Программа
по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности»
подготовительного и 1-4 классов
специальной (коррекционной) школы для детей с ОВЗ (умственно отсталые)
Борщева Ирина Борисовна, учитель начальных классов
Пояснительная записка
В соответствии с требованиями Федеральных законов России: «Об образовании», «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», «Об охране окружающей природной среды», «О пожарной безопасности», «О безопасности дорожного движения», «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», «О гражданской обороне» и др. разработана программа курса «Основы безопасности жизнедеятельности» для учащихся подготовительного 1-4 классов специальной (коррекционной) школы для детей с ОВЗ.
В ходе реализации содержания программы учащиеся начальных классов должны овладеть не только правилами безопасного поведения в различных ситуациях, но и путями и средствами укрепления здоровья: уметь оказывать первую медицинскую помощь, общаться со сверстниками и взрослыми, знать о значении природного окружения для здоровья человека.
Программой предусмотрены обязательные практические занятия:
-работа с дидактическим материалом (в игровой форме);
-изучение в реальной обстановке возможных в повседневной
жизни опасных ситуаций (например, знакомство с правилами дорож-
ного движения на улицах, площадях и перекрестках, расположенных
вблизи школы).
Программа построена с учетом уровня подготовки и общего развития учащихся начальной школы по классам обучения и включает в себя основные, наиболее часто встречающиеся опасные ситуации, в которых ребенок может оказаться: дома, на улице, в школе, в природных условиях.
Предусмотрено также ознакомление учащихся с такими понятиями, как чрезвычайная и экстремальная ситуация (стихийные бедствия, аварии, экологическая катастрофа) и правилами поведения в случае их возникновения.
Цели программы:
- Сформировать у детей потребность предвидеть возможные жизненные экстремальные ситуации;
- Формировать у учащихся сознательное и ответственное отношение к личной безопасности и безопасности окружающих
- Приобретение ими навыков сохранения жизни и здоровья в неблагоприятных, угрожающих жизни условиях, оказание помощи пострадавшим.
- Выработать достаточно твёрдые умения и навыки поведения в той или иной ситуации;
- Обучить детей методам обеспечения личной безопасности;
Задачи программы:
- развитие у детей чувства ответственности за свое поведение, бережного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих;
- стимулирование у ребенка самостоятельности в принятии решений и выработка умений и навыков безопасного поведения в реальной жизни
приобретение учащимся начальных знаний, умений и навыков в области безопасности жизни;
- выработка необходимых умений и навыков безопасного поведения в повседневной жизни в случае возникновения различных опасных и чрезвычайных ситуаций.
Реализация программы позволит:
- привить учащимся начальные знания, умения и навыки в области безопасности жизни;
- сформировать у детей научно-обоснованную систему понятий основ безопасности жизнедеятельности;
· выработать необходимые умения и навыки безопасного поведения в повседневной жизни в случае возникновения различных опасных и чрезвычайных ситуаций.
Коррекционные задачи:
- развитие всех психических функций;
- формирование навыка самоконтроля;
- воспитание эмоциональной адекватности поведения;
- воспитание мотивации к обучению и общению.
Принципы и методы обучения младших школьников ОБЖ
Учитывая неравномерность психического и физического развития детей 7-10-летнего возраста, образовательный процесс по основам безопасности дорожного движения должен быть построен, на основе дидактических закономерностей: от простого к сложному; от непонимания к пониманию; от частного к общему; от конкретного к абстрактному; от абстрактного к конкретному.
К дидактическим принципам, которые должны быть реализованы в образовательном процессе, относятся следующие.
Преемственность. Каждая новая ступень обучения младших школьников должна опираться на уже усвоенные ими знания, умения и навыки, полученные в дошкольных учреждениях и от родителей.
Последовательность и постепенность. Знания по основам безопасности жизнедеятельности следует давать постепенно, определенными дозами, без перегрузки, с нарастающим объемом информации со 2 по 4 классы.
Доступность. Учебный материал должен быть изложен в доступной форме. Дети не воспринимают сложную информацию с детализацией общепринятых определений и понятий, к ним необходимы комментарии.
