Пояснительная записка
Рабочая программа по ОРКСЭ (модуль «Светская этика») составлена на основании следующих нормативно-правовых документов:
- ФЗ «Об образовании в РФ»
- Федерального Государственного образовательного стандарта начального общего образования
- Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 09.02.2012г. N МД 102/03 «О введении курса ОРКСЭ с 1 сентября 2012 года» - приложение № 4;
- Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики. Программы общеобразовательных учреждений 4-5 классы./ Данилюк А.Я. – М. .: Просвещение, 2012г.
- Основной образовательной программы МАОУ «Гимназия № 14»
Цели и задачи курса
В Федеральном государственном стандарте начального общего образования имеется обязательная предметная область «Основы духовно-нравственной культуры народов России». Изучение основ духовно-нравственной культуры народов России предполагает дальнейшее развитие учащихся; воспитание патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа; формирование готовности к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию; ознакомление с основными нормами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе; понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека и общества; формирование первоначальных представлений о светской этике, о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России; об исторической роли традиционных религий в становлении российской государственности; становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести; воспитание нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, духовных традициях народов России; осознание ценности человеческой жизни.
Изучение норм нравственности и культуры поведения особенно ценно в детском возрасте, когда происходит активная социализация ребенка. Учащиеся получают знания о социальных нормах поведения, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе. Содержание курса дает детям возможность на «физиологическом уровне» легко и прочно усвоить ценные знания поведенческого характера, которые могут и должны стать стержнем их позитивного поведения в последующей жизни. У учеников формируется положительное, доброжелательное отношение к окружающим людям и обществу в целом, к духовным и культурным ценностям.
Цель комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» - формирование у младших школьников мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании культурных и религиозных традиций многонационального народа России и уважении к ним, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.
Основные задачи:
- знакомство с основами светской этики;
- развитие представлений о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи. Общества;
- обобщение знаний, понятий и представление о духовной культуре и морали, полученных учащимися в начальной школе;
- развитие способностей младших школьников к общению в полиэтнической среде на основе взаимного уважения и диалога.
Место модуля «Основы светской этики» в учебном плане
Согласно учебному плану МАОУ «Гимназия № 14» на модуль «Основы светской этики» в 4 классе отводится 1 час в неделю (34 учебные недели). Общее количество часов в год – 34. В связи с праздничными днями, выпадающими на учебные дни, допускается сокращение количества часов за счёт уплотнения программного материала.
Ценностные ориентиры содержания учебного курса
Образовательный процесс в рамках учебного курса и в системе межпредметных связей призван обобщить, систематизировать процессы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся в начальной школе, заложить основы их дальнейшего духовно-нравственного развития на ступенях основного и среднего (полного) общего образования.
Ценность жизни – признание человеческой жизни и существования живого в природе в целом как величайшей ценности, как основы для подлинного экологического сознания.
Ценность природы, основанная на ценности жизни, на осознании себя частью природного мира, живой и неживой природы. Любовь к природе означает, прежде всего, бережное отношение к ней как к среде обитания, а также переживание чувства красоты, гармонии, осознание совершенства природы, желание сохранить и приумножить еѐ богатство.
Ценность человека как разумного существа, стремящегося к добру и самосовершенствованию, означающая необходимость соблюдения здорового образа жизни в единстве его составляющих: физическом, психическом и социально-нравственном здоровье.
Ценность добра – направленность человека на развитие и сохранение жизни, через сострадание и милосердие как проявление высшей человеческой способности – любви.
Ценность истины – ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.
Ценность семьи как первой и самой значимой для развития ребѐнка социальной и образовательной среды, обеспечивающей преемственность культурных традиций народов России от поколения к поколению и тем самым жизнеспособность российского общества.
Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой жизни, нормального существования личности и общества.
Ценность свободы как свободы выбора человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами, правилами, законами общества, членом которого всегда по всей социальной сути является человек.
