СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Праздники, традиции и ремёсла народов России». Направление: духовно-нравственное

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Праздники, традиции и ремёсла народов России». Направление: духовно-нравственное»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 3

имени Страховой З.Х.»







РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

«Праздники, традиции и ремёсла народов России»

Направление: духовно-нравственное


Уровень обучения: начальное общее образование

Срок реализации: 1 год

Количество часов: 34 часа всего,1 час в неделю

Учитель: Приходько И.М.

Программа разработана на основе Сборника программ внеурочной деятельности: 1-4 классы /

под ред. Н.Ф. Виноградовой. — М.: Вентана - Граф, 2014 г. — 192с.


В соответствии с ФГОС начального общего образования





1.Пояснительная записка

 Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Праздники, традиции и ремёсла народов России" для 1 -4 классов разработана на основе  сборника программ внеурочной деятельности 1 – 4 классов под редакцией Н.Ф. Виноградовой, Москва, издательский центр «Вентана-Граф», 2014год.

В основу рабочей программы внеурочной деятельности «Праздники, традиции и ремёсла народов России» положены следующие нормативно-правовые и распорядительные документы:

1.Закон «Об образовании в Российской федерации» от 29.12. 2012 года №273-ФЗ.

2. Приказ Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. № 373, с изменениями от 26 ноября 2010 г. № 1241 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» ( ФГОС НОО).

3.Основная образовательная программа начального общего образования.

4.Программа внеурочной деятельности МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 3» им.Страховой З.Х.

5. Положение о внеурочной деятельности обучающихся по ФГОС НОО.

6. Учебный план МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 3» им.Страховой З.Х.

7.Санитарно-эпидемилогические правила СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях».

9.Письмо МОН РФ от 12 июля 2013 года № 09-879 «О направлении рекомендаций по формированию перечня мер и мероприятий по реализации программы развития воспитательной компоненты в общеобразовательной школе».

10. «Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование» под редакцией В.А.Горского. – М.: Просвещение, 2011.

11. «Внеурочная деятельность школьников», методический конструктор, авторы Д.В.Григорьев, П. В. Степанов, М. «Просвещение» 2011г


2.Цели и задачи программы.


Цели и задачи рабочей программы направлены на развитие умений добывать знания путём метапредметных действий, обеспечивающих поиск информации и работу, адекватную поставленной учебной задаче


1. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы

В результате освоения программы факультатива «Праздники, традиции и ремёсла народов России» формируются следующие личностные результаты

  • Принятие и освоение традиций, ценностей, форм культурно-исторической, социальной и духовной жизни своей страны.

  • Формирование гражданского самосознания и чувства патриотизма.

  • Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре народов России.

  • Формирование нравственных ценностей, толерантности, правильных оценок событий, происходящих в окружающем мире.

В результате освоения программы «Праздники, традиции и ремёсла народов России» формируются личностные универсальные учебные действия:

  • основы гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности;

  • чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой.;

  • учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;

  • ориентация на понимание причин успеха во внеучебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи;

  • способность к самооценке на основе критериев успешности внеучебной деятельности.

Планируемые результаты изучения учебного предмета

Ученик получит возможность научиться:

  • видеть проблемы;

  • ставить вопросы;

  • выдвигать гипотезы;

  • давать определение понятиям;

  • классифицировать;

  • наблюдать;

  • делать умозаключения и выводы;

  • структурировать материал;

  • готовить тексты собственных докладов;

  • объяснять, доказывать и защищать свои идеи.


В ходе реализации программы курса у младших школьников могут быть сформированы следующие способности:

  1. Рефлексировать (видеть проблему; анализировать сделанное – почему получилось, почему не получилось, видеть трудности, ошибки);

  2. Целеполагать (ставить и удерживать цели);

  3. Планировать (составлять план своей деятельности);

  4. Моделировать (представлять способ действия в виде модели-схемы, выделяя все существенное и главное);

  5. Проявлять инициативу при поиске способа (способов) решения задачи;

  6. Вступать в коммуникацию (взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою позицию, принимать или аргументировано отклонять точки зрения других).

