Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа №182
с углубленным изучением литературы и математики
Рабочая программа по курсу
«Решение практических задач»
Разработчик программы:
учитель начальных классов
Почкаева Анастасия Игоревна
Новосибирск, 2020 год
Пояснительная записка Статус документа
Данная рабочая учебная программа составлена в соответствии со следующими нормативно-правовыми документами:
Закон Российской Федерации «Об образовании» (ст. 7,9,15,32).
Федеральный компонент государственного образовательного стандарта основного общего образования по литературе (Приказ Минобразования России «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» от 05.03.2004г. № 1089).
Региональный базисный учебный план для государственных и муниципальных общеобразовательных учреждений Новосибирской области, реализующих программы общего образования, на 2011- 2012 учебный год (Приказ Министерства образования, науки и инновационной политики Новосибирской области (Минобрнауки и Новосибирской области) «Об утверждении регионального базисного учебного плана для государственных и муниципальных общеобразовательных учреждений Новосибирской области, реализующих программы общего образования, на 2011- 2012 учебный год от 23.05.2011 № 985).
Приказ МО РФ от 09.03.04г. №1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для общеобразовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования».
Приказ МО РФ от 05.03.04г. № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственного стандарта образования».
Приказ МО РФ от 30.08.2011 № 889 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 г. N 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования».
Примерные программы начального общего образования по математике для образовательных учреждений с русским языком обучения (Приказ Минобразования РФ от 07.07.2005г. № 03-1263 «О примерных программах по учебным предметам Федерального базисного учебного плана»).
Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, утвержденный Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе на 2011-2012 учебный год (Приказ № 822 Министерства образования и науки Российской Федерации от 23 декабря 2010г.).
"Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях", СанПиН 2.4.2.2821-10 утвержденные Главным санитарным врачом Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. N 189 г., зарегистрированные в Минюсте РФ 3.03.2011 № 19993.
Учебные планы МБОУ г. Новосибирска «Средняя общеобразовательная школа № 182 с углублённым изучением литературы и математики».
Программа по математике 1-4 класс автор Чекин А.Л., Москва, Академкнига/Учебник 2010 год.
Рабочая программа по математике разработана на основе федерального компонента государственного стандарта, требований к результатам освоения основной общеобразовательной программы начального общего образования, фундаментального ядра содержания общего образования, программы по математике Чекина А.Л. , принадлежащей к завершённой предметной линии «Перспективная начальная школа» с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, задачи формирования у младших школьников умения учиться.
Структура документа
Рабочая программа включает разделы:
Пояснительную записку, раскрывающую характеристику и место учебного предмета в базисном учебном плане, условия обучения, цели изучения, основные содержательные линии; особенности класса, особенности реализации программы в классе, основное содержание обучения с примерным распределением учебных часов по разделам курса и требования к уровню подготовки оканчивающих начальную школу; список литературы.
Cодержание программы
Тематическое планирование.
Условия обучения по классам
1. Требования к помещениям и оборудованию общеобразовательных учреждений.
1.1. Количество рабочих мест для обучающихся не превышает вместимости общеобразовательного учреждения, предусмотренной проектом, по которому построено (реконструировано) здание.
Каждый обучающийся обеспечивается рабочим местом (за партой или столом) в соответствии с его ростом.
1.2. В зависимости от назначения учебных помещений использованы различные виды ученической мебели: школьная парта, столы ученические (одноместные и двухместные) в комплекте со стульями.
Ученическая мебель изготовлена из материалов, безвредных для здоровья детей и соответствует росто-возрастным особенностям детей и требованиям эргономики.
1.3. Размеры учебной мебели, в зависимости от роста обучающихся, соответствуют значениям, приведенным в таблице 1.
Таблица 1.