Ценность социальной солидарности как признание прав и свобод человека, обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям.
Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, представителя народа, страны, государства.
Ценность патриотизма – одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить отечеству.
Ценность человечества – осознание человеком себя как части мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество народов и уважение к многообразию их культур.
Включение национально-регионального компонента в содержание осуществляется через введение на уроках работы с фольклорными текстами, текстами произведений широко известных бурятских писателей; формирование у школьников чувства уважения к традициям, обычаям, культурным ценностям народов Бурятии. Предполагается тесная связь с литературой, с внеклассной, внеурочной работой, использование смежных видов искусства: ИЗО, музыки, народно- прикладного искусства.
Требования к результатам изучения модуля «Основы светской этики»
Личностные результаты
Ученик научится:
- формировать основы российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину
- формировать образ мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов
- осознанию себя как гражданина многонационального государства
- знаниям основ вероучений религий России
- доброжелательному отношению к различным религиозным и культурным традициям народов России
Ученик получит возможность научиться:
- развить самостоятельность и личную ответственность за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе
- развить этнических чувств как регуляторы морального поведения
- воспитывать доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость, понимание и сопереживание чувствам других людей
- развить начальные формы регуляции своих эмоциональных состояний
- развить навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций
- бережному отношению к материальным и духовным ценностям
- чувству ответственности за выполнение своей части работы при работе в группе
- осознанным нравственным ценностям
- осознанному положительному отношению к культурным и религиозным ценностям
Требования к метапредметным результатам
Ученик научится:
- принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, а также находить средства её осуществления
- планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; вносить соответствующие коррективы в их выполнение на основе оценки и с учётом характера ошибок; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности
- адекватно использовать речевые средства и средства информационно-коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач
Ученик получит возможность научиться:
- осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий
- навыкам смыслового, вдумчивого чтения текстов различных стилей и жанров, осознанно выстраивать речевые высказывания в соответствии с задачами коммуникации
- логическим действиям анализа, синтеза, сравнения, обобщения классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесению к известным понятиям
-слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий
- определять общую цель и пути её достижения, договариваться о распределении ролей в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих
Требования к предметным результатам
Ученик научится:
- понимать и принимать ценностные понятия: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, как основы культурных традиций многонационального народа России
Ученик получит возможность научиться:
- понимать основы светской этики и религиозной морали, их значение в выстраивании конструктивных отношений в обществе
- формированию первоначальных представлений о религиозной культуре и их роли в истории и современности России
- понимать и принимать ценностные понятия: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, как основы культурных традиций многонационального народа России
Тематическое планирование
№ | Тема | Кол-во часов |
1 | Россия – наша Родина. | 1 |
2 | Что такое светская этика | 1 |
3 | Культура и мораль. | 1 |
4 | Особенности морали. | 1 |
5 - 6 | Добро и зло | 2 |
7 - 8 | Добродетель и порок | 2 |
9 | Свобода и моральный выбор человека | 1 |
10 | Свобода и ответственность | 1 |
11 | Моральный долг | 1 |
12 | Справедливость | 1 |
13 | Альтруизм и эгоизм | 1 |
14 | Дружба | 1 |
15 | Что значит быть моральным | 1 |
16-17 | Подведение итогов Резервный урок | 2 |
18 | Род и семья – исток нравственных отношений | 1 |
19 | Нравственный поступок | 1 |
20 | Золотое правило нравственности | 1 |
21 | Стыд, вина и извинения | 1 |
22 | Честь и достоинство | 1 |
23 | Совесть | 1 |
24 – 25 | Нравственные идеалы | 2 |
26 | Образцы нравственности в культуре Отечества | 1 |
27 | Этикет | 1 |
28 | Семейные праздники | 1 |
29 | Жизнь человека – высшая нравственная ценность | 1 |
30 | Любовь и уважение к Отечеству | 1 |
31-34 | Итоговая презентация творческих проектов обучающихся | 4 |