УМК для учащихся:
Балашов В. А. Задачи по физике и методы их решения. – М.: Просвещение, 2003.- 345 с.
Гольдфарб И. И. Сборник вопросов и задач по физике – М.: Высшая школа, 2000.- 280 с.
Единый государственный экзамен 2012: Контрольные измерительные материалы: Физика/ Авт.-сост. В. А. Орлов, Н. К. Ханнанов.- М.: Просвещение, 2012.- 222 с.
Моркотун В. Л. Физика. Все законы и формулы в таблицах. 7-11 кл.- М.: ВЛАДОС, 2007.- 160 с.
Москалёв А. Н. Готовимся к единому государственному экзамену. Физика.- М.: Дрофа, 2012.- 224 с.
Рымкевич А. П. Сборник задач по физике. – М.: Просвещение, 2008.- 159 с.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты освоения курса:
в сфере отношений обучающихся к себе, к своему здоровью, к познанию себя — способность ставить цели и строить жизненные планы; к отстаиванию личного достоинства, собственного мнения, вырабатывать собственную позицию по отношению к общественно-политическим событиям прошлого и настоящего на основе осознания и осмысления истории, духовных ценностей и достижений нашей страны, к саморазвитию и самовоспитанию в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; принятие и реализация ценностей здорового и безопасного образа жизни, бережное, ответственное и компетентное отношение к собственному физическому и психологическому здоровью;
в сфере отношений обучающихся с окружающими людьми — нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей, толерантного сознания и поведения в поликультурном мире, готовности и способности вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения; принятие гуманистических ценностей, осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению; способности к сопереживанию и формированию позитивного отношения к людям, в том числе к лицам с ограниченными возможностями здоровья и инвалидам;
в сфере отношений обучающихся к труду, в сфере социально-экономических отношений — осознанный выбор будущей профессии как путь и способ реализации собственных жизненных планов; готовность обучающихся к трудовой профессиональной деятельности как к возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем; потребность трудиться, готовность к самообслуживанию, включая обучение и выполнение домашних обязанностей.
Метапредметные результаты освоения курса:
Выпускник научится:
самостоятельно определять цели, ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях;
оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы, необходимые для достижения поставленной ранее цели;
сопоставлять имеющиеся возможности и необходимые для достижения цели ресурсы;
организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения поставленной цели;
определять несколько путей достижения поставленной цели;
выбирать оптимальный путь достижения цели с учетом эффективности расходования ресурсов и основываясь на соображениях этики и морали;
задавать параметры и критерии, по которым можно определить, что цель достигнута;
сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью;
критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций;
распознавать и фиксировать противоречия в информационных источниках;
использовать различные модельно-схематические средства для представления выявленных в информационных источниках противоречий;
осуществлять развернутый информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и познавательные) задачи;
искать и находить обобщенные способы решения задач;
приводить критические аргументы как в отношении собственного суждения, так и в отношении действий и суждений другого;
анализировать и преобразовывать проблемно-противоречивые ситуации;
выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск возможности широкого переноса средств и способов действия;
выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая ограничения со стороны других участников и ресурсные ограничения;
менять и удерживать разные позиции в познавательной деятельности (быть учеником и учителем; формулировать образовательный запрос и выполнять консультативные функции самостоятельно; ставить проблему и работать над ее решением; управлять совместной познавательной деятельностью и подчиняться).
осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми (как внутри образовательной организации, так и за ее пределами);
при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом проектной команды в разных ролях (генератором идей, критиком, исполнителем, презентующим и т. д.);
развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных (устных и письменных) языковых средств;
распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты до их активной фазы;
координировать и выполнять работу в условиях виртуального взаимодействия (или сочетания реального и виртуального);
согласовывать позиции членов команды в процессе работы над общим продуктом/решением;
представлять публично результаты индивидуальной и групповой деятельности как перед знакомой, так и перед незнакомой аудиторией;
подбирать партнеров для деловой коммуникации, исходя из соображений результативности взаимодействия, а не личных симпатий;
воспринимать критические замечания как ресурс собственного развития;
точно и емко формулировать как критические, так и одобрительные замечания в адрес других людей в рамках деловой и образовательной коммуникации, избегая при этом личностных оценочных суждений.