Размеры мебели и ее маркировка
Номера мебели по ГОСТам 11015-93 11016-93 | Группа роста (в мм) | Высота над полом крышки края стола, обращенного к ученику, по ГОСТу 11015-93 (в мм) | Цвет маркировки | Высота над полом переднего края сиденья по ГОСТу 11016-93 (в мм) |
1 | 1000-1150 | 460 | Оранжевый | 260 |
2 | 1150-1300 | 520 | Фиолетовый | 300 |
3 | 1300-1450 | 580 | Желтый | 340 |
4 | 1450-1600 | 640 | Красный | 380 |
5 | 1600-1750 | 700 | Зеленый | 420 |
6 | Свыше 1750 | 760 | Голубой | 460 |
1.4. Для подбора учебной мебели соответственно росту обучающихся производится ее цветовая маркировка, которую наносят на видимую боковую наружную поверхность стола и стула в виде круга или полос.
1.5. Парты (столы) расставляются в учебных помещениях по номерам: меньшие - ближе к доске, большие - дальше. Для детей с нарушением слуха парты должны размещаться в первом ряду.
1.6. При оборудовании учебных помещений соблюдаются следующие размеры проходов и расстояния в сантиметрах:
между рядами двухместных столов - не менее 60;
между рядом столов и наружной продольной стеной - не менее 50 - 70;
между рядом столов и внутренней продольной стеной (перегородкой) или шкафами, стоящими вдоль этой стены - не менее 50;
от последних столов до стены (перегородки), противоположной классной доске, - не менее 70, от задней стены, являющейся наружной – 100;
от демонстрационного стола до учебной доски - не менее 100;
от первой парты до учебной доски – не менее 240;
наибольшая удаленность последнего места обучающегося от учебной доски - 860;
высота нижнего края учебной доски над полом - 70 - 90;
- расстояние от классной доски до первого ряда столов в кабинетах квадратной или поперечной конфигурации при четырехрядной расстановке мебели - не менее 300;
Угол видимости доски от края доски длиной 3,0 м. до середины крайнего места обучающегося за передним столом не менее 35 градусов для обучающихся II - III ступени образования. Самое удаленное от окон место занятий не должно находиться далее 6,0 м.
1.7. Классные доски (с использованием мела) изготовлены из материалов, имеющих высокую адгезию с материалами, используемыми для письма, хорошо очищаются влажной губкой, износостойкие, имеют темно-зеленый цвет и антибликовое покрытие.
Классные доски имеют лотки для задержания меловой пыли, хранения мела, тряпки.
2. Требования к воздушно-тепловому режиму.
2.1. Здание общеобразовательного учреждения оборудовано системами централизованного отопления и вентиляции, которые соответствуют нормам проектирования и строительства жилых и общественных зданий и обеспечивают оптимальные параметры микроклимата и воздушной среды.
2.2. Учебный кабинет проветривается во время перемен. До начала занятий и после их окончания осуществляется сквозное проветривание учебных помещени
Таблица 2
Рекомендуемая продолжительность сквозного проветривания учебных помещений в зависимости от температуры наружного воздуха
Наружная температура, °С | Длительность проветривания помещения, мин. |
в малые перемены | в большие перемены и между сменами |
От +10 до +6 | 4-10 | 25-35 |
От +5 до 0 | 3-7 | 20-30 |
От 0 до -5 | 2-5 | 15-25 |
От -5 до -10 | 1-3 | 10-15 |
Ниже -10 | 1-1,5 | 5-10 |
3. Искусственное освещение.
3.1. Классная доска, не обладающая собственным свечением, оборудовано местным освещением - софитами, предназначенными для освещения классных досок.
4. Гигиенические требования к режиму образовательного процесса.
В школе с углубленным изучением отдельных предметов обучение на II ступени обучения проводится только в первую смену.
5.Продолжительность непрерывного применения технических средств обучения на уроках
Классы | Непрерывная длительность (мин.), не более | |
Просмотр статических изображений на учебных досках и экранах отраженного свечения | Просмотр телепередач | Просмотр динамических изображений на учебных досках и экранах отраженного свечения | Работа с изображением на индивидуальном мониторе компьютера и клавиатурой | Прослушивание аудиозаписи | Прослушивание аудиозаписи в наушниках |
1-2 | 10 | 15 | 15 | 15 | 20 | 10 |
3-4 | 15 | 20 | 20 | 15 | 20 | 15 |
5.1. После использования технических средств обучения, связанных со зрительной нагрузкой, проводится комплекс упражнений для профилактики утомления глаз (приложение 5), а в конце урока - физические упражнения для профилактики общего утомления (приложение 4).
