Муниципальное общеобразовательное учреждение
Октябрьская средняя общеобразовательная школа
Рабочая программа по курсу
«Коррекционно-развивающие занятия по русскому языку»
для обучающихся 8 класса
| Составитель программы Осицына М.А. учитель русского языка и литературы |
2022 - 2023 учебный год
Пояснительная записка.
Рабочая программа для учащихся 8 класса разработана в соответствии с Федеральным Законом от 29.12. 2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ред. от 02.03.2016; с изм. и доп., вступ. в силу с 01.07.2016); федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования (Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 г. № 1897 (Зарегистрирован Минюстом России 01.02.2011 № 19644) «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»), а также в соответствии с Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.12.2015 №1577 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 №1897, авторской программы по русскому языку для 5-9 классов. Авторы: М. Т. Баранова, Т. А. Ладыженская, Н. М. Шанский. - М.: Просвещение, 2016 год., соответствующей ФГОС. Данный курс непосредственно связан с программой по русскому языку для 5-11 классов
Он расширяет и систематизирует теоретические сведения, полученные учащимися, закрепляет практические умения и навыки, позволяет восполнить пробелы в знаниях, нацелен на подготовку учащихся к успешному написанию контрольных работ. На занятиях предполагается уделять большое внимание развитию орфографической зоркости учащихся, формированию орфографической грамотности, развитию навыков и умений самостоятельного выполнения заданий различного уровня сложности. Рабочая программа рассчитана на 34 часа (1 час в неделю).
Цель курса
- ликвидировать пробелы у учащихся в обучении русскому языку;
- отрабатывать и совершенствовать навыки, полученные на уроках;
- создать условия для успешного индивидуального развития ребенка;
- формировать ответственное отношение учащихся к учебной деятельности.
Результаты освоения курса
Личностные:
формирование устойчивой мотивации к учению;
формирование ответственного отношения к учению.
Метапредметные:
умение самостоятельно формулировать и ставить для себя новые задачи в познавательной деятельности;
умение самостоятельно планировать пути достижения целей;
умение соотносить свои действия с планируемыми результатами;
умение определять способы действий в рамках предложенных условий и требований.
Содержание курса
Повторение изученного в 5-7 классах (3 ч)
Лексика и фразеология. Словарный состав языка с точки зрения происхождения, употребления и стилистической окраски. Морфемика. Способы словообразования.
Орфография и морфемика. Система частей речи в русском языке. Принципы выделения частей речи. Буквы н, нн в суффиксах прилагательных, причастий и наречий. Слитное и раздельное написание не с разными частями речи.
Знаки препинания и их функции. Одиночные и парные препинания. Сочетания знаков препинания. Знаки препинания при однородных членах, причастных и деепричастных оборотах. Грамматическая основа предложения. Гибкость современной пунктуации. Знаки препинания в простом и сложном предложении.
Синтаксис. Словосочетание (2 ч)
Понятие о синтаксисе. Взаимосвязь синтаксиса и пунктуации. Словосочетание, предложение, текст как единицы синтаксиса. Виды синтаксической связи. Средства синтаксической связи. Способы подчинительной связи. Комбинация знаков препинания в тексте. Нерегламентированная пунктуация, авторские знаки.
Синтаксис. Предложение (7 ч)
Простое двусоставное предложение.
Основные виды простого предложения, порядок слов в предложении. Логическое ударение.
Главные члены предложения. Функции подлежащего и сказуемого, их характеристика, способы выражения подлежащего и сказуемого. Основные типы сказуемого: составное глагольное, составное именное. Особенности связи подлежащего и сказуемого. Тире между подлежащим и сказуемым.
Второстепенные члены предложения. Дополнение. Определение. Приложения, их отличие от других второстепенных членов предложения, использование приложения в качестве средства выразительности речи. Обстоятельство. Распространенные члены предложения. Выделение запятыми обстоятельств, выраженных деепричастными и сравнительными оборотами, а также обстоятельств с предлогом несмотря на.
Односоставные предложения (5 ч)
Понятие об односоставных предложениях. Виды односоставных предложений. Синонимика двусоставных и односоставных предложений. Знаки препинания в конце назывных предложений. Особенности неопределенно-личных предложений, сфера употребления, способы выражения сказуемого в этих предложениях; отличие неопределенно-личных предложений и обобщенно-личных. Неполные предложения в речи. Строение и значение неполных предложений. Тире в неполном предложении.
