М
униципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №5»
пгт Печенга Мурманской области
«Согласовано» на заседании МС протокол № __ от ________ Замдиректора по УВР: ________________________ | «Утверждаю» Приказ №___ от __________ Директор школы: ________________________ |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курс внеурочной деятельности
«Компьютерная графика и программирование»
Составитель: Александрова З.В.
(учитель физики и информатики)
Год составления: 2020 г
Срок реализации: 2020-2021 гг.
пгт. Печенга
Мурманская область
Пояснительная записка
Компьютерная графика – одно из развивающихся направлений информационных технологий. В компьютерной графике можно выделить следующие направления: векторная и растровая компьютерная графика, разработка и создание анимированных объектов, разработка и оформление интерактивных элементов для web-страниц.
Направленность программы: информационно-компьютерные технологии
Актуальность и новизна программы
Курс способствует развитию познавательной активности обучающихся и творческого мышления, а также профориентации. Визуальная составляющая современных информационных технологий базируется на красочных графических элементах, разнообразных видах анимации, интерактивных элементах управления. Любой продукт информационных технологий не сможет привлечь внимание пользователя без графической и анимационной составляющих. Создание продукта, содержащего коллекции изображений; текстов и данных, сопровождающихся звуком, видео, анимацией и другими визуальными эффектами, составляет основу компьютерной графики и анимации. Знания и умения, приобретённые в результате освоения курса, могут быть использованы обучающимися в таких областях знаний, как физика, химия, биология и других, они также являются фундаментом для дальнейшего совершенствования мастерства в области трёхмерного моделирования, анимации и видеомонтажа.
Отличительные особенности программы
Содержание данной программы ориентировано на учащихся образовательных организаций основного общего и среднего образования. Программа является личностно-ориентированной, что позволяет каждому ученику выбрать наиболее интересный объект работы, который ему больше подходит.
Адресат программы
Программа ориентирована на обучающихся возрастной категории 14-18 лет, имеющих базовый уровень владения ИКТ.
Объем и срок освоения программы
Программа рассчитана на один год. Количество учебных часов по программе: 68.
Форма обучения
Очная. Занятия будут проводиться на базе центра образования цифрового и гуманитарного профилей «Точка роста».
Режим занятий, периодичность и продолжительность занятий
Программа «Компьютерная графика и программирование» рассчитана на 1 год обучения. Длительность и количество занятий - по 2 часа 1 раз в неделю. Общий объем 68 часов.
Цели реализации программы
Создать условия, обеспечивающие личностное, познавательное и творческое развитие обучающегося в процессе изучения основ графики и анимации с использованием компьютерных технологий. Освоение базовых понятий и методов компьютерной графики; изучение популярных графических программ; обеспечение глубокого понимания принципов построения и хранения изображений. Создание благоприятных условий для развития творческих способностей детей, математического и логического мышления.
1.2. Задачами реализации программы учебного предмета являются:
формирование навыков работы с растровыми и векторными изображениями; изучение сочетания цветовой гаммы фона и символов;
формирование навыков умения работы с цветом изображения; изучение методики использования продуктов компьютерной графики и анимации в пользовательской среде;
развитие навыков практического использования компьютерной графики при разработке плакатов, баннеров, дизайна web-страниц, иллюстраций для изданий и флешроликов; повышение компьютерной грамотности;
формирование базы практических знаний, необходимых для самостоятельной разработки объектов растровой и векторной графики, а также коротких анимаций, интерактивных элементов для web-публикаций и различных приложений.
Общая характеристика курса «Компьютерная графика и программирование»
В основу элективного курса заложены принципы модульности и практической направленности, что обеспечит вариативность обучения. Данный курс рассчитан на 68 часов и предназначен для обучающихся 8-11 классов школы.
2.1. Основные разделы программы
Модуль 1. Введение в компьютерную графику.
Применение компьютерной графики. Графические редакторы.
Растровая и векторная графика. Виды и форматы изображений.
Цветовые модели.
Растровый редактор.
Интерфейс растрового редактора.
Содержание команд функционального меню, инструменты навигации.
Техника рисования в растровой среде. Цветовые модели.
Многослойные изображения. Работа со слоями.
Каналы и маски, стили и эффекты.
Модуль 2. Векторный графический редактор.
Окно программы векторного графического редактора. Команды главного меню, панель инструментов.
Операции с объектами. Редактирование геометрической формы объекта.
Рисование и редактирование объектов произвольной формы, кривая Безье.
Работа с цветом, прозрачность объекта, цветоделение.
Средства повышенной точности, линейки, сетки, направляющие.
Использование растровых изображений.
2.2. Перечень форм организации учебной деятельности обучающихся, включая формы с привлечением ресурсов других организаций, социокультурной образовательной среды населенного пункта
Курс имеет дизайнерскую направленность и проводится в двух формах:
аудиторная – работа в классе с учителем: учитель объясняет новый материал и консультирует обучающихся в процессе выполнения ими практических заданий на компьютере;
внеаудиторная – самостоятельная работа обучающегося по заданию учителя: учащиеся без учителя вне занятий (дома или в компьютерном классе школы) выполняют практические задания.
