Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
« Средняя общеобразовательная школа № 9»
Рассмотрено на заседании МО учителей начальных классов Протокол № ___ от «___»_________ 2021г. Руководитель МО ___________ | Согласовано заместитель директора по ВР _______ «__» __________ 2021 г. | Утверждаю директор школы ________ Н.В. Герман Приказ № ____ от «___» _________ 2021 г. | | |
Рабочая программа
по курсу внеурочной деятельности
общеинтеллектуального направления
«Шахматы»
3 класс
2021-2022 учебный год
Составитель: Никитина И. В.
учитель начальных классов
Троицк, 2021
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по шахматам адресована для учащихся первых – четвёртых классов средней общеобразовательной школы и составлена на основе авторской программы к завершённой предметной линии учебников «Шахматы в школе» для 1-4 классов под редакцией Е.А. Прудниковой, Е.И. Волковой., рекомендованной Министерством образования и науки Российской Федерации в соответствии с требованиями ФГОС начального общего образования и обеспечена УМК (учебники, методические рекомендации для учителя составлены авторами программы Е.А. Прудниковой, Е.И. Волковой ).
Реализация образовательной программы по предмету «Шахматы» может осуществляться как в очной, так и в дистанционной форме с применением электронного обучения и дистанционных технологий.
Цель программы.
Создание условий для личностного и интеллектуального развития учащихся, формирования общей культуры и организации содержательного досуга посредством обучения игре в шахматы.
Задачи:
Обучающие:
- формирование ключевых компетенций (коммуникативных, интеллектуальных, социальных) средством игры в шахматы;
- формирование критического мышления;
- формировать умение играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами без нарушений правил шахматного кодекса;
- умение находить простейшие тактические идеи и приемы и использовать их в практической игре;
- умение оценивать позицию и реализовать материальный перевес;
- овладение навыками игры в шахматы.
Развивающие:
- формирование конкретного системного мышления, развитие долговременной и оперативной памяти, концентрации внимания, творческого мышления;
- формирование творческих качеств личности (быстрота, гибкость, оригинальность, точность)
Воспитательные:
- формирование адекватной самооценки, самообладания, выдержки, воспитание уважения к чужому мнению; воспитывать потребность в здоровом образе жизни.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧАЩИМИСЯ ПРОГРАММЫ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
В процессе обучения и воспитания собственных установок, потребностей в значимой мотивации на соблюдение норм и правил здорового образа жизни, культуры здоровья у обучающихся формируются познавательные, личностные, регулятивные, коммуникативные универсальные учебные действия.
Основная образовательная программа учреждения предусматривает достижение следующих результатов образования:
личностные результаты – готовность и способность учащихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию, ценностно-смысловые установки выпускников, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества; сформированность основ российской, гражданской идентичности;
метапредметные результаты – освоенные учащимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные);
предметные результаты – освоенный учащимися в ходе изучения учебных предметов опыт специфической для каждой предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе современной научной картины мира.
Личностными результатами программы внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению “Шахматы” является формирование следующих умений:
Определять и высказывать простые и общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы);
В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.
Метапредметными результатами программы внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению “шахматы” – является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):
1. Регулятивные УУД:
Определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью учителя, а далее самостоятельно.
Проговаривать последовательность действий.
Учить высказывать своё предположение (версию) на основе данного задания, учить работать по предложенному учителем плану, а в дальнейшем уметь самостоятельно планировать свою деятельность.
Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала.
Учиться совместно с учителем и другими воспитанниками давать эмоциональную оценкудеятельности на занятии.
Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
2. Познавательные УУД:
Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя разные источники информации, свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятии.
Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всей команды.
Средством формирования этих действий служит учебный материал и задания.
3. Коммуникативные УУД:
Умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль. Слушать и понимать речь других.
Совместно договариваться о правилах общения и поведения в игре и следовать им.
Рост личностного, интеллектуального и социального развития ребёнка, развитие коммуникативных способностей, инициативности, толерантности, самостоятельности.
Приобретение теоретических знаний и практических навыков шахматной игре.
Освоение новых видов деятельности (дидактические игры и задания, игровые упражнения, соревнования).
4. Предметные результаты освоения программы курса.
Знать шахматные термины: белое и чёрное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр. Правильно определять и называть белые, чёрные шахматные фигуры; Правильно расставлять фигуры перед игрой; Сравнивать, находить общее и различие. Уметь ориентироваться на шахматной доске. Понимать информацию, представленную в виде текста, рисунков, схем.Знать названия шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, пешка. Шах, мат, пат, ничья, мат в один ход, длинная и короткая рокировка и её правила.
