СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Трудные вопросы ЕГЭ по физике"

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная рабочая программа предназначена для учащихся 16-17 лет (10-11 классы).

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Трудные вопросы ЕГЭ по физике"»


  1. УМК для учащихся:

  2. Балашов В. А. Задачи по физике и методы их решения. – М.: Просвещение, 2003.- 345 с.

  3. Гольдфарб И. И. Сборник вопросов и задач по физике – М.: Высшая школа, 2000.- 280 с.

  4. Единый государственный экзамен 2012: Контрольные измерительные материалы: Физика/ Авт.-сост. В. А. Орлов, Н. К. Ханнанов.- М.: Просвещение, 2012.- 222 с.

  5. Моркотун В. Л. Физика. Все законы и формулы в таблицах. 7-11 кл.- М.: ВЛАДОС, 2007.- 160 с.

  6. Москалёв А. Н. Готовимся к единому государственному экзамену. Физика.- М.: Дрофа, 2012.- 224 с.

  7. Рымкевич А. П. Сборник задач по физике. – М.: Просвещение, 2008.- 159 с.

    1. Планируемые результаты освоения учебного предмета

Личностные результаты освоения курса:

  • в сфере отношений обучающихся к себе, к своему здоро­вью, к познанию себя — способность ставить цели и стро­ить жизненные планы; к отстаива­нию личного достоинства, собственного мнения, вырабатывать собственную позицию по отношению к общественно-политиче­ским событиям прошлого и настоящего на основе осознания и осмысления истории, духовных ценностей и достижений на­шей страны, к саморазвитию и самовоспитанию в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; принятие и реализация ценностей здорового и безо­пасного образа жизни, бережное, ответственное и компетент­ное отношение к собственному физическому и психологическо­му здоровью;

  • в сфере отношений обучающихся с окружающими людь­ми — нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей, толерантного сознания и поведе­ния в поликультурном мире, готовности и способности вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения; при­нятие гуманистических ценностей, осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мне­нию, мировоззрению; способности к сопереживанию и форми­рованию позитивного отношения к людям, в том числе к лицам с ограниченными возможностями здоровья и инвалидам;

  • в сфере отношений обучающихся к труду, в сфере соци­ально-экономических отношений — осознан­ный выбор будущей профессии как путь и способ реализации собственных жизненных планов; готовность обучающихся к трудовой профессиональной деятельности как к возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем; потребность трудиться, готовность к самообслуживанию, вклю­чая обучение и выполнение домашних обязанностей.

Метапредметные результаты освоения курса:

Выпускник научится:

  • самостоятельно определять цели, ставить и формулиро­вать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях;

  • оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематери­альные ресурсы, необходимые для достижения поставленной ранее цели;

  • сопоставлять имеющиеся возможности и необходимые для достижения цели ресурсы;

  • организовывать эффективный поиск ресурсов, необходи­мых для достижения поставленной цели;

  • определять несколько путей достижения поставленной цели;

  • выбирать оптимальный путь достижения цели с учетом эффективности расходования ресурсов и основываясь на сооб­ражениях этики и морали;

  • задавать параметры и критерии, по которым можно опре­делить, что цель достигнута;

  • сопоставлять полученный результат деятельности с по­ставленной заранее целью;

  • критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций;

  • распознавать и фиксировать противоречия в информаци­онных источниках;

  • использовать различные модельно-схематические сред­ства для представления выявленных в информационных источ­никах противоречий;

  • осуществлять развернутый информационный поиск и ста­вить на его основе новые (учебные и познавательные) задачи;

  • искать и находить обобщенные способы решения задач;

  • приводить критические аргументы как в отношении соб­ственного суждения, так и в отношении действий и суждений другого;

  • анализировать и преобразовывать проблемно-противоре­чивые ситуации;

  • выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск возможности широкого переноса средств и способов действия;

  • выстраивать индивидуальную образовательную траекто­рию, учитывая ограничения со стороны других участников и ресурсные ограничения;

  • менять и удерживать разные позиции в познавательной деятельности (быть учеником и учителем; формулировать обра­зовательный запрос и выполнять консультативные функции са­мостоятельно; ставить проблему и работать над ее решением; управлять совместной познавательной деятельностью и подчи­няться).