5.2. Режим обучения и организации работы кабинетов с использованием компьютерной техники соответствует гигиеническим требованиям к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы на них.
5.3. Рекомендуемый комплекс упражнений физкультурных минуток (ФМ)
ФМ для улучшения мозгового кровообращения:
1. Исходное положение (далее - и.п.) - сидя на стуле. 1 - 2 - отвести голову назад и плавно наклонить назад, 3 - 4 - голову наклонить вперед, плечи не поднимать. Повторить 4 - 6 раз. Темп медленный.
2.И.п. - сидя, руки на поясе. 1 - поворот головы направо, 2 - и.п., 3 - поворот головы налево, 4 - и.п. Повторить 6 - 8 раз. Темп медленный.
3. И.п. - стоя или сидя, руки на поясе. 1 - махом левую руку занести через правое плечо, голову повернуть налево. 2 - и.п., 3 - 4 - то же правой рукой. Повторить 4 - 6 раз. Темп медленный.
ФМ для снятия утомления с плечевого пояса и рук:
1. И.п. - стоя или сидя, руки на поясе. 1 - правую руку вперед, левую вверх. 2 - переменить положения рук. Повторить 3 - 4 раза, затем расслабленно опустить вниз и потрясти кистями, голову наклонить вперед. Темп средний.
2.И.п. - стоя или сидя, кисти тыльной стороной на поясе. 1 - 2 - свести локти вперед, голову наклонить вперед. 3 - 4 - локти назад, прогнуться. Повторить 6 - 8 раз, затем руки вниз и потрясти расслабленно. Темп медленный.
3. И.п. - сидя, руки вверх. 1 - сжать кисти в кулак. 2 - разжать кисти. Повторить 6 - 8 раз, затем руки расслабленно опустить вниз и потрясти кистями. Темп средний.
ФМ для снятия утомления с туловища:
1. И.п. - стойка ноги врозь, руки за голову. 1 - резко повернуть таз направо. 2 - резко повернуть таз налево. Во время поворотов плечевой пояс оставить неподвижным. Повторить 6 - 8 раз. Темп средний.
2.И.п. - стойка ноги врозь, руки за голову. 1 - 5 - круговые движения тазом в одну сторону. 4 - 6 - то же в другую сторону. 7 - 8 - руки вниз и расслабленно потрясти кистями. Повторить 4 - 6 раз. Темп средний.
3. И.п. - стойка ноги врозь. 1 - 2 - наклон вперед, правая рука скользит вдоль ноги вниз, левая, сгибаясь, вдоль тела вверх. 3 - 4 - и.п., 5 - 8 - то же в другую сторону. Повторить 6 - 8 раз. Темп средний.
5.4. Рекомендуемый комплекс упражнений гимнастики глаз
Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до 5. Повторять 4 - 5 раз.
Крепко зажмурить глаза (считать до 3, открыть их и посмотреть вдаль (считать до 5). Повторять 4 - 5 раз.
Вытянуть правую руку вперед. Следить глазами, не поворачивая головы, за медленными движениями указательного пальца вытянутой руки влево и вправо, вверх и вниз. Повторять 4 - 5 раз.
Посмотреть на указательный палец вытянутой руки на счет 1 - 4, потом перенести взор вдаль на счет 1 - 6. Повторять 4 - 5 раз
В среднем темпе проделать 3 - 4 круговых движений глазами в правую сторону, столько же в левую сторону. Расслабив глазные мышцы, посмотреть вдаль на счет 1 - 6. Повторять 1 - 2 раза.
Программа курса разработана на основе программы по математике Чекина А.Л. и программы по окружающему миру Федотовой О.Н., Трафимовой Г.В., Трафимова С.А. и тетрадей для самостоятельной работы № 3, №4 Захаровой О.А. (учебный предмет «Математика», 2-4 классы).
Школьники выполняют расчёты, строят схемы, чертежи и карты, конструируют модели из бумаги и пластилина.
Практические задачи являются средством и условием формирования способности детей применять полученные на уроках математики знания и умения в ситуациях, отличных от тех, в которых происходило их становление.
