СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по курсу естествознание 7 класс (для учащихся ОВЗ - VIII вида)

Нажмите, чтобы узнать подробности

курс естествознание в 7 классе включает курс ботаники 6 класса

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по курсу естествознание 7 класс (для учащихся ОВЗ - VIII вида)»




Пояснительная записка


Рабочая программа составлена с учетом особенностей познавательной деятельности учащихся, уровня их общего и речевого развития, подготовки к усвоению учебного материала, специфических отклонений в развитии, требующих индивидуальной или групповой коррекции; на основе Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений 8 вида 5 – 9 классы: в 2 сб./ Под ред.В.В.Воронковой. – Москва, 2012 год. Допущена Министерством образования и науки РФ.

Для реализации программного содержания курса «Естествознание» используется учебник Н. В. Королёвой, Е. В. Макаревич. Биология. Учебник для 7 класса специальных (коррекционных) учреждений YIII вида. Москва. «ГИЦ «Владос». 2008 год.

На изучение предмета «Естествознание» согласно федеральному базисному плану для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида в 7 классе на обучение отводится 34 часа (1 час в неделю):


Цели курса:

Расширение общих представлений детей с нарушением интеллекта об окружающем мире, получение минимума знаний о живой природе: растениях, грибах, бактериях, строении, органах, биологических особенностях растений.

Задачи курса:

1. Сообщить обучающимся знания о растениях, их основных группах, строении, органах, бактериях и грибах.

2. Формировать представление о растениях, группах растений, органах, использовании растений человеком.

3. Обучить умению различать растения по их органам.

4. Воспитывать бережное отношение к природе.

5. Корректировать и развивать память, мышление, восприятие при проведении практических работ, пересказе.




Основные требования к умениям учащихся.

Учащиеся должны уметь:

  • Отличать цветковые растения от других групп (мхов, папоротников, голосеменных).

  • Приводить примеры растений некоторых групп (бобовых, розоцветных, сложноцветных).

  • Различать органы у цветкового растения (цветок, лист, стебель, корень).

  • Различать однодольные и двудольные растения по строению корней, листьев, плодов, семян; приводить примеры однодольные и двудольных растений.

  • Выращивать некоторые цветочно-декоративные растения.

  • Различать грибы и растения.

  • Внешнее строение и элементарную биологическую и хозяйственную характеристику основных растений огорода, поля, леса и сада.

  • Общие признаки для каждой изучаемой группы растений.

  • Признаки сходства и различия между растениями.

  • Особенности выращивания культурных растений; сроки и способы посева и посадки культур, некоторые приемы ухода за ними.


Учащиеся должны уметь:


  • узнавать изучаемые растения по внешнему виду;

  • различать органы растений, а также распознавать все изучаемые растения по стеблям, листьям, цветкам, плодам и семенам;

  • устанавливать взаимосвязь между средой произрастания растений и их внешним видом;

  • осуществлять уход за некоторыми цветочно – декоративными, комнатными растениями и овощными культурами;

  • работать с ручным сельскохозяйственным инвентарем.








Основное содержание обучения.


Введение. Многообразие живой природы. Цветковые и бесцветковые растения. Значение растений в природе.

Растения. Общее знакомство с цветковыми растениями. Общее понятие об органах цветковых растений: цветок, стебель. Лист, корень.

Подземные и надземные органы цветкового растения. Корни и корневые системы. Разнообразие корней. Корневые системы. Строение корня. Корневые волоски. Значение корня в жизни растения. Видоизменения корней.

Стебель. Строение стебля на примере липы. Передвижение в стебле воды и минеральных солей. Разнообразие стебей. Значение стебля в жизни растения.

Лист. Внешнее строение листа. Жилкование. Листья простые и сложные. Образование из воды и углекислого газа органических питательных веществ в листьях на свету. Испарение воды листьями, значение этого явления. Дыхание растений. Листопад и его значение. Значение листьев в жизни растений.

Цветок. Строение цветка. Понятие о соцветиях. Опыление цветков. Оплодотворение. Образование плодов и семян. Плоды сухие и сочные. Распространение плодов и семян. Строение семени. Распространение семян. Условия, необходимые для прорастания семян. Определение всхожести семян. Правила заделки семян в почву.

Растение – целостный организм.

Многообразие цветковых растений. Особенности строения. Деление цветковых растений на однодольные и двудольные. Характерные различия.

Однодольные растения. Злаки. Пшеница, рожь, ячмень, овес, кукуруза. Особенности внешнего строения. Выращивание: посев, уход, уборка. Использование в народном хозяйстве. Преобладающая культура для данной местности.

Лилейные. Лук, чеснок, лилия, тюльпан, ландыш. Общая характеристика. Лук, чеснок – многолетние овощные растения. Выращивание: посев, уход, уборка. Использование человеком. Цветочно-декоративные лилейные открытого и закрытого грунтов.

Двудольные растения. Пасленовые. Картофель, томат, петунья, душистый табак.

Бобовые. Горох. Бобы, клевер, люпин – кормовые травы.

Розоцветные. Яблоня, груша, вишня, малина, шиповник, садовая земляника.

Биологические особенности растений сада. Особенности размножения яблони, малины, земляники. Созревание плодов и ягод садовых растений, их уборка и использование.

