СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Компьютерная графика и программирование»

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Содержание данной программы ориентировано на учащихся образовательных организаций основного общего и среднего образования. Программа является личностно-ориентированной, что позволяет каждому ученику выбрать наиболее интересный объект работы, который ему больше подходит.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Компьютерная графика и программирование»»

М униципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №5»

пгт Печенга Мурманской области




«Согласовано»

на заседании МС


протокол № __ от ________

Замдиректора по УВР:

________________________

«Утверждаю»


Приказ №___ от __________


Директор школы:

________________________







РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

курс внеурочной деятельности

«Компьютерная графика и программирование»







Составитель: Александрова З.В.

(учитель физики и информатики)







Год составления: 2020 г

Срок реализации: 2020-2021 гг.







пгт. Печенга

Мурманская область



  1. Пояснительная записка


Компьютерная графика – одно из развивающихся направлений информационных технологий. В компьютерной графике можно выделить следующие направления: векторная и растровая компьютерная графика, разработка и создание анимированных объектов, разработка и оформление интерактивных элементов для web-страниц.


Направленность программы: информационно-компьютерные технологии


Актуальность и новизна программы

Курс способствует развитию познавательной активности обучающихся и творческого мышления, а также профориентации. Визуальная составляющая современных информационных технологий базируется на красочных графических элементах, разнообразных видах анимации, интерактивных элементах управления. Любой продукт информационных технологий не сможет привлечь внимание пользователя без графической и анимационной составляющих. Создание продукта, содержащего коллекции изображений; текстов и данных, сопровождающихся звуком, видео, анимацией и другими визуальными эффектами, составляет основу компьютерной графики и анимации. Знания и умения, приобретённые в результате освоения курса, могут быть использованы обучающимися в таких областях знаний, как физика, химия, биология и других, они также являются фундаментом для дальнейшего совершенствования мастерства в области трёхмерного моделирования, анимации и видеомонтажа.


Отличительные особенности программы

Содержание данной программы ориентировано на учащихся образовательных организаций основного общего и среднего образования. Программа является личностно-ориентированной, что позволяет каждому ученику выбрать наиболее интересный объект работы, который ему больше подходит.


Адресат программы

Программа ориентирована на обучающихся возрастной категории 14-18 лет, имеющих базовый уровень владения ИКТ.

Объем и срок освоения программы

Программа рассчитана на один год. Количество учебных часов по программе: 68.


Форма обучения

Очная. Занятия будут проводиться на базе центра образования цифрового и гуманитарного профилей «Точка роста».


Режим занятий, периодичность и продолжительность занятий

Программа «Компьютерная графика и программирование» рассчитана на 1 год обучения. Длительность и количество занятий - по 2 часа 1 раз в неделю. Общий объем 68 часов.


    1. Цели реализации программы
      Создать условия, обеспечивающие личностное, познавательное и творческое развитие обучающегося в процессе изучения основ графики и анимации с использованием компьютерных технологий. Освоение базовых понятий и методов компьютерной графики; изучение популярных графических программ; обеспечение глубокого понимания принципов построения и хранения изображений. Создание благоприятных условий для развития творческих способностей детей, математического и логического мышления.


1.2. Задачами реализации программы учебного предмета являются:

  • формирование навыков работы с растровыми и векторными изображениями; изучение сочетания цветовой гаммы фона и символов;

  • формирование навыков умения работы с цветом изображения; изучение методики использования продуктов компьютерной графики и анимации в пользовательской среде;

  • развитие навыков практического использования компьютерной графики при разработке плакатов, баннеров, дизайна web-страниц, иллюстраций для изданий и флешроликов; повышение компьютерной грамотности;

  • формирование базы практических знаний, необходимых для самостоятельной разработки объектов растровой и векторной графики, а также коротких анимаций, интерактивных элементов для web-публикаций и различных приложений.


  1. Общая характеристика курса «Компьютерная графика и программирование»
    В основу элективного курса заложены принципы модульности и практической направленности, что обеспечит вариативность обучения. Данный курс рассчитан на 68 часов и предназначен для обучающихся 8-11 классов школы.

2.1. Основные разделы программы

Модуль 1. Введение в компьютерную графику.
Применение компьютерной графики. Графические редакторы.
Растровая и векторная графика. Виды и форматы изображений.
Цветовые модели.
Растровый редактор.
Интерфейс растрового редактора.
Содержание команд функционального меню, инструменты навигации.
Техника рисования в растровой среде. Цветовые модели.
Многослойные изображения. Работа со слоями.
Каналы и маски, стили и эффекты.

Модуль 2. Векторный графический редактор.
Окно программы векторного графического редактора. Команды главного меню, панель инструментов.
Операции с объектами. Редактирование геометрической формы объекта.
Рисование и редактирование объектов произвольной формы, кривая Безье.
Работа с цветом, прозрачность объекта, цветоделение.
Средства повышенной точности, линейки, сетки, направляющие.
Использование растровых изображений.

