СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО КОРРЕКЦИОННОМУ КУРСУ «СЕНСОРНОЕ РАЗВИТИЕ» составлена на основе примерной адаптированной основной образовательной программы (вариант 2), согласно требованиям ФГОС за курс 5 класса

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Настоящая программа составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и на основе нормативно – правовых документов:

  1. Приказ министерства образования Российской Федерации от 19 декабря 2014 г. № 1599 – п. «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

       2.Адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умеренной,тяжёлой и глубокой умственной

отсталостью (интеллектуальными нарушениями),тяжёлыми и множественными нарушениями развития (вариант 2) ГКОУ «Специальная (коррекционная) школа-интернат для детей-сирот и   детей, оставшихся без попечения родителей с. Покровка Новосергиевский район Оренбургская область»

      3.Учебный план ГКОУ «Специальная (коррекционная) школа-интернат для детей-сирот и   детей, оставшихся без попечения родителей

с. Покровка Новосергиевского района  Оренбургской области»

        

         Целью обучения является обогащение чувственного опыта через целенаправленное систематическое воздействие на различные анализаторы.

        Задачи программы:

1) Развитие и коррекция зрительного восприятия;

2) Развитие и коррекция слухового восприятия;

3) Развитие и коррекция кинестетического восприятия;

Просмотр содержимого документа
«РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО КОРРЕКЦИОННОМУ КУРСУ «СЕНСОРНОЕ РАЗВИТИЕ» составлена на основе примерной адаптированной основной образовательной программы (вариант 2), согласно требованиям ФГОС за курс 5 класса»

Государственное казённое общеобразовательное учреждение «Специально (коррекционная) школа – интернат для

детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» с. Покровка Новосергиевского района Оренбургской области



«Рассмотрено»

На заседании МО

__________

Протокол № 1 от .08.202 г

«Согласованно»

Зам. директора

___________

08.202 г.

«Утверждаю»

Директор школы

___________

Приказ №






РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО КОРРЕКЦИОННОМУ КУРСУ «СЕНСОРНОЕ РАЗВИТИЕ»

составлена на основе примерной адаптированной основной образовательной

программы (вариант 2), согласно требованиям ФГОС за курс 5 класса

на 2022-2023учебный год

                     






Составила: Квернадзе Лидия Фаритовна

педагог-психолог высшей квалификационной категории



                                                                                    

                                                                                                                                              


 

Содержание

 




1.

Пояснительная записка

2.

Общая характеристика учебного предмета

3.

Описание места учебного предмета в учебном плане

4.

Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета

5.

Содержание учебного предмета


6.

Тематическое планирование

7.

Материально-технического обеспечение















1.Пояснительная записка

Настоящая программа составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и на основе нормативно – правовых документов:

  1. Приказ министерства образования Российской Федерации от 19 декабря 2014 г. № 1599 – п. «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

2.Адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умеренной,тяжёлой и глубокой умственной

отсталостью (интеллектуальными нарушениями),тяжёлыми и множественными нарушениями развития (вариант 2) ГКОУ «Специальная (коррекционная) школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей с. Покровка Новосергиевский район Оренбургская область»

3.Учебный план ГКОУ «Специальная (коррекционная) школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

с. Покровка Новосергиевского района Оренбургской области»

Целью обучения является обогащение чувственного опыта через целенаправленное систематическое воздействие на различные анализаторы.

Задачи программы:

1) Развитие и коррекция зрительного восприятия;

2) Развитие и коррекция слухового восприятия;

3) Развитие и коррекция кинестетического восприятия;

2.Общая характеристика учебного предмета коррекционного курса «Сенсорное развитие»

Программно-методический материал включает 5 разделов: «Зрительное восприятие», «Слуховое восприятие», «Кинестетическое восприятие», «Восприятие запаха», «Восприятие вкуса».

Содержание каждого раздела представлено по принципу от простого к сложному. Сначала проводится работа, направленная на расширение

диапазона воспринимаемых ощущений ребенка, стимуляцию активности. Под активностью подразумеваются психические, физические,

речевые реакции ребенка, например: эмоционально-двигательная отзывчивость, концентрация внимания, вокализация. В дальнейшем в ходе

обучения формируются сенсорно-перцептивные действия. Ребенок учится не только распознавать свои ощущения, но и перерабатывать

получаемую информацию, что в будущем поможет ему лучше ориентироваться в окружающем мире.

3.Описание места коррекционного курса в учебном плане

В учебном плане данный курс является элементом «Коррекционно-развивающей области». В соответствии с учебным планом программа по коррекционному курсу «Сенсорное развитие» рассчитана на 102 часа в год, 3 часа в неделю, 34 учебные недели.


Описание места коррекционного курса в учебном плане

В учебном плане коррекционные занятия «Сенсорное развитие» представлены с расчетом по 3 часа в неделю, 102 часа в год. Коррекционные занятия проводятся  во второй половине дня. Основной формой организации является комплексное занятие. Продолжительность занятия составляет 40 минут.

 

4. Личностные и предметные результаты освоения коррекционного курса

Личностными результатами  изучения курса «Сенсорное развитие» является формирование следующих умений и навыков (при направляющей помощи):

         Определять и выражать положительное отношение к школьной дисциплине, направленной на поддержание норм поведения в школе.

         В предложенных педагогом ситуациях делать выбор,  как поступить, опираясь на общепринятые нравственные правила, в первую очередь в отношениях со сверстниками в практике совместной деятельности.

         Оценивать простые ситуации и однозначные поступки как «хорошие» или «плохие» с позиции важности исполнения роли «хорошего ученика».

         Выражать свое эмоциональное состояние, настроение.

Предметные результаты

Сформированность следующих умений:

-Следить взглядом за движущимся близко расположенным предметом (по горизонтали, по вертикали, по кругу, вперед/назад).

-Следить взглядом за движущимся удаленным объектом.

-Узнавать  и различать цвета объекта.

-Слуховое восприятие: следить за близко расположенным перемещающимся источником звука. Локализация неподвижного удаленного источника звука.

-Соотносить звук с его источником.

-Находить объекты, одинаковые по звучанию.

-Адекватно реагировать  на соприкосновение с материалами (дерево, металл, клейстер, пластмасса, бумага, вода и др.), различными по температуре (холодный, теплый), фактуре (гладкий, шероховатый), вязкости (жидкий, густой, сыпучий).

-Адекватно реагировать на вибрацию, исходящую от объектов.

-Адекватно реагировать на соприкосновение тела с разными видами поверхностей.

-Различать материалы по характеристикам (температура, фактура, влажность, вязкость).

-описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам;

-выделять существенные признаки предметов;

-сравнивать между собой предметы, явления;

-обобщать, делать несложные выводы.

 

Достижение базовых учебных действий:

- познавательных учебных действий:

        Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.

        Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя.

        Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате  совместной  работы всего класса.

        Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать геометрические фигуры, эталоны цвета.

 

- регулятивных учебных действий:

        Определять и формулировать цель деятельности   с помощью учителя.

        Проговаривать последовательность действий.

        Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией рабочей тетради.

        Учиться работать по предложенному учителем плану.

        Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.

        Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.

 

- коммуникативных учебных действий:

        Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной форме (на уровне одного предложения или небольшого текста).

