СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по краеведению для 1-4 классов (внеурочная деятельность)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Планирование использовалось при проведении кружка краеведения с учащимися начальных классов

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по краеведению для 1-4 классов (внеурочная деятельность)»

Филиал «Морд.Коломасовская средняя общеобразовательная школа»
МБОУ «Кочелаевская средняя общеобразовательная школа»
Ковылкинского муниципального района Республики Мордовия





Рассмотрено:

Заседание МО

__________/Рогачева Н.М.

Протокол №____ от «___»______2019г.



Утверждаю:

Директор школы

___________/Силантьев А.Н.

Приказ №____ от «___» ______2019 г.

















Руководитель:
учитель биологии
Рогачева Н. М.





2019-2020 учебный год


Ребёнок, только начинающий учиться, очень мало знает о том уголке страны, где живёт.

Дом – детский сад – двор – школа – границы мира постепенно расширяются, а маленький человек начинает задавать всё больше вопросов.

Родной край, малая родина, то место, где появился на свет, сделал первые шаги, сказал первые слова, увидел солнце, небо, землю, первую травинку, цветок, дерево, животное. Это понятие связывает человека с местом и людьми, близкими ему с рождения. Термин "краеведение", возникший в начале двадцатого века, имеет объектом своего изучения край как ближайшую к человеку территорию, которую можно обозреть, увидеть, исследовать, изучить.

На самом деле, краеведение просто необходимо в школьной программе для того, чтобы ученик понимал свою связь с окружающим его миром, эффективно взаимодействовал с ним. Благодаря этому предмету ребёнок осознаёт значимость наследия родного края в своей жизни, в жизни близких людей, в общей судьбе народов России; эта дисциплина учит ребёнка интересоваться жизнью своего края, осознавать проблемы окружающего его мира и самостоятельно пытаться находить пути их решения.

Краеведение очень много даёт также для морального, нравственного становления личности. Когда ребенок понимает, что его родной край играл и играет свою, особую роль в истории России, он, безусловно, ощущает гордость, как за свою землю, так и за себя; у ученика поднимается самооценка, появляется желание и стремление прославить свой край и свою Родину.

Изучение краеведения в школе, особенно в начальной, воспитывает в ребенке гордость за свою страну и за свой край, стремление быть лучшим, патриотизм. Познание окружающего мира как части Родины соответствует принципу "от частного к общему". Местный материал доступен ребёнку для освоения, что позволяет на конкретных примерах объяснить ему достижения всего человечества, раскрыть преемственность в культурных традициях и определить место своего края в отечественной и мировой истории. Развивающий потенциал краеведения очень велик.

Важность данной проблемы отражена в целом ряде документов:

Законе Российской Федерации «Об образовании». Один из целевых ориентиров документа направлен на защиту национальных культур и региональных культурных традиций.

Вот и возникла идея по ведению кружка «Юный краевед». Программа кружка «Знай и люби свою Родину» разработана для внеклассной кружковой работы учащихся 1-4 классов.

Цели программы:

- способствовать духовно - ценностной ориентации учащихся в их жизненном пространстве, а также их социальной адаптации;

- сформировать представления детей о селе, в котором они живут и учатся;

- расширить и углубить знания учащихся по истории, культуре, традициях и природе родного края;

Вся работа по краеведению предусматривает решение следующих основных задач.

Задачи программы:

в области образования:

- формирование знаний учащихся об особенностях и достопримечательностях своего села;

- расширение и углубление знаний учащихся, дополняющих школьную программу по окружающему миру;

- приобретение знаний, умений и навыков в краеведческой работе;

в области воспитания:

  • содействие гармоничному развитию личности школьника;

  • развитие у учащихся любознательности и познавательного интереса;

  • совершенствование духовных и физических потребностей;

  • формирование жизненной самостоятельности и деловых качеств;

  • гуманное отношение к окружающей среде, бережное отношение к памятникам истории и культуры села;

  • воспитание патриотизма, чувства уважения к людям, прославившим село, любви к родному краю;

  • создание условий для социальной адаптации и профессионального самоопределения.

Программа построена с учетом возрастных особенностей школьников, на основе принципа доступности и посильности изучаемого материала, на основе краеведческого принципа.

Программа кружка «Юный краевед» рассчитана для проведения кружковой работы с детьми младшего школьного возраста.

Учебная группа состоит из 12 человек. Для занятий по программе во внеурочное время объединяются учащиеся, проявляющие достаточно устойчивый интерес к родному селу.

Занятия проводятся 1 раза в неделю, продолжительность занятий 45 мин..

