СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по коррекционному курсу "Сенсорное развитие" для детей с ОВЗ.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования  обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития  разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта  обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), предъявляемыми к структуре, условиям реализации и планируемым результатам освоения АООП.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по коррекционному курсу "Сенсорное развитие" для детей с ОВЗ.»

Пояснительная записка

Рабочая программа по коррекционному курсу «Сенсорное развитие» составлена на основании следующих нормативно – правовых документов:


1.Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), предъявляемыми к структуре, условиям реализации и планируемым результатам освоения АООП.

2. Федерального закона РФ от 29 декабря 2012г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

3. Учебного плана образовательного учреждения.

4. Устава КОУ ВО «ВШ №31»


Сенсорное развитие направлено на формирование полноценного восприятия окружающей действительности. Первой ступенью познания мира является чувственный опыт человека. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от качества сенсорного опыта детей, т.е. от того, насколько полно ребенок воспринимает окружающий мир. У детей с ТМНР сенсорный опыт спонтанно не формируется. Чем тяжелее нарушения у ребенка, тем значительнее роль развития чувственного опыта: ощущений и восприятий. Дети с ТМНР наиболее чувствительны к воздействиям на сохранные анализаторы, поэтому педагогически продуманный выбор средств и способов сенсорного воздействия будет благоприятствовать их дальнейшему психическому и физическому развитию.

Целью обучения является обогащение чувственного опыта в процессе целенаправленного систематического воздействия на сохранные анализаторы.

Программно-методический материал включает 5 разделов: «Зрительное восприятие», «Слуховое восприятие», «Кинестетическое восприятие», «Восприятие запаха», «Восприятие вкуса».

Содержание каждого раздела представлено по принципу от простого к сложному. Сначала проводится работа, направленная на расширение диапазона воспринимаемых ощущений ребенка, стимуляцию активности. Под активностью подразумеваются психические, физические, речевые реакции ребенка, например: эмоционально-двигательная отзывчивость, концентрация внимания, вокализация. В дальнейшем в ходе обучения формируются сенсорно-перцептивные действия. Ребенок учится не только распознавать свои ощущения, но и перерабатывать получаемую информацию, что в будущем поможет ему лучше ориентироваться в окружающем мире.


Сроки реализации 2018-2019г

Рабочая программа предназначена для 2 класса и рассчитана на 68 часов по 2 часа в неделю.


Примерное содержание коррекционных занятий

Зрительное восприятие.

Фиксация взгляда на лице человека. Фиксация взгляда на неподвижном светящемся предмете (фонарик, пламя свечи, светящиеся игрушки). Фиксация взгляда на неподвижном предмете, расположенном (на уровне глаз, выше и ниже уровня глаз) напротив ребенка (справа, слева от ребенка). Прослеживание взглядом за движущимся близко расположенным предметом (по горизонтали, по вертикали, по кругу, вперед/назад). Прослеживание взглядом за движущимся удаленным объектом. Узнавание (различение) цвета объектов (красный, синий, желтый, зеленый, черный и др.).

Слуховое восприятие.

Локализация неподвижного источника звука, расположенного на уровне уха (плеча, талии). Прослеживание за близко расположенным перемещающимся источником звука. Локализация неподвижного удаленного источника звука. Соотнесение звука с его источником. Нахождение одинаковых по звучанию объектов.

Кинестетическое восприятие.

Эмоционально-двигательная реакция на прикосновения человека. Реакция на соприкосновение с материалами (дерево, металл, клейстер, пластмасса, бумага, вода и др.), различными по температуре (холодный, теплый), фактуре (гладкий, шероховатый), вязкости (жидкий, густой, сыпучий). Реакция на вибрацию, исходящую от объектов. Реакция на давление на поверхность тела. Реакция на горизонтальное (вертикальное) положение тела. Реакция на положение частей тела. Реакция на соприкосновение тела с разными видами поверхностей. Различение материалов (дерево, металл, клейстер, крупа, вода и др.) по температуре (холодный, горячий), фактуре (гладкий, шероховатый), влажности (мокрый, сухой), вязкости (жидкий, густой).

Восприятие запаха.

Реакция на запахи. Узнавание (различение) объектов по запаху (лимон, банан, хвоя, кофе и др.)

Восприятие вкуса.

Реакция на продукты, различные по вкусовым качествам (горький, сладкий, кислый, соленый) и консистенции (жидкий, твердый, вязкий, сыпучий). Узнавание (различение) продуктов по вкусу (шоколад, груша и др.). Узнавание (различение) основных вкусовых качеств продуктов (горький, сладкий, кислый, соленый).


Учебно-тематическое планирование

№ П,п

Содержание программного материала

1

Приветствие. Упражнения на расслабления и снятие мышечного напряжения.

2,3,4

Изучение геометрических фигур.

5

Обводка по контуру геометрических фигур.

6

Конструирование форм предметов (крупные пазлы).

7

Сортировка геометрических фигур

8

Упражнение: «Собери бусы». Упражнения на расслабление и снятие мышечного напряжения.

9.10

Лепка разных форм из пластилина, теста, песка.

11

Развитие мелкой моторики (завязывание, развязывание, шнуровка).

12

Упражнение: «Собери бусы определенного цвета».

13

Дидактическая игра «Повтори узор».

14,15

Обводка по трафарету. Закрашивание.

16,17

Упражнение: «Найди пару».

18

Сортировка пуговиц 2-3 размеров и цветовой палитры.

19,20

Упражнение: «Лото».

21,22

Соотнесение геометрических фигур и их изображения. Обводка на бумаге геометрических тел.

23,24

Упражнение: «Собери картинку».

25,26

Упражнение: «Найди такую же».

27,28

Сортировка пуговиц 2-3 размеров и цветовой палитры..

29

Упражнения на расслабление и снятие мышечного напряжения.

30,31

Игра: «Большие и маленькие» Чередование предметов по величине

32

Упражнения на развитие моторики: «Пробки»

33,34

Упражнение на развитие моторики: «Прищепки».

35,36

Упражнение: «Подбери по цвету».

37,38

Игра «Съедобное – несъедобное».

39,40,41

Восприятие времени. Времена года. Последовательность

42

Дидактическая игра «Какое время года?»

43,44

Упражнения на расслабление и снятие мышечного напряжения.

45,46

Упражнение: «Последовательность событий».

47,48

Сортировка предметов по категориям.

49

Упражнение: «Что здесь лишнее?»

50

Упражнение: « Половинки»

51,52

Игра «Что какого цвета?»

53

Дидактическая игра «Воздушные шары»

54,55

Разрезанные картинки

56,57

Игра «Наведи порядок»

58

Игра « Собираем урожай»

59,60

Упражнение «Найди предмет такой же формы»

61

Температурные изменения «Горячий – холодный»

62

Зрительная гимнастика. Игра «Найди отличия»

63,64

Конструирование фигур и предметов (2-3 детали)

65

Дидактическая игра «Что перепутал художник?»

66,67,68

Игры с крупной мозаикой






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!