СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по курсу литературное чтение адаптирована для обучения детей с НОДА

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по курсу литературное чтение адаптирована для обучения детей с НОДА»

Рабочая программа по литературному чтению

  1. Пояснительная записка

Рабочая программа по курсу русский язык адаптирована для обучения детей с НОДА (с нарушением опорно - двигательного аппарата) и с учетом особенностей их психофизического развития . Обучение литературному чтению на дому носит свою специфику. Программа «Перспектива » с учетом новых стандартов рассчитана на 136 часов (34 учебных недели), в неделю 4 часа, а обучение на дому согласно индивидуальному учебному плану, только 1 час в неделю. Поэтому при отборе учебного материала и проведении уроков следует учитывать индивидуальные особенности учащегося. Содержание уроков должно способствовать всестороннему развитию способностей, активизации мыслительных процессов детей с НОДА (вариант 6.1)

Рабочая программа по литературному чтению для 2 класса составлена на основе: - федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.; - концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России; - авторской программы «Литературное чтение» для 1-4 классов Л.Ф. Климанова, М.В. Бойкина, М. «Просвещение», 2011г ;

- Положения об организации индивидуального обучения на дому - с требованиями основной образовательной программы начального общего образования МОУ СОШ №1 им. А.К.Харченко и ориентирована на работу по учебно-методическому комплекту «Перспектива»:

1 .Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г. Виноградская Л.А. Литературное чтение. Учебник. 2 класс. В 2-х частях, Москва «Просвещение» 2016 год.

2.Планируемые результаты учебного курса

Планируемые результаты изучения предмета «Литературное чтение» разработаны в соответствии с особенностями структуры и содержания данного предмета.

Личностные результаты

В результате формирования личностных универсальных учебных действий к окончанию 2 класса у ребенка будут сформированы:

внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к уроку литературного чтения и к процессу чтения, ориентация на содержательные моменты школьной действительности;

мотивация обращения к художественной книге как источнику эстетического наслаждения;





первоначальные представления о нравственных понятиях («добро», «доброжелательность», «терпение», «уважение», «дружба, друг», «товарищ», «приятель»), отраженных в литературных произведениях;


умение отвечать на следующие жизненно важные для себя и других вопросы «Кого можно назвать другом», «Что такое настоящая дружба»; «Как найти друзей»; «Что значит поступить по совести»;

умение свято хранить традиции своей семьи; своей родины;

умение видеть и наслаждаться красотой родного края благодаря произведениям литературы и живописи известных писателей и художников; гордиться красотой своей страной; любить свою страну.

умение понимать ценность книги; нравственный и исторический смысл возникновения книг на земле;

умения оценивать поступки героев произведения и свои собственные под руководством учителя с точки зрения морали и ценностей; оценивать конкретные поступки как хорошие или плохие;

способность выражать свои эмоции посредством выразительного чтения;

стремление к успешной учебной деятельности;

умение проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения на основе диагностической работы, представленной в учебнике.

Учащиеся 2 класса получат возможность для формирования:

умения определять конкретный смысл нравственных понятий: поступок, честность, верность слову;

умения понимать, что значит поступать по совести, жить по совести, с чистой совестью;

умения понимать поступки героев произведения; соотносить поступки героев с реальными жизненными ситуациями; делать свой нравственный выбор.

Метапредметные результаты

Регулятивные:

Результатом формирования регулятивных универсальных учебных действий будут являться умения:

ориентироваться в учебнике по литературному чтению; находить нужную главу в содержании учебника;

знать и применять систему условных обозначений при выполнении заданий;

предполагать на основе чтения названия раздела учебника, какие произведения будут рассматриваться в данном разделе;

понимать, принимать и сохранять учебную задачу: проговаривать вслух возможный план решения задачи; определять систему вопросов, на которые предстоит ответить при чтении содержания раздела;





принимать позицию читателя и слушателя в соответствии с решаемой самостоятельно поставленной на основе вопросов учебной задачей.

проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения на основе диагностической работы, представленной в учебнике.

Учащиеся 2 класса получат возможность для формирования:

самостоятельно формулировать тему и цели урока; систему вопросов, рассматриваемую на уроке;

составлять возможный план решения вопросов совместно с учителем;

умения работать в соответствии с заявленным планом;

умения корректировать свою деятельность в соответствии с возможно допущенными ошибками;

в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения задания.