Правила хода и взятия каждой из фигур, «игра на уничтожение», лёгкие и тяжёлые фигуры, ладейные, коневые, слоновые, ферзевые, королевские пешки, взятие на проходе, превращение пешки.принципы игры в дебюте;
Основные тактические приемы; что означают термины: дебют, миттельшпиль, эндшпиль, темп, оппозиция, ключевые поля.
Грамотно располагать шахматные фигуры в дебюте; находить несложные тактические удары и проводить комбинации; точно разыгрывать простейшие окончания
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Учебно-методический комплект «Шахматы»-3 год обучения .
Программой предусматривается 34 учебных занятия, одно занятие в неделю. На основе ранее приобретенных знаний и умений ребята углубляют представления во всех трех стадиях шахматной партии. При этом из всего обилия шахматного материала отбирается не только доступный, но и максимально ориентированный на развитие учащихся материал.
Дети приобретают умение создавать и реализовывать матовые угрозы при небольшом материальном или позиционном перевесе. И только после этого дети практикуются в нахождении матовых шахматных комбинаций, когда к выигрышу ведет красивый тактический удар (жертвуется одна из фигур).
Теоритические основы и правила шахматной игры (21ч)
Сведения из истории шахмат.
Шахматная игра как спорт в международном сообществе; цели, задачи, оздоровительное и воспитательное значение шахмат. История зарождения соревнований по шахматам, системы проведения шахматных соревнований.
Базовые понятия шахматной игры.
Правила техники безопасности во время занятий шахматами, понятие о травмах и способах их предупреждения. Правила поведения шахматистов, шахматный этикет. Шахматные соревнования и правила их проведения.
Структура и содержание тренировочных занятий по шахматам. Основные термины и понятия в шахматной игре: белое и черное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, шахматные фигуры (ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король); ход и взятие каждой фигуры, нападение, начальное положение, ход, взятие, удар, взятие на проходе, длинная и короткая рокировка, шах, мат, пат, ничья, ценность шахматных фигур, сравнительная сила фигур, основные тактические приемы, шахматная партия, запись шахматной партии, основы дебюта, атака на рокировавшегося и нерокировавшегося короля в начале партии, атака при равносторонних и разносторонних рокировках, основы анализа шахматной партии, основы пешечных эндшпилей.
Практико-соревновательная деятельность (13ч)
Конкурсы решения позиций.
Соревнования.
Шахматный праздник
Данный вид деятельности включает в себя конкурсы решения позиций, спарринги, соревнования, шахматные праздники.
К концу третьего года обучения дети научатся:
принципам игры в дебюте;
основным тактическим приемам;
терминам дебют, миттельшпиль, эндшпиль, темп, оппозиция, ключевые поля.
грамотно располагать шахматные фигуры в дебюте;
находить несложные тактические приемы;
точно разыгрывать простейшие окончания.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Раздел 1. Повторение. |
1 | Повторение изученного материала. |
2 | Игровая практика. |
3 | Повторение изученного материала. |
4 | Практика матования одинокого короля (дети играют попарно). |
| 1 л 2 ОСНОВЫ ДЕБЮТА |
5 | Двух- и трехходовые партии. |
6 | Решение задания “Мат в 1 ход” |
7 | Невыгодность раннего ввода в игру ладей и ферзя. |
8 | Решение заданий “Поймай ладью”, “Поймай ферзя”. |
9 | Игра “на мат” с первых ходов партии. Детский мат. Защита. |
10 | Решение заданий. |
11 | Вариации на тему детского мата. Другие угрозы быстрого мата в дебюте. Защита. Как отражать скороспелый дебютный наскок противника. |
12 | Решение заданий |
13 | “Повторюшка-хрюшка” (черные копируют ходы белых). Наказание “повторюшек”. |
14 | Решение заданий. |
15 | Принципы игры в дебюте. Быстрейшее развитие фигур. Темпы. Гамбиты. |
16 | Решение задания “Выведи фигуру”. |
17 | Наказание за несоблюдение принципа быстрейшего развития фигур. “Пешкоедство”. Неразумность игры в дебюте одними пешками (с исключениями из правила). |
18 | Решение заданий. |
19 | Принципы игры в дебюте. Борьба за центр. Гамбит Эванса. Королевский гамбит. Ферзевый гамбит. |
20 | Решение заданий. |
21 | Принципы игры в дебюте. Безопасное положение короля. Рокировка. |
22 | Решение заданий. |
23 | Принципы игры в дебюте. Гармоничное пешечное расположение. Какие бывают пешки. |
24 | Решение заданий. |
25 | Связка в дебюте. Полная и неполная связка. |