Наглядность. Этот принцип традиционно используется в работе с учащимися, когда они должны сами все увидеть, услышать, потрогать и тем самым реализовать стремление к познанию. При обучении основам безопасности жизнедеятельности необходимы наглядные средства: учебные книжки-тетради с иллюстрированным материалом, плакаты, макеты, специальное оборудование для проведения игровых занятий, видеофильмы, компьютерные игры и т.д.
Игра. Познавательные игры с детьми проводят преимущественно по правилам. Сначала формируют задание, потом — способ выполнения.
Чаще всего используют игры-упражнения, многократно повторяемые и направленные на формирование умений и навыков безопасно вести себя дома, в школе, на улицах и дорогах, в привычных и непривычных условиях. Упражнения могут быть индивидуальными и групповыми.
Индивидуальные упражнения применяют для отработки двигательных навыков у малоподвижных детей.
Вводные упражнения предполагают точное воспроизведение тех или иных действий после показа педагогом. Сначала с каждым учащимся отрабатывают элементы действий, потом эти же действия дают последовательно, затем сравнивают с образцом (эталоном).
Тренировочные упражнения имеют целью повторить усвоенные действия для поддержания уже сформировавшихся умений и навыков.
Таким образом, игры-упражнения нужны для развития координации движений в реальной обстановке. Постепенное усложнение сознательного многократного повторения действий помогает сформировать безопасное поведение учащихся на улицах, дорогах и в быту.
Ролевая игра. Она всегда носит эмоциональный характер, что способствует более прочному запоминанию правильных безопасных действий. При распределении ролей (водителя, пешехода, пассажира, пожарного, спасателя) у учащихся развивается воображение. Они начинают подчиняться определенным правилам, связанным с ролью.
Организуя игры, следует иметь в виду, что функция самоконтроля у детей развита слабо. Поэтому ребенку нужна постоянная поддержка педагога и участников игры.
В 3-4 классах в игру можно вводить моделирование различных нестандартных ситуаций для самостоятельного поиска выхода из опасных условий, анализа и оценки ошибочных, неправильных и, наоборот, правильных и безопасных действий.
Экскурсия. Она проводится для ознакомления с окружающей средой и закрепления учебного материала. Экскурсии могут быть пешие, автобусные и на маршрутном транспорте. Во время остановок педагог обращает внимание учащихся на опасные места по маршруту движения в школу, вокруг школы, объекты, представляющие опасность, закрывающие обзор, сезонные изменения дорожных условий; показывает действия пешеходов, водителей и пассажиров, дорожную разметку, указательные знаки, светофоры и т.д.
Педагог просит детей прислушаться к звукам, шумам, сигналам машин, по которым надо уметь различать движущиеся транспортные средства. Важно показать, где нельзя переходить улицы и дороги: вблизи крутых поворотов, при наличии препятствий, ограничивающих обзор дороги; на нерегулируемых перекрестках с интенсивным движением и большим числом прилегающих дорог, проездов, выездов; где нельзя гулять, играть, находиться длительное время и т.д.
На экскурсиях дети приобщаются к природной, техногенной и социальной среде, осознают значимость усвоенных знаний, умений, навыков и привычек.
Формирование у младших школьников навыков безопасного поведения изо дня в день возможно как в образовательном процессе, реализуемом в форме традиционного урока, так и в других формах дидактических занятий с применением инноваций.
В этом плане рекомендуется методика проведения экскурсии как одной из наиболее эффективных форм дидактических занятий.
Экскурсия может быть вводной, ознакомительной, обзорной. Цель ознакомительной экскурсии: сформировать у учащихся целостное представление об окружающей их среде, взаимосвязи в ней объектов и субъектов жизнедеятельности, постоянно возникающих различных нестандартных ситуаций и т.д. Обратить внимание детей на особенности опасного поведения участников дорожного движения, окружения людей в плане пожарной безопасности, электробезопасности, правил поведения на природе, у воды и нарушения правил безопасности жизнедеятельности. Научить детей видеть и предвидеть опасности. Рассказать о типичных ошибках в поведении детей, не умеющих предвидеть опасность. Объяснить новые для детей понятия по тематике безопасности.