 

        Слушать и понимать речь других.

        Читать и пересказывать текст.

        Уметь обратиться ко взрослому за помощью.

           -   Совместно договариваться о правилах.





Оценка  планируемых результатов освоения программы

 

№ п.п.

Тема раздела

Форма

Ожидаемый результат

1

Кинестетическое восприятие

Групповые коррекционные занятия

1 уровень – знание правил пользования письменными принадлежностями; кинезиологических упражнений. специальных обследующих движений (поглаживание, разминание, постукивание, сжимание и др.), обозначение отдельными словами свойства и качества используемого материала, признаки предмета.

2 уровень – умения правильно пользоваться письменными принадлежностями, копировать несложные изображения, распознавать основные эмоции; выполнять несложные графические работы под диктовку педагога; составлять предмет из частей, определять на ощупь величину хорошо знакомых предметов, целенаправленно выполнять действия по инструкции педагога; составлять предмет из 2—3 частей.

3 уровень - получение обучающимися с умственной отсталостью начального опыта самостоятельного общественного действия, формирование  социально приемлемых моделей поведения. 

2

Восприятие вкуса

Групповые коррекционные занятия

1 уровень – знание особого свойства  предмета - «вкус», продуктов, которые могут нанести вред здоровью (ядовитые грибы, ягоды, уксус и т.п.); основных вкусов: горький - сладкий, сырое – вареное. 

2 уровень – умения сравнивать и различать разные вкусы;

3 уровень - получение обучающимися с умственной отсталостью начального опыта самостоятельного общественного действия, формирование  социально приемлемых моделей поведения. 

3

Восприятие запаха

Групповые коррекционные занятия

1 уровень – знание особого свойства  предмета «запах», знание приятных-неприятных ароматов и запахов.

2уровень - умения сравнивать и различать простые запахи (приятные  - неприятные);

3уровень - получение обучающимися с умственной отсталостью начального опыта самостоятельного общественного действия, формирование  социально приемлемых моделей поведения. 

4

Зрительное восприятие

Групповые коррекционные занятия

1уровень – знания правила целенаправленного рассматривания объекта: вычленение сначала основных элементов, затем его деталей, определение их соотношений.

2 уровень – умения выделять в объекте составляющие его части, пропорции, строение; распознавать основные эмоции; узнавать предмет по части; выделять предмет из группы; определять картинку к заданному эталону; находить различия и сходство в двух аналогичных сюжетных картинках; делать элементарные обобщения на основе сравнения и различения предметов и их изображений.

3 уровень - получение обучающимися с умственной отсталостью начального опыта самостоятельного общественного действия, формирование  социально приемлемых моделей поведения. 

5

Слуховое восприятие

Групповые коррекционные занятия

1уровень – знания шумов: шуршание, скрип, шелест, стук, пение птиц, шум поезда, машины.

2 уровень –умения различать речевые и неречевые звуки; выполнять упражнения в определенном ритме и темпе; сравнивать музыкальные звуки по громкости и длительности звучания, различать характер мелодии (веселая – грустная).

3 уровень - получение обучающимися с умственной отсталостью начального опыта самостоятельного общественного действия, формирование  социально приемлемых моделей поведения. 

Методы и средства оценки результативности программы

Диагностируемые характеристики

Психодиагностические методики

Кинестетическое  восприятие

- упражнения на оценку тактильных ощущений

Зрительное восприятие

-упражнения на оценку зрительного восприятия

Слуховое восприятие

-упражнения на оценку развития слухового восприятия

Восприятие вкуса

-упражнения на оценку способности к различению вкусов.

Восприятие запаха

-упражнения на оценку способности восприятия запахов

В соответствии с требованиями ФГОС к адаптированной основной образовательной программе для обучающихся с умственной отсталостью (вариант 2) результативность обучения может оцениваться только строго индивидуально с учетом особенностей психофизического развития и особых образовательных потребностей каждого обучающегося.

Для выявления динамики развития учащихся с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью часто используется методика «Карта наблюдений» Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Нисневич Л.А. Как помочь «особому» ребенку. Книга для педагогов и родителей. 3-е издание. — СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2001. «Карта наблюдений» — это комплексный метод наблю­дения за динамикой развития ребенка, выявления его «зоны ближайшего развития».  В данной методике для программы «Сенсорное развитие» актуальным является направление диагностики сенсорно-перцептивной сферы.


5. Содержание учебного предмета.

Содержание каждого раздела представлено по принципу от простого к сложному. Сначала проводится работа, направленная на расширение диапазона воспринимаемых ощущений ребенка, стимуляцию активности.

Под активностью подразумеваются психические, физические, речевые реакции ребенка, например: эмоционально-двигательная отзывчивость, концентрация внимания, вокализация. В дальнейшем в ходе обучения формируются сенсорно-перцептивные действия. Ребенок учится не только распознавать свои  ощущения, но и перерабатывать получаемую информацию, что в будущем поможет ему лучше ориентироваться в окружающем мире.

Примерное содержание коррекционных занятий

Зрительное восприятие.

Фиксация взгляда на лице человека. Фиксация взгляда на неподвижном светящемся предмете (фонарик, пламя свечи, светящиеся игрушки). Фиксация взгляда на неподвижном предмете, расположенном (на уровне глаз, выше и ниже уровня глаз) напротив ребенка (справа, слева от ребенка). Прослеживание взглядом за движущимся близко расположенным предметом (по горизонтали, по вертикали, по кругу, вперед/назад). Прослеживание взглядом за движущимся удаленным объектом. Узнавание (различение) цвета объектов (красный, синий, желтый, зеленый, черный и др.).

Слуховое восприятие.

Локализация неподвижного источника звука, расположенного на уровне уха (плеча, талии). Прослеживание за близко расположенным перемещающимся источником звука. Локализация неподвижного удаленного источника звука. Соотнесение звука с его источником. Нахождение одинаковых по звучанию объектов.

Кинестетическое восприятие.

Эмоционально-двигательная реакция на прикосновения человека. Реакция на соприкосновение с материалами (дерево, металл, клейстер, пластмасса, бумага, вода и др.), различными по температуре (холодный, теплый), фактуре (гладкий, шероховатый), вязкости (жидкий, густой, сыпучий). Реакция на вибрацию, исходящую от объектов. Реакция на давление на поверхность тела. Реакция на горизонтальное (вертикальное) положение тела. Реакция на положение частей тела. Реакция на соприкосновение тела с разными видами поверхностей. Различение материалов (дерево, металл, клейстер, крупа, вода и др.) по температуре (холодный,  горячий)фактуре (гладкий, шероховатый)влажности (мокрый, сухой)вязкости (жидкий, густой). 

Восприятие запаха.

Реакция на запахи. Узнавание (различение) объектов по запаху (лимон, банан, хвоя, кофе и др.)

Восприятие вкуса.

Реакция на продукты, различные по вкусовым качествам (горький, сладкий, кислый, соленый) и консистенции (жидкий, твердый, вязкий, сыпучий). Узнавание (различение) продуктов по вкусу (шоколад, груша и др.). Узнавание (различение) основных вкусовых качеств продуктов (горький, сладкий, кислый, соленый).