Сложноцветные. Подсолнечник, ноготки, бархатцы – однолетние цветочные растения. Маргаритка – двулетнее растение. Георгин – многолетнее растение. Особенности внешнего строения сложноцветных. Агротехника выращивания подсолнечника. Использование человеком.

Многообразие цветковых растений. Голосеменные. Сосна и ель – хвойные деревья. Отличие их от лиственных деревьев. Сравнение сосны и ели. Особенности их размножения. Использование древесины в народном хозяйстве.

Папоротники. Многолетние травянистые растения. Места прорастания папоротников.

Мхи. Понятие о мхе как многолетнем растении. Места произрастания мхов. Торфяной мох и образование торфа.

Охрана растительного мира.

Бактерии. Общее понятие. Значение в природе и жизни человека.

Грибы. Строение шляпочного гриба: плодовое тело, грибница. Грибы съедобные и ядовитые, их распознавание. Правила сбора и обработки съедобных грибов. Повторение.
















Тематический план

Тема

Кол-во

часов

Цель изучения

Результаты обучения

Изучаем живую природу.

1

Знакомство с многообразием растений, наукой о растениях, видами и группами растений, их значении для человека.

Воспитание бережного отношения к природе, растениям. Знать виды и группы растений, значение растений для человека.

Общее знакомство с цветковыми растениями

15


Сообщение знаний о растениях, их органах, строении и значении каждого органа для растения.


Знать строение цветкового растения, строение цветка, разнообразие плодов и семян, Строение корня, листа, стебля, их работой и значении этих органов для растения.

Мхи, папоротники, грибы, бактерии.

6

Сообщение знаний о грибах и бактериях, мхах и папоротниках, их особенностях роста, произрастания, отличия и значение.

Формирование умений выполнять практические работы самостоятельно, с незначительной помощью учителя. Уметь применять полученные знания на практике. Знать многообразие мхов, папоротников, грибов, бактерий.

Двудольные и однодольные растения

10

Сообщение знаний об однодольных и двудольных растениях, их отличительных особенностях частей растений, семействах.

Знать различие между однодольными и двудольными растениями.


Комнатные и садовые растения.

1

.

Сообщение знаний о садовых и комнатных растениях.

Учить умению ухаживать за комнатными и садовыми растениями.

Обобщение, проверка знаний.

1

Обобщить знания


Всего:

34







Календарно – тематическое планирование



№ п/п

Название темы

Кол-во часов

Дата

По плану

Факт.



1

Изучаем живую природу.


Разнообразие растений. Значение растений и их охрана.

1


1





2.

Общее знакомство с цветковыми растениями.


Внешнее строение цветкового растения. Лаб. работа «Органы цветкового растения»

15


1



3.

Цветки и соцветия. Лаб. работа. Строение цветка.

1



4.

Опыление и оплодотворение цветков.

1



5.

Разнообразие плодов и семян. Распространение.

1



6.

Строение семени с двумя семядолями. Лаб. работа по теме «Внешний вид и строение семени фасоли»

1



7.

Строение семени с одной семядолей. Лаб. работа по теме «Строение зерновки пшеницы»

1



8.

Условия прорастания семян Определение всхожести семян

1



9.

Виды корней. Корневые системы. Значение корня. Видоизменение корней


1



10.

Внешнее строение листа. Листья простые и сложные.

1



11.

Образование органических веществ в растении. Испарение воды листьями.

1



12.

Дыхание растений. Листопад и его значение.

1



13.

Строение и значение стебля.

1



14

Разнообразие и видоизменения побегов.

1



15.

Растение- целостный организм.

1



16.

Контрольная работа по теме: «Общее знакомство с цветковыми растениями».

1




Мхи, папоротники, грибы, бактерии.

6



17.

Бактерии. Общая характеристика.

1



18.

Грибы. Строение, Многообразие и значение.

1



19.

Мхи.

1



20.

Папоротники

1



21.

Голосеменные хвойные растения.

1



22.

Покрытосеменные или цветковые растения. Деление цветковых на классы.

1




Двудольные и однодольные растения.

10+1+1



23.

Злаковые. Хлебные злаковые культуры. Выращивание зерновых.

1



24.

Лилейные. Общие признаки лилейных

1



25.

Овощные лилейные. Дикорастущие лилейные.

1



26.

Пасленовые. Общие признаки пасленовых

1



27.

Дикорастущие пасленовые. Овощные и технические пасленовые.

1



28.

Бобовые. Общие признаки бобовых.

1



29.

Пищевые бобовые растения. Кормовые бобовые растения

1



30.

Розоцветные. Общие признаки розоцветных. Многообразие.

1



31.

Сложноцветные. Общие признаки сложноцветных.

1



32.

Пищевые сложноцветные растения. Подсолнечник.

1



33.

Комнатные и садовые растения.

1



34.

Итоговая контрольная работа по курсу естествознания за 7 класс.

1








Литература


1.Н.В.Королева, Е.В.Макаревич. Биология: Растения. Грибы. Бактерии: 7 класс: Учебник для спец. (коррекционных) образовательных

учреждений 8вида. – Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2008.


2.Интернет-ресурсы.