Познавательные:

Результатом формирования познавательных универсальных учебных действий будут являться умения: самостоятельно работать с учебником литературного чтения как источником информации; находить заданное произведение разными способами;

выделять в тексте основные части; определять микротемы, создавать устные словесные иллюстрации на основе выделенной микротемы;

группировать тексты по заданному основанию (по теме, главной мысли, героям);

сравнивать разные тексты (по теме, главной мысли, героям);

осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий на основе алфавитного каталога; в справочной литературе для детей, с помощью друзей и родителей.

Учащиеся 2 класса получат возможность для формирования:

умение находить необходимые слова в тексте; на основе опорных слов составлять свое высказывание;

самостоятельно составлять план к прочитанному или прослушанному произведению; на основе плана самостоятельно представлять героев, событие.

Коммуникативные:

Результатом формирования коммуникативных универсальных учебных действий будут являться умения:

задавать вопросы и отвечать на вопросы по прочитанному произведению;

следить за действиями участников пары и группы в процессе коллективной творческой деятельности; проявлять интерес к общению;

допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с собственным мнением.

Учащиеся 2 класса получат возможность для формирования:

составлять высказывание под руководством учителя в устной и письменной форме;





умения владеть монологической и диалогической формами речи.

высказывать и обосновывать свою точку зрения;

слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;

договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

Предметные результаты

Результатом формирования предметных умений (раздел «Виды речевой и читательской деятельности») будут являться следующие умения:

читать текст про себя с постепенным увеличением скорости чтения в соответствии с индивидуальным темпом;

самостоятельно определять тему прочитанного произведения;

под руководством учителя определять главную мысль произведения;

задавать самостоятельно и под руководством учителя вопросы по прочитанному или прослушанному произведению;

пересказывать текст на основе картинного плана, простого плана, составленного под руководством учителя;

характеризовать героя произведения под руководством учителя (кто он? Какой он?);

делить текст на части под руководством учителя; определять микротемы, озаглавливать части, готовить текст к пересказу;

находить самостоятельно книгу в библиотеке по заданным параметрам;

Сравнивать произведения живописи и произведения литературы;

Сравнивать прозаический и поэтический текст;

Наблюдать, как с помощью красок автор передает свои чувства и настроения, выраженные в репродукции картин известных художников.

Учащиеся 2 класса получат возможность для формирования:

читать текст про себя (молча) и понимать прочитанное;

самостоятельно определять главную мысль произведения на основе выбранной пословицы;

задавать самостоятельно вопросы по прочитанному или прослушанному произведению;

самостоятельно делить текст на части; озаглавливать части;

пересказывать текст на основе плана подробно, кратко;

самостоятельно давать характеристику героям произведения; сравнивать героев одного произведения;

находить самостоятельно книгу в библиотеке по заданным параметрам; называть выставку книг; классифицировать и группировать книги в соответствии с заданными параметрами.






Результатом формирования предметных умений (раздел «Круг детского чтения») будут являться следующие умения:

характеризовать представленную на выставке книгу;

умение организовывать выставку книг в классе по заданным учителем параметрам и под руководством учителя;

Находить книгу по заданным параметрам в домашней библиотеке

Учащиеся 2 класса получат возможность для формирования:

Составлять рассказ о книге на основе аннотации и содержания;

Самостоятельно составлять аннотацию;

Самостоятельно заполнять на книгу каталожную карточку;

Пользовать алфавитным и систематическим каталогом.

Результатом формирования предметных умений (раздел «Литературоведческая пропедевтика») будут являться следующие умения:

Определять особенности сказочного текста; находить отличия сказки от сказки о животных;

Характеризовать героя произведения;

Самостоятельно определять в художественном тексте звукопись как средство создания образа;

Отличать произведения живописи и произведения литературы;

Отличать прозаический и поэтический текст;

Наблюдать, как с помощью художественных средства автор передает читателю свои чувства и настроение, выраженные в прозаическом и поэтическом тексте;

Находить в тексте сравнения с помощью слов будто, как;

Находить в тексте лирического стихотворения средства художественной выразительности: эпитеты, олицетворения под руководством учителя.

