоднократного предъявления педагогическим работником образца его звучания в ситуации ограниченного наглядного выбора при использовании предметов, картинок, письменных табличек; опознавание - восприятие на слух речевого материала, знакомого по звучанию вне ситуации наглядного выбора; распознавание - восприятие на слух речевого материала, который не использовался в процессе слуховой тренировки, то есть незнакомого обучающемуся по звучанию, осуществляется вне ситуации наглядного выбора.
Развитие речевого слуха у слабослышащих, позднооглохших и кохлеарно имплантированных обучающихся осуществляется, как с использованием звукоусиливающей аппаратуры (при этом в первоначальный период обучения может использоваться стационарная аппаратура индивидуального пользования, в дальнейшем - только индивидуальные слуховые аппараты), так и без нее.
В процессе развития речевого слуха используются фразы, слова и словосочетания, необходимые обучающимся в общении в учебной и внеурочной деятельности, сначала знакомые им по значению, затем и незнакомые. В работе широко используются тексты (диалогического и монологического характера), представляющие типичные для обучающихся коммуникативные ситуации на уроках и во внеурочное время. Кроме этого, обучающиеся воспринимают на слух слоги и слогосочтания, отдельные звуки в связи с работой над произношением, исправлением грамматических ошибок в их речи.
Поэтапность развития речевого слуха предполагает переход от различения и опознавания на слух речевого материала (фраз, слов и словосочетаний) к его распознаванию; от работы на материале хорошо знакомых слов, фраз, текстов к незнакомым; от восприятия материала со стационарной звукоусиливающей аппаратурой к его различению и опознаванию на слух с индивидуальными слуховыми аппаратами, распознаванию с индивидуальными слуховыми аппаратами, от восприятия речи в специальных акустических условиях к ее восприятию в обычных акустических условиях, а также при незначительном шуме; от восприятия речи педагогического работника к восприятию речи по телефону, в аудиозаписи, от восприятия речи разговорной громкости к восприятию речи, произносимой шепотом. У слабослышащих обучающихся развитие речевого слуха осуществляется также без аппаратов (с учетом индивидуальных возможностей).
Обучение произношению направлено на развитие внятной, членораздельной речи, естественной по звучанию. Развитие у обучающихся внятной, достаточно естественной речи необходимо для осуществления устной коммуникации с окружающими. Достижение максимальной членораздельности речи, возможно полнее отображающей фонетическую систему языка, важно для реализации устной речью роли носителя языка, инструмента мышления.
В процессе обучения произношению реализуются аналитико-синтетический, концентрический, полисенсорный методы. Большое значение придается выработке у обучающихся соответствующих слуховых дифференцировок (при использовании звукоусиливающей аппаратуры); в процессе обучения произношению применяются специальные компьютерные программы, визуальные приборы. В ходе всего образовательно-коррекционного процесса используется фонетическая ритмика (методический прием обучения произношению, базирующийся на взаимодействии речедвижений, развивающегося слухового восприятия и различных движений тела, рук, ног, соответствующих по характеру отрабатываемому элементу речи и способствующих достижению планируемых результатов).
Содержание специального обучения произношению включает ряд разделов работы, направленных на развитие у обучающихся умений правильно пользоваться речевым дыханием, воспроизводить слитно на одном выдохе слова и короткие фразы, членить фразы на синтагмы; формирование и развитие умений пользоваться голосом нормальной высоты и силы, без грубых отклонений от нормального тембра, развитие модуляций голоса по силе и высоте; развитие навыков правильного воспроизведения звукового состава речи и ее ритмико-интонационной структуры, слов и фраз.
В процессе обучения на каждом занятии используются разные виды речевой деятельности (от менее самостоятельных - подражание, чтение, к более самостоятельным - называние картинок, рядовая речь, ответы на вопросы, самостоятельная речь) и различные виды работы, способствующие развитию у обучающихся интереса и высокой работоспособности на занятии. Важное значение придается формированию у обучающихся самоконтроля произносительной стороны речи. У обучающихся развивается естественная манера речи, умение пользоваться при передаче речевой информации соответствующими неречевыми средствами - выражением лица, позой, естественными жестами.
