Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
гимназия №7 им. Воронцова В.М.
«Рассмотрено» на заседании МО Протокол №1от «__»августа 2018г. Руководитель МО Жданова Т.В. _________ | «Согласовано» Зам. директора по УВР Шалева И.А. _________ «___» _______ 2018г. | «Утверждаю» Директор МБОУ гимназия №7 им. Воронцова В.М. __________________Последова Т.Л. Приказ №_____ от __.__.2018г |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по КРАЕВЕДЕНИЮ
IX класс
34 часов
Разработчик программы:
учитель Воронков Дмитрий Павлович
УМК: Немыкин А.Я. Историческое краеведение
Воронежской области с середины 19 века до 21 века
Рабочая программа: Немыкина А.Я. Немыкиной Е.В.
По «Историческому краеведению Воронежской области»
2018-2019 учебный год
г. Воронеж
Пояснительная записка
Программа курса «Историческое краеведение Воронежской области» разработана в соответствии с приказами департамента образования, науки и молодежной политики Воронежской области № 760 (27.07.2012) и 840 (30.08.2013), рекомендовавшего использовать учебные часы регионального компонента для изучения данной дисциплины. Данная программа составлена с учетом концепции нового учебно-методического комплекса по отечественной истории. В программе учитывались современные подходы к школьному историческому образованию. Значимость курса заключается в возможности совершенствования системы исторического образования учащихся на основе местных данных, их опыта и личных наблюдений.
Региональный курс «Историческое краеведение Воронежской области», рекомендованный для изучения в 9 классах, связан с содержанием федерального курса школьной истории.
Общая характеристика учебного предмета
Краеведение подробно знакомит учащихся с историей региона их проживания. Оно расширяет и дополняет знания, полученные на уроках истории России. Краеведение позволяет глубже понимать исторические и географические принципы и закономерности, помогая изучению истории, географии и других предметов учащимися. Краеведение помогает формированию личности учащегося, активно реализуя программу патриотического воспитания.
В настоящее время изучение краеведения все чаще рассматривается как непрерывный процесс. В ряде школ с ним знакомят учеников начальных классов. Затем следует изучение географического и исторического краеведения. В старших классах также планируется введение краеведческих курсов, поэтому программа и учебник должны составляяются с учётом такого непрерывного изучения.
Краеведение – междисциплинарный курс, с помощью которого легко можно установить прочные межпредметные связи. Задача исторического краеведения заключается также в том, чтобы учащиеся могли соотносить события, происходившие на территории нашей области с историей страны и мира.
Материалы учебников постоянно обращаются к уже изученному, поднимаясь каждый раз качественно и количественно на более высокий уровень. Таким образом, историческое краеведение становится своеобразным дополнением курса истории, оставаясь при этом самодостаточным и полноценным школьным предметом.
Изучение краеведения предполагает активное участие учащихся в краеведческой работе, сборе местного материала, выполнении проектных заданий.
Цель изучения краеведения – всестороннее и комплексное изучение школьниками истории своей местности.
Задачи образовательные:
познакомиться с наукой краеведение, выяснить её место в системе наук;
изучить особенности истории Воронежской области в различные исторические периоды;
выяснить особенности заселения территории области, формирования ее территории и современного населения.
Задачи воспитательные:
развивать патриотическое отношение к своей малой и большой Родине, формировать личностно-ценностное отношение к своему родному краю;
воспитывать гражданскую позицию и ответственное отношение к природе и памятникам культуры Воронежской области;
укреплять семейные традиции и связи за счёт взаимодействия между родителями и учащимися при подготовке краеведческих мини-проектов, сборе краеведческих сведений, семейных архивов;
Задачи развивающие:
развивать историческое мышление учащихся;
научить применять краеведческие знания для объяснения и оценки различных общественных процессов, происходящих в Воронежской области и России в целом;
развивать и стимулировать познавательные интересы учащихся к краеведению и истории;
развивать творческие способности, навыки научно-исследовательской работы.
