Пояснительная записка
Рабочая программа составлена с учетом особенностей познавательной деятельности учащихся, уровня их общего и речевого развития, подготовки к усвоению учебного материала, специфических отклонений в развитии, требующих индивидуальной или групповой коррекции; на основе Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений 8 вида 5 – 9 классы: в 2 сб./ Под ред.В.В.Воронковой. – Москва, 2012 год. Допущена Министерством образования и науки РФ.
Для реализации программного содержания курса «Естествознание» используется учебник Н. В. Королёвой, Е. В. Макаревич. Биология. Учебник для 7 класса специальных (коррекционных) учреждений YIII вида. Москва. «ГИЦ «Владос». 2008 год.
На изучение предмета «Естествознание» согласно федеральному базисному плану для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида в 7 классе на обучение отводится 34 часа (1 час в неделю):
Цели курса:
Расширение общих представлений детей с нарушением интеллекта об окружающем мире, получение минимума знаний о живой природе: растениях, грибах, бактериях, строении, органах, биологических особенностях растений.
Задачи курса:
1. Сообщить обучающимся знания о растениях, их основных группах, строении, органах, бактериях и грибах.
2. Формировать представление о растениях, группах растений, органах, использовании растений человеком.
3. Обучить умению различать растения по их органам.
4. Воспитывать бережное отношение к природе.
5. Корректировать и развивать память, мышление, восприятие при проведении практических работ, пересказе.
Основные требования к умениям учащихся.
Учащиеся должны уметь:
Отличать цветковые растения от других групп (мхов, папоротников, голосеменных).
Приводить примеры растений некоторых групп (бобовых, розоцветных, сложноцветных).
Различать органы у цветкового растения (цветок, лист, стебель, корень).
Различать однодольные и двудольные растения по строению корней, листьев, плодов, семян; приводить примеры однодольные и двудольных растений.
Выращивать некоторые цветочно-декоративные растения.
Различать грибы и растения.
Внешнее строение и элементарную биологическую и хозяйственную характеристику основных растений огорода, поля, леса и сада.
Общие признаки для каждой изучаемой группы растений.
Признаки сходства и различия между растениями.
Особенности выращивания культурных растений; сроки и способы посева и посадки культур, некоторые приемы ухода за ними.
Учащиеся должны уметь:
узнавать изучаемые растения по внешнему виду;
различать органы растений, а также распознавать все изучаемые растения по стеблям, листьям, цветкам, плодам и семенам;
устанавливать взаимосвязь между средой произрастания растений и их внешним видом;
осуществлять уход за некоторыми цветочно – декоративными, комнатными растениями и овощными культурами;
работать с ручным сельскохозяйственным инвентарем.
Основное содержание обучения.
Введение. Многообразие живой природы. Цветковые и бесцветковые растения. Значение растений в природе.
Растения. Общее знакомство с цветковыми растениями. Общее понятие об органах цветковых растений: цветок, стебель. Лист, корень.
Подземные и надземные органы цветкового растения. Корни и корневые системы. Разнообразие корней. Корневые системы. Строение корня. Корневые волоски. Значение корня в жизни растения. Видоизменения корней.
Стебель. Строение стебля на примере липы. Передвижение в стебле воды и минеральных солей. Разнообразие стебей. Значение стебля в жизни растения.
Лист. Внешнее строение листа. Жилкование. Листья простые и сложные. Образование из воды и углекислого газа органических питательных веществ в листьях на свету. Испарение воды листьями, значение этого явления. Дыхание растений. Листопад и его значение. Значение листьев в жизни растений.
Цветок. Строение цветка. Понятие о соцветиях. Опыление цветков. Оплодотворение. Образование плодов и семян. Плоды сухие и сочные. Распространение плодов и семян. Строение семени. Распространение семян. Условия, необходимые для прорастания семян. Определение всхожести семян. Правила заделки семян в почву.
Растение – целостный организм.
Многообразие цветковых растений. Особенности строения. Деление цветковых растений на однодольные и двудольные. Характерные различия.
Однодольные растения. Злаки. Пшеница, рожь, ячмень, овес, кукуруза. Особенности внешнего строения. Выращивание: посев, уход, уборка. Использование в народном хозяйстве. Преобладающая культура для данной местности.
Лилейные. Лук, чеснок, лилия, тюльпан, ландыш. Общая характеристика. Лук, чеснок – многолетние овощные растения. Выращивание: посев, уход, уборка. Использование человеком. Цветочно-декоративные лилейные открытого и закрытого грунтов.
Двудольные растения. Пасленовые. Картофель, томат, петунья, душистый табак.
Бобовые. Горох. Бобы, клевер, люпин – кормовые травы.
Розоцветные. Яблоня, груша, вишня, малина, шиповник, садовая земляника.
Биологические особенности растений сада. Особенности размножения яблони, малины, земляники. Созревание плодов и ягод садовых растений, их уборка и использование.
Сложноцветные. Подсолнечник, ноготки, бархатцы – однолетние цветочные растения. Маргаритка – двулетнее растение. Георгин – многолетнее растение. Особенности внешнего строения сложноцветных. Агротехника выращивания подсолнечника. Использование человеком.