В процессе обучения произношению реализуется индивидуальный подход. Планирование работы над произношением каждого обучающегося осуществляется с учетом фактического состояния его произносительной стороны речи, особенностей слухоречевого развития.
Речевой материал для специальной работы по формированию произносительной стороны речи обучающихся включает слова, словосочетания, фразы, а также слоги, слогосочетания и звуки; в процессе обучения используются короткие тексты диалогического и монологического характера, стихотворения. Речевой материал отбирается с учетом знакомости обучающимся и необходимости им в общении в различных видах учебной и внеурочной деятельности, соответствия фонетической задачи занятия.
Коррекционный курс состоит из двух взаимосвязанных разделов: формирование речевого слуха и формирование произносительной стороны устной речи. Время, отведенное на эти разделы на индивидуальных занятиях, делится пополам: половина времени отводится на работу по формированию речевого слуха, половина времени - на работу по обучению произношению. При этом в процессе развития слухового и слухозрительного восприятия устной речи обучающиеся систематически и целенаправленно побуждаются к наиболее полной реализации произносительных возможностей, достаточно внятной, естественной и выразительной речи; при обучении произношению они учатся воспринимать на слух фразы, слова, словосочетания и тексты, а также слоги, слогосочетания и некоторые отдельные звуки, элементы интонации, над которыми ведется работа на данном занятии.
По окончании обучения на уровне НОО обучающиеся должны достигать следующих результатов в освоении курса «Формирование речевого слуха и произносительной стороны устной речи»:
желание и умения обучающихся вступать в устную коммуникацию в процессе учебной и внеурочной деятельности, в знакомых жизненных ситуациях;
стремление к овладению восприятием и воспроизведением устной речи;
желание и умения пользоваться индивидуальными средствами слухопротезирования (с учетом аудиолого-педагогических рекомендаций);
умения восприятия на слух (с помощью индивидуальных слуховых аппаратов или с помощью кохлеарного импланта и индивидуального слухового аппарата (кохлеарных имплантов) в зависимости от слухопротезирования обучающегося) речевого материала, связанного с учебной и внеурочной деятельностью;
умения восприятия на слух речевого материала слабослышащими обучающимися без использования слуховых аппаратов;
при затруднении в восприятии устной речи реализация умений вероятностного прогнозирования речевой информации на основе воспринятых элементов речи, коммуникативной ситуации, речевого и внеречевого контекста;
выражение непонимания в устных высказываниях при затруднении в восприятии речевой информации;
умения произнесения отработанного речевого материала внятно и естественно при использовании в процессе устной коммуникации естественных невербальных средств (соответствующего выражения лица, позы, пластики);
умения реализовывать сформированные произносительные умения в самостоятельной речи и при чтении, декламации стихотворений, применять сформированные навыки самоконтроля произношения;
умения реализовывать сформированные коммуникативные действия, а также знакомые правила речевого этикета в процессе овладения восприятием и воспроизведением устной речи, а также в процессе устной коммуникации в учебной и внеурочной деятельности.
приобщение к музыкально-ритмической деятельности (при использовании индивидуальных слуховых аппаратов); желание участвовать в доступных видах музыкально-ритмической деятельности при реализации сформированных умений;
умения проявлять творческие способности в художественной деятельности, связанной с музыкой;
умения восприятия (с помощью индивидуальных средств электроакустической коррекции слуха) слухозрительно и на слух отработанного речевого материала; закрепление произносительных умений (при использовании фонетической ритмики и музыкальных средств);
овладение тематической и терминологической лексикой, а также лексикой по организации учебной деятельности данного коррекционно-развивающего курса;
реализация сформированных умений в различных видах внеурочной художественной деятельности, в том числе совместной с нормативно развивающимися обучающимися;
умения восприятия на слух (с индивидуальными слуховыми аппаратами и без них, или с кохлеарными имплантами (имплантом) и индивидуальным слуховым аппаратом в зависимости от слухопротезирования обучающихся), словесного определения доступных неречевых звучаний окружающего мира, включая социально значимые бытовые и городские шумы, шумы, связанные с явлениями природы, шумы, связанные с проявлениями физиологического и эмоционального состояния человека, разговор и пение, мужской и женский голоса;
умения произносить отработанный речевой материал эмоционально, внятно и естественно, использовать при устной коммуникации естественные невербальные средства (соответствующее выражение лица, позу, пластику);
соблюдение сформированных произносительных умений в самостоятельных высказываниях;
при общении с использованием устной речи реализация сформированных коммуникативных действий, соблюдение знакомых правил речевого этикета;
владение тематической и терминологической лексикой, а также лексикой по организации учебной деятельности данного коррекционно-развивающего курса;
применение приобретенного опыта в восприятии неречевых звуков окружающего мира и навыков устной коммуникации в учебной и различных видах внеурочной деятельности (при использовании индивидуальных слуховых аппаратов), в том числе совместной со слышащими обучающимися и взрослыми
Организация индивидуальных занятий по формированию речевого слуха и формированию произносительной стороны устной речи предполагает постоянное пользование обучающимися индивидуальными средствами слухопротезирования (с учетом аудиолого-педагогических рекомендаций).
