Рабочая программа по курсу «Риторика» для учащихся 8 класса создана на основе следующих нормативных документов:
Программа соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту, рекомендована Министерством образования и науки РФ и обеспечена учебником «Школьная риторика» для 8 класса(две части) под редакцией Т.А. Ладыженской.
Учебный предмет направлен на формирование такой личности, которая могла бы, владея определенным запасом информации, сориентироваться в конкретной речевой ситуации, построить свое высказывание в соответствии с этой ситуацией, в том числе со своим замыслом, коммуникативным намерением, то есть формирование коммуникативных (риторических) умений.
Современная школьная риторика учитывает достижения лингвистической науки (в частности, лингвистики текста), психологии восприятия и порождения речи, теории общения и других смежных наук. Вместе с тем современная школьная риторика - самостоятельный учебный предмет. В центре риторики - обучение эффективному общению, общающийся человек.Эффективное общение предполагает следование нормам литературного языка.Эффективное общение - это результативное общение, при котором реализуется коммуникативное намерение, коммуникативная задача (интенция) как практического, так и духовного плана. В классической риторике всегда имелась в виду эффективность речи, когда давались рекомендации, как следует готовиться к выступлению, учитывать аудиторию и устанавливать с нею контакт, как реализовывать свой замысел, оценить свою речь и т.д.
Риторика является практико-ориентированным предметом, входит в образовательную область «Филология» и выполняет важный социальный заказ – учит успешному общению, то есть взаимодействию людей в различных сферах деятельности. Современная риторика учитывает достижения лингвистической науки (в частности, лингвистики текста), психологии восприятия, теории общения и других смежных наук. В программе «Риторика» выделяются два смысловых блока:первый - «Общение», - соотносящийся в определенной мере с тем, что в классической риторике называлось общей риторикой;второй - «Речевые жанры», - соотносящийся с так называемой частной риторикой, которая обозначается как «Роды, виды, жанры».
Блок «Общение» дает представление о сути того взаимодействия между людьми, которое называется общением; о видах общения (по различным основаниям); о коммуникативных качествах речи (правильность, богатство, точность, выразительность и т.д.), речевой (коммуникативной) ситуации, ее компонентах (кто, кому, почему, зачем, где, когда, как), на основе чего у детей постепенно формируется привычка и умение ориентироваться в ситуации общения, определять коммуникативное намерение (свое и партнера), оценивать степень его реализации в общении.
Предметом обучения стали наиболее употребительные в современной жизни речевые жанры. В процессе обучения раскрывается своеобразие жанров, их разнообразие, а также синтез жанров (например, репортаж с элементами интервью, просьба с элементами комплимента). Ученики должны иметь возможность научиться использовать этот жанровый потенциал при создании своих текстов.
В программу каждого класса включены компоненты и первого, и второго блока, предусмотрена их взаимосвязь. Вопросы первого блока рассматриваются в динамике, с углублением и развитием от класса к классу (по ступенчатому принципу), на примере конкретных речевых жанров.
Если основная цель курса риторики - обучать эффективному общению, то школьная риторика - предмет с четко выраженной практической направленностью, где большая часть времени выделяется на формирование риторических умений;
Количество часов преподавания риторики в 8 классе составляет 34 часа: 1 час в неделю.
Главными целями изучения курса «Риторика. Культура речи» являются:
- освоение учащимися различных видов речевой деятельности и основ культуры устной и письменной речи, основ культуры речи и риторики, имеющих значение в повседневной жизни для практического применения;
- формирования умений и навыков использования языка в различных сферах и ситуациях общения, приобретение первичного профессионального опыта и начальной профессиональной ориентации;
- создание условий для оптимальной социальной и творческой самореализации личности.
1. Формировать у учащихся представления о культуре речи и риторики как особой форме освоения информационного пространства, практические умения по созданию школьного печатного издания.
2. Развивать умения грамотного и свободного владения устной и письменной речью, творческие и интеллектуальные способности учащихся.
3. Воспитывать у школьников интерес к языку, осознанное отношение к культуре речи и риторики как необходимым областям знания при социализации и в профессиональной деятельности.