Единицей учебного процесса является блок уроков (модуль). Каждый такой блок охватывает изучение отдельной информационной технологии. Основной тип занятий — практическая работа. Все задания курса выполняются самостоятельно с помощью персонального компьютера и необходимых программных средств. В ходе обучения проводится промежуточный анализ уровня знаний учеников по данной технологии. Такая деятельность ведет к закреплению знаний и служит индикатором успешности обучения данному программному продукту.
3. Личностные, метапредметные результаты освоения курса «Компьютерная графика и программирование»
3.1. Личностные результаты и метапредметные результаты
3.1.1. Личностные результаты
Готовность и способность к самостоятельному обучению на основе учебно-познавательной мотивации, в том числе готовности к выбору направления профильного дизайнерского образования с учётом устойчивых познавательных интересов.
3.1.2. Метапредметные результаты
– Регулятивные универсальные учебные действия:
определять действия в соответствии с учебной и познавательной задачей, планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её решения, осуществлять пошаговый контроль своей познавательной деятельности, определять потенциальные затруднения при решении практической задачи и находить средства для их устранения, осознавать качество и уровень усвоения материала по модулям.
– Познавательные универсальные учебные действия:
строить рассуждение от общих закономерностей к частным явлениям и от частных явлений к общим закономерностям, строить рассуждение на основе сравнения предметов и явлений, выделяя при этом общие признаки.
– Коммуникативные универсальные учебные действия:
формировать и развивать коммуникативную компетентность в процессе творческой и учебно-исследовательской деятельности.
3.2. Предметные результаты
Учащийся получит углублённые знания о способах обработки растровых, векторных и 3D-изображений и программах, предназначенных для компьютерной обработки изображений, разработки флешфильмов и веб-дизайна. Научится самостоятельно создавать монтажные композиции, выполнять коррекцию и ретушь изображений и создавать стилизованные шрифтовые композиции. Получит возможность научиться основам создания и обработки изображений, овладеет способами создания рекламной полиграфической продукции и web-дизайна.
4. Содержание курса «Компьютерная графика и программирование»
4.1. «Введение в компьютерную графику» (7 часов)
Применение компьютерной графики. Графические редакторы. Разновидности пакетов компьютерной графики. Особенности и параметры графических изображений.
Рекомендуемые темы практических занятий:
Практическая работа № 1. Знакомство с графическими редакторами и их возможностями.
Практическая работа № 2. Изучение цветовых моделей, управление цветом.
4.2. Модуль первый «Растровый графический редактор» (Gimp, Paint.Net 36 часов) состоит из тем:
Содержание команд функционального меню и палитры растрового графического редактора;
Инструменты растрового графического редактора;
Инструменты для работы с текстом. Текст-маска;
Техника рисования в растровой среде. Цветовые модели;
Заливка и коррекция изображения. Создание градиентных переходов;
Многослойные изображения. Работа со слоями;
Техника ретуширования, цветовая тоновая коррекция изображения;
Каналы и маски, стили и эффекты;
Редактирование и преобразование изображений в растровом редакторе с применением эффектов и фильтров.
Практические занятия:
• Практическая работа № 1. Изучение возможностей меню, панели инструментов, цветовой палитры;
• Практическая работа № 2. Простейшие приёмы работы;
• Практическая работа № 3. Создание декоративного текста;
• Практическая работа № 4. Создание изображения в технике свободного рисования;
• Практическая работа № 5. Создание коллажа;
• Практическая работа № 6. Создание фоторамки;
• Практическая работа № 7. Ретушь фотографии, создание журнального фотоснимка;
• Практическая работа № 8. Создание поздравительной открытки, пригласительного письма;
• Практическая работа № 9. Создание журнальной страницы;
• Практическая работа № 10. Создание выпускного альбома.
Самостоятельная работа: разработка проекта по индивидуальному заданию, составление отчёта о выполнении индивидуальной или совместной работы.
Зачётное занятие: выполнение итогового индивидуального задания по предложенной теме.
4.3. Модуль второй «Векторный графический редактор» (СorelDRAW, Inkscape) (25 часов) состоит из тем:
Окно программы векторного графического редактора. Команды главного меню, панель инструментов;
Графические примитивы. Рисование и редактирование базовых фигур;
Операции с объектами. Управление масштабом объекта, упорядочение размещение объектов, группировка и соединение объектов;
Редактирование геометрической формы объекта, изменение формы с помощью инструментов;
Рисование и редактирование объектов произвольной формы, кривая Безье;
Работа с цветом, прозрачность объекта, цветоделение;
Создание текстовых объектов. Редактирование и форматирование текста;
Средства повышенной точности, линейки, сетки, направляющие.