Часы коррекционно-развивающей области не входят в предельно допустимую учебную нагрузку, проводятся во внеурочное время. Реализация данной области осуществляется за счет часов, отводимых на внеурочную деятельность (количество часов на коррекционно-развивающую область - 1 час в неделю в течение всего срока обучения.
Продолжительность индивидуального коррекционного занятия составляет 20 минут.
Образовательная организация вправе самостоятельно определять технологии, способы организации деятельности обучающихся в процессе освоения курсов коррекционно-развивающей области.
Предметные результаты
5 класс
К концу 5 класса обучающиеся научатся:
воспринимать на слух с помощью индивидуальных слуховых аппаратов и без них или с помощью кохлеарного импланта / кохлеарных имплантов речевой материал (слова, словосочетания, фразы, тексты разных жанров и стилей, материал обиходно-разговорного характера, связанного с учебной деятельностью и с изучением общеобразовательных предметов); шёпотную речь (обучающиеся с I—II степенью тугоухости, кохлеарно имплантированные обучающиеся);
воспринимать на слух с помощью индивидуальных аппаратов или кохлеарного импланта тексты, содержание и объём (до 15 – 17 предложений) которых зависят от индивидуальных особенностей обучающихся;
правильно выделять синтагмы при помощи дыхательных пауз при чтении, рассказывании наизусть, в самостоятельной речи;
изменять высоту и силу голоса при воспроизведении предложений по цели высказывания: повествовательное, вопросительное, побудительное; по интонации — восклицательное, невосклицательное;
изменять высоту и силу голоса в связи с логическим ударением;
соблюдать логическое ударение в текстах, заучиваемых наизусть;
соблюдать подвижность ударения при изменении грамматической формы слова;
правильно произносить имеющиеся в речи звуки;
воспроизводить слова слитно, голосом нормальной высоты, тембра, силы, с соблюдением звукового состава, с выделением словесного ударения и соблюдением правил орфоэпии;
слитно произносить слова со стечением согласных (в одном слове и на стыке предлогов со словами);
соблюдать в речи правила орфоэпии (отражённо, по надстрочному знаку, самостоятельно);
соблюдать темп разговорной речи при произношении фраз;
воспроизводить все виды интонации при ведении диалога;
выразительно читать наизусть стихотворения, отрывки из художественной прозы;
выражать при чтении с помощью интонации своё отношение к прочитанному (стихотворению, отрывку из художественной прозы).
владеть выразительной коллективной (или индивидуальной, поочередной, в паре) декламацией песен или отдельных куплетов из песни (под аккомпанемент и управление учителя или под музыкальное сопровождение в аудиозаписи и управление учителя);
вставать на позицию другого человека, вести диалог, участвовать в обсуждении значимых для человека явлений жизни и искусства, продуктивно сотрудничать со сверстниками и взрослыми;
реализовать собственный творческий потенциал, применяя музыкальные знания и представления о музыкальном искусстве для выполнения учебных и художественно-практических задач;
реализовывать сформированные произносительные умения в самостоятельной речи и при чтении, декламации стихотворений, применять сформированные навыки самоконтроля произношения;
реализовывать сформированные коммуникативные действия, а также знакомые правила речевого этикета в процессе овладения восприятием и воспроизведением устной речи, а также в процессе устной коммуникации в учебной и внеурочной деятельности.