  7. Цели и задачи программы внеурочной деятельности  «Праздники, традиции и ремёсла народов России» соответствуют целям и задачам основной образовательной программы, реализуемой в МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №3» им. Страховой З.Х.

Направление программы: знакомство с праздниками, традициями и ремёслами народов России; развитие детской одаренности.

Отличительные особенности данной программы заключаются в принципах к подбору ее содержания: это природосообразность и культуросообразность.

Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность:

- создание условий для социального, культурного и профессионального самоопределения;

- - - творческой самореализации личности ребенка, ее интеграции в систему мировой и отечественной культур;

- развитие художественного вкуса.


3.ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ


В результате прохождения программы внеурочной деятельности предполагается достичь следующих результатов

Первый уровень результатов:

- приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни;

- о русских народных играх и играх народов, населяющих Россию;

-о правилах конструктивной групповой работы;

- об основах разработки проектов и организации коллективной творческой деятельности;

- о способах самостоятельного поиска, нахождения и обработки информации.

Второй уровень результатов:

– формирование позитивного отношения школьника к базовым ценностям нашего общества и у социальной реальности в целом.

Третий уровень результатов:

– приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия.

В результате реализации программы у обучающихся будут сформированы УУД.

Личностные результаты.

У обучающихся будут сформированы:

-этические чувства на основе знакомства с культурой русского народа, уважительное отношение к культуре других народов;

-умение выделять в потоке информации необходимый материал по заданной теме;

- умение активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;

-осмысление мотивов своих действий при выполнении заданий с жизненными ситуациями в соответствии с традициями российского народа;

- умение проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;

- умение оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними общий язык и общие интересы.

Метапредметными результатами изучения курса является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД)

Регулятивные УУД:

Обучающийся научится:

- организовывать собственную деятельность, выбирать и использовать средства для достижения её целей;

- осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности.

Познавательные УУД:

Обучающийся научиться:

- проводить сравнение и классификацию объектов;

- понимать и применять полученную информацию при выполнении заданий;

- проявлять индивидуальные творческие способности.

Коммуникативные УУД:

-умение активно включаться в коллективную деятельность, взаимодействовать со сверстниками в достижении целей;

-умение доносить информацию в доступной, эмоционально - яркой форме в процессе общения и взаимодействия со сверстниками и взрослыми людьми.

Предметные результаты:

- формирование представлений о традициях, праздниках, ремеслах народов, населяющих Россию;

- овладение умениями организовывать свою жизнь по правилам, заложенным традициями российского народа.

Рабочая программа рассчитана на 34 часа (1 час в неделю).

Занятия проводятся в учебном кабинете после всех уроков основного расписания, продолжительность соответствует рекомендациям СанПиН, т. е. 45 минут.

4.Место курса в учебном плане.

Программа внеурочной деятельности «Праздники, традиции и ремёсла народов России» составлена в соответствии с возрастными особенностями обучающихся и рассчитана на проведение 1 часа в неделю: 4класс – 34 часа.





5.Формы и средства контроля



Формы занятий:

- беседы, игры, просмотр кинофильмов, творческие конкурсы, праздники, экскурсии

- встречи с представителями творческих профессий,

- виртуальные экскурсии к памятникам зодчества, архитектуры;

- посещение выставок.



6. Содержание учебного курса


Раздел 1.Старинный русский быт.

1.Одежда. Традиционный костюм крестьян

Функциональный характер одежды в старину. Рубашка, сарафан — у женщин. Рубаха, порты, брюкши, кафтаны, зипуны, тулупы и армяки - у крестьян (мужская одежда). Роль орнамента-оберега (вышивка). Особое значение пояса (кушака). Головные уборы девушек и женщин, украшения. Лапти, баретки, онучи,

Одежда. Традиционный костюм бояр

Расшитые золотом кафтаны, сапоги из сафьяна, горлатные шапки. Летники, душегреи на меху, шубы, крытые парчой, шёлком у боярынь и боярышень.

Жилище. Русская изба и боярские хоромы. Палаты. Терем

Русская изба. Элементы избы. Крестьянская утварь. Красный угол. Иконы.

Боярские палаты. Терема. Светёлки. Крытые галереи.

