СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по курсу Основы религиозных культур и светской этики

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по курсу Основы религиозных культур и светской этики разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (Стандарты второго поколения. Москва «Просвещение», 2009 г.), Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, рабочей программы  по курсу «Основы религиозных культур и светской этики» А.Я.Данилюк, Т.В. Емельянова, О.Н. Марченко. - М..: Просвещение

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по курсу Основы религиозных культур и светской этики»

14


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

Рабочая программа по курсу Основы религиозных культур и светской этики разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (Стандарты второго поколения. Москва «Просвещение», 2009 г.), Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, рабочей программы по курсу «Основы религиозных культур и светской этики» А.Я.Данилюк, Т.В. Емельянова, О.Н. Марченко. - М..: Просвещение, 2014.

Рабочая программа предмета «Основы религиозных культур и светской этики» (ОРКСЭ) предназначена для учащихся 4-х классов общеобразовательной организации, выбравших для изучения модули «Основы светской этики» и «Основы православной культуры».

В современном мире особое значение приобретает духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения, развитие у детей таких качеств, как толерантность и уважение к другим культурам, готовность и способность к диалогу и сотрудничеству. Для многоконфессиональной и поликультурной России особенно актуально получение знаний об основах духовно-нравственной культуры, исторических, культурных и религиозных традициях народов, населяющих нашу страну. В ФГОС начального общего образования с этой целью введена предметная область «Основы духовно-нравственной культуры народов России», в рамках которой в программу начального общего образования включен обязательный предмет «Основы религиозных культур и светской этики» (ОРКСЭ), знакомящий учащихся с основами религиозных и светских культур и опирающийся на нравственные ценности, гуманизм и духовные традиции.

Цель комплексного учебного курса ОРКСЭ:

  • Формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании культурных и религиозных традиций многонационального народа России и уважении к ним, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.

Основные задачи реализации содержания учебного курса ОРКСЭ и в целом предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России»:

  • Воспитание способности к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию.

  • Формирование первоначальных представлений о светской этике, об отечественных традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России.

Общая историческая судьба народов России, единое географическое пространство, социально-политическое единство сформировали общую духовную культуру народов России. Именно поэтому в основе содержания предмета лежит принцип диалога религиозных и светских культур в пространстве культурно-исторической и современной жизни России. В процессе изучения предмета ОРКСЭ у школьников появится возможность осознать себя гражданами России, живущими в мире культурного и религиозного разнообразия. Этот обеспечивается новыми стандартами, принципами и подходами к образованию: культурологическим, коммуникативным, деятельностным.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА.

Программы модулей учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» - «Основы светской этики» и «Основы православной культуры» - соответствуют требованиям ФГОС НОО и результатам освоения основной образовательной программы НОО, а также требованиям, изложенным в приказе Минобрнауки РФ № 69 от 31.01.2012 «О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов…».

Сущность духовно-нравственного воспитания обучающихся рассматривается как формирование и развитие у них уважительного отношения к людям, обществу, природе, Родине, к своему и к другим народам, к их истории, культуре, духовным традициям. Предмет «Основы религиозных культур и светской этики» будет способствовать формированию у школьников поликультурной компетентности, которая понимается как интегративное качество личности ребенка, приобретаемое в результате освоения обучающимися поликультурных знаний, развития познавательных интересов, потребностей, мотивов, ценностей, приобретения опыта, социальных норм и правил поведения, необходимых для повседневной жизни и деятельности в современном обществе, реализующееся в способности выстраивать позитивное взаимодействие с представителями разных культур, национальностей, верований, социальных групп. Такие планируемые результаты освоения предмета ОРКСЭ обозначены в ФГОС НОО.

Культурологическая направленность предмета способствует развитию у учащихся представлений о нравственных идеалах и ценностях религиозных и светских традиций народов России, формированию ценностного отношения к социальной реальности, осознанию роли православия, светской этики в истории и культуре нашей страны. Коммуникативный подход к преподаванию предмета ОРКСЭ предполагает организацию коммуникативной деятельности обучающихся, требующей от них умений выслушивать позицию партнёра по деятельности, принимать её, согласовывать усилия для достижения поставленной цели, находить адекватные вербальные средства передачи информации и рефлексии. Деятельностный подход, основывающийся на принципе диалогичности, осуществляется в процессе активного взаимодействия обучающихся, сотрудничества, обмена информацией, обсуждения разных точек зрения и т.п.