Место краеведения Воронежской области в учебном плане
Курс «Историческое краеведение Воронежской области» рассчитан на 34 часа. Он изучается на этапе основного общего образования в 9 классах,
Изучение курса предусматривается в региональном (школьном) компоненте базисного учебного плана.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения предмета
Личностным результатом обучения историческому краеведению в 6-7 классах, является формирование всесторонне образованной, развитой личности, обладающей системой мировоззренческих взглядов, ценностных ориентиров, идейно-нравственных, культурных и этических норм поведения.
Важнейшие личностные результаты обучения историческому краеведению Воронежской области:
– ценностные ориентации, отражающие индивидуально-личностные позиции учащихся: осознание себя как члена общества на региональном уровне (гражданин России, житель Воронежской области). Представление о Воронежской области как неотделимой части России, её месте и роли в нашей стране. Понимание неотделимости географического пространства Воронежской области от России. Осознание значимости и общности проблем человечества, готовность к их решению.
– гармонично развитые социальные чувства и качества: эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, осознание необходимости ее сохранения и рационального использования. Патриотизм, любовь к своей местности, своему региону, своей стране. Уважение к истории, культуре, национальным особенностям, традициям и образу жизни других народов.
Средством развития личностных результатов служит учебный материал и, прежде всего, задания учебника и рабочей тетради, нацеленные на:
– умение формулировать своё отношение к актуальным проблемам современности;
– умение использовать исторические и краеведческие знания для созидательной деятельности.
Метапредметными результатами изучения курса «Историческое краеведение Воронежской области» является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
– способность к самостоятельному приобретению новых знаний, умений и навыков;
– умение управлять своей познавательной деятельностью, организовывать её, определять её цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты: самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта. Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели. Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта). Работая по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно. В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
– умения ориентироваться в окружающем мире, выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках, принимать решения.
Средством формирования регулятивных УУД служат: технология проблемного диалога при изучении нового материала и технология оценивания образовательных достижений.
Познавательные УУД:
– формирование и развитие посредством исторического и краеведческого знания познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
– умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств и информационных технологий: анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты, понятия, явления. Выявлять причины и следствия простых явлений. Осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций. Строить логически грамотные утверждения, включающие установление причинно-следственных связей. Составлять тезисы, различные виды планов. Уметь определять возможные источники информации, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность. Представлять информацию в виде конспектов, таблиц, схем, графиков. Переводить информацию из одного вида в другой.
Средством формирования познавательных УУД служат учебный материал и задания учебника:
– осознание роли истории и краеведения в познании общественных процессов, происходящих в мире;
– освоение системы краеведческих знаний о истории Воронежской области, на основе которых формируется историческое мышление учащихся;
– использование умений, полученных в ходе изучения исторического краеведения, для анализа, оценки, прогнозирования современных социальных проблем;
– использование карт для получения краеведческой информации.
Коммуникативные УУД:
– отстаивание своей точки зрения, представление аргументов, подтверждающих их фактов.
– понимание позиции другого в дискуссии.
Средством формирования коммуникативных УУД служат технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог) и организация работы в малых группах, а также использование на уроках элементов технологии продуктивного чтения.
Предметные результаты изучения курса «Историческое краеведение Воронежской области» 9-х классах
Знать (понимать):
основные этапы и главные события истории края с древнейших времён до наших дней;
важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического развития нашего края;
изученные виды исторических источников.
