СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по курсу "Граждановедение" для 5-х классов

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по курсу "Граждановедение" для 5-х классов»


Календарно-тематическое планирование краеведческого модуля (17 часов)


Название раздела, темы урока

Кол-во

часов

Дата

Примечания

по плану

факти-чески

Глава 1 . Мы и наш край(3часа)

1

Брянщина – лучший уголок России

1



С.4

2

Интерактивное путешествие «Мой любимый уголок города»

1



Мини-сочинение «Любимый уголок моего города»

3

Наши символы

1



С. 12, составить герб своей семьи

Глава 2 Наше образование (3 часа)

4

Твоя основная школа

1



§3

5

Для чего люди учатся.

Твоя будущая профессия

1



§4,5

6

Путешествие в мир профессий

1



Составить кроссворд «Мир профессий»

Глава3. Твой отчий дом(1)

7

Ты в своей семье

1



§6

Глава4. Наша власть(4)

8

Что такое власть и чему она служит

1



§8

9

Практическая работа «Изучение устава школы и наши дополнения в устав»

1




10

Диспут «О власти и властителях»

1




11

Как устроена наша власть

1



§9

Глава 5.Наши достоинства и недостатки(5)

12

Твоя воспитанность

1



§10

13

Психологический практикум: «Уровень твоей воспитанности». Моя программа самовоспитания

1




14

Общественные слушания «Повышение культурного уровня жителей моего города»

1




15

Твоя культура

1



§11

16

Твой характер. Психологический практикум «Твой характер. Что я могу изменить в своем характере

1



§12

17

Итоговое занятие

1















Краеведческий модуль.


Пояснительная записка.

Предлагаемая программа по курсу «Граждановедение. Брянская область» в 5 классе составлена на основе регионального компонента стандарта среднего (полного) общего образования.

Данная программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, даёт распределение учебных часов по разделам курса и последовательность изучения тем и разделов учебного предмета с учётом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся, определяет минимальный набор форм деятельности, выполняемых обучающимися, а также включает в себя вопросы граждановедения Брянского края.

Рабочая программа выполняет следующие функции.

Информационно-методическая функция позволяет всем участникам общеобразовательного процесса получить представление о целях, гражданско-правовом содержании, общей стратегии гражданско-правового обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного учебного предмета.

Организационно-планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения гражданственности, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов.

Ориентирована на преподавание курса «Граждановедение» -17 часов. На занятиях курса учащиеся должны не только усвоить основы, элементы демократической, политической и правовой культуры и правосознания личности, получить дальнейшее развитие нравственных качеств, заложенных в начальной школе; продолжить процесс формирования элементарных правовых понятий (закон, право, права, правонарушение, ответственность).

Закладываются представления о статусе гражданина, о государстве и обществе; об отношениях, складывающихся в структуре личность - государство – общество; месте Брянской области как части России.

Знания, полученные при изучении этого курса способствуют становлению общественно-активной личности, обладающей гражданскими качествами.

Цели:

- формирование у учащихся гордости за своих земляков и сознательную преемственность поколений;

-освоение учащимися комплекса знаний человечества в контексте с историей родного края;

-ознакомление с достижениями культуры родного края;

-овладение умениями и навыками поиска, систематизации и анализа информации; комплексной работой с различными типами исторических источников;

-развитие исторического мышления;

-воспитание у учащихся национальной идентичности, демократизма, толерантности, уважения; -формирование историко-коммуникативной компетентности у учащихся.

Задачи курса:

- Глубже ознакомить учащихся с вопросами развития общественной мысли культуры и экономики Брянского края в период XIХ - XX вв.;

- Дать представление об основных задачах и направлениях жизни и деятельности в нашем крае различных категорий населения в XIХ - XX вв.;

- Привлечь внимание учащихся к выдающимся личностям, внесшим весомый вклад в культуру Брянского края и всей России;

- Сформировать интерес к изучению истории Брянского края в её различных сферах.

Используется учебник «Граждановедение. 5 класс», автор Я.В. Соколов.

Содержание программы:


Глава 1 . Мы и наш край(3)

Рассматривается Брянская область как часть великой страны и её многострадальной истории.

Глава2. Ваше общее образование(3)

Упор делается на школу и ответ на вопрос для чего она нужна каждому ученику лично.

Глава3. Твой отчий дом(1)

Каждый ученик определяет какое место занимает в своей семье, показывает как к нему относятся.

