Пояснительная записка
Данная рабочая программа ориентирована на обучающихся 8 класса (для слабослышащих имеющих умственную отсталость) и реализуется на основе следующих документов и материалов:
Примерная программа специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида под редакцией под редакцией доктора педагогических наук В.В.Воронковой. Москва, издательство «Владос», 2011 год, допущено Министерством образования и науки РФ сборник 1; Москва «Просвещение», 2010г.
Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях.
Основные задачи:
1) сообщение обучающимся общих сведений о строении и жизни животных;
2) проведение через весь курс экологического воспитания (рассмотрения окружающей природы как комплекса условий, необходимых для жизни всех растений, грибов, животных и людей), бережного отношения к природе;
Преподавание биологии 8 класса (для слабослышащих имеющих умственную отсталость) должно быть направлено на коррекцию недостатков интеллектуального развития обучающихся. В процессе знакомства с живой и неживой природой необходимо развивать у учащихся наблюдательность, речь и мышление, учить устанавливать простейшие причинно-следственные отношения и взаимозависимость живых организмов между собой и с неживой природой, взаимосвязи человека с живой и неживой природой, влияние на нее.
В 8 классе обучающиеся знакомятся с многообразием животного мира и образом жизни некоторых животных; получают сведения о внешнем и внутреннем строении их организма и приспособленности животных к условиям их жизни.
Место предмета в федеральном базисном учебном плане
Рабочая программа по природоведению в 8 классе составлена с учётом особенностей познавательной деятельности обучающихся данного класса и способствует их умственному развитию. Количество часов, предусмотренных учебным планом –2 часа в неделю, по годовому календарному графику – 68 часов в 8 классе.
Формы организации учебного процесса – урок, урок – экскурсия, урок – практическая работа.
Формы учебной деятельности – коллективная, групповая, индивидуальная.
Учебно-тематический план
№ | Название темы | Количество часов |
-
| Введение. | 2 |
-
| Беспозвоночные животные | 9 |
-
| Позвоночные животные | 53 |
-
| Обобщающее занятие | 4 |
| Итого | 68 |
ЖИВОТНЫЕ (2 ч в неделю)
Введение (2 часа)
Многообразие животного мира. Места обитания животных и приспособленность их к условиям жизни. Значение животных в народном хозяйстве. Охрана животных.
Беспозвоночные животные (9 часов)
Общие признаки беспозвоночных животных: отсутствие костного скелета.
Черви
Общие признаки червей.
Дождевые черви. Внешний вид дождевого червя, образ жизни, питание, дыхание, способ передвижения. Роль дождевого червя в почвообразовании.
Демонстрация живого червя или влажного препарата.
Круглые черви-паразиты человека (глиста). Аскариды-возбудиrели глистных заболеваний. Внешний вид. Особенности питания. Вред глистов. Профилактика и борьба с глистными заболеваниями.
Насекомые
Общие признаки насекомых. Места обитания. Питание насекомых. Роль насекомых в природе и хозяйственной деятельности человека. Внешний вид насекомых.
Бабочка-капустница (и ее гусеница), яблонная плодожорка, майский жук, комнатная муха. Внешнее строение, образ жизни, питание, дыхание, способ передвижения. Размножение/Вред, приносимый этими насекомыми (повреждения растений и перенос болезнетворных бактерий). Меры борьбы с вредными насекомыми.
Пчела, тутовый шелкопряд- полезные в хозяйственной деятельности человека насекомые. Внешнее строение, образ жизни, питание. Способ передвижения. Размножение. Пчелиная семья и ее жизнь. Разведение тутового шелкопряда.
Значение одомашненных насекомых в народном хозяйстве и уход за ними. Получение меда от пчел и шелковых нитей от шелкопряда.
Демонстрация: живых насекомых, а также коллекций насекомых, вредящих сельскохозяйственным растениям; фильмов о насекомых.
Экскурсия: в природу для наблюдения за насекомыми.
Позвоночные животные (53 часа)
Общие признаки позвоночных животных: наличие позвоночника (внутреннего скелета).
Рыбы.
Общие признаки рыб. Среда обитания -водоемы. Речные рыбы (окунь, щука, карп). Морские рыбы (треска, сельдь). Внешнее строение, питание, дыхание, кровообращение, нервная система, органы чувств. Размножение рыб.
Демонстрация живой рыбы (в аквариуме), скелета рыбы, фильмов о рыбах.
Земноводные.
Общие признаки земноводных. Среда обитания.
Лягушка. Место обитания, образ жизни. Внешнее строение лягушки, способ передвижения.
Внутреннее строение земноводных. Питание, дыхание, кровообращение, нервная система, органы чувств. Размножение лягушки.