Традиционная русская кухня. Пища. Продукты питания

Хлеб — главный продукт питания, «дар Божий». Пословицы и поговорки о хлебе.

Мясные и постные кушанья. Пироги. Мёд. Пиво. Взвары. Варенья. Соления.

Семейные праздники. Семейные обряды. Именины

Быт крестьянской и городской семьи. Распорядок дня.

Игры и забавы детей Игры в шахматы, шашки. Слушание сказок (роль сказителя, «бахаря»). Глиняные и деревянные игрушки. Катание зимой на санях и с ледяных гор. Девичьи посиделки. Коньки. Лыжи. Летние забавы: качели; карусели.

Учёба Обучение грамоте (мальчиков) и рукоделию (девочек). Письменные принадлежности. Береста и бумага.

Школы при церквях и монастырях. Учебные предметы. Учебные книги. Учитель.

Раздел 2. Новый русский быт (со времён Петра I).

Простой народ и дворяне. Обычаи, привычки. Одежда, быт.

Запрещение царскими указами носить старинную русскую одежду. «Заморское» (европейское) платье. Принудительное бритьё бород. Петровские ассамблеи.

Наряды дам. Одежда. Украшения. Сложные причёски. Атрибуты придворных. Нарядные туфли. Косметика дам XVIII века. Наряды девушек и дам XIX века.

Одежда дворян-мужчин, цилиндры; трости; карманные часы, лорнеты.

Одежда купчих, мещанок, крестьянок, особые головные уборы.

Одежда мужчин и мальчиков из крестьянских и мещанских семей Русские пословицы и поговорки об одежде.

Усадьба. Дворянские особняки

Дворцы Петербурга. Особняки дворян. Архитектура. Интерьер. Зимние сады. Атрибуты и аксессуары барского дома. Картинные галереи. Домашний театр.

Быт дворянской семьи. Балы и праздники. Литературно-музыкальные салоны

Атмосфера дворянского дома. Светский этикет. Домашнее обучение детей

Повседневная жизнь дворянина в столице и усадьбе. Альбомы со стихами и пожеланиями. Традиционные званые обеды. Строгое соблюдение этикета. Балы и праздники. Посещение театров. Маскарады. Домашние театры.

Особая роль литературно-музыкальных салонов. Хозяйка и хозяин салона. Обсуждение политических новостей, произведений искусства. Знакомство с деятелями культуры и искусства. Институты благородных девиц. Привилегированные учебные заведения. Кадетские корпуса для мальчиков. Юнкерские училища. Пансионы и гимназии. Смольный институт благородных девиц.

Раздел 3. Русские народные праздники.

Будни и праздники на Руси. Древние праздники, пришедшие к нам от восточных славян. Сочетание языческих и христианских праздников.

Общие и семейные праздники. Обычаи и обряды. Роль традиций.

Зимушка-зима. Новый год. Рождество. Святки. Крещение.

Канун Нового года. Васильев вечер. Современный новогодний праздник. Святки. Рождественский Сочельник. Рождество Христово. Рождественские колядки. Ёлка — символ «райского дерева». Традиционные кушанья. Крещение Господне (Благовещение). Освещение воды. Праздничный крещенский стол.

Весна-веснянка. Масленица. Великий пост. Пасха

Масленица — весенний праздник проводов зимы. Традиции и обряды. Прощёное воскресенье и Чистый понедельник.

Великий пост — время строгого воздержания, молитвы, покаяния. Вербное воскресенье. Освящение в церкви вербы (верба — символ здоровья, силы, красоты.).

Пасха — главный христианский праздник, Воскресение Иисуса Христа. Традиции празднования Пасхи на Руси. Раздача верующим просфор и общего хлеба — Артоса. Пасхальные торжества. Крестный ход. Христосование. Красная горка.

Лето красное. Егорьев день. Троица. Духов день. Иван Купала. Петров день. Ильин день. Егорьев день — 6 мая.

День Святой Троицы («Зелёные Святки»): разделение зимы и лета. Духов день — именины Земли, поилицы и кормилицы.

Иван Купала — главный летний праздник народного календаря. День летнего солнцестояния. Собирание целебных трав, очищение огнём и водой. Иван-да-марья — праздничный цветок Купалы. Возжигание костров в купальскую ночь.