 

1.                  Зрительное восприятие:

Диагностика на начало учебного года, фиксация взгляда на лице человека, фиксация взгляда на неподвижном светящемся предмете, фиксация взгляда на неподвижном предмете, расположенном напротив ребенка, прослеживание взглядом за движущимся, близко расположенным предметом, прослеживание взглядом за движущимся удаленным объектом, основные цвета: красный, желтый, основные цвета: синий, зеленый, ахроматические цвета: белый, черный, серый, промежуточные цвета: розовый, оранжевый,  голубой, фиолетовый, коричневый.

2.                  Слуховое восприятие:

Звуковые понятия: громко – тихо, бытовые шумы и звуки природы, музыкальные звуки, высокие и низкие звуки, звуковые понятия: далеко – близко, соотнесение звука с его источником, дидактические игры на слуховое восприятие, дифференцировка звуков шумовых и музыкальных инструментов (погремушка, барабан, колокольчик, бубен, гармошка, ложки), характеристика звуков по громкости и длительности (шумы, музыкальные и речевые звуки), различение мелодии по характеру (веселая, грустная), подражание звукам окружающей среды, различение по голосу знакомых людей.

3.                  Кинестетическое восприятие:

Выполнение движений и поз головы по показу, вербализация собственных ощущений, движения и позы верхних и нижних конечностей, выразительность движений, горизонтальное (вертикальное) положение тела, вербализация собственных ощущений, имитация движений и поз (повадки животных, природные явления), игры на копирование поз и движений ведущего, различение материалов (дерево, металл, клейстер, крупа, вода), различение материалов по температуре  (холодный, горячий), времена года (лето, зима), (жаркое, холодная), различение материалов по фактуре (гладкий, шероховатый), различение материалов по влажности (мокрый, сухой), различение материалов по вязкости (жидкий, густой).

4.                  Восприятие запаха.

Знакомство с характерными запахами отдельных реальных предметов и объектов живой и неживой природы, обозначение словом, сравнение разных запахов, ароматы (парфюмерные, цветочные и др.).Контрастные ароматы (резкий – мягкий, свежий – испорченный).

          5. Восприятие вкуса

Вкусовые качества (сладкое – горькое, сырое – варёноё), обозначение словом вкусовых ощущений.. Узнавание (различение) основных вкусовых качеств продуктов, дифференцировка вкусовых ощущений (сладкий — слаще, кислый — кислее), диагностика на конец учебного года.


Система оценки достижения планируемых результатов обучающимися с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью, с ТМНР.

Критерии оценивания результатов обучения:

Мониторинг результатов обучения проводится не реже одного раза в полугодие. В ходе обучения специалисты образовательной организации учитывают степень самостоятельности ребенка, т. е. оценивают уровень сформированности действий/операций и представлений, внесенных в СИПР. Например:

правильное самостоятельное выполнение фиксируется 5 баллами;

выполнение по инструкции – 4 балла;

выполнение с частичной помощью учителя – 3 балла;

со значительной помощью -2 балла;

если ребенок не может работать с тем или иным материалом или не отвечает на вопрос теста, — 0 баллов.

Результативность обучения может оцениваться только строго индивидуально с учетом особенностей психофизического развития и особых образовательных потребностей каждого обучающегося. В связи с этим, оценивание знаний, умений, навыков по предмету проводится согласно личностному развитию, личностным успехам, положительным достижениям в обучении и воспитании каждого обучающегося с применением индивидуального и дифференцированного подхода.


6.      Календарно - тематическое планирование 5 класс

п/п

Тема

Кол. часов

Дата

Основные понятия

Основные виды учебной деятельности

Примечание

 

план

факт

 

1

Первичное обследование

1


 

      тест

Выявление уровня психофизического разви­тия

Диагностическая

 

2

Первичное обследование 

1


 

     тест

Выявление уровня психофизического разви­тия

Диагностическая

 

3

Первичное обследование

1


 

     тест

Выявление уровня психофизического разви­тия

Диагностическая

 

4

Восприятие предметов по структуре поверхности: гладкий – шероховатый через тактильное взаимодействие с предметами – мячами, ежиком

1


 

гладкий – шероховатый

шершавый

 

 Игры пальчико­вой гимнастики, музыкально-ритмиче­ские упражнения, игры «Волшебная ко­робочка», «Волшебный мешочек»

Формировать навыки выполне­ния действий  по словесной инструк­ции педагога.  Корригировать недо­статки восприятия через развитие уме­ния обследовать  поверхности пред­мета, различать их по внешним при­знакам при выполнении предметных действий

 

5

Восприятие предметов по структуре поверхности: гладкий – шероховатый через тактильное взаимодействие с предметами – мячами, ежиком

1


 

пластмассовые,

войлочные

резиновые

мячики

 

Игры пальчико­вой гимнастики, музыкально-ритмиче­ские упражнения, игры «Волшебная ко­робочка», «Волшебный мешочек»

Формировать навыки выполне­ния действий  по словесной инструк­ции педагога.  Корригировать недо­статки восприятия через развитие уме­ния обследовать  поверхности пред­мета, различать их по внешним при­знакам при выполнении предметных действий

 

6

Восприятие предметов по структуре поверхности: гладкий – шероховатый через тактильное взаимодействие с материалами – картоном, бумагой

1


 

гладкий шероховатый

шершавый

серый

белый

Игры на  восприятие предметов по структуре поверхности. Групповая, фронтальная. Игры пальчико­вой гимнастики, музыкально-ритмиче­ские упражнения

Коррекция недостатков мышления через развитие умения обследовать предметы

 

7

Восприятие предметов по структуре поверхности: гладкий – шероховатый через тактильное взаимодействие с материалами – картоном, бумагой

1


 

гладкий  шероховатый

шершавый

серый

белый

плотный

тонкий

Игры на  восприятие предметов по структуре поверхности. Групповая, фронтальная. Игры пальчико­вой гимнастики, музыкально-ритмические упражнения

Коррекция недостатков мышления через развитие умения обследовать предметы

 

8

Восприятие предметов по структуре поверхности: гладкий – шероховатый через тактильное взаимодействие с материалами – шелком, вельветом

1


 

материал

шелк

вельвет

 

Игры на  восприятие предметов по структуре поверхности. Групповая, фронтальная. Игры пальчико­вой гимнастики, музыкально-ритмические упражнения

Корригировать недо­статки восприятия через развитие уме­ния обследовать  поверхности пред­мета, различать их по внещним при­знакам при выполнении предметных действий, находить предметы с задан­ным признакам среди нескольких, вы­страивать сериационный ряд (по за­данному признаку)

 

9

Восприятие предметов по структуре поверхности: гладкий – шероховатый через тактильное взаимодействие с материалами – шелком, вельветом

1


 

 

Классификация материал

Теплый

Холодный

Плотность

 

Игры на  восприятие предметов по структуре поверхности. Групповая, фронтальная. Игры пальчико­вой гимнастики, музыкально – ритмические упражнения

Корригировать недо­статки восприятия через развитие уме­ния обследовать  поверхности пред­мета, различать их по внещним при­знакам при выполнении предметных действий, находить предметы с задан­ным признакам среди нескольких, вы­страивать сериационный ряд (по за­данному признаку)

 