Но что делать, если ребенок с нарушением интеллекта? И для него очень трудно дается и обучение, и воспитание, и развитие, и тем более социализация. Нарушены не только различные важные виды деятельности, понимание окружающей действительности, и даже самоощущение себя, - нарушена детская жизнь. Такой ребенок похож на сломанный кубик-рубик, который родители, учителя и воспитатели, врачи, дефектологи и другие многочисленные специалисты пытаются собрать заново.
Нередко, ребенок с нарушением интеллекта не может сам себя обслужить, одеться, причесаться, понять какое действие нужно выполнить в данный момент. Такой маленький гражданин подвержен ещё большей опасность со стороны окружающей среды и социума.
Считаю, что детям с нарушением интеллекта необходимо больше давать знаний по безопасности жизнедеятельности, и еще большее требовать их знание и неукоснительное выполнение. Так как они подвержены наибольшему повышенному травматизму. Для таких детей вся жизнь как чрезвычайное происшествие.
Поэтому необходимо введение полноценных уроков ОБЖ в специальных (коррекционных) школах.
Уроки ОБЖ позволят решать основные задачи как: - развитие речи, чтения, письма, орфографии, грамматики, развитие словарного запаса, понимание речи, закрепление практической стороны математики, привитие навыков самообслуживания, воспитание культуры в общении с окружающими.
В программе старалась отразить принципы общей и коррекционной педагогики. Тематическое планирование рассчитано на пятилетнее обучение, посторенние по четвертям, в каждой из них отражены все необходимые разделы. Материал имеет концентричность, поэтапность. Цикличность, что немаловажно для специальных учреждений (в зависимости от психических процессов детей с нарушениями интеллекта).
Тематическое планирование. Подготовительный класс.
№ п/п | Содержание (темы) | Кол-во часов |
| I четверть | 8 |
1,2 | Введение в предмет. Что такое ОБЖ. Что такое безопасность и чрезвычайная ситуация | 2 |
3 | Дорога и дети. | 1 |
4 | Где и как переходить дорогу. Мы идем в школу. | 1 |
5 | Что такое здоровье? | 1 |
6 | Режим дня. | 1 |
7 | Основные правила поведения и действия при пожаре. | 1 |
8 | Огонь в доме. Как говорить по телефону. | 1 |
| II четверть | 7 |
9,10 | Дорога и ее составные части. Опасные предметы. | 2 |
11 | Опасные ситуации на дороге. | 1 |
12 | Личная гигиена. Чистота – залог здоровья. | 1 |
13,14 | Правила безопасного общения с незнакомыми людьми на улице, в подъезде дома, по телефону. | 2 |
15 | Как вести себя, когда ты дома один. Поведение на каникулах. | 1 |
| III четверть | 9 |
16 | Где можно и где нельзя играть. | 1 |
17,18 | Игра: «Мы – пассажиры». | 2 |
19 | Транспорт и правила поведения в нем. | 1 |
20 | Здоровый образ жизни. Закаливание. | 1 |
21 | Вредные привычки. | 1 |
22 | Безопасность на льду зимой. | 1 |
23 | Оказание первой помощи в зимнее время. | 1 |
24 | Поведение на каникулах. | 1 |
| IV четверть | 8 |
25 | Наш город и его транспорт. | 1 |
26 | Безопасность на льду весной. | 1 |
27,28 | Городские службы экстренной помощи : 01, 02, 03,04. | 2 |
29 | Профилактика детского травматизма. | 1 |
30 | Безопасность летом на воде. | 1 |
31 | Лекарственные травы. | 1 |
32 | Правила безопасного поведения во время каникул. | 1 |
Тематическое планирование. 1 класс
№ п/п | Содержание (темы) | Кол-во часов |
| I четверть | 8 |