Учащиеся 2 класса получат возможность для формирования:

Сравнивать научно-познавательный и художественный текст; определять отличительные особенности;

Выявлять особенности героя художественного рассказа;

Выявить особенности юмористического произведения;

Определять сравнения, олицетворения, подбирать свои сравнения, олицетворения;

Наблюдать противоположные картины в художественном тексте; находить слова, которые помогают увидеть эти картины;

Выявлять развитие настроения в художественном тексте.

Результатом формирования предметных умений (раздел «Творческая деятельность») будут являться следующие умения:

Придумывать рассказ по аналогии с прочитанными или прослушанными произведениями;





Читать стихотворение, передавая настроение с помощью различных выразительных средств;

Инсценировать произведения самостоятельно, используя различные средства выразительности

Учащиеся 2 класса получат возможность для формирования:

Умения выразительно читать, выявляя авторское отношение к изображаемому, передавать настроение при чтении;

Умения составлять самостоятельно тексты разных жанров;

Умения писать отзыв на книгу.

3.Основное содержание учебного предмета

Задачи предмета «Литературное чтение» определили содержание учебников «Литературное чтение» 2 класса.

Содержание литературного чтения представлено в программе следующими разделами:

  • Виды речевой деятельности. Культура речевого общения.

  • Виды работы с текстом. Коммуникативно-познавательная деятельность.

  • Работа с художественным произведением. Эстетическая и духовно-нравственная деятельность.

  • Круг детского чтения. Культура читательской деятельности.

Первый раздел программы — «Виды речевой деятельности. Культура речевого общения» ориентирован на совершенствование всех видов коммуникативно-речевой деятельности: умений читать и писать, слушать и говорить, использовать различные виды речевой деятельности в разных ситуациях общения.

Программа предусматривает поэтапное формирование навыка чтения: от громко-речевой формы (чтение вслух) до чтения про себя, которое как умственное действие протекает во внутреннем плане. От плавного слогового чтения вслух учащиеся постепенно переходят к активному освоению приёмов целостного (синтетического) чтения в пределах слова (чтение целыми словами). Затем они овладевают умением интонационно объединять слова в словосочетания и предложения, упражняются в темповом чтении, которое обеспечивает лучшее понимание прочитанного, осваивают смысловое чтение, наращивают скорость чтения (беглое чтение), овладевают чтением про себя. В программе указаны ориентировочные нормы скорости чтения, от которой зависит понимание прочитанного текста и, как следствие, успеваемость ребёнка по всем другим предметам в начальной и средней школе. Учащиеся, окончившие начальную школу, должны читать не менее 70—80 слов в минуту. Такая скорость позволит им чувствовать себя уверенно и комфортно, поможет извлекать смысловую информацию при самостоятельном чтении и работе с учебными текстами.

Содержание курса включает формирование умения слушать речь (высказывание), основой которого являются внимание к речи собеседника, способность её анализировать, выделять главное, задавать уточняющие вопросы.






Развитие умения говорить (высказывать своё мнение, задавать вопросы и отвечать на них, вести диалог и строить монолог) обеспечивается включением в содержание литературного чтения материала о правилах речевого этикета, ситуациях и условиях общения (кто, что и кому говорит? как и зачем?). Учащиеся учатся ставить перед собой цель (что я хочу сказать?), корректировать и контролировать своё высказывание, оценивать его, терпеливо выслушивать других, проявляя уважение к мнению собеседника.

Большое внимание в программе уделяется развитию умения писать. На уроках литературного чтения учащиеся будут учиться создавать собственные тексты, писать изложения и небольшие сочинения (описание, рассуждение, повествование) на основе прочитанных текстов.

Программа обеспечивает развитие выразительности устной и письменной речи, совершенствование умений слушать и говорить, читать и писать на протяжении всех лет обучения в начальной школе.

Следующий раздел — «Виды работы с текстом. Коммуникативно-познавательная деятельность».