Уметь:
соотносить даты событий истории края с веком; определять последовательность и длительность важнейших событий истории края;
использовать текст исторического источника при ответе на вопросы, решении различных учебных задач; сравнивать свидетельства разных источников;
показать на карте области границы края, города, места значительных исторических событий;
рассказать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая значение необходимых фактов, дат, терминов; давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника, фрагментов исторических источников; использовать приобретенные знания при написании творческих работ;
соотносить общие исторические процессы и отдельные факты; выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий; группировать исторические явления и события по заданному признаку; объяснять смысл изученных исторических понятий и терминов, выявлять общность и различия сравниваемых исторических событий и явлений; определять на основе учебного материала причины и следствия важнейших исторических событий;
объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям истории края, достижениям культуры;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для понимания исторических причин и исторического значения событий и явлений современной жизни;
высказывать собственные суждения об историческом наследии населения нашего края;
объяснять исторически сложившихся нормы социального поведения.
Рабочая программа.
Тема 1. Вводное занятие.
История Воронежской области с древнейших времён до середины XIX в. Повторение за курс 8 класса.
2. Воронежская губерния во второй половине XIX в.
Реформа 1861 г. в Воронежской губернии. Подготовка и проведение реформы. Проведение реформы в Воронежской губернии. Результаты реформы в губернии.
Экономика Воронежской губернии во второй половине XIX в. Развитие сельского хозяйства Воронежской губернии, жизнь крестьян. Железнодорожное строительство. Развитие промышленности (завод Столля, железнодорожные мастерские). Условия труда на промышленных предприятиях.
Общественно-политическая жизнь Воронежской губернии. Ход либеральных реформ 1860-1870-х гг. в Воронежской губернии. Развитие образования. Появление в Воронежской губернии первых революционных организаций.
Культурная жизнь Воронежской губернии во второй половине XIX – начале ХХ в. Развитие издательского дела. Краеведческие исследования. Театр, музыка, духовно-религиозная жизнь, художественное искусство. События культурной жизни губернии.
3. Воронежская губерния в начале ХХ в.
Воронежская губерния в первое десятилетие ХХ в. «Вымирающая деревня». Развитие промышленности. Ход столыпинской аграрной реформы в губернии. Развитие образования.
Деятельность революционных организаций в Воронежской губернии в начале ХХ века. Ход первой российской революции в губернии. Образование политических партий.
Первая Мировая война. Ход войны. Героизм русского солдата. Влияние I Мировой войны на Воронежскую губернию.
4. Великая российская революция 1917 г. и гражданская война
Падение монархии в ходе Февральской революции. Изменения в жизни Воронежской губернии.
Политические партии в 1917 г. Подготовка и проведение Октябрьской революции партией большевиков. Двоевластие в стране. Октябрьская революция. Восстание в Воронеже. Установление советской власти в Воронежской губернии.
Первые годы советской власти. Изменения в жизни населения. Военный коммунизм. Централизация власти, формирование однопартийной системы. Комбеды в сельской местности. Недовольство крестьян. Национализация воронежской промышленности. Изменения в общественной жизни. Развитие образования, ликбез, Воронежский университет.
Гражданская война, причины начала войны. Губерния в начале войны, соотношение сил воюющих сторон. Наступление Краснова в 1918 г. Наступление войск Деникина в 1919 г. (Мамонтов, Шкуро, Будённый). Завершение гражданской войны в губернии.
5. Социально-экономическое положение Воронежского края в 1920-1930 гг.
Послевоенная разруха в губернии. Новая экономическая политика в Воронежской губернии.
Образование ЦЧО и Воронежской области. Коллективизация в губернии. Индустриализация воронежской промышленности. Сталинские репрессии. Развитие образования и культуры Воронежской области. Воронеж в годы первых пятилеток.
6. Воронежская область в годы Великой Отечественной войны
Начало Великой Отечественной войны. Воронежская область в начале войны. Бои на Воронежской земле. Область в оккупации. Освобождение Воронежской области. Восстановление хозяйства области в 1943-1945 гг. Духовная жизнь Воронежского края в 20-40-е гг. ХХ в.
7. Воронежская область в 1945-1990 гг.
Воронежская область в 1945-1950-е гг. Восстановление промышленности и сельского хозяйства.