Глава4. Наша власть(4)

Ученики создают свой герб, в котором пытаются наиболее полно показать интересы, занятия и отношения в своей семье. Центральной темой выступают символы государства, области и города. Показывается история их возникновения и развития

Глава 5.Наши достоинства и недостатки(5)

Ученики показывают свои хорошие стороны с помощью создания персональной «визитной карточки».

Требования к уровню подготовки учащихся:

  • знать основные этапы и ключевые события истории Брянщины и выдающихся деятелей Брянщины;

  • знать важнейшие достижения культуры Брянского края;

  • уметь читать историческую карту и показывать на исторической карте территории расселения восточнославянских союзов, города, места значительных исторических событий, связанных с Брянщиной;

  • владеть навыками устной и письменной речи, вести диалог, грамотно строить монологическую речь, формулировать вопрос, сжато давать ответ;

  • уметь рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая знание необходимых фактов, дат, терминов; давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника, фрагментов исторических источников в связной монологической форме;

  • использовать приобретенные знания при написании творческих работ, сообщений, докладов, рефератов, рецензий;

  • уметь дать на основе конкретного материала научные объяснения сущности фактов и связей между ними;

  • Контроль за уровнем усвоения знаний учащихся:

  • объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям истории Брянского края с древнейших времён до конца XVIӀ века, достижениям культуры. Критерии оценки знаний учащихся таковы:

  • глубокий, с привлечением дополнительного материала и проявлением гибкости мышления ответ ученика оценивается пятью баллами;

  • твердое знание материала в пределах программных требований - четырьмя;

  • неуверенное знание, с несущественными ошибками и отсутствием самостоятельности суждений оценивается – тремя баллами;

  • наличие в ответе школьника грубых ошибок, проявление непонимания сути, не владение навыком оценивается отрицательно, отметкой «2»;

  • отсутствие знаний, умений, навыков и элементарного прилежания влечет за собой единицу (используется очень редко).

Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса

Средства обучения :

  1. А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Свенцицкая. Всеобщая история. История Древнего мира: Учеб. для 5 класса общеобразовательных заведений / – М.: Просвещение, 2012

  2. Годер Г. И. Рабочая тетрадь по истории Древнего мира. 5 кл.

  1. Вып. 1. Жизнь первобытных людей. Древний Восток;

  2. Вып. 2. Древняя Греция. Древний Рим.

3) Поурочные разработки по истории Древнего мира. О.В. Арасланова. «Вако» 2005.

Информационно-коммуникативные средства.

  1. История 5 класс. Мультимедийное пособие. - Москва: Новый диск, 2006г.

  2. Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия.2006г. Мультимедийное пособие.


Основные Интернет-ресурсы


http://www.kremlin.ru/ - официальный веб-сайт Президента Российской Федерации

http://www.mon.gov.ru – официальный сайт Министерства образования и науки РФ

http://www.edu.ru– федеральный портал «Российское образование»

http://www.school.edu.ru – российский общеобразовательный Портал

http://www.еgе.edu.ru – портал информационной поддержки Единого государственного экзамена

http://www.fsu.edu.ru– федеральный совет по учебникам МОиН РФ

http://www.ndce.ru– портал учебного книгоиздания

http://www.vestnik.edu.ru – журнал Вестник образования»

http://www.school-collection.edu.ru – единая коллекция цифровых образовательных ресурсов

http://www.apkpro.ru – Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования

http://www.prosv.ru – сайт издательства «Просвещение»

http://www.history.standart.edu.ru – предметный сайт издательства «Просвещение»

http://www.internet-school.ru – интернет-школа издательства «Просвещение»: «История»

http://www.pish.ru – сайт научно-методического журнала «Преподавание истории в школе»

http://www.1september.ru – газета «История», издательство «Первое сентября»

http://vvvvw.som.fio.ru – сайт Федерации Интернет-образования, сетевое объединение методистов

http://www.it-n.ru – российская версия международного проекта Сеть творческих учителей

http://www.lesson-history.narod.ru – компьютер на уроках истории (методическая коллекция А.И.Чернова)

http://www.standart.edu.ru – государственные образовательные стандарты второго поколения

Дополнительные Интернет-ресурсы

hitp://www.idf.ru/almanah.shtml - электронный альманах «Россия. XX век»

http://www.76-82.ru – сайт «Энциклопедия нашего детства», воспоминаниям о 1976- 1982 гг.