Формирование у школьников начального представления о духовных традициях в рамках образовательного процесса по выбранному модулю происходит посредством:

  • Ориентации содержания модулей на общую педагогическую цель – воспитание нравственного, творческого, ответственного гражданина России;

  • Педагогического согласования системы базовых ценностей, лежащих в основе содержания модулей;

  • Системы связей, установленных между модулями и другими учебными предметами (окружающий мир, литературное чтение, русский язык);

  • Единых требований в планируемым результатам освоения содержания учебного курса ОРКСЭ.

МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ.

Предмет «Основы религиозных культур и светской этики» состоит из 6 модулей «Основы буддийской культуры», «Основы православной культуры», «Основы исламской культуры», «Основы мировых религиозных культур», «Основы светской этики». Два из них - «Основы православной культуры» и «Основы светской этики» - были выбраны для изучения родителями (законными представителями) учащихся 4-х классов МБОУ лицея Шатурского муниципального района в 2014-2015 учебном году. В соответствии с приказом Минобрнауки РФ от 31.01.2012 предмет «Основы религиозных культур и светской этики» является обязательным.

В соответствии с Федеральным базисным учебным планом предмет «Основы религиозных культур и светской этики» изучается в 4 классе по 1 часу в неделю. Общий объём учебного времени, отводимого на предмет, составляет 34 часа в год.

Предмет «Основы религиозных культур и светской этики» изучается на переходной стадии от начальной к основной ступени общеобразовательной школы. И по месту в учебном плане, и по содержанию он служит важным связующим звеном между двумя этапами гуманитарного образования и воспитания школьников. С одной стороны, учебный курс ОРКСЭ дополняет обществоведческие аспекты предмета «Окружающий мир», с другой, этот предмет предваряет начинающееся в 5 классе изучение предмета «История». Таким образом, ознакомление с нравственными идеалами и ценностями религиозных и светских духовных традиций России происходит в контексте, отражающем глубинную связь прошлого и настоящего.

ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ

СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.

В результате освоения одного из учебных модулей («Основы православной культуры» или «Основы светской этики») обучающиеся научатся осознавать религиозную культуру как явление культуры народов России, у школьников будет формироваться позитивное, эмоционально-ценностное отношение к традициям, обычаям, достижениям науки и произведениям искусства. Знакомство с религиозной культурой станет для учеников основой для размышления над морально-этическими нормами и будет способствовать:

  • Их нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию;

  • Пониманию ими значения нравственности, веры и религии в жизни человека и общества;

  • Становлению их внутренней установки поступать согласно своей совести;

  • Осознанию ими ценности человеческой жизни;

  • Развитию их коммуникативных качеств.

Содержание модуля, методические приёмы и формы его преподавания ориентированы на формирование у младшего школьника нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, духовных традициях народов России.

ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ

РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.

В соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования и положениями Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» преподавание предмета «Основы религиозных культур и светской этики» направлено на достижение обучающимися комплекса личностных, метапредметных и предметных результатов.

Воспитательные результаты деятельности школьников распределяются по трём уровням:

Первый уровень – приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и не одобряемых формах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.

Второй уровень – получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом.

Третий уровень – получение школьником опыта самостоятельного общественного действия.

Достижение трёх уровней воспитательных результатов способствует формированию у школьников коммуникативной, этической, социальной, гражданской компетентностей и социокультурной идентичности в её национально-государственном, этническом, религиозном, гендерном и других аспектах.

Требования к личностным результатам.

  • Формирование основ российской гражданской идентичности, развитие чувства гордости за свою Родину.

  • Формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий; воспитание доверия и уважения к представителям разных народов и вероисповеданий, уважительного и бережного отношения к их культуре.

  • Становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций; осознание ценности человеческой жизни.

  • Формирование национальной и гражданской самоидентичности, осознание своей этнической и национальной принадлежности.

  • Развитие самостоятельности и ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах и общечеловеческих ценностях, социальной справедливости и свободе.

  • Развитие этических чувств как регулятора морального поведения.

  • Воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости.

  • Развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний и рефлексии.

  • Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умений не создавать конфликтов, искать компромиссы в спорных ситуациях, договариваться о конструктивном решении спорных вопросов.

  • Развитие мотивации к продуктивной созидательной деятельности.

  • Формирование бережного отношения к материальным и духовным ценностям.

