СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по курсу «Основы религиозных культур и светской этики»

Категория: ОРКиСЭ

Нажмите, чтобы узнать подробности

МОДУЛЬ «Основы православной культуры»

Цель курса «Основы православной культуры» – формирование российской гражданской идентичности младшего школьника посредством его приобщения к отечественной религиозно-культурной традиции.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по курсу «Основы религиозных культур и светской этики»»
















































ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по курсу «Основы религиозных культур и светской этики» создана на основе федерального государственного обравзовательного стандарта начального общего образования и авторской учебной программы «Основы религиозных культур и светской этики». Кураева А. В.

Для изучения учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» в 4 классах выделен 1 учебный час в неделю (34 часа в год) из обязательной части учебного плана.

Выбор модуля "Основы православной культуры" и "Основы светской этики" курса ОРКСЭ осуществляется на основе письменных заявлений родителей (законных представителей).


МОДУЛЬ «Основы православной культуры»

Цель курса «Основы православной культуры» – формирование российской гражданской идентичности младшего школьника посредством его приобщения к отечественной религиозно-культурной традиции.

Задачи учебного курса:

  1. знакомство обучающихся с основами православной культуры;

  2. развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;

  3. обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, полученных обучающимися в начальной школе;

  4. формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы;

  5. развитие способностей младших школьников к общению на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.



ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО МОДУЛЯ «Основы православной культуры»

Личностные результаты

  1. Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину;

  2. Формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов;

  3. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе; развитие этнических чувств как регуляторов морального поведения;

  4. Воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний;

  5. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

  6. Наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

       Метапредметные результаты 

  1. Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, а также находить средства её осуществления;

  2. Формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; вносить соответствующие коррективы в их выполнение на основе оценки и с учётом характера ошибок; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;

  3. Адекватное использование речевых средств и средств информационно-коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач; умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;

  4. Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;

  5. Овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения классификации, установление аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

  6. Готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

  7. Определение общей цели и путей её достижения, умение договориться о распределении ролей в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих. 

      Предметные результаты

 Знание, понимание и принятие обучающимися ценностей: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, как основы культурных традиций многонационального народа России.

  1. Знакомство с основами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в обществе.

  2. Формирование первоначальных представлений о религиозной культуре и их роли в истории и современности России.

  3. Осознание ценности нравственности духовности в человеческой жизни.


Содержание учебного модуля

«Основы православной культуры»

Блок 1. Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества (1 час) Содержание: Россия – наша Родина. Содержательные акценты первого тематического блока – духовные ценности и нравственные идеалы в жизни каждого человека и общества в целом.

Блок 2. Основы религиозных культур и светской этики. Часть 1. (16 часов) Содержание: Введение в православную духовную традицию. Особенности восточного христианства. Культура и религия. Священное Писание. Священное Писание и Священное Предание. Во что верят православные христиане. Что говорит о Боге и мире православная культура. Что говорит о человеке православная культура. Христианское учение о спасении. Добро и зло в православной традиции. Христианская этика: заповеди блаженства. Золотое правило нравственности. Любовь к ближнему. Добродетели и страсти. Отношение к труду. Долг и ответственность. Милосердие и сострадание. Спаситель. Жертвенная любовь. Победа над смертью.

Блок 3. Основы религиозных культур и светской этики. Часть 2. (12 часов) Содержание: Православие в России. Православный храм и другие святыни. Православные Таинства. Символический язык православной культуры. Христианское искусство (иконы, фрески, церковное пение, прикладное искусство). Православный календарь, его символическое значение. Почитание святых. Праздники. Христианская семья и ее ценности. Второй и третий тематические блоки дополняют друг друга, представляя собой полное содержание учебного модуля «Основы православной культуры».

Блок 4. Духовные традиции многонационального народа России (6 часов) Содержание: Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.