Данная программа позволяет учащимся ознакомиться с решением практических задач, входящих в рамки школьной программы. В программе предлагается определённая последовательность изучения разделов и тем практических задач. В рамках занятий учащиеся познакомятся с решением нестандартных задач, занимательных, с возможностями выполнения заданий разными способами, с правилами построения логических рассуждений с конструированием и рисованием геометрических фигур.
Содержание программы соответствует познавательным возможностям младших школьников и предоставляет им возможность работать на уровне повышенных требований, развивая учебную мотивацию.
Реализация этой программы обеспечивает развитие у учащихся умения работать самостоятельно, думать, решать творческие задачи, а также совершенствовать навыки аргументации собственной позиции по определённому варианту решения текстовых задач.
Занятия проводятся 1 раз в неделю.
Продолжительность каждого занятия 45 минут.
Программа рассчитана на 3 года.
Цель: изучение окружающего мира математическими средствами.
Задачи:
развивать у учащихся способность решать определённую задачу несколькими способами и находить среди них наиболее простые и оригинальные (гибкость мышления);
развивать у учащихся способность вести грамотные рассуждения (логика рассуждений);
развивать у учащихся способность вычленять необходимые, существенные признаки объекта или процесса через абстрагирование от остальных, несущественных (степень абстрагирования);
развивать у учащихся способность к динамичному отражению различных математических объектов в необходимых сочетаниях и связях (пространственное воображение);
развивать у учащихся способность видеть окончательное решение задачи, при котором вывод основывается на догадке, чувстве (математическая интуиция);
развивать у учащихся исследовательские умения,
познавательную и творческую активность;
«Математика» посредством решения практических задач.
Дидактические принципы Актуальность: потребность общества в творчески мыслящих людях; создание условий для повышения мотивации к обучению математики; стремление развивать интеллектуальные возможности учащихся.
Научность: материал должен соответствовать современным научным представлениям; в процессе обучения учащиеся должны познакомиться с некоторыми методами и приёмами научно-исследовательской работы (наблюдение, описание, эксперимент и т.д.), педагог, опираясь на личный опыт учащихся, переводит его на более высокий уровень;
Преемственность и перспективность: обучение строится с использованием предыдущих знаний и умений учащихся с учётом перспективы (подготавливая их к восприятию более сложного материала), а также обеспечивается взаимосвязь каждого компонента педагогической системы в содержательном, организационном и деятельностном аспектах;
Практическая направленность: подготовка учащихся к применению полученных знаний и умений в реальной жизни.
Содержание занятий направлено на освоение математической терминологии, которая пригодится в дальнейшей работе, на решение
практических задач, которые впоследствии помогут ребятам принимать
участие в школьных и городских олимпиадах и других математических
играх и конкурсах.
Творческое обучение: предполагает включение учащихся в самостоятельную творческую деятельность, формирование творческих качеств личности;
Психологическая комфортность: необходимо учитывать интересы, потребности, задатки и способности, создавая комфортные условия для каждого учащегося.
Методологическую основу организации занятий обеспечивает личностно - деятельностный подход, который признаёт центром внимания личность учащегося с его интересами, способностями, потребностями. С точки зрения этого подхода ученик рассматривается как субъект деятельности, что предполагает сотрудничество и взаимодействие обучающего и обучаемого, создание и поддержание положительной мотивации к процессу получения новых знаний и саморазвития. В ходе обучения предполагается учёт индивидуальных и возрастных особенностей учащихся.
Рекомендуемые формы и методы проведения занятий
Изложение материала необходимо сочетать с выполнением практических заданий. Целесообразно привлекать учащихся не только к решению разнообразных задач, головоломок и т.п., но и к подготовке информационных сообщений, вопросов и заданий.
На занятиях могут быть использованы разнообразные формы работы: конкурс (турнир) знатоков; КВН; олимпиада; игра; викторина, проектная деятельность и др.
Работа учащихся должна строиться как в группах, так и индивидуально. На занятиях создаются условия для выдвижения учащимися различных гипотез, их проверки, представления собственных достижений.