Программа предусматривает освоение учащимися разнообразных речевых умений при работе с текстами произведений (деление текста на части, подбор к ним заглавий, составление плана, умения кратко и полно пересказать прочитанный текст, выделение главного и формулирование его своими словами), а также решение различных коммуникативно-речевых задач. Содержание данного раздела направлено на освоение различных видов текстов (текст-описание, текст-рассуждение, текст-повествование), формирование умения соотносить заглавие и содержание текста, различать учебные, научно-познавательные и художественные тексты, определять их роль в процессе общения. Учащиеся будут наблюдать, как изменяются цели общения при создании художественного и познавательного текстов (с помощью учителя).

Раздел «Работа с художественным произведением. Эстетическая и духовно-нравственная деятельность» нацелен на развитие художественно-эстетической деятельности, формирование нравственно-этических представлений и активизацию творческой деятельности учащихся средствами художественной литературы. Дети будут учиться различать способы изображения мира в художественных и познавательных тестах (с помощью учителя), понимать различия в познании мира с помощью научно-понятийного и художественно-образного мышления, осмысливать особенности художественного и научно-познавательного произведения, создавать собственные тексты.

Программа предусматривает знакомство детей не только с лучшими образцами художественной литературы, но и с произведениями других видов искусства.

















4.Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы

№п/п

Наименование раздела

Количество часов

Рабочая программа «Перспектива» 2 класс

Рабочая программа«Перспектива»

(обучение на дому)2 класс

1

Приглашение в страну Литературию

1

-

2

Любите книгу

9

3

3

Краски осени

13

3

4

Мир народной сказки

17

4

5

Веселый хоровод

10

3

6

Мы-друзья

10

3

7

Здравствуй, матушка-зима!

10

2

8

Чудеса случаются

16

5

9

Весна, весна! И вес ей радо!

11

3

10

Мои самые близкие и дорогие

8

2

11

Люблю все живое

16

4

12

Жизнь дана на добрые дела

15

2

Итого

136

34







5. Календарно-тематическое планирование по литературному чтению, 2 класс


№ п\п


Тема урока

Количество

часов

Дата



1

Ю.Энтин «Слово про слово».




2

Н. Кончаловская «В монастырской келье».




3

Ю.Мориц «Трудолюбивая старушка».




4

А.С.Пушкин «Унылая пора...». А.Аксаков «Осень».




5

А.Майков «Кроет уж лист золотой…» С.Есенин «Закружилась листва золотая»




6

А.Плещеев «Осень наступила». И.Токмакова. «Опустел скворечник»




7

Русская народная сказка «Лисичка-сестричка и волк».




8

Русская народная сказка «Зимовье»




9

Русская народная сказка «У страха глаза велики»




10

Белорусская сказка «Пых»




11

Народные заклички, приговорки, потешки, перевёртыши




12

Э.Успенский «Память». Ю.Мориц «Хохотальная путаница»




13

К.Чуковский «Путаница»




14

Михаил Пляцковский «Настоящий друг». В.Орлов «Я и мы»




15

С.Михалков «Как друзья познаются» Э.Успенский. «Крокодил Гена и его друзья»




16

И.А.Крылов «Стрекоза и Муравей»




17

А.С.Пушкин «Вот ветер, тучи нагоняя…», Ф.Тютчев «Чародейкою Зимою…»




18

С.Есенин «Поёт зима, аукает…»; «Берёза»




19

А.С.Пушкин. «Сказка о рыбаке и рыбке»




20

Д.Н.Мамин-Сибиряк «Сказка про храброго зайца – длинные уши, косые глаза, короткий хвост»




21

Дж.Харрис «Братец Лис и Братец Кролик»




22

Э.Распе «Чудесный олень», «Оттаявшие звуки»




23

Л.Толстой. Два брата




24

Ф.Тютчев «Зима недаром злиться…»




25

И.Токмакова «Весна». Саша Чёрный «Зелёные стихи».




26

С.Маршак «Двенадцать месяцев»




27

Роберт Рождественский «На земле хороших людей немало»




28

Ю.Энтин «Песня о маме». Б.Заходер «С папой мы давно решили».




29

Б.Заходер «Никто»




30

С.Михалков «Мой щенок» С.Снегирёв «Отважный пингвинёнок»




31

М.Пришвин «Ребята и утята»




32

Е.Чарушин «Страшный рассказ»




33

В.Осеева «Просто старушка»




34

Н.Носов «Фантазёры»