Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 12 г. Нижнеудинск»
Рассмотрена на заседании Методического совета Протокол № 1 «27» августа_2020год | СОГЛАСОВАНА Зам.директора по УВР ______________________ «27» августа_2020 год | УТВЕРЖДЕНА приказом № 130 од__ от 27.08.2020 ______________________ Директор школы |
Рабочая программа
Учебный курс
«Основы религиозных культур
и светской этики»
(наименование учебного предмета (курса))
Начальное общее образование (4 класс)
(уровень образования)
1 год
(срок реализации программы)
Составлена на основе программы: Программы курса «Основы религиозных культур и светской этики» А.И Шемшурина.
Модуль «Светская этика»
_______________________________________________________________________
(наименование программы, автор программы)
ФИО учителя, составившего рабочую программу: Сафонова Т.А., Бельская А.И.
2020 г
(год разработки)
Пояснительная записка
В современном мире особое значение приобретают духовно-нравственное воспитание школьников, развитие у детей таких качеств как толерантность и уважение к другим культурам, готовность и способность к диалогу и сотрудничеству, что подразумевает овладение знаниями об особенностях национальных культур, культуроведческих основах, социальных явлений и традиций.
Основой для данного курса является концепция «Духовно-нравственного воспитания», учебное издание «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики» А . И. Шемшурина. Программа рассчитана на 34 часа. Данная программа реализует содержание одного из 6 модулей – модуль «Основы светской этики». В ходе реализации программы предполагается взаимопонимание с родителями школьников. Работа с родителями предусматривает установление контакта с семьей, выработку согласованных действий и единых требований.
Цели:
Приобщение подрастающего поколения к гуманистическим ценностям
Достижение нравственных и культурных оснований в ценностных ориентациях и опыте поведения развивающейся личности
Ориентация развивающейся личности на критерии, интегрирующие сущностные характеристики отношения человека к окружающему миру и людям: гуманность, ответственность, чувство собственного достоинства, самоуважение, основанное на уважении к другим; совестливость, патриотизм
Актуализация нравственного потенциала личности
Задачи:
Образовательные
- развитие и систематизация этических знаний ребёнка;
- формирование логического мышления;
- овладение умениями и навыками диалогического взаимодействия с окружающими.
Развивающие
- развитие интереса к этике и её определяющим жизнь смыслам;
- расширение словарного запаса в процессе освоения этических понятий и определения нравственных качеств;
- развитие речи в процессе построения этического диалога;
- развитие умений нравственного анализа поступков, сопоставлений моральных характеристик, этически выраженных оценок;
Воспитательные
- становление и развитие этической культуры школьников, их ценностных ориентаций;
- формирование нравственно ориентированных взаимоотношений школьников, в основе которых лежит уважение и доброжелательность к каждому;
-развитие адекватной нравственной самооценки учеников в процессе этических занятий;
- развитие способностей к нравственному выбору в жизненных ситуациях
Содержание программы
Темы разделов:
Этика общения (4 часа)
Добрым жить на белом свете веселей.
Правила общения для всех.
От добрых правил-добрые слова и поступки.
Каждый интересен.
Этикет (4 часа)
Премудрости этикета.
Красота этикета.
Простые школьные и домашние правила этикета.
Чистый ручеек нашей речи.
Этика человеческих отношений (4 часа)
В развитии добрых чувств – творение души
Природа – волшебные двери к добру и доверию.
Чувство Родины.
Жизнь протекает среди людей.
Этика отношений в коллективе (4 часа)
Чтобы быть коллективом.
Коллектив начинается с меня
Мой класс – мои друзья.
Ежели душевны вы и к этике не глухи.
Простые нравственные истины (4 часа)
Жизнь священна.
Человек рожден для добра
Милосердие – закон жизни.
Жить во благо себе и другим.
Душа обязана трудиться (4 часа)
Следовать нравственной установке.
Достойно жить среди людей.
Уметь понять и простить.
Простая этика поступков
Посеешь поступок – пожнешь характер (4 часа)
Общение и источники преодоления обид
Ростки нравственного опыта поведения.
Доброте сопутствует терпение. Действия с приставкой «со-»
Судьба и Родина едины (6 часов)
С чего начинается Родина.
В тебе рождается патриот и гражданин.
В тебе рождается патриот и гражданин.
Человек - чело века.
Слово, обращенное к себе
Обобщение пройденного.
Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
Ценностные ориентиры начального образования конкретизируют личностный, социальный и государственный заказ системе образования, выраженный в требованиях к результатам освоения основной образовательной программы, и отражают следующие целевые установки системы начального общего образования:
формирование основ гражданской идентичности личности на базе:
— чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознания ответственности человека за благосостояние общества;
— восприятия мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий; уважения истории и культуры каждого
народа;
формирование психологических условий развития общения, сотрудничества на основе:
— доброжелательности, доверия и внимания к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается;
— уважения к окружающим — умения слушать и слышать партнёра, признавать право каждого на собственное мнение и принимать решения с учётом позиций всех участников;
развитие ценностно-смысловой сферы личности на основе общечеловеческих принципов нравственности и гуманизма:
– принятия и уважения ценностей семьи и образовательного учреждения, коллектива и общества и стремления следовать им;
– ориентации в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей, развития этических чувств (стыда, вины, совести) как регуляторов морального поведения;
– формирования эстетических чувств и чувства прекрасного через знакомство с национальной, отечественной и мировой художественной культурой;
развитие умения учиться как первого шага к самообразованию и самовоспитанию, а именно:
– развитие широких познавательных интересов, инициативы и любознательности, мотивов познания и творчества;
– формирование умения учиться и способности к организации своей деятельности (планированию, контролю, оценке);
развитие самостоятельности, инициативы и ответственности личности как условия её самоактуализации:
– формирование самоуважения и эмоционально-положительного отношения к себе, готовности открыто выражать и отстаивать свою позицию, критичности к своим поступкам и умения адекватно их оценивать;
– развитие готовности к самостоятельным поступкам и действиям, ответственности за их результаты;
– формирование целеустремлённости и настойчивости в достижении целей, готовности к преодолению трудностей и жизненного оптимизма;
– формирование умения противостоять действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, здоровью, безопасности личности и общества, в пределах своих возможностей, в частности проявлять избирательность к информации, уважать частную жизнь и результаты труда других людей.
Реализация ценностных ориентиров общего образования в единстве процессов обучения и воспитания, познавательного и личностного развития обучающихся на основе формирования общих учебных умений, обобщённых способов действия обеспечивает высокую эффективность решения жизненных задач и возможность саморазвития обучающихся.
Планируемые результаты:
Требования к личностным результатам:
-формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину;
-воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
-наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Требования к метапредметным результатам:
-формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
-умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;
-готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную.
Требования к предметным результатам:
-формирование первоначальных представлений о светской этики;
-знакомство с основами религиозной морали, понимание их значения;
-осознание ценности нравственности и духовности в человеческой жизни.
Формы контроля: чтение, заучивание минимального количества дат, терминов имен) подготовка пересказов (подробных, выборочных, обобщенных), составление опорных конспектов к пересказам, творческие работы ( мини-доклад, эссе, рисунки, проекты), праздник, экскурсия, походы, заочная экскурсия, КВН, встречи за круглым столом с родителями.
Изменение сроков и времени изучения содержательной части авторской программой не предполагается.
Критерии оценки:
Данный курс является без оценочным.
Тематическое планирование и основные виды деятельности учащихся
№ п/п | Раздел | Кол -во часов | Характеристика деятельности учащихся |
1 | Этика общения | 4 | Отвечают на вопросы. Формулируют проблемные вопросы. Планируют алгоритм решения проблемы, записывают проблемные вопросы. Читают текст учебника с комментированием; работают с иллюстративным материалом; отвечают на вопросы учителя и проблемные вопросы. |
2 | Этикет | 4 | Отвечают на вопросы; выполняют словарную работа; отвечают на вопросы; формулируют проблемы. Планируют деятельность; ставят вопросы. Составляют план работы над проектом. Подводят итоги урока; готовятся к работе над проектом. |
3 | Этика человеческих отношений | 4 | Отвечают на вопросы. Обсуждают план работы. Слушают; озвучивают индивидуальные сообщения; заполняют таблицы; выполняют словарную работу; Пишут мини-сочинение |
