МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
Ошский государственный университет
ФАКУЛЬТЕТ ПЕДАГОГИКИ, ПСИХОЛОГИИ И ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
кафедра психологии
“Утверждено” “Согласовано”
____________ ____________
На заседании каф. Востоковедение Председатель УМС,
прот.№___от_______2020 г. ______________
Зав. каф. _________________
_____________________________ “____” “________________” 20__г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по дисциплине «АНТРОПОЛОГИЯ»
Сетка часов по учебному плану
Наименованиедисциплин | Количество часов | СРС | Отчет-ность |
Всего | Аудит. занятия |
Ауд. зан. | Лекция | Практ. (семин.) | Лабор. |
I сем. | Экз. |
Антропология | 60 | 30 | 15 | 15 | - | 60 | | |
1 сем. | 60 | 30 | 15 | 15 | - | 60 | | |
Рабочая программа составлена на основании учебной программы, утвержденной Ученым Советом ОшГУ, протокол №_ от __ июня 20___г.
Составитель: д.ф.н., и.о.проф. Эшиев А.К.
Ош – 2020
АННОТАЦИЯ
Предмет изучения учебной дисциплины – антропологические явления, возникающие в процессе государственного и муниципального управления.
Цель изучения курса – овладение студентами знаний по антропологии и формирование навыков их использования в своей будущей профессиональной деятельности.
Курс ориентирован на формирование у студентов знаний, навыков и умений по социальной антропологии и воспитание у них соответствующих профессиональных и личностных качеств управленца.
В программе курса учтена специфика предстоящей профессиональной деятель- ности студентов.
Программа дисциплины разработана в соответствии с требованиями государственного образовательного высшего о образования по направлению "Психология".
РАЗДЕЛ 1. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ
Место дисциплины в образовательной программе
«Антропология» представляет собой дисциплину, выступающую составной частью образовательной программы по направлению подготовки "Антропология" и относится к дисциплинам по выбору вариативной части блока дисциплин учебного плана.
Цели дисциплины
Основной целью дисциплины «Антропология» является достижение следующих образовательных результатов:
Студент должен:
знать:
основные антропологические особенности представителей различных рас и
этносов;
социальные и биологические корни расизма;
сущность социального контроля как особого механизма психологической и
социальной регу
ляции поведения людей;
причины и условия порождения тенденций к суицидальным поступкам; признаки доминирования и агрессивности в поведении людей.
уметь:
применять антропологические методы изучения людей в целях повышения эффективности социальной работы;
различать основные признаки и выявлять причины девиантного поведения;
владеть:
приемами эффективного общения и профессионального взаимодействия с представителями различных групп.
Формируемые компетенции
В результате изучения дисциплины «Антропология» у студента должны быть сформированы следующие компетенции
общепрофессиональные
способностью находить организационно-управленческие решения, оценивать результаты и последствия принятого управленческого решения и готовность нести за них ответственность с позиций социальной значимости принимаемых решений;
способностью проектировать организационные структуры, участвовать в разработке стратегий управления человеческими ресурсами организаций, планировать и осуществлять мероприятия, распределять и делегировать полномочия с учетом личной ответственности за осуществляемые мероприятия;
профессиональные
владением навыками количественного и качественного анализа при оценке состояния экономической, социальной, политической среды, деятельности органов государственной власти, органов государственной власти субъектов страны, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных, предприятий и учреждений, политических партий, общественно-политических, коммерческих и некоммерческих организаций;
способностью разрабатывать социально-экономические проекты (программы развития), оценивать экономические, коммуникальные, политические условия и последствия реализации государственных (муниципальных) программ; компетенции, не имеющие прямого соответствия
стремление работать для общества.
Контроль по дисциплине. Итоговый контроль
Для контроля усвоения данной дисциплины учебным планом предусмотрен за- чёт, который проводится в устной форме в пятом семестре.
Промежуточный и текущий контроль
В процессе изучения дисциплины выполняются следующие формы текущего контроля:
Контрольная работа.
Проверка домашних заданий (по всем темам дисциплины).
Разработка и представление презентаций.
Собеседование по вопросам отдельных тем дисциплины.