Ожидаемые результаты
усвоить основные базовые знания по математике; её ключевые понятия;
помочь учащимся овладеть способами исследовательской деятельности;
формировать творческое мышление;
различного уровня сложности учащимися;
успешному выступлению на олимпиадах, играх, конкурсах;
умение анализировать условие занимательной, шуточной
задачи;
процесса при решении задач;
процесса при решении задач;
вычленять известные геометрические фигуры, входящие в
состав более сложных объектов;
цели;
среди них наиболее рациональные и оригинальные;
строить, распознавать и использовать истинные и ложные
высказывания при решении задач;
количества объектов ( геометрических фигур, палочек,
спичек);
Основные виды деятельности учащихся:
решение занимательных задач;
оформление математических газет;
участие в математических олимпиадах;
знакомство с научно-популярной литературой, связанной
с математикой;
проектная деятельность
самостоятельная работа;
работа в парах, в группах;
творческие работы.
Условия реализации
учебный кабинет;
методическая литература;
дидактический материал;
компьютерная программа;
Программа занятий
Темы практических задач | Темы по математике и окружающему миру | Страницы тетради |
2 класс |
Как найти сокровища? 2 часа Проект | Чтение и заполнение строк, столбцов таблицы. Предоставление информации в таблице. Использование таблицы для формулировки задания. Географическая карта и план местности. Условные обозначения плана. Ориентирование на местности (пропедевтика). | 4 — 7 №3 |
Мышь – малютка 1 час | Двузначные числа от 0 до 20. Сложение и вычитание. Таблица сложения. Длина отрезка. Измерение и сравнение длины | 7 – 8 №4 |
Далеко ли до Солнца? 2 часа | «Круглые» двузначные числа. Сложение и вычитание «круглых» двузначных чисел. Числовые равенства и неравенства. Числовые выражения. Краткая запись задачи. Круговая схема. Планеты и звёзды. | 11–13 №3 |
Сколько весит килограмм? 1 час | «Круглые» двузначные числа. Сложение и вычитание «круглых» двузначных чисел. Числовые равенства и неравенства. Килограмм | 8 – 10 №4 |
Солнечная система 1 час | Двузначные числа. Сложение и вычитание двузначных чисел. Числовые равенства и неравенства | 10 – 12 №4 |
Солнце — обыкновенный жёлтый карлик (начало) 1 час | Сложение (вычитание) двузначных чисел и однозначных чисел. Прямоугольник и квадрат. Планеты и звёзды. | 14–16 №3 |
Солнце—обыкновенный жёлтый карлик (окончание) 1 час | Сравнение двузначных чисел. Разностное сравнение. Задачи на разностное сравнение. Сложение (вычитание) двузначных чисел. Сотня. Соотношение единиц измерения: дм – м; кг – ц; см – м. Планеты и звёзды. | 17 — 18 №3 |
Планета Земля 2 часа Проект | Задачи на разностное сравнение. Сравнение двузначных чисел. Сложение двузначных чисел. Сотня | 12 – 15 №4 |
Спутники планет (начало) 1 час | Действие умножения. Таблица умножения на 1, 2, 3 и 4. Периметр прямоугольника и квадрата. Планеты и звёзды. | 19–20 №3 |
Спутники планет (окончание) 1 час | Таблица умножения на 5, 6, 7, 8 и 9. Длина ломаной. Угол. Виды углов. Углы многоугольника. Планеты и звёзды. | 21–22 №3 |
Земля, которую использует человек 2 часа | Умножение. Перестановка множителей. Периметр прямоугольника и квадрата | 15 – 17 №4 |
Режим дня 1 час Проект | Таблица умножения однозначных чисел. Порядок выполнения действий. Увеличение в несколько раз | 17 – 19 №4 |
Кто строит дома на воде? 2 часа | «Круглые» сотни. Сложение (вычитание) «круглых» сотен. Сравнение трёхзначных чисел. Составные задачи. Запись решения по действиям и в виде одного выражения. Живая природа Земли. | 23–24 №3 |
Россия 2 часа Викторина | «Круглые» сотни. Сложение (вычитание) «круглых» сотен. Сравнение трёхзначных чисел. Составные задачи. Запись решения по действиям и в виде одного выражения | 20 – 22 №4 |