4 | Этика отношений в коллективе | 4 | Составляют список нравственных качеств; Обсуждают их. Отвечают на вопросы. Планируют деятельность; ставят вопросы. Читают и обсуждают стихотворения; отвечают на вопросы, выполняют словарную работу |
5 | Простые нравственные истины | 4 | Отвечают на вопросы. Формулируют вопросы. Читают; анализируют текстовой и иллюстративный материал. Отвечают на вопросы, выполняют словарную работу. Анализируют высказывания о нравственном выборе. |
6 | Душа обязана трудиться | 4 | Отвечают на вопросы; Работают со схемой «Этика»; выполняют словарную работа; отвечают на вопросы; формулируют проблемы. Планируют деятельность; ставят вопросы. Составляют план работы над проектом. Подводят итоги урока; готовятся к работе над проектом. |
7 | Посеешь поступок – пожнешь характер | 4 | Отвечают на вопросы. Обсуждают план работы. Слушают; озвучивают индивидуальные сообщения; заполняют таблицы; выполняют словарную работу. Пишут мини-сочинение. |
8 | Судьба и Родина едины | 6 | Составляют список нравственных качеств; обсуждают их. Отвечают на вопросы. Планируют деятельность; ставят вопросы. Читают и обсуждают стихотворения; отвечают на вопросы, выполняют словарную работу |
Всего: 34часа |
Календарно-тематическое планирование по курсу «Основы светской этики»
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Дата | Характеристика деятельности учащихся | Требования к уровню подготовки обучающихся |
Предметные результаты | Универсальные учебные действия |
Этика общения (4 часа) |
1 | Добрым жить на белом свете веселей | | 09.09 2020г | Читать и понимать прочитанное, отвечать на учебные вопросы разных типов, строить связные высказывания - ориентироваться в словарях и справочниках; - формулировать выводы; находить аргументы, подтверждающие вывод | Формирование первичных представлений об этике как науке и о содержании курса, который предстоит изучать | П., - принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности по освоению этики; - владеть логическими действиями установления причинно-следственных связей между этическими феноменами; К., - адекватно использовать речевые средств и средства информационно-коммуникативных технологий для решения этических задач; - определять общие цели групповой деятельности, и пути ее достижения; Р., - планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей |
2 | Правила общения для всех | | 16.09 |
3 | От добрых правил - добрые слова и поступки | | 23.09 |
4 | Каждый интересен | | 30.09 |
Этикет (4 часа) |
5 | Премудрости этикета | | 7.10 | Отвечают на вопросы; Работают со схемой «Этика»; выполняют словарную работа; отвечают на вопросы; формулируют проблемы. Планируют деятельность; ставят вопросы. Составляют план работы над проектом. Подводят итоги урока; готовятся к работе над проектом. | - знать о морали и нравственности, их значении в жизни людей, - познакомиться с основными нормами светской и религиозной морали, понимать их значения в выстраивании конструктивных отношений | П., - строить рассуждения, в соответствии с известными понятиями, новыми этическими категориями. К., - слушать мнение собеседника, воспринимать его этическую позицию, вести диалог, признавать возможность различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную нравственную позицию; - излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку нравственного поступка; Р., - планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей освоения этических категорий и определять условия ее реализации; - определять наиболее эффективные способы достижения результатов в сфере освоения этики; - осознавать и проявлять свои эмоциональные состояния, связанные с этическими переживаниями. |
6 | Красота этикета | | 14.10 |
7 | Простые школьные и домашние правила этикета | | 21.10 |
8 | Чистый ручеек нашей речи | | 28.10 |
Этика человеческих отношений (4 часа) |
9 | В развитии добрых чувств – творение души | | 11.11 | Отвечают на вопросы. Обсуждают план работы. Слушают; озвучивают индивидуальные сообщения; заполняют таблицы; выполняют словарную работу; Пишут мини-сочинение | ориентироваться в словарях и справочниках; - определять место и роль иллюстративного ряда в тексте; - искать информацию в цифровых словарях и справочниках, базах данных, контролируемом Интернете, системе поиска внутри компьютера | П., - владеть логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации этических понятий, установления аналогий и причинно-следственных связей между этическими феноменами; - строить рассуждения, в соответствии с известным понятиям новых этических категорий. К., - владеть навыками смыслового чтения текстов нравственного содержания, осознанного построения речевых высказываний и высказывания собственного мнения по этическим вопросам; Р., - осознавать и проявлять свои эмоциональные состояния, связанные с этическими переживаниями. |
10 | Природа – волшебные двери к добру и доверию | | 18.11 |
11 | Чувство Родины | 03.12 | 25.11 |
12 | Жизнь протекает среди людей | 10.12 | 02.12 |
Этика отношений в коллективе (4 часа) |
