СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Развитие функциональной грамотности» Модуль «Основы математической грамотности» 5 класс, ФГОС ООО

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная  программа предназначена для формирования математической грамотности обучающихся  5 класса . Используется во внеурочной деятельности . Программа составлена на основе методических рекомендаций института ИСРОРАО по формированию математической грамотности обучающихся 5 -9 классов.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Развитие функциональной грамотности» Модуль «Основы математической грамотности» 5 класс, ФГОС ООО»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 43» г. Новосибирска


«Рассмотрено»


Руководитель МО


________/___________/


Протокол № ___



от «__»______________2022 г.




«Утверждаю»


Директор МБОУ СОШ №43

.

________/___________ /





от «__»____________2022 г.







Рабочая программа

по курсу внеурочной деятельности

«Развитие функциональной грамотности»

Модуль «Основы математической грамотности»

5 класс, ФГОС ООО

для обучающихся 5-х классов

на 2022-2023 учебный год.











Составитель:

учитель математики высшей категории

Картопольцева Т. Н.



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Общая характеристика курса внеурочной деятельности

«Основы математической грамотности»

Рабочая программа курса для обучающихся 5 классов разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования с учётом и современных мировых требований, предъявляемых к математическому образованию, и традиций российского образования, которые обеспечивают овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу для непрерывного образования и саморазвития, а также целостность общекультурного, личностного и познавательного развития обучающихся. В рабочей программе учтены идеи и положения Концепции развития математического образования в Российской Федерации.

Курс «Основы математической грамотности» является одним из модулей программы «Развитие функциональной грамотности».

«Математическая грамотность – это способность индивидуума проводить математические рассуждения и формулировать, применять, интерпретировать математику для решения проблем в разнообразных контекстах реального мира. Она включает использование математических понятий, процедур, фактов и инструментов, чтобы описать, объяснить и предсказать явления. Она помогает людям понять роль математики в мире, высказывать хорошо обоснованные суждения и принимать решения, которые необходимы конструктивному, активному и размышляющему гражданину.»

В настоящее время существует объективная необходимость практической ориентации школьного курса математики. Выбор продиктован противоречием между требованиями к развитию личности школьников и уровнем подготовки математической грамотности учащихся.

Математическая грамотность включает в себя навыки поиска и интерпретации математической информации, решения математических задач в различных жизненных ситуациях. Информация может быть представлена в виде рисунков, цифр, математических символов, формул, диаграмм, карт, таблиц, текста, а также может быть показана с помощью технических способов визуализации материала.


Существуют три составляющих математической грамотности:

  1. Умение находить и отбирать информацию

Практически в любой ситуации человек должен уметь найти и отобрать необходимую информацию, отвечающую заданным требованиям. Эти навыки тесно связаны с пониманием информации и умением осуществлять простые арифметические действия.



  1. Производить арифметические действия и применять их для решения конкретных задач

В некоторых ситуациях человек должен быть знаком с математическими методами, процедурами и правилами. Использование информации предполагает умение производить различные вычисления и подсчеты, отбирать и упорядочивать информацию, использовать измерительные приборы, а также применять формулы.



  1. Интерпретировать, оценивать и анализировать данные

Интерпретация включает в себя понимание значения информации, умение делать выводы на основе математических или статистических данных. Это также необходимо для оценки информации и формирования своего мнения. Например, при распознавании тенденций, изменений и различий в графиках. Навыки интерпретации могут быть связаны не только с численной информацией (цифрами и статистическими данными), но и с более широкими математическими и статистическими понятиями такими, как темп изменений, пропорции, расчет дивидендов, выборка, ошибка, корреляция, возможные риски и причинные связи.

Навыки оценки и анализа данных могут понадобиться при решении конкретных проблем в условиях технически насыщенной среды. Например, при обработке первичной количественной информации, извлечении и объединении данных из многочисленных источников после оценки их соответствия текущим задачам (в том числе сравнение информации из различных источников).