10

Восприятие предметов по структуре поверхности: гладкий – шероховатый через тактильное взаимодействие с материалами – фольгой, атласной лентой

1


 

Фольга

Атлас

Лента

Длинный

Короткий

Игры на  восприятие предметов по структуре поверхности. Описание предмета по алгоритму, игры пальчиковой гимнастики, музыкально-ритмические упражнения

Коррекция недостатков мышления через развитие умения обследовать предметы

 

11

Восприятие предметов по структуре поверхности: гладкий – шероховатый через тактильное взаимодействие с материалами – фольгой, атласной лентой

1


 

атласная

капроновая

полотняная

ленточки

фольга

Игры на  восприятие предметов по структуре поверхности. Групповая, фронтальная. Игры пальчико­вой гимнастики, музыкально-ритмические упражнения

Коррекция недостатков мышления через развитие умения обследовать предметы

 

12

Восприятие предметов по плотности материалов: мягкий – твердый, через тактильное взаимодействие с предметами – мягкой игрушкой, пластмассовым шариком

1


 

Мягкий

Твердый

Взаимодействие

Пластмасса

Поролон

Игры на  восприятие предметов по структуре поверхности. Групповая, фронтальная. Описание предмета по алгоритму, игры пальчиковой гимнастики, музыкально-ритмические упражнения

Формировать навыки выполне­ния действий  по словесной инструк­ции педагога.   Корригировать недо­статки восприятия через развитие уме­ния обследовать  поверхности пред­мета

 

13

Восприятие предметов по плотности материалов: мягкий – твердый, через тактильное взаимодействие с предметами – мягкой игрушкой, пластмассовым шариком

1


 

Сравнение

Пластмасса

Шар

Куб

Поролон

Игры на  восприятие предметов по структуре поверхности. Групповая, фронтальная. Игры пальчико­вой гимнастики, музыкально-ритмиче­ские упражнения, описание предмета по алгоритму

Формировать навыки выполне­ния действий  по словесной инструк­ции педагога.  Корригировать недо­статки восприятия через развитие уме­ния обследовать  поверхности пред­мета

14

Восприятие предметов по плотности материалов: мягкий – твердый, через тактильное взаимодействие с предметами – ватой, кусочком металла

1


 

Вата

Металл

Железо

пух

Игры на  восприятие предметов по структуре поверхности. Групповая, фронтальная. Описание предмета по алгоритму, игры пальчиковой гимнастики, музыкально-ритмические упражнения

Коррекция недостатков мышления через развитие умения обследовать предметы Коррекция  кинестетического и кинетического ощущения через игровые  упражнения

 

15

Восприятие предметов по плотности материалов: мягкий – твердый, через тактильное взаимодействие с предметами – ватой, кусочком металла

1


 

Сравнение

Вата

Металл

Твердость

Рыхлость

Пушистость

Плотность

Игры на  восприятие предметов по структуре поверхности. Групповая, фронтальная. Игры пальчико­вой гимнастики,  Описание предмета по алгоритму,  музыкально-ритмические упражнения

Коррекция недостатков мышления через развитие умения обследовать предметы. Коррекция  кинестетического и кинетического ощущения через игровые упражнения

 

16

Восприятие предметов по плотности материалов: мягкий – твердый, через тактильное взаимодействие с предметами – резиновым мячиком, деревянным кубиком

1


 

Резина

Дерево

Описание

Состав

Игры на  восприятие предметов по структуре поверхности. Групповая, фронтальнаяОписание предмета по алгоритму, игры пальчиковой гимнастики, музыкально-ритмические упражнения

Коррекция недостатков сенсорного восприятия через закрепление сенсорных эталонов. Коррекция  кинестетического и кинетического ощущения через игровые.упражнения

 

17

Восприятие предметов по плотности материалов: мягкий – твердый, через тактильное взаимодействие с предметами – резиновым мячиком, деревянным кубиком

1


 

Резина

Дерево

Описание

Состав

Игры на  восприятие предметов по структуре поверхности. Групповая, фронтальная. Игры пальчико­вой гимнастики, музыкально-ритмиче­ские упражнения, Описание предмета по алгоритму

Коррекция недостатков сенсорного восприятия через закрепление сенсорных эталонов Коррекция  кинестетического и кинетического ощущения через игровые.упражнения

 

18

 Восприятие предметов по форме: шар – куб, через тактильное взаимодействие с предметами

1


 

Тактильное взаимодействие

Игры на  восприятие предметов по структуре поверхности. Групповая, фронтальная. Игры пальчико­вой гимнастики, Описание предмета по алгоритму, музыкально-ритмические упражнения

Формировать навыки выполне­ния действий  по словесной инструк­ции педагога.  Корригировать недо­статки восприятия через развитие уме­ния обследовать  поверхности пред­мета, различать их по внешним при­знакам при выполнении предметных действий, находить предметы с задан­ным признаком среди нескольких, вы­страивать сериационный ряд (по за­данному признаку)

 

19

 Восприятие предметов по форме и величине: шар – куб, через тактильное взаимодействие с предметами

1


 

 Шар

Куб

Геометрические

Формы

величина

Игры на  восприятие предметов по структуре поверхности. Групповая, фронтальная. Игры пальчико­вой гимнастики. Описание предмета по алгоритму, музыкально-ритмические упражнения

Формировать навыки выполне­ния действий  по словесной инструк­ции педагога.  Корригировать недо­статки восприятия через развитие уме­ния обследовать  поверхности пред­мета, различать их по внешним при­знакам при выполнении предметных действий, находить предметы с задан­ным признаком среди нескольких, вы­страивать сериационный ряд (по за­данному признаку)

 

20

 Восприятие предметов по форме: шар – куб, через тактильное взаимодействие с предметами

1


 

 Сравнение

Соотнесение

Форма

поверхность

Игры на  восприятие предметов по структуре поверхности, по размеру, окраске. Игры на сравнение предметов. Игры пальчико­вой гимнастики, музыкально-ритмиче­ские упражнения

Формировать навыки выполне­ния действий  по словесной инструк­ции педагога.  Корригировать недо­статки восприятия через развитие уме­ния обследовать  поверхности пред­мета, различать их по внещним при­знакам при выполнении предметных действий, находить предметы с задан­ным признаком среди нескольких, вы­страивать сериационный ряд (по за­данному признаку)

 

21

 Восприятие предметов по размеру: большой – маленький через тактильное взаимодействие с предметами

1


 

 Большой

 маленький

Игры на  восприятие предметов по структуре поверхности. Групповая, фронтальная. Игры пальчико­вой гимнастики, музыкально-ритмические упражнения

Коррекция недостатков сенсорного восприятия через закрепление сенсорных эталонов

 

22

 Восприятие предметов по размеру: большой – маленький через тактильное взаимодействие с предметами

1


 

Сравнение

 

Игры на  восприятие предметов по структуре поверхности. Групповая, фронтальная. Игры пальчико­вой гимнастики, музыкально-ритмические упражнения

Коррекция недостатков сенсорного восприятия через закрепление сенсорных эталонов

 

23

Восприятие предметов по размеру: большой – средний- маленький через тактильное взаимодействие с предметами

1


 

