СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «За страницами учебника биологии» для 9 классов

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа поможет в планировании кружковой деятельности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «За страницами учебника биологии» для 9 классов»



Пояснительная записка

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «За страницами учебника биологии» для 9 классов составлена в соответствии с требованиями следующих нормативных документов:



  • Федерального закона РФ от 29.12.2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";

  • Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. №1897, с изменениями и дополнениями;

  • Санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 № 28 (далее – СП 2.4.3648-20);- санитарными правилами и нормами;

  • СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и безвредности для человека факторов среды обитания», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 № 2 (далее – СанПиН 1.2.3685- 21);

  • Письма Минобрнауки РФ от 12.05.2011 №03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования»;

  • Письма Министерства просвещения РФ от 7 мая 2020г. №ВБ-976/04 «О реализации курсов внеурочной деятельности, программ воспитания и социализации, дополнительных общеразвивающих программ с использованием дистанционных образовательных технологий»;

  • Основной образовательной программы основного общего образования МБОУ «СОШ №5» г.Курчатова;











Программа курса по биологии «За страницами учебника биологии» рассчитана на дополнительное углубленное изучение биологии учащимися 8-9 классов, 2 часа в неделю-66 ч (1 час в неделю, 34 часа) за год. Содержательная часть программы разработана на основе содержания олимпиадных заданий Всероссийской олимпиады школьников по биологии, а также с учетом подготовки к итоговой аттестации обучающихся в форме ОГЭ. Программа конкретизирует содержание предметных тем курса, дает распределение учебных часов по разделам курса и последовательность изучения тем и разделов курса с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся. Некоторые темы, включенные в программу, не изучаются в школьном курсе биологии, но их включение оправдано целью курса. Содержание большинства разделов, одноименных изучаемым в рамках учебного предмета «Биология», расширено и углублено.

Целью курса «За страницами учебника биологии» является организация подготовки заинтересованных учащихся к олимпиаде по биологии и поступлению в профильные вузы.

Курс «За страницами учебника биологии», прежде всего, является частью общей системы изучения биологии в школе, т.е. направлен на формирование у учащихся целостной системы знаний о живой природе, ее системной организации и эволюции, поэтому программа включает сведения об общих биологических закономерностях, проявляющихся на разных уровнях организации живой природы.

Задачами курса являются:

повторение, изучение, обобщение теоретического материала;

решение заданий олимпиад предыдущих лет для закрепления повторенного материала и выработки практических умений и навыков их выполнения.

Все теоретические сведения представляются в компактном и структурированном виде – в виде конспектов-таблиц, схем, кратких и четких определений. Основная часть времени отводится по разбор заданий олимпиадного уровня. Задания сгруппированы по темам и соответствуют теме теоретического блока занятия. При подборе заданий особое внимание уделяется «типичным» заданиям, знакомству с наиболее частыми «ловушками» и типичными ошибками. В конце каждого занятия учащиеся получают задания для самостоятельной работы. Выполнение домашних заданий оставляется на усмотрение учащихся. Тематическое планирование курса построено таким образом, чтобы предметные темы максимально пересекались с содержанием учебного предмета «Биология» в календарном планировании.

Программа курса по биологии «Подготовка к олимпиаде по биологии» предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.

Ученик научится:

  1. выделять существенные признаки биологических объектов (клеток и организмов растений, животных, грибов, бактерий) и процессов, характерных для живых организмов;

  2. осуществлять классификацию биологических объектов на основе их принадлежности к определенной систематической группе;

  3. раскрывать роль биологии в практической деятельности людей; роль организмов в жизни человека;

  4. объяснять общность происхождения и эволюции систематических групп растений и животных на примере сопоставления биологических объектов;

  5. выявлять примеры и выявлять сущность приспособленности организмов к среде обитания;

  6. различать по внешнему виду, схемам и описаниям реальные биологические объекты или их изображения, выявлять отличительные признаки биологических объектов;

  7. сравнивать биологические объекты, процессы, делать выводы и умозаключения на основе сравнения;

  8. устанавливать взаимосвязи между особенностями строения и функциями клеток и тканей, органов и систем органов;

  9. использовать методы биологической науки: наблюдать и описывать биологические объекты и процессы;

  10. знать и аргументировать основные правила поведения в природе;

  11. анализировать и оценивать последствия деятельности человека в природе.