Однородные члены (3 ч)
Предложения с однородными членами. Средства связи однородных членов предложения. Интонационные и пунктуационные особенности предложений с однородными членами. Однородные члены, связанные сочинительными союзами и пунктуация при них. Обобщающие слова в предложениях с однородными членами. Знаки препинания при них. Однородные и неоднородные определения.
Обособленные члены предложения. (8 ч)
Понятие об обособлении второстепенных членов предложения. Обособление
согласованных определений. Несогласованные определения и их обособление. Обособление приложений. Обособление дополнений. Обособление обстоятельств, выраженных деепричастными оборотами и одиночными деепричастиями. Обособление обстоятельств, выраженных существительными с предлогами. Обособление уточняющих членов предложения. Уточняющие, поясняющие, присоединительные члены предложения, их смысловая и интонационная особенность.
Знаки препинания в предложении с обращениями и вводными словами (2 ч)
Предложения с вводными словами, словосочетаниями, предложениями и с обращениями. Вводные слова. Интонация вводности. Вводные предложения. Знаки препинания в предложениях с вводными словами, словосочетаниями. Вставные конструкции как средство пояснения, уточнения, обогащения содержания высказывания. Обращение. Роль обращений в речевом общении. Знаки препинания при обращении.
Знаки препинания в предложении с прямой и косвенной речью (3 ч)
Основные способы передачи чужой речи, знаки препинания и обоснование их постановки. Знаки препинания в предложениях с прямой речью. Предложения с косвенной речью. Замена прямой речи косвенной. Цитаты. Оформление цитат на письме.
Повторение изученного в 8 классе (1 ч)
Календарно-тематическое планирование
№ пп | Название раздела | Количество часов | Контроль |
| Повторение изученного в 5-7 классах- | 3 | Решение тестовых заданий |
| Синтаксис. Словосочетание | 2 | Пунктуационный анализ текста. |
| Синтаксис. Предложение- | 7 | Пунктуационный анализ текста. |
| Односоставные предложения | 5 | Самостоятельная работа |
| Однородные члены | 3 | Графический диктант |
| Обособленные члены предложения | 8 | Решение тестовых заданий |
| Знаки препинания в предложении с обращениями и вводными словами | 2 | Самостоятельная работа |
| Знаки препинания в предложении с прямой и косвенной речь | 3 | Самостоятельная работа |
| Повторение. | 1 | Диктант |
Календарно-поурочное планирование
№ п/п | Тема, раздел | Дата | Вид деятельности |
| Повторение изученного в 5-7 классах-3ч | | Комплексное повторение ранее изученного на основе художественного текста. Структурирование и систематизация изучаемого предметного содержания: объяснительный диктант с последующей самопроверкой. Графический диктант. Работа с текстом: пунктуационный анализ текста. Решение тестовых заданий. |
| Лексика и фразеология. Словообразование. Морфемика. Буквы н, нн в суффиксах прилагательных, причастий и наречий | 06.09 |
| Слитное и раздельное написание не с разными частями речи | 13.09 |
| Формирование навыка постановки знаков препинания при однородных членах, причастных и деепричастных оборотах. | 20.09 |
| Синтаксис. Словосочетание -2ч. | | Самостоятельная работа с последующей самопроверкой, работа в парах, выполнение дифференцированных заданий, решение тестовых заданий. |
| Словосочетание. Способы подчинительной связи. | 27.09 |
| Основные виды словосочетания. Коррекция индивидуальных пробелов | 01.10 |
| Синтаксис. Предложение-7ч. | | Графический диктант, объяснительный диктант, выполнение тестовых заданий. Работа с текстом: пунктуационный анализ текста. |
| Развитие умения выделять грамматическую основу предложения. | 04.10 |
| Подлежащее и способы его выражения. Сказуемые и его основные типы. Простые глагольные сказуемые. | 11.10 |
| Составное глагольное сказуемое. Коррекция индивидуальных пробелов | 18.10 |
| Составное именное сказуемое. Коррекция индивидуальных пробелов | 25.10 |
| Формирование навыка постановки тире между подлежащим и сказуемым. | 08.11 |
| Развитие умения находить второстепенные члены предложения, составлять схемы предложения.. | 15.11 |