1 | Что такое безопасность и чрезвычайная ситуация. Общие понятия | 1 |
2 | Где и как переходить дорогу. Мы идем в школу. | 1 |
3 | Когда рождаются опасные ситуации на дороге. | 1 |
4 | Наш город и его транспорт. | 1 |
5 | Как могут быть опасными домашние вещи. | 1 |
6 | Искру туши до пожара. Беду отводи до удара. | 1 |
7 | Режим дня школьника | 1 |
8 | Что необходимо сделать по сигналу «Внимание всем!». | 1 |
| II четверть | 7 |
9 | Наши верные друзья - сигналы регулирования. | 1 |
10 | Виды пешеходных переходов. | 1 |
11,12 | Пути передачи инфекционных заболеваний. | 2 |
13 | Как вести себя на реке зимой | 1 |
14 | Чрезвычайная ситуация. Кто нам помогает в чрезвычайных ситуациях? | 1 |
15 | Опасные ситуации на дороге. Поведение на каникулах | 1 |
| III четверть | 9 |
16 | Наши верные друзья на улицах и дорогах. | 1 |
17,18 | Знаки разрешающие и запрещающие. | 2 |
19 | Улица полна неожиданностей | 1 |
20 | Будь внимателен и осторожен. | 1 |
21 | Оказание первой помощи при поражении электрическим током | 1 |
22 | Безопасность на льду зимой. | 1 |
23 | Правила обращение с огнем. | 1 |
24 | Закрепление изученного. Поведение на каникулах. | 1 |
| IV четверть | 8 |
25 | Правила поведения у водоема. | 1 |
26 | Половодье и первый лед. | 1 |
27 | Служба «01». | 1 |
28 | Пожар – самая страшная беда. | 1 |
29 | Домашняя аптечка. | 1 |
30 | Безопасность летом на воде. | 1 |
31 | Правила поведения в чрезвычайной ситуации. | 1 |
32 | Правила безопасного поведения во время каникул. | 1 |
Тематическое планирование. 2 класс
№ п/п | Содержание (темы) | Кол-во часов |
| I четверть | 9 |
1 | Основные правила поведения учащихся на улице и дороге. Правила перехода дороги, выбор места для игр. | 1 |
2 | Экскурсия к автобусной остановке, пешеходному переходу, светофору. | 1 |
3 | Окружающая среда. Взаимодействие человека с окружающей средой, опасности, возникающие в повседневной жизни. | 1 |
4 | Государственные и муниципальные службы. Вызов пожарной охраны, милиции, скорой помощи. | 1 |
5 | Современное жилище. Особенности, виды опасных и вредных факторов современного жилища. | 1 |
6 | Правила пользования электроприборами, газом, пользование лифтом. | 1 |
7 | Другие опасности в жилище: бытовая химия, острые и режущие инструменты., опасности на кухне. | 1 |
8 | Лифт – наш домашний транспорт | 1 |
9 | Правила поведения в каникулярное время | 1 |
| II четверть | 7 |
10 | Перекрестки. Их виды | 1 |
11 | Огонь – друг или враг? Причины возникновения пожара в помещении, транспорте, опасность пожара. | 1 |
12 | Действия при пожаре, меры пожарной безопасности. | 1 |
13 | Соблюдение мер безопасности при пользовании электрическими приборами в быту. | 1 |
14 | Первая медицинская помощь при отравлении газами. Отравление | 1 |
15 | Причины отравления газообразными или вдыхаемыми токсическими веществами. Профилактика отравлений. | 1 |
16 | Правила поведения на дороге. | 1 |
| III четверть. | 10 |
17 | Движение пешеходов по улицам и дорогам. | 1 |
18 | Рассказ о дорогах, их строительстве, основных элементах ( проезжая часть, обочина, кювет, тротуар, пешеходная дорожка). | 1 |
19 | Чрезвычайные ситуации природного происхождения – стихийные бедствия. | 1 |
20 | Примеры стихийных бедствий: тайфуны, ураганы, бури (штормы), смерчи, снегопады, метели, наводнения. Их последствия, мероприятия по защите. | 1 |
21 | Организация оповещения населения о чрезвычайных ситуациях | 1 |