4. Способствовать формированию у учащихся навыков совместной деятельности, активной жизненной позиции, потребности в постоянном повышении информированности.
. Сроки реализации программы
Данная программа реализуется в течение 2018-2019 учебного года.
Инновационный характер программы определяется содержанием и применяемыми технологиями. Так, содержанием обучения является речь вокруг нас: выступления самих школьников, публикуемые доклады, рефераты, защиты проектов, диспуты. Важным является использование материалов выступления видных политиков государства по телевидению и в средствах массовой информации. Это позволяет формировать модель социального поведения и актуализировать внимание на современной жизни общества, придавая системе образования открытый характер. Новизна учебной программы определяется и видами деятельности детей. Наряду с анализом текстов с позиций ораторского искусства, учащиеся осуществляют экспертизу учебных презентаций, рефератов, заметок. Сами практикуют дискуссию, выстраивают позиционные роли и готовят выступления.
- понимание значения коммуникативных умений и навыков для построения эффективного речевого общения с представителями любой целевой аудитории;
- наличие уважительного отношения к языку как средству коммуникации, потребности в совершенствовании собственной устной и письменной речи;
- наличие достаточного объёма словарного запаса, грамматических и речевых средств для выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения, выражения собственного мнения и аргументирования собственной позиции;
- наличие устойчивого интереса к риторике и культуре речи, потребности применять приобретённые знания и умения в практической деятельности в процессе выпуска печатного издания.
- умение самостоятельно определять условия и наиболее эффективные пути для достижения целей деятельности;
- умение организовывать учебные и другие формы сотрудничества.
- умение устанавливать причинно-следственные связи, строить устные рассуждения на заданную тему;
- умение создавать устные и письменные тексты разных публицистических жанров с учётом адресата, замысла и ситуации общения;
- умение свободно, правильно излагать собственные мысли в устной и письменной форме, адекватно выражать отношение к фактам и явлениям окружающей действительности;
- умение осуществлять речевой самоконтроль в практике речевого общения, оценивать свою речь с точки зрения её содержания и языкового оформления.
- умение формулировать проблему, выдвигать аргументы, строить логическую цепочку рассуждений.
№п/п | Тема урока | Элементы содержания | Требования к уровню подготовки учащихся | Планируемые результаты(личностные, регулятивные, коммуникативные, познавательные) | Домашнее задание | Дата |
план | факт |
1 | Введение. Речевая ситуация. Коммуникативная помеха. Коммуникативные неудачи | Коммуникативная ситуация. Когда и где мы знакомимся | Знать компоненты коммуникативной ситуации. Уметь оценивать коммуникативную задачу высказывания | Л: - наличие уважительного отношения к языку как средству коммуникации, потребности в совершенствовании собственной устной и письменной речи ;Р: умение организовывать учебные и другие формы сотрудничества. К: умение осуществлять речевой самоконтроль в практике речевого общения, оценивать свою речь с точки зрения её содержания и языкового оформления. П: - умение формулировать проблему, выдвигать аргументы, строить логическую цепочку рассуждений. | Стр 15, упр 14 | | |
2 | Виды общения. Общение контактное-дистантное. Расстояние не помеха. | Общение. Уровень владения языком и нормами литературного языка | Знать основные виды и роды профессиональной речи .Уметь выделять виды красноречия, употреблять различные обороты речи. | Л: - понимание значения коммуникативных умений и навыков для построения эффективного речевого общения с представителями любой целевой аудитории Р: умение ставить и адекватно формулировать цель деятельности, планировать последовательность действий и при необходимости изменять её, осуществляя самоконтроль и самооценку К: умение свободно, правильно излагать собственные мысли в устной и письменной форме, адекватно выражать отношение к фактам и явлениям окружающей действительности; П: способность извлекать информацию из различных источников СМИ, ресурсов Интернета, перерабатывать её, систематизировать. | Упр 34 стр 37 | | |
