Пояснительная записка
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «За страницами учебника биологии» для 9 классов составлена в соответствии с требованиями следующих нормативных документов:
Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. №1897, с изменениями и дополнениями;
Санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 № 28 (далее – СП 2.4.3648-20);- санитарными правилами и нормами;
СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и безвредности для человека факторов среды обитания», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 № 2 (далее – СанПиН 1.2.3685- 21);
Письма Минобрнауки РФ от 12.05.2011 №03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования»;
Письма Министерства просвещения РФ от 7 мая 2020г. №ВБ-976/04 «О реализации курсов внеурочной деятельности, программ воспитания и социализации, дополнительных общеразвивающих программ с использованием дистанционных образовательных технологий»;
Основной образовательной программы основного общего образования МБОУ «СОШ №5» г.Курчатова;
Программа курса по биологии «За страницами учебника биологии» рассчитана на дополнительное углубленное изучение биологии учащимися 8-9 классов, 2 часа в неделю-66 ч (1 час в неделю, 34 часа) за год. Содержательная часть программы разработана на основе содержания олимпиадных заданий Всероссийской олимпиады школьников по биологии, а также с учетом подготовки к итоговой аттестации обучающихся в форме ОГЭ. Программа конкретизирует содержание предметных тем курса, дает распределение учебных часов по разделам курса и последовательность изучения тем и разделов курса с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся. Некоторые темы, включенные в программу, не изучаются в школьном курсе биологии, но их включение оправдано целью курса. Содержание большинства разделов, одноименных изучаемым в рамках учебного предмета «Биология», расширено и углублено.
Целью курса «За страницами учебника биологии» является организация подготовки заинтересованных учащихся к олимпиаде по биологии и поступлению в профильные вузы.
Курс «За страницами учебника биологии», прежде всего, является частью общей системы изучения биологии в школе, т.е. направлен на формирование у учащихся целостной системы знаний о живой природе, ее системной организации и эволюции, поэтому программа включает сведения об общих биологических закономерностях, проявляющихся на разных уровнях организации живой природы.
Задачами курса являются:
повторение, изучение, обобщение теоретического материала;
решение заданий олимпиад предыдущих лет для закрепления повторенного материала и выработки практических умений и навыков их выполнения.
Все теоретические сведения представляются в компактном и структурированном виде – в виде конспектов-таблиц, схем, кратких и четких определений. Основная часть времени отводится по разбор заданий олимпиадного уровня. Задания сгруппированы по темам и соответствуют теме теоретического блока занятия. При подборе заданий особое внимание уделяется «типичным» заданиям, знакомству с наиболее частыми «ловушками» и типичными ошибками. В конце каждого занятия учащиеся получают задания для самостоятельной работы. Выполнение домашних заданий оставляется на усмотрение учащихся. Тематическое планирование курса построено таким образом, чтобы предметные темы максимально пересекались с содержанием учебного предмета «Биология» в календарном планировании.
Программа курса по биологии «Подготовка к олимпиаде по биологии» предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.
Ученик научится:
выделять существенные признаки биологических объектов (клеток и организмов растений, животных, грибов, бактерий) и процессов, характерных для живых организмов;
осуществлять классификацию биологических объектов на основе их принадлежности к определенной систематической группе;
раскрывать роль биологии в практической деятельности людей; роль организмов в жизни человека;
объяснять общность происхождения и эволюции систематических групп растений и животных на примере сопоставления биологических объектов;
выявлять примеры и выявлять сущность приспособленности организмов к среде обитания;
различать по внешнему виду, схемам и описаниям реальные биологические объекты или их изображения, выявлять отличительные признаки биологических объектов;
сравнивать биологические объекты, процессы, делать выводы и умозаключения на основе сравнения;
устанавливать взаимосвязи между особенностями строения и функциями клеток и тканей, органов и систем органов;
использовать методы биологической науки: наблюдать и описывать биологические объекты и процессы;
знать и аргументировать основные правила поведения в природе;
анализировать и оценивать последствия деятельности человека в природе.
Ученик получит возможность научиться:
использовать приемы оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, ядовитыми растениями, укусах животных;
выделять эстетические достоинства объектов живой природы;
осознанно соблюдать основные принципы и правила отношения к живой природе;
ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к объектам живой природы (признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях, экологическое осознание, эмоционально – ценностное отношение к объектам живой природы);
находить информацию о растениях и животных в научно – популярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализировать и оценивать ее, переводить из одной формы в другую;
выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе.