Блоки 1 и 4 посвящены патриотическим ценностям и нравственному смыслу межкультурного и межконфессионального диалога как фактора общественного согласия. Уроки в рамках этих блоков проводятся для всего класса вместе. По желанию учителя возможно также проведение совместных завершающих уроков в блоке 2, связанных с презентациями творческих проектов учащихся.

Блок 4 – итоговый, обобщающий и оценочный. Предусматривает подготовку и презентацию творческих проектов на основе изученного материала. Проекты могут быть как индивидуальными, так и коллективными. На презентацию проектов приглашаются родители. В ходе подготовки проекта учащиеся получают возможность обобщить ранее изученный материал, освоить его еще раз, но уже в активной, творческой, деятельностной форме. В ходе презентации проектов все учащиеся класса получают возможность ознакомиться с основным содержание всех 6 модулей, узнать о других духовных и культурных традициях России от своих одноклассников.

п/п

Наименование блока

Количество часов

Деятельность учителя с учётом рабочей программы воспитания

1.

Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества

1

Развивать у обучающихся познавательную активность, самостоятельность, инициативу, творческие способности.

Организовывать для обучающихся ситуации оценки моральных, нравственных, гражданских поступков.

2.

Основы религиозных культур и светской этики. Часть 1.

16

Организовывать в рамках урока проявление активной жизненной позиции обучающихся.

Опираться на жизненный опыт обучающихся, приводя действенные примеры, образы, метафоры – из близких им книг, фильмов, мультиков, компьютерных игр.

Акцентировать внимание обучающихся на нравственных проблемах, связанных с научными открытиями, изучаемыми на уроке.

Помочь обучающимся взглянуть на учебный материал сквозь призму человеческой ценности.

Учитывать культурные различия обучающихся, половозрастных и индивидуальных особенностей. Формировать у обучающихся гражданскую позицию, способности к труду и жизни в условиях современного мира.

3.

Основы религиозных культур и светской этики. Часть 2.

12

Привлечь внимание обучающихся к гуманитарным проблемам общества.

Воспитывать у обучающихся чувство уважения к жизни других людей и жизни вообще.

Использовать воспитательные возможности содержания учебного предмета через демонстрацию обучающимся примеров ответственного, гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности. Организовывать работу обучающихся с социально значимой информацией по поводу получаемой на уроке социально значимой информации – обсуждать, высказывать мнение.

4.

Духовные традиции многонационального народа России

4

Применять на уроке интерактивные формы работы с обучающимися: включение в урок игровых процедур, которые помогают поддержать мотивацию обучающихся к получению знаний.

Привлекать внимание обучающихся к ценностному аспекту изучаемых на уроке явлений, понятий, приемов.

Инициировать и поддерживать исследовательскую деятельность обучающихся в рамках реализации ими индивидуальных и групповых исследовательских проектов, что даст обучающимся возможность приобрести навык уважительного отношения к чужим идеям, оформленным в работах других исследователей

5.

Резерв.

2



                                                                                                    Итого

34




ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

МОДУЛЯ «Основы православной культуры»



№ п/п

                  Наименование темы

Количество часов


Раздел 1. Основы христианского вероучения (19 ч)


1

Россия – наша Родина

1

2

Культура и религия

1

3

Человек и Бог в православии

1

4

Православная молитва

2

5

Библия и Евангелие

2

6

Проповедь Христа

2

7

Христос и Его крест

1

8

Пасха

1

9

Православное учение о человеке

1

10

Совесть и раскаяние

1

11

Заповеди

1

12

Милосердие и сострадание

1

13

Золотое правило этики

1

14

Храм

1

15

Икона

1

16

Как христианство пришло на Русь

1


Раздел 2. Жизнь христианина (15 ч)


17

Подвиг

1

18

Заповеди блаженств

1

19

Зачем творить добро?

