СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по курсу «Основы асности жизнедеятельности» подготовительного и 1-4 классов специальной (коррекционной) школы для детей с ОВЗ (умственно отсталые)

Категория: ОБЖ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по курсу «Основы асности жизнедеятельности» подготовительного и 1-4 классов специальной (коррекционной) школы для детей с ОВЗ (умственно отсталые)»

Программа

по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности»

подготовительного и 1-4 классов

специальной (коррекционной) школы для детей с ОВЗ (умственно отсталые)



Борщева Ирина Борисовна, учитель начальных классов


Пояснительная записка


В соответствии с требованиями Федеральных законов России: «Об образовании», «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», «Об охране окружа­ющей природной среды», «О пожарной безопасности», «О безопасно­сти дорожного движения», «О санитарно-эпидемиологическом бла­гополучии населения», «О гражданской обороне» и др. разработана программа курса «Основы безопасности жизнедеятельности» для уча­щихся подготовительного 1-4 классов специальной (коррекционной) школы для детей с ОВЗ.

В ходе реализации содержания программы учащиеся начальных классов должны овладеть не только правилами безопасного поведе­ния в различных ситуациях, но и путями и средствами укрепления здоровья: уметь оказывать первую медицинскую помощь, общаться со сверстниками и взрослыми, знать о значении природного окруже­ния для здоровья человека.

Программой предусмотрены обязательные практические занятия:

-работа с дидактическим материалом (в игровой форме);

-изучение в реальной обстановке возможных в повседневной
жизни опасных ситуаций (например, знакомство с правилами дорож-
ного движения на улицах, площадях и перекрестках, расположенных
вблизи школы).

Программа построена с учетом уровня подготовки и общего раз­вития учащихся начальной школы по классам обучения и включает в себя основные, наиболее часто встречающиеся опасные ситуации, в которых ребенок может оказаться: дома, на улице, в школе, в при­родных условиях.

Предусмотрено также ознакомление учащихся с такими понятия­ми, как чрезвычайная и экстремальная ситуация (стихийные бедст­вия, аварии, экологическая катастрофа) и правилами поведения в случае их возникновения.

Цели программы:

- Сформировать у детей потребность предвидеть возможные жизненные экстремальные ситуации;

- Формировать у учащихся сознательное и ответственное отношение к личной безопасности и безопасности окружающих

- Приобретение ими навыков сохранения жизни и здоровья в неблагоприятных, угрожающих жизни условиях, оказание помощи пострадавшим.

- Выработать достаточно твёрдые умения и навыки поведения в той или иной ситуации;

- Обучить детей методам обеспечения личной безопасности;

Задачи программы:

- развитие у детей чувства ответственности за свое поведение, бережного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих;

- стимулирование у ребенка самостоятельности в принятии решений и выработка умений и навыков безопасного поведения в реальной жизни

приобретение учащимся начальных знаний, умений и навыков в области безопасности жизни;

- выработка необходимых умений и навыков безопасного поведения в повседневной жизни в случае возникновения различных опасных и чрезвычайных ситуаций.

Реализация программы позволит:

- привить учащимся начальные знания, умения и навыки в области безопасности жизни;

- сформировать у детей научно-обоснованную систему понятий основ безопасности жизнедеятельности;

· выработать необходимые умения и навыки безопасного поведения в повседневной жизни в случае возникновения различных опасных и чрезвычайных ситуаций.

Коррекционные задачи:

- развитие всех психических функций;

- формирование навыка самоконтроля;

- воспитание эмоциональной адекватности поведения;

- воспитание мотивации к обучению и общению.

Принципы и методы обучения младших школьников ОБЖ

Учитывая неравномерность психического и физического развития детей 7-10-летнего возраста, образовательный процесс по основам безопасности дорожного движения должен быть построен, на основе дидактических закономерностей: от простого к сложному; от непонимания к пониманию; от частного к общему; от конкретного к абстрактному; от абстрактного к конкретному.

К дидактическим принципам, которые должны быть реализованы в образовательном процессе, относятся следующие.

Преемственность. Каждая новая ступень обучения младших школьников должна опираться на уже усвоенные ими знания, умения и навыки, полученные в дошкольных учреждениях и от родителей.

Последовательность и постепенность. Знания по основам безопасности жизнедеятельности следует давать постепенно, определенными дозами, без перегрузки, с нарастающим объемом информации со 2 по 4 классы.

Доступность. Учебный материал должен быть изложен в доступной форме. Дети не воспринимают сложную информацию с детализацией общепринятых определений и понятий, к ним необходимы комментарии.