  • осуществлять деловую коммуникацию как со сверстника­ми, так и со взрослыми (как внутри образовательной организа­ции, так и за ее пределами);

  • при осуществлении групповой работы быть как руково­дителем, так и членом проектной команды в разных ролях (генератором идей, критиком, исполнителем, презентующим и т. д.);

  • развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных (устных и письменных) языковых средств;

  • распознавать конфликтогенные ситуации и предотвра­щать конфликты до их активной фазы;

  • координировать и выполнять работу в условиях виртуаль­ного взаимодействия (или сочетания реального и виртуально­го);

  • согласовывать позиции членов команды в процессе рабо­ты над общим продуктом/решением;

  • представлять публично результаты индивидуальной и групповой деятельности как перед знакомой, так и перед незна­комой аудиторией;

  • подбирать партнеров для деловой коммуникации, исходя из соображений результативности взаимодействия, а не лич­ных симпатий;

  • воспринимать критические замечания как ресурс соб­ственного развития;

  • точно и емко формулировать как критические, так и одоб­рительные замечания в адрес других людей в рамках деловой и образовательной коммуникации, избегая при этом личностных оценочных суждений.

    1. Содержание курса «Трудные вопросы ЕГЭ по физике»

Введение. Правила и приемы решения физических задач (1 ч)

Как работать над заданиями. Общие требования при решении физических задач. Этапы решения физической задачи. Работа с текстом задачи. Анализ физического явления. Различные приемы и способы решения физических задач: алгоритмы, аналогии, геометрические приемы.

Кинематика (3 ч)

Классическая механика — фундаментальная физиче­ская теория. Границы применимости классической механики. Механическое движение. Основные понятия классической ме­ханики: путь и перемещение, скорость, ускорение, масса, сила. Решение задач с использованием формул, устанавливающих взаимосвязь между основными кинематическими параметрами: уравнение прямолинейного равноускоренного движения, движение по окружности.


Динамика (3 ч)

Инерциальная система отсчета. Законы Ньютона. Закон все­мирного тяготения. Закон Гука, закон сухого трения. Принцип независимости действия сил. Принцип относительности Гали­лея. Импульс материальной точки и системы. Изменение и со­хранение импульса. Закон сохранения импульса. Механиче­ская энергия материальной точки и системы. Закон сохранения механической энергии. Работа силы. Небесная механика. Баллистика. Решение заданий на применение основных динамических законов (законов Ньютона). Решение задач на движение тела под действием нескольких сил. Задачи на применение закона всемирного тяготения, закона Гука.

Законы сохранения в механике (3 ч)

Закон всемирного тяготе­ния. Искусственные спутники Земли. Импульс. Закон со­хранения импульса. Реактивное движение. Решение задач на применение закона сохранения импульса и реактивного движения. Решение задач на применение закона сохранения и превращения механической энергии. Решение задач несколькими способами.

Механические и электромагнитные колебания и волны (3 ч)

Колебания груза на пру­жине. Свободные колебания. Маят­ник. Амплитуда, период, частота колебаний. Гармониче­ские колебания. Превращение энергии при колебательном движении. Затухающие колебания. Вынужденные колеба­ния. Резонанс. Распространение колебаний в упругих сре­дах. Поперечные и продольные волны. Длина волны. Связь длины волны со скоростью ее распространения и периодом (частотой). Звуковые волны. Скорость звука. Высота, тембр и громкость звука. Эхо. Колебательный контур. Превращение энергии в колебательном контуре. Период электромагнитных колебаний. Вынужденные электромагнитные колебания. Переменный электрический ток. Резистор, катушка индуктивности и конденсатор в цепи переменного тока. Генератор переменного тока. Трансформатор. Электромагнитное поле. Излучение и прием электромагнитных волн. Открытый колебательный кон­тур. Скорость электромагнитных волн. Электромагнитные волны. Решение задач на применение законов колебательного движения. Решение задач на применение формул, описывающих свободные колебания в колебательном контуре. Электромеханическая аналогия при решении задач на описание колебательных процессов. Решение задач на описание различных свойств электромагнитных волн.