Большой

Средний  

Маленький

Игры на  восприятие предметов по структуре поверхности. Групповая, фронтальная. Игры пальчико­вой гимнастики, музыкально-ритмические упражнения

Коррекция недостатков сенсорного восприятия через закрепление сенсорных эталонов

 

24

Восприятие предметов по размеру: большой – средний - маленький через тактильное взаимодействие с предметами

1


 

Большой

Средний  

Маленький

Игры на  восприятие предметов по структуре поверхности. Игры на развитие зрительной памяти, восприятия. Групповая, фронтальная. Игры пальчико­вой гимнастики, музыкально-ритмические упражнения

Коррекция недостатков сенсорного восприятия через закрепление сенсорных эталонов

 

25

 Восприятие предметов по цвету: красный

 1


 

 Цвет

Основной цвет

Игры на определение и различение цве­тов и их  оттенков "Что бывает такого цвета", «палитра художника»,  «растяжка цвета», музыкально-ритмические упраж­нения, игры пальчиковой гимнастики

Формировать умение различать, назы­вать основные цвета. Воспитывать вниматель­ность, усидчи­вость. Развивать па­мять, воображение. Развитие зри­тельного восприятия цвета

 

26

Восприятие предметов по цвету: белый.

1


 

Цвет

Основной цвет

 

Игры на определение и различение цве­тов и их  оттенков "Что бывает такого цвета", «палитра художника»,  «растяжка цвета», музыкально-ритмические упраж­нения, игры пальчиковой гимнастики

Формировать умение различать, назы­вать основные цвета. Воспитывать вниматель­ность, усидчи­вость. Развивать па­мять, воображение. Развитие зри­тельного восприятия цвета.

 

27

 Восприятие предметов по цвету: желтый

1


 

Цвет

Игры на определение и различение цве­тов и их  оттенков "Что бывает такого цвета", «палитра художника»,  «растяжка цвета», музыкально-ритмические упражнения

Корригировать недостатки мышления через развитие умения сравнивать, обобщать, делать эле­ментарные выводы

 

28

 Восприятие предметов по цвету: красный, желтый, белый.

1


 

 

Игры на определение и различение цве­тов и их  оттенков "Что бывает такого цвета", «палитра художника»,  «растяжка цвета», музыкально-ритмические упражнения

Воспитывать внимательность, усидчивость. Развивать память, воображение. Развитие зрительного восприятия цвета

 

29

Восприятие предметов по цвету: синий

1


 

Цвет

Игры на определение и различение цве­тов и их  оттенков "Что бывает такого цвета", «палитра художника»,  «растяжка цвета», музыкально-ритмические упражнения

Формировать умение различать, назы­вать основные цвета и оттенки цветов. Воспитывать вниматель­ность, усидчи­вость. Развивать па­мять, воображение

 

30

Восприятие предметов по цвету: зелёный

1


 

Цвет

Игры на определение и различение цве­тов и их  оттенков "Что бывает такого цвета", «палитра художника»,  «растяжка цвета», музыкально-ритмические упражнения

Развитие зри­тельного восприятия цвета. Закре­пить в речи детей названия крас­ного, синего и желтого цве­тов.    Развивать цветовосприятие красного, синего и желтого, зеле­ного  цветов

 

31

Восприятие предметов по цвету: оранжевый

1


 

Смешение цветов

Оттенок

Игры на определение и различение цве­тов и их  оттенков "Что бывает такого цвета", «палитра художника»,  «растяжка цвета», музыкально-ритмические упражнения

Формировать умение различать, называть основные цвета и оттенки цветов

 

32

Восприятие предметов по цвету: синий, зелёный, оранжевый

1


 

Смешение цветов

Оттенок

 

Игры на определение и различение цве­тов и их  оттенков "Что бывает такого цвета", «палитра художника»,  «растяжка цвета», музыкально-ритмические упражнения

Развивать цветовосприятие оранжевого, синего и  зеле­ного  цветов.  Корригировать недостатки мышления через развитие умения сравнивать, обобщать, делать элементарные выводы

 

33

Восприятие предметов по цвету: голубой

1


 

голубой

Игры на определение и различение цве­тов и их  оттенков "Что бывает такого цвета", «палитра художника»,  «растяжка цвета», музыкально-ритмические  упражнения

Формировать умение различать, называть основные цвета и оттенки цветов

34

Восприятие предметов по цвету: розовый

1


 

розовый

Игры на определение и различение цве­тов и их  оттенков "Что бывает такого цвета", «палитра художника»,  «растяжка цвета», музыкально-ритмические упражнения

Формировать умение различать, называть основные цвета и оттенки цветов

 

35

 Восприятие предметов по цвету: голубой, розовый

1


 

 голубой,

 розовый

Игры на определение и различение цве­тов и их  оттенков "Что бывает такого цвета", «палитра художника»,  «растяжка цвета», музыкально-ритмические упражнения

Корригировать недостатки мышления через развитие умения сравнивать, обобщать, делать элементарные выводы

 

36

Теплые цвета

1


 

Теплый цвет

Игры на определение и различение цветов и их  оттенков "Что бывает такого цвета", «палитра художника»,  «растяжка цвета», музыкально-ритмические упражнения

Формировать умение различать, называть основные цвета и оттенки цветов. Воспитывать внимательность, усидчивость. Развивать память, воображение. Развитие зрительного восприятия цвета

 

37

Холодные цвета

1


 

Холодный цвет

 

Игры на определение и различение цветов и их  оттенков "Что бывает такого цвета", «палитра художника»,  «растяжка цвета»

Формировать умение различать, называть основные цвета и оттенки цветов. Воспитывать внимательность, усидчивость. Развивать память, воображение. Развитие зрительного восприятия цвета

 

38

Теплые и холодные цвета - сравнение

1


 

Холодный цвет

Теплый цвет

Цветовая линейка

Игры на определение, различение  и сравнение цветов и их  оттенков, игры пальчиковой гимнастики, музыкально-ритмические упражнения

Корригировать недостатки мышления через развитие умения сравнивать, обобщать, делать элементарные выводы

 

39

Части тела

1


 

Части тела

Игры и упражнения на развитие ориенти­ровки в собственном теле, дифференциация правой/левой руки; пра­вой/левой ноги; правой/левой части тела.       «Молчанка», музыкально-ритмические упражнения

Развитие сенсорной сферы и позна­вательной деятельности учащихся, направленной на формирование точных представлений о своем теле

 

40

 Части тела  

1


 

Части тела

Игры и упражнения на развитие ориенти­ровки в собственном теле, дифференциация правой/левой руки; пра­вой/левой ноги; правой/левой части тела.       «Молчанка»

Развитие сенсорной сферы и позна­вательной деятельности учащихся, направленной на формирование точных представлений о своем теле

 

41

Я и  пространство вокруг меня.

