Рабочая программа по курсу «Основы религиозных культур и светской этики», модуль «Основы светской этики» для обучающихся 4 класса разработана на основе Федерального образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, авторской программы Данилюк Александра Ярославовича «Основы религиозных культур и светской этики», планируемых результатов начального общего образования. Модуль «Основы светской этики» в курсе «Основы религиозных культур и светской этики» выбран на основе определения образовательных, культурных и религиозных потребностей родителей (законных представителей) обучающихся.
Учебный курс создаёт начальные условия для освоения обучающимися российской культуры как целостного, самобытного феномена мировой культуры; понимания религиозного, культурного многообразия и исторического, национально-государственного, духовного единства российской жизни.
• знакомство обучающегося с культурно-историческими и этническими традициями российской семьи.
1) знание, понимание и принятие обучающимися ценностей: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, как основы культурных традиций многонационального народа России;
3) формирование первоначальных представлений о светской этике, религиозной культуре и их роли в истории и современности России;
- понятия: культура, мораль, нравственность, этика, долг и совесть: профессиональный долг, моральный долг. Честь и достоинство. Честь рыцарская, воинская, дворянская, гражданская;
- понятия: рабочий, деловой человек, предприниматель, интеллигент, толерантность;
- понятия: Отечество, Родина, любовь к Родине, патриотизм, традиция, народ, многонациональный народ, соотечественник.
- определять и объяснять своё отношение к общественным нормам и ценностям (нравственным, гражданским, патриотическим, общечеловеческим);
- излагать своё мнение по поводу значения светской и религиозной культуры в жизни отдельных людей и общества;
- устанавливать взаимосвязи между определённой светской или религиозной культурой и поведением людей, мыслящих в её традициях;
- строить толерантные отношения с представителями разных мировоззрений и культурных традиций;
- делать свой выбор в учебных моделях общественно значимых жизненных ситуаций и отвечать за него;
- договариваться с людьми, предотвращая или преодолевая конфликты в учебных моделях жизненных ситуаций;
- любить страну, Родину и Отечество.
№ п/п | Тема урока | Тип урока | Элементы содержания | Требования к уровню подготовки обучающихся | Вид контроля | Элементы дополнительного содержания | Примерное дом. задание | Дата проведения |
план | факт |
1 | Как работать с учебником Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества. | Комбинированый. Вводный. | Познакомить учащихся с новым предметом «Основы духовно-нравственной культуры народов России», с учебником « Светская этика». Инструктаж по ОТ, инструкция №4. | Знать: основные общечеловеческие нормы поведения, правила, принятые в обществе | Фрон- тальный опрос | Этика, этикет, светский народ, национальность, нравственность | Составить перечень духовных ценностей и нравственных идеалов в жизни человека и общества. | 06.09. | |
2 | Россия – наша Родина! | Комбинированный урок открытия новых знаний. Урок - презентация. | Расширить первичное представление о родном крае, о Родине. Показать значение Родины в жизни человека. | Знать, что живущих в нашей стране людей объединяют общие ценности и идеалы, которые помогают каждому наполнить свою жизнь духовным смыслом, возвыситься над простыми «животными» интересами. | Беседа по вопросам. | Отечество, Родина, паспорт, гражданин, духовность человека, внутренний мир человека. | Задание: «Решаем жизненные ситуации» | 13.09. | |
3 | Россия – наша Родина! | Комбинированный урок открытия новых знаний. Урок -презентация. | Расширить первичное представление о родном крае, о Родине. Показать значение Родины в жизни человека. | Знать, что живущих в нашей стране людей объединяют общие ценности и идеалы, которые помогают каждому наполнить свою жизнь духовным смыслом, возвыситься над простыми «животными» интересами. | Фронталь- ный опрос. Беседа по вопросам | | Задание: «Решаем жизненные ситуации» | 20.09. | |