Выполнение всех заданий является обязательным для всех обучающихся, что предусмотрено рабочей программой учебной дисциплины.
Учебная дисциплина «Антропология» читается в пятом семестре.
РАЗДЕЛ 2. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Организационно-методические данные дисциплины
Общая трудоемкость дисциплины 3 зачетные единицы, 108 академических часов.
Виды работ | Трудоемкость в за- четных единицах | Общая трудоем- кость в часах | Общая аудиторная нагрузка | Лекции | Семинары | Практические за- нятия | Самостоятельная работа |
Социальная антропология | 3 | 108 | 54 | 18 | | 36 | 54 |
Самостоятельная работа* |
Внеаудиторные самостоятельные работы (при наличии) Самоподготовка (самостоятельное изучение лекционного материала и материала учебников, подготовка к практическим занятиям, текущему контролю и т.д.) |
Виды текущего контроля (перечислить) | Контрольная работа, отчеты, подготовленные к прак- тическим занятиям |
Вид итогового контроля | Зачёт |
2.2 Тематический план дисциплины
Номера и наименование разделов и тем | Всего часов | Аудиторные занятия | Из них по видам занятий | Форма отчета (экз., зач.) | Самостоятельная работа |
Лекции | Семинары, практические занятия | Лабораторные раб. | Инновационные формы |
Тема 1. Социальная антропология – наука о человеке | 12 | 4 | 4 | | | | | 8 |
Тема 2. Теория и методы антро- пологии | 12 | 6 | 2 | 4 | | | | 6 |
Тема 3. Основные концепции ан- тропогенеза | 14 | 8 | 2 | 6 | | | | 6 |
Тема 4. Антропогенез – взгляд в прошлое человечества | 16 | 8 | 2 | 6 | | | | 8 |
Тема 5. Расовое многообразие че- ловечества | 14 | 8 | 2 | 6 | | | | 6 |
Тема 6. Социальная антропология и этническая история | 14 | 8 | 2 | 6 | | | | 6 |
Тема 7. Конституциональное и возрастное многообразие челове- чества | 14 | 8 | 2 | 6 | | | | 6 |
Тема 8. Экологическая социаль- ная антропология | 10 | 2 | 2 | | | | | 8 |
Форма итогового контроля | 2 | 2 | | 2 | | | Зачет | |
Всего по курсу вместе с зачётом | 108 | 54 | 18 | 36 | | | | 54 |
2.3.Содержание дисциплины
Раздел I. Введение в антропологию
Тема 1. Социальная антропология – наука о человеке
Краткий обзор истории антропологии: от античных мыслителей (Аристотель, Анаксимандр, Демокрит, Эмпедокл, Сократ и др.) о вопросах морфологии и анатомии человека, его месте в системе природы и т.д. - до становления антропологии как науки в ее современном понятии в середине XIX века. «Антропология» - «наука о человеке» (от anthropos - человек и logos - слово, учение, наука). Социальная антропология как область научного знания, предметом исследования которой являет- ся многообразие человека во времени и пространстве. Индивид - исходный и основ- ной уровень изучения антропологии. Социальная антропология как наука о происхождении и эволюции человека, образовании человеческих рас и о нормальных вариациях физического строения человека.
Социальная антропология религиозная, философская, социальная, культурная и другие. Биологическая (или физическая) Социальная антропология. Основные разделы биологической антропологии: морфология человека; учение об антропогенезе; ра- соведение. Место антропологии в системе наук о человеке. Связи антропологии с другими науками (археологией, этнографией, этнологией и т.д. Спектр антропологических дисциплин медицинская Социальная антропология (психология человека, генетика человека), экология человека и т.д.
Форма проведения: лекция
Тема 2. Теория и методы антропологии
Области исследования антропологии: антропогенез (греч. anthropos - человек, genesis - развитие) - область, включающая в себя широкий спектр вопросов, связанных с биологическими аспектами происхождения человека; расоведение и этническая Социальная антропология - изучение сходства и различий между объединениями человеческих популяций разного порядка; собственно морфология - изучение вариации строения отдельных органов человеческого тела и их систем, возрастную изменчивость организма человека, его физическое развитие и конституцию.
Изучение процессов и этапов становления человека как вида, природы внутри- видовых вариаций, их анатомические и физиологические характеристики и др.