1


 

Части тела

Игры и упражнения на развитие ориенти­ровки в пространстве и собственном теле, дифференциация правой/левой руки; пра­вой/левой ноги; правой/левой части тела.       «Молчанка», музыкально-ритмические упражнения

Развитие сенсорной сферы и позна­вательной деятельности учащихся, направленной на формирование точных представлений о своем теле

 

42

Составление композиций из геометрических фигур

1


 

композиция

геометрические фигуры

Упражнения на мелкую моторику и графомоторные навыки: плавность, точность, скоординированность движений рук.  Упражнения на развитие зрительно-моторной  координации

 

Развитие логического мышления, памяти, произвольного внимания, закреплять знания о геометрических фигурах; сформировать опыт само­стоятельного преодоления затруд­нения под руководством педагога на основе рефлексивного метода, опыт самоконтроля

 

43

Составление композиций из геометрических фигур

1


 

композиция

Упражнения на мелкую моторику и графомоторные навыки: плавность, точность, скоординированность движений рук.  Упражнения на развитие зрительно-моторной  координации

 

Развитие логического мышления, памяти, произвольного внимания, закреплять знания о геометрических фигурах; сформировать опыт само­стоятельного преодоления затруд­нения под руководством педагога на основе рефлексивного метода, опыт самоконтроля

 

44

 Шумящие коробочки. Слуховое восприятие

1


 

Шумящие коробочки

Пустой

Полный

музыкально-ритмические  упражнения, упражнения пальчиковой гимнастики, игры на развитие слухового восприятия. «Шумящие коробочки»

Корригировать недостатки слухо­вого восприятия через активизацию произвольного слухового внимания, умения концентрироваться на слу­ховых образах

 

45

Шумящие коробочки. Слуховое восприятие

1


 

Шумящие коробочки

Пустой

полный

музыкально-ритмические  упражнения, упражнения пальчиковой гимнастики, игры на развитие слухового восприятия, шумящие коробочки, запоминание последовательности звучаний

Корригировать недостатки слухо­вого восприятия через активизацию произвольного слухового внимания, умения концентрироваться на слу­ховых образах

 

46

Где звенит колокольчик?

1


 

Колокольчик

направление

музыкально-ритмические  упражнения, упражнения пальчиковой гимнастики. Игры на определение направления звука в пространстве (слева, справа, спереди, сзади), развитие слухо-моторной координации, формирование чувства ритма, определение на слух звучания различных музыкальных инструментов

Корригировать недостатки слухо­вого восприятия через активизацию произвольного слухового внимания, умения концентрироваться на слу­ховых образах

 

47

Где звенит колокольчик?

1


 

Колокольчик

направление

музыкально-ритмические  упражнения, упражнения пальчиковой гимнастики. Игры на определение направления звука в пространстве (слева, справа, спереди, сзади), развитие слухо-моторной координации, формирование чувства ритма, определение на слух звучания различных музыкальных инструментов

Корригировать недостатки слухо­вого восприятия через активизацию произвольного слухового внимания, умения концентрироваться на слу­ховых образах

 

48

Звуковые понятия: громкий-тихий

1


 

громко

тихо

мелодия

музыкальный инструмент

Прослушивание музыкальных мелодий, игры на металлофоне, игры на определение громкости звуков, мелодий

Корригировать недостатки мышления через развитие умения сравнивать, обобщать, делать элементарные выводы

 

49

Звуковые понятия: громкий-тихий

1


 

громко

тихо

мелодия

музыкальный инструмент

Прослушивание музыкальных мелодий, игры на металлофоне, игры на определение громкости звуков, мелодий

Корригировать недостатки мышления через развитие умения сравнивать, обобщать, делать элементарные выводы

 

50

Определи, что слышится

1


 

помеха

погремушка

бубен

ложки

музыкальный инструмент

Условное слово», «Важные мелочи», «Помехи», игры на дифференцировку звуков шумовых и музыкальных инструментов (погремушка, барабан, колокольчик, бубен, гармошка, ложки)

Корригировать недостатки мышления через развитие умения сравнивать, обобщать, делать элементарные выводы. Расширять представления о различной интенсивности неречевых и речевых звуков

 

51

Дидактические игры на слуховое восприятие

1


 

Жмурки

Игры на развитие слухового восприятия и памяти: «Нарисуйте животное», «Аленушка и Иванушка», «Хлопни на слово», «Телефончик», «Узнай, кто я?» «Жмурки с колокольчиком»

Корригировать недостатки слухо­вого восприятия через активизацию произвольного слухового внимания, умения концентрироваться на слу­ховых образах

 

52

Дидактические игры на слуховое восприятие

1


 

Жмурки

Игры на развитие слухового внимания, восприятия и памяти: «Нарисуйте животное», «Аленушка и Иванушка», «Хлопни на слово», «Телефончик», «Узнай, кто я?» «Жмурки с колокольчиком»

Корригировать недостатки слухо­вого восприятия через активизацию произвольного слухового внимания, умения концентрироваться на слу­ховых образах

 

53

Слушай и выполняй

1


 

звуковой сигнал

цепочка звукоподражаний

игры на развитие слухового восприятия и внимания

 « Похлопаем – потопаем», «Раз, два, три - замри», различение и запоминание цепочки звукоподражаний. Выполнение действий в соответствии со звуковыми сигналами

Формировать и расширять  основы слуховой дифференциации, регулятивной функции речи

 

54

Выполнение движений и поз головы по показу, вербализация собственных ощущений

1


 

равновесие

Комплексы упражнений с гимнастическими предметами на голове (мешочек с песком, кубик и т. д.) стоя у стены, в движении, под музыку

Корригировать недостатки общей моторики через достижение координации дыхания, речи и движений тела

 

55

Выполнение движений и поз головы по показу, вербализация собственных ощущений

1


 

осанка

Комплексы упражнений с гимнастическими предметами на голове (мешочек с песком, кубик и т. д.) стоя у стены, в движении, под музыку

Корригировать недостатки общей моторики через достижение координации дыхания, речи и движений тела

 

56

Игры на развитие зрительного восприятия

 

1


 

зонтик

Комплексы  упражнений на развитие зрительного восприятия, игры пальчиковой гимнастики,

«Веселые зонтики», «Цветные варежки», «Кораблики», «Матрешкины бусы», «разложи по цвету»

Формирование произвольности зрительного восприятия и развитие зрительной памяти

 

57

Игры на развитие зрительного восприятия

1


 

зонтик

Комплексы  упражнений на развитие зрительного восприятия, игры пальчиковой гимнастики,

«Веселые зонтики», «Цветные варежки», «Кораблики», «Матрешкины бусы», «разложи по цвету»

Формирование произвольности зрительного восприятия и развитие зрительной памяти

 

58

Размытые картинки

1


 

Размытые картинки

Комплексы  упражнений на развитие зрительного восприятия, игры пальчиковой гимнастики

 

Закреплять сенсорные оптические эталоны. Корригировать недостатки зрительного восприятия и мелкой моторики. Коррекция тактильно-двигательного восприятия на ос­нове упражнений. Развивать   внимание,   глазомер,  мелкую моторику  рук, мышление

 

59

Письмо  в рисунках

1


 

Письмо

шифр

Комплексы  упражнений на развитие зрительного восприятия, игры пальчиковой гимнастики, игры на развитие графических навыков

Корригировать недостатки зрительного восприятия и мелкой моторики

 

60

Различение  материалов по температуре (холодный-горячий)

1


 

Холодный

Горячий

Температура

материал

Отгадывание загадок, игры-эксперименты «Из чего сделаны предметы?», «Что это?»