3 | Граница между добром и злом | Урок открытия новых знаний. Урок -презентация. | Знакомство с понятиями «добро и зло», нахождение примеров представления людей о добре и зле в разных исторических эпохах. | Знать, -что такое добро и что входит в понятие добра -что такое зло и какие есть наиболее распространённые его проявления -почему нужно стремиться к добру и избегать зла - как менялись представления о добре и зле в ходе истории | Фронталь- ный и индиви-дуальный опрос. Беседа по вопросам | Добро, зло, долг, совесть, честь, достоинство, справедливость, милосердие, счастье, смысл жизни | Работать с текстом, составить к нему интересные вопросы для одноклассников. | 27.09. | |
4 | Граница между добром и злом | Урок – деловая игра | Продолжить знакомство учеников с общечеловеческими ценностями. Развивать представления учащихся о добре и зле, умение дарить людям теплоту и доброту | Знать, что правила поведения устанавливают сами люди, основываясь на своих представлениях о добре и зле. Из этих представлений рождается мораль, нравственность, этика. | Задания по группам | Добро, доброта, забота, щедрость, зло, мораль, нравственность, этика. | Проекты по выбору | 04.10. | |
5 | Долг и совесть | Урок открытия новых знаний. Урок -презентация | Знакомство с понятиями «долг и совесть», нахождение примеров представления людей о долге и совести в разных исторических эпохах. | Знать, что у каждого человека есть свой долг- круг обязанностей, возложенных на него другими людьми, моралью общества, представлениями о добре и зле. За невыполнение долга человек чувствует стыд-вину перед другими или испытывает угрызения совести- вину перед самим собой. | Текущий контроль. Чтение и обсужден текста. | Добро, зло, мораль, нравственность совесть, долг, стыд. | Творческое дело по выбору | 11.10. | |
6 | Долг и совесть | Урок – деловая игра | Продолжить знакомство учеников с общечеловеческими ценностями. Развивать представления учащихся о долге и совести. | Уметь объяснить своими словами значения выражений и различия между ними: отдать долг, исполнить долг, быть в неоплатном долгу, по долгу службы, по зову долга, есть – стыд, есть и совесть, моральный долг. | Фронталь- ный и индиви-дуальный опрос. | Неоплатный долг, моральный долг, профессиональный долг. | Игра-викторина | 18.10. | |
7 | Честь и достоинство | Урок открытия новых знаний. Урок -презентация | Продолжить знакомство учеников с общечеловеческими ценностями. Раскрыть понятия «честь и достоинство». | Знать, что когда человек совершает добрые правильные поступки, противостоит злу, он оберегает свою честь (уважение со стороны других) и обретает чувство собственного достоинства (уважения самого себя) | Беседа по вопросам | Добро, зло, мораль, нравственность, долг, совесть, честь, достоинство. | Творческое дело по выбору | 25.10. | |
8 | Честь и достоинство | Урок – деловая игра | Формирование умения критически осмысливать свои поступки, учиться сравнивать, сопоставлять, анализировать свои поступки. Воспитание нравственных принципов собственного развития. | Уметь объяснять отличие чести от достоинства; - что такое человеческое достоинство | Фронталь- ный и индиви-дуальный опрос. | Дело чести, человек чести, чувство собственного достоинства | Творческое дело по выбору | 15.11. | |
9 | Счастье и смысл жизни | Урок открытия новых знаний. Урок презента-ция | Продолжить знакомство учеников с общечеловеческими ценностями. Раскрыть понятия «счастье и смысл жизни». | Знать, что каждый человек ставит перед собой цели, мечтает и стремится к счастью. Со временем среди многих целей выделяется главная – смысл жизни. | Беседа по вопросам. Групповая работа. | Добро, зло, нравственность, мораль, честь, достоинство, счастье, смысл жизни. | Творческое дело по выбору | 22.11. | |
10 | Счастье и смысл жизни | Урок- презентация | Продолжить знакомство учеников с общечеловеческими ценностями. Развивать представления учащихся о счастье и смысле жизни. | Уметь объяснять значения слов: добро и зло, нравственность и мораль, честь и достоинство; - ради чего мы совершаем поступки. | Фронталь- ный и индиви-дуальный опрос. | Добро, зло, нравственность, мораль, честь, достоинство, счастье, смысл жизни | Найти пословицы, поговорки о счастье | 29.11. | |
11 | Справедливость и милосердие | Урок открытия новых знаний. Урок презента-ция. | Знакомство с понятием « справедливость» и «милосердие»; воспитание нравственности, основанной на свободе совести и духовных традициях народов России | Знать и осознать, какими моральными правилами нужно руководствовать-ся, чтобы справедливо относиться к другим. Уметь поступать согласно своей совести; | Беседа по вопросам. Групповая работа. | Добро и зло, духовность и бездуховность, нравственность и безнравственность, справедливость и милосердие. | Творческое дело по выбору | 06.12. | |