Генетика человека; вопросы морфологии, адаптационное взаимодействие человека как биологического существа с культурой и природной средой.
Исследования человеческих популяций - изолированных совокупностей особей одного вида, характеризующихся общностью происхождения, местообитания и образующих целостную генетическую систему. Исследования расовой вариативности и связанных с нею восприимчивости к болезням, особенностей пищевого рациона, выживаемости в разных условиях и т.п.
Форма проведения: лекция, практическое занятие
Раздел II. Происхождение человека Тема 3. Основные концепции антропогенеза
Антропогенез (от греч. anthropos - человек, genesis - развитие) - процесс эволюции предшественников современного человека, палеонтология человека.
Религиозные, философские и прикладные научные взгляды на происхождение человека.
Креационизм (от лат. creatio - сотворение, создание) - человек был создан неким высшим существом - Богом или несколькими богами. Креационизм ортодоксаль- ный (или антиэволюционный) и эволюционный.
Глобальный эволюционизм – понимание того, что весь мир представляет собой единую систему, развивающуюся по одним законам. Человек является частью мира и занимает в нем вполне определенное место, оно более или менее скромное, либо же, центральное и ведущее.
Синтетическая теория эволюции- генетический материал живых организмов имеет свойство изменяться под воздействием разнообразных факторов (вредных или полезных).
Форма проведения: лекция, практическое занятие
Тема 4. Антропогенез – взгляд в прошлое человечества
Антропогенез как мультидисциплинарная наука. Комплекс подходов к изучению прошлого человечества: биологические науки, физические науки, социальные науки и др.
Прародины человека: азиатская прародина человека, африканская прародина человека и прародина человека в Южной Европе. Гоминидная триада: прямохождение (бипедия); кисть, приспособленная к изготовлению орудий; высокоразвитый мозг. Момент разделения общей эволюционной линии на ветви, ведущие к современным человекообразным обезьянам и современному человеку. Выделение в семействе гоминид (Hominidae) двух основных подсемейств: австралопитецины (Australopithecinae): ранние австралопитеки, грацильные австралопитеки, массивные австралопитеки и гомиинны (Homininae) или «ранние Homo»: «Человек умелый» (Homo habilis) и «Человек рудольфский» (Homo rudolfensis).
Взгляды на происхождение современного человека – сапиентацию. Сапиентация - процесс возникновения современного вида человека Homo sapiens, заключающийся в биологической перестройке (увеличении мозга, округлении черепа, уменьшении размеров лица, появлении подбородочного выступа) и социокультурных новшествах - возникновении искусства, символического поведения, техническом прогрессе, развитии языков.
Гипотезы появления людей современного облика: моноцентризм, дицентризм и полицентризм.
Форма проведения: лекция, практическое занятие
Раздел III. Расовая и этническая социальная антропология Тема 5. Расовое многообразие человека
Раса как система человеческих популяций, характеризующихся сходством по комплексу определенных наследственных биологических признаков (расовых при- знаков). В процессе своего возникновения популяции связаны с определенным географическим ареалом и естественной средой.
Две тенденции, два подхода к расовому многообразию - моногенизм и полигенизм. Моногенизм - все люди принадлежат к одному виду, а отличия позволяют выделить лишь разновидности, возникшие из-за различий внешних условий и истории. Полигенизм - разные расы людей произошли от разных видов обезьян.
Свойства расовых признаков: признаки физического строения; признаки, пере- дающиеся по наследству; признаки, выраженность которых в ходе онтогенеза мало зависит от факторов окружающей среды; признаки, связанные с определенным ареалом - зоной распространения; признаки, отличающие одну территориальную группу человека от другой.
Классические признаки расы - признаки внешности (и прежде всего - черты лица); признаки одонтологии, дерматоглифики, молекулярной антропологии и др. Факторы расообразования: приспособление (адаптация); изоляция; метисация; автогенетические процессы. Концепции расоведения: типологическая концепция; популяционная концепция; историческая концепция.