Коррекция  кинестетического и кинетического ощущения через игровые упражнения

 

61

Различение материалов по влажности (мокрый-сухой)

1


 

Влажность

Мокрый

Сухой

материал

Отгадывание загадок, игры-эксперименты «Из чего сделаны предметы?», «Что это?»

Коррекция  кинестетического и кинетического ощущения через игровые упражнения

 

62

Различение  материалов по по вязкости (жидкий -густой)

1


 

Вязкость

Жидкость

густота

Отгадывание загадок, игры-эксперименты «Из чего сделаны предметы?», «Что это?»

Коррекция  кинестетического и кинетического ощущения через игровые упражнения

 

63

Бытовые шумы и звуки природы

1


 

Бытовой шум

Звуки природы

природа

Игры на определение речевых и неречевых звуков. «Чудо-звуки», «Что звучит», «Где что?»

Коррекция слуховой памяти, внимания

 

64

Бытовые шумы  и звуки природы

1


 

Бытовой шум

Звуки природы

природа

Игры на определение речевых и неречевых звуков. «Чудо-звуки», «Что звучит», «Где что?»

Коррекция слуховой памяти, внимания

 

65

Узнавание неречевых звуков

1


 

Неречевые звуки

Игры на определение речевых и неречевых звуков. «Чудо-звуки», «Что звучит», «Где что?»

Коррекция слуховой памяти, внимания

 

66

Найди картинку

1


 

Хлопок

Пальчиковая гимнастика

Игры на развитие слухового внимания и восприятия «Найди картинку», «Хлопки», игры пальчиковой гимнастики, музыкально-ритмические упражнения

Развитие слухового внимания и восприятия на речевом материале

 

67

Назови звук (в кругу с мячом)

1


 

Круг

Мяч

Игры на развитие слухового внимания, фонематического слуха  “Найди нужные слова” Телефон”, «Назови звук»

Развитие фонематического слуха, речевого внимания. Коррекция слуховой памяти, внимания

 

68

Так ли это звучит?

1


 

Звук

Игры на развитие речевого внимания, слухового внимания и восприятия, фонематического слуха на речевом материале

Коррекция слуховой памяти, внимания. Развитие фонематического слуха, речевого внимания

 

69

На что это похоже?

1


 

Схожесть

Отличие

Признак

Игры на развитие  слухового восприятия, внимания и памяти. Игры пальчиковой гимнастики, музыкально-ритмические упражнения

Расширять практический опыт детей, их знания и представления об окружающем мире

 

70

Звуки на улице

1


 

Звук

Улица

Помещение

Игры на развитие  слухового восприятия, внимания и памяти. Игры пальчиковой гимнастики, музыкально-ритмические упражнения

Расширять практический опыт детей, их знания и представления об окружающем мире. Формировать способности дифференцировать неречевые и речевые звуки

 

71

Развитие общей и мелкой моторики, координации движения. Тряпичная кукла

1


 

Координация

тряпичная кукла

музыкально-ритмические  упражнения, упражнения пальчиковой гимнастики,  упражнения для координации разных ча­стей тела; «Группировки», «Гости»,  «Хлоп. Топ. Поворот»

Формировать умение произвольно концентрировать внимание на отдельных группах мышц. Воспитывать чувство ответственности за свои действия

 

72

Дождь

1


 

Осадки

Дождь

Время года

осень

Игры на  слуховое внимание, определение длительности и прерывистости сигнала. Игры пальчиковой гимнастики, музыкально-ритмические упражнения

Формировать способности дифференцировать неречевые звуки

 

73

Король тишины

1


 

Король

тишина

Игры на  слуховое внимание, развитие произвольного внимания, концентрации, саморегуляции

Формировать навыки произвольного внимания, саморегуляции. Корригировать недостатки произ­вольного внимания  и самоконтроля через развитие умения ждать и слушать

 

74

Сверху – снизу и справа – слева

1


 

Сверху

Снизу

Справа

слева

Развивать слуховое внимание, определение направления звука. Игры пальчиковой гимнастики, музыкально-ритмические упражнения

Развитие мыслительных процессов. Коррекция недостатков произвольности и внутреннего плана действий

 

75

Счет на слух

1


 

Устный счет

звукоподражание

Игры на различение и запоминание цепочки чисел,  запоминание последовательности звучаний  Игры пальчиковой гимнастики

Формировать навыки выполнения действий по подражанию, по словесной инструкции

 

76

Прятки

1


 

прятки

игры на развитие произвольного внимания и  зрительной памяти 

формирование навыков зрительного анализа и синтеза, развитие произвольного внимания

 

77

Найди пару

1


 

пара

игры на развитие произвольного внимания и  зрительной памяти 

Формировать навыки целостного восприятия; умение оперировать образами, соотносить части и целое, осуществлять анализ и синтез воспринимаемых объектов

 

78

Маленькие музыканты

1


 

Музыкант

Музыкальный инструмент

Развивать слуховое внимание, восприятие на слух звуков, которые издают детские музыкальные инструменты

 

 

79

Что здесь спряталось?

(зашумлённые» изображения)

 

1


 

Зашумленные изображения

«Где что?», «Найди картинку», зашумленные изображения. игры пальчиковой гимнастики

Развивать зрительную реакцию на предметы окружающего мира, замечать их форму, цвет, формировать действие с предметами, воспитывать интерес к окружающему миру

 

80

Что забыл дорисовать художник?

1


 

Нелепица

небылица

«Что забыл дорисовать художник?», «Нелепицы», «небылицы» «Найди картинку», игры пальчиковой гимнастики, «Найди недостающую часть»

Формирование навыков зрительного анализа и синтеза, развитие произвольного внимания

 

81

Найди такую же фигуру

1


 

Одинаковый

Разный

Похожий

Непохожий

Игры на  сенсорное восприятие детей, умение выделять и соотносить цвета; закрепление  знания о геометрической фигуре – круг; закрепление  понятий «одинаковые» - по цвету, по форме и по размеру; на развитие мелкой моторики рук

Формирование навыков зрительного анализа и синтеза, развитие произвольного внимания

 

82

Сложи картинку

1


 

Картинка

Целое

Часть

Упражнения серии  “Учимся смотреть и видеть” на формирование у ребенка гностических (познавательных) зрительных функций: зрительное разделение целостного объекта на части (зрительный анализ) и объединение частей в целое (зрительный синтез)

Формировать навыки целостного восприятия; умение оперировать образами, соотносить части и целое, осуществлять анализ и синтез воспринимаемых объектов

 

83

Дорисуй картинку и раскрась

1


 

Целое

Часть

Упражнения серии “Учимся смотреть и видеть” на  формирование у ребенка гностических (познавательных) зрительных функций: зрительное разделение целостного объекта на части (зрительный анализ) и объединение частей в целое (зрительный синтез); нахождение главных и второстепенных признаков в изображении и установление связей между ними

Формировать навыки  целостного восприятия; умение оперировать образами, соотносить части и целое, осуществлять анализ и синтез воспринимаемых объектов

 

84

Куда ползут улитки?