Черты сходства с рыбами и отличия от рыб по строению, образу жизни и размножению.
Жаба. Особенности внешнего строения и образ жизни.
Значение и охрана земноводных.
Демонстрация живой лягушки или влажного препарата.
Пресмыкающиеся.
Общие признаки пресмыкающихся (передвижение- ползание по суше). Внешнее строение, питание, дыхание, кровообращение, нервная система, органы чувств. Размножение пресмыкающихся. Сравнение пресмыкающихся и земноводных по строению, образу жизни.
Демонстрация влажных препаратов.
Отличие ужа от гадюки. Охрана пресмыкающихся.
Птицы.
Общая характеристика птиц: среда обитания, особенности внешнего и внутреннего строения. Размножение и развитие. Особенности образа жизни.
Питание птиц.
Птицы, кормящиеся в воздухе (ласточка, стриж).
Птицы леса: большой пестрый дятел, большая синица.
Хищные птицы (сова, орел).
Водоплавающие птицы (утка-кряква, гуси).
Птицы, обитающие возле жилья людей (голубь, воробей).
Особенности образа жизни каждой экологической группы птиц. Значение и охрана птиц.
Домашние птицы (курица, гусь, утка). Строение яйца курицы. Выращивание цыплят. Содержание, кормление и разведение кур, гусей, уток на птицефермах. Птицеводство.
Демонстрация скелета птицы, чучел птиц, фильмов о птицах.
Экскурсия в зоопарк или на птицеферму.
Млекопитающие
Разнообразие млекопитающих. Места обитания. Приспособленность к условиям жизни.
Общие признаки.
Внешнее строение млекопитающих: волосяной покров (шерсть), части тела, органы чувств.
Скелет млекопитающих: позвоночник, грудная клетка, скелет передних и задних конечностей.
Мышцы.
Нервная система млекопитающих: головной мозг, спинной мозг, нервы. Значение.
Внутренние органы млекопитающих: органы пищеварения, дыхания, кровообращения, выделения.
Демонстрация скелета млекопитающего, чучел, влажных препаратов.
Грызуны: мышь, белка, бобр. Общие признаки грызунов. Внешний вид и отличительные особенности каждого из этих животных. Образ жизни, питание, размножение.
Значение грызунов в природе и хозяйственной деятельности человека. Охрана белок и бобров.
Зайцеобразные: заяц-беляк, заяц-русак, кролик домашний. Общие признаки зайцеобразных, черты сходства и различия между зайцами и кроликами. Образ жизни, питание и размножение зайцев и кроликов. Значение зайцев и их охрана.
Разведение домашних кроликов.
Значение кролиководства в народном хозяйстве.
Хищные звери: волк, медведь, тигр, лев, рысь. Общие признаки хищных зверей. Внешний вид и отличительные особенности каждого из этих животных. Черты сходства и различия между некоторыми из них. Образ жизни, добывание пищи, размножение. Распространение хищных зверей. Значение этих животных и их охрана.
Пушные хищные звери: куница, лисица, соболь, норка. Образ жизни, распространение и значение пушных зверей. Разведение норки на зверофермах.
Домашние хищники: кошка, собака. Уход за ними.
Ластоногие морские животные: тюлень, морж, морской котик. Общие признаки ластоногих. Отличительные особенности этих животных, распространение и значение. Охрана морских зверей.
Китообразные: кит, дельфин. Общие признаки китообразных. Внешнее строение кита и дельфина. Питание и передвижение. Вскармливание детенышей. Дыхание. Значение этих животных и их
охрана.
Парнокопытные животные
Травоядные: лоси, олени, овцы, козы, коровы. Особенности внешнего вида, передвижения, питания. Дикие свиньи- всеядные животные.
Непарнокопытные животные: лошади, ослы, зебры. Особенности строения, передвижения, питания. Сравнение с парнокопытными.
Приматы
Общая характеристика.
Мартышки, макаки, орангутанги, шимпанзе, гориллы.
Внешний вид, образ жизни.
Сельскохозяйственные млекопитающие
Корова. Внешнее строение. Молочная продуктивность коров. Корма для коров. Уход за коровами. Современные животноводческие фермы, их оборудование и содержание в них коров. Выращивание телят.
Овца. Распространение овец. Особенности внешнего строения и питания овец. Значение овец в народном хозяйстве. Некоторые породы овец. Содержание овец: зимнее - на фермах и летнее - на пастбищах.
Круглогодовое содержание овец на пастбищах. Оборудование овцеводческих ферм и пастбищ. Выращивание ягнят.
Верблюд. Особенности внешнего строения - приспособленность к засушливым условиям жизни. Особенности питания верблюда. Значение верблюда в хозяйстве человека.