Форма проведения: лекция, практическое занятие
Тема 6. Антропология и этническая история
Этнос как общность, которая складывается на определенной территории среди людей, находящихся между собой в реальных экономических связях и говорящих на взаимопонятном языке, сохраняет, как правило, на протяжении всего периода своего существования известную культурную специфику и сознает себя отдельной само- стоятельной социальной группой (осознанная культурно-языковая общность).
Этническая Социальная антропология - описание антропологических особенностей этносов, путей формирования того или иного этноса. Наука об этногенезе. Связь данной области знаний о человеке с историей, этнографией и лингвистикой.
Биологические особенности и этническая принадлежность, этноопределители. Язык как этнический определитель. Этнографические данные и этногенез. Генетическая структура популяций и этногенетические процессы.
Форма проведения: лекция, практическое занятие
Раздел VI. Конституциональная, возрастная и экологическая изменчивость человека
Тема 7. Конституциональное и возрастное многообразие человечества
Конституциональные схемы: сходства и различия подходов.
Общая и частные конституции. Общая конституция - интегральная характеристика организма человека, его «суммарное» свойство определенным образом реагировать на средовые воздействия, не нарушая при этом связи отдельных признаков организма как целого. Частная конституция - отдельные морфологические и (или) функциональные комплексы организма, способствующие его благополучному существованию.
Конституциональные признаки как комплекс: морфологические характеристики организма (телосложение); физиологические показатели; психические свойства индивида.
Основные подходы к изучению человеческой конституции: функционально- физиологический подход; генетический подход; фенотипический подход; смешанные определения.
Вопросы возрастной антропологии - изучение роста и развития детей опреде- ленного возраста, динамика физического развития современного человека от рожде-
ния и до старости в связи с изменениями социальной среды и демографическими по-
казателями и т.д.
Древнейшие периодизации онтогенеза: Пифагор (VI в. до Р.Х.) , Гиппократ (V- IV вв. до Р.Х.) и др. Периодизации онтогенеза до XIX в. Периодизация А.П. Рославкого-Петровского. Схема М. Рубнера. Схемы Н.П. Гундобина; Г. Гримма; общая фундаментальная схема А.В. Нагорного; детальная схема онтогенеза человека В.В. Бунака. Биологический и хронологический возраст.
Эпохальный тренд - колебания темпов роста и развития человека как одно из проявлений микроэволюционного процесса, действующего в популяциях и их системах, по которому изучается уровень межпопуляционной изменчивости биологических признаков человека.
Форма проведения: лекция, практическое занятие
Тема 8. Экологическая антропология
Исследования приспособительной изменчивости популяций человека, обитающих в разнообразных условиях окружающей среды (в системе «человек-культура-среда») с использованием антропологических методов.
Понятие об окружающей среде. Среда обитания как комплекс окружающих условий, в которых существует данная человеческая группа.
Приспособительные, или адаптивные, изменения - любые приспособительные черты (биологического и небиологического порядка), возникшие естественным образом или специально выработанные группами людей для успешного существования в данных условиях.
Комплекс условий среды - т.н. экологические факторы - компоненты среды: абиотические факторы (температура, влажность, топография и особенности ландшафта, геохимические свойства местности и т.п.) и биотические факторы - все воз- действия, связанные с популяциями других существ, с которыми человек сосуществует на данной территории.
Биогеоценоз (экосистема) - т.е. сообщество организмов и окружающей их фи- зической среды, взаимодействующих и образующих отдельную экологическую единицу. Биогеоценоз - функционально единая и сбалансированная система - организмы, населяющие экологическую зону, как правило, способны к длительному существованию при отсутствии дополнительных источников вещества и энергии. Экологическая ниша.
Адаптация (от лат. adaptatio - прилаживание, приспособление): как процесс, в ходе которого организм приспосабливается к условиям окружающей среды, изменяя свое строение и функции; как степень соответствия между организмом и средой. Здесь адаптация рассматривается как «оценка» достигнутого в данный момент результата приспособления, протекающего в конкретном местообитании (биотопе) и в соответствующем сообществе (биоценозе).
Форма проведения: практическое занятие
РАЗДЕЛ 3 . УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПО ДИСЦИПЛИНЕ (В ТОМ ЧИСЛЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ)
Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины
Основным методом изучения курса является лекционно-практический, сочетающий лекции, практические занятия и самостоятельную работу студентов с учебной, научной и другой рекомендуемой преподавателем литературой.