День Петра и Павла — 12 июля. Праздник в честь святых апостолов, учеников Христа (его называют ещё Петры и Павлы, Петровки). Традиции и обряды.

Ильин день отмечается 2 августа. Он разграничивает лето и осень. Традиции и обряды. Приметы, пословицы, поговорки.

Осень золотая. Спасы. Успение. Покров

Три Спаса: Медовый, Яблочный, Ореховый (14, 19 и 29 августа). Преображение; день Нерукотворного образа.

Успение Богородицы (Первые Осенины). Спожинки — окончание жатвы.

Покров Богородицы. Девичьи гадания и посиделки. Окончание работ по найму.

Раздел 4.Русские народные промыслы.

Керамика Гжели. История и стиль гжели. Продукция Гжели — это вазы, статуэтки, кувшины, кружки, чайные сервизы, тарелки, игрушки, лампы.

Хохлома. История и стиль. Орнамент деревянной расписной посуды.

Жостово . Стиль и содержание росписи металлические подносов.

Павлово-Посадские шали. Народный промысел в Павловском Посаде под Москвой.

Вятская игрушка. Вятскую игрушку называют ещё дымковской (по названию села

Дымково близ города Кирова (Вятка)). Забавные звери, сказочные образы. Вятские матрёшки. Бытовой жанр игрушки и скульптуры малых форм.

Богородская деревянная игрушка из окрестности Сергиева Посада (Загорск), села Богородское. Забавные фигурки людей, животных и птиц.

Раздел 5. Русские народные игры.

Роль игр в жизни детей: познание мира, сохранение отголосков старины, отражение обрядов взрослых людей в детских играх. Игры для мальчиков и для девочек. Командные игры. Игры с пасхальными яйцами.

Раздел 6. Песни для детей (колыбельные, потешки, пестушки). 2 часа.

Песни создавались специально для маленьких детей: их пели мамы, бабушки, няни. Загадки, пословицы, поговорки, считалки развивали детей.

Раздел 7. Народные танцы.

Хороводы. Игры-хороводы. Пляски парные. Переплясы. Кадрили. Слияние в хороводе танца, игры и песни. Тема труда, красоты природы, любви.

Пляски — наиболее распространённый жанр народного танца. Виды пляски: одиночная, парная, перепляс, массовый пляс. Пляски «Заинька», «Метелица».

Кадриль распространилась в народе в начале XIX века. Она сопровождается игрой на гармони, балалайке, баяне.




7. Тематическое планирование


Раздел I. Старинный русский быт.

1.Одежда. Традиционный костюм. Обувь крестьян и бояр

— познакомить с особенностями крестьянской одежды и ее элементами;

— сравнить одежду бояр и традиционную крестьянскую одежду;

2.Жилище. Русская изба и боярские хоромы. Палаты. Терем

— продемонстрировать устройство крестьянской избы (печь; полати;

лавки; клеть; сени; крестьянский двор; хозяйственные постройки);

— показать особенности боярских хором, сравнить с крестьянкой избой.

3.Традиционная русская кухня. Пища. Продукты питания

— оценить достоинства традиционной русской кухни;

— уметь приготовить несколько простейших блюд (каша; «взвар»).

4.Семейные праздники. Игры и забавы детей. Семейные обряды. Именины

— разучить несколько наиболее известных игр (горелки, жмурки, прятки, лапта).

5.Учеба. Школа

— сравнить учебу детей в старину с современной школой;

— букварь — «Азбуковник» и современные учебные книги.

Раздел II. Новый русский быт (со времён Петра I).

6.Одежда, быт. Простой народ и дворяне. Обычаи, привычки

— сравнить старинную одежду и новую, введённую указами Петра I.

7.Усадьба. Дворянские особняки

— показать изысканную красоту парков и садов, особняков и дворцов.

8.Быт дворянской семьи. Литературно-музыкальные салоны

— разучить несколько элементов старинного танца.

— прочитать несколько стихотворений А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова.

9.Обучение детей. Пансионы. Лицеи. Кадетские корпуса

Универсальные учебные действия:

— проанализировать учёбу дворянских детей, их распорядок дня и отдых.