Работа кружка проводится в двух направлениях: теоретическом и практическом. Для достижения поставленных задач и целей используются различные формы и виды работы.

Формы и виды работы с детьми:

- беседы,

- краеведческие викторины,

- праздники,

- экскурсии,

- посещение музеев, библиотеки,

- целевые прогулки;

- устный журнал,

- творческая работа,

- разгадывание кроссвордов,

- составление тематических выставок совместно с родителями,

- встречи с коренными жителями,

- сбор природного материала для изготовления поделок,

- презентации индивидуальных и коллективных проектов,

- проведение семейных праздников,

- выставки поделок, рисунков, альбомов,

- заочное путешествие по фотовыставке,

- конкурсная программа для детей и родителей,

- разучивание народных игр

Применяются педагогические технологии: развивающие, здоровьесберегающие, ИКТ, проекты. Используется объяснительно-иллюстративный метод, ведётся групповая и коллективная работа.

Регулярное проведение инструктажа по технике безопасности, использование бесед на разные темы, словесных и подвижных игр радует детей, т.к. труд чередуется с отдыхом.




Содержание программы

1 -4 классы

Программа предполагает формирование понятий о малой родине, воспитание любви к родному дому, семье, школе, городу, в котором живёшь. Важнейшая задача: познакомить детей с их окружением (дома, улицы, природа). Среда обитания и человек неразрывно связаны; необходимо для собственного блага и блага других людей грамотно взаимодействовать с окружающим микромиром. Содержание раздела содействует формированию практических умений ориентироваться в окружающем мире (умение определить свой адрес, найти нужный адрес); этики поведения, взаимоотношений детей и взрослых, показывает разнообразие профессий, дает понятие родственных отношений в семье, знакомит с селом.

При подготовке к занятиям предлагаю детям заранее побеседовать с родителями, бабушками и дедушками, выяснить, какие традиции существуют в семье, как складываются взаимоотношения старшего поколения и младших, какие праздники отмечают дома. Дети рассказывают об этом всему классу, больше открываются друг другу.  Данный прием способствует формированию у детей уважительного отношения к своей семье, развитию интереса к истории жизни семьи. Проводится беседа о том, какие домашние животные живут рядом с человеком, давно ли человек одомашнил некоторых из них. Рассказывают о своих домашних любимцах, о том, как о них заботятся, какую радость общения дают они человеку, комментируют принесенные иллюстрации, показывают друг другу книги о животных, фотографии.

   Содержание программы, разделов и тем.


Вводная беседа.

Знакомство с работой кружка. Что изучает краеведение?

Краеведение - наука об изучении родного края. Понятие «краевед».

Моё село.

Безопасный путь - дорога от школы до своего дома и обратно. Безопасный и короткий путь домой.

Обсуждение безопасного пути домой, из чего он складывается.

Практическая работа. Составление схемы короткого пути до своего дома. Викторина на опознавание знаков дорожного движения.

Понятие «дом»: дом – жилище. Работа с мультимедийной презентацией, знакомство с частями дома, материалами, необходимыми для строительства, машинами, помогающими в строительстве дома, строительными профессиями.

За что я люблю свой дом? Мой дом - моя крепость, правила дружных жильцов.

Практическая работа. Вылепить свой дом из пластилина. Творческая работа «Нарисуй свой дом». Выставка рисунков

Моё село. Знакомство с селом, как средой обитания. Взаимосвязь села и человека. Основы этики сельчанина.

Практическая работа. Подготовка совместно с родителями фотовыставки «Никольское сегодня». Заочное путешествие по фотовыставке.

История названия села. Никольское сельское поселение. Встреча с коренным жителем.

Дома моего села. Загадки о жилище. Дом будущего.

Ознакомительная экскурсия по селу. Современные и старинные дома и здания. Элементы украшения домов и зданий.

Практическая работа. Конкурс рисунков «Село моё Никольское».

Люди моего села. Кем гордятся наши земляки.

Первоначальное знакомство с именами знаменитых земляков, с именами которых были связаны важные события исторической и культурной жизни села.

Места отдыха для местных жителей. Прогулка с родителями. Конкурсная программа. Экскурсии.


Моя семья.


Состав семьи. Знакомство с терминами родства. Семейные вечера и праздники. Эта тема очень богата для подготовки уроков русского языка, чтения.

Практическая работа. Составление рассказа о своей семье с использованием фотографий.

Я и моё имя.

Что означают наши имена? Что такое фамилия и отчество? Как родители выбирают имя своему ребёнку? Имя и ангел-хранитель. Именины.

Практическая работа. Использование игр с именами.

Традиции моей семьи.

