СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельно общеинтеллектуального направления "Шахматы" 3 класс 2021-2022 учебный год

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности общеинтеллектуального напрвления "Шахматы" для 3 класса составлена на основе авторской программы "Шахматы в школе" под редакцией У.А. Прудниковой, Е.И. Волковой

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по курсу внеурочной деятельно общеинтеллектуального направления "Шахматы" 3 класс 2021-2022 учебный год»



Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

« Средняя общеобразовательная школа № 9»

Рассмотрено

на заседании МО

учителей начальных классов

Протокол № ___ от

«___»_________ 2021г.

Руководитель МО

___________




Согласовано

заместитель директора по ВР

_______



«__» __________ 2021 г.


Утверждаю

директор школы

________ Н.В. Герман


Приказ № ____

от «___» _________ 2021 г.






Рабочая программа

по курсу внеурочной деятельности

общеинтеллектуального направления

«Шахматы»

3 класс

2021-2022 учебный год

Составитель: Никитина И. В.

учитель начальных классов

Троицк, 2021





ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по шахматам адресована для учащихся первых – четвёртых классов средней общеобразовательной школы и составлена на основе авторской программы к завершённой предметной линии учебников «Шахматы в школе» для 1-4 классов под редакцией Е.А. Прудниковой, Е.И. Волковой., рекомендованной Министерством образования и науки Российской Федерации в соответствии с требованиями ФГОС начального общего образования и обеспечена УМК (учебники, методические рекомендации для учителя составлены авторами программы Е.А. Прудниковой, Е.И. Волковой ).

Реализация образовательной программы по предмету «Шахматы» может осуществляться как в очной, так и в дистанционной форме с применением электронного обучения и дистанционных технологий.


Цель программы.

Создание условий для личностного и интеллектуального развития учащихся, формирования общей культуры и организации содержательного досуга посредством обучения игре в шахматы.

Задачи:

Обучающие:

- формирование ключевых компетенций (коммуникативных, интеллектуальных, социальных) средством игры в шахматы;

- формирование критического мышления;

- формировать умение играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами без нарушений правил шахматного кодекса;

- умение находить простейшие тактические идеи и приемы и использовать их в практической игре;

- умение оценивать позицию и реализовать материальный перевес;

- овладение навыками игры в шахматы.

Развивающие:

- формирование конкретного системного мышления, развитие долговременной и оперативной памяти, концентрации внимания, творческого мышления;

- формирование творческих качеств личности (быстрота, гибкость, оригинальность, точность)

Воспитательные:

- формирование адекватной самооценки, самообладания, выдержки, воспитание уважения к чужому мнению; воспитывать потребность в здоровом образе жизни.







ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧАЩИМИСЯ ПРОГРАММЫ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

В процессе обучения и воспитания собственных установок, потребностей в значимой мотивации на соблюдение норм и правил здорового образа жизни, культуры здоровья у обучающихся формируются познавательные, личностные, регулятивные, коммуникативные универсальные учебные действия.

Основная образовательная программа учреждения предусматривает достижение следующих результатов образования:

личностные результаты – готовность и способность учащихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию, ценностно-смысловые установки выпускников, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества; сформированность основ российской, гражданской идентичности;

метапредметные результаты – освоенные учащимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные);

предметные результаты – освоенный учащимися в ходе изучения учебных предметов опыт специфической для каждой предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе современной научной картины мира.

Личностными результатами программы внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению “Шахматы” является формирование следующих умений:

Определять и высказывать простые и общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы);

В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.

Метапредметными результатами программы внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению “шахматы” – является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):

1. Регулятивные УУД:

Определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью учителя, а далее самостоятельно.

Проговаривать последовательность действий.

Учить высказывать своё предположение (версию) на основе данного задания, учить работать по предложенному учителем плану, а в дальнейшем уметь самостоятельно планировать свою деятельность.

Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала.

Учиться совместно с учителем и другими воспитанниками давать эмоциональную оценкудеятельности на занятии.

Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

2. Познавательные УУД:

Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя разные источники информации, свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятии.

Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всей команды.

Средством формирования этих действий служит учебный материал и задания.

3. Коммуникативные УУД:

Умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль. Слушать и понимать речь других.

Совместно договариваться о правилах общения и поведения в игре и следовать им.

Рост личностного, интеллектуального и социального развития ребёнка, развитие коммуникативных способностей, инициативности, толерантности, самостоятельности.

Приобретение теоретических знаний и практических навыков шахматной игре.

Освоение новых видов деятельности (дидактические игры и задания, игровые упражнения, соревнования).

4. Предметные результаты освоения программы курса.