3 | Неподготовленная устная речь. Частично подготовленная устная речь | Неподготовленная речь. Частично подготовленная речь | Знать приемы подготовки речи, уметь использовать их на практике | Л: наличие способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью Р: - умение самостоятельно определять условия и наиболее эффективные пути для достижения целей деятельности К: - умение осуществлять речевой самоконтроль в практике речевого общения, оценивать свою речь с точки зрения её содержания и языкового оформления. П: умение формулировать проблему, выдвигать аргументы, строить логическую цепочку рассуждений | Упр 49 стр 48 | | |
4 | Подготовленная устная речь. Приемы подготовки | Подготовленная устная речь и приемы подготовки речи. | Знать приемы подготовки речи, уметь использовать их на практике | Л: наличие устойчивого интереса к риторике и культуре речи, потребности применять приобретённые знания и умения в практической деятельности в процессе выпуска печатного издания.Р: - умение самостоятельно определять условия и наиболее эффективные пути для достижения целей деятельности К: умение устанавливать причинно-следственные связи, строить устные рассуждения на заданную тему П: способность извлекать информацию из различных источников СМИ | Упр 60 | | |
5 | Подружимся с голосом | Качества голоса, приятные для собеседника | Умение ориентироваться в ситуации, например, учитывать адресата, аудиторию; формулировать свое коммуникативное намерение. | Л: наличие способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью Р: - умение самостоятельно определять условия и наиболее эффективные пути для достижения целей деятельности К: - умение осуществлять речевой самоконтроль в практике речевого общения, оценивать свою речь с точки зрения её содержания и языкового оформления. П: умение формулировать проблему, выдвигать аргументы, строить логическую цепочку рассуждений | Упр 80 стр 69 | | |
6 | Не только жесты, мимика, но и поза. | Общение словесное-несловесное. Жесты вместе с мимикой. Жесты, мимика, интонация | Знать виды общения: словесное и несловесное, их роль в общении. Уметь сочетать словесные и несловесные способы оьщения | Л: - понимание значения коммуникативных умений и навыков для построения эффективного речевого общения с представителями любой целевой аудитории Р: умение ставить и адекватно формулировать цель деятельности, планировать последовательность действий и при необходимости изменять её, осуществляя самоконтроль и самооценку К: умение свободно, правильно излагать собственные мысли в устной и письменной форме, адекватно выражать отношение к фактам и явлениям окружающей действительности; П: способность извлекать информацию из различных источников СМИ, ресурсов Интернета, перерабатывать её, систематизировать | Упр 102, 103 стр 82 | | |
7 | Молчание – золото? | Удивительное средство. Всегда ли молчание является золотом | Умение ориентироваться в ситуации, например, учитывать адресата, аудиторию; формулировать свое коммуникативное намерение. | Л: наличие устойчивого интереса к риторике и культуре речи, потребности применять приобретённые знания и умения в практической деятельности в процессе выпуска печатного издания.Р: - умение самостоятельно определять условия и наиболее эффективные пути для достижения целей деятельности К: умение устанавливать причинно-следственные связи, строить устные рассуждения на заданную тему П: способность извлекать информацию из различных источников СМИ | Упр 113, 114 | | |
8 | Учимся отвечать. Что «спрятано» в формулировке темы | Правила сравнения .Что «спрятано» в формулировке темы? | Знать особенности определений разных видов. Уметь строить определения языковых моделей | Л: - наличие уважительного отношения к языку как средству коммуникации, потребности в совершенствовании собственной устной и письменной речи;Р: умение организовывать учебные и другие формы сотрудничества. К: умение осуществлять речевой самоконтроль в практике речевого общения, оценивать свою речь с точки зрения её содержания и языкового оформления. П: - умение формулировать проблему, выдвигать аргументы, строить логическую цепочку рассуждений | Стр. 99 упр 126 | | |
9 | Сравнение может быть построено по-разному. Инструктивная речь | Инструктивная речь | Знать особенности определений разных видов. Уметь строить определения языковых моделей | Л: наличие способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью Р: - умение самостоятельно определять условия и наиболее эффективные пути для достижения целей деятельности К: - умение осуществлять речевой самоконтроль в практике речевого общения, оценивать свою речь с точки зрения её содержания и языкового оформления. П: умение формулировать проблему, выдвигать аргументы, строить логическую цепочку рассуждений | Упр 139 | | |