Лекционные занятия носят проблемно-объяснительный характер. Студенты должны хорошо усвоить содержание лекций и ознакомиться с рекомендованной литературой. Необходимо убедиться в творческом осмыслении курса, проверить способность студентов определить главное в текстовых материалах, экстраполировать усвоенную методику анализа на исследование новых ситуаций. Рекомендуются в качестве инструментов исследования проблем курса компаративный и системный подходы.
В ходе самостоятельной работы студенты закрепляют и наращивают изученный на лекциях материал и осуществляют подготовку к семинарским и практическим занятиям. Самостоятельная работа предполагает самостоятельное ознакомление, изучение и закрепление студентами теоретических и практических положений изученных в ходе лекций тем, дополнение лекционного материала положениями из рекомендованной литературы. Самостоятельная работа может осуществляться в читальном зале библиотеки, свободных от занятий аудиториях, библиотеках города и дома в часы, предусмотренные для самостоятельной работы.
Важное место в успешном овладении курсом принадлежит практическим занятиям, которые являются основными формами закрепления и промежуточного контроля знаний, полученных на лекционных занятиях и в процессе самостоятельной работы. Практические занятия направлены на активизацию работы студентов в течение учебного периода, формирование и развитие потребности в инновационном подходе к индивидуальной самореализации в ходе овладения данным курсом и другими дисциплинами учебного плана.
По изучаемым темам студентам могут также предлагаться обязательные для вы- полнения контрольные задания. Участие студентов в контрольных занятиях является обязательным. Результаты контроля - составная часть оценки степени усвоения сту- дентами изучаемого материала, осуществляемой в ходе итогового зачета.
На консультациях, проводимых преподавателем, студент получает исчерпывающие ответы на хорошо продуманные и четко сформулированные вопросы, которые оказались недостаточно усвоенными в ходе лекций и самостоятельной работы.
Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине Рекомендованные темы контрольных работ
Античные мыслители (Аристотель, Анаксимандр, Демокрит, Эмпедокл, Сократ и др.) о вопросах морфологии и анатомии человека, его месте в системе природы.
Этапы становления физической антропологии в России.
Обзор концепций возникновения человека.
Будущее человечества в трудах П. Тейяра де Шардена и В.И. Вернадского - единство и различия взглядов.
Ч. Дарвин и его последователи о происхождении человека.
Человек - примат или Человек?
Возникновение человека - недостающие звенья.
Австралопитеки - обезьянолюди или человекообезьяны?
Теория креационизма и ее взгляд на антропогенез. 9. Критерии культуры и ее начало.
К вопросу о динамике развития психики и поведения древнего человека.
Концепции расы - различия подходов, различия результатов.
Социальные и биологические корни расизма.
Возникновение рас - вопросы и открытия.
Расы мира - краткий обзор.
Основные закономерности процесса роста и развития человека и их проявление.
Периодизация онтогенеза человека (история изучения).
Соотношение понятий хронологического и биологического возраста человека.
Половой диморфизм в процессе роста и развития человека.
Чувствительные периоды онтогенеза человека.
Биологические ритмы и развитие человека.
Понятие о конституции человека.
История изучения конституции человека.
Психосоматические конституциональные схемы Э. Кречмера и У. Шелдона (за- блуждения и реалии).
Соматотип и психические особенности - взаимосвязи и противоречия.
Антропология: этапы и пути развития в системе мирового человекознания.
Основные этапы исторического развития антропологии.
Этнографические исследования - практическая основа антропологии.
Классическая (физическая) антропология: основные разделы, цели и задачи.
Типы человеческих конституций.
Основные конституциональные признаки и возможные болезни человека.
Генетические болезни человека: проблемы диагностики, лечения и профилактики.
Расы, этносы, народы. Проблемы изучения и развития.
Взаимодействие языка и культуры - взгляд антрополога.
Экология и жизненная среда человека.
Этнос и этнокультура.
Девиантное поведение как проблема социокультурного антропогенеза.
Доминирование и агрессивность, проблема современных войн и конфликтов.
Роль труда в эволюции человека, его значение в настоящее время.