Многообразие цветковых растений. Голосеменные. Сосна и ель – хвойные деревья. Отличие их от лиственных деревьев. Сравнение сосны и ели. Особенности их размножения. Использование древесины в народном хозяйстве.
Папоротники. Многолетние травянистые растения. Места прорастания папоротников.
Мхи. Понятие о мхе как многолетнем растении. Места произрастания мхов. Торфяной мох и образование торфа.
Охрана растительного мира.
Бактерии. Общее понятие. Значение в природе и жизни человека.
Грибы. Строение шляпочного гриба: плодовое тело, грибница. Грибы съедобные и ядовитые, их распознавание. Правила сбора и обработки съедобных грибов. Повторение.
Тематический план
Тема | Кол-во часов | Цель изучения | Результаты обучения |
Изучаем живую природу. | 1 | Знакомство с многообразием растений, наукой о растениях, видами и группами растений, их значении для человека. | Воспитание бережного отношения к природе, растениям. Знать виды и группы растений, значение растений для человека. |
Общее знакомство с цветковыми растениями | 15 | Сообщение знаний о растениях, их органах, строении и значении каждого органа для растения. | Знать строение цветкового растения, строение цветка, разнообразие плодов и семян, Строение корня, листа, стебля, их работой и значении этих органов для растения. |
Мхи, папоротники, грибы, бактерии. | 6 | Сообщение знаний о грибах и бактериях, мхах и папоротниках, их особенностях роста, произрастания, отличия и значение. | Формирование умений выполнять практические работы самостоятельно, с незначительной помощью учителя. Уметь применять полученные знания на практике. Знать многообразие мхов, папоротников, грибов, бактерий. |
Двудольные и однодольные растения | 10 | Сообщение знаний об однодольных и двудольных растениях, их отличительных особенностях частей растений, семействах. | Знать различие между однодольными и двудольными растениями. |
Комнатные и садовые растения. | 1 . | Сообщение знаний о садовых и комнатных растениях. | Учить умению ухаживать за комнатными и садовыми растениями. |
Обобщение, проверка знаний. | 1 | Обобщить знания | |
Всего: | 34 | | |
Календарно – тематическое планирование
№ п/п | Название темы | Кол-во часов | Дата |
По плану | Факт. |
1 | Изучаем живую природу. Разнообразие растений. Значение растений и их охрана. | 1 1 | | |
2. | Общее знакомство с цветковыми растениями. Внешнее строение цветкового растения. Лаб. работа «Органы цветкового растения» | 15 1 | | |
3. | Цветки и соцветия. Лаб. работа. Строение цветка. | 1 | | |
4. | Опыление и оплодотворение цветков. | 1 | | |
5. | Разнообразие плодов и семян. Распространение. | 1 | | |
6. | Строение семени с двумя семядолями. Лаб. работа по теме «Внешний вид и строение семени фасоли» | 1 | | |
7. | Строение семени с одной семядолей. Лаб. работа по теме «Строение зерновки пшеницы» | 1 | | |
8. | Условия прорастания семян Определение всхожести семян | 1 | | |
9. | Виды корней. Корневые системы. Значение корня. Видоизменение корней | 1 | | |
10. | Внешнее строение листа. Листья простые и сложные. | 1 | | |
11. | Образование органических веществ в растении. Испарение воды листьями. | 1 | | |
12. | Дыхание растений. Листопад и его значение. | 1 | | |
13. | Строение и значение стебля. | 1 | | |
14 | Разнообразие и видоизменения побегов. | 1 | | |
15. | Растение- целостный организм. | 1 | | |
16. | Контрольная работа по теме: «Общее знакомство с цветковыми растениями». | 1 | | |
| Мхи, папоротники, грибы, бактерии. | 6 | | |
17. | Бактерии. Общая характеристика. | 1 | | |
18. | Грибы. Строение, Многообразие и значение. | 1 | | |
19. | Мхи. | 1 | | |
20. | Папоротники | 1 | | |
21. | Голосеменные хвойные растения. | 1 | | |
22. | Покрытосеменные или цветковые растения. Деление цветковых на классы. | 1 | | |
| Двудольные и однодольные растения. | 10+1+1 | | |
23. | Злаковые. Хлебные злаковые культуры. Выращивание зерновых. | 1 | | |
24. | Лилейные. Общие признаки лилейных | 1 | | |
25. | Овощные лилейные. Дикорастущие лилейные. | 1 | | |
26. | Пасленовые. Общие признаки пасленовых | 1 | | |
27. | Дикорастущие пасленовые. Овощные и технические пасленовые. | 1 | | |
28. | Бобовые. Общие признаки бобовых. | 1 | | |
29. | Пищевые бобовые растения. Кормовые бобовые растения | 1 | | |
30. | Розоцветные. Общие признаки розоцветных. Многообразие. | 1 | | |
31. | Сложноцветные. Общие признаки сложноцветных. | 1 | | |
32. | Пищевые сложноцветные растения. Подсолнечник. | 1 | | |
33. | Комнатные и садовые растения. | 1 | | |
34. | Итоговая контрольная работа по курсу естествознания за 7 класс. | 1 | | |
Литература
1.Н.В.Королева, Е.В.Макаревич. Биология: Растения. Грибы. Бактерии: 7 класс: Учебник для спец. (коррекционных) образовательных
учреждений 8вида. – Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2008.
2.Интернет-ресурсы.