1


 

Улитка

Направление

 

Упражнения серии “Учимся следить глазами”  на формирование моторных зрительных функций: упорядоченного, целенаправленного перемещения взгляда по объекту восприятия для обнаружения и рассмотрения его деталей

Формирование стратегий сканирования изображений, развитие точных прослеживающих движений глаз, глазомера

 

85

Стрелочки

1


 

Верх

Низ

Право

Лево

 

Игры на формирование и развитие зрительного внимания и восприятия и представлений о системе координат: “сверху – снизу”, “спереди – сзади”, “слева – справа

Развивать зрительную реакцию на предметы окружающего мира, замечать их форму, цвет, формировать действие с предметами, воспитывать интерес к окружающему миру

 

86

 Звуковые символы

1


 

Звуковой символ

Развивать слуховое внимание, различение на слух звуков разной длительности

 

 

87

Построим дома

1


 

Строитель

 

Игры на развитие умения зрительно соотносить форму предметов, проверять свой выбор путем наложения, развитие произвольного внимания

Формировать навыки  целостного восприятия; умение оперировать образами, соотносить части и целое, осуществлять анализ и синтез воспринимаемых объектов

 

88

Соотнеси предметы

1


 

Соотнесение

предмет

Игры на  развитие умения определять форму предметов и произвольного внимания

Развивать зрительную реакцию на предметы окружающего мира, замечать их форму, цвет, формировать действие с предметами, воспитывать интерес к окружающему миру

 

89

Разрезные картинки

1


 

Целое

часть

Упражнения на развитие зрительно-пространственного

восприятия

 

Формировать навыки целостного восприятия; умение оперировать образами, соотносить части и целое, осуществлять анализ и синтез воспринимаемых объектов

 

90

Точечный рисунок

1


 

Точечный рисунок

Игры на развитие зрительного восприятия и узнавания, развитие цветового гнозиса

 

Развивать зрительную реакцию на предметы окружающего мира, замечать их форму, цвет, формировать действие с предметами, воспитывать интерес к окружающему миру

 

91

Половинки

1


 

Половина

Игры развитие концентрации и переключения произвольного зрительного внимания

Формировать навыки выполнения действий по подражанию, по словесной инструкции

 

92

Знакомство с характерными запахами отдельных реальных предметов и объектов живой и неживой природы, обозначение словом

 

1


 

Живая – неживая природа

Игры на развитие обоняния (душистые мешочки, ароматная радость), игры пальчиковой гимнастики, танцевальные упражнения

 Коррекция мыслительных процессов через развитие умения делать элементарные выводы, развитие сенсорной сферы и позна­вательной деятельности учащихся, направленной на формирование точных представлений о предметах окружающей среды и явлениях

 

93

Обоняние

1


 

обоняние

Игры на развитие осведомленности о различных запахах, умение различать простые запахи

Развитие сенсорной сферы и позна­вательной деятельности учащихся, направленной на формирование точных представлений о предметах окружающей среды и явлениях

 

94

Сравнение разных запахов

1


 

Сравнение

Резкий-слабый

Приятный

Приторный

 

Игры на развитие обоняния (душистые мешочки, ароматная радость), игры пальчиковой гимнастики, танцевальные упражнения

Коррекция мыслительных процессов через развитие умения делать элементарные выводы

 

95

Овощи и фрукты.

1


 

Дифференциация

Пищевые запахи

Игры на определение по запаху с закрытыми глазами, разделить овощи и фрукты

Расширить знания учащихся о бережном отношении к органам обоняния, вкуса, зрения, осязания  Коррекция мыслительных процессов через развитие умения делать элементарные выводы

 

96

Коробочки с запахами

 

1


 

Пищевые – непищевые запахи

Игры на развитие обоняния (душистые мешочки, ароматная радость), игры пальчиковой гимнастики, танцевальные упражнения

Расширить знания учащихся о бережном отношении к органам обоняния, вкуса, зрения, осязания.  Коррекция мыслительных процессов через развитие умения делать элементарные выводы

 

97

Ароматная радость

1


 

Шлейф

аромат

Игры на развитие обоняния (душистые мешочки, ароматная радость), игры пальчиковой гимнастики, танцевальные упражнения

Формирование навыков восприятия особых свойств предметов

 

98

Знакомство с понятием «вкус»

1


 

вкус

Игры на определение вкусовых ощущений. «Назови вкус продуктов»

Развитие сенсорной сферы и позна­вательной деятельности учащихся, направленной на формирование точных представлений о предметах окружающей среды и явлениях

 

99

Различение продуктов по вкусовым качествам (горький, сладкий)

 

1


 

Сладость

Горечь

Кислота

Сырой

Вареный

Игры на определение вкусовых ощущений (попробуй, отгадай, узнай и сравни, найди пару)

Коррекция мыслительных процессов через развитие умения делать элементарные выводы

 

100

Различение продуктов по вкусовым качествам (кислый, соленый)

 

1


 

Сладость

Горечь

Кислота

Сырой

Вареный

Игры на определение вкусовых ощущений (попробуй, отгадай, узнай и сравни, найди пару)

Развитие сенсорной сферы и позна­вательной деятельности учащихся, направленной на формирование точных представлений о предметах окружающей среды и явлениях

 

101

Различение продуктов по консистенции (жидкий, вязкий; твердый, сыпучий)

 

1


 

Жидкий

Вязкий

Твердость

Сыпучесть

Крупа

Игры на определение вкусовых ощущений (попробуй, отгадай, узнай и сравни, найди пару), музыкально-ритмические  упражнения, упражнения пальчиковой гимнастики. Игры на измерение объема сыпучих тел. «Сварим кукле кашу»

Коррекция мыслительных процессов, кинестетического   и  кинетического ощущения через игровые упражнения

 

102

Промежуточная аттестация  

 

1

 25.05

 

диагностика

Выявление динамики в психофизическом развитии

Диагностическая

 

 

7.      Материально-техническое обеспечение


Материально-техническое обеспечение:

1.      технические и электронные средства обучения:

-         автоматизированное рабочее место учителя с программным обеспечением,

-         телевизор, CD/DVD –проигрыватели,

-         аудиомагнитофон,

-         аудиозаписи,

-         классная доска с набором креплений для картинок, постеров, таблиц.

2.      демонстрационный и раздаточный дидактический материал:

- игрушки и предметы со световыми, звуковыми эффектами,

- образцы материалов, различных по фактуре, вязкости, температуре, плотности,

- сенсорные панели,

- мячи,  обручи,

- массажеры для рук (шарики су-джок, шнуровки, «Гусеница», ленты, веревки),

- мозайки (крупные и мелкие),

- игры  «Лото»,

- плоские и объемные геометрические фигуры разной величины,

- конструкторы, раскладные пирамидки, матрешки,

3.  оборудованная сенсорная комната

-Панно «Бесконечность»

-Мягкие модули-сиденье

--«Сухой душ»

-«Дары Фребеля»

-Стол с песком

-Фиброоптические волокна

- Зеркало

4. Информационное  обеспечение образовательного процесса

-      Портал «Мой университет»/ Факультет коррекционной педагогики  http://moi-sat.ru

-      Сеть творческих учителей http://www.it-n.ru/

-      Социальная сеть работников образования http://nsportal.ru/site/all/sites

-      Учительский портал  http://www.uchportal.ru

-      Федеральный портал «Российское образование»  http://www.edu.ru

-      Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов   http://fcior.edu.ru

-      Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» http://festival.1september

-      Электронная библиотека учебников и методических материалов 




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!