Кто построил это гнездо? 2 часа | Окружность и круг. Центр, радиус, диаметр. Запись и способ сложения (вычитания) столбиком. Вычитание суммы из суммы. Живая природа Земли. | 25–26 №3 |
Конус 1 час | Окружность и круг. Центр, радиус, диаметр. Запись и способ сложения (вычитания) столбиком. Вычитание суммы из суммы. | 22 – 24 №4 |
Абак 1 час Викторина | Запись и способ сложения (вычитания) столбиком. Вычитание суммы из суммы. | 24 – 28 №4 |
Едят ли птицы сладкое? 2 часа | Известное и неизвестное. Уравнение. Уравнения на сложение и вычитание. Живая природа Земли. | 27–29 №3 |
Картофель 1 час | Уравнение. Известное и неизвестное. Уравнения на сложение и вычитание | 28 – 30 №4 |
Почему яйцу нельзя переохлаждаться? 2 часа | Деление. Доля. Уменьшение в несколько раз. Живая природа Земли. | 30–32 №3 |
Человеческий организм 1 часа | Деление. Доля. Уменьшение в несколько раз. Действия первой и второй ступеней | 30 – 32 №4 |
История Московского Кремля 1 час Викторина | Время. Сутки, неделя, месяц, год, век. | 32 – 34 №4 |
Московский Кремль (начало) 1 час | Время и части суток. Единицы измерения времени. Римские цифры. Числовой луч и натуральный ряд чисел. Родная страна — Россия. | 33–35 №3 |
Московский Кремль (окончание) 1 час Проект | Данное и искомое. Обратная задача. Проверка решения. Геометрические построения. Родная страна — Россия. | 36-37 №3 |
Олимпиада | | 61-63 №4 |
3 класс |
Что находится внутри Земли? | Трёхзначные числа. Запись сложения и вычитания чисел столбиком. Умножение и деление. Периметр четырёхугольника. Окружность и круг. Планета, на которой мы живём. | 7–8 №3 |
Помогите Пете Семёнову | Изображение куба. Связь умножения и деления. Табличные случаи деления. | 9–10 №3 |
Бобры | Умножение и деление. Связь умножения и деления. Табличные случаи деления | 16-17 №4 |
Много ли на Земле льда? (начало) | Класс тысяч. Название четырёхзначных чисел. Сравнение четырёхзначных чисел. Неживая природа (три состояния воды). | 11–13 №3 |
Сахарный тростник 2 часа Викторина | Четырёхзначные числа. Класс тысяч. Название четырёхзначных чисел. Сравнение четырёхзначных чисел | 18-20 №4 |
Много ли на Земле льда? (окончание) | Сравнение величин. Алгоритм сложения и вычитания столбиком. Таблица для записи условия задачи. Неживая природа (три состояния воды). | 14–15 №3 |
Шум | Сложение и вычитание столбиком. Алгоритм сложения и вычитания столбиком | 21-22 №4 |
Где хранится пресная вода? 2 часа Проект | Умножение суммы на число. Группировка множителей. Умножение числа на произведение. Запись умножения столбиком. Неживая природа (три состояния воды). | 16–18 №3 |
Планеты 2 часа | Свойства умножения. Умножение суммы на число. Группировка множителей. Умножение числа на произведение. Запись умножения столбиком | 23-25 №4 |
«Многоэтажная» атмосфера Земли 2 часа | Кратное сравнение чисел и величин. Числовой луч. Задачи на кратное сравнение. Диаграмма для записи условия задачи. Значение воздуха на Земле. | 19–20 №3 |
Рост человека 2 часа Викторина | Кратное сравнение. Кратное сравнение чисел и величин. Единицы измерения длины. Числовой луч. Задачи на кратное сравнение | 26-27 №4 |
Облака Проект | Сравнение углов. Углы треугольника. Стороны треугольника. Неживая природа. | 21–22 №3 |
Родина геометрии 2 часа | Исследование треугольников. Сравнение углов. Углы треугольника. Стороны треугольника. Составные задачи на все действия | 28-29 №4 |
Сказочный мир горных пещер 3 часа Викторина | Умножение на число 10. Умножение числа на сумму. Умножение на двузначное число. Запись умножения столбиком. Горные породы. | 23–25 №3 30-33 №4 |