Требования к метапредметным результатам.

  • Овладение способностью понимания и сохранения целей и задач учебной деятельности, поиска оптимальных средств их достижения.

  • Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять и находить наиболее эффективные способы достижения результатов, вносить соответствующие коррективы в процесс их реализации на основе оценки и учёта характера ошибок, понимать причины успеха\неуспеха учебной деятельности.

  • Совершенствование умений в различных видах речевой деятельности и коммуникативных ситуациях; адекватное использование речевых средств и средств информационно-коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач.

  • Совершенствование умений в области работы с информацией, осуществления информационного поиска для выполнения учебных заданий.

  • Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации.

  • Овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установление аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.

  • Формирование готовности слушать собеседника и вести диалог, готовности признавать возможность существования различных точек зрения и право каждого иметь свою собственную, умение излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.

  • Совершенствование организационных умений в области коллективной деятельности, умения определять общую цель и путь её достижения, умений договариваться о распределении ролей в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Требования к предметным результатам.

  • Знание, понимание и принятие личностью ценностей: Отечество, семья, религия – как основы религиозно-культурной традиции многонационального народа России.

  • Знакомство с общечеловеческими нормами морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе.

  • Понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека и общества.

  • Формирование первоначальных представлений об отечественной религиозно-культурной традиции как духовной основе многонационального народа России.

  • Формирование умений устанавливать связь между моралью, религией, культурой и повседневным поведением людей, анализировать жизненные ситуации, нравственные проблемы и сопоставлять их с нормами религиозной культуры; формирование личностной и гражданской позиции по отношению к различным явлениям действительности.

  • Знакомство с описанием священных книг, с историей, описанием и архитектурно-художественными особенностями священных сооружений, с историей и традициями основных религиозных праздников.

  • Развитие эстетической сферы, способности к эмоциональному отклику на произведения искусства, ценностного отношения к памятникам истории и культуры; формирование общекультурной эрудиции.


СОДЕРЖАНИЕ КУРСА.


Модуль «Основы православной культуры»

(на основе авторской программы А.В. Кураева).

Россия – наша Родина. Культура и религия. Человек и Бог в православии. Православная молитва. Библия и Евангелие. Проповедь Христа. Христос и его крест. Пасха. Православное учение о человеке. Совесть и раскаяние. Заповеди. Милосердие и сострадание. Золотое правило этики. Храм. Икона. Творческие работы учащихся. Подведение итогов. Как христианство пришло на Русь. Подвиг. Заповеди блаженств. Зачем творить добро? Чудо в жизни христианина. Православие о Божием суде. Таинство Причастия. Монастырь. Отношение христианина к природе. Христианская семья. Защита Отечества. Христианин в труде. Любовь и уважение к Отечеству.


Модуль «Основы светской этики»

(на основе авторской программы А.Я. Данилюк).

Культура и мораль. Этика и еѐ значение в жизни человека. Праздники как одна из форм исторической памяти. Образцы нравственности в культурах разных народов. Государство и мораль гражданина. Образцы нравственности в культуре Отечества. Трудовая мораль. Нравственные традиции предпринимательства. Что значит быть нравственным в наше время? Высшие нравственные ценности, идеалы, принципы морали. Методика создания морального кодекса в школе. Нормы морали. Этикет. Образование как нравственная норма. Методы нравственного самосовершенствования.

Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.

Модуль «Основы светской этики»

(на основе авторской программы А.И. Шемшуриной).

Добрым жить на свете веселей. Правила общения для всех. От добрых правил – добрые слова и поступки. Каждый интересен. Премудрости этикета. Красота этикета. Простые школьные и домашние правила этикета. Чистый ручеёк нашей речи. В развитии добрых чувств – творение души. Природа – волшебные двери к добру и доверию. Чувство родины. Жизнь протекает среди людей. Чтобы быть коллективом Коллектив начинается с меня. Мой класс – мои друзья. Ежели душевны вы и к этике не глухи. Жизнь священна. Человек рожден для добра. Милосердие – закон жизни. Жить во благо себе и другим. Следовать нравственной установке. Достойно жить среди людей. Уметь понять и простить. Простая этика поступков. Общение и источники преодоления обид. Ростки нравственного опыта поведения. Доброте сопутствует терпение. Действия с приставкой «Со» - вместе. С чего начинается Родина. В тебе рождается гражданин и патриот. Человек – чело века. Слово, обращённое к себе.