Северный олень. Особенности строения - приспособленность к суровым северным условиям жизни. Особенности питания. Значение северного оленя в народном хозяйстве.
Домашняя свинья. Внешнее строение свиньи: особенности туловища, головы, ног, кожного покрова. Значение свиноводства. Современные свиноводческие фермы и их оборудование. Размещение свиней. Уход за свиньями и их кормление. Выращивание поросят. Откорм свиней.
Домашняя лошадь. Внешнее строение лошади: особенности туловища, головы, ног, кожного покрова. Питание лошадей. Значение лошадей в народном хозяйстве. Верховые лошади, тяжеловозы и рысаки. Содержание лошадей. Выращивание жеребят.
Обобщающее занятие по результатам изучения животных (4 часа)
Общие признаки изученных групп животных, признаки сходства и различия. Охрана птиц и млекопитающих. Редкие и исчезающие виды. Различение диких и домашних животных. Охрана диких и уход за домашними.
Практические работы на животноводческих фермах.
Экскурсии Экскурсии в зоопарк, заповедник, на звероферму, в какой-либо питомник или морской аквариум для наблюдений за поведением животных, за их кормлением и уходом.
Практическая работа На любой животноводческой ферме, расположенной вблизи школы: участие
в уходе за помещением и животными, участие в раздаче кормов.
Основные требования к знаниям и умениям обучающихся:
Обучающиеся должны знать:
основные отличия животных от растений;
признаки сходства и различия между изученными группами животных;
общие признаки, характерные для каждой из этих групп животных;
места обитания, образ жизни и поведение тех животных, которые знакомы учащимся;
названия некоторых наиболее типичных представителей изученных групп животных, особенно тех, которые широко распространены в местных условиях;
значение изучаемых животных в природе, а также в хозяйственной деятельности человека;
основные требования ухода за домашними и некоторыми сельскохозяйственными животными (известными учащимся).
Обучающиеся должны уметь:
узнавать изученных животных (в иллюстрациях, кинофрагментах, чучелах, живых объектах);
кратко рассказывать об основных чертах строения и образа жизни изученных животных;
устанавливать взаимосвязи между животными и их средой обитания: приспособления к ней, особенности строения организма и поведения животных;
проводить несложный уход за некоторыми сельскохозяйственными животными (для сельских вспомогательных школ) или домашними животными (птицы, звери, рыбы), имеющимися у детей дома;
рассказывать о своих питомцах (их породах, поведении и повадках).
Используемый УМК:
Календарно – тематическое планирование
уроков природоведения 8 класс
Учитель: Шейкина Ульяна Олеговна
Кол-во часов за год:
Всего 68 часов
В неделю 2 часа
Планирование составлено на основе Примерной программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида под редакцией под редакцией доктора педагогических наук В.В.Воронковой. Москва, издательство «Владос», 2011 год, допущено Министерством образования и науки РФ в двух сборниках; Москва «Просвещение», 2010г
№ п/п | Наименование раздела, темы | Кол-во часов | Дата | Речевой материал |
Введение (2ч.) |
-
| Введение. Многообразие животного мира. | 1 | | Многообразие животного мира |
-
| Значение животных и их охрана. | 1 | | Значение животных и их охрана |
Беспозвоночные животные (9 ч.) |
-
| Беспозвоночные животные. Дождевой червь. | 1 | | Дождевой червь. |
-
| Черви –паразиты. | 1 | | Черви –паразиты. |
-
| Насекомые общие признаки и внешнее строение, и образ жизни насекомых. | 1 | | Насекомые. |
-
| Бабочка-капустница. | 1 | | Бабочка-капустница. |
-
| Яблонная – плодожорка. | 1 | | Яблонная – плодожорка. |
-
| Майский жук. | 1 | | Майский жук. |
-
| Комнатная муха. | 1 | | Комнатная муха. |
-
| Медоносная пчела. | 1 | | Медоносная пчела. |
-
| Тутовый шелкопряд | 1 | | Тутовый шелкопряд |
Позвоночные животные (53 ч.) |
-
| Общие признаки позвоночных животных. | 1 | | Позвоночные животные. |
-
| Рыбы. | 1 | | Рыбы. |
-