Знать шахматные термины: белое и чёрное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр. Правильно определять и называть белые, чёрные шахматные фигуры; Правильно расставлять фигуры перед игрой; Сравнивать, находить общее и различие. Уметь ориентироваться на шахматной доске. Понимать информацию, представленную в виде текста, рисунков, схем.Знать названия шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, пешка. Шах, мат, пат, ничья, мат в один ход, длинная и короткая рокировка и её правила.

Правила хода и взятия каждой из фигур, «игра на уничтожение», лёгкие и тяжёлые фигуры, ладейные, коневые, слоновые, ферзевые, королевские пешки, взятие на проходе, превращение пешки.принципы игры в дебюте;

Основные тактические приемы; что означают термины: дебют, миттельшпиль, эндшпиль, темп, оппозиция, ключевые поля.

Грамотно располагать шахматные фигуры в дебюте; находить несложные тактические удары и проводить комбинации; точно разыгрывать простейшие окончания



СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

Учебно-методический комплект «Шахматы»-3 год обучения .

Программой предусматривается 34 учебных занятия, одно занятие в неделю. На основе ранее приобретенных знаний и умений ребята углубляют представления во всех трех стадиях шахматной партии. При этом из всего обилия шахматного материала отбирается не только доступный, но и максимально ориентированный на развитие учащихся материал.

Дети приобретают умение создавать и реализовывать матовые угрозы при небольшом материальном или позиционном перевесе. И только после этого дети практикуются в нахождении матовых шахматных комбинаций, когда к выигрышу ведет красивый тактический удар (жертвуется одна из фигур).

Теоритические основы и правила шахматной игры (21ч)

Сведения из истории шахмат.


Шахматная игра как спорт в международном сообществе; цели, задачи, оздоровительное и воспитательное значение шахмат. История зарождения соревнований по шахматам, системы проведения шахматных соревнований.

Базовые понятия шахматной игры.

Правила техники безопасности во время занятий шахматами, понятие о травмах и способах их предупреждения. Правила поведения шахматистов, шахматный этикет. Шахматные соревнования и правила их проведения.

Структура и содержание тренировочных занятий по шахматам. Основные термины и понятия в шахматной игре: белое и черное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, шахматные фигуры (ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король); ход и взятие каждой фигуры, нападение, начальное положение, ход, взятие, удар, взятие на проходе, длинная и короткая рокировка, шах, мат, пат, ничья, ценность шахматных фигур, сравнительная сила фигур, основные тактические приемы, шахматная партия, запись шахматной партии, основы дебюта, атака на рокировавшегося и нерокировавшегося короля в начале партии, атака при равносторонних и разносторонних рокировках, основы анализа шахматной партии, основы пешечных эндшпилей.

Практико-соревновательная деятельность (13ч)

Конкурсы решения позиций.

Соревнования.

Шахматный праздник

Данный вид деятельности включает в себя конкурсы решения позиций, спарринги, соревнования, шахматные праздники.


К концу третьего года обучения дети научатся:

  • принципам игры в дебюте;

  • основным тактическим приемам;

  • терминам дебют, миттельшпиль, эндшпиль, темп, оппозиция, ключевые поля.

  • грамотно располагать шахматные фигуры в дебюте;

  • находить несложные тактические приемы;

  • точно разыгрывать простейшие окончания.


















ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


Раздел 1. Повторение.

1

Повторение изученного материала.

2

Игровая практика.

3

Повторение изученного материала.

4

Практика матования одинокого короля (дети играют попарно).


1 л 2 ОСНОВЫ ДЕБЮТА

5

Двух- и трехходовые партии.

6

Решение задания “Мат в 1 ход”

7

Невыгодность раннего ввода в игру ладей и ферзя.

8

Решение заданий “Поймай ладью”, “Поймай ферзя”.

9

Игра “на мат” с первых ходов партии. Детский мат. Защита.

10

Решение заданий.

11

Вариации на тему детского мата. Другие угрозы быстрого мата в дебюте. Защита. Как отражать скороспелый дебютный наскок противника.

12

Решение заданий

13

“Повторюшка-хрюшка” (черные копируют ходы белых). Наказание “повторюшек”.

14

Решение заданий.

15

Принципы игры в дебюте. Быстрейшее развитие фигур. Темпы. Гамбиты.

16

Решение задания “Выведи фигуру”.

17

Наказание за несоблюдение принципа быстрейшего развития фигур. “Пешкоедство”. Неразумность игры в дебюте одними пешками (с исключениями из правила).

18

Решение заданий.

19

Принципы игры в дебюте. Борьба за центр. Гамбит Эванса. Королевский гамбит. Ферзевый гамбит.

20

Решение заданий.

21

Принципы игры в дебюте. Безопасное положение короля. Рокировка.

22

Решение заданий.

23

Принципы игры в дебюте. Гармоничное пешечное расположение. Какие бывают пешки.

24

Решение заданий.