В реальной жизни все три группы навыков могут быть задействованы одновременно.

Важной характеристикой математической грамотности являются коммуникативные навыки. Человек должен уметь представлять и разъяснять математическую информацию, описывать результаты своих действий, интерпретировать, обосновывать логику своего анализа или оценки. Делать это как устно, так и письменно (от простых чисел и слов до развернутых детальных объяснений), а также с помощью рисунков (диаграмм, карт, графиков) и различных компьютерных средств. Вместе с тем базовый уровень является недостаточным для реализации данного положения, что и определяет актуальность решения прикладных задач в дополнительном учебном курсе.

Наряду с принципами научности, непрерывности, интегрированности и дифференцированности, образование в настоящий момент акцентируется на развитии обучающихся, упирающемся на личностно-ориентированном обучении, гармонизацию и гуманизацию образовательного процесса. Межпредметная связь повышает научность обучения, доступность.

Программа составлена на основе методических рекомендаций «ИНСТИТУТА СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ ОБРАЗОВАНИЯ» по формированию математической грамотности обучающихся 5-9-х классов с использованием открытого банка заданий на цифровой платформе

ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА внеурочной деятельности

Цель обучения – формирование математической грамотности учащихся, в том числе в интеграции с другими предметами, развитие интеллектуального уровня учащихся на основе общечеловеческих ценностей и лучших традиций национальной культуры. Программа нацелена на развитие способности человека

формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах.

Задачи:

  1. распознавать проблемы, возникающие в окружающей действительности, которые могут быть решены средствами математики;

  2. формулировать эти проблемы на языке математики;

  3. решать эти проблемы, используя математические факты и методы;

  4. анализировать использованные методы решения;

  5. интерпретировать полученные результаты с учетом поставленной проблемы.

Математическая грамотность как компонент предметной функциональной грамотности включает следующие характеристики :

1. Понимание обучающимся необходимости математических знаний для решения учебных и жизненных задач; оценка разнообразных учебных ситуаций (контекстов), которые требуют применения математических знаний, умений.

2. Способность устанавливать математические отношения и зависимости, работать с математической информацией: применять умственные операции, математические методы.

3. Владение математическими фактами (принадлежность, истинность, контрпример), использование математического языка для решения учебных задач, построения математических суждений.

Составляющая математической функциональной грамотности — понимание учеником необходимости математических знаний для решения учебных и жизненных задач; оценка разнообразных учебных ситуаций (контекстов), которые требуют применения математических знаний, умений.

Реализацию этой составляющей в программе обеспечивает комплекс из шести групп математических заданий:

  1. Учебные задачи показывающие перспективу их практического использования в повседневной жизни.

  2. Упражнения, связанные с решением при помощи арифметических знаний проблем, возникающих в повседневной жизни. 

  3. Упражнения на решение проблем и ситуаций, связанных с ориентацией на плоскости и в пространстве на основе знаний о геометрических фигурах, их измерении.

  4. Упражнения на решение разнообразных задач, связанных с бытовыми жизненными ситуациями (покупка, измерение, взвешивание и др.)

  5. Задачи и упражнения на оценку правильности решения на основе житейских представлений

  6. Задания на распознавание, выявление, формулирование проблем, которые возникают в окружающей действительности и могут быть решены средствами математики.

Вторая составляющая математической функциональной грамотности — способность устанавливать математические отношения и зависимости, работать с математической информацией: применять умственные операции, математические методы.

  1. Упражнения на понимание и интерпретацию различных отношений между математическими понятиями — работа с математическими объектами.

  2. Упражнения на сравнение, соотнесение, преобразование и обобщение информации о математических объектах — числах, величинах, геометрических фигурах.

  3. Упражнения на выполнение вычислений, расчетов, прикидок, оценки величин, на овладение математическими методами для решения учебных задач.

Третья составляющая математической функциональной грамотности младших школьников — овладение математическим языком, применение его для решения учебных задач, построение математических суждений, работа с математическими фактами.

