Государственное казенное общеобразовательное учреждение Ростовской области «Азовская специальная школа № 7»
РАССМОТРЕНА И РЕКОМЕНДОВАНА к утверждению методическим объединением воспитателей групп детей с интернатным сопровождением и групп продленного дня начального общего и основного общего образования обучающихся с нарушениями слуха и обучающихся с задержкой психического развития основного общего образования ГКОУ РО Азовской школы № 7 протокол № от « 31» августа 2021 Руководитель _______ /Стадникова С.Н. | УТВЕРЖДАЮ директор ГКОУ РО Азовской школы №7 ____________ / И.П. Попова Приказ №____ от «31 » августа 2021 |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по курсу внеурочной деятельности
общекультурное направление
«Родной край»
2-А класс
уровень основного общего образования
обучающихся с задержкой психического развития
на 2021 - 2022учебный год
Составитель: Гуровская Оксана Владимировна,
воспитательвысшей категории.
г. Азов
2021год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Родной край» в 2-а классе(уровень основного общего образования обучающихся с задержкой психического развития) составлена на основе следующих нормативно-правовых документов:
Письмо Министерства просвещения РФ от 05.09.2018 №03-ПГ-МП-42216 «Об участии учеников муниципальных и государственных школ РФ во внеурочной деятельности».
Приказ министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 года № 1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»
Приказ министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 года № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»
Приказ министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 года № 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»
Постановление главного государственного санитарного врача РФ от 29 декабря 2010 года № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях"» с изменениями на 22 мая 2019 года.
Постановление главного государственного санитарного врача РФ от 10 июля 2015 года № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья"»
СанПиН 2.4.2.2821–10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 24.11.2015 № 81 (далее – СанПиН 2.4.2.2821–10).
Письмо Министерства просвещения РФ от 7 мая 2020 года № ВБ-976/04 «О реализации курсов внеурочной деятельности, программ воспитания и социализации, дополнительных общеразвивающих программ с использованием дистанционных образовательных технологий» (Приложение №1 к письму
Минпросвещения России от 7 мая 2020 года № ВБ-976/04 Рекомендации по реализации внеурочной деятельности, программы воспитания и социализации и дополнительных общеобразовательных программ с применением дистанционных образовательных технологий).
Приказминистерства образования и науки РФот31 декабря 2015 года № 1576 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 года № 373»
Письмо Министерства образования и науки РФ
Департамента государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи от 18 августа 2017 года № 09-1672 «О направлении методических рекомендаций»
место курса внеурочной деятельности в плане внеурочной деятельности
ЦЕЛИ КУРСА | Формирование осознанного отношения детей к природе, экологической культуры, любви к природе родного края. |
ЗАДАЧИ КУРСА | Образовательные: -формировать представления о краеведении, как о предмете исторического и культурного развития общества; -приобретение знаний о природе родного края, о культуре, обычаях и традициях своего народа; -научить видеть и понимать красоту живой природы; -сформировать навыки экологически грамотного и безопасного поведения; -познакомить детей с существующими в природе взаимосвязями растений, животных и человека. Воспитательные: -сформировать уважительное, бережное отношения к историческому наследию своего края, его истории, культуре, природе; -воспитать в ребенке лучшие духовно-нравственные качества: любовь к людям и природе, стремление к добрым поступкам, чистым помыслам и чувствам; -воспитывать у детей ответственное отношение к окружающей среде; -воспитывать такие личностные качества как доброта, честность, взаимопомощь. Развивающие: -развивать потребности общения с природой; -развивать эмоционально доброжелательное отношение к растениям и животным, нравственные и эстетические чувства; -развитие умения воспринимать окружающий мир посредством органов чувств и познавательного интереса. |
ОПИСАНИЕ МЕСТА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПЛАНЕ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬСНОТИ ШКОЛЫ | Рабочая программа «Родной край» общекультурного направления является составной частью учебного плана ГКОУ РО Азовской школы №7. В соответствии с расписанием, планом-графиком внеурочной деятельности ГКОУ РО Азовской школы №7 на 2021-2022 учебный год, утвержденным приказом от № рабочая программа во 2-а классе составлена на 34 часа в год. |
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Личностные результаты.