1

20

Чудо в жизни христианина

1

21

Православие о Божием суде

1

22

Таинство Причастия

1

23

Монастырь

1

24

Отношение христианина к природе

1

25

Христианская семья

1

26

Защита Отечества

1

27

Христианин в труде

1

28

Любовь и уважение к Отечеству

1

29

Подведение итогов. Презентация творческих проектов

3


Всего

34



Литература

 Кураев А.В., Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры. 4 – 5 классы: учебно – методические рекомендации для учителя. – М.: Просвещение, 2011.

 Научно-популярные книги, содержащие дополнительные познавательный материал развивающего характера по различным темам курса;

 Хрестоматийные материалы, включающие тексты художественных произведений, тематически связанные с содержанием курса;

 Документальные источники (фрагменты текстов исторических письменных источников, в том числе и религиозных, дающих целостное представление об историческом развитии ведущих религий мира);

 Энциклопедическая и справочная литература (философские и религиоведческие словари, справочники по теории и истории религий, биографии религиозных деятелей и значимых персоналий и др.);

 Религиозная литература (произведения, составляющие «золотой фонд» мировой религиозной мысли; книги, содержащие актуальную информацию о событиях, происходящих в религиозной сфере жизни общества);

 Художественные альбомы, содержащие иллюстрации к основным разделам курса.

Технические средства обучения:

 классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, картинок;

 демонстрационное оборудование, предназначенное для одновременной демонстрации изучаемых объектов и явлений группе обучаемых и обладающее свойствами, которые позволяют видеть предмет или явление (компьютер, мультипроектор, экспозиционный экран);

Экранно-звуковые пособия:

 электронное пособие к каждому модулю курса «Основы религиозных культур и светской этики»;

 дополнительные мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, интернет-ресурсы, аудиозаписи, видеофильмы, слайды, мультимедийные презентации, тематически связанные с содержанием курса.


















МОДУЛЬ «ОСНОВЫ СВЕТСКОЙ ЭТИКИ»

  1. Цели и задачи обучения в начальной школе

Курс «Основы светской этики» предполагает изучение духовно-нравственной культуры и призван ознакомить учеников с основными нормами нравственности, дать первичные представления о морали. Поставлена задача нравственного развития младших школьников, воспитания культуры поведения с опорой на представления о положительных поступках людей. В процессе учебной деятельности предстоит дать детям новые нравственные ориентиры и упорядочить уже имеющиеся у них.

  1. Особенности курса

Курс выступает в качестве связующего звена всего учебно-воспитательного процесса, обобщая знания об этике и этикете, полученные в начальной школе. Курс призван обеспечить общественно значимую мотивацию поведения детей, их поступков. Школьникам следует научиться адекватно оценивать собственное поведение и поведение других учеников.

На уроках этики учащиеся выясняют, что такое дружба и порядочность, правда, истина и ложь, добро и зло. Также ученики получают элементарные представления о религиозной картине мира, роли традиционных религий в развитии Российского государства, в истории и культуре нашей страны.

При изучении основных критериев светской этики ученики убеждаются в ценности самого дорогого, что есть у человека, — его жизни.

Чтобы повысить интерес учащихся к курсу, дается интересный дополнительный материал — это сказки и былины, фрагменты из детской литературы.

Обсуждение произведений художественной литературы, сказок, их инсценировка — все это нацелено на воспитание первоначальных этических представлений обучаемых, развитие их эмоционального восприятия.

Как правило, ученики способны самостоятельно проанализировать те или иные ситуации этих произведений на предмет добра и зла, сделать простейшие выводы.

При изучении основ светской этики следует выполнять общедидактические требования, применяемые ко всем урокам в начальной школе. В процессе обучения ребенка поощряют словом, не сковывают его инициативу, помогают найти такое занятие, такую форму работы, которые ему по нраву и по силам. Не надо бояться детских ошибок как ученику, так и учителю. Ведь ошибка одного ученика может породить полезные мысли у других учеников. До многого ребенок может додуматься сам, в этом случае не нужно мешать ему думать, не надо объяснять материал, доступный для понимания. Полезнее, если ученик сначала выполнит какое-либо предметное действие, а потом уже сделает обобщение или вывод.