12 | Справедливость и милосердие | Урок презентация | Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей | Знать, что такое справедливость; - моральные правила справедливого человека | Фронталь- ный и индиви-дуальный опрос. | Золотое правило нравственности, справедливость, милосердие | Творческие задания | 13.12. | |
13 | Обобщение главы 1 | Урок закрепления и повторения | Обобщить знания учеников об общечеловеческих ценностях: добро, честь и достоинство, счастье и смысл жизни, справедливость и милосердие. | Знать, что многие правила поведения людей охватывает «золотое правило нравственности». Оно основано на таких ценностях, как справедливость и милосердие. | Беседа по вопросам. Групповая работа | Золотое правило нравственности, справедливость, милосердие | Сказки рассказы, стихи о добре, справедливости … | 20.12. | |
14 | Обобщение главы 1 | Урок закрепления и повторения | Обобщить знания учеников об общечеловеческих ценностях: добро, честь и достоинство, счастье и смысл жизни, справедливость и милосердие. | Уметь анализировать свои и чужие поступки с точки зрения норм морали, сопоставлять и оценивать их. | Беседа по вопросам. Групповая работа | Золотое правило нравственности, справедливость, милосердие | Проекты по теме: «Как отличить добро от зла» | 27.12. | |
16 | Представление проектов | Урок презентация | | | | | | 10.01. | |
17 | Ценность рода и семьи | Урок открытия новых знаний. Урок открытых мыслей. | Продолжить духовно-нравственное воспитание личности гражданина России. Осознание безусловной ценности семьи как первоосновы нашей принадлежности к многонациональному народу Российской Федерации, Отечеству. | Используя текст учебника, уметь объяснять, как связаны друг с другом слова: род, семья. любовь, семейные традиции | Фронталь- ный и индиви-дуальный опрос. | Понятия «Род», «Семья», «Фамилия», «Родословная» | Творческое дело по выбору | 17.01. | |
18 | Ценность рода и семьи | Урок презентация | Закреплять понимание таких нравственных устоев семьи, как любовь, взаимопомощь, уважение к родителям, забота о младших и старших, ответственность за другого человека; готовность к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию; бережное отношение к жизни человека, забота о продолжении рода | Знать, что семья – это союз близких родственников, которые живут вместе, дарят друг другу свою любовь и заботу и через семейные традиции воспитывают в детях лучшие человеческие качества. | Беседа по вопросам. Групповая работа | Род Семья Любовь традиции | Сочинение – размышление | 24.01. | |
19 | Образцы культуры народов | Урок открытия новых знаний. Урок открытых мыслей. | Систематизировать и обогатить знания детей о праздниках и традициях, обрядах разных народов России. Сообщить новые сведения об истории возникновения праздников. Развивать культуру поведения на праздниках | Знать: - чем отличаются народы России друг от друга и что у них общего; - культура народов; - общие нравственные правила. Уметь: - объяснять смысл выражений: * культура народов, * культура народов России, * духовно – нравственная культура… | Фронталь- ный и индиви-дуальный опрос | Праздники светские и религиозные, религия, христианство, мусульманство, буддизм, Масленица, Рождество, Курбан-байрам, день Сангхи,, обряды народов, свобода совести | Творческое дело по выбору | 31.01. | |
20 | Образцы культуры народов | Урок закрепления | Систематизировать и обогатить знания детей о праздниках и традициях, обрядах разных народов России. Сообщить новые сведения об истории возникновения праздников. Развивать культуру поведения на праздниках | Фронталь- ный и индиви-дуальный опрос | Аппликация | 7.02. | |
21 | Взгляд светский и взгляд религиозный | Урок открытия новых знаний. Урок- презентация | Знакомство с основными нормами светской и религиозной морали, основанными на свободе совести и вероисповедания, духовных традициях народов России | Знать, что с точки зрения верующего человека, нравственные заповеди дарованы нам Богом, а с точки зрения неверующего – созданы самими людьми. Однако и те и другие признают общечеловеческие правила морали, главное из которых: «Поступай с человеком так, как ты хочешь, чтобы поступали с тобой» | Фронталь- ный и индиви-дуальный опрос | Религия, религиозная община, атеисты, светские правила. | Творческое дело по выбору | 14.02. | |