22 | Переход улиц и дорог. Одностороннее и двухстороннее движение. | 1 |
23 | Опасность на улице. Как распознать и правильно среагировать. | 1 |
24 | Правила безопасности при пользовании общественным транспортом. | 1 |
25 | Обязанности пассажиров, правила поведения в общественном транспорте. | 1 |
26 | Безопасность на льду. Безопасность на дороге и улице. | 1 |
| IV четверть. | 8 |
27 | Безопасность на дороге. | 1 |
28 | Обязанности пассажиров и пешеходов. | 1 |
29,30 | Профилактика школьного травматизма. | 2 |
31 | Безопасность на воде. Тонкий лёд. | 1 |
32 | Выбор места для игр, правила пользования велосипедом. | 1 |
33,34 | Правила поведения во время летних каникул. Повторение за год. | 2 |
Тематическое планирование. 3 класс
№ п/п | Содержание (темы) | Кол-во часов |
| I четверть | 9 |
1 | Основные правила поведения учащихся на улице и дороге. | 1 |
2 | Экскурсия к автобусной остановке, пешеходному переходу, светофору. | 1 |
3 | Окружающая среда. Взаимодействие человека с окружающей средой, опасности, возникающие в повседневной жизни. | 1 |
4 | Учусь принимать решения в опасных ситуациях | 1 |
5 | Современное жилище. Особенности, виды опасных и вредных факторов современного жилища. | 1 |
6 | Особенности жизнеобеспечения современного жилища. Что вокруг нас может быть опасным? | 1 |
7 | Как действовать в чрезвычайных ситуациях. Службы экстренной помощи. | 1 |
8 | Отчего может возникнуть пожар (в помещении, в транспорте, в природе) | 1 |
9 | Что делать при пожаре? | 1 |
| II четверть | 7 |
10 | Опасные ситуации на дорогах. Пешеход. | 1 |
11 | Факторы разрушающие здоровья. | 1 |
12 | Факторы укрепляющие наше здоровье. | 1 |
13 | Основные правила пользования бытовыми приборами. | 1 |
14 | Первая медицинская помощь при отравлении газами. Отравление | 1 |
15 | Наступает Новый год. Обращение с пиротехникой. | 1 |
16 | Правила поведения на каникулах. | 1 |
| III четверть. | 10 |
17 | Движение пешеходов по улицам и дорогам. | 1 |
18 | Рассказ о дорогах, их строительстве, основных элементах ( проезжая часть, обочина, кювет, тротуар, пешеходная дорожка). | 1 |
19 | Чрезвычайные ситуации природного происхождения – стихийные бедствия. | 1 |
20 | Примеры стихийных бедствий: тайфуны, ураганы, бури (штормы), смерчи, снегопады, метели, наводнения. Их последствия, мероприятия по защите. | 1 |
21 | Организация оповещения населения о чрезвычайных ситуациях | 1 |
22 | Переход улиц и дорог. Одностороннее и двухстороннее движение. | 1 |
23 | Опасность на улице. Как распознать и правильно среагировать. | 1 |
24 | Правила безопасности при пользовании общественным транспортом. | 1 |
25 | Обязанности пассажиров, правила поведения в общественном транспорте. | 1 |
26 | Безопасность на льду. Безопасность на дороге и улице. | 1 |
| IV четверть. | 8 |
27 | Правила безопасности на дорогах. | 1 |
28 | Как правильно пользоваться электроприборами. | 1 |
29,30 | Какие опасности могут возникнуть в повседневной жизни. | 2 |
31 | Что делать если вы провалились под лед. | 1 |
32 | Выбор места для игр, правила пользования велосипедом. | 1 |
33 | Основные правила поведения на воде, при купании, отдыхе у воды, катании на лодке. | 1 |
34 | Правила поведения во время летних каникул. Повторение за год. | 1 |
Тематическое планирование. 4 класс
№ п/п | Содержание (темы) | Кол-во часов |
| I четверть | 9 |