5 КЛАСС
(1 час в неделю)1
На обязательные индивидуальные занятия по формированию речевого слуха и произносительной стороны речи количество часов в неделю указано из расчета на одного обучающегося. Общая недельная нагрузка на класс зависит от количества обучающихся.
Коррекционный курс состоит из двух взаимосвязанных разделов: формирование речевого слуха и формирование произносительной стороны устной речи. Время, отведенное на эти разделы на индивидуальных занятиях, делится пополам: половина времени отводится на работу по формированию речевого слуха, половина времени - на работу по обучению произношению. Продолжительность индивидуального занятия — 20 минут: по 10 минут на каждую часть занятия. В 5 классе занятия можно проводить парами. При комплектовании пары обучающихся учитываются индивидуальные слуховые и речевые возможности учеников. В этом случае работа строится следующим образом: 10 минут – работа над формированием произносительной стороны речи с первым обучающимся, 20 минут – работа по формированию речевого слуха с двумя учениками, 10 минут – работа над формированием произносительной стороны устной речи со вторым обучающимся. В течение недели индивидуальные занятия и занятия парами чередуются.
При этом в процессе развития слухового и слухозрительного восприятия устной речи ученики систематически и целенаправленно побуждаются к наиболее полной реализации произносительных возможностей, достаточно внятной, естественной и выразительной речи; работая над формированием произносительной стороны речи, они учатся различать и опознавать на слух фразы, слова, словосочетания и тексты, а также слоги, слогосочетания и некоторые отдельные звуки, элементы интонации, над которыми ведётся работа на данном занятии.
Работа по развитию речевого слуха и произносительной стороны речи предусматривает формирование у детей речевого поведения на основе активного использования развивающегося слухового и слухозрительного восприятия устной речи при постоянном применении различных типов электроакустической аппаратуры (стационарных устройств и/или индивидуальных слуховых аппаратов / кохлеарных имплантов).
Основные виды речевой деятельности на занятии: аудирование (слушание); говорение; чтение; дактилирование как вспомогательный вид речевой деятельности.
Формирование речевого слуха
Восприятие на слух с помощью индивидуальных слуховых аппаратов и без них или с помощью кохлеарного импланта / кохлеарных имплантов речевого материала (слова, словосочетания, фразы, тексты разных жанров и стилей, материал обиходно-разговорного характера, связанного с учебной деятельностью и с изучением общеобразовательных предметов). Восприятие на слух с помощью индивидуальных аппаратов или кохлеарного импланта текстов, содержание и объём (до 15 – 17 предложений) которых зависят от индивидуальных особенностей обучающегося. Развитие фонематического слуха обучающихся; проведение упражнений в восприятии на слух шепотной речи со слабослышащими детьми с I и II степенью тугоухости, а также с кохлеарно имплантированными обучающимися.
На слух воспринимаются знакомые слова, фразы, тексты, а также фразы, содержащие отдельные незнакомые слова, словосочетания, тексты с незнакомыми по значению словами, разъясняемыми контекстом. Усложнение речевого материала происходит по объёму, по содержанию и по способам его подачи. Важно, чтобы ученик при предъявлении на слух текста постепенно понимал основное его содержание, а затем из воспринятого на слух текста выделял главную мысль.
Система работы по развитию речевого слуха на индивидуальных занятиях предусматривает выбор нескольких вариантов усложнения предъявления речевого материала.
Выбор условий предъявления речевого материала:
вне ситуации;
в условиях, близких к естественным.
Сокращение количества предъявлений речевой единицы (слово, словосочетание, фраза) на слух при достижении стабильной положительной динамики в развитии речевого слуха обучающегося.
Увеличение объёма, структуры и смысловой нагрузки речевого материала; восприятие текста без разложения его на части; исключение или ограниченное использование ситуативного контекста.
Проведение занятия с использованием различных способов предъявления речевого материала — с голоса учителя разговорной громкости или шёпотом, с голоса обучающегося (товарища), с электронного носителя.