Наглядность. Этот принцип традиционно используется в работе с учащимися, когда они должны сами все увидеть, услышать, потрогать и тем самым реализовать стремление к познанию. При обучении основам безопасности жизнедеятельности необходимы наглядные средства: учебные книжки-тетради с иллюстрированным материалом, плакаты, макеты, специальное оборудование для проведения игровых занятий, видеофильмы, компьютерные игры и т.д.

Игра. Познавательные игры с детьми проводят преимущественно по правилам. Сначала формируют задание, потом — способ выполнения.

Чаще всего используют игры-упражнения, многократно повторяемые и направленные на формирование умений и навыков безопасно вести себя дома, в школе, на улицах и дорогах, в привычных и непривычных условиях. Упражнения могут быть индивидуальными и групповыми.

Индивидуальные упражнения применяют для отработки двигательных навыков у малоподвижных детей.

Вводные упражнения предполагают точное воспроизведение тех или иных действий после показа педагогом. Сначала с каждым учащимся отрабатывают элементы действий, потом эти же действия дают последовательно, затем сравнивают с образцом (эталоном).

Тренировочные упражнения имеют целью повторить усвоенные действия для поддержания уже сформировавшихся умений и навыков.

Таким образом, игры-упражнения нужны для развития координации движений в реальной обстановке. Постепенное усложнение сознательного многократного повторения действий помогает сформировать безопасное поведение учащихся на улицах, дорогах и в быту.

Ролевая игра. Она всегда носит эмоциональный характер, что способствует более прочному запоминанию правильных безопасных действий. При распределении ролей (водителя, пешехода, пассажира, пожарного, спасателя) у учащихся развивается воображение. Они начинают подчиняться определенным правилам, связанным с ролью.

Организуя игры, следует иметь в виду, что функция самоконтроля у детей развита слабо. Поэтому ребенку нужна постоянная поддержка педагога и участников игры.

В 3-4 классах в игру можно вводить моделирование различных нестандартных ситуаций для самостоятельного поиска выхода из опасных условий, анализа и оценки ошибочных, неправильных и, наоборот, правильных и безопасных действий.

Экскурсия. Она проводится для ознакомления с окружающей средой и закрепления учебного материала. Экскурсии могут быть пешие, автобусные и на маршрутном транспорте. Во время остановок педагог обращает внимание учащихся на опасные места по маршруту движения в школу, вокруг школы, объекты, представляющие опасность, закрывающие обзор, сезонные изменения дорожных условий; показывает действия пешеходов, водителей и пассажиров, дорожную разметку, указательные знаки, светофоры и т.д.

Педагог просит детей прислушаться к звукам, шумам, сигналам машин, по которым надо уметь различать движущиеся транспортные средства. Важно показать, где нельзя переходить улицы и дороги: вблизи крутых поворотов, при наличии препятствий, ограничивающих обзор дороги; на нерегулируемых перекрестках с интенсивным движением и большим числом прилегающих дорог, проездов, выездов; где нельзя гулять, играть, находиться длительное время и т.д.

На экскурсиях дети приобщаются к природной, техногенной и социальной среде, осознают значимость усвоенных знаний, умений, навыков и привычек.

Формирование у младших школьников навыков безопасного поведения изо дня в день возможно как в образовательном процессе, реализуемом в форме традиционного урока, так и в других формах дидактических занятий с применением инноваций.

В этом плане рекомендуется методика проведения экскурсии как одной из наиболее эффективных форм дидактических занятий.

Экскурсия может быть вводной, ознакомительной, обзорной. Цель ознакомительной экскурсии: сформировать у учащихся целостное представление об окружающей их среде, взаимосвязи в ней объектов и субъектов жизнедеятельности, постоянно возникающих различных нестандартных ситуаций и т.д. Обратить внимание детей на особенности опасного поведения участников дорожного движения, окружения людей в плане пожарной безопасности, электробезопасности, правил поведения на природе, у воды и нарушения правил безопасности жизнедеятельности. Научить детей видеть и предвидеть опасности. Рассказать о типичных ошибках в поведении детей, не умеющих предвидеть опасность. Объяснить новые для детей понятия по тематике безопасности.

Но что делать, если ребенок с нарушением интеллекта? И для него очень трудно дается и обучение, и воспитание, и развитие, и тем более социализация. Нарушены не только различные важные виды деятельности, понимание окружающей действительности, и даже самоощущение себя, - нарушена детская жизнь. Такой ребенок похож на сломанный кубик-рубик, который родители, учителя и воспитатели, врачи, дефектологи и другие многочисленные специалисты пытаются собрать заново.