Социокультурные последствия цивилизации.
Социальный контроль как особый механизм социальной регуляции поведения людей.
Методические указания по выполнению контрольных работ
Контрольная работа является формой рубежного контроля уровня знаний студента по темам отдельных разделов изучаемой дисциплине. Она проводится в письменной форме в специально отведенное время на аудиторном занятии. На выполнение контрольной работы отводится не более 30 минут.
Перечень тем контрольных работ содержится в разделе 3.1 Рабочей программы дисциплины, и заранее сообщаются студентам. Студенты выполняют контрольную работу по индивидуальной теме, выбранной преподавателем для каждого студента из Перечня контрольных работ.
При подготовке к контрольной работе студент должен ознакомиться с конспектом лекции на заданную тему и соответствующим разделом базового учебника (учебного пособия), а также дополнительной литературой из Списка литературы, предложенного в Рабочей программе дисциплины. Кроме этого студенту следует использовать записи, произведенные на семинарских занятиях, а также при выполнении домашних заданий.
Оценка выполнения контрольной работы проводится по пятибалльной системе. Оценкой «отлично» оценивается контрольная работа, содержащая исчерпывающую развернутую информацию по заданной теме. Оценка «хорошо» выставляется за контрольную работу, содержащую неполную информацию по отдельным разделам (вопросам) контрольной работы, при этом смысл содержащейся информации не искажен. Оценкой «удовлетворительно» оцениваются работа, содержащая поверхностную и неполную информацию по заданной теме. Оценкой «неудовлетворительно» оценивается работа, содержащая искаженную и неполную информацию по заданной темы. Работа, оцененная неудовлетворительно, должна быть выполнена студентом повтор- но во внеаудиторное время.
Студенты, не выполнившие контрольные работы, к зачёту по дисциплине не до- пускаются.
Структура контрольной работы: введение, основная часть, заключение, список ис- точников и использованной литературы.
Форма представления контрольной работы: в виде презентации объёмом не более 10 слайдов.
Перечень вопросов для подготовки к зачету.
Развёрнутый список вопросов
Античные мыслители о вопросах морфологии и анатомии человека, его месте в системе природы.
История развития антропологии до XIX в.
Роль и место антропологии в современной системе научного знания, взаимосвязь с естественными, гуманитарными и социальными науками.
Области исследования антропологии
Антропология: предмет, задачи и методы, основные термины и понятия.
Этапы развития физической антропологии и ее связь с другими науками.
Биологическая изменчивость и ее типы.
Религиозные, философские, эволюционные концепции происхождения человека.
Сущность теорий ортодоксального (или антиэволюционного) и эволюционного креационизма
Сущность теорий глобального эволюционизма.
Сущность синтетической теории эволюции.
Идеи антропогенеза до Дарвина
Гипотеза антропогенеза Осборна
Человеческая родословная по Дарвину
Положение человека в системе животного мира.
Современные приматы. Место, приписываемое человеку в отряде приматов.
Отличия и сходства приматов и человека (биологические и небиологические).
«Гоминидная триада», другие биологические и небиологические признаки, счи- тающиеся уникальными для гоминид.
Начала материальной культуры и зачатки духовной жизни древних людей.
Классические признаки расы: особенности внешности; признаки одонтологии, дерматоглифики, молекулярной антропологии и др.
Факторы расообразования: приспособление (адаптация); изоляция; метисация; ав- тогенетические процессы.
Концепции расоведения: типологическая концепция; популяционная концепция; историческая концепция.
Медико-биологические черты европейской, негроидной и монголоидной рас.
Генетические проблемы современной российской популяции.
Этнос и этническая самоидентификация.
Основные факторы человеческого многообразия.
Конституциональные особенности современных людей.
Влияние конституциональных особенностей на психику и соматическое здоровье людей.
Общие закономерности онтогенетического развития человека.
Биологический возраст человека и его критерии.
Основные схемы периодизации онтогенеза человека.
Эпохальные акселерация и ретардация, основные гипотезы.
Наследственные заболевания и предрасположенность к ним
Культура и цивилизация в антропогенезе.
Роль языка в социокультурном антропогенезе.
Формы коммуникации, их эволюционное становление и развитие.
