СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по коррекционному курсу: «Развитие сенсорики, моторики, пространственно-временных представлений» для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата (вариант 6.4.)

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по коррекционному курсу: «Развитие сенсорики, моторики, пространственно-временных представлений» для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата (вариант 6.4.)»

Содержание курса

Развитие психомоторики и сенсорных процессов.

4 класс

Раздел 1. Развитие крупной и мелкой моторики, графомоторных навыков (10 часов).

Развитие согласованности движений на разные группы мышц при выполнении упражнений по инструкции педагога. Выполнение целенаправленных действий по трёх- и четырёхзвенной инструкции педагога, опосредование в речи своей деятельности. Соотношение движений с поданным звуковым сигналом. Совершенствование точности мелких движений рук. Штриховка изображений двумя руками. Вычерчивание геометрических фигур, дорисовывание симметричной половины изображения. Графический диктант с усложнённым заданием. Вырезание ножницами на глаз изображений предметов.

Раздел 2. Тактильно-двигательное восприятие (5 часов).

Определение на ощупь разных свойств и качеств предметов, их величины и формы (выпуклый, вогнутый, колючий, горячий, деревянный, круглый и т.д.). Нахождение на ощупь двух одинаковых контуров предмета из 4-5 предложенных. Закрепление тактильных ощущений при работе с пластилином, тестом, глиной. Игры с мелкой мозаикой.

Раздел 3. Кинестетическое и кинетическое развитие (4 часа).

Произвольное и по инструкции педагога сочетание движений и поз разных частей тела; вербализация собственных ощущений. Воображаемые действия (вдеть нитку в иголку, подбросить мяч, наколоть дрова и др.) Упражнения на расслабление и снятие мышечных зажимов.

Раздел 4. Восприятие формы, величины, цвета; конструирование предметов (12 часов).

Группировка предметов по двум самостоятельно выделенным признакам; обозначение словом. Сравнение и группировка предметов по заданным параметрам формы, величины, цвета. Составление сериационных рядов по самостоятельно выделенным признакам из 5-6 предметов. Использование простых мерок для измерения и сопоставления предметов. Смешивание цветов. Определение постоянных цветов (белый снег, зелёный огурец и т.д.). Узнавание целого по одному фрагменту. Определение предмета по словесному описанию. Конструирование сложных форм предметов с использованием объёмных геометрических фигур (треугольная призма, цилиндр и др.) из 6-8 элементов. Составление целого из частей на разрезном наглядном материале, предъявленном в произвольном порядке (5-7 частей).

Раздел 5. Развитие зрительного восприятия и зрительной памяти (7 часов).

Формирование произвольности зрительного восприятия; дорисовывание незаконченных изображений. Развитие зрительной памяти в процессе рисования по памяти. Запоминание 5-6 предметов, изображений и воспроизведение их в исходной последовательности. Нахождение отличительных и общих признаков на наглядном материале (2-3 предметные или сюжетные картинки). Выделение нереальных элементов нелепых картинок. Профилактика зрения. Гимнастика для глаз.

Раздел 6. Восприятие особых свойств предметов (развитие осязания, обоняния, вкусовых качеств, барических ощущений) (10 часов).

Развитие дифференцированных осязательных ощущений (сухое – ещё суше, влажное – мокрое), их словесное обозначение. Измерение температуры с помощью измерительных приборов (градусник для измерения температуры тела, воды, воздуха). Дифференцировка вкусовых ощущений (сладкий – слаще, кислый – кислее). Ароматы (парфюмерные, цветочные и др.). Определение и измерение веса разных предметов на весах. Измерение объёма жидких тел с помощью условной меры. Противоположные качества предметов (чистый – грязный, тёмный – светлый, вредный – полезный) и противоположные действия, совершаемые с предметами (открыть – закрыть, одеть – раздеть, расстегнуть – застегнуть).

Раздел 7. Развитие слухового восприятия и слуховой памяти (6 часов).

Характеристика неречевых, речевых и музыкальных звуков по громкости, длительности, высоте тона. Развитие слухомоторной координации; выполнение упражнений на заданный звук. Определение на слух звучания различных музыкальных инструментов. Формирование чувства ритма. Различение по голосу ребёнка и взрослого.

Раздел 8. Восприятие пространства (6 часов).

Ориентировка в помещении и на улице; вербализация пространственных отношений. Выполнение заданий педагога, связанных с изменением направления движения; предоставление словесного отчёта. Моделирование расположения различных объектов по отношению друг к другу в ближнем и дальнем пространстве. Самостоятельное моделирование пространственных ситуаций (расстановка мебели в кукольной комнате); предоставление словесного отчёта. Составление простейших схем-планов комнаты. Ориентировка на листе бумаги разного формата (тетрадный, альбомный, ватман) и по-разному расположенного (горизонтально, вертикально, под углом) при выполнении заданий педагога на расположение и перемещение на нём предметов, игрушек.

Раздел 9. Восприятие времени (8 часов).

Определение времени по часам. Длительность различных временных интервалов. Работа с календарём и моделью календарного года. Последовательность основных жизненных событий. Возраст людей. Использование в речи временной терминологии.









Календарно-тематическое планирование по курсу:

«Развитие сенсорики, моторики и пространственно-временных представлений»



п/п

Тема урока

Кол-во часов

Дата

1

Развитие крупной и мелкой моторики, графомоторных навыков. Развитие согласованных движений на разные группы мышц.