На занятиях обучающиеся воспринимают не только речевой материал, но и неречевые звучания и музыку. Неречевые звучания и музыкальные произведения в занятия включаются для восприятия на слух тематически, в соответствии с речевым материалом.
Формирование речевого слуха обучающихся проводится на речевом материале различной степени сложности с использованием разных видов речевой деятельности и с применением различных видов работ.
Формирование произносительной стороны устной речи
Основной задачей работы по формированию произносительной стороны устной речи является формирование фонетически внятной, членораздельной, выразительной устной речи учащихся, соблюдение ими в речи словесного и логического ударения, правильной интонации, темпа и слитности, основных правил орфоэпии.
Формирование произносительной стороны речи у слабослышащих и позднооглохших обучающихся осуществляется на полисенсорной основе с опорой на различные анализаторы (слуховой, зрительный, двигательный, тактильный). Формирование произносительной стороны устной речи в первую очередь ведется на основе подражания речи педагога, воспринимаемой на слухозрительной и слуховой основе.
Работа по формированию произносительной стороны речи проводится со звукоусиливающей аппаратурой индивидуального пользования, с индивидуальными слуховыми аппаратами, кохлеарными имплантами на речевом материале различной степени сложности с использованием разных видов речевых действий и с применением разнообразных видов работ. Обучение произношению происходит на речевом материале, который знаком обучающимся по значению и грамматическому оформлению.
На занятиях используются разные виды воспроизведения речевого материала: отражённое; самостоятельное.
Применение разных видов речевых действий (подражание —отражённое проговаривание; чтение; ря́довая речь, называние предметов, действий, картинок; ответы на вопросы; самостоятельная речь) предусматривает реализацию важнейшего дидактического принципа — перехода от более простых видов речевых действий к более сложным, требующим от обучающихся определённой меры самостоятельности и приближающим их к естественным ситуациям речевого общения.
Подбор речевого материала осуществляется в соответствии с требованиями аналитико-синтетического метода обучения произношению (разложение фразы на слова, слова на слоги, звуки с последующим их слиянием, соблюдение соотношения между упражнениями на материале звуков, слогов, целых слов и фраз).
Основное внимание уделяется дифференциации сходных звуков, а также работе над стечением согласных в словах и фразах. При коррекции дефектов звуков используются слуховые дифференцировки, направленные на различение правильного и неправильного произнесения звука с последующим самостоятельным произношением слова (фразы).
У обучающихся закрепляются умения самостоятельно распределять дыхательные паузы, выделяя синтагмы при чтении, при пересказе текста, соблюдать подвижность ударения сообразно изменению формы слова, обнаруживать ошибки в словесном ударении, как в произношении своих товарищей, так и своём собственном и исправлять их.
Одновременно с работой над членением фразы формируются умения изменять силу голоса, необходимую для выделения логического ударения. Продолжается работа над воспроизведением и соблюдением повествовательной, восклицательной, вопросительной и побудительной интонации при чтении, в самостоятельной речи, при ведении диалога. Закрепляются навыки умеренно беглого темпа речи, умение самостоятельно пользоваться основными правилами орфоэпии в речи.
Речевое дыхание. Правильное выделение синтагм при помощи дыхательных пауз при чтении, рассказывании наизусть, в самостоятельной речи.
Голос. Изменение высоты и силы голоса при воспроизведении предложений по цели высказывания: повествовательное, вопросительное, побудительное; по интонации — восклицательное, невосклицательное. Изменение высоты и силы голоса в связи с логическим ударением.
Соблюдение логического ударения в текстах, заучиваемых наизусть. Соблюдение подвижности ударения при изменении грамматической формы слова (письмо́ - пи́сьма).
Звуки и их сочетания. Закрепление дифференцированного произношения согласных звуков, родственных по артикуляции:
гласных: ы — и, я — а, ё — о, ю — у, е — э;
согласных:
свистящих и шипящих: с—ш, з—ж, сь — щ;
аффрикат: ц—ч;
слитных и щелевых: ц – с, ч – ш;
твёрдых и мягких: п – пь, т – ть, с – сь, м – мь, б – бь, д – дь, з – зь и др.;
звонких и глухих: б — п, д — т, г — к, з — с, ж — ш;
шипящих: щ – ш;
заднеязычных: х – к.