| Обстоятельство. Проверка усвоения знаний | 22.11 |
| Односоставные предложения -5ч | | Графический диктант. Работа с текстом: пунктуационный анализ текста. Самостоятельная работа с последующей самопроверкой, выполнение дифференцированных заданий. |
| Основные виды односоставных предложений. | 29.11 |
| .Определенно - личные предложения. Развитие умения работать по таблице | 06.12 |
| Неопределенно – личные предложения. Развитие умения работать по таблице | 13.12 |
| Безличные предложения. Развитие умения работать по таблице | 20.12 |
| Назывные предложения. Знаки препинания в конце назывных предложений. | 27.12 |
| Однородные члены -3ч. | | Объяснительный диктант, выполнение тестовых заданий, графический диктант. |
| Однородные и неоднородные определения. | 17.01 |
| Формирование навыка постановки знаков препинания в предложениях при однородных членах предложения. | 24.01 |
| Формирование навыка постановки знаков препинания в предложениях с обобщающими словами. | 31.01 |
| Обособленные члены предложения -8ч. | | Выборочный диктант, объяснительный диктант с последующей самопроверкой, работа в парах над пунктуацией предложений с обособленными членами. Работа с текстом: пунктуационный анализ текста. Решение тестовых заданий. |
| Формирование навыка постановки знаков препинания в предложениях с обособленными определениями. | 07.02 |
| Формирование навыка постановки знаков препинания в предложениях с обособленными определениями. | 14.02 |
| Формирование навыка постановки знаков препинания в предложениях с обособленными приложениями. | 21.02 |
| Развитие связной монологической речи. Развитие умения сжимать текст. | 28.02 |
| Формирование навыка постановки знаков препинания в предложениях с обособленными обстоятельствами. | 07.03 |
| Обособление обстоятельств. Проверка усвоения знаний | 14.03 |
| Формирование навыка постановки знаков препинания в предложениях с уточняющими членами предложения. | 21.03 |
| Развитие зрительной памяти при закреплении правописания словарных слов.Проверка усвоения знаний. | 04.04 | Словарный диктант |
| Знаки препинания в предложении с обращениями и вводными словами -2ч. | | Самостоятельная работа с последующей самопроверкой, объяснительный диктант, выполнение тестовых заданий. |
| Формирование навыка постановки знаков препинания в предложениях с вводными словами, словосочетаниями. | 11.04 |
| Формирование навыка постановки знаков препинания в предложениях с обращением. | 18.04 |
| Знаки препинания в предложении с прямой и косвенной речь 3ч. | | Самостоятельная работа с последующей самопроверкой, объяснительный диктант, выполнение тестовых заданий. |
| Формирование навыка постановки знаков препинания в предложениях с прямой речью. | 25.04 |
| Коррекция индивидуальных пробелов по теме «Косвенная речь». | 02.05 |
| Диалог. Цитаты и их оформление на письме. | 16.05 |
| Повторение. Коррекция ошибок, допущенных в диктанте. | 23.05 | Объяснительный диктант с последующей самопроверкой, комплексное повторение ранее изученного. |
Учебно-методическое обеспечение:
Богданова, Г. А. Сборник диктантов по русскому языку. 5-9 классы: книга для учителя / Г. А. Богданова. - М. : Просвещение, 2012.
Григорьева М.Н., Назарова Т.Н: Русский язык. 8 класс. Диктанты к учебнику Л.А. Тростенцовой. - М., Экзамен, 2014
Тростенцова, Л. А. Русский язык. Дидактические материалы. 8 класс / Л. А. Тростенцова, М. М. Стракевич, Н. В. Ладыженская. - М. : Просвещение, 2012.
Контрольные и проверочные работы по русскому языку: 8 класс: к учебнику Т.А.Ладыженской и др./ - М., Экзамен, 2015.
Потапова Г.Н.: Русский язык. 8 класс. Экспресс-диагностика. – М., Экзамен, 2015.
Козлова Т.И.: Русский язык. 8 класс. Промежуточное тестирование. ФГОС. - М., Экзамен, 2016.
Контрольно-измерительные материалы. Русский язык. 8 класс– М. : ВАКО, 2014
Интернет-ресурсы:
Сайт «Каталог единой коллекции цифровых образовательных ресурсов»: http://school-collection.edu.ru
Сайт «Единое окно доступа к образовательным ресурсам»: http://window.edu.ru/
Сайт «Сеть творческих учителей»:http://it-n.ru
Сайт «Интернетурок»http://interneturok.ru/ru
Сайт «Грамота.Ру» http://www.gramota.ru