Основной способ организации познавательной деятельности младших школьников — это работа с текстом учебника (учебного пособия). В процессе чтения осуществляется восприятие нового для учеников материала; при интерпретации во время беседы происходит выбор мнения, принятие решения; в ходе диалога ученики обсуждают полученные знания, делают простейшие выводы. К монологическим формам работы можно отнести пересказ прочитанного, составление рассказа с введением в него новых фактов, подготовку небольших докладов — выступлений детей. Или же ученикам можно дать задание показать пантомиму, используя пластику, мимику, жесты. Иногда ученику приходится поставить себя в ту или иную ситуацию, определить свое поведение или свою позицию, обосновать поступок, разработать собственные правила поведения, ответить на вопросы анкеты и проанализировать их.

У учеников вырабатываются коммуникативные умения: формулировать вопросы и отвечать на них, структурировать учебный материал по предложенному плану, работать с разнообразными источниками информации, планировать и контролировать учебные действия, оформлять и представлять результаты труда, оценивать свою деятельность.

Ученики получают право выбора содержания и форм учебной деятельности, вариативности, последовательности действий. Так постепенно происходит формирование личностного смысла учения, получения новых знаний.

В ходе изучения светской этики и этикета у учеников вырабатываются социально-коммуникативные умения: говорить и слушать, участвовать в беседе, дискутировать, аргументированно обосновывать свою точку зрения.

Курс «Основы светской этики» призван формировать семейные ценности и традиции, рассказывать о значении взаимопомощи в семье, уважительном отношении к родителям, родственникам, старшим. На уроках этики происходит формирование у детей первичных представлений о культуре семейных отношений. Наиболее благоприятны для этого темы «Обычаи и обряды русского народа», «Семья», «Семейные традиции», «Сердце матери». Ученики знакомятся с образом жизни людей прошлого и настоящего, узнают об обычаях и традициях, семейных ценностях россиян. Наиболее подготовленным учащимся предлагается написать эссе на тему «Моя семья», «Моя родословная», к родительскому собранию подготовить фотогазету «Традиции моей семьи».

На уроке «Терпение и труд» развивается мотивация детей к труду, они учатся бережно относиться к материальным и духовным ценностям. В ходе урока ученики рассказывают о своих поручениях в классе и дома, о поддержании порядка и чистоты, о рациональном сочетании труда умственного и физического. На этом уроке важно раскрыть роль и значение повседневного труда подростка, его посильной помощи взрослым. При этом следует обратить внимание, что основной труд школьника — это его ответственная и добросовестная учеба.

Особое внимание обращается на формирование спаянного и дружного коллектива класса, умение избегать конфликтов, находить выход из спорных ситуаций, относиться с пониманием к детям иной национальности, цвета кожи, иных культурных ценностей. На уроках этики осуществляется развитие у детей терпимого отношения к другим народам, понимание особенностей их культуры, ведь культура каждого народа ценна сама по себе и к ней следует относиться уважительно. Курс этики вносит также вклад в формирование у детей коммуникативной и социальной компетентности, социокультурной идентичности.

Задача школы — воспитать будущее поколение россиян, которые должны обеспечить устойчивость, консолидацию, целостность нашего общества и государства.

В целях повышения эффективности работы учителя и сокращения затрат времени на подготовку к урокам предлагаемое содержание курса светской этики (программа) дается в сочетании с тематическим планированием его преподавания. В планировании указаны темы уроков, их количество и требования, предъявляемые к уровню подготовки учащихся.


ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО МОДУЛЯ

«ОСНОВЫ СВЕТСКОЙ ЭТИКИ»

Личностные результаты

• Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России;

• формирование семейных ценностей;

• становление гуманистических и демократических ценностных ориентации;

• формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

• развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.