Нередко, ребенок с нарушением интеллекта не может сам себя обслужить, одеться, причесаться, понять какое действие нужно выполнить в данный момент. Такой маленький гражданин подвержен ещё большей опасность со стороны окружающей среды и социума.

Считаю, что детям с нарушением интеллекта необходимо больше давать знаний по безопасности жизнедеятельности, и еще большее требовать их знание и неукоснительное выполнение. Так как они подвержены наибольшему повышенному травматизму. Для таких детей вся жизнь как чрезвычайное происшествие.

Поэтому необходимо введение полноценных уроков ОБЖ в специальных (коррекционных) школах.

Уроки ОБЖ позволят решать основные задачи как: - развитие речи, чтения, письма, орфографии, грамматики, развитие словарного запаса, понимание речи, закрепление практической стороны математики, привитие навыков самообслуживания, воспитание культуры в общении с окружающими.

В программе старалась отразить принципы общей и коррекционной педагогики. Тематическое планирование рассчитано на пятилетнее обучение, посторенние по четвертям, в каждой из них отражены все необходимые разделы. Материал имеет концентричность, поэтапность. Цикличность, что немаловажно для специальных учреждений (в зависимости от психических процессов детей с нарушениями интеллекта).






Тематическое планирование. Подготовительный класс.


п/п

Содержание (темы)

Кол-во часов


I четверть

8

1,2

Введение в предмет. Что такое ОБЖ. Что такое безопасность и чрезвычайная ситуация

2

3

Дорога и дети.

1

4

Где и как переходить дорогу. Мы идем в школу.

1

5

Что такое здоровье?

1

6

Режим дня.

1

7

Основные правила поведения и действия при пожаре.

1

8

Огонь в доме. Как говорить по телефону.

1


II четверть

7

9,10

Дорога и ее составные части. Опасные предметы.

2

11

Опасные ситуации на дороге.

1

12

Личная гигиена. Чистота – залог здоровья.

1

13,14

Правила безопасного общения с незнакомыми людьми на улице, в подъезде дома, по телефону.

2

15

Как вести себя, когда ты дома один. Поведение на каникулах.

1


III четверть

9

16

Где можно и где нельзя играть.

1

17,18

Игра: «Мы – пассажиры».

2

19

Транспорт и правила поведения в нем.

1

20

Здоровый образ жизни. Закаливание.

1

21

Вредные привычки.

1

22

Безопасность на льду зимой.

1

23

Оказание первой помощи в зимнее время.

1

24

Поведение на каникулах.

1


IV четверть

8

25

Наш город и его транспорт.

1

26

Безопасность на льду весной.

1

27,28

Городские службы экстренной помощи : 01, 02, 03,04.

2

29

Профилактика детского травматизма.

1

30

Безопасность летом на воде.

1

31

Лекарственные травы.

1

32

Правила безопасного поведения во время каникул.

1








Тематическое планирование. 1 класс


п/п

Содержание (темы)

Кол-во часов


I четверть

8

1

Что такое безопасность и чрезвычайная ситуация. Общие понятия

1

2

Где и как переходить дорогу. Мы идем в школу.

1

3

Когда рождаются опасные ситуации на дороге.

1

4

Наш город и его транспорт.

1

5

Как могут быть опасными домашние вещи.

1

6

Искру туши до пожара. Беду отводи до удара.

1

7

Режим дня школьника

1

8

Что необходимо сделать по сигналу «Внимание всем!».

1


II четверть

7

9

Наши верные друзья - сигналы регулирования.

1

10

Виды пешеходных переходов.

1

11,12

Пути передачи инфекционных заболеваний.

2

13

Как вести себя на реке зимой

1

14

Чрезвычайная ситуация. Кто нам помогает в чрезвычайных ситуациях?

1

15

Опасные ситуации на дороге. Поведение на каникулах

1


III четверть

9

16

Наши верные друзья на улицах и дорогах.

1

17,18

Знаки разрешающие и запрещающие.

2

19

Улица полна неожиданностей

1

20

Будь внимателен и осторожен.

1

21

Оказание первой помощи при поражении электрическим током

1

22

Безопасность на льду зимой.

1

23

Правила обращение с огнем.

1

24

Закрепление изученного. Поведение на каникулах.

1


IV четверть

8

25

Правила поведения у водоема.

1

26

Половодье и первый лед.

1

27

Служба «01».

1

28

Пожар – самая страшная беда.

1

29

Домашняя аптечка.

1

30

Безопасность летом на воде.

1

31

Правила поведения в чрезвычайной ситуации.

1

32

Правила безопасного поведения во время каникул.