Содержание курса «Трудные вопросы ЕГЭ по физике»
Введение. Правила и приемы решения физических задач (1 ч)
Как работать над заданиями. Общие требования при решении физических задач. Этапы решения физической задачи. Работа с текстом задачи. Анализ физического явления. Различные приемы и способы решения физических задач: алгоритмы, аналогии, геометрические приемы.
Кинематика (3 ч)
Классическая механика — фундаментальная физическая теория. Границы применимости классической механики. Механическое движение. Основные понятия классической механики: путь и перемещение, скорость, ускорение, масса, сила. Решение задач с использованием формул, устанавливающих взаимосвязь между основными кинематическими параметрами: уравнение прямолинейного равноускоренного движения, движение по окружности.
Динамика (3 ч)
Инерциальная система отсчета. Законы Ньютона. Закон всемирного тяготения. Закон Гука, закон сухого трения. Принцип независимости действия сил. Принцип относительности Галилея. Импульс материальной точки и системы. Изменение и сохранение импульса. Закон сохранения импульса. Механическая энергия материальной точки и системы. Закон сохранения механической энергии. Работа силы. Небесная механика. Баллистика. Решение заданий на применение основных динамических законов (законов Ньютона). Решение задач на движение тела под действием нескольких сил. Задачи на применение закона всемирного тяготения, закона Гука.
Законы сохранения в механике (3 ч)
Закон всемирного тяготения. Искусственные спутники Земли. Импульс. Закон сохранения импульса. Реактивное движение. Решение задач на применение закона сохранения импульса и реактивного движения. Решение задач на применение закона сохранения и превращения механической энергии. Решение задач несколькими способами.
Механические и электромагнитные колебания и волны (3 ч)
Колебания груза на пружине. Свободные колебания. Маятник. Амплитуда, период, частота колебаний. Гармонические колебания. Превращение энергии при колебательном движении. Затухающие колебания. Вынужденные колебания. Резонанс. Распространение колебаний в упругих средах. Поперечные и продольные волны. Длина волны. Связь длины волны со скоростью ее распространения и периодом (частотой). Звуковые волны. Скорость звука. Высота, тембр и громкость звука. Эхо. Колебательный контур. Превращение энергии в колебательном контуре. Период электромагнитных колебаний. Вынужденные электромагнитные колебания. Переменный электрический ток. Резистор, катушка индуктивности и конденсатор в цепи переменного тока. Генератор переменного тока. Трансформатор. Электромагнитное поле. Излучение и прием электромагнитных волн. Открытый колебательный контур. Скорость электромагнитных волн. Электромагнитные волны. Решение задач на применение законов колебательного движения. Решение задач на применение формул, описывающих свободные колебания в колебательном контуре. Электромеханическая аналогия при решении задач на описание колебательных процессов. Решение задач на описание различных свойств электромагнитных волн.
Основы молекулярно-кинетической теории (3 ч)
Молекулярно-кинетическая теория (МКТ) строения вещества и её экспериментальные доказательства. Тепловые явления. Макроскопическая система. Статистический и термодинамический методы изучения макроскопических систем. Основные положения молекулярно-кинетической теории строения вещества и их экспериментальное обоснование. Атомы и молекулы, их характеристики: размеры, масса. Молярная масса. Постоянная Авогадро. Количество вещества. Движение молекул. Броуновское движение. Диффузия. Скорость движения молекул. Скорость движения молекул и температура тела. Взаимодействие молекул и атомов. Потенциальная энергия взаимодействия молекул. Решение задач на применение уравнения Клапейрона-Менделеева, газовых законов для изопроцессов. Решение графических задач. Решение задач на определение относительной влажности.