Реализацию этой составляющей могут обеспечить следующие группы математических заданий.

  1. Задания на понимание и применение математической символики и терминологии.

  2. Задания, направленные на построение математических суждений

МЕСТО УЧЕБНОГО КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

Согласно учебному плану МБОУ СОШ № 43 на изучение курса внеурочной деятельности «Развитие функциональной грамотности»

Модуль «Основы математической грамотности» в 5 классе отводит 1 час в неделю, всего  35 учебных часов.


























Планируемые результаты обучения

  1. Метапредметные и предметные



  • уметь работать на уровне узнавания и понимания, на уровне понимания и применения;

  • уметь находить и извлекать математическую информацию в различном контексте;

  • уметь применять математические знания для решения разного рода проблем

  • распознавать проблемы, которые возникают в окружающей действительности и могут быть решены средствами математики;

  • формулировать эти проблемы на языке математики;

  • решать проблемы, используя математические факты и методы;

  • анализировать использованные методы решения;

  • интерпретировать полученные результаты с учетом поставленной проблемы;

  • формулировать и записывать результаты решения.



  1. Личностные

Уметь:

  • объяснять гражданскую позицию в конкретных ситуациях общественной жизни на основе математических знаний с позиции норм морали и общечеловеческих ценностей

  • строить монологическую письменную речь, участвовать в дискуссиях;

  • создавать команду и работать в команде при осуществлении мини-проектов;

  • формировать портфель достижений школьника, принимая участие в олимпиадах, викторинах




















СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА внеурочной деятельности

Тема раздела

Содержание раздела

Кол-во часов

Тема №1. «Числа»

Как люди научились считать. Из науки о числах. Из истории развития арифметики. Почему нашу запись называют десятичной. Составление числовых выражений. Действия над натуральными числами. Как свойства действий помогают вычислять. Приёмы рациональных вычислений. Логические и традиционные головоломки. Числовые ребусы.


4

Тема №2. «Четность»

Свойства четных и нечетных чисел. Использование свойств четности в решении олимпиадных задач. Изображение фигур, не отрывая карандаша от бумаги и четность. Использование четности при прохождении лабиринтов.


4

Тема №3. «Геометрия в пространстве»

Задачи со спичками.

Куб. Параллелепипед.

Развертки фигур. Узлы на веревке.


4

Тема №4. «Переливание. Взвешивание»

Задачи на переливание. Задачи на взвешивание. Оплата без сдачи и размена монет.


6

Тема №5 «Логические задачи»

Верные и неверные утверждения. Логические задачи. Задачи- шутки.

Математические фокусы. Математические игры.


4

Тема №6 «Элементы комбинаторики»

Формулы комбинаторики.

Решение комбинаторных задач.


2

Тема №7 «Геометрия на клетчатой бумаге»

Рисование фигур на клетчатой бумаге Разрезание фигур на равные части.

Игры с пентамино.

4

Тема №8 «Олимпиадные задачи»

Решение олимпиадных задач различных конкурсов

5

Повторение

Защита мини-проектов

2


ИТОГО:

35





Используемая литература:

  1. И.Ф.Шарыгин, А.В. Шевкин «Задачи на смекалку».

  2. Н.К. Антонович «Как научиться решать занимательные задачи».

  3. Е.В. Смыкалова «Математика (дополнительные главы) 5 класс».

  4. Н.П. Кострикина «Задачи повышенной трудности в курсе математики 5-6 классов».

  5. Ю.М. Колягина «Поисковые задачи по математике (5-6 классы)».

  6. Г.И. Григорьева «Подготовка школьников к олимпиадам по математике: 5-6 классы».

Используемые ресурсы:

  1. https://etudes.ru/

  2. http://free-math.ru/

  3. http://www.zaba.ru/

  4. https://mathus.ru/math/

  5. https://skysmart.ru/

  6. https://uchi.ru/


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!