http://www.gumer.info/Name_Katalog.php- библиотека книг по истории и другим общественных наукам

http://www.historia.ru– электронный журнал «Мир истории»

http://www.historic.ru/books/index.shtml - историческая библиотека

http://www.historydoc.edu.ru/catalog.asp - коллекция исторических документов

http://www.istrodina.com - сайт журнала «Родина»

http://www.lcweb2.loc.gov/frd/cs/sutoc.html - сайт Библиотеки Конгресса

http://www.lib-history.info - историческая библиотека

http://www.oldgazette.narod.ru – сайт «Старые газеты»

http://www.vciom.ru– Всероссийский Центр изучения общественного мнения

http:/www.patriotica.ru/subjects/stalinism.html – библиотека думающего о России

www.http://www.elibrary.ru/defaultx.asp- научная электронная библиотека

http://fcior.edu.ru/ Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов.

http://school-collection.edu.ru/ Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.

http://museum.ru/ Портал «Музеи России».

Дополнительные электронные информационные источники (фото и рисунки для создания презентаций.


Рекомендуемая литература.

Тойнби А.Дж. Цивилизация перед лицом истории. М., 1996.

Февр Л. Бои за историю. М., 1991.

Шпенглер О. Закат Европы. Очерки морфологии мировой истории. М., 1993—1998. Т. 1—2.

Всемирная история, т. 1., М., 1955.

Всемирная история, т. 1. Каменный век. Минск, 1999.

Тэйлор Э.Б. Первобытная культура. М., 1989.

Вейс Г. История цивилизации. Архитектура, вооружение, одежда, утварь. Иллюстрированная энциклопедия. М., 1998.

Велишский Ф. История цивилизации. Быт и нравы древних греков и римлян. М., 2000.

Виппер Р.Ю. Лекции по истории Греции. Ростов-на-Дону, 1995.

Виппер Р.Ю. Очерки по истории Римской империи. Ростов-на-Дону, 1995.

Город в средневековой цивилизации Западной Европы. М., 1999.

Грант М. Классическая Греция. М., 1998.

Иллюстрированная история религии. М., 1992.

История Древнего Востока / Под ред. В.И. Кузищина. М., 1999.

История Древней Греции / Под ред. В.И. Кузищина. М., 1999.

История Древнего Рима / Под ред. В.И. Кузищина. М., 1998.

Кун Н.А., Нейхардт А.А. Легенды и мифы Древней Греции и Древнего Рима. СПб., 2000.

Маринович Л.П. Александр Македонский. М., 1997.

Немировский А.И. История Древнего мира: Античность. М., 2000.

Немировский А.И., Ильинская Л.С., Уколова В.И. История Древнего мира: Греция и Рим. М., 1995.

Разин Е.А. История войн и военного искусства. СПб., 1999.

Уколова В.И. Поздний Рим. Пять портретов. М., 1992.

Хрестоматия по истории Древнего Востока. М., 1998.

Егер О. Всемирная история. М., 1999. Т. 4.


Литература краеведческого модуля

  1. Брянский краевед. Выпуск VI. - Брянск: Приокское книжное издательство. - 1973. - 283с.

  2. Городков В. Архитектурные образы Брянщины. Тула.: Приокское книжное издательство, 1990

  3. Исайчиков Ф.С. Ученые Брянской области. Их вклад в науку. Изд-во «Десна», 2002

  4. Кизимова С. П., Зубова Е.М. По следам святых обителей: из истории монастырей и пустыней Брянского края.- Брянск: Изд-во БГПУ, 1999

Литература для ученика:

1 Крашенинников В.В. Взгляд через столетия.- Тула, Приокское книжное
издательство, 1990

  1. Крашенинников В. В. Из истории селений Брянского района. - 2-е изд., перераб. и доп. - Брянск : Изд-во БГУ, 2004.

  2. Соколов Я.Д. Седая Брянская старина. Историко-краеведческие очерки о Брянском крае, древних городах, селах, реках, людях...- «Дебрянск», 2000

  3. Соколов Я. Д. Брянск – город древний. – «Дебрянск», 2006.

  4. Соколов Я.Д. Читая брянские фамилии. - Брянск: ЗАО Изд-во «Читай-город», 2002.

  5. Памятники истории и культуры Брянщины. – Брянск, 1980.

  6. Археологическая карта России: Брянская область/Автор - составитель А. В. Кашкин. – М., 1993.

  7. Калинкина Н. В., Колосов Ю. Б. Использование краеведческого материала в пропаганде дней воинской славы России. – Брянск, 1999.

  8. Свод памятников архитектуры и монументального искусства России: Брянская область. - м.: Наука, 1998. - 640с.

  9. Свенский монастырь. - Брянск : Придесенье, 1995.




9