По итогам года всех модулей предусмотрена подготовка и презентация творческих проектов на основе изученного материала. Проекты могут быть как индивидуальными, так и коллективными. На презентацию проектов приглашаются родители. В ходе подготовки проекта учащиеся получают возможность обобщить ранее изученный материал, освоить его еще раз, но уже в активной, творческой, деятельностной форме. В ходе презентации проектов все учащиеся класса получают возможность ознакомиться с основным содержание всех 6 модулей, узнать о других духовных и культурных традициях России от своих одноклассников. Подготовка и презентация проекта позволяют оценить в целом работу учащегося и выставить ему итоговую оценку за весь курс (зачёт).

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ.


Учебно-тематический план.

Модуль «Основы православной культуры»

(на основе авторской программы А.В. Кураева).


п\п

Тема

Количество часов

1

Россия – наша Родина.

1

2

Культура и религия.

1

3

Человек и Бог в православии.

1

4

Православная молитва.

1

5

Библия и Евангелие.

1

6

Проповедь Христа.

1

7

Христос и его крест.

1

8

Пасха.

1

9

Православное учение о человеке.

1

10

Совесть и раскаяние.

1

11

Заповеди.

1

12

Милосердие и сострадание.

1

13

Золотое правило этики.

1

14

Храм

1

15

Икона.

1

16

Творческие работы учащихся.

2

17

Подведение итогов.

1

18

Как христианство пришло на Русь.

1

19

Подвиг.

1

20

Заповеди блаженств.

1

21

Зачем творить добро?

1

22

Чудо в жизни христианина.

1

23

Православие о Божием суде.

1

24

Таинство Причастия.

1

25

Монастырь.

1

26

Отношение христианина к природе.

1

27

Христианская семья.

1

28

Защита Отечества.

1

29

Христианин в труде.

1

30

Любовь и уважение к Отечеству.

1

31

Подготовка творческих проектов.

1

32-33

Презентация творческих проектов.

2

34

Подведение итогов.

1


Общее количество часов на реализацию программы – 34 часа.



Общее количество часов на реализацию программы – 34 часа.


МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА.

Реализация главной цели курса ОРКСЭ в целом, и модулей «Основы православной культуры» и «Основы светской этики» в частности, ставит перед учителем задачи, решения которых можно добиться при соответствующем материально-техническом обеспечении. Для полноценного изучения и усвоения учебного материала необходимы в наличии следующие объекты и средства материально-технического обеспечения:

  • Оборудование: ученические столы и стулья по количеству учеников в классе, учительский стол, шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий, настенные доски для вывешивания иллюстративного материала;

  • Технические средства обучения: классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, схем, картинок; демонстрационное оборудование: компьютер, телевизор, музыкальный центр, CD и DVD, мультипроектор, экспозиционный экран; вспомогательное оборудование и устройства, предназначенные для обеспечения эксплуатации учебной техники, удобства применения наглядных средств обучения, эффективной организации проектной деятельности;

  • Экранно-звуковые пособия: электронные пособия; дополнительные мультимедийные образовательные ресурсы: аудиозаписи, видеофильмы, слайды, компьютерные презентации, тематически связанные с содержанием учебного курса;


  • Библиотечный фонд:

УМК (модуль «Основы православной культуры»):

  • Основы православной культуры. 4 класс. ФГОС: учебник для общеобразоват. учреждений / А. В. Кураев. – М.: Просвещение, 2014.

  • CD-ROM. Основы православной культуры. Электронное приложение к учебнику. – М.: Просвещение, 2014.

  • Основы религиозных культур и светской этики. Книга для учителя. 4-5 класс. / Тишков В.А., Шапошникова Т.Д. - М.: Просвещение, 2013.

  • Основы религиозных культур и светской этики. Книга для родителей. / Данилюк А.Я.- М.: Просвещение, 2013.

  • Основы религиозных культур и светской этики. Сборник рабочих программ. 4 класс: пособие для учителей общеобразовательных организаций / А.Я.Данилюк, Т.В. Емельянова, О.Н. Марченко). - М..: Просвещение, 2014.


УМК (модуль «Основы светской этики»):

  • «Основы светской этики» Пособие для учащихся. – М., 2011

  • Основы светской этики. 4 класс. ФГОС: учебник для общеобразоват. учреждений / Шемшурина А.И.. – М.: Просвещение, 2014.