1






Тематическое планирование. 2 класс


п/п

Содержание (темы)

Кол-во часов


I четверть

9

1

Основные правила поведения учащихся на улице и дороге. Правила перехода дороги, выбор места для игр.

1

2

Экскурсия к автобусной остановке, пешеходному переходу, светофору.

1

3

Окружающая среда. Взаимодействие человека с окружающей средой, опасности, возникающие в повседневной жизни.

1

4

Государственные и муниципальные службы. Вызов пожарной охраны, милиции, скорой помощи.

1

5

Современное жилище. Особенности, виды опасных и вредных факторов современного жилища.

1

6

Правила пользования электроприборами, газом, пользование лифтом.

1

7

Другие опасности в жилище: бытовая химия, острые и режущие инструменты., опасности на кухне.

1

8

Лифт – наш домашний транспорт

1

9

Правила поведения в каникулярное время

1


II четверть

7

10

Перекрестки. Их виды

1

11

Огонь – друг или враг? Причины возникновения пожара в помещении, транспорте, опасность пожара.

1

12

Действия при пожаре, меры пожарной безопасности.

1

13

Соблюдение мер безопасности при пользовании электрическими приборами в быту. 

1

14

Первая медицинская помощь при отравлении газами. Отравление 

1

15

Причины отравления газообразными или вдыхаемыми токсическими веществами. Профилактика отравлений.

1

16

Правила поведения на дороге.

1


III четверть.

10

17

Движение пешеходов по улицам и дорогам.

1

18

Рассказ о дорогах, их строительстве, основных элементах ( проезжая часть, обочина, кювет, тротуар, пешеходная дорожка).

1

19

Чрезвычайные ситуации природного происхождения – стихийные бедствия.

1

20

Примеры стихийных бедствий: тайфуны, ураганы, бури (штормы), смерчи, снегопады, метели, наводнения. Их последствия, мероприятия по защите.

1

21

Организация оповещения населения о чрезвычайных ситуациях

1

22

Переход улиц и дорог. Одностороннее и двухстороннее движение.

1

23

Опасность на улице. Как распознать и правильно среагировать.

1

24

Правила безопасности при пользовании общественным транспортом.

1

25

Обязанности пассажиров, правила поведения в общественном транспорте.

1

26

Безопасность на льду. Безопасность на дороге и улице.

1


IV четверть.

8

27

Безопасность на дороге.

1

28

Обязанности пассажиров и пешеходов.

1

29,30

Профилактика школьного травматизма.

2

31

Безопасность на воде. Тонкий лёд.

1

32

Выбор места для игр, правила пользования велосипедом.

1

33,34

Правила поведения во время летних каникул. Повторение за год.

2



Тематическое планирование. 3 класс


п/п

Содержание (темы)

Кол-во часов


I четверть

9

1

Основные правила поведения учащихся на улице и дороге.

1

2

Экскурсия к автобусной остановке, пешеходному переходу, светофору.

1

3

Окружающая среда. Взаимодействие человека с окружающей средой, опасности, возникающие в повседневной жизни.

1

4

Учусь принимать решения в опасных ситуациях

1

5

Современное жилище. Особенности, виды опасных и вредных факторов современного жилища.

1

6

Особенности жизнеобеспечения современного жилища. Что вокруг нас может быть опасным?

1

7

Как действовать в чрезвычайных ситуациях. Службы экстренной помощи.

1

8

Отчего может возникнуть пожар (в помещении, в транспорте, в природе)

1

9

Что делать при пожаре?

1


II четверть

7

10

Опасные ситуации на дорогах. Пешеход.

1

11

Факторы разрушающие здоровья.

1

12

Факторы укрепляющие наше здоровье.

1

13

Основные правила пользования бытовыми приборами.

1

14

Первая медицинская помощь при отравлении газами. Отравление 

1

15

Наступает Новый год. Обращение с пиротехникой.

1

16

Правила поведения на каникулах.


1


III четверть.

10

17

Движение пешеходов по улицам и дорогам.

1

18

Рассказ о дорогах, их строительстве, основных элементах ( проезжая часть, обочина, кювет, тротуар, пешеходная дорожка).

1

19

Чрезвычайные ситуации природного происхождения – стихийные бедствия.

1

20

Примеры стихийных бедствий: тайфуны, ураганы, бури (штормы), смерчи, снегопады, метели, наводнения. Их последствия, мероприятия по защите.

1

21

Организация оповещения населения о чрезвычайных ситуациях

1

22

Переход улиц и дорог. Одностороннее и двухстороннее движение.