2.2. Перечень форм организации учебной деятельности обучающихся, включая формы с привлечением ресурсов других организаций, социокультурной образовательной среды населенного пункта

Курс имеет дизайнерскую направленность и проводится в двух формах:

  • аудиторная – работа в классе с учителем: учитель объясняет новый материал и консультирует обучающихся в процессе выполнения ими практических заданий на компьютере;

  • внеаудиторная – самостоятельная работа обучающегося по заданию учителя: учащиеся без учителя вне занятий (дома или в компьютерном классе школы) выполняют практические задания.

Единицей учебного процесса является блок уроков (модуль). Каждый такой блок охватывает изучение отдельной информационной технологии. Основной тип занятий — практическая работа. Все задания курса выполняются самостоятельно с помощью персонального компьютера и необходимых программных средств. В ходе обучения проводится промежуточный анализ уровня знаний учеников по данной технологии. Такая деятельность ведет к закреплению знаний и служит индикатором успешности обучения данному программному продукту.

3. Личностные, метапредметные результаты освоения курса «Компьютерная графика и программирование»

3.1. Личностные результаты и метапредметные результаты

3.1.1. Личностные результаты
Готовность и способность к самостоятельному обучению на основе учебно-познавательной мотивации, в том числе готовности к выбору направления профильного дизайнерского образования с учётом устойчивых познавательных интересов.

3.1.2. Метапредметные результаты

– Регулятивные универсальные учебные действия:
определять действия в соответствии с учебной и познавательной задачей, планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её решения, осуществлять пошаговый контроль своей познавательной деятельности, определять потенциальные затруднения при решении практической задачи и находить средства для их устранения, осознавать качество и уровень усвоения материала по модулям.

– Познавательные универсальные учебные действия:
строить рассуждение от общих закономерностей к частным явлениям и от частных явлений к общим закономерностям, строить рассуждение на основе сравнения предметов и явлений, выделяя при этом общие признаки.

– Коммуникативные универсальные учебные действия:
формировать и развивать коммуникативную компетентность в процессе творческой и учебно-исследовательской деятельности.

3.2. Предметные результаты
Учащийся получит углублённые знания о способах обработки растровых, векторных и 3D-изображений и программах, предназначенных для компьютерной обработки изображений, разработки флешфильмов и веб-дизайна. Научится самостоятельно создавать монтажные композиции, выполнять коррекцию и ретушь изображений и создавать стилизованные шрифтовые композиции. Получит возможность научиться основам создания и обработки изображений, овладеет способами создания рекламной полиграфической продукции и web-дизайна.

4. Содержание курса «Компьютерная графика и программирование»

4.1. «Введение в компьютерную графику» (7 часов)
Применение компьютерной графики. Графические редакторы. Разновидности пакетов компьютерной графики. Особенности и параметры графических изображений.
Рекомендуемые темы практических занятий:
Практическая работа № 1. Знакомство с графическими редакторами и их возможностями.
Практическая работа № 2. Изучение цветовых моделей, управление цветом.

4.2. Модуль первый «Растровый графический редактор» (Gimp, Paint.Net 36 часов) состоит из тем:

  • Содержание команд функционального меню и палитры растрового графического редактора;

  • Инструменты растрового графического редактора;

  • Инструменты для работы с текстом. Текст-маска;

  • Техника рисования в растровой среде. Цветовые модели;

  • Заливка и коррекция изображения. Создание градиентных переходов;

  • Многослойные изображения. Работа со слоями;

  • Техника ретуширования, цветовая тоновая коррекция изображения;

  • Каналы и маски, стили и эффекты;

  • Редактирование и преобразование изображений в растровом редакторе с применением эффектов и фильтров.

Практические занятия:
• Практическая работа № 1. Изучение возможностей меню, панели инструментов, цветовой палитры;
• Практическая работа № 2. Простейшие приёмы работы;
• Практическая работа № 3. Создание декоративного текста;
• Практическая работа № 4. Создание изображения в технике свободного рисования;
• Практическая работа № 5. Создание коллажа;
• Практическая работа № 6. Создание фоторамки;
• Практическая работа № 7. Ретушь фотографии, создание журнального фотоснимка;
• Практическая работа № 8. Создание поздравительной открытки, пригласительного письма;
• Практическая работа № 9. Создание журнальной страницы;
• Практическая работа № 10. Создание выпускного альбома.
Самостоятельная работа: разработка проекта по индивидуальному заданию, составление отчёта о выполнении индивидуальной или совместной работы.
Зачётное занятие: выполнение итогового индивидуального задания по предложенной теме.