Основы термодинамики (3 ч)
Основное уравнение молекулярно-кинетической теории идеального газа. Уравнение состояния идеального газа. Изопроцессы. Газовые законы. Зависимость давления насыщенного пара от температуры. Абсолютная и относительная влажность воздуха. Точка росы. Измерение влажности воздуха с помощью гигрометра и психрометра. Строение твердого кристаллического тела. Кристаллическая решетка. Анизотропия свойств кристаллов. Деформация твердого тела. Механическое напряжение. Закон Гука. Свойства поверхностного слоя жидкости. Поверхностное натяжение жидкостей. Капиллярность. Внутренняя энергия. Количество теплоты. Работа в термодинамике. Первый закон термодинамики. Применение первого закона термодинамики к изопроцессам. КПД теплового двигателя. Принцип работы холодильной машины. Решение комбинированных задач на применение первого закона термодинамики. Решение задач на определение КПД тепловых двигателей.
Электростатика (3 ч)
Два рода электрических зарядов. Электрические силы. Электризация тел. Закон сохранения электрического заряда. Закон Кулона. Напряженность электростатического поля. Принцип суперпозиции полей. Проводники и диэлектрики в электростатическом поле. Работа и потенциальная энергия электростатического поля. Потенциал электростатического поля. Разность потенциалов. Связь между напряженностью электростатического поля и разностью потенциалов. Электрическая емкость проводника и конденсатора. Емкость плоского конденсатора. Энергия электростатического поля заряженного конденсатора. Решение задач на применение закона сохранения электрического заряда и закона Кулона. Решение задач на определение напряженности и потенциала электростатического поля. Решение задач на применение формул заряженного конденсатора, энергии электрического поля конденсатора.
Законы постоянного электрического тока (3 ч)
Условия существования электрического тока. Электродвижущая сила. Стационарное электрическое поле. Электрический ток в металлах. Сверхпроводимость. Связь силы тока с зарядом электрона. Проводимость различных сред. Закон Ома для полной цепи. Электрические цепи с последовательным и параллельным соединением проводников. Применение законов постоянного тока. Термопара. Применение электропроводности жидкости. Применение вакуумных приборов. Применение газовых разрядов. Применение полупроводников. Решение задач на расчет сопротивления сложных электрических цепей. Решение задач на закон Ома для участка цепи, законов последовательного и параллельного соединения проводников. Решение задач на описание законов постоянного тока с использованием закона Джоуля-Ленца. Решение задач на описание постоянного электрического тока в электролитах.
Магнитное поле (3 ч)
Магнитное поле. Вектор магнитной индукции. Линии магнитной индукции. Магнитное поле тока. Действие магнитного поля на проводник с током. Действие магнитного поля на движущиеся заряженные частицы. Сила Ампера и сила Лоренца. Принцип действия электроизмерительных приборов. Магнитные свойства вещества. Решение задач на описание магнитного поля. Магнитная индукция, магнитный поток, сила Ампера и сила Лоренца. Решение комбинированных задач.
Оптика (3 ч)
Понятия и законы геометрической оптики. Законы распространения света. Ход лучей в зеркалах, призмах и линзах. Формула тонкой линзы. Оптические приборы. Волновые свойства света: интерференция, дифракция, дисперсия, поляризация. Скорость света и ее экспериментальное определение. Решение задач на применение законов геометрической оптики, формулы тонкой линзы, волновой оптики.
Квантовая и ядерная физика (3 ч)
Фотоэлектрический эффект. Законы фотоэффекта. Уравнение фотоэффекта. Волна де Бройля. Давление света. Соотношение неопределенностей Гейзенберга. Строение атома. Квантовые постулаты Бора. Радиоактивность. Протонно-нейтронная модель ядра. Энергия связи ядер. Дефект массы. Закон радиоактивного распада. Энергетический выход ядерных реакций. Деление ядер урана. Цепная реакция. Ядерный реактор. Ядерная энергетика. Энергия синтеза атомных ядер. Доза излучения. Элементарные частицы. Решение задач на применение формулы Планка, законов фотоэффекта, уравнения Эйнштейна. Решение задач на применение закона сохранения массового числа и электрического заряда.