Ученик получит возможность научиться:

  1. использовать приемы оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, ядовитыми растениями, укусах животных;

  2. выделять эстетические достоинства объектов живой природы;

  3. осознанно соблюдать основные принципы и правила отношения к живой природе;

  4. ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к объектам живой природы (признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях, экологическое осознание, эмоционально – ценностное отношение к объектам живой природы);

  5. находить информацию о растениях и животных в научно – популярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализировать и оценивать ее, переводить из одной формы в другую;

  6. выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе.



Личностные результаты освоения курса:

1)Учащийся научится применять знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основам здорового образа жизни и здоровье сберегающим технологиям;

2)Учащийся приобретет навыки реализации установок здорового образа жизни;

3) Учащийся сформирует познавательные интересы и мотивы, направленные на изучение живой природы;

4) Учащийся овладеет интеллектуальными умениями (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы…);

5) Учащийся освоит эстетическое отношение к живым объектам.


Метапредметные результаты освоения курса:

1)Учащийся овладеет составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;

2) Учащийся освоит умение работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую информацию в различных источниках (тексте учебника, научно – популярной литературе, биологических словарях и справочниках), анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую;

3) Учащийся приобретет способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;

4) Учащийся сформирует умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивая разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

Биология как наука - 2 час

Биология как наука. Отрасли биологии, ее связи с другими науками. Объект изучения биологии – биологические системы. Общие признаки биологических систем. Современная естественнонаучная картина мира. Методы познания живой природы.

Клетка как биологическая система – 24 часов

Цитология – наука о клетке. М.Шлейден и Т.Шванн – основоположники клеточной теории. Основные положения современной клеточной теории. Роль клеточной теории в формировании современной естественнонаучной картины мира. Методы изучения клетки. Химический состав клетки. Макро- и микроэлементы. Строение и функции молекул неорганических и органических веществ. Взаимосвязи строения и функций молекул. Взаимосвязи строения и функций частей и органоидов клетки. Ядро. Соматические и половые клетки. Диплоидный и гаплоидный наборы хромосом. Многообразие клеток. Прокариоты и эукариоты. Вирусы. Меры профилактики распространения инфекционных заболеваний. Обмен веществ и превращения энергии в клетке. Брожение и дыхание. Фотосинтез. Хемосинтез. Роль хемосинтезирующих бактерий на Земле. Клетка – генетическая единица живого. Жизненный цикл клетки: интерфаза и митоз. Фазы митоза. Мейоз, его фазы. Развитие половых клеток у растений и животных.

Многообразие организмов – 38 часов

Многообразие организмов. Бактерии. Грибы. Растения. Животные. Строение, жизнедеятельность. Многообразие и классификация бактерий, грибов, растений, животных. Роль бактерий в природе. Бактерии – возбудители заболеваний, меры профилактики этих заболеваний.Роль грибов в жизни человека. Растения. Клетки, ткани, органы и системы органов. Характеристика водорослей, высших споровых растений. Особенности семенных растений. Строение и функции корней, стеблей, листьев, семян высших растений. Видоизменения корневых систем, побегов. Голосеменные и покрытосеменные растения. Рост, развитие и размножение. Однодольные и двудольные. Охрана редких и исчезающих видов растений. Животные. Строение животных. Процессы жизнедеятельности и их регуляция у животных. Классификация.Беспозвоночные животные. Одноклеточные. Кишечнополостные. Плоские черви. Круглые черви. Кольчатые черви. Роль червей в природе и жизни человека. Многообразие моллюсков. Членистоногие: ракообразные, паукообразные, насекомые. Их значение в жизни человека. Хордовые животные. Строение и жизнедеятельность рыб, земноводных, пресмыкающихся, птиц, млекопитающих. Роль хордовых в природе и жизни человека. Охрана редких и исчезающих видов животных.

Экосистемы и присущие им закономерности -2 часа

Биоценоз. Экосистема. Круговорот веществ и превращения энергии в экосистеме. Устойчивость и динамика экосистем. Биосфера – глобальная экосистема. Глобальные антропогенные изменения в биосфере, проблема её устойчивого развития. Эволюция биосферы. Проблема устойчивого развития биосферы. Сохранение многообразия видов как основа устойчивости биосферы.



































Календарно - тематическое планирование курса

« За страницами учебника биологии».

№п/п

Дата по плану

Тема занятия

Дата по факту

1-2

07.09

Биология как наука.-2ч.

Признаки живого, уровни организации жизни

(составление таблицы, выполнение олимпиадного КИМ).


3-4

14.09

Клетка как биологическая система-24ч.

Цитология – наука о клетке (выполнение олимпиадного КИМ).


5-6

21.09

Методы изучения клетки. Химический состав клетки

(составление схемы, выполнение олимпиадного КИМ).