1 | Правила перехода дороги, выбор места для игр. | 1 |
2 | Правила безопасности при использовании транспорта. Разбор конкретных случаев ДТП. | 1 |
3 | Предупреждение бытового травматизма: шалости на балконах, крышах, у открытого окна. | 1 |
4 | Основные причины бытового травматизма: игры с огнём, химические вещества. | 1 |
5 | Как вести себя со злоумышленниками. | 1 |
6 | Как действовать в чрезвычайных ситуациях. Службы экстренной помощи. | 1 |
7 | Если горит у соседей. | 1 |
8 | От маленькой искры большой пожар бывает. | 1 |
9 | Экстремальная ситуация для человека в природной среде – что это? | 1 |
| II четверть | 7 |
10 | Почему на улице опасно? (экскурсия). | 1 |
11 | Водная переправа и меры безопасности при пользовании водной переправой. | 1 |
12 | Виды транспортных средств. Любой движущийся транспорт- угроза безопасности человека. | 1 |
13 | Интенсивность и скорость движения городского транспорта. | 1 |
14 | Основные причины бытового травматизма: баловство в лифте, в местах ремонта дорог и коммуникаций. | 1 |
15 | Основные правила поведения учащихся в новогодний праздник. (пиротехнические средства) | 1 |
16 | Правила поведения на каникулах. | 1 |
| III четверть. | 10 |
17 | Движение пешеходов по улицам и дорогам. | 1 |
18 | Рассказ о дорогах, их строительстве, основных элементах ( проезжая часть, обочина, кювет, тротуар, пешеходная дорожка). | 1 |
19 | Чрезвычайные ситуации природного происхождения – стихийные бедствия. | 1 |
20 | Примеры стихийных бедствий: тайфуны, ураганы, бури (штормы), смерчи, снегопады, метели, наводнения. Их последствия, мероприятия по защите. | 1 |
21 | Организация оповещения населения о чрезвычайных ситуациях | 1 |
22 | Переход улиц и дорог. Одностороннее и двухстороннее движение. | 1 |
23 | Опасность на улице. Как распознать и правильно среагировать. | 1 |
24 | Как избежать обморожение. Оказание первой помощи при обморожении. | 1 |
25 | Как действовать при возникновении пожара: в школе, дома, на природе. | 1 |
26 | Безопасность на льду. Безопасность на дороге и улице. | 1 |
| IV четверть. | 8 |
27 | Правила перехода дорог. Перекрестки | 1 |
28 | Железнодорожный транспорт, его особенности, безопасное поведение при следовании железнодорожным транспортом, обязанности пассажира | 1 |
29,30 | Причины дорожно-транспортного травматизма | 2 |
31 | Правила безопасности на воде. . | 1 |
32 | Правила поведения на природе. | 1 |
33 | Костер. Меры пожарной безопасности при разведении костра | 1 |
34 | Правила поведения во время летних каникул. Повторение за год. | 1 |
Литература
«Основы безопасности жизнедеятельности 1 класс» Шевченко Н.Г. – Волгоград: «Учитель», 2005 г.
«Основы безопасности жизнедеятельности 2 класс» Шевченко Н.Г. – Волгоград: «Учитель», 2007 г.
«Основы безопасности жизнедеятельности 3 класс» Шевченко Н.Г. – Волгоград: «Учитель», 2007 г.
«Основы безопасности жизнедеятельности» В.В.Поляков. Учебник для общеобразовательных учебных заведений 2-4 классы, часть 1, Москва «Дрофа» 2-е издание 1997г.
«Правила безопасности дома и на улице» С.А. Шинкарчук – «Начальная школа» Санкт-Петербург 2010г.
«Помоги себе сам. - Основы санитарно-гигиенических знаний Н. И. Венсловене, Л. П. Уфимцева. 1999г.
«Азбука безопасности» Л.И. Радзиевская.-М.: Издательство Оникс 2008г.
«Твоя безопасность: как вести себя дома и на улице» К. Ю. Белая, В. Н. Зимонина и др. М.: Просвещение, 2008г.