Основы молекулярно-кинетической теории (3 ч)

Молекулярно-кинетическая теория (МКТ) строения ве­щества и её экспериментальные доказательства. Тепловые явле­ния. Макроскопическая система. Статистический и термодина­мический методы изучения макроскопических систем. Основ­ные положения молекулярно-кинетической теории строения вещества и их экспериментальное обоснование. Атомы и моле­кулы, их характеристики: размеры, масса. Молярная масса. Постоянная Авогадро. Количество вещества. Движение моле­кул. Броуновское движение. Диффузия. Скорость движения молекул. Скорость движения молекул и температура тела. Вза­имодействие молекул и атомов. Потенциальная энергия взаи­модействия молекул. Решение задач на применение уравнения Клапейрона-Менделеева, газовых законов для изопроцессов. Решение графических задач. Решение задач на определение относительной влажности.

Основы термодинамики (3 ч)

Основное уравнение молекулярно-­кинетической теории идеального газа. Уравнение состояния идеального газа. Изо­процессы. Газовые законы. Зависимость давления насыщенного пара от температуры. Аб­солютная и относительная влажность воздуха. Точка росы. Из­мерение влажности воздуха с помощью гигрометра и психро­метра. Строение твердого кристаллического тела. Кристаллическая решетка. Анизотропия свойств кристаллов. Деформация твердого тела. Механиче­ское напряжение. Закон Гука. Свойства поверхностного слоя жидкости. Поверхностное натяжение жидкостей. Капиллярность. Внутрен­няя энергия. Количество теплоты. Работа в термодинамике. Первый закон термодинамики. Применение первого закона термодинамики к изопроцессам. КПД теплового двигателя. Принцип работы холодильной машины. Решение комбинированных задач на применение первого закона термодинамики. Решение задач на определение КПД тепловых двигателей.

Электростатика (3 ч)

Два рода электрических зарядов. Электрические силы. Электризация тел. Закон сохранения электрического заряда. Закон Кулона. Напряженность электростатиче­ского поля. Принцип суперпозиции полей. Проводники и диэлектрики в электростатическом поле. Работа и потенциальная энергия электростатического поля. Потенциал электростатического поля. Разность потенциалов. Связь между напряженностью электростатического поля и раз­ностью потенциалов. Электрическая емкость проводника и конденсатора. Емкость плоского конденсатора. Энергия электростатического поля за­ряженного конденсатора. Решение задач на применение закона сохранения электрического заряда и закона Кулона. Решение задач на определение напряженности и потенциала электростатического поля. Решение задач на применение формул заряженного конденсатора, энергии электрического поля конденсатора.

Законы постоянного электрического тока (3 ч)

Условия существования электрического тока. Элек­тродвижущая сила. Стационарное электрическое поле. Элек­трический ток в металлах. Сверхпроводимость. Связь силы тока с зарядом электрона. Проводимость различных сред. За­кон Ома для полной цепи. Электрические цепи с последователь­ным и параллельным соединением проводников. Применение законов постоянного тока. Термопара. Применение электропро­водности жидкости. Применение вакуумных приборов. Приме­нение газовых разрядов. Применение полупроводников. Решение задач на расчет сопротивления сложных электрических цепей. Решение задач на закон Ома для участка цепи, законов последовательного и параллельного соединения проводников. Решение задач на описание законов постоянного тока с использованием закона Джоуля-Ленца. Решение задач на описание постоянного электрического тока в электролитах.

Магнитное поле (3 ч)

Магнитное поле. Вектор магнитной индукции. Линии маг­нитной индукции. Магнитное поле тока. Действие магнитного поля на проводник с током. Действие магнитного поля на дви­жущиеся заряженные частицы. Сила Ампера и сила Лоренца. Принцип действия электроизмерительных приборов. Магнит­ные свойства вещества. Решение задач на описание магнитного поля. Магнитная индукция, магнитный поток, сила Ампера и сила Лоренца. Решение комбинированных задач.

Оптика (3 ч)

Понятия и законы геометрической оптики. Законы распространения света. Ход лучей в зеркалах, призмах и лин­зах. Формула тонкой линзы. Оптические приборы. Волновые свойства света: интерференция, дифракция, дисперсия, поля­ризация. Скорость света и ее экспериментальное определение. Решение задач на применение законов геометрической оптики, формулы тонкой линзы, волновой оптики.