25

Связка в дебюте. Полная и неполная связка.

26

Решение заданий.

27

Очень коротко о дебютах. Открытые, полуоткрытые и закрытые дебюты.

28

Решение заданий.

29

Типичные комбинации в дебюте.

30

Типичные комбинации в дебюте (более сложные примеры).

31

Повторение программного материала.

32

Повторение программного материала.

33

Повторение программного материала.

34

Шахматный праздник


Всего:


























КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ. 3 КЛАСС



урока

Тема занятия

Содержание

Виды деятельности



Раздел 1. Повторение



1

Повторение изученного материала.

Повторение программного материала, изученного за 2 год обучения

Просмотр диафильмов “Приключения в Шахматной стране. Первый шаг в мир шахмат” и “Книга шахматной мудрости. Второй шаг в мир шахмат”. Поля, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр. Ходы фигур, взятие. Рокировка. Превращение пешки. Взятие на проходе. Шах, мат, пат. Начальное положение.



2

Игровая практика.

3

Повторение изученного материала.

Шахматная нотация. Обозначение горизонталей, вертикалей, полей. Обозначение шахматных фигур и терминов. Запись начального положения. Краткая и полная шахматная нотация. Запись шахматной партии. Ценность шахматных фигур. Пример матования одинокого короля. Решение учебных положений на мат в два хода без жертвы материала и с жертвой материала (из учебника второго года обучения).



4

Практика матования одинокого короля (дети играют попарно).

Игровая практика с записью шахматной партии





1. ОСНОВЫ ДЕБЮТА

Игровая практика




5

Двух- и трехходовые партии.

Выявление причин поражения в них одной из сторон. Дидактическое задание “Мат в 1 ход” (на втором либо третьем ходу партии).



6

Решение задания “Мат в 1 ход”

7

Невыгодность раннего ввода в игру ладей и ферзя.

Дидактические задания “Поймай ладью”, “Поймай ферзя”.



8

Решение заданий “Поймай ладью”, “Поймай ферзя”.

Дидактические задания “Поставь детский мат”, “Защитись от мата



9

Игра “на мат” с первых ходов партии. Детский мат. Защита.

10

Решение заданий.

11

Вариации на тему детского мата. Другие угрозы быстрого мата в дебюте. Защита. Как отражать скороспелый дебютный наскок противника.

Дидактические задания “Поставь детский мат”, “Мат в 1 ход”, “Защитись от мата”.



12

Решение заданий

13

“Повторюшка-хрюшка” (черные копируют ходы белых). Наказание “повторюшек”.

Дидактические задания “Поставь мат в 1 ход “повторюшке”, “Выиграй фигуру у “повторюшки”.



14

Решение заданий.

15

Принципы игры в дебюте. Быстрейшее развитие фигур. Темпы. Гамбиты.

Дидактическое задание “Выведи фигуру”.




16

Решение задания “Выведи фигуру”.

17

Наказание за несоблюдение принципа быстрейшего развития фигур. “Пешкоедство”. Неразумность игры в дебюте одними пешками (с исключениями из правила).

Дидактические задания “Мат в два хода”, “Выигрыш материала”, “Накажи “пешкоеда”, “Можно ли побить пешку?”.



18

Решение заданий.




19

Принципы игры в дебюте. Борьба за центр. Гамбит Эванса. Королевский гамбит. Ферзевый гамбит.

Дидактические задания “Захвати центр”, “Выиграй фигуру”.



20

Решение заданий.

21

Принципы игры в дебюте. Безопасное положение короля. Рокировка.

Дидактические задания “Можно ли сделать рокировку?”, “В какую сторону можно рокировать?”, “Поставь мат в 1 ход нерокированному королю”, “Поставь мат в 2 хода нерокированному королю”, “Не получат ли белые мат в 1 ход, если рокируют?”.



22

Решение заданий.




23

Принципы игры в дебюте. Гармоничное пешечное расположение. Какие бывают пешки.

Дидактические задания “Чем бить черную фигуру?”, “Сдвой противнику пешки”.



24

Решение заданий.




25

Связка в дебюте. Полная и неполная связка.

Дидактические задания “Выиграй фигуру”, “Сдвой противнику пешки”, “Успешное развязывание”.



26

Решение заданий.




27

Очень коротко о дебютах. Открытые, полуоткрытые и закрытые дебюты.




28

Решение заданий.




29

Типичные комбинации в дебюте.

Повторение программного материала, изученного за второй и третий год обучения

Дидактические игры и задания. Игровая практика.



30

Типичные комбинации в дебюте (более сложные примеры).

31

Повторение программного материала.

32

Повторение программного материала.

33

Повторение программного материала. Решение шахматных задач.

34

Шахматный праздник

ИТОГО ЗА ГОД: 34 ЧАСА.




14


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!