4.3. Модуль второй «Векторный графический редактор» (СorelDRAW, Inkscape) (25 часов) состоит из тем:

  • Окно программы векторного графического редактора. Команды главного меню, панель инструментов;

  • Графические примитивы. Рисование и редактирование базовых фигур;

  • Операции с объектами. Управление масштабом объекта, упорядочение размещение объектов, группировка и соединение объектов;

  • Редактирование геометрической формы объекта, изменение формы с помощью инструментов;

  • Рисование и редактирование объектов произвольной формы, кривая Безье;

  • Работа с цветом, прозрачность объекта, цветоделение;

  • Создание текстовых объектов. Редактирование и форматирование текста;

  • Средства повышенной точности, линейки, сетки, направляющие.

  • Использование растровых изображений. Обработка и цветокоррекция изображений;

  • Использование спецэффектов, перспектива, тень, объём.

Практические занятия:
• Практическая работа № 1. Изучение возможностей меню, панели инструментов, цветовой палитры;
• Практическая работа № 2. Основы работы в векторном графическом редакторе;
• Практическая работа № 3. Создание декоративного текста;
• Практическая работа № 4. Создание изображения в технике свободного рисования;
• Практическая работа № 5. Создание визитки, листовки, буклета;
• Практическая работа № 6. Создание поздравительной открытки, пригласительного письма;
• Практическая работа № 7. Создание брошюры;
• Практическая работа № 8. Создание афиши, рекламного баннера;
• Практическая работа № 9. Создание журнальной страницы;
• Практическая работа № 10. Создание журнала.
Самостоятельная работа: разработка проекта по индивидуальному заданию, составление отчёта о выполнении индивидуальной или совместной работы.
Зачетное занятие: выполнение итогового индивидуального задания по предложенной теме.

4.5.  Календарно-тематическое планирование

п/п

Наименование разделов и тем

Количество аудиторных часов

Всего

в том числе

Теоретические

занятия

Практические

занятия

1

Введение в компьютерную графику

7

5

2

1.1 

Применение компьютерной графики. Графические редакторы

1

1


1.2

Основы работы с программами, назначение и применение системы

1

1


1.3 

Растровая и векторная графика. Особенности и параметры изображений.


3

2

1

1.4 

Виды и форматы изображений, Разрешение и графические форматы. Цветовые модели.

2

1

1

2

Растровый редактор

36

14

22

2.1

Меню и палитры, особенности интерфейса растрового редактора

3

1

2

2.2 

Содержание команд функционального меню, инструменты навигации

3

1

2

2.3 

Инструменты для работы с текстом. Текст-маска.

3

1

2

2.4 

Техника рисования в растровой среде. Цветовые модели

3

1

2

2.5 

Заливка и коррекция изображения. Создание градиентных переходов

4

2

2

2.6 

Многослойные изображения. Работа со слоями

4

2

2

2.7 

Техника ретуширования, цветовая тоновая коррекция изображения

4

2

2

2.8 

Каналы и маски, стили и эффекты

4

2

2

2.9 

Редактирование и преобразование изображений в растровом редакторе с применением эффектов и фильтров

8

2

6

3

Векторный графический редактор

25

10

15

3.1 

Окно программы векторного графического редактора. Команды главного меню, панель инструментов

3

1

2

3.2 

Графические примитивы. Рисование и редактирование базовых фигур

2

1

1

3.3 

Операции с объектами. Управление масштабом объекта, упорядочение размещение объектов, группировка и соединение объектов

2

1

1

3.4 

Редактирование геометрической формы объекта, изменение формы с помощью инструментов

2

1

1

3.5 

Рисование и редактирование объектов произвольной формы, кривая Безье

3

1

2

3.6 

Работа с цветом, прозрачность объекта, цветоделение

2

1

1

3.7 

Создание текстовых объектов. Редактирование и форматирование текста

3

1

2

3.8 

Средства повышенной точности, линейки, сетки, направляющие

2

1

1

3.9 

Использование растровых изображений. Обработка и цветокоррекция изображений

2

1

1

3.10 

Использование спецэффектов, перспектива, тень, объем.

Работа над проектом.

2

1

1

3.11

Итоговое занятие. Защита проекта.

2 2


Итого:

68

29

39



5. Особые условия проведения

Программа рассчитана на любой статус детей, имеющих любые интеллектуальные и творческие способности. Набор детей носит свободный характер и обусловлен интересами учащихся и их родителей.


6. Материально-техническая база

  • рабочие места по количеству обучающихся, оснащенные персональными компьютерами или ноутбуками с установленным программным обеспечением, находящемся в свободном доступе, INKSCAPE, Gimp;

  • локальная сеть, выход в интернет с каждого рабочего места.

  • рабочее место преподавателя, оснащенное персональным компьютером или ноутбуком с установленным программным обеспечением;

  • магнитно-маркерная доска;

  • комплект учебно-методической документации: рабочая программа объединения, раздаточный материал, задания,

  • цифровые компоненты учебно-методических комплексов (презентации).

  • наглядные: наглядные методические пособия, фонд работ учащихся;

  • электронные: видеоматериалы, презентации, сетевые образовательные ресурсы.