При коррекции дефектов звуков используются слуховые дифференцировки, направленные на различение правильного и неправильного произнесения звука с последующим самостоятельным произношением слова (фразы).
Проводится работа по формированию правильного произношения в стечении согласных звуков в словах, словосочетаниях и фразах.
Слово. Воспроизведение слов слитно, голосом нормальной высоты, тембра, силы, с соблюдением звукового состава, с выделением словесного ударения и соблюдением правил орфоэпии; слитное произношение слов со стечением согласных (в одном слове и на стыке предлогов со словами).
Соблюдение в речи правил орфоэпии (самостоятельно):
безударный о произносится как а;
слитное произнесение предлога со словом (в саду, из леса, под стулом, под деревом);
удвоенные согласные произносятся как один долгий звук (кас̅са [кас_а], ван̅на [ван_а]);
звонкие согласные в конце слов и перед глухими согласными оглушаются (лев [леф], сказка [скаска], в саду [ф саду]);
сочетания –тся, -ться на конце глаголов произносятся как – ца (улыбается [улыбаеца]).
слова что, чтобы произносятся как [што, штобы]; кого, чего и окончания -ого, -его — как [каво, чево, -ова, -ева];
гласный и после согласных ш, ж, ц произносится как ы [жывот, цырк];
Соблюдение в речи правил орфоэпии (отраженно, по надстрочному знаку, самостоятельно):
предлог с существительным типа с братом, с дедушкой произносится как [збратом, здедушкой];
непроизносимые согласные в словах не произносятся (чес(т)но, поз(д)но);
сочетания согласных сч, жч, зч произносятся как щ (считать [щитать], мужчина [мущина], рассказчик [раскащик]);
звук г перед к, т произносится как х (легко [лехко]);
свистящие с, з уподобляются следующим за ним шипящим (шшил, ижжарил);
сочетания согласных тс— дс произносятся как ц (детство [децтво], спортсмен [спорцмен]).
Фраза. Соблюдение темпа разговорной речи при произношении фраз. Воспроизведение всех видов интонации при ведении диалога. Выразительное чтение наизусть стихотворения, отрывка из художественной прозы. Выражение при чтении с помощью интонации своего отношения к прочитанному (стихотворению, отрывку из художественной прозы).
На индивидуальных занятиях в речевой материал включаются слова и фразы, необходимые для повседневного общения с окружающими людьми. Использование материала обиходно-разговорной речи способствует закреплению произносительных навыков обучающихся.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ НА УРОВНЕ НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Личностные результаты обучения
Личностные результаты освоения курсов коррекционно-развивающей области характеризуют готовность обучающихся руководствоваться традиционными российскими социокультурными и духовно-нравственными ценностями, принятыми в обществе правилами и нормами поведения. Личностные результаты включают ценностные отношения обучающегося к окружающему миру, другим людям, а также к самому себе как субъекту учебно-познавательной деятельности (осознание её социальной значимости, ответственность, установка на принятие учебной задачи). Личностные результаты предполагают готовность и способность обучающегося с нарушением слуха к обучению, включая мотивированность к познанию и приобщению к культуре общества, и должны отражать приобретение первоначального опыта деятельности обучающихся, в части:
мотивация к овладению устной речью, устной коммуникацией;
развитие речевого поведения, готовности применять приобретенный опыт в восприятии и воспроизведении устной речи в учебной и внеурочной деятельности, в том числе совместной со слышащими людьми.
развитие мотивов к постоянному пользованию индивидуальными средствами слухопротезирования (индивидуальными слуховыми аппаратами, кохлеарными имплантами, кохлеарным имплантом и индивидуальным слуховым аппаратом) с учетом индивидуализированных аудиолого-педагогических рекомендаций.