10 | Качества речи | Качественная-некачественная речь. Речь искусная | Знать признаки качественной речи, ее достоинства и недостатки речи. Умение ориентироваться в ситуации, например, учитывать адресата, аудиторию; формулировать свое коммуникативное намерение. | Л: наличие устойчивого интереса к риторике и культуре речи, потребности применять приобретённые знания и умения в практической деятельности в процессе выпуска печатного издания.Р: - умение самостоятельно определять условия и наиболее эффективные пути для достижения целей деятельности К: умение устанавливать причинно-следственные связи, строить устные рассуждения на заданную тему П: способность извлекать информацию из различных источников СМИ | Стр. 126, упр 161 | | |
11 | Выразительность… и другие качества речи | Редактирование как способ создания текста | Знать особенности редакторской правки,последовательность работы над текстом. Уметь вдумчиво анализировать текст, пользоваться пометками на полях. | Л: - понимание значения коммуникативных умений и навыков для построения эффективного речевого общения с представителями любой целевой аудитории Р: умение ставить и адекватно формулировать цель деятельности, планировать последовательность действий и при необходимости изменять её, осуществляя самоконтроль и самооценку К: умение свободно, правильно излагать собственные мысли в устной и письменной форме, адекватно выражать отношение к фактам и явлениям окружающей действительности; П: способность извлекать информацию из различных источников СМИ, ресурсов Интернета, перерабатывать её, систематизировать | Стр 132, упр 168 | | |
12 | Утешение. Виды утешений | Утешить-успокоить- помочь. Виды утешений | Знать виды утешений.Уметь применять приемы осмысленного чтения учебного текста. | Л: - наличие уважительного отношения к языку как средству коммуникации, потребности в совершенствовании собственной устной и письменной речи;Р: умение организовывать учебные и другие формы сотрудничества. К: умение осуществлять речевой самоконтроль в практике речевого общения, оценивать свою речь с точки зрения её содержания и языкового оформления. П: - умение формулировать проблему, выдвигать аргументы, строить логическую цепочку рассуждений | Упр 176 стр 139 | | |
|
13 | Прямые и косвенные утешения. Речевые формулы утешения. | Речевые формулы утешения | Знать речевые формулы утешения, уметь использовать их в процессе общения | Л: наличие способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью Р: - умение самостоятельно определять условия и наиболее эффективные пути для достижения целей деятельности К: - умение осуществлять речевой самоконтроль в практике речевого общения, оценивать свою речь с точки зрения её содержания и языкового оформления. П: умение формулировать проблему, выдвигать аргументы, строить логическую цепочку рассуждений | Упр 182 | | |
14 | Читаем, усваиваем информацию. Тезисы.Конспекты. | Составные части речи. Особенности тезисов, конспектов. | Знать способы применения примеров, их разновидности.Уметь применять примеры как способ доказательства. | Л: - понимание значения коммуникативных умений и навыков для построения эффективного речевого общения с представителями любой целевой аудитории Р: умение ставить и адекватно формулировать цель деятельности, планировать последовательность действий и при необходимости изменять её, осуществляя самоконтроль и самооценку К: умение свободно, правильно излагать собственные мысли в устной и письменной форме, адекватно выражать отношение к фактам и явлениям окружающей действительности; П: способность извлекать информацию из различных источников СМИ, ресурсов Интернета, перерабатывать её, систематизировать | Упр 195 стр 162 | | |
15 | Реферат как вид текста | Как строится реферат | Знать особенности реферата. Уметь создавать и распологать материал в реферате. | Л: наличие устойчивого интереса к риторике и культуре речи, потребности применять приобретённые знания и умения в практической деятельности в процессе выпуска печатного издания.Р: - умение самостоятельно определять условия и наиболее эффективные пути для достижения целей деятельности К: умение устанавливать причинно-следственные связи, строить устные рассуждения на заданную тему П: способность извлекать информацию из различных источников СМИ | Упр 201 | | |
