Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 43» г. Новосибирска
«Рассмотрено» Руководитель МО ________/___________/ Протокол № ___ от «__»______________2022 г. | | «Утверждаю» Директор МБОУ СОШ №43 . ________/___________ / от «__»____________2022 г. |
Рабочая программа
по курсу внеурочной деятельности
«Развитие функциональной грамотности»
Модуль «Основы математической грамотности»
5 класс, ФГОС ООО
для обучающихся 5-х классов
на 2022-2023 учебный год.
Составитель:
учитель математики высшей категории
Картопольцева Т. Н.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Общая характеристика курса внеурочной деятельности
«Основы математической грамотности»
Рабочая программа курса для обучающихся 5 классов разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования с учётом и современных мировых требований, предъявляемых к математическому образованию, и традиций российского образования, которые обеспечивают овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу для непрерывного образования и саморазвития, а также целостность общекультурного, личностного и познавательного развития обучающихся. В рабочей программе учтены идеи и положения Концепции развития математического образования в Российской Федерации.
Курс «Основы математической грамотности» является одним из модулей программы «Развитие функциональной грамотности».
«Математическая грамотность – это способность индивидуума проводить математические рассуждения и формулировать, применять, интерпретировать математику для решения проблем в разнообразных контекстах реального мира. Она включает использование математических понятий, процедур, фактов и инструментов, чтобы описать, объяснить и предсказать явления. Она помогает людям понять роль математики в мире, высказывать хорошо обоснованные суждения и принимать решения, которые необходимы конструктивному, активному и размышляющему гражданину.»
В настоящее время существует объективная необходимость практической ориентации школьного курса математики. Выбор продиктован противоречием между требованиями к развитию личности школьников и уровнем подготовки математической грамотности учащихся.
Математическая грамотность включает в себя навыки поиска и интерпретации математической информации, решения математических задач в различных жизненных ситуациях. Информация может быть представлена в виде рисунков, цифр, математических символов, формул, диаграмм, карт, таблиц, текста, а также может быть показана с помощью технических способов визуализации материала.
Существуют три составляющих математической грамотности:
Умение находить и отбирать информацию
Практически в любой ситуации человек должен уметь найти и отобрать необходимую информацию, отвечающую заданным требованиям. Эти навыки тесно связаны с пониманием информации и умением осуществлять простые арифметические действия.
Производить арифметические действия и применять их для решения конкретных задач
В некоторых ситуациях человек должен быть знаком с математическими методами, процедурами и правилами. Использование информации предполагает умение производить различные вычисления и подсчеты, отбирать и упорядочивать информацию, использовать измерительные приборы, а также применять формулы.
Интерпретировать, оценивать и анализировать данные
Интерпретация включает в себя понимание значения информации, умение делать выводы на основе математических или статистических данных. Это также необходимо для оценки информации и формирования своего мнения. Например, при распознавании тенденций, изменений и различий в графиках. Навыки интерпретации могут быть связаны не только с численной информацией (цифрами и статистическими данными), но и с более широкими математическими и статистическими понятиями такими, как темп изменений, пропорции, расчет дивидендов, выборка, ошибка, корреляция, возможные риски и причинные связи.
Навыки оценки и анализа данных могут понадобиться при решении конкретных проблем в условиях технически насыщенной среды. Например, при обработке первичной количественной информации, извлечении и объединении данных из многочисленных источников после оценки их соответствия текущим задачам (в том числе сравнение информации из различных источников).
В реальной жизни все три группы навыков могут быть задействованы одновременно.
Важной характеристикой математической грамотности являются коммуникативные навыки. Человек должен уметь представлять и разъяснять математическую информацию, описывать результаты своих действий, интерпретировать, обосновывать логику своего анализа или оценки. Делать это как устно, так и письменно (от простых чисел и слов до развернутых детальных объяснений), а также с помощью рисунков (диаграмм, карт, графиков) и различных компьютерных средств. Вместе с тем базовый уровень является недостаточным для реализации данного положения, что и определяет актуальность решения прикладных задач в дополнительном учебном курсе.
Наряду с принципами научности, непрерывности, интегрированности и дифференцированности, образование в настоящий момент акцентируется на развитии обучающихся, упирающемся на личностно-ориентированном обучении, гармонизацию и гуманизацию образовательного процесса. Межпредметная связь повышает научность обучения, доступность.
Программа составлена на основе методических рекомендаций «ИНСТИТУТА СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ ОБРАЗОВАНИЯ» по формированию математической грамотности обучающихся 5-9-х классов с использованием открытого банка заданий на цифровой платформе
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА внеурочной деятельности
Цель обучения – формирование математической грамотности учащихся, в том числе в интеграции с другими предметами, развитие интеллектуального уровня учащихся на основе общечеловеческих ценностей и лучших традиций национальной культуры. Программа нацелена на развитие способности человека
формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах.
Задачи:
распознавать проблемы, возникающие в окружающей действительности, которые могут быть решены средствами математики;
формулировать эти проблемы на языке математики;
решать эти проблемы, используя математические факты и методы;
анализировать использованные методы решения;
интерпретировать полученные результаты с учетом поставленной проблемы.
Математическая грамотность как компонент предметной функциональной грамотности включает следующие характеристики :
1. Понимание обучающимся необходимости математических знаний для решения учебных и жизненных задач; оценка разнообразных учебных ситуаций (контекстов), которые требуют применения математических знаний, умений.
2. Способность устанавливать математические отношения и зависимости, работать с математической информацией: применять умственные операции, математические методы.