У обучающего будут сформированы:
. готовность и способность к саморазвитию, формированию мотивации к познавательной и творческой деятельности;
. уважительное отношение к сверстникам и взрослым;
. уважительное отношение к истории и культуре народов, населяющих наш край;
. самостоятельность и личная ответственность за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах;
. этические качества, доброжелательность, эмоционально-нравственная отзывчивость, понимание и сопереживание чувствам других людей;
. основные навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками.
Обучающие получат возможность:
. испытать чувство гордости за свой родной край;
. узнать достопримечательности Азова, их специфику и географию;
. узнать историю родного края, уникальность его природы;
Метапредметные результаты.
Метапредметные результаты включают основные школьные универсальные учебные
действия – познавательные, регулятивные, коммуникативные.
Обучающийся научится:
. овладению способностью применять и сохранять цели и задачи учебной деятельности,
поиска средств ее осуществления;
. формированию умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в
соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, определять наиболее
эффективные способы достижения результата;
. формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и
способности конструктивно действовать в ситуации неуспеха;
контроль, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
. готовности конструктивно разрешать конфликты по средствам учета интересов сторон и
сотрудничества;
Обучающийся получит возможность научиться:
. получать необходимую информацию из разных источников;
. составлять сообщения, оформлять собранный материал в виде презентаций, проектов
разных типов (информационных, творческих, исследовательских);
. определять особенности быта, специфику занятости населения в зависимости от среды
проживания;
. использовать карту как источник информации при изучении разных разделов курса
Регулятивные универсальные учебные действия.
Обучающийся научится:
. учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в
сотрудничестве с учителем;
. планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее
реализации, в том числе во внутреннем плане;
. адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и др.
людей;
. вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его
оценки и учета характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для
создания нового, более совершенного результата.
Познавательные универсальные учебные действия.
Обучающийся научится:
. осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий
с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников, (включая
электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том
числе контролируемом пространстве Интернета;
Коммуникативные универсальные действия.
Обучающийся научится;
. адекватно использовать коммуникативные . прежде всего речевые средства для решения коммуникативных задач строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой коммуникации;
. допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позиции партнера в общении взаимодействии;
. учитывать разные мнения и стремления к координации различных позиций в сотрудничестве;
. формулировать собственную мнение и позицию..
Предметные результаты.
Обучающийся научится:
назвать страну, регион, родной город;
овладению методами работы с разными источниками знаний для сбора информации;
объяснению происхождение имен и фамилий;
определению природных комплексов и их особенностей в родном крае;
выявлению достопримечательностей города;
ознакомлению с видами памятников природы.
Обучающийся получит возможность:
выявлять закономерности размещения памятников природы и культуры на территории области и Азовского района;
классифицировать изучаемые объекты.;
анализировать полученные результаты исследования;
делать выводы по изученной проблеме;
оценивать результаты своей деятельности и работы группы;
выполнять правила безопасного поведения в природе;
выражать эстетические чувства и переживания творческими средствами.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
№ п/п | Раздел (тема) программы | Кол-во часов | Характеристика основных видов деятельности обучающихся |
I РАЗДЕЛ «Наша Родина - Россия» | 4 часа | |
