СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа курса «Основы религиозных культур и светской этики» (модуль «Основы исламской культуры»), 4 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа  составлена с учётом образовательных запросов учащихся и их родителей (законных представителей), а также  выбора ими учебного предмета «Основы исламской культуры» —  одного из модулей комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики».

Рабочая программа является частью комплекта учебно-методических материалов по предмету «Основы исламской культуры» авт. Д.И.Латышина, М.Ф. Муртазин

Согласно учебному плану школы на изучение модуля «Основы исламской культуры»  в начальной школе отводится 34 часа.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа курса «Основы религиозных культур и светской этики» (модуль «Основы исламской культуры»), 4 класс»

Пояснительная записка



Рабочая программа составлена с учётом образовательных запросов учащихся и их родителей (законных представителей), а также выбора ими учебного предмета «Основы исламской культуры» — одного из модулей комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики».

Рабочая программа является частью комплекта учебно-методических материалов по предмету «Основы исламской культуры» авт. Д.И.Латышина, М.Ф. Муртазин

Согласно учебному плану школы на изучение модуля «Основы исламской культуры» в начальной школе отводится 34 часа.


  1. Планируемые результаты освоения учебного предмета


Личностные:

- формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину;

- формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов;

- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе; развитие этнических чувств как регуляторов морального поведения;

- воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний;

- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

- наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.


Метапредметные:

- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, а также находить средства её осуществления;

- формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; вносить соответствующие коррективы в их выполнение на основе оценки и с учётом характера ошибок; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;

- адекватное использование речевых средств и средств информационно-коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач; умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;

- овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;

- овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения классификации, установление аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

- готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

- определение общей цели и путей её достижения, умение договориться о распределении ролей в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.


Предметные:

- знание, понимание и принятие обучающимися ценностей: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, как основы культурных традиций многонационального народа России.

- знакомство с основами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в обществе.

- формирование первоначальных представлений о религиозной культуре и их роли в истории и современности России.


2. Содержание учебного модуля «Основы исламской культуры»

Основная задача реализации содержания:

воспитание способности к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию, формирование мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России.


Содержание учебного предмета

Россия – наша Родина. Как исторически развивалась Россия, и какое место в этом процессе занимает твое поколение. Что такое традиции и для чего они существуют. Традиции. Ценность. Духовные традиции.

Введение в исламскую духовную традицию. Культура и религия. История возникновения ислама. Что такое ислам. У какого народа возникла исламская религия. Как жили арабы до возникновения ислам. Ислам Арабы Язычники.

Пророк Мухаммад – образец человека и учитель нравственности. Как прошли детство и юность Пророка Мухаммада. Какие качества были свойственны Мухаммаду. Какой была семья Пророка. Посланник Бога. Пророк. Иудеи. Христиане. Проповедническая миссия Пророка Мухаммада. Начало пророчества.

Как Мухаммаду впервые было послано откровение Аллаха. Как Пророк стал призывать к новой вере. Как началось распространение ислама. Коран. Ангел. Божественные откровения. Язычники.

Прекрасные качества Пророка Мухаммада. Священный Коран и Сунна как источники нравственности. Общие принципы ислама и исламской этики. Вера в Божественные Писания. Вера в Судный день и судьбу. Столпы ислама и исламской этики. Какими словами мусульманин утверждает свою веру. Свидетельство веры (шахада). Что является главной формой поклонения Аллаху. Как происходит молитва. Молитва (намаз).

Исполнение мусульманами своих обязанностей. Обязанности мусульман. Пост в месяц рамадан (ураза). Пожертвование – закят. Для чего предназначены пожертвования. Как мусульмане относятся к богатству и к бедности. Пожертвование (закят) Подаяния (саадака). Хадж – паломничество в Мекку. Что является обязанностью и заветной мечтой мусульманина. Как появление Мекки описано в древнем предании. Какие обряды проводятся во время хаджа. Паломничество (хадж) Кааба Черный камень. Для чего построена и как устроена мечеть. Минарет.

Мусульманское летоисчисление и календарь. Ислам в России. Распро­странение, территории, где проповедуют ислам.

Семья в исламе. Семейные ценности. Роль семьи в жизни каждого чело­века. Муж и жена. Взаимоотношения родителей и детей. Понятия «свобода», «долг», «ответственность», «труд». Нравственные основы семьи в исламе. Нравственные ценности ислама: сотворение добра, отношение к старшим, дружба, взаимо­помощь, гостеприимство, любовь к отечеству, миролюбие. Забота о здоровье в культуре ислама. Ценность образования и польза учения в исламе. Мектебе и медресе. Шакирды. Ислам и наука. Авицена, Улугбек, Омар Хайям, Рудаки. Особенности летоисчисления в исламе. Праздники исламских народов Рос­сии: их происхождение и особенности проведения. (Курбан-байрам, Ураза-байрам). Искусство ислама.

Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.


3.Тематическое планирование


темы

Раздел (тема) программы

Коли

чесво часов

Виды деятельности учащихся

1

Блок 1. Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества

1

Соотносить понятия культура, родина, отчество.

Различать понятия духовные ценности и нравственные идеалы, духовный мир и культурные традиции.

Изучить основы духовной традиции ислама, давать определения основных понятий исламской культуры

Сравнивать внутренний и духовный мир выделять особенности каждого, устанавливать общие черты и различия исламской культуры.

Давать определения основным понятиям исламской культуры, толерантному отношению к представителям разных мировоззрений и культурных традиций.

Устанавливать взаимосвязь между исламской культурой и поведением людей.

Описывать различные явления исламской духовной традиции и культуры.

Формулировать свое мнение по поводу значения исламской культуры в жизни людей и общества.

Сравнивать примеры явлений исламской традиции и светской культуры.

Участвовать в диалоге по поводу значения исламской культуры в жизни людей и общества.

Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения задания, участвуют в диспутах: учатся слушать собеседника и излагать свое мнение, приводят примеры.

Анализировать жизненные ситуации, выбирать нравственные формы поведения, сопоставляя их с нормами исламской культуры.

Ориентироваться в основных понятиях исламской культуры.

Характеризовать основные содержательные составляющие священных книг, священных сооружений, религиозных праздников и святынь исламской культуры.

2

Блок 2. Основы исламской культуры часть 1


16

3

Блок 3. Основы исламской культуры часть 2


13

4

Блок 4. Духовные традиции многонационального народа России


4


итого

34





4. Формы и виды контроля:


- анкетирование;

- творческая работа.



5.Учебно-методическое обеспечение модуля


Для учащихся

Для учителя


Д.И. Латышина, М.Ф. Муртазин Основы религиозных культур и светской этики. Основы исламской культуры. 4-5 классы: учебное пособие для общеобразовательных учреждений.- М.: Просвещение, 2010.


Д.И. Латышина, М.Ф. Муртазин Основы религиозных культур и светской этики. Основы исламской культуры. 4-5 классы: учебное пособие для общеобразовательных учреждений.- М.: Просвещение, 2010.



6. Список литературы

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. Издательство "Просвещение"

  2. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания. ФГОС. Издательство "Просвещение"

  3. Основная образовательная программа начального общего образования МАОУ НОШ № 53

  4. Данилюк А.Я. Основы религиозных культур и светской этики. Программы общеобразовательных учреждений. 4-5 классы / А.Я. Данилюк. – М.: Просвещение,2012.

  5. Ковалёва Г.С. Логинова О.Б. Планируемые результаты начального общего образования.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!