Пояснительная записка
Рабочая программа по коррекционному курсу « Психокоррекция » составлена на основании следующих нормативно – правовых документов:
1.Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), предъявляемыми к структуре, условиям реализации и планируемым результатам освоения АООП.
2. Федерального закона РФ от 29 декабря 2012г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
3. Учебного плана образовательного учреждения.
4. Устава КОУ ВО «ВШ №31»
Коррекционно-развивающие занятия направлены на коррекцию отдельных сторон психической деятельности и личностной сферы; формирование социально приемлемых форм поведения, сведение к минимуму проявлений деструктивного поведения: крик, агрессия, стереотипии и др.; на реализацию индивидуальных специфических образовательных потребностей обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР, не охваченных содержанием программ учебных предметов и коррекционных занятий; дополнительную помощь в освоении отдельных действий и представлений, которые оказываются для обучающихся особенно трудными; на развитие индивидуальных способностей обучающихся, их творческого потенциала.
Учитывая специфику индивидуального психофизического развития и возможности конкретного обучающегося, образовательная организация имеет возможность дополнить содержание коррекционной работы, отражая его в СИПР.
Цель программы: максимальная коррекция недостатков познавательных и эмоциональных процессов, моторных и сенсорных функций обучающихся с нарушением интеллекта, на основе создания оптимальных условий познания ребенком каждого объекта, его свойств, качеств, признаков; дать правильное многогранное представление об окружающей действительности, способствующее оптимизации психического развития ребенка и более эффективной социализации его в обществе.
Задачи:
способствовать полноценному психическому и личностному развитию школьника, коррекции недостатков познавательной деятельности обучающихся путем целенаправленного систематического развития у них правильного восприятия цвета, формы, величины, пространственного расположения предметов;
выявлять психологические причины, вызывающие затруднения в процессе адаптации обучающихся к школьному обучению;
развивать и корректировать психические функции учащегося;
развивать способность учащегося к обобщениям; умения сравнивать, классифицировать;
снижать эмоциональную напряженность; создавать ситуацию успеха;
изучать индивидуально-психофизические особенности учащихся;
способствовать развитию мелкой моторики пальцев рук и речи, исправлять недостатки их общей моторики совершенствовать их зрительно-двигательную координацию и ориентацию в пространстве;
Основной формой организации является индивидуальное занятие, которое проводится в динамичной увлекательной форме с использованием разнообразных дидактических игр, игр разной подвижности, занимательных упражнений со сменой различных видов деятельности. Каждое занятие оснащается необходимыми наглядными пособиями, раздаточным материалом, техническими средствами обучения.
Формы и методы организации учебного процесса
Формы работы: урок индивидуальная работа
Методы обучения: словесные, наглядные, практические.
Технологии обучения:
1.Педагогические технологии ориентированы:
- на формирование положительной мотивации к учебному труду.
- интенсификацию коммуникативной среды
- развитие личности, способной к учебной деятельности
2.Игровая технология (дидактическая игра)
- освоение новых знаний на основе применения знаний, умений и навыков на практике, в сотрудничестве.
3.Личностно-ориентированная технология обучения
- развитие личности ученика, выявление его индивидуальных особенностей как субъекта познания и предметной деятельности. При реализации данного подхода процесс обучения согласовывается с учетом мыслительных и поведенческих особенностей учащихся.
Основные подходы личностно-ориентированного образования
- разноуровневый - ориентация на разный уровень сложности программного материала
- дифференцированный - выделение групп обучаемых на основе смешанной дифференциации: по знаниям, способностям
- индивидуальный - распределение учащихся по однородным группам: успеваемости, способностям, социальной направленности
4.Здоровьесберегающие технологии
- совокупность педагогических, психологических и медицинских воздействий, направленных на защиту и обеспечение здоровья, формирование ценного отношения к своему здоровью
Итоговая оценка качества освоения обучающимися с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР адаптированной основной общеобразовательной программы образования осуществляется образовательной организацией. Предметом итоговой оценки освоения обучающимися адаптированной основной общеобразовательной программы образования для обучающихся с умственной отсталостью (вариант 2) должно быть достижение результатов освоения специальной индивидуальной программы развития последнего года обучения и развития жизненной компетенции обучающихся.
Итоговая аттестация осуществляется в течение последних двух недель учебного года путем наблюдения за выполнением обучающимися специально подобранных заданий, позволяющих выявить и оценить результаты обучения. При оценке результативности обучения важно учитывать затруднения обучающихся в освоении отдельных предметов (курсов) и даже образовательных областей, которые не должны рассматриваться как показатель неуспешности их обучения и развития в целом.
Сроки реализации программы – 2017-2018г
Рабочая программа предназначена для 2 класса и рассчитана на 34 часа по 1 часу в неделю.
Планируемые результаты:
В результате целенаправленной деятельности на занятиях ребенок должен научиться:
Узнавать предметы по заданным признакам;
Сравнивать предметы по внешним признакам;
Классифицировать предметы по форме, величине, цвету;
Практически выделять признаки и свойства объектов и явлений;
Различать противоположно направленные действия и явления;
Определить последовательность событий;
Ориентироваться в пространстве;
Целенаправленно выполнять действия по инструкции;
Самопроизвольно согласовывать свои движения и действия;
Опосредовать свою деятельность речью.
Учебно – тематическое планирование
№ урока | Тема урока |
1-4 | Психодиагностика познавательной сферы. |
1 | Тест на выявление уровня выносливости и быстроту мышц кисти рук. «Теппинг-тест» |
2 | Методика « Раздели на группы» (особенности образно-логического мышления). |
3 | Методика «Что здесь лишнее? » |
4 | Методика « Последовательность событий ». |
| Развитие крупной и мелкой моторики, графомоторных навыков. |
5 | Приветствие. Лепка из пластилина. |
6 | Приветствие. Сортировка мелких предметов. |
7 | Приветствие. Аппликация «Подари лисичке хвостик» |
8 | Приветствие. Обводка по трафарету. Штриховка. |
9 | Приветствие. Пальчиковая гимнастика. |
| Формирование сенсорных эталонов цвета и формы. |
10-13 | Знакомство с цветами: красный, желтый, зеленый, синий. |
14 | Повторение цветов. Игра «Что какого цвета?». |
15 | Игра «Светофор». Конструирование предметов из разных цветов и форм. |
16 | Дидактическая игра: «Собираем урожай». |
| Развитие эмоционально-волевой сферы. |
17-19 | Знакомство с эмоциями. Пиктограммы. |
20 | Повторение изученных эмоций. Игра « Нарисуй эмоцию» |
21 | Упражнение «Сороконожка». Игра «Эмоциональный словарь». |
22 | Дидактическая игра: « Лото настроений ». |
23 | Дидактическая игра «Собери целое» |
24 | Игра «Съедобное – несъедобное» |
25 | Упражнение «Пирамидка». |
| Развитие и формирование пространственных и временных представлений |
26 | Расположение предмета в пространстве. Справа-слева. Выше-ниже. Движение в заданном направлении. |
27 | Дидактическая игра «Повтори и покажи». |
28 | Восприятие пространства. Ориентировка на теле человека. |
29 | Восприятие времени. Времена года. Последовательность. |
30 | Дидактическая игра « Времена года ». |
| Повторное тестирование. |
31 | Методика «Времена года». |
32 | Методика « Раздели на группы» (особенности образно-логического мышления). |
33 | Методика «Что здесь лишнее? » |
34 | Методика « Последовательность событий ». |