Личностные результаты освоения курса:
1)Учащийся научится применять знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основам здорового образа жизни и здоровье сберегающим технологиям;
2)Учащийся приобретет навыки реализации установок здорового образа жизни;
3) Учащийся сформирует познавательные интересы и мотивы, направленные на изучение живой природы;
4) Учащийся овладеет интеллектуальными умениями (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы…);
5) Учащийся освоит эстетическое отношение к живым объектам.
Метапредметные результаты освоения курса:
1)Учащийся овладеет составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;
2) Учащийся освоит умение работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую информацию в различных источниках (тексте учебника, научно – популярной литературе, биологических словарях и справочниках), анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую;
3) Учащийся приобретет способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;
4) Учащийся сформирует умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивая разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Биология как наука - 2 час
Биология как наука. Отрасли биологии, ее связи с другими науками. Объект изучения биологии – биологические системы. Общие признаки биологических систем. Современная естественнонаучная картина мира. Методы познания живой природы.
Клетка как биологическая система – 24 часов
Цитология – наука о клетке. М.Шлейден и Т.Шванн – основоположники клеточной теории. Основные положения современной клеточной теории. Роль клеточной теории в формировании современной естественнонаучной картины мира. Методы изучения клетки. Химический состав клетки. Макро- и микроэлементы. Строение и функции молекул неорганических и органических веществ. Взаимосвязи строения и функций молекул. Взаимосвязи строения и функций частей и органоидов клетки. Ядро. Соматические и половые клетки. Диплоидный и гаплоидный наборы хромосом. Многообразие клеток. Прокариоты и эукариоты. Вирусы. Меры профилактики распространения инфекционных заболеваний. Обмен веществ и превращения энергии в клетке. Брожение и дыхание. Фотосинтез. Хемосинтез. Роль хемосинтезирующих бактерий на Земле. Клетка – генетическая единица живого. Жизненный цикл клетки: интерфаза и митоз. Фазы митоза. Мейоз, его фазы. Развитие половых клеток у растений и животных.
Многообразие организмов – 38 часов
Многообразие организмов. Бактерии. Грибы. Растения. Животные. Строение, жизнедеятельность. Многообразие и классификация бактерий, грибов, растений, животных. Роль бактерий в природе. Бактерии – возбудители заболеваний, меры профилактики этих заболеваний.Роль грибов в жизни человека. Растения. Клетки, ткани, органы и системы органов. Характеристика водорослей, высших споровых растений. Особенности семенных растений. Строение и функции корней, стеблей, листьев, семян высших растений. Видоизменения корневых систем, побегов. Голосеменные и покрытосеменные растения. Рост, развитие и размножение. Однодольные и двудольные. Охрана редких и исчезающих видов растений. Животные. Строение животных. Процессы жизнедеятельности и их регуляция у животных. Классификация.Беспозвоночные животные. Одноклеточные. Кишечнополостные. Плоские черви. Круглые черви. Кольчатые черви. Роль червей в природе и жизни человека. Многообразие моллюсков. Членистоногие: ракообразные, паукообразные, насекомые. Их значение в жизни человека. Хордовые животные. Строение и жизнедеятельность рыб, земноводных, пресмыкающихся, птиц, млекопитающих. Роль хордовых в природе и жизни человека. Охрана редких и исчезающих видов животных.
Экосистемы и присущие им закономерности -2 часа
Биоценоз. Экосистема. Круговорот веществ и превращения энергии в экосистеме. Устойчивость и динамика экосистем. Биосфера – глобальная экосистема. Глобальные антропогенные изменения в биосфере, проблема её устойчивого развития. Эволюция биосферы. Проблема устойчивого развития биосферы. Сохранение многообразия видов как основа устойчивости биосферы.
Календарно - тематическое планирование курса
« За страницами учебника биологии».