16 | Изобретение текста. Расположение. Выражение. | Способы изобретения текста | Знать особенности изобретения текста. Уметь создавать и располагать тексты по правилам. | Л: - понимание значения коммуникативных умений и навыков для построения эффективного речевого общения с представителями любой целевой аудитории Р: умение ставить и адекватно формулировать цель деятельности, планировать последовательность действий и при необходимости изменять её, осуществляя самоконтроль и самооценку К: умение свободно, правильно излагать собственные мысли в устной и письменной форме, адекватно выражать отношение к фактам и явлениям окружающей действительности; П: способность извлекать информацию из различных источников СМИ, ресурсов Интернета, перерабатывать её, систематизировать | Выучить тропы и ритор фигуры на стр 23 | | |
17 | Речевые фигуры. | Речевые фигуры | Знать особенности речевых фигур. Уметь создавать, употреблять их в тексте. | Л: - наличие уважительного отношения к языку как средству коммуникации, потребности в совершенствовании собственной устной и письменной речи;Р: умение организовывать учебные и другие формы сотрудничества. К: умение осуществлять речевой самоконтроль в практике речевого общения, оценивать свою речь с точки зрения её содержания и языкового оформления. П: - умение формулировать проблему, выдвигать аргументы, строить логическую цепочку рассуждений | Выучить определение риторических фигур стр 23-24 | | |
18 | Учимся спорить | Способы построения аргументативного текста | Знать, как построить аргументированный текст, условия ведения спора, отличать от ссоры.Уметь пользоваться аргументами при споре. | Л: наличие способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью Р: - умение самостоятельно определять условия и наиболее эффективные пути для достижения целей деятельности К: - умение осуществлять речевой самоконтроль в практике речевого общения, оценивать свою речь с точки зрения её содержания и языкового оформления. П: умение формулировать проблему, выдвигать аргументы, строить логическую цепочку рассуждений | Упр 31 | | |
19 | Способы доказательства | Как построить аргументативный текст | Знать, как построить аргументированный текст, условия ведения спора, отличать от ссоры.Уметь пользоваться аргументами при споре. | Л: - понимание значения коммуникативных умений и навыков для построения эффективного речевого общения с представителями любой целевой аудитории Р: умение ставить и адекватно формулировать цель деятельности, планировать последовательность действий и при необходимости изменять её, осуществляя самоконтроль и самооценку К: умение свободно, правильно излагать собственные мысли в устной и письменной форме, адекватно выражать отношение к фактам и явлениям окружающей действительности; П: способность извлекать информацию из различных источников СМИ, ресурсов Интернета, перерабатывать её, систематизировать | Выучить речевые стереотипы выражения согласия и возражения стр 43-44 | | |
20 | Инсценировка | Инсценировка как вид устной речи | Знать структурные части инсценировки. Уметь использовать мимику, интонацию, жесты в сценической речи. | Л: наличие устойчивого интереса к риторике и культуре речи, потребности применять приобретённые знания и умения в практической деятельности в процессе выпуска печатного издания.Р: - умение самостоятельно определять условия и наиболее эффективные пути для достижения целей деятельности К: умение устанавливать причинно-следственные связи, строить устные рассуждения на заданную тему П: способность извлекать информацию из различных источников СМИ | Речевая разминка 13 на стр 69 | | |
21 | «Я хочу подарить фотографию…» | Подписи к фотографиям. Соотношение фотографии и текста | Знать особенности подписей к снимкам. Уметь создавать тексты к снимкам, объяснять зафиксированный момент. | Л: - наличие уважительного отношения к языку как средству коммуникации, потребности в совершенствовании собственной устной и письменной речи;Р: умение организовывать учебные и другие формы сотрудничества. К: умение осуществлять речевой самоконтроль в практике речевого общения, оценивать свою речь с точки зрения её содержания и языкового оформления. П: - умение формулировать проблему, выдвигать аргументы, строить логическую цепочку рассуждений | Стр 75, упр 65 | | |