Пирамиды 2 часа Проект | Периметр геометрических фигур и способы его вычисления. Построения с помощью циркуля и линейки | 34-35 №4 |
Жизнь под Землёй | Частные случаи деления (на число 1, числа 0, на число 0). Деление суммы (разности) на число. Горные породы | 26–27 №3 |
Паспарту | Единицы измерения величин | 36-37 №4 |
Земли, не освоенные человеком 2 часа | Измерение и вычисление площади. Способы сравнения площадей. Измерение площади многоугольника. Диаграмма как форма записи условия задачи | 38-41 №4 |
Природное сообщество — аквариум 2 часа Проект | Сравнение и измерение площади многоугольника. Умножение на число 100 и число 1000. Соотношение между различными единицами измерения площади. Вычисление площади прямоугольника. Природные сообщества. | 28–29 №3 |
Озёра России Викторина | Умножение на число 100 и 1000. Соотношение между различными единицами измерения площади. Вычисление площади прямоугольника | 41-44 №4 |
Озеро Байкал | Задачи с недостающими данными. Задачи с избыточными данными. Выбор рационального пути решения. Водоем | 30–31 №3 |
Древний Кремль Проект | Деление на число 10, число 100 и число 1000. Деление на однозначное число. Деление на двузначное число. Наша страна — Россия | 45-49 №4 |
Стены Древнего Кремля | Деление на число 10, число 100 и число 1000. Деление на однозначное число. Деление на двузначное число. Наша страна — Россия | 32–34 №3 |
4 класс |
Путь «Из варяг в греки» 2 часа | Чертёж как способ краткой записи задачи. Задачи с заданным результатом разностного сравнения величин. Задачи с заданным результатом кратного сравнения величин. Алгоритм умножения столбиком. История Отечества. | 7–9 №3 |
Звёзды 2 часа | Задачи на разностное и кратное сравнение | 7-10 №4 |
Славянские цифры 3 часа Проект | Класс миллионов. Постоянная и переменная величины. Буквенное выражение. Значение буквенного выражения. История Отечества. | 9–12 №3 10-14 №4 |
Копейка 2 часа | Задачи на куплю продажа. Задачи на определение цены. Задачи на определение количества | 15-17 №4 |
Лесные богатства России Проект | Цена. Задача определения стоимости. Задача определения количества. Родная страна — Россия. | 13–15 №3 |
Земли, не освоенные человеком | Деление с остатком. Деление нацело. Запись деления столбиком. Охрана природы. | 16–18 №3 |
Орехи 2 часа | Деление с остаткомДеление нацело. Деление с остатком и вычитание. Запись деления столбиком | 18-21 №4 |
Дневник путешествия по Черноморскому побережью Викторина | Скорость. Задача на определение расстояния. Задача на определение времени. Родная страна – Россия. | 19–21 №3 |
Гром и молния 2 часа | Задачи на движение. Задачи на определение скорости. Задачи на определение расстояния. Задачи на определение времени | 21-23 №4 |
Сколько соли в солёной воде? 2 часа | Вместимость. Объём. Единицы измерения объема. | 22–23 №3 39-41 №4 |
Трудолюбивые Пчёлы Олимпиада | Производительность. Задача на определение времени работы. Задача на определение объема работы. Насекомые. | 24-25 №3 |
Работа сердца | Задачи на работу. Задачи на определение производительности. Задачи на определение времени работы. Задачи на определение объёма работы | 23-25 №4 |
Быстро ли растет человек? | Деление на однозначное и двузначное числа столбиком. Алгоритм деления столбиком. Человек – часть природы. | 26 №3 |
Что нам стоит дом построить 2 часа Проект | Деление столбиком. Число цифр в записи неполного частного. Алгоритм деления столбиком | 26-28 №4 |
Волосы | Сложение и вычитание величин. Умножение величины и числа. Деление величины на число. Нахождение части от величины и величины по её части. Человек – часть природы. | 27–28 №3 |
Колокола 2 часа Проект | Сложение и вычитание величин. Умножение величины и числа. Деление величины на число. Нахождение части от величины и величины по её части. | 29-34 №4 |