Современные мировые языки и их значение в развитии человечества.
Основные потребности, интересы и ценности современного человека.
Процесс социализации индивидуума и его нарушения.
Признаки и природа девиантного и деликвентного поведения.
В ходе подготовки к зачету следует руководствоваться материалами лекционных и практических занятий и рекомендованной литературой.
Методические рекомендации по подготовке к зачету
Зачёт является формой итогового контроля знаний и умений студентов по данной дисциплине, полученных на лекциях, семинарах, практических занятиях и в процессе самостоятельной работы.
В период подготовки к зачёту студенты вновь обращаются к учебно-методическому материалу и закрепляют полученные знания, умения и навыки.
Подготовка студента к зачёту включат в себя три этапа:
самостоятельная работа в течение семестра;
повторение и уточнение материалов по всем темам дисциплины в течение семестра;
непосредственная подготовка в дни, предшествующие экзамену, по вопросам из предложенного перечня вопросов для подготовки к зачёту.
При подготовке к зачёту студентам целесообразно использовать материалы лекций, нормативно-правовые документы, основную и дополнительную литературу.
На зачёт выносится материал в объеме, предусмотренном рабочей программой учебной дисциплины.
В ходе подготовки к зачёту студент, в первую очередь, должен систематизировать знания, полученные в ходе изучения дисциплины. При этом следует руково-
дствоваться учебной программой, определяющей объём и содержание материала, ко- торые необходимо усвоить для успешной сдачи зачёта.
Ответ на зачёте должен быть довольно кратким (10-15 минут), но при этом студент должен полностью ответить на вопросы билета. Ответ должен включать в себя
краткий анализ актуальности вопроса, его места в системе антропологических знаний. Желательно сделать краткий обзор литературы по проблеме. В ходе ответа необходимо осветить основные точки зрения, существующие по данному вопросу, их аргументацию. В конце ответа на каждый вопрос обязательно должен быть сделан вывод.
Критерии оценки зачёта
Оценка «зачтено» выставляется студенту, который:
прочно усвоил предусмотренный программный материал;
правильно, аргументировано ответил на все вопросы, с приведением примеров;
показал глубокие систематизированные знания, владеет приёмами рассуждения и сопоставляет материал из разных источников;
теорию связывает с практикой, другими темами данного курса, других изучаемых предметов;
обязательным условием выставленной оценки является правильная речь в бы- стром или умеренном темпе;
дополнительным условием получения оценки «зачтено» могут стать хорошие успехи при выполнении самостоятельной и контрольной работы, систематическая ак- тивная работа на семинарских занятиях.
Оценка «не зачтено» выставляется студенту, который не справился с 50% вопросов и заданий билета, в ответах на другие вопросы допустил существенные ошибки, не может ответить на дополнительные вопросы, предложенные преподавателем, целостного представления о взаимосвязях, компонентах, развития культуры у студента нет.
Зачёт проводится в устной форме по экзаменационным билетам, которые утвер- ждаются на заседании кафедры, и включают в себя два вопроса. Формулировка вопросов соответствует формулировке вопросов из Перечня вопросов для подготовки к зачёту (см. п.3.2 Рабочей программы), доведенного до сведения студентов перед экзаменационной сессией. Содержание вопросов одного билета относится к различным разделам программы с тем, чтобы более полно охватить материал учебной дисциплины.
В аудитории, где проводится устный зачёт, должно одновременно находиться не более шести студентов на одного преподавателя, принимающего зачёт.
На подготовку ответов на вопросы билета студенту отводится не менее 20 минут.
Для прохождения зачёта студенту необходимо иметь при себе зачетную книжку и письменные принадлежности.
Список рекомендуемой основной, дополнительной литературы и Интернет- источников Основная литература
Григорьев, Н. Ю. Основы социальной антропологии [Текст]: учебное пособие для студентов МГУУ Правительства Москвы / Н. Ю. Григорьев. - М.: МГУУ ПМ, 2009.
Добреньков В.И., Кравченко А.И. Социальная антропология: Учебник. Гриф
УМО. - М.: ИНФРА-М., 2008.
Лукьянова И.Е., Овчаренко В.А. Социальная антропология. Учебное пособие. Гриф УМО. - М.: ИНФРА-М., 2008.