выбор средств общения, использование речевых конструкций, форм, типичных для разговорной речи;
представление об особых способах коммуникации людей с нарушением слуха между собой;
мотивация овладения устной речью с целью повышения речевой активности;
ответственное отношение к учению;
освоение социальных ролей, социальных норм, правил поведения;
умение сотрудничать со взрослыми и сверстниками;
способность к эмоционально-нравственной отзывчивости, доброжелательности, пониманию и сопереживанию чувствам других людей;
приобретение навыков социокультурной адаптации, включая понимание жизненных ситуаций, в которых звучит музыка, используются различные виды музыкально-исполнительской деятельности;
развитие эстетического взгляда на мир, духовно-нравственных и этических чувств, эмоционального отношения к искусству;
развитие мотивов овладения устной речью, достижения высоких результатов в области её восприятия и воспроизведения, активной устной коммуникации;
воспитание целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, культур, народов и религий;
формирование уважительного отношения к культуре других народов:
формирование этических потребностей, ценностей и чувств;
развитие мотивов учебной деятельности и сформированность личностного смысла учения; навыки сотрудничества с учителем и сверстниками;
развитие этических чувств доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
Метапредметные результаты
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности познавательных, коммуникативных и регулятивных универсальных действий, которые обеспечивают успешность изучения учебных предметов, а также становление способности к самообразованию и саморазвитию. В результате освоения содержания различных предметов, курсов, модулей обучающиеся овладевают рядом междисциплинарных понятий, а также различными знаково-символическими средствами, которые помогают обучающимся применять знания как в типовых, так и в новых, нестандартных учебных ситуациях.
У обучающегося будут сформированы следующие познавательные универсальные учебные действия:
способность воспринимать и анализировать поступающую речевую информацию;
умение осуществлять вероятностное прогнозирование речевой информации на основе воспринятых элементов речи, их анализа и синтеза с опорой на коммуникативную ситуацию, речевой и внеречевой контекст;
овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и других) в соответствии с содержанием конкретного коррекционного курса внеурочной деятельности;
овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного коррекционного курса внеурочной деятельности.
У обучающегося будут сформированы следующие коммуникативные универсальные учебные действия:
желание и умение вступать в устную коммуникацию с детьми и взрослыми в знакомых обучающимся типичных жизненных ситуациях при решении учебных, бытовых и социокультурных задач;
готовность признавать возможность существования различных точек зрения и право каждого иметь свою;
умение вести диалог, излагая свое мнение и аргументируя свою точку зрения и оценку событий;
готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества;
активное использование доступных (с учетом особенностей речевого развития) речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;
умение осуществлять общение в разных видах учебной и внеурочной деятельности на основе устной речи;
умение моделировать собственные высказывания с учетом ситуации общения и речевых партнеров;
умение выражать собственные мысли и чувства в устных высказываниях в соответствии с нормами русского языка;
умение активно участвовать в диалоге при использовании знакомой лексики разговорного и учебно-делового характера;
умение выражать в устных высказываниях непонимание при затруднении в восприятии речевой информации;
умение говорить внятно и естественно, реализуя сформированные произносительные умения.
У обучающегося будут сформированы следующие регулятивные универсальные учебные действия:
овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиском средств ее осуществления;
формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
формирование умения понимать причины успеха (неуспеха) учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;
осуществление взаимного контроля в совместной деятельности, адекватное оценивание собственного поведения и поведения окружающих
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
5 КЛАСС
Формирование речевого слуха и произносительной стороны устной речи (индивидуальные занятия)
Требования к речевому материалу | Примерный речевой материал обиходно-разговорного характера и относящийся к организации учебной деятельности | Примерный речевой материал, относящийся к изучению общеобразовательных предметов по темам | Тексты2 |
I четверть |