Знакомство с традициями семей. Семейные вечера и праздники. «На что клад, если в семье лад».

Практическая работа. Составление рассказа о домашних праздниках (устно). Использование семейных фотографий.

Наша дружная семья.

Семейный праздник. «Мама, папа, я – дружная семья».

Семейные реликвии.

Организация выставки семейных поделок. Необходима предварительная подготовка материала.

Практическая работа. Рассказ о технике изготовления и авторе работы.

Моя родословная.

Родословная человека. Поколения предков. Родословное древо. Фамилия, имя, отчество; связь поколений и времён в истории родного села.

Практическая работа. Составление родословного древа (работа проводится вместе с родителями)

История моей семьи в истории села Никольское.


Рассказ о родственниках, оставивших след в истории села Никольское.

Практическая работа. Устный журнал.


Растительный и животный мир села.

Что растет на улицах нашего села? Кто живёт в парке нашего села? Правила бережного отношения к природе. Река Гжать.

Знакомство с объектами, расположенными вокруг школы (спортивная площадка, пришкольный участок).

Что растёт на клумбе.

Знакомство с растениями, растущими на клумбе около школы. Практическая работа. На специально заготовленных картинках дети раскрашивают растения, увиденные на клумбе. Можно сделать гербарий данных растений


Мои четвероногие друзья.


Домашние животные, живущие рядом с человеком. Собаки и кошки разных пород. Качества домашних животных.

Практическая работа. Работа в альбомах, конкурс рисунков «Мой четвероногий друг», составление рассказов, сочинение стихов.


Учреждения нашего села.

Администрация Мордовско-Коломасовского сельского совета, почта, контора СХПК, библиотека, дом Культуры, детский сад, школа, ФАП.


Моя школа.

Родная школа.

Знакомство детей с внутренним строением школы (количество кабинетов, их назначение, местонахождение спортивного зала, библиотеки, компьютерных классов, актового зала и других помещений).

Трудовая жизнь в школе. Экскурсия в школьную мастерскую на урок технологии. Конкурс рисунков «Что увидел – нарисуй»

Знакомство с режимом работы школы, общими правилами поведения.

Из истории школы.

Знакомство с историей образования школы, реконструкцией здания, руководством школы, её учителями. Знакомство с известными людьми, учениками данной школы.

Практическая работа. Конкурс рисунков «Моя школа».


Памятные места нашего села.

Памятник воину-освободителю. Церковь Николая Чудотворца. Правила поведения на улице и в местах, где находятся исторические и культурные памятники.

Заключительное занятие. Подведение итогов.

Обобщение изученного – проведение праздника «Береги своё село»(1 ч.) Резерв (1 ч.)






















Календарно-тематическое планирование занятий кружка для 1-4 классов (34 учебные недели по 1 часу, всего 34 часа)


№ п\п


Содержание

Количество часов

Дата

план

факт

1

Вводное занятие «Что изучает краеведение»; «Кто такие краеведы?»

1



2-3

Экскурсия «Дорога от школы до…». Безопасный и короткий путь домой. Беседа «О чём рассказывают знаки на дорогах наших улиц?» Викторина на опознавание знаков дорожного движения. Практическая работа «Составление схемы короткого пути до своего дома» Обсуждение маршрута.

2



4-7

Сочинялки на тему: «Что в природе красивого?» Целевая прогулка для сбора природного материала. Изготовление поделок. Беседа «Береги растения» Растения нашего края, занесённые в Красную книгу (работа с иллюстрациями Красной книги Республики Мордовия). Экскурсия по школьной территории «Что растёт на клумбе?» Викторина о растениях. Изготовление гербария. Экскурсия на пришкольный участок. Инсценировка по самостоятельно составленному рассказу «Спор овощей». Изготовление масок и декораций.

4



8-10

Экскурсия «Что растет на улицах нашего села?» Конкурс рисунков (по наблюдениям). Рассуждение на тему: «Что растёт на твоём участке?» Конкурс загадок и разгадывание кроссворда. Праздник «Что нам осень принесла?» Презентация индивидуальных и коллективных проектов (совместно с родителями) на тему: «Какое блюдо можно приготовить из овощей, выращенных на вашем огороде?»

3



11-13

«Мой дом - моя крепость»: мультимедийная презентация. Творческая работа «Нарисуй свой дом». Рассказы детей о своём дворе «А у нас во дворе». Правила дружных жильцов. Практическая работа. Вылепить свой дом из пластилина. Оформление тематической выставки.