Квантовая и ядерная физика (3 ч)

Фотоэлектрический эф­фект. Законы фотоэффекта. Уравнение фотоэффекта. Волна де Бройля. Давление света. Соот­ношение неопределенностей Гейзенберга. Строение атома. Квантовые постулаты Бора. Радиоактивность. Протон­но-нейтронная модель ядра. Энергия связи ядер. Дефект массы. Закон радиоактивного распада. Энергетический выход ядерных реакций. Деление ядер урана. Цепная реакция. Ядерный реактор. Ядерная энергетика. Энергия синтеза атомных ядер. Доза излучения. Элементарные частицы. Решение задач на применение формулы Планка, законов фотоэффекта, уравнения Эйнштейна. Решение задач на применение закона сохранения массового числа и электрического заряда.











Наименование разделов и тем

Количество часов

Лекции

Практика

Всего

1.

Введение. Правила и приемы решения заданий

1

1

2.

«Кинематика»

1

2

3

3.

«Динамика»

1

2

3

4.

«Законы сохранения в механике»

1

2

3

5.

«Механические и электромагнитные колебания и волны»

1

2

3

6.

«Основы молекулярно-кинетической теории»

1

2

3

7.

«Термодинамика»

1

2

3

8.

«Электростатика»

1

2

3

9.

«Постоянный ток»

1

2

3

10.

«Магнитное поле»

1

2

3

11.

«Оптика»

1

2

3

12.

«Квантовая и ядерная физика»

1

2

3

Всего

12

22

34














    1. Тематическое планирование курса «Трудные вопросы ЕГЭ по физике» (34 ч.)



Тема

Количество часов

Раздел 1. Введение. Правила и приемы решения заданий

1

1

Введение. Правила и приемы решения заданий

1

Раздел 2. Кинематика

3

2

Лекция по теме «Кинематика»

1

3

Решение заданий по теме «Кинематика»

1

4

Решение заданий по теме «Кинематика»

1

Раздел 3. Динамика

3

5

Лекция по теме «Динамика»

1

6

Решение заданий по теме «Динамика»

1

7

Решение заданий по теме «Динамика»

1

Раздел 4. Законы сохранения в механике

3

8

Лекция по теме «Законы сохранения в механике»

1

9

Решение заданий по теме «Законы сохранения в механике»

1

10

Решение заданий по теме «Законы сохранения в механике»

1

Раздел 4. Механические и электромагнитные колебания и волны

3

11

Лекция по теме «Механические и электромагнитные колебания и волны»

1

12

Решение заданий по теме «Механические и электромагнитные колебания и волны»

1

13

Решение заданий по теме «Механические и электромагнитные колебания и волны»

1

Раздел 5. Основы молекулярно-кинетической теории

3

14

Лекция по теме «Основы молекулярно-кинетической теории»

1

15

Решение заданий по теме «Основы молекулярно-кинетической теории»

1

16

Решение заданий по теме «Основы молекулярно-кинетической теории».

1

Раздел 6. Термодинамика

3

17

Лекция по теме «Термодинамика»

1

18

Решение заданий по теме «Термодинамика»

1

19

Решение заданий по теме «Термодинамика»

1

Раздел 7. Электростатика

3

20

Лекция по теме «Электростатика»

1

21

Решение заданий по теме «Электростатика»

1

22

Решение заданий по теме «Электростатика»

1

Раздел 8. Постоянный ток

3

23

Лекция по теме «Постоянный ток»

1

24

Решение заданий по теме «Постоянный ток»

1

25

Решение заданий по теме «Постоянный ток»

1

Раздел 9. Магнитное поле

3

26

Лекция по теме «Магнитное поле»

1

27

Решение заданий по теме «Магнитное поле»

1

28

Решение заданий по теме «Магнитное поле»

1

Раздел 10. Оптика

3

29

Лекция по теме «Оптика»

1

30

Решение заданий по теме «Оптика»

1

31

Решение заданий по теме «Оптика»

1

Раздел 11. Квантовая и ядерная физика

3

32

Лекция по теме «Квантовая и ядерная физика»

1

33

Решение заданий по теме «Квантовая и ядерная физика»

1

34

Решение заданий по теме «Квантовая и ядерная физика»

1

Итого


34











































17



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!