13 | Чтобы быть коллективом | 17.12 | 09.12 | Составляют список нравственных качеств; Обсуждают их. Отвечают на вопросы. Планируют деятельность; ставят вопросы. Читают и обсуждают стихотворения; отвечают на вопросы, выполняют словарную работу | формирование представлений о нравственных качествах человека и их значении; об отзывчивости и честности | П., - строить рассуждения, в соответствии с известным понятиям новых этических категорий. К., - сотрудничать со взрослыми и сверстниками в различных учебных ситуациях; - понимать и сопереживать чувствам других людей; - проявлять доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость. Р., - осознавать и проявлять свои эмоциональные состояния, связанные с этическими переживаниями. |
14 | Коллектив начинается с меня | | 16.12 |
15 | Мой класс – мои друзья | | 2312 |
16 | Ежели душевны вы и к этике не глухи | 14.01 | 13.01 2021г |
Простые нравственные истины (4 часа) |
17 | Жизнь священна | 21.01 | 20.01. | Составляют список нравственных качеств; Обсуждают их. Отвечают на вопросы. Планируют деятельность; ставят вопросы. Читают и обсуждают стихотворения; отвечают на вопросы, выполняют словарную работу | формирование представлений о нравственных качествах человека и их значении; об отзывчивости и честности | П., - строить рассуждения, в соответствии с известным понятиям новых этических категорий. К., - сотрудничать со взрослыми и сверстниками в различных учебных ситуациях; - понимать и сопереживать чувствам других людей; - проявлять доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость. Р., - осознавать и проявлять свои эмоциональные состояния, связанные с этическими переживаниями. |
18 | Человек рожден для добра | 28.01 | 27.01 |
19 | Милосердие – закон жизни | | 03.02 |
20 | Жить во благо себе и другим | | |
Душа обязана трудиться (4 часа) |
21 | Следовать нравственной установке | | 10.02 | Отвечают на вопросы; Работают со схемой «Этика»; выполняют словарную работа; отвечают на вопросы; формулируют проблемы. Планируют деятельность; ставят вопросы. Составляют план работы над проектом. Подводят итоги урока; готовятся к работе над проектом. | - формирование первичных представлений о нравственном выборе и его значении в жизни человека - осознавать ценность человеческой жизни | П., - строить рассуждения, в соответствии с известным понятиям новых этических категорий. К., - излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку нравственного поступка; - определять общие цели групповой деятельности, и пути ее достижения, уметь договориться о распределении ролей; - понимать и сопереживать чувствам других людей; - проявлять доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость. Р., - осознавать и проявлять свои эмоциональные состояния, связанные с этическими переживаниями |
22 | Достойно жить среди людей | 4.03 | 17.02 |
23 | Уметь понять и простить | | 24.02 |
24 | Простая этика поступков | | 03.03 |
Посеешь поступок – пожнешь характер (4 часа) |
25 | Общение и источники преодоления обид | | 10.03 | Отвечают на вопросы. Обсуждают план работы. Слушают; озвучивают индивидуальные сообщения; заполняют таблицы; выполняют словарную работу; Пишут мини-сочинение | формирование первичных представлений об ответственности как нравственном качестве, о значении ответственности в жизни людей | П., - владеть логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации этических понятий, установления аналогий и причинно-следственных связей между этическими феноменами; - строить рассуждения, в соответствии с известным понятиям новых этических категорий. К., - владеть навыками смыслового чтения текстов нравственного содержания - понимать и сопереживать чувствам других людей; - проявлять доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость. Р., - осознавать и проявлять свои эмоциональные состояния, связанные с этическими переживаниями. |
26 | Ростки нравственного опыта поведения | 08.04 | 17.03 |
27 | Доброте сопутствует терпение | | 31.03 |
28 | Действия с приставкой «со-» | | 07.04 |
Судьба и Родина едины (6 часов) |
29-34 | С чего начинается Родина | | 14,21,28.04 05,12,19.05,25.05. | Формулируют проблемные вопросы Планируют алгоритм решения проблемы, записывают проблемные вопросы. Читают текст учебника с комментированием; работают с иллюстративным материалом; отвечают на вопросы учителя и проблемные вопросы. | - знать, понимать и принимать ценности: Отечество, семья, религия - как основы культурной традиции многонационального народа России | П., - принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности по освоению этики; - владеть логическими действиями установления причинно-следственных связей между этическими феноменами; К., - адекватно использовать речевые средств и средства информационно-коммуникативных технологий для решения этических задач; - определять общие цели групповой деятельности, и пути ее достижения; Р., - планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей |
Материально-техническое обеспечение:
1.Учебник «Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики». 4 класс: учеб. Для общеобразоват. организаций / А.И. Шемшурина. – 5-е изд. – М. : Просвещение, 2018.
2. Этика и воспитание: методическое пособие// Я вхожу в мир искусств. – 2002.- № 10
3. Персональный компьютер