Использование растровых изображений. Обработка и цветокоррекция изображений;
Использование спецэффектов, перспектива, тень, объём.
Практические занятия:
• Практическая работа № 1. Изучение возможностей меню, панели инструментов, цветовой палитры;
• Практическая работа № 2. Основы работы в векторном графическом редакторе;
• Практическая работа № 3. Создание декоративного текста;
• Практическая работа № 4. Создание изображения в технике свободного рисования;
• Практическая работа № 5. Создание визитки, листовки, буклета;
• Практическая работа № 6. Создание поздравительной открытки, пригласительного письма;
• Практическая работа № 7. Создание брошюры;
• Практическая работа № 8. Создание афиши, рекламного баннера;
• Практическая работа № 9. Создание журнальной страницы;
• Практическая работа № 10. Создание журнала.
Самостоятельная работа: разработка проекта по индивидуальному заданию, составление отчёта о выполнении индивидуальной или совместной работы.
Зачетное занятие: выполнение итогового индивидуального задания по предложенной теме.
4.5. Календарно-тематическое планирование № п/п | Наименование разделов и тем | Количество аудиторных часов |
Всего | в том числе |
Теоретические занятия | Практические занятия |
1 | Введение в компьютерную графику | 7 | 5 | 2 |
1.1 | Применение компьютерной графики. Графические редакторы | 1 | 1 | |
1.2 | Основы работы с программами, назначение и применение системы | 1 | 1 | |
1.3 | Растровая и векторная графика. Особенности и параметры изображений. | 3 | 2 | 1 |
1.4 | Виды и форматы изображений, Разрешение и графические форматы. Цветовые модели. | 2 | 1 | 1 |
2 | Растровый редактор | 36 | 14 | 22 |
2.1 | Меню и палитры, особенности интерфейса растрового редактора | 3 | 1 | 2 |
2.2 | Содержание команд функционального меню, инструменты навигации | 3 | 1 | 2 |
2.3 | Инструменты для работы с текстом. Текст-маска. | 3 | 1 | 2 |
2.4 | Техника рисования в растровой среде. Цветовые модели | 3 | 1 | 2 |
2.5 | Заливка и коррекция изображения. Создание градиентных переходов | 4 | 2 | 2 |
2.6 | Многослойные изображения. Работа со слоями | 4 | 2 | 2 |
2.7 | Техника ретуширования, цветовая тоновая коррекция изображения | 4 | 2 | 2 |
2.8 | Каналы и маски, стили и эффекты | 4 | 2 | 2 |
2.9 | Редактирование и преобразование изображений в растровом редакторе с применением эффектов и фильтров | 8 | 2 | 6 |
3 | Векторный графический редактор | 25 | 10 | 15 |
3.1 | Окно программы векторного графического редактора. Команды главного меню, панель инструментов | 3 | 1 | 2 |
3.2 | Графические примитивы. Рисование и редактирование базовых фигур | 2 | 1 | 1 |
3.3 | Операции с объектами. Управление масштабом объекта, упорядочение размещение объектов, группировка и соединение объектов | 2 | 1 | 1 |
3.4 | Редактирование геометрической формы объекта, изменение формы с помощью инструментов | 2 | 1 | 1 |
3.5 | Рисование и редактирование объектов произвольной формы, кривая Безье | 3 | 1 | 2 |
3.6 | Работа с цветом, прозрачность объекта, цветоделение | 2 | 1 | 1 |
3.7 | Создание текстовых объектов. Редактирование и форматирование текста | 3 | 1 | 2 |
3.8 | Средства повышенной точности, линейки, сетки, направляющие | 2 | 1 | 1 |
3.9 | Использование растровых изображений. Обработка и цветокоррекция изображений | 2 | 1 | 1 |
3.10 | Использование спецэффектов, перспектива, тень, объем. Работа над проектом. | 2 | 1 | 1 |
3.11 | Итоговое занятие. Защита проекта. | 2 2 |
Итого: | 68 | 29 | 39 |
5. Особые условия проведения
Программа рассчитана на любой статус детей, имеющих любые интеллектуальные и творческие способности. Набор детей носит свободный характер и обусловлен интересами учащихся и их родителей.
6. Материально-техническая база
рабочие места по количеству обучающихся, оснащенные персональными компьютерами или ноутбуками с установленным программным обеспечением, находящемся в свободном доступе, INKSCAPE, Gimp;
локальная сеть, выход в интернет с каждого рабочего места.
рабочее место преподавателя, оснащенное персональным компьютером или ноутбуком с установленным программным обеспечением;
магнитно-маркерная доска;
комплект учебно-методической документации: рабочая программа объединения, раздаточный материал, задания,
цифровые компоненты учебно-методических комплексов (презентации).
наглядные: наглядные методические пособия, фонд работ учащихся;
электронные: видеоматериалы, презентации, сетевые образовательные ресурсы.