26 | Решение заданий. |
27 | Очень коротко о дебютах. Открытые, полуоткрытые и закрытые дебюты. |
28 | Решение заданий. |
29 | Типичные комбинации в дебюте. |
30 | Типичные комбинации в дебюте (более сложные примеры). |
31 | Повторение программного материала. |
32 | Повторение программного материала. |
33 | Повторение программного материала. |
34 | Шахматный праздник |
| Всего: |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ. 3 КЛАСС
№ урока | Тема занятия | Содержание | Виды деятельности | | |
Раздел 1. Повторение | | |
1 | Повторение изученного материала. | Повторение программного материала, изученного за 2 год обучения | Просмотр диафильмов “Приключения в Шахматной стране. Первый шаг в мир шахмат” и “Книга шахматной мудрости. Второй шаг в мир шахмат”. Поля, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр. Ходы фигур, взятие. Рокировка. Превращение пешки. Взятие на проходе. Шах, мат, пат. Начальное положение. | | |
2 | Игровая практика. |
3 | Повторение изученного материала. | Шахматная нотация. Обозначение горизонталей, вертикалей, полей. Обозначение шахматных фигур и терминов. Запись начального положения. Краткая и полная шахматная нотация. Запись шахматной партии. Ценность шахматных фигур. Пример матования одинокого короля. Решение учебных положений на мат в два хода без жертвы материала и с жертвой материала (из учебника второго года обучения). | | |
4 | Практика матования одинокого короля (дети играют попарно). | Игровая практика с записью шахматной партии | | | |
| 1. ОСНОВЫ ДЕБЮТА | Игровая практика | | | |
5 | Двух- и трехходовые партии. | Выявление причин поражения в них одной из сторон. Дидактическое задание “Мат в 1 ход” (на втором либо третьем ходу партии). | | |
6 | Решение задания “Мат в 1 ход” |
7 | Невыгодность раннего ввода в игру ладей и ферзя. | Дидактические задания “Поймай ладью”, “Поймай ферзя”. | | |
8 | Решение заданий “Поймай ладью”, “Поймай ферзя”. | Дидактические задания “Поставь детский мат”, “Защитись от мата | | |
9 | Игра “на мат” с первых ходов партии. Детский мат. Защита. |
10 | Решение заданий. |
11 | Вариации на тему детского мата. Другие угрозы быстрого мата в дебюте. Защита. Как отражать скороспелый дебютный наскок противника. | Дидактические задания “Поставь детский мат”, “Мат в 1 ход”, “Защитись от мата”. | | |
12 | Решение заданий |
13 | “Повторюшка-хрюшка” (черные копируют ходы белых). Наказание “повторюшек”. | Дидактические задания “Поставь мат в 1 ход “повторюшке”, “Выиграй фигуру у “повторюшки”. | | |
14 | Решение заданий. |
15 | Принципы игры в дебюте. Быстрейшее развитие фигур. Темпы. Гамбиты. | Дидактическое задание “Выведи фигуру”. | | |
16 | Решение задания “Выведи фигуру”. |
17 | Наказание за несоблюдение принципа быстрейшего развития фигур. “Пешкоедство”. Неразумность игры в дебюте одними пешками (с исключениями из правила). | Дидактические задания “Мат в два хода”, “Выигрыш материала”, “Накажи “пешкоеда”, “Можно ли побить пешку?”. | | |
18 | Решение заданий. | | | |
19 | Принципы игры в дебюте. Борьба за центр. Гамбит Эванса. Королевский гамбит. Ферзевый гамбит. | Дидактические задания “Захвати центр”, “Выиграй фигуру”. | | |
20 | Решение заданий. |
21 | Принципы игры в дебюте. Безопасное положение короля. Рокировка. | Дидактические задания “Можно ли сделать рокировку?”, “В какую сторону можно рокировать?”, “Поставь мат в 1 ход нерокированному королю”, “Поставь мат в 2 хода нерокированному королю”, “Не получат ли белые мат в 1 ход, если рокируют?”. | | |
22 | Решение заданий. | | | |
23 | Принципы игры в дебюте. Гармоничное пешечное расположение. Какие бывают пешки. | Дидактические задания “Чем бить черную фигуру?”, “Сдвой противнику пешки”. | | |
24 | Решение заданий. | | | |
25 | Связка в дебюте. Полная и неполная связка. | Дидактические задания “Выиграй фигуру”, “Сдвой противнику пешки”, “Успешное развязывание”. | | |
26 | Решение заданий. | | | |
27 | Очень коротко о дебютах. Открытые, полуоткрытые и закрытые дебюты. | | | |
28 | Решение заданий. | | | |
29 | Типичные комбинации в дебюте. | Повторение программного материала, изученного за второй и третий год обучения | Дидактические игры и задания. Игровая практика. | | |
30 | Типичные комбинации в дебюте (более сложные примеры). |
31 | Повторение программного материала. |
32 | Повторение программного материала. |
33 | Повторение программного материала. Решение шахматных задач. |
34 | Шахматный праздник |
ИТОГО ЗА ГОД: 34 ЧАСА. | | |
14