№п/п | Дата по плану | Тема занятия | Дата по факту |
1-2 | 07.09 | Биология как наука.-2ч. Признаки живого, уровни организации жизни (составление таблицы, выполнение олимпиадного КИМ). | |
3-4 | 14.09 | Клетка как биологическая система-24ч. Цитология – наука о клетке (выполнение олимпиадного КИМ). | |
5-6 | 21.09 | Методы изучения клетки. Химический состав клетки (составление схемы, выполнение олимпиадного КИМ). | |
7-8 | 28.09 | Строение и функции молекул неорганических и органических веществ (составление схемы, выполнение олимпиадногоКИМ). | |
9-10 | 05.10 | Взаимосвязи строения и функций частей и органоидов клетки. Ядро (составление таблицы, выполнение олимпиадного КИМ). | |
11-12 | 12.10 | Соматические и половые клетки (составление схемы, выполнение олимпиадного КИМ). | |
13-14 | 19.10 | Многообразие клеток(составление схемы, выполнение олимпиадного КИМ). | |
15-16 | 26.10 | Вирусы. Меры профилактики распространения инфекционных заболеваний (составление таблицы, выполнение олимпиадного КИМ). | |
17-18 | 09.11 | Обмен веществ и превращения энергии в клетке (составление схемы, выполнение олимпиадного КИМ). | 02.11 |
19-20 | 16.11 | Брожение и дыхание. Фотосинтез. Хемосинтез . | |
21-22 | 23.11 | Жизненный цикл клетки: интерфаза и митоз. Фазы митоза (составление таблицы, выполнение олимпиадного КИМ). | |
23-24 | 30.11 | Мейоз, его фазы (составление таблицы, выполнение олимпиадного КИМ). | |
25-26 | 07.12 | Развитие половых клеток у растений и животных (составление схемы, выполнение олимпиадного КИМ). | |
27-28 | 14.12 | Многообразие организмов -38ч. Многообразие организмов (составление схемы, выполнение олимпиадного КИМ). | |
29-30 | 21.12 | Многообразие и классификация бактерий. Роль бактерий в природе . | |
31-32 | 28.12 | Многообразие и классификация грибов (составление схемы, выполнение олимпиадного КИМ). | |
33-34 | 18.01 | Растения. Клетки, ткани, органы и системы органов (составление таблицы, выполнение олимпиадного КИМ). | |
35-36 | 25.01 | Характеристика водорослей (составление схемы, выполнение олимпиадного КИМ). | |
37-38 | 01.02 | Характеристика высших споровых растений (составление таблицы и схем, выполнение олимпиадного КИМ). | |
39-40 | 08.02 | Особенности семенных растений (составление таблицы и схем, выполнение олимпиадного КИМ). | |
41-42 | 15.02 | Голосеменные и покрытосеменные растения (составление таблицы, выполнение олимпиадного КИМ). | |
43-44 | 22.02 | Животные. Строение животных (составление таблицы и схем, выполнение олимпиадного КИМ). | Объединение тем |
45-46 | | Беспозвоночные животные.Одноклеточные (составление схемы, выполнение олимпиадного КИМ). | 22.02(за 08.03) |
47-48 | 01.03 | Кишечнополостные (составление схемы, выполнение олимпиадного КИМ). | |
49-50 | 15.03 | Плоские черви. Круглые черви. Кольчатые черви . | |
51-52 | 22.03 | Многообразие моллюсков(составление схемы, выполнение олимпиадного КИМ). | |
53-54 | 05.04 | Членистоногие: ракообразные, паукообразные, насекомые. | |
55-56 | 12.04 | Хордовые животные. Строение и жизнедеятельность рыб (составление схемы, выполнение олимпиадного КИМ). | 19.04(за 03.05) |
57-58 | | Строение и жизнедеятельность земноводных . | Объединение тем |
59-60 | 19.04 | Строение и жизнедеятельность пресмыкающихся (составление схемы, выполнение олимпиадного КИМ). | 26.04(за 10.05) |
61-62 | | Строение и жизнедеятельность птиц (составление таблицы, выполнение олимпиадного КИМ). | Объединение тем |
63-64 | 26.04 | Строение и жизнедеятельность млекопитающих . | |
65 | 17.05 | Экосистемы и присущие им закономерности -2 часа Охрана редких и исчезающих видов животных и растений. | |
66 | 24.05 | Биоценоз. Экосистема. Круговорот веществ и превращения энергии в экосистеме растения. Проблема устойчивого развития биосферы | |
Литература для подготовки к олимпиадам
1. Багоцкий С.В. Вопросы и задачи по биологии. Пособие для учителей. –М.:МИОО, 2005.
2. Ганчарова О. С., Злобовская, О.А., Кирюхина О.О. Олимпиада по биологии. Взгляд изнутри. Издательство МЦНМО. 2009.
3. Кудинова Л.М. Олимпиады: задания по биологии. 6-11 класс. -Учитель, 2005.
4. Буковский М.Е. Экологические олимпиады учащихся 9-11 классов: подготовка, проведение, оценка. –Аркти,2004
5. Жадько Е.Г., Мамонов В.В., Коваленко М.И Школьные олимпиады: биология, химия, география: 8-11 кл. Феникс, 2004
6. Кудинова Л.М. Олимпиады задания по биологии. 6-11 класс. -Учитель, 2005.