22 | Взгляд светский и взгляд религиозный | Урок закрепления | Закрепление знаний об основных нормах светской и религиозной морали, основанных на свободе совести и вероисповедания, духовных традициях народов России | Фронтальный и индивидуальный опрос | Творческие задания к уроку | 21.02. | |
23 | Обобщение главы | Урок закрепления и повторения | Обобщить знания учеников об общечеловеческих ценностях: род и семья, культура народов, мораль, этика, нравственность. | Знать: - почему надо уважать семейные традиции; - могут ли разные народы найти общие нравственные правила; - отличаются ли доброта, нравственность верующего человека и атеиста | Беседа по вопросам. Групповая работа | Род, семья, семейные традиции, верующий человек, атеист. | Проекты по теме: «Каковы истоки правил морали?» | 28.02. | |
24 | Обобщение главы | Обобщить знания учеников об истоках правил морали. | 07.03. | |
25 | Представление проектов | Урок презентация | Выступление учащихся с творческими работами | Уметь: - находить нужную информацию в печатных и электронных источниках; - представлять информацию в разных формах: текст, таблица, схема, рисунок; - оформлять свои мысли в устной и письменной речи | Защита творч. работ | Род, семья, семейные традиции, верующий человек, атеист. | | 14.03. | |
26 | Правила поведения в школе | Урок открытия новых знаний. Урок открытых мыслей | Разъяснять правила общения друг с другом, формировать умение оценивать свои поступки и поступки товарищей. Закрепить знания о правилах дорожного движения, правилах поведения в общественном транспорте. Формировать умения и навыки соблюдения этических норм поведения на транспорте | Знать, что школа – это большой коллектив, в ко- тором правила необходимы для безопасности и уважения каждого человека. Уметь объяснять, зачем в школе нужны особые правила. | Беседа по вопросам. Групповая работа | Права, обязанности, правила, дисциплина, вежливость, учеба, внеучебная жизнь. | Творческое дело по выбору | 21.03. | |
27 | Правила поведения в школе | Урок закрепления и повторения | Подготовить игру | 04.04. | |
28 | Этикет – форма для содержания этики | Урок открытия новых знаний. Урок открытых мыслей | Познакомить учащихся с основными этическими требованиями в поведении и общении с людьми; с историей правил этикета и культуры поведения, с правилами хорошего тона | Знать, что этикет – это внешние формы поведения, в том числе фразы, жесты, одежда, которые помогают человеку соблюдать внутренний смысл правил этикета (морали). Уметь решать жизненные задачи. | Беседа по вопросам. Групповая работа | Этика, этикет, манеры, мораль, тактичность | Творческое дело по выбору | 11.04. | |
29 | Этикет – форма для содержания этики | Урок закрепления и повторения | Закреплять владение навыками культурного поведения, формирования нравственной культуры учащихся; отработка практических ситуаций проявления эти кета в обыденной жизни. Пробуждать стремление совершать добрые дела. | Приготовить сообщения | 18.04. | |
30 | Обобщение главы 3 | Урок повторения и обобщения изученного | Выявить основные знания и умения учащихся по курсу. Обобщить и систематизировать знания по курсу этики и этикета. | Знать: - правила поведения в школе; - что, этикет это форма содержания этики. Уметь решать жизненные задачи. | Беседа по вопросам. Групповая работа | Права, обязанности, правила, дисциплина, вежливость, учеба, внеучебная жизнь, этика, этикет. | Проекты по теме: «Какие правила морали важны школе?» | 25.04. | |
31 | Обобщение главы 3 | Урок повторения и обобщения изученного | Обобщить и систематизировать знания учащихся по основам светской этики. | 02.05. | |
32 | Представление проектов | Урок- презентация | Обобщить и систематизировать знания учащихся по основам светской этики. Прослушать выступления детей по защите проектов | Уметь: - находить нужную информацию в печатных и электронных источниках; - представлять информацию в разных формах: текст, таблица, схема, рисунок; - оформлять свои мысли в устной и письменной речи | Защита творч. работ | Основные понятия курса | Готовить защиту Проекта | 16.05. | |
33 | Представление проектов | Урок- презентация | Прослушать выступления детей по защите проектов | 23.05. | |
34 | Обобщение курса за год | Урок обобщения и систематизации знаний. Урок-игра | Обобщить и систематизировать знания учащихся по основам светской этики. | Уметь сопоставлять свое мнение с мнениями других людей, находить полезную информацию в их позициях и высказываниях. | Беседа по вопросам | Основные понятия курса | | 26.05. | |