7-8

28.09

Строение и функции молекул неорганических и органических веществ

(составление схемы, выполнение олимпиадногоКИМ).


9-10

05.10

Взаимосвязи строения и функций частей и органоидов клетки. Ядро (составление таблицы, выполнение олимпиадного КИМ).


11-12

12.10

Соматические и половые клетки (составление схемы, выполнение олимпиадного КИМ).


13-14

19.10

Многообразие клеток(составление схемы, выполнение олимпиадного КИМ).


15-16

26.10

Вирусы. Меры профилактики распространения инфекционных заболеваний (составление таблицы, выполнение олимпиадного КИМ).


17-18

09.11

Обмен веществ и превращения энергии в клетке (составление схемы, выполнение олимпиадного КИМ).

02.11

19-20

16.11

Брожение и дыхание. Фотосинтез. Хемосинтез .


21-22

23.11

Жизненный цикл клетки: интерфаза и митоз. Фазы митоза (составление таблицы, выполнение олимпиадного КИМ).


23-24

30.11

Мейоз, его фазы (составление таблицы, выполнение олимпиадного КИМ).


25-26

07.12

Развитие половых клеток у растений и животных (составление схемы, выполнение олимпиадного КИМ).



27-28

14.12

Многообразие организмов -38ч.

Многообразие организмов (составление схемы, выполнение олимпиадного КИМ).


29-30

21.12

Многообразие и классификация бактерий. Роль бактерий в природе .


31-32

28.12

Многообразие и классификация грибов (составление схемы, выполнение олимпиадного КИМ).


33-34

18.01

Растения. Клетки, ткани, органы и системы органов (составление таблицы, выполнение олимпиадного КИМ).


35-36

25.01

Характеристика водорослей (составление схемы, выполнение олимпиадного КИМ).


37-38

01.02

Характеристика высших споровых растений (составление таблицы и схем, выполнение олимпиадного КИМ).


39-40

08.02

Особенности семенных растений (составление таблицы и схем, выполнение олимпиадного КИМ).


41-42

15.02

Голосеменные и покрытосеменные растения

(составление таблицы, выполнение олимпиадного КИМ).


43-44

22.02

Животные. Строение животных (составление таблицы и схем, выполнение олимпиадного КИМ).

Объединение тем

45-46


Беспозвоночные животные.Одноклеточные (составление схемы, выполнение олимпиадного КИМ).

22.02(за 08.03)

47-48

01.03

Кишечнополостные (составление схемы, выполнение олимпиадного КИМ).


49-50

15.03

Плоские черви. Круглые черви. Кольчатые черви .



51-52

22.03

Многообразие моллюсков(составление схемы, выполнение олимпиадного КИМ).


53-54

05.04

Членистоногие: ракообразные, паукообразные, насекомые.


55-56

12.04

Хордовые животные. Строение и жизнедеятельность рыб (составление схемы, выполнение олимпиадного КИМ).

19.04(за 03.05)

57-58


Строение и жизнедеятельность земноводных .

Объединение тем

59-60

19.04

Строение и жизнедеятельность пресмыкающихся (составление схемы, выполнение олимпиадного КИМ).

26.04(за 10.05)

61-62


Строение и жизнедеятельность птиц (составление таблицы, выполнение олимпиадного КИМ).

Объединение тем

63-64

26.04

Строение и жизнедеятельность млекопитающих .


65

17.05

Экосистемы и присущие им закономерности -2 часа

Охрана редких и исчезающих видов животных и растений.


66

24.05

Биоценоз. Экосистема. Круговорот веществ и превращения энергии в экосистеме растения. Проблема устойчивого развития биосферы




Литература для подготовки к олимпиадам

1. Багоцкий С.В. Вопросы и задачи по биологии. Пособие для учителей. –М.:МИОО, 2005.

2. Ганчарова О. С., Злобовская, О.А., Кирюхина О.О. Олимпиада по биологии. Взгляд изнутри. Издательство МЦНМО. 2009.

3. Кудинова Л.М. Олимпиады: задания по биологии. 6-11 класс. -Учитель, 2005.

4. Буковский М.Е. Экологические олимпиады учащихся 9-11 классов: подготовка, проведение, оценка. –Аркти,2004

5. Жадько Е.Г., Мамонов В.В., Коваленко М.И Школьные олимпиады: биология, химия, география: 8-11 кл. Феникс, 2004

6. Кудинова Л.М. Олимпиады задания по биологии. 6-11 класс. -Учитель, 2005.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!