Скорость, с которой течет кровь | Когда время движения постоянно. Когда длина пройденного пути постоянна. Движение в одном направлении. Человек – часть природы. | 29 №3 |
Перелётные птицы 2 часа Викторина | Задачи на движение. Когда время движения постоянно. Когда длина пройденного пути постоянна. Движение в одном и том же направлении. Движение в противоположном направлении | 35-38 №4 |
«Производитель-ность» сердца | Когда время работы постоянно. Когда объем выполненной работы постоянен. Производительность при совместной работе. Время совместной работы. Человек – часть природы. | 30–31 №3 |
Сколько воды вытекает из крана | Задачи на работу. Когда время работы постоянно. Когда объём выполненной работы постоянен. Производительность при совместной работе. Время совместной работы | 42-44 №4 |
Тариф Интернета Прокет | Задачи на куплю – продажу. Когда количество товара постоянно. Когда стоимость товара постоянна | 45-47 №4 |
Сколько стоят деньги? 2 часа | Когда количество постоянно. Когда стоимость постоянна. Цена набора товаров. Человек и общество. | 32-33 №3 |
Материально-техническое обеспечение
2 класс
Захарова О.А. Математика в практических заданиях. 2 класс. Тетрадь для самостоятельной работы № 3.– М.: Академкнига/Учебник.
Захарова О.А. Практические задачи по математике. 2 класс. Тетрадь. – М.:Академкнига/Учебник.
Чекин А.Л. Математика. 2 класс. Учебник. Часть 1. – М.: Академкнига/Учебник.
Чекин А.Л. Математика. 2 класс. Учебник. Часть 1. – М.: Академкнига/Учебник.
Чекин А.Л. Математика: 2 класс: методическое пособие для учителя. – М. : Академкнига/Учебник.
Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А. Окружающий мир. 2 класс: Учебник. Часть 1 – М.: Академкнига/Учебник.
Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А. Окружающий мир. 2 класс: Учебник. Часть 2 – М.: Академкнига/Учебник.
Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А. Окружающий мир. 2 класс: Хрестоматия. – М.: Академкнига/Учебник.
3 класс
Захарова О.А. Математика в практических заданиях. 3 класс. Тетрадь для самостоятельной работы № 3.– М.: Академкнига/Учебник.
Захарова О.А. Практические задачи по математике. 3 класс. Тетрадь. – М.:Академкнига/Учебник.
Чекин А.Л. Математика. 3 класс. Учебник. Часть 1. – М.: Академкнига/Учебник.
Чекин А.Л. Математика. 3 класс. Учебник. Часть 1. – М.: Академкнига/Учебник.
Чекин А.Л. Математика: 3 класс: методическое пособие для учителя. – М. : Академкнига/Учебник.
Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А., Царева Л.А. Окружающий мир. 3 класс: Учебник. Часть 1. – М.: Академкнига/ Учебник.
Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А., Царева Л.А. Окружающий мир. 3 класс: Учебник. Часть 2. – М.: Академкнига/ Учебник.
Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А. Окружающий мир. 3 класс: Хрестоматия. – М.: Академкнига/Учебник.
4 класс
Захарова О.А. Математика в практических заданиях.4 класс. Тетрадь для самостоятельной работы № 3.– М.: Академкнига/Учебник.
Захарова О.А. Практические задачи по математике. 4 класс. Тетрадь. – М.:Академкнига/Учебник.
Чекин А.Л. Математика. 4 класс. Учебник. Часть 1. – М.: Академкнига/Учебник.
Чекин А.Л. Математика. 4 класс. Учебник. Часть 1. – М.: Академкнига/Учебник.
Чекин А.Л. Математика: 4 класс: методическое пособие для учителя. – М.: Академкнига/Учебник.
Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А. Окружающий мир. 4 класс: Учебник. Часть 1 – М.: Академкнига/Учебник.
Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А. Окружающий мир. 4 класс: Учебник. Часть 2 – М.: Академкнига/Учебник.
Интернет; дополнительная литература.