1

23

Опасность на улице. Как распознать и правильно среагировать.

1

24

Правила безопасности при пользовании общественным транспортом.

1

25

Обязанности пассажиров, правила поведения в общественном транспорте.

1

26

Безопасность на льду. Безопасность на дороге и улице.

1


IV четверть.

8

27

Правила безопасности на дорогах.

1

28

Как правильно пользоваться электроприборами.

1

29,30

Какие опасности могут возникнуть в повседневной жизни.

2

31

Что делать если вы провалились под лед.

1

32

Выбор места для игр, правила пользования велосипедом.

1

33

Основные правила поведения на воде, при купании, отдыхе у воды, катании на лодке.

1

34

Правила поведения во время летних каникул. Повторение за год.

1



Тематическое планирование. 4 класс


п/п

Содержание (темы)

Кол-во часов


I четверть

9

1

Правила перехода дороги, выбор места для игр.

1

2

Правила безопасности при использовании транспорта. Разбор конкретных случаев ДТП.

1

3

Предупреждение бытового травматизма: шалости на балконах, крышах, у открытого окна.

1

4

Основные причины бытового травматизма: игры с огнём, химические вещества.

1

5

Как вести себя со злоумышленниками.

1

6

Как действовать в чрезвычайных ситуациях. Службы экстренной помощи.

1

7

Если горит у соседей.

1

8

От маленькой искры большой пожар бывает.

1

9

Экстремальная ситуация для человека в природной среде – что это?

1


II четверть

7

10

Почему на улице опасно? (экскурсия).

1

11

Водная переправа и меры безопасности при пользовании водной переправой.

1

12

Виды транспортных средств. Любой движущийся транспорт- угроза безопасности человека.

1

13

Интенсивность и скорость движения городского транспорта.

1

14

Основные причины бытового травматизма: баловство в лифте, в местах ремонта дорог и коммуникаций.

1

15

Основные правила поведения учащихся в новогодний праздник. (пиротехнические средства)

1

16

Правила поведения на каникулах.

1


III четверть.

10

17

Движение пешеходов по улицам и дорогам.

1

18

Рассказ о дорогах, их строительстве, основных элементах ( проезжая часть, обочина, кювет, тротуар, пешеходная дорожка).

1

19

Чрезвычайные ситуации природного происхождения – стихийные бедствия.

1

20

Примеры стихийных бедствий: тайфуны, ураганы, бури (штормы), смерчи, снегопады, метели, наводнения. Их последствия, мероприятия по защите.

1

21

Организация оповещения населения о чрезвычайных ситуациях

1

22

Переход улиц и дорог. Одностороннее и двухстороннее движение.

1

23

Опасность на улице. Как распознать и правильно среагировать.

1

24

Как избежать обморожение. Оказание первой помощи при обморожении.

1

25

Как действовать при возникновении пожара: в школе, дома, на природе.

1

26

Безопасность на льду. Безопасность на дороге и улице.

1


IV четверть.

8

27

Правила перехода дорог. Перекрестки 

1

28

Железнодорожный транспорт, его особенности, безопасное поведение при следовании железнодорожным транспортом, обязанности пассажира

1

29,30

Причины дорожно-транспортного травматизма

2

31

Правила безопасности на воде. .

1

32

Правила поведения на природе.

1

33

Костер. Меры пожарной безопасности при разведении костра

1

34

Правила поведения во время летних каникул. Повторение за год.

1


Литература


  1. «Основы безопасности жизнедеятельности 1 класс» Шевченко Н.Г. – Волгоград: «Учитель», 2005 г.

  2. «Основы безопасности жизнедеятельности 2 класс» Шевченко Н.Г. – Волгоград: «Учитель», 2007 г.

  3. «Основы безопасности жизнедеятельности 3 класс» Шевченко Н.Г. – Волгоград: «Учитель», 2007 г.

  4. «Основы безопасности жизнедеятельности» В.В.Поляков. Учебник для общеобразовательных учебных заведений 2-4 классы, часть 1, Москва «Дрофа» 2-е издание 1997г.

  5. «Правила безопасности дома и на улице» С.А. Шинкарчук – «Начальная школа» Санкт-Петербург 2010г.

  6. «Помоги себе сам. - Основы санитарно-гигиенических знаний Н. И. Венсловене, Л. П. Уфимцева. 1999г.

  7. «Азбука безопасности» Л.И. Радзиевская.-М.: Издательство Оникс 2008г.

  8. «Твоя безопасность: как вести себя дома и на улице» К. Ю. Белая, В. Н. Зимонина и др. М.: Просвещение, 2008г.