Марков, Б. В. Философская Социальная антропология [Текст] : учебное пособие. Гриф УМО / Б. В. Марков . - 2-е изд. - СПб. : Питер, 2008.
Дополнительная литература
Аносов И.П., Никишенко АА. Социальная антропология и традиционные формы общения / Под общ. ред. проф. С.В. Кулешова. - М.: ИФРЭ, 2001.
Социальная антропология: Хрестоматия. - М.: Изд-во МГУ, 2007.
Барулин В.С. Основы социально-философской антропологии. - М.: ИКЦ «Ака- демкнига», 2002.
Губин В.Д. Философская Социальная антропология. - М.: ИНФРА-М., 2008.
Золотухина-Аболина, Е. В. Философская Социальная антропология [Текст] : учебное пособие. Гриф УМО / Е. В. Золотухина-Аболина. - Ростов н/ Д : МарТ, 2006. - (Учебный курс). Елисеев О.П. Культурная Социальная антропология. - М.: АПК и: ПРО, 2003.
Ильин, В. В. Философская Социальная антропология [Текст] : учебное пособие / В. В. Ильин. - М. : КДУ, 2006. Кречмер Э. Строение тела и характер. - М.: Эксмо, 2003.
Социальная политика и социальная работа в изменяющейся России / Под ред. Е. Ярской-Смирновой, П. Романова. - М.: ИНИОН РАН, 2002.
Танатова Д.К. Антропологический подход в социологии. - М., 2006.
Шарден Тейяр П. Феномен человека. - М.: АСТ, 2002.
Шепель, В. М. Человеческая компетентность менеджера. Управленческая антрополoгия. [Текст] / В.М. Шепель. - М. : Народное образование, 1999.
РАЗДЕЛ 4. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Список учебно-лабораторного оборудования.
Компьютер.
Мультимедийный проектор.
Экран.
Программные, технические и электронные средства обучения и контро- ля знаний слушателей. Microsoft PowerPoint.
Microsoft Word.
Windows Media Player.
Real Player.
РАЗДЕЛ 5. ПЛАНЫ ЗАНЯТИЙ
№ п/п | Наименование темы | Кол- во ча- сов | Форма проведения занятий | Проме- жуточ- ный кон- троль | Литература |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
1. | Социальная антрополо- гия – наука о человеке | 4 | Лекционное занятие | | 2, 3, 5, 13 |
2. | Теория и методы антро- пологии | 2 4 | Лекционное занятие Практическое занятие - практи- ческое ознакомление с общенауч- ными и прикладными методами исследований в антропологии. | КР-1 Презен- тация отчета | 1,2, 3, 7, 11, 12 |
3. | Основные концепции антропогенеза | 2 6 | Лекционное занятие Практическое занятие - практиче- ское ознакомление с экспозицией Музея антропологии МГУ им. М.В. Ломоносова. | Отчет по ПЗ | 2, 3, 7,10, 11 |
4. | Антропогенез – взгляд в прошлое человечества | 2 6 | Лекционное занятие Практическое занятие - практиче- ское ознакомление с экспозицией Дарвиновского музея. | КР – 2 Отчет по ПЗ | 2, 3, 5, 6, 11, 12, 13 |
5. | Расовое многообразие человечества | 2 6 | Лекционное занятие Практическое занятие – проводит- ся в форме творческой встречи. | Отчет по ПЗ | 2, 3, 5, 6, 11, 12, 13 |
6. | Социальная антрополо- гия и этническая исто- рия | 2 6 | Лекционное занятие Практическое занятие – проводит- ся в форме творческой встречи. | Отчет по ПЗ | 1,2,3,10, 11 |
7. | Конституциональное и возрастное многообра- зие человечества | 2 6 | Лекционное занятие Практическое занятие - практиче- ское изучение основных подходов к изучению человеческой конститу- ции: функционально- физиологический подход; генетиче- ский подход; фенотипический под- ход; смешанные определения. | КР – 3 Презен- тация отчета | 2, 3, 12 |
8. | Экологическая социаль- ная антропология | 2 | Лекционное занятие | | 1,2,3,10, 11 |
3