| Внутреннее строение рыб. | 1 | | Внутреннее строение рыб. |
-
| Размножение рыб. | 1 | | Размножение рыб. |
-
| Речные рыбы. | 1 | | Речные рыбы. |
-
| Морские рыбы. | 1 | | Морские рыбы. |
-
| Рыболовство и рыбоводство. | 1 | | Рыболовство и рыбоводство. |
-
| Рациональное использование и охрана рыб. | 1 | | Рациональное использование и охрана рыб. |
-
| Земноводные Общие признаки, среда обитания. | 1 | | Земноводные Общие признаки, среда обитания. |
-
| Внутреннее строение земноводных. | 1 | | Внутреннее строение земноводных. |
-
| Размножение и развитие лягушки. | 1 | | Размножение и развитие лягушки. |
-
| Пресмыкающиеся. Общие признаки и среда обитания. | 1 | | Пресмыкающиеся. |
-
| Внутреннее строение пресмыкающихся. | 1 | | Внутреннее строение пресмыкающихся. |
-
| Размножение и развитие пресмыкающихся. | 1 | | Размножение и развитие пресмыкающихся. |
-
| Птицы Общие признаки и особенности внешнего строения птиц. | 1 | | Птицы. |
-
| Особенности скелета птиц. | 1 | | Особенности скелета птиц. |
-
| Особенности внутреннего строения птиц. | 1 | | Особенности внутреннего строения птиц. |
-
| Размножение и развитие птиц. | 1 | | Размножение и развитие птиц. |
-
| Птицы, кормящиеся в воздухе. | 1 | | Птицы, кормящиеся в воздухе. |
-
| Птицы леса. | 1 | | Птицы леса. |
-
| Хищные птицы. | 1 | | Хищные птицы. |
-
| Птицы пресных водоёмов и болот. | 1 | | Птицы пресных водоёмов и болот. |
-
| Птицы, обитающие вблизи жилья человека. | 1 | | Птицы, обитающие вблизи жилья человека. |
-
| Домашние куры, утки, гуси. | 1 | | Домашние куры, утки, гуси. |
-
| Птицеводство. | 1 | | Птицеводство. |
-
| Млекопитающие. Общие признаки млекопитающих. Внешнее строение млекопитающих. | 1 | | Млекопитающие. |
-
| Особенности скелета и нервной системы млекопитающих. | 1 | | Особенности скелета и нервной системы млекопитающих. |
-
| Внутренние органы млекопитающих. | 1 | | Внутренние органы млекопитающих |
-
| Грызуны. | 1 | | Грызуны. |
-
| Значение грызунов в природе и жизни человека. | 1 | | Значение грызунов в природе и жизни человека. |
-
| Зайцеобразные. | 1 | | Зайцеобразные. |
-
| Разведение домашних кроликов. | 1 | | Разведение домашних кроликов. |
-
| Хищные звери. | 1 | | Хищные звери. |
-
| Дикие пушные хищные звери. | 1 | | Дикие пушные хищные звери. |
-
| Разведение норки на зверофермах. | 1 | | Разведение норки на зверофермах. |
-
| Домашние хищные звери. | 1 | | Домашние хищные звери. |
-
| Ластоногие. | 1 | | Ластоногие. |
-
| Китообразные. | 1 | | Китообразные. |
-
| Парнокопытные. | 1 | | Парнокопытные. |
-
| Непарнокопытные. | 1 | | Непарнокопытные. |
-
| Приматы. | 1 | | Приматы. |
-
| Сельскохозяйственные млекопитающие. Корова. | 1 | | Сельскохозяйственные млекопитающие. Корова |
-
| Содержание коров на фермах. | 1 | | Содержание коров. |
-
| Выращивание телят. | 1 | | Выращивание телят. |
-
| Овцы. | 1 | | Овцы. |
-
| Содержание овец и выращивание ягнят. | 1 | | Содержание овец и выращивание ягнят. |
-
| Верблюды. | 1 | | Верблюды |
-
| Северные олени. | 1 | | Северные олени |
-
| Домашние свиньи. | 1 | | Домашние свиньи. |
-
| Содержание свиней на свиноводческих фермах. | 1 | | Содержание свиней на свиноводческих фермах. |
-
| Выращивание поросят. | 1 | | Выращивание поросят. |
-
| Домашние лошади. | 1 | | Домашние лошади. |
-
| Содержание лошадей и выращивание жеребят. | 1 | | Содержание лошадей и выращивание жеребят. |
Обобщающее занятие (4ч.) |
-
| Обобщающее занятие. Общие признаки изученных групп животных, признаки сходства и различия. | 1 | | Общие признаки изученных групп животных, признаки сходства и различия. |
-
| Обобщающее занятие. Охрана птиц и млекопитающих. Редкие и исчезающие виды. | 1 | | Охрана птиц и млекопитающих. Редкие и исчезающие виды. |
-
| Обобщающее занятие. Различение диких и домашних животных. | 1 | | Различение диких и домашних животных. |
-
| Обобщающее занятие. Охрана диких и уход за домашними. | 1 | | Охрана диких и уход за домашними. |
| Итого | 68 | | |