  • CD-ROM. Основы светской этики. Электронное приложение к учебнику. – М.: Просвещение, 2014.

  • Основы светской этики. 4 класс. Рабочая тетрадь. / Мацыяка Е.В. – М.: Просвещение, 2013.

  • Йоффе А.Н., Мишина И.А. «Основы мировых религиозных культур и светской этики». Учебно-методическое пособие. – М. АПКиППРО, 2012.

  • Основы религиозных культур и светской этики. Книга для учителя. 4-5 класс. / Тишков В.А., Шапошникова Т.Д. - М.: Просвещение, 2013.

  • Основы религиозных культур и светской этики. Книга для родителей. / Данилюк А.Я.- М.: Просвещение, 2013.

  • Основы религиозных культур и светской этики. Сборник рабочих программ. 4 класс: пособие для учителей общеобразовательных организаций / А.Я.Данилюк, Т.В. Емельянова, О.Н. Марченко). - М..: Просвещение, 2014.


Литература:

  1. Азбука нравственности. Методическое пособие для учителей 1-4 классов / Российская академия образования (составитель Э.П.Козлов, руководитель работы и др.) - Москва: Новый учебник, 2007.

  2. Волкова Е.В. Этика. Учебное пособие. 10-11 кл. Русское слово, 2001

  3. Грамматика нравственности. Методическое пособие для учителей 5-9 классов. Под ред. Э.П.Козлова. - М., Новый учебник, 2007.

  4. Гуревич П.С. Человек и культура. Основы культуроведения. Учебник. 10-11 кл. Дрофа 2002

  5. Дягилев В.В. Занимательная философия. Экспериментальное учебное пособие для учащихся ст. классов гимназий, лицеев, колледжей и школ гуманитарного профиля. - М.: Изд. центр АЗ, 1995.

  6. Куклачев Ю.Д. Уроки доброты. Книга для чтения. 1-4 кл. Мнемозина.2003

  7. Мартышин В.С. Моя родословная. Духовно-нравственные основы семьи. Учебное пособие по изучению истории семьи и составлению родословной. Библиотека журнала "Воспитание школьников". - М.: Школьная Пресса, 2000.

  8. Шемшурина А.И. Основы этической культуры: Книга для учителя: Учеб.-метод. пособие. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. - 112 с.

  9. Шемшурина А.И. Этика. Курс занятий в 8-м классе: Учеб.-метод. Пособие. - М.: Гуманит. Изд. центр ВЛАДОС, 2001. - 88 с.

  10. Шемшурина А.И. Этика. Курс занятий в 9-м классе: Учеб.-метод. Пособие. - М.: Гуманит. Изд. центр ВЛАДОС, 2001. - 96 с.

  11. Шемшурина А.И. Этические диалоги с подростками. Методическое пособие для учителя 1 часть - 5 класс, 2 часть - 6 класс. М.: Школа-Пресс, 2002.

  12. Шурупова Т.А., Янушкявичене О.Л. Методическое пособие к книге «Основы нравственности». - М.: ПРО-ПРЕСС, 2003.

  13. Этика и воспитание. Методическое пособие // Под ред. Шемшуриной А.И. Изд-во «Я вхожу в мир искусств». М., 2001.

  14. Янушкявичус Р.В., Основы нравственности. Учебное пособие для школьников и студентов. - М.: ПРО-ПРЕСС, 1998 - 2007.


  • Печатные пособия: картографические издания, иллюстративные материалы, полиграфия.

  • Интернет-ресурсы:

Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования РФ: http://www.orkse.apkpro.ru/

Большой энциклопедический и исторический словари онлайн: http://www.edic.ru

Журнал «Вестник образования России»: http://www/vestniknews.ru

Издательство «Просвещение»: http://www.prosv.ru/

Мегаэнциклопедия портала «Кирилл и Мефодий»: http://www.megabook.ru

Основы религиозных культур и светской этики: http://www.orkce.org/

Портал «Музеи России»: http://www.museum.ru

Российский портал открытого образования: http://www.openet.edu.ru

Рубрикон: энциклопедии, словари, справочники: : http://www.rubricon/com

Учительская газета: http://www.ug.ru

Федеральный портал «Российское образование»: http://www.edu.ru

Электронная библиотека Библиотекарь.РУ: http://bibliotekar.ru

Энциклопедия «Кругосвет»: http://www.krugosvet.ru/


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!