1. | Россия- страна в которой мы живём. Государственные символы России. Широка страна моя родная. Викторина «Моя Россия» | | Формулировать знания о своей семье, как о ячейке современного общества. Создавать для себя нормы деятельности и поведения, пользоваться ими. |
II. РАЗДЕЛ «Мой край на карте Родины» | 4 часа | |
2. | Понятия «край», «область», «регион». Моя малая Родина –Азов. Символика Ростовской области. Исторические корни нашей области. | | Формулировать знания о географическом положении Ростовской области, истории своего района и города |
III. РАЗДЕЛ «Мой город» | 11 часов | |
3. | Азов- историческое поселение. Азов –гордость казачества. Обычаи, традиции казаков на Дону. Азов – город крепость. Советский Азов. Война на Дону. Ветераны Азова. Экскурсии по памятным местам. | | Знать обычаи, традиции школы, заповеди и достижения, соблюдать общепринятые правила проведения в семье, выполнять обязанности по дому, в школе. |
4. | РАЗДЕЛ 4. «Азовский район. Природа моего края» История создания Азовского района. Растения, животные, насекомые, рыбы, птицы, обитающие в Азовском районе. Экскурсии в природу. Охрана природы. Красная книга. | 10 часов | Оценивать правильность поведения людей в природе, соблюдать правила поведения в природе. Строить коммуникацию с другими людьми, вести диалог |
5. | Раздел 5. «Я и моя семья» Что означает моё имя. Мои родители. Моя родословная. Труд и отдых в моей семье. | 5 часов | Формулировать знания о своей семье, как о ячейке современного общества. Создавать для себя нормы деятельности и поведения, пользоваться ими. |
ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ЗАНЯТИЙ
Беседа. 4. Игра 7. Просмотр презентации
Экскурсия. 5.Практикум 8. Виртуальная экскурсия
Дискуссия. 6. Конкурс рисунков
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 2 «А»класс
№ занятия | Содержание занятия (тема занятия, экскурсии) | Форма организации занятий | Кол-во часов | Дата проведения |
по плану по плану по плану | По факту |
Раздел 1 «Наша Родина - Россия» - 4 часа. |
1. | «Россия – страна, в которой мы живём»» | Беседа | 1 | 01.09 | |
2. | «Государственные символы России» | Просмотр видео | 1 | 08.09 | |
3. | «Широка страна моя родная» | Конкурс рисунков | 1 | 15.09 | |
4. | «Викторина «Моя Россия»» | Викторина | 1 | 22.09 | |
Раздел 2. «Мой край на карте Родины» - 4 часа. | |
5. | «Понятия - край, область, регион» | Просмотр презентации | 1 | 29.09 | |
6. | «Моя малая Родина - Азов» | Практикум | 1 | 06.10 | |
7. | «Символика Ростовской области» | Беседа | 1 | 13.10 | |
8. | «Исторические корни нашей области» | Круглый стол | 1 | 20.10 | |
Раздел 3. «Мой город» - 11 часов. | |
9. | «Азов – историческое поселение» | Дискуссия | 1 | 27.10 | |
10. | «Азов – гордость донского казачества» | Викторина | 1 | 10.11 | |
11. | «Обычаи, традиции и праздники казаков на Дону» | Беседа-диалог | 1 | 17.11 | |
12. | «Город – крепость Азов» | Виртуальная экскурсия | 1 | 24.11 | |
13. | «Советский Азов» | Конкурс рисунков | 1 | 01.12 | |
14. | «Азов в годы Великой Отечественной войны» | Беседа | 1 | 08.12 | |
15. | «Ветераны войны в моём городе» | Беседа-диалог | 1 | 15.12 | |
16. | «Экскурсия по историческим местам Азова. Музей – заповедник» | Экскурсия | 1 | 22.12 | |
17. | «Экскурсии по историческим местам Азова. Памятники и памятные знаки Азова» | Экскурсия | 1 | 12.01 | |
18. | «Современный Азов» | Игра | 1 | 19.01 | |
19. | Конкурс рисунков «Любимый город» | Конкурс рисунков | 1 | 26.01 | |
Раздел 4. «Азовский район. Природа моего края» - 10 часов. |
20. | «Растения родного края. Экскурсия в природу». | Экскурсия | 1 | 02.02 | |
21. | «Зелёный мир вокруг нас» | Викторина | 1 | 09.02 | |
22. | «Кто важней?» Викторина-игра «Спор насекомых». | Игра | 1 | 16.02 | |
23. | «Рыбы, обитающие в водоёмах Азовского района» | Обсуждение | 1 | 02.03 | |
24. | Викторина «Золотая рыбка» | Дискуссия | 1 | 09.03 | |
25. | «Птицы нашего края, изготовление кормушек» | Практикум | 1 | 16.03 | |
26. | «Охрана птиц. Игра «Птичий час» | Беседа | 1 | 30.03 | |
27. | «Животный мир Азовского района» | Лекция | 1 | 06.04 | |
28. | Игра «Зелёная аптека» | Игра | 1 | 13.04 | |
29. | «Конкурс рисунков «Природа моего края»» | Конкурс | 1 | 20.04 | |
Раздел 5. «Я и моя семья» - 5 часов. |
30. | «Что означает моё имя» | Диалог | 1 | 27.04 | |
31. | «Моя родословная» | Беседа | 1 | 04.05 | |
32. | «Труд и отдых в моей семье» | Диалог | 1 | 11.05 | |
33. | «Семейные праздники» | Игра | 1 | 18.05 | |
34. | Итоговое занятие по курсу «Родной край» | Тест | 1 | 25.05 | |