22 | Личное официальное письмо | Официальные бумаги. Сфера употребления делового стиля. | Знать особенности делового стиля. Уметь составлять тексты данного стиля по форме и содержанию. | Л: наличие способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью Р: - умение самостоятельно определять условия и наиболее эффективные пути для достижения целей деятельности К: - умение осуществлять речевой самоконтроль в практике речевого общения, оценивать свою речь с точки зрения её содержания и языкового оформления. П: умение формулировать проблему, выдвигать аргументы, строить логическую цепочку рассуждений | Стр 90 упр 88 | | |
23 | Деловые жанры. Отчет о работе | Сфера употребления данного текста , его форма и содержание. Структурные части отчета | Знать особенности делового стиля. Уметь правильно составлять отчет о работе по форме и содержанию. | Л: - понимание значения коммуникативных умений и навыков для построения эффективного речевого общения с представителями любой целевой аудитории Р: умение ставить и адекватно формулировать цель деятельности, планировать последовательность действий и при необходимости изменять её, осуществляя самоконтроль и самооценку К: умение свободно, правильно излагать собственные мысли в устной и письменной форме, адекватно выражать отношение к фактам и явлениям окружающей действительности; П: способность извлекать информацию из различных источников СМИ, ресурсов Интернета, перерабатывать её, систематизировать | Стр 95, упр 91 | | |
24 | Протокол | Структурные части протокола | Знать особенности делового стиля. Уметь правильно составлять протокол. | Л: - наличие уважительного отношения к языку как средству коммуникации, потребности в совершенствовании собственной устной и письменной речи;Р: умение организовывать учебные и другие формы сотрудничества. К: умение осуществлять речевой самоконтроль в практике речевого общения, оценивать свою речь с точки зрения её содержания и языкового оформления. П: - умение формулировать проблему, выдвигать аргументы, строить логическую цепочку рассуждений | Упр 94 | | |
25 | Рецензия на новую книгу | План составления рецензии | Знать особенности делового стиля. Уметь правильно составлять рецензию. | Л: наличие устойчивого интереса к риторике и культуре речи, потребности применять приобретённые знания и умения в практической деятельности в процессе выпуска печатного издания.Р: - умение самостоятельно определять условия и наиболее эффективные пути для достижения целей деятельности К: умение устанавливать причинно-следственные связи, строить устные рассуждения на заданную тему П: способность извлекать информацию из различных источников СМИ | Упр 103 | | |
26 | Комплимент как речевой жанр | Комплимент как речевой жанр | Знать отличительные черты комплемента как речевого жанра, сферу ее употребления. Уметь составлять похвальный текст, отличать от лести. | Л: - понимание значения коммуникативных умений и навыков для построения эффективного речевого общения с представителями любой целевой аудитории Р: умение ставить и адекватно формулировать цель деятельности, планировать последовательность действий и при необходимости изменять её, осуществляя самоконтроль и самооценку К: умение свободно, правильно излагать собственные мысли в устной и письменной форме, адекватно выражать отношение к фактам и явлениям окружающей действительности; П: способность извлекать информацию из различных источников СМИ, ресурсов Интернета, перерабатывать её | Стр 116 упр 116 | | |
27 | Застольное слово | Признаки тоста, культура его употребления | Знать отличительные черты данного речевого жанра. Уметь составлять и произносить тосты. | Л: наличие способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью Р: - умение самостоятельно определять условия и наиболее эффективные пути для достижения целей деятельности К: - умение осуществлять речевой самоконтроль в практике речевого общения, оценивать свою речь с точки зрения её содержания и языкового оформления. П: умение формулировать проблему, выдвигать аргументы, строить логическую цепочку рассуждений | Стр 131, упр 140 | | |
28 | Текст - характеристика | Текст - характеристика как речевой жанр | Знать структуру теста-характеристики. Уметь составлять характеристику в разных стилях. | Л: - понимание значения коммуникативных умений и навыков для построения эффективного речевого общения с представителями любой целевой аудитории Р: умение ставить и адекватно формулировать цель деятельности, планировать последовательность действий и при необходимости изменять её, осуществляя самоконтроль и самооценку К: умение свободно, правильно излагать собственные мысли в устной и письменной форме, адекватно выражать отношение к фактам и явлениям окружающей действительности; П: способность извлекать информацию из различных источников СМИ, ресурсов Интернета, перерабатывать её, систематизировать | Стр 138, упр 151 | | |