3. Владение математическими фактами (принадлежность, истинность, контрпример), использование математического языка для решения учебных задач, построения математических суждений.
Составляющая математической функциональной грамотности — понимание учеником необходимости математических знаний для решения учебных и жизненных задач; оценка разнообразных учебных ситуаций (контекстов), которые требуют применения математических знаний, умений.
Реализацию этой составляющей в программе обеспечивает комплекс из шести групп математических заданий:
Учебные задачи показывающие перспективу их практического использования в повседневной жизни.
Упражнения, связанные с решением при помощи арифметических знаний проблем, возникающих в повседневной жизни.
Упражнения на решение проблем и ситуаций, связанных с ориентацией на плоскости и в пространстве на основе знаний о геометрических фигурах, их измерении.
Упражнения на решение разнообразных задач, связанных с бытовыми жизненными ситуациями (покупка, измерение, взвешивание и др.)
Задачи и упражнения на оценку правильности решения на основе житейских представлений
Задания на распознавание, выявление, формулирование проблем, которые возникают в окружающей действительности и могут быть решены средствами математики.
Вторая составляющая математической функциональной грамотности — способность устанавливать математические отношения и зависимости, работать с математической информацией: применять умственные операции, математические методы.
Упражнения на понимание и интерпретацию различных отношений между математическими понятиями — работа с математическими объектами.
Упражнения на сравнение, соотнесение, преобразование и обобщение информации о математических объектах — числах, величинах, геометрических фигурах.
Упражнения на выполнение вычислений, расчетов, прикидок, оценки величин, на овладение математическими методами для решения учебных задач.
Третья составляющая математической функциональной грамотности младших школьников — овладение математическим языком, применение его для решения учебных задач, построение математических суждений, работа с математическими фактами.
Реализацию этой составляющей могут обеспечить следующие группы математических заданий.
Задания на понимание и применение математической символики и терминологии.
Задания, направленные на построение математических суждений
МЕСТО УЧЕБНОГО КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Согласно учебному плану МБОУ СОШ № 43 на изучение курса внеурочной деятельности «Развитие функциональной грамотности»
Модуль «Основы математической грамотности» в 5 классе отводит 1 час в неделю, всего 35 учебных часов.
Планируемые результаты обучения
Метапредметные и предметные
уметь работать на уровне узнавания и понимания, на уровне понимания и применения;
уметь находить и извлекать математическую информацию в различном контексте;
уметь применять математические знания для решения разного рода проблем
распознавать проблемы, которые возникают в окружающей действительности и могут быть решены средствами математики;
формулировать эти проблемы на языке математики;
решать проблемы, используя математические факты и методы;
анализировать использованные методы решения;
интерпретировать полученные результаты с учетом поставленной проблемы;
формулировать и записывать результаты решения.
Личностные
Уметь:
объяснять гражданскую позицию в конкретных ситуациях общественной жизни на основе математических знаний с позиции норм морали и общечеловеческих ценностей
строить монологическую письменную речь, участвовать в дискуссиях;
создавать команду и работать в команде при осуществлении мини-проектов;
формировать портфель достижений школьника, принимая участие в олимпиадах, викторинах
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА внеурочной деятельности
Тема раздела | Содержание раздела | Кол-во часов |
Тема №1. «Числа» | Как люди научились считать. Из науки о числах. Из истории развития арифметики. Почему нашу запись называют десятичной. Составление числовых выражений. Действия над натуральными числами. Как свойства действий помогают вычислять. Приёмы рациональных вычислений. Логические и традиционные головоломки. Числовые ребусы. | 4 |
Тема №2. «Четность» | Свойства четных и нечетных чисел. Использование свойств четности в решении олимпиадных задач. Изображение фигур, не отрывая карандаша от бумаги и четность. Использование четности при прохождении лабиринтов. | 4 |
Тема №3. «Геометрия в пространстве» | Задачи со спичками. Куб. Параллелепипед. Развертки фигур. Узлы на веревке. | 4 |
Тема №4. «Переливание. Взвешивание» | Задачи на переливание. Задачи на взвешивание. Оплата без сдачи и размена монет. | 6 |
Тема №5 «Логические задачи» | Верные и неверные утверждения. Логические задачи. Задачи- шутки. Математические фокусы. Математические игры. | 4 |
Тема №6 «Элементы комбинаторики» | Формулы комбинаторики. Решение комбинаторных задач. | 2 |
Тема №7 «Геометрия на клетчатой бумаге» | Рисование фигур на клетчатой бумаге Разрезание фигур на равные части. Игры с пентамино. | 4 |
Тема №8 «Олимпиадные задачи» | Решение олимпиадных задач различных конкурсов | 5 |
Повторение | Защита мини-проектов | 2 |
| ИТОГО: | 35 |
Используемая литература:
И.Ф.Шарыгин, А.В. Шевкин «Задачи на смекалку».
Н.К. Антонович «Как научиться решать занимательные задачи».
Е.В. Смыкалова «Математика (дополнительные главы) 5 класс».
Н.П. Кострикина «Задачи повышенной трудности в курсе математики 5-6 классов».
Ю.М. Колягина «Поисковые задачи по математике (5-6 классы)».
Г.И. Григорьева «Подготовка школьников к олимпиадам по математике: 5-6 классы».
Используемые ресурсы:
https://etudes.ru/
http://free-math.ru/
http://www.zaba.ru/
https://mathus.ru/math/
https://skysmart.ru/
https://uchi.ru/