Предметные результаты

• Готовность к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию;

• понимание значения нравственности в жизни человека и общества;

• формирование первоначальных представлений о народных традициях, их роли в культуре истории и современности России;

• первоначальные представления об исторической роли этики в Российской культуре;

• становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести, воспитание нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, духовных традициях народов России;

• осознание ценности человеческой жизни.


Метапредметные результаты

• Освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

• готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения на оценку событий;

• овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета.


СОДЕРЖАНИЕ МОДУЛЯ «ОСНОВЫ СВЕТСКОЙ ЭТИКИ»


Россия–наша Родина.

Культура и мораль. Этика и её значение в жизни человека. Праздник и как одна из форм исторической памяти. Образцы нравственности в культурах разных народов.

Государство и мораль гражданина. Образцы нравственности в культуре Отечества.Трудовая мораль. Нравственные традиции предпринимательства. Что значит быть нравственным внаше время? Высшие нравственные ценности, идеалы, принципы морали. Методика создания морального кодекса в школе. Нормы морали. Этикет. Образование как нравственная норма. Методы нравственного самосовершенствования.

Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.


Материально-техническое обеспечение


  1. компьютерная техника,

  2. интерактивная доска,

  3. мультимедийный проектор,

  4. экспозиционный экран,

  5. магнитная доска с набором приспособлений для крепления наглядных пособий,


Литература для учителя

1. Данилюк А.Я. Основы религиозных культур и светской этики. Программы общеобразовательных учреждений 4-5 класс. М.: «Просвещение», 2010

2. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы светской этики. 4 -5классы: учебник для общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2012. – 63 с.: ил.

3. Основы религиозных культур и светской этики. Книга для учителя. Справочные материалы для общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2012. – 86 с.

4. Основы религиозных культур и светской этики. Книга для родителей. – М.: Просвещение, 2012. – 74 с.

5. Проектные задачи в начальной школе: пособие для учителя / А.Б.Воронцов, В. М. Заславский, С. Е. Егоркина и др.; под ред. А. Б. Воронцова. – М.: Просвещение, 2011. – 59 с. (Стандарты второго поколения).

6. Основы светской этики. 4-5 класс. Электронное приложение к учебнику. М.: Просвещение, 2011


Литература для учеников


  1. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы светской этики. 4-5 классы: учебник для общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2012. – 63 с.: ил.

  2. С. И. Ожегов. Словарь русского языка. – М.: Русский язык, 1987. – 315

















ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Модуль «Основы светской этики»

№ темы

тема

дата


Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества


1.

Россия – наша Родина.



Основы светской этики


2.

Что такое светская этика


3.

Культура и мораль.


4.

Особенности морали.


5-6

Добро и зло.

Представления о добре и зле


7- 8.

Добродетели и пороки

Стремление к добродетели.


9.

Свобода и моральный выбор человека.


10.

Свобода и ответственность.


11.

Моральный долг.


12.

Справедливость.


13

Альтруизм и эгоизм.


14.

Дружба.


15.

Что значит быть моральным.


16.

Творческие работы учащихся.


17

Подведение итогов


18.

Род и семья – исток нравственных отношений в истории человечества.


19.

Нравственный поступок.


20.

Золотое правило нравственности.


21.

Стыд, вина и извинение.


22.

Честь и достоинство.


23.

Честь и достоинство. Совесть.


24.

Нравственные идеалы: богатырь и рыцарь.



Духовные традиции многонационального народа России


25.

Нравственные идеалы: джентльмен и леди.


26.

Образцы нравственности в культуре Отечества.


27.

Этикет.


28.

Семейные праздники.


29.

Жизнь человека – высшая нравственная ценность.


30.

Любовь и уважение к Отечеству.


31.

Подготовка к защите творческих проектов


32.

Презентация и защита творческих проектов.


33

Презентация и защита творческих проектов


34

Презентация и защита творческих проектов





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!