29 | Газетные жанры. Портретный очерк. | Основы портретного очерка. Сфера употребления, его форма и содержание | Знать особенности газетных жанров. Уметь определять очерк практическим путем. | Л: - наличие уважительного отношения к языку как средству коммуникации, потребности в совершенствовании собственной устной и письменной речи;Р: умение организовывать учебные и другие формы сотрудничества. К: умение осуществлять речевой самоконтроль в практике речевого общения, оценивать свою речь с точки зрения её содержания и языкового оформления. П: - умение формулировать проблему, выдвигать аргументы, строить логическую цепочку рассуждений | Стр 154, упр 162 | | |
30 | Этапы работы над очерком. | Этапы работы над очерком. Правила для тех, кто берется за перо. | Знать особенности делового стиля. Уметь правильно создавать портретный очерк. | Л: наличие способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью Р: - умение самостоятельно определять условия и наиболее эффективные пути для достижения целей деятельности К: - умение осуществлять речевой самоконтроль в практике речевого общения, оценивать свою речь с точки зрения её содержания и языкового оформления. П: умение формулировать проблему, выдвигать аргументы, строить логическую цепочку рассуждений | Написать портретный очерк (упр 167) | | |
31 | Текст «с чужого голоса». | Цитаты в первичном тексте, особенности цитирования | Знать правила использования чужой речи. Уметь пользоваться цитатами при создании собственного текста. | Л: - понимание значения коммуникативных умений и навыков для построения эффективного речевого общения с представителями любой целевой аудитории Р: умение ставить и адекватно формулировать цель деятельности, планировать последовательность действий и при необходимости изменять её, осуществляя самоконтроль и самооценку К: умение свободно, правильно излагать собственные мысли в устной и письменной форме, адекватно выражать отношение к фактам и явлениям окружающей действительности; П: способность извлекать информацию из различных источников СМИ, ресурсов Интернета, перерабатывать её | Стр 166, упр 179 | | |
32 | Биографическое повествование | Биографическое повествование | Знать структуру биографического повествования Уметь построить биографическое повествование, используя разнообразные выразительные средства | Л: наличие устойчивого интереса к риторике и культуре речи, потребности применять приобретённые знания и умения в практической деятельности в процессе выпуска печатного издания.Р: - умение самостоятельно определять условия и наиболее эффективные пути для достижения целей деятельности К: умение устанавливать причинно-следственные связи, строить устные рассуждения на заданную тему П: способность извлекать информацию из различных источников СМИ | Стр 171, упр 183 | | |
33 | Биографический рассказ. | Биографический рассказ .Поиски своего пути. | Знать особенности биографического рассказа Уметь построить биографический рассказ, уметь ; формулировать свое коммуникативное намерение. | Л: - наличие уважительного отношения к языку как средству коммуникации, потребности в совершенствовании собственной устной и письменной речи;Р: умение организовывать учебные и другие формы сотрудничества. К: умение осуществлять речевой самоконтроль в практике речевого общения, оценивать свою речь с точки зрения её содержания и языкового оформления. П: - умение формулировать проблему, выдвигать аргументы, строить логическую цепочку рассуждений | Стр 177, упр 190 | | |
34 | Обобщение изученного | Систематизация и обобщение изученного в 8 классе | Умение ориентироваться в ситуации, учитывать адресата, аудиторию; формулировать свое коммуникативное намерение. | Л: - понимание значения коммуникативных умений и навыков для построения эффективного речевого общения с представителями любой целевой аудитории Р: умение ставить и адекватно формулировать цель деятельности, планировать последовательность действий и при необходимости изменять её, осуществляя самоконтроль и самооценку К: умение свободно, правильно излагать собственные мысли в устной и письменной форме, адекватно выражать отношение к фактам и явлениям окружающей действительности; П: способность извлекать информацию из различных источников СМИ, ресурсов Интернета, перерабатывать её, систематизировать. | Не задано | | |