Раздел III. Русские народные праздники.

11.Зимушка-зима. Новый год. Рождество. Святки. Крещение

— разучить некоторые колядки, рождественские и новогодние стихи;

— познакомить с пословицами и поговорками о праздниках;

— изготовить маски и костюмы для новогоднего карнавала.

12.Весна-веснянка. Масленица. Великий пост. Вербное воскресенье. Пасха.

— воспринять традиции масленичных игр. Качели. Катание с гор.

13.Встреча Масленицы.

— разучить песни и игры;

— научиться печь блины, красить пасхальные яйца;

14.Лето красное. Егорьев день. Троица. Духов день. Иван Купала. Петров день. Ильин день.

— разучить песни о завивании берёзки, хороводы; — научиться плести венки.

15.Осень золотая. Спасы. Успение. Покров.

— сравнить Медовый, Яблочный, Ореховый Спасы;

— нарисовать картинку на тему осенней ярмарки.

Раздел IV. Русские народные промыслы.

16.Керамика Гжели.

— нарисовать несколько гжельских орнаментов.

17.Хохлома и Жостово.

— раскрасить узоры хохломских ложек и Жолтовских подносов.

18.Павловопосадские шали.

— сравнить орнаменты нескольких шалей.

19.Вятская и Богородская игрушка.

— изготовить из пластилина несколько видов вятской и Богородской игрушки.

Раздел V. 20. Русские народные игры.

Наиболее популярные детские игры

— разучить несколько игр (прятки, гуси-лебеди, коршун, бояре и др.).

Раздел VI. Народные песни, загадки, пословицы, потешки.

— разучить несколько песенок, считалок; — научиться разгадывать загадки.

Раздел VII. 22.Народные танцы. Парные пляски. Переплясы. Хороводы.

— разучить хороводы, игры-хороводы.





ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН.



п/п



Наименование разделов темы

Часы учебного времени



В том числе


Теория


Практика

1 класс

Старинный русский быт.

6

3

3

Новый русский быт со времён Петра I.

4

3

1

Русские народные праздники.

14

5

9

Русские народные промыслы.

4

1

3

Русские народные игры

2

1

1

Народные танцы.

3

1

2


Итого

33

14

19

2 класс

Старинный русский быт.

6

3

3

Новый русский быт со времён Петра I.

5

4

1

Русские народные праздники.

11

2

9

Русские народные промыслы.

6

1

5

Русские народные игры

1


1

Народные песни, загадки, пословицы

2

1

1

Народные танцы.Переплясы.Хороводы.

3

1


2


Итого

34

12

22

3 класс

Одежда. Традиционный костюм, обувь крестьян и бояр

11

5

6

Жилище. Русская изба и боярские хоромы. Палаты. Терем.

10

5

5

Традиционная русская кухня. Пища. Продукты питания

5

2

3

Семейные праздники, игры и забавы детей. Семейные обряды.

5

2

3

Учёба. Школа.

3

2

1


Итого

34

16

18

4 класс

Старинный русский быт.

9

5

4

Новый русский быт.

6

3

3

Русские народные праздники

8

4

4

Русские народные промыслы.

5

2

3

Русские народные игры.

2

1

1

Песни для детей

2

1

1

Народные танцы

2

1

1


Итого

34

17

17










Тематическое планирование занятий «Праздники, традиции и ремесла народов России» 4 класс

№ п/п


№ урока

Раздел программы

Тема урока

Предметные результаты

Метапредметные результаты и деятельность учащихся


Познавательные

Регулятивные

Коммуникативные



1.

1.

Старинный русский быт.


Знакомство с общим содержанием курса.

Одежда. Традиционный костюм.


Сформировать

представления о пространстве и времени.

Познакомить с особенностями крестьянской одежды;

сравнить одежду бояр и традиционную крестьянскую одежду;

ознакомить с элементами старинного русского костюма, его функциональным характером.