Знакомый по значению, ситуативный и вне ситуативности | Где ты побывал(а) летом? Назови осенние приметы. Что ты делал утром? Что мы видели сегодня? Назови приметы осени. В какой школе ты учишься? Сколько тебе лет? Кто твои друзья? И др. | «Летние каникулы», «Осень», «Здравствуй, школа», «Одежда из разных тканей», «Правила поведения на дороге» и др. Предложения со словосочетениями, обозначающими принадлежность, количество и меру; материал, из которого изготовлен предмет; пространственные отношения; отрицание (отсутствие); направленность действия. Употребление прилагательных в единственном и множественном числе и др. Единицы измерения времени (год, век, месяц, сутки, час, минута, секунда), соотношения между ними. Единицы измерения длины (километр, метр, сантиметр, миллиметр), соотношение между ними. Единицы измерения массы (тонна, центнер, килограмм, грамм), соотношение между ними. Сложение и вычитание. Числовые выражения, содержащие сложение и вычитание. Умножение и деление. Числовые выражения, содержащие деление и умножение. Периметр, площадь прямоугольника (квадрата) и др. | Незнакомые тексты (15-17 предложений). Примерные тексты по темам: «Лето», «Наступила осень», «Первый дождь», «Мои друзья», «Золотая осень» |
II четверть |
Знакомый по значению, ситуативный и вне ситуативности | Чем ты занимался(лась) на осенних каникулах? Какую книгу ты прочитал? Что ты будешь делать в воскресенье? Чем ты занимался вчера? Кто твои друзья? И др. | «В театре», «Полезные дела», «Вот пришли морозы и зима настала», «Новый год» и др. Слова и словосочетания, выражающие отношение говорящего к тому, о чем он говорит. Слова, близкие и противоположные по значению (имена существительные, имена прилагательные, глаголы). Предложения с однородными членами с союзами и, а и без союзов. Изменение имён существительных по падежам в единственном числе. Изменение имен существительных по родам. Изменение имен прилагательных по падежам, родам, числам в сочетании с существительными. Употребление местоимений в речи. Умножение и деление. Изменение глагола по временам. Единицы измерения массы, единицы измерения времени. Числовые выражения и др. | Незнакомые тексты (15-17 предложений). Примерные тексты по темам: «Ноябрь», «Перелётные птицы», «Белый гусь», «Зачем ежу яблоки», «Зимний лес», «Снегирь» |
III четверть |
Знакомый по значению, ситуативный и вне ситуативности | Чем ты занимался на каникулах? В каком городе (селе) ты живёшь? Что ты о нем знаешь? Какой твой адрес? Кто твои друзья? Чем вы занимаетесь после уроков? Что ты будешь делать после уроков завтра? Какая погода будет завтра? И др. | «Зимние каникулы», «Праздник 8 марта», «Защитники Отечества», «Природа и мы», Родные узоры», «Приметы весны в живой и неживой природе», «Что такое хорошо, что такое плохо» и др. Слова, придающие высказыванию различные смысловые и эмоциональные оттенки (междометия и частицы). Слова близкие по значению. Склонение имен существительных во множественном числе. Личные местоимения. Предложения со словосочетаниями, включающими глагол и личное местоимение. Изменение имен существительных по родам. Изменение имен прилагательных по падежам, родам, числам в сочетании с существительными. Употребление местоимений в речи. Глагол. Значение глагола. Умножение и деление. Изменение глагола по временам. Единицы измерения массы, единицы измерения времени. Числовые выражения и пр. | Незнакомые тексты (15-17 предложений). Примерные тексты по темам: «Собака-спасатель», «Снежные слова», «Первая охота», «Волшебный багульник», «На льдине», «Март» и др. |
IV четверть |
Знакомый по значению, ситуативный и вне ситуативности | Ты пойдешь на экскурсию? Как ты провёл выходной день? Что было интересного? Что ты будешь делать летом? Что ты делал, пока мы были в библиотеке? Какое у тебя настроение? Тебе нравится учиться? Кто автор этого произведения? Что ты любишь делать в свободное время? И др. | «День победы», «Наша Родина», «Скоро лето» и др. Сложные предложения, обозначающие место и направленность действия; сообщение, высказывание; мыслительную деятельность и др. Употребление местоимений в речи. Главные и второстепенные члены предложения, связь между членами предложения. Разбор слов по составу (корень, приставка и суффикс). Умножение и деление. Нахождение площади прямоугольника, квадрата. Единицы измерения массы, единицы измерения времени. Числовые выражения и пр. | Незнакомые тексты (15-17 предложений). Примерные тексты по темам: «Весна», «Скворцы», «День победы», «Скоро лето» |
1 На обязательные индивидуальные занятия по формированию речевого слуха и произносительной стороны устной речи количество часов в неделю указано из расчета на одного ученика. Общая недельная нагрузка на класс зависит от количества учеников в классе.
2 Тексты носят рекомендательный характер и могут быть скорректированы с учётом слухоречевого развития обучающихся и особенностей общеобразовательной организации.