Развитие промышленности и сельского хозяйства в 1960-1990 гг. Образование и культура Воронежской области в послевоенные годы.
Воронеж в послевоенные годы. Рост и благоустройство города.
Воронежские писатели и поэты второй половины ХХ века.
Воронежская область в годы перестройки.
8. Россия в конце 1990-х – начале 2000-х гг.
Воронежская область в 1990-е гг. Изменения в общественной жизни и экономике Воронежской области. Развал промышленности и сельского хозяйства. Обеднение населения.
Россия и Воронежская область в ХХI в. Экономика региона в начале XXI в.
Календарно-тематическое планирование
№ урока | Дата проведения урока | Тема урока | Количество часов | Примечание |
1. Вводное занятие |
1 | | История Воронежской области с древнейших времён до середины XIX в. | 1 | § 1 |
2. Воронежская губерния во второй половине XIX в. |
2 | | Реформа 1861 г. в Воронежской губернии | 1 | § 2 |
3 | | Экономика Воронежской губернии во второй половине XIX в. | 1 | § 3 |
4 | | Общественно-политическая жизнь Воронежской губернии | 1 | § 4 |
5 | | Культурная жизнь Воронежской губернии во второй половине XIX – начале ХХ в. | 1 | § 5 |
5 | | Обобщающий урок по теме «Воронежская губерния во второй половине XIX в.» | 1 | |
3. Воронежская губерния в начале ХХ в. |
7 | | Воронежская губерния в первое десятилетие ХХ в. | 1 | § 6 |
8 | | Деятельность революционных организаций в губернии в начале ХХ в. | 1 | § 7 |
9 | | Первая Мировая война | 1 | § 8 |
10 | | Обобщающий урок по теме «Воронежская губерния в начале ХХ в.» | 1 | |
4. Великая российская революция 1917 г. и гражданская война |
11 | | Падение монархии | 1 | § 9 |
12 | | Подготовка и проведение Октябрьской революции | 1 | § 10 |
13 | | Первые годы советской власти | 1 | § 11 |
14 | | Гражданская война | 1 | § 12 |
15 | | Обобщающий урок по теме «Великая российская революция 1917 г. и гражданская война» | 1 | |
5. Социально-экономическое положение Воронежского края в 1920-1930 гг. |
16 | | Новая экономическая политика в Воронежской губернии | 1 | § 13 |
17-18 | | Воронежская область в конце 1920-х – 1930-х гг. | 2 | § 14 |
19 | | Обобщающий урок по теме «Социально-экономическое положение Воронежского края в 1920-1930 гг.» | 1 | |
6. Воронежская область в годы Великой Отечественной войны |
20 | | Начало Великой Отечественной войны | 1 | § 15 |
21 | | Воронежская область в начале войны | 1 | § 16 |
22 | | Бои на Воронежской земле | 1 | § 17 |
23 | | Освобождение Воронежской области | 1 | § 18 |
24 | | Восстановление хозяйства Воронежской области в 1943-1945 гг. | 1 | § 19 |
25 | | Духовная жизнь Воронежского края в 20-40-е гг. ХХ в. | 1 | § 20 |
26 | | Обобщающий урок по теме «Воронежская область в годы Великой Отечественной войны» | 1 | |
7. Воронежская область в 1945-1990 гг. |
27 | | Воронежская область в 1945-1950-е гг. | 1 | § 21 |
28-29 | | Воронежская область в 1960-1985 гг. | 2 | § 22 |
30 | | Воронежская область в годы перестройки | 1 | § 23 |
31 | | Обобщающий урок «Воронежская область в 1945-1990 гг.» | 1 | |
8. Россия в конце 1990-х – начале 2000-х гг. |
32 | | Воронежская область в 1990-е гг. | 1 | § 24 |
33 | | Воронежская область в ХХI в. | 1 | § 25 |
8. Обобщающий урок |
34 | | Повторение по курсу краеведение за 8-9 классы | 1 | |