Формулирование цели, поиск информации, моделирование, структурирование учебного материала, анализ объектов, сравнение, классификация, постановка и решение проблемы (её формулирование, самостоятельное нахождение способов решения)

Способность поступать по образцу

и заданному правилу

Сохранять заданную цель

Видеть выявленную ошибку

и исправлять её

по указанию взрослых

контролировать собственную деятельность

Умение взаимодействовать с одноклассниками в ходе учёбы, кооперироваться, передавать информацию адекватно поставленной задачи.



2.

2.

Обувь крестьян и бояр.




3.

3.

Жилище. Русская изба и боярские хоромы.

Познакомить с особенностями крестьянского жилища и боярских хором; продемонстрировать устройство крестьянской избы (печь; полати; лавки; клеть; сени; крестьянский двор; хозяйственные постройки)

показать особенности боярских хором, сравнить с крестьянской избой.



4.

4.

Палаты. Терем.

Познакомить с особенностями строений;



5.

5.

Традиционная русская кухня.

Познакомить с традиционной русской кухней. Приготовить несколько простейших блюд.

Способность применять для решения учебных и практических задач различные умственные операции (сравнение, обобщение, анализ, синтез).


Реализовывать правила поведения в учебной, игровой деятельности и житейских ситуациях. Самооценка своего поведения в отношениях с людьми. Выполнение правил дидактической и ролевой игры.

Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, формулировать собственное мнение, аргументировать его, делать выводы.

Оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь (работать в паре).



6.

6.

Пища. Продукты питания.



7.

7.

Семейные праздники. Игры и забавы детей.

Разучить несколько наиболее известных игр.



8.

8.

Семейные обряды. Именины.



9.

9.

Учёба. Школа.


Сравнить учебу детей в старину с современной школой. Сравнить букварь «Азбуковник» и современные учебные книги.



10.

10.

Новый русский быт.



Новый русский быт (со времён Петра I). Одежда, быт.

Сравнить старинную одежду и новую, введённую указами Петра I.

Анализ, сравнение, выбор альтернативы, обобщение.

Сравнение поведения героев художественных произведений, реальных лиц в разных этических ситуациях.

Классификация качеств по признаку положительное-отрицательное. Моделирование ситуаций на правила поведения со взрослыми, сверстниками.

Решение логических и творческих задач.

Самоконтроль и самооценка выполнения заданий. Выполнение правил дидактической и ролевой игры.

Умение взаимодействовать с одноклассниками в ходе учёбы, кооперироваться, передавать информацию адекватно поставленной задачи.



11.

11.

Простой народ и дворяне. Обычаи, привычки.



12.

12.

Усадьба. Дворянские особняки.


Показать изысканную красоту парков и садов, особняков и дворцов.



13.

13.

Быт дворянской семьи. Балы и праздники

Разучить несколько элементов старинного танца.



14.

14.

Литературно - музыкальные салоны.

Прочитать несколько стихотворений А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова.



15.

15.

Обучение детей. Пансионы.

Лицеи. Кадетские корпуса.


Проанализировать учёбу дворянских детей, их распорядок дня и отдых.



16.

16.

Русские народные праздники.


Русские народные праздники

Зимушка-зима. Новый год.

Изготовить маски и костюмы для новогоднего карнавала.

Анализ объектов, сравнение, наблюдение,

обобщение постановка и решение проблемы, выводы.

Воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи.


Осуществлять самоконтроль: соотносить собственный ответ с предложенным вариантом.

Формировать умение ставить цель и планировать УД.

Формирование умения добывать информацию из предложенного материала, находить ошибки. Правила участия в диалоге.

Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, формулировать собственное мнение, аргументировать его, делать выводы.




17.

17.

Рождество. Святки. Крещение.

Разучить некоторые колядки, рождественские и новогодние

Стихи.



18.

18.

Весна-веснянка. Масленица. Великий пост.

Познакомить с традициями масленичных игр. Качели. Катание с гор. Научиться печь блины, научиться красить пасхальные яйца.



19.

19.

Вербное воскресенье. Пасха.



20.

20.

Лето красное. Егорьев день.

Научиться плести венки. Разучить песни о завивании берёзки, хороводы.



21.

21.

Троица. Духов день. Иван Купала.



22.

22.

Петров день. Ильин день.



23.

23.

Осень золотая. Спасы.

Успение. Покров.