№ | Наименование разделов и тем | Количество часов |
Лекции | Практика | Всего |
1. | Введение. Правила и приемы решения заданий | 1 | — | 1 |
2. | «Кинематика» | 1 | 2 | 3 |
3. | «Динамика» | 1 | 2 | 3 |
4. | «Законы сохранения в механике» | 1 | 2 | 3 |
5. | «Механические и электромагнитные колебания и волны» | 1 | 2 | 3 |
6. | «Основы молекулярно-кинетической теории» | 1 | 2 | 3 |
7. | «Термодинамика» | 1 | 2 | 3 |
8. | «Электростатика» | 1 | 2 | 3 |
9. | «Постоянный ток» | 1 | 2 | 3 |
10. | «Магнитное поле» | 1 | 2 | 3 |
11. | «Оптика» | 1 | 2 | 3 |
12. | «Квантовая и ядерная физика» | 1 | 2 | 3 |
Всего | 12 | 22 | 34 |
Тематическое планирование курса «Трудные вопросы ЕГЭ по физике» (34 ч.)
№ | Тема | Количество часов |
Раздел 1. Введение. Правила и приемы решения заданий | 1 |
1 | Введение. Правила и приемы решения заданий | 1 |
Раздел 2. Кинематика | 3 |
2 | Лекция по теме «Кинематика» | 1 |
3 | Решение заданий по теме «Кинематика» | 1 |
4 | Решение заданий по теме «Кинематика» | 1 |
Раздел 3. Динамика | 3 |
5 | Лекция по теме «Динамика» | 1 |
6 | Решение заданий по теме «Динамика» | 1 |
7 | Решение заданий по теме «Динамика» | 1 |
Раздел 4. Законы сохранения в механике | 3 |
8 | Лекция по теме «Законы сохранения в механике» | 1 |
9 | Решение заданий по теме «Законы сохранения в механике» | 1 |
10 | Решение заданий по теме «Законы сохранения в механике» | 1 |
Раздел 4. Механические и электромагнитные колебания и волны | 3 |
11 | Лекция по теме «Механические и электромагнитные колебания и волны» | 1 |
12 | Решение заданий по теме «Механические и электромагнитные колебания и волны» | 1 |
13 | Решение заданий по теме «Механические и электромагнитные колебания и волны» | 1 |
Раздел 5. Основы молекулярно-кинетической теории | 3 |
14 | Лекция по теме «Основы молекулярно-кинетической теории» | 1 |
15 | Решение заданий по теме «Основы молекулярно-кинетической теории» | 1 |
16 | Решение заданий по теме «Основы молекулярно-кинетической теории». | 1 |
Раздел 6. Термодинамика | 3 |
17 | Лекция по теме «Термодинамика» | 1 |
18 | Решение заданий по теме «Термодинамика» | 1 |
19 | Решение заданий по теме «Термодинамика» | 1 |
Раздел 7. Электростатика | 3 |
20 | Лекция по теме «Электростатика» | 1 |
21 | Решение заданий по теме «Электростатика» | 1 |
22 | Решение заданий по теме «Электростатика» | 1 |
Раздел 8. Постоянный ток | 3 |
23 | Лекция по теме «Постоянный ток» | 1 |
24 | Решение заданий по теме «Постоянный ток» | 1 |
25 | Решение заданий по теме «Постоянный ток» | 1 |
Раздел 9. Магнитное поле | 3 |
26 | Лекция по теме «Магнитное поле» | 1 |
27 | Решение заданий по теме «Магнитное поле» | 1 |
28 | Решение заданий по теме «Магнитное поле» | 1 |
Раздел 10. Оптика | 3 |
29 | Лекция по теме «Оптика» | 1 |
30 | Решение заданий по теме «Оптика» | 1 |
31 | Решение заданий по теме «Оптика» | 1 |
Раздел 11. Квантовая и ядерная физика | 3 |
32 | Лекция по теме «Квантовая и ядерная физика» | 1 |
33 | Решение заданий по теме «Квантовая и ядерная физика» | 1 |
34 | Решение заданий по теме «Квантовая и ядерная физика» | 1 |
Итого | 34 |
17