1

3.09


2

Развитие крупной и мелкой моторики. Соотношение движений с данным звуковым сигналом.

1

4.09

3

Развитие крупной и мелкой моторики. Выполнение целенаправленных действий по устной инструкции.

1

10.09

4

Развитие крупной и мелкой моторики. Совершенствование точных, мелких движений рук.

1

11.09

5

Развитие крупной и мелкой моторики. Формирование умения захватывать предметы крупные по размеру.

1

17.09


6

Развитие крупной и мелкой моторики. Формирование умения выполнять движения руками.

1

18.09


7

Развитие крупной и мелкой моторики. Формирование умения выполнять движения пальцами рук.

1

20.09


8

Тактильно-двигательное восприятие. Тонкая дифференцировка предметов на ощупь.

1

24.09

9

Тактильно-двигательное восприятие. Закрепление тактильных ощущений при работе с пластилином и глиной.

1


25.09.

10

Тактильно-двигательное восприятие. Игра: «Волшебный мешочек».

1

1.10

11

Тактильно-двигательное восприятие. Игры с мелкой мозаикой.

1

2.10

12

Кинестетическое и кинетическое развитие. Сочетание различных движений и поз различных частей тела.

1

8.10


13

Кинестетическое и кинетическое развитие. Упражнение на расслабление и снятие мышечных зажимов.

1

9.10


14

Кинестетическое и кинетическое развитие. Воображаемые действия.

1

15.10

15

Восприятие формы, величины, цвета. Группировка предметов по самостоятельно выбранным признакам; обозначение словом.

1

16.10


16

Сравнение и группировка предметов. По форме, цвету, величине.

1

22.10


17

Составление сериационных рядов по выделенным признакам их пяти предметов.

1

23.10


18

Использование простых мерок для изменения и сопоставления отдельных параметров предметов (по длине, ширине, высоте).

1

05.11


19

Формирование умения удерживать голову (в положении лежа на спине на коврике)

1

06.11

20-21

Формирование умения удерживать голову (в положении лежа на спине на большом мяче)

2

12.11

13.11

22-23

Формирование умения удерживать голову (в положении лежа на животе на коврике)

2

19.11

20.11

24-25

Формирование умения удерживать голову (в положении лежа на животе на большом мяче)

2

26.11

27.11

26-27

Формирование умения удерживать голову на боку

2

03.12

04.12

28

Формирование умения выполнять движения головой

1

10.12

29

Формирование умения выполнять движения руками

1

11.12

30

Формирование умения выполнять движения пальцами рук

1

17.12

31

Формирование умения изменять позу в положении сидя

1

18.12

32

Формирование умения захватывать предметы средние по размеру

1

24.12

33

Формирование умения захватывать предметы крупные по размеру

1

25.12

34

Формирование умения захватывать предметы мелкие по размеру

1

14.01

35

Восприятие формы, цвета. Цветовой спектр. Смешение цветов (оттенки).

1

15.01

36

Восприятие формы, цвета. Определение постоянных цветов.

1

21.01

37

Развитие зрительного восприятия и зрительной памяти.

1

22.01

38

Профилактика зрения. Гимнастика для глаз.

1

28.01

39

Восприятие особых свойств предметов. Развитие дифференцированных осязательных ощущений.

1

29.01


40

Температура. Градусники для измерения температуры тела, воды, воздуха.

1

4.02

41

Развитие дифференцированных вкусовых ощущений; словесное обозначение.

1

5.02

42

Восприятие особых свойств предмета. Дифференцированное восприятие ароматов. Дидактическая игра: "Узнай предмет по запаху".

1

11.02


43

Упражнения в измерении веса предметов на весах.

1

12.02

44

Определение противоположных действий, совершаемых предметом (одеть-раздеть и т.д.).

1

18.02


45

Развитие слухового восприятия и слуховой памяти. Различение звуков по длительности и громкости.

1

19.02


46

Определение на слух звучание различных музыкальных инструментов.

1

4.03

47

Развитие слухового восприятия и слуховой памяти. Формирование чувства ритма. Игровые упражнения.

1

5.03


48

Развитие слухового восприятия и слуховой памяти. Дидактическая игра: "Угадай по голосу".

1

11.03


49

Восприятие пространства. Ориентировка в помещении и на улице по словесной инструкции.

1

12.03


50

Восприятие пространства. Ориентировка в помещении и на улице по словесной инструкции.

1

18.03


51

Восприятие пространства. Определение расположения предметов в ближнем и дальнем пространстве.

1

19.03

52

Моделирование расположения предметов в пространстве.

1

25.03

53

Вербализация пространственных отношений.

1

26.03

54

Моделирование расположения предметов в пространстве.

1

1.04

55

Моделирование пространственных ситуаций по инструкции педагога.

1

2.04

56

Восприятие времени. Определение времени по часам.

1

8.04

57-58

Восприятие времени. Длительность временных интервалов.

2

9.04

15.04

59-60

Последовательность основных жизненных событий.

2

16.04

22.04

61-62

Последовательность основных жизненных событий.

2

23.04

29.04

63

Возраст людей.

1

30.04

64

Совершенствование точности мелких движений рук.

1

6.05

65

Совершенствование точности мелких движений рук.

1

7.05

66

Объемность времени (сутки, неделя, месяц).

1

13.05

67

Времена года, их закономерность.

1

14.05

68

Упражнения на расслабление и снятие мышечных зажимов.

1

20.05







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!