Сравнить Медовый, Яблочный, Ореховый Спасы. Нарисовать картинку на тему осенней ярмарки.



24.

24.

Русские народные промыслы


Керамика Гжели.

Нарисовать несколько гжельских орнаментов.

Формулирование цели, поиск информации, моделирование, структурирование учебного материала, анализ объектов, сравнение, классификация, постановка и решение проблемы (её формулирование, самостоятельное нахождение способов решения)

Способность поступать по образцу

и заданному правилу

Сохранять заданную цель

Видеть выявленную ошибку

и исправлять её

по указанию взрослых

контролировать собственную деятельность

Умение взаимодействовать с одноклассниками в ходе учёбы, кооперироваться, передавать информацию адекватно поставленной задачи.



25.

25.

Хохлома.

Раскрасить узоры хохломских ложек.



26.

26.

Жостово.

Раскрасить узоры жостовских подносов.



27.

27.

Павлово-Посадские шали.

Сравнить орнаменты нескольких шалей.



28.

28.

Вятская и богородская игрушка.

Изготовить из глины и пластилина несколько видов вятской и богородской игрушки.



29.

29.

Русские народные игры.



Русские народные игры.


Разучить несколько игр (прятки, гуси-лебеди, коршун, бояре и др

Воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи.


Реализовывать правила поведения в учебной, игровой деятельности и житейских ситуациях. Самооценка своего поведения в отношениях с людьми.

Умение взаимодействовать с одноклассниками в ходе учёбы, кооперироваться, передавать информацию адекватно поставленной задачи.



30.

30.

Русские народные игры.




31.

31.

Песни для детей.


Народные песни, загадки, пословицы

Разучить несколько песенок, считалок;

Воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи.

Анализ объектов, сравнение, наблюдение,

обобщение постановка и решение проблемы, выводы.

Анализировать собственную работу: соотносить план и совершенные операции. Правила совместной деятельности в группах.

Умение взаимодействовать с одноклассниками в ходе учёбы, кооперироваться, передавать информацию адекватно поставленной. Работа в группах.

презентовать подготовленную информацию в наглядном и вербальном виде.



32.

32.

Детские песенки, потешки, загадки, пословицы


Научиться разгадывать загадки.



33


33


Народные танцы.


Народные танцы Парные пляски. Переплясы

Разучить хороводы, игры-хороводы.



34

34

Хороводы.

Итоговое занятие.

Разучить хороводы, игры-хороводы.



Итого 34 часа

8.Информационно — методическое обеспечение


Форма занятий, планируемая по каждой теме и разделу программы – творческая деятельность детей под руководством педагога.

Приемы и методы организации учебно-воспитательного процесса: графика, живопись, лепка из пластилина, моделирование, работа с природным материалом.

разучивание игр, песенок, считалок, игр-хороводов; сравнение одежды, жилища, обычаев и образования крестьян и дворян.

Дидактический материал: серия презентаций: «Как жили на Руси»; «Художественные промыслы России»; «Православные праздники»; «Русские народные праздники»;

Техническое оснащение учебных занятий: видео- и аудио- техника: проектор, , компьютер. Акварель, гуашь, цветная бумага, пластилин, природный материал. Музыка и музылькальные клипы для релаксации.

Формы подведения итогов по каждой теме программы внеурочной деятельности: коллективное обсуждение во время проведения блиц-выставок; просмотра презентаций и видео. Преобладающие формы текущего и промежуточного контроля знаний, умений и навыков.


9.Список литературы


1.М.Ю. Новицкая Раз, два, три, четыре, пять, мы идем с тобой гулять, Москва, Просвещение, 1995.

2. В. Овчинников Легенды, тайны, чудеса, загадки, были, небыли, сказы, Белгород: Белгородская тип., 2011.- 264 с.

3. В.В. Варганова Русские народные песни, «Правда», 1988.- с.574.

Г.Г. Виноградова Изобразительное искусство в школе, М., «Просвещение», 1990.- 175 с.

4. Г.Дайн Игрушечных дел мастера, М., «Просвещение», 1994.- 288 с.

В. Пасютинская Волшебный мир танца М., «Просвещение», 1985. – 223 с.