3



14-17

Состав семьи. «Кто в моей семье живёт? (составление рассказов по фотографиям). Я и моё имя. «Что означает моё имя?» Что такое фамилия и отчество? Именины. «Имя и ангел-хранитель». Практическая работа. Разучивание игр с именами. Знакомство с традициями семей. Традиции моей семьи. Семейный праздник «На что клад, если в семье лад». Практическая работа. Составление рассказа о домашних праздниках.. Моя родословная. Поколения предков. Составление родословного древа (подготовка выставки рисунков совместно с родителями). Рассказы детей о своей родословной.

4



18-20

Загадки о жилище. «Какие дома «живут» в нашем селе?» (ознакомительная экскурсия по селу). Творческая работа «Дом будущего». Прогулка «Современные и старинные дома и здания села» (рассказ учителя). Изображение элементов украшения домов и зданий (по наблюдениям). Конкурс рисунков «Село моё Мордовское Коломасово»

3



21-23.

Беседа на тему: «Село, в котором я живу и учусь». История названия села. Встреча с заведующей сельской библиотекой Р.А.Каанйкиной.. Воспоминания родителей «Когда моя мама была маленькой...» «Что это такое: Мордовско-Коломасовское сельское поселение?» Экскурсия в помещение администрации Мордовско-Коломасовского сельского поселения. Знакомство с главой А.Е. Подгорновым. Рассказы ведущих специалистов. Подготовка фотовыставки (совместно с родителями) на тему: «Мордовское Коломасово сегодня». Заочное путешествие по выставке.

3



24-26

Беседа с использованием фотовыставки «Кто живёт в парке нашего села?» Тематическая выставка рисунков. Экскурсия «Животные вокруг нас: насекомые, птицы». Изготовление аппликаций на тему: «Я увидел сороку...» (по наблюдениям). Чтение сказок о животных. «Животные в поделках из природного материала». Творческая игра «Придумай сказку про своих героев и поиграй с друзьями». Изготовление декораций.

3



27-29

Мои четвероногие друзья. Беседа «Береги животных». Разгадывание тематического кроссворда «Мои домашние животные». Обыгрывание ситуаций «Повадки домашних животных». . Конкурс рисунков «Мой четвероногий друг». Кроссворд «Дикие животные нашего района». Творческая работа «Отгадай загадку – вылепи отгадку», «Дикие животные, которых я знаю». Коллективная работа – сочинение рассказов и стихов.

3



30

Беседа на тему: «Нам этот мир завещано беречь». Тематическая выставка рисунков. «Кто такие ветераны?» Подготовка рассказов на тему: «Есть ли ветераны в нашей семье?» Правила поведения у подножия памятника. Целевая прогулка к памятнику воину-освободителю. «Ветераны – земляки» (встреча с ветераном, тематическая беседа). Посещение митинга, слушание рассказа «Как встречали День Победы в нашем селе».

1



31

Учреждения нашего села. «Что находится в нашем селе?» «Идём в гости к дошколятам» (игровая программа). Практическая работа «Изготовление коллективной аппликации: детский сад, школа, администрация сельского совета, почта, контора СХПК,». Экскурсии (по выбору). Встреча с работником выбранного учреждения. Беседа, рассказ, показ рабочего места.

1



32

Моя школа. Беседа «Для нас всегда открыта в школе дверь». Экскурсия по школе (знакомство с кабинетами). Встреча с учителями, библиотекарем и персоналом школы. Знакомство с режимом работы школы и общими правилами поведения (беседа с учениками своей школы).

1



33

Что такое православие? Иконы в нашем доме. Беседа о правилах поведения в святых местах. Экскурсия в церковь Николая Чудотворца.




34

Итоговое занятие. Оформление папок творческих работ. Резерв.

1





Работа с родителями.

1. Беседа на тему: «Обеспечение детей необходимыми материалами для практических работ»

2. Беседа о культуре поведения детей.

3. Организация семейных праздников, помощь детям в подготовке творческих работ и проектов.

4. Приглашение родителей на занятия и праздники.








Требования к уровню сформированности знаний и умений учащихся:

Учащиеся должны знать:

безопасный путь - дорогу от школы до своего дома и обратно;

  • название растений, которые растут в родном селе;

  • название диких и домашних животных,

  • название улиц своего села;

  • название профессий людей, работающих в селе;

  • фамилии знаменитых земляков;

  • название и месторасположение основных достопримечательностей своего села;

  • правила поведения на улице и в местах, где находятся исторические и культурные памятники.

Учащиеся должны уметь:

  • правильно находить безопасный путь из школы домой и обратно;

  • объяснять, почему главные улицы села так названы,

  • поддерживать порядок во время работы;

  • соблюдать правила бережного отношения к природе и памятникам истории.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!