СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Моё Оренбуржье" (общекультурное направление)-1-4 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа внеурочной деятельности "Моё Оренбуржье"-общекультурное направление (1-4 класс)

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Моё Оренбуржье" (общекультурное направление)-1-4 класс»





Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Бурлыкская средняя общеобразовательная школа»











РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по внеурочной деятельности

«Моё Оренбуржье»

(общекультурное направление)

Класс: 1 – 4

Дворенковой Любовь Павловны





Пояснительная записка.

Программа разработана на основе

- примерной программы по внеурочной деятельности общекультурного направления «Моё Оренбуржье» обучающихся на ступени начального общего образования, составлена в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного образовательного стандарта.

Обоснование необходимости разработки и внедрения  предлагаемой программы.

Для современного человека стало актуальным восстановление культурно-исторических связей с родным краем, своей малой родиной. Школа играет важнейшую роль в подготовке подрастающего поколения к творческой деятельности, основанной на соединении теории с практикой. Школа дает ученику систематизированные знания и именно в ней должны даваться знания о своем крае, прививаться соответственное отношение к тому, что окружает школьника, бережное отношение к природе, истории, культуре своего народа. Использование краеведения помогает учащимся стать настоящим гражданином, как своей страны, так и мира. Личные впечатления, которые появляются у учащихся в процессе деятельности с использованием краеведческих материалов (походов, экскурсий) усиливают эффективность всех аспектов воспитания – нравственного, гражданского, эстетического. Так человек становится Человеком, а Родина становится Отечеством: «Родина – место, где мы родились, Отечество – Родина, мною осознанная». Эти слова Михаила Пришвина, большого знатока родного края, могут служить эпиграфом в организации краеведческой работы. Наша родина – Россия. Это огромная, красивая и богатая страна, где мы живём, чьим воздухом мы дышим, по чьей земле ходим. Начинать процесс приобщения к малой родине надо с детства, с самого доступного для детей – личности самого ребенка, жизни его семьи, знакомясь с биографией своих родителей, бабушек. Дети начинают понимать связь времен, преемственность поколений, начинают понимать свою причастность к историческим событиям.  Очень важно с юных лет прививать навыки бережного отношения к природе родного края, к культурно-историческому наследию предков. Воспитание патриотических чувств следует проводить через осознание ребенком  причастности ко всем процессам, происходящим в родном крае, через выбор активной жизненной позиции, через осознание своей значимости, неповторимости. Актуальна и экологическая направленность занятий, здесь следует раскрыть смысл фразы М.Пришвина: «…Охранять природу – значит охранять Родину…».  Содержание предмета отражает комплексно-системный подход к родному краю как некой целостности, представленной во всём многообразии составляющих её процессов и явлений. Такой подход позволяет рассматривать природные, исторические, социальные и культурные факторы, формирующие и изменяющие состояние изучаемого региона, в их равноправном взаимодействии. Это наиболее эффективный путь формирования мировоззрения, целостной картины среды обитания, системы научно-обоснованных экологических и социокультурных взглядов, ценностного отношения учащихся к родному краю не только на эмоциональном, но и рациональном уровне.



Цель: способствовать воспитанию патриотических чувств, формированию патриотического сознания учащихся, пробуждению интереса и бережного отношения к историческим и культурным ценностям Оренбургского края, знающего и любящего своё Оренбуржье, его традиции, памятники природы, истории и культуры, воспитанию любви к природе.



Задачи:

 Обучающие задачи:

  • способствовать развитию познавательного интереса к изучению природы, истории, культуры родного края;

  • формирование представлений о различных сторонах жизни своего города, края и его населения;

  • ознакомление с историей и современной жизнью Оренбургского края;



Воспитательные задачи:

  • создать условия для формирования общественной активности личности, гражданской позиции, культуры общения и поведения в социуме, навыков здорового образа жизни.

  • содействие гармоничному развитию личности школьника;

  • совершенствование духовных и физических потребностей;

  • формирование жизненной самостоятельности и деловых качеств;

  • гуманное отношение к окружающей среде;

  • воспитание патриотизма, любви к родному краю;

  • создание условий для социальной адаптации и профессионального самоопределения.

Развивающие задачи:

  • способствовать развитию личностных качеств - самостоятельности, ответственности, активности, аккуратности.

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, стимулирование самостоятельной познава­тельной деятельности;

  • стимулирование стремления знать как можно больше о родном городе, интереса учащихся к изучению малой родины;

  • адаптация к реальной действительности, к местной социально-экономической и социокультурной ситуации;

  • ориентация при решении вопросов дальнейшего образования, выбора профессии и места работы;

  • формирование способности и готовности к использованию краеведческих знаний и умений в повседневной жизни;

  • стимулирование участия учащихся в повседневной реальной жизни своего населенного пункта, развитие установки на стремление внести личный вклад в совершенствование жизни своего города, реали­зацию культуро-творческой инициативы.




Общая характеристика программы

В основу разработки содержания программы взяты ведущие дидактические принципы и подходы, актуальные для современного школьного образования:

- опора на принцип рассмотрения краеведческих вопросов через единство России, региона и города;

- доступность

- личностно-ориентированный подход

- практическая направленность и деятельностный подход через применение проектных технологий.

Программа по внеурочной деятельности общекультурного направления «Моё Оренбуржье» рассчитана на учащихся младшего школьного возраста с учётом возрастных особенностей, предусматривает приобретение основных краеведческих знаний о родном крае, соответствует интересам учащихся и является реально выполнимой. Реализация программы строится на формировании самостоятельной работы обучающихся, предполагает проведение конкурсов и исследовательских проектов, викторин, интеллектуальных марафонов, олимпиад, научно-практических конференций. Ведущим видом деятельности является развитие познавательной активности и творческих способностей учащихся. Содержание программы носит личностно-ориентированный и развивающий характер.



Программа способствует:

  • формированию у младших школьников человека-гражданина, интегрированного в современную действительность и нацеленного на ее совершенствование;

  • формированию активной гражданской позиции, патриотичности, чувств любви к прошлому, настоящему и будущему страны, родного края, своего города;

  • формированию экологических знаний учащихся, вооружение их навыками экологически грамотного использования природных ресурсов;

Реализация обозначенного подхода предполагает следование общим принципам:

- признание приоритета воспитательных задач, его нацеленности на формирование патриотов страны, своей области, района, населённого пункта, рачительных хозяев;

- выделение этапов подготовки школьников в соответствии с возрастом учащихся, с определением конкретных образовательных и воспитательных задач этих этапов при соблюдении преемственности в подготовке учащихся от ступени к ступени, сохранении на всем протяжении реализации программы внеурочной деятельности единства целей и принципов.



Особенности программы.

Формы проведения занятий

  • лекции;

  • практические занятия

  • экскурсии

  • опыты, наблюдения

  • исследовательская деятельность

  • презентации

  • самостоятельная работа (индивидуальная, в паре, групповая);

В каждом занятии прослеживаются три части:

  • игровая;

  • теоретическая;

  • практическая.

 Широко используются местные ресурсы: школьный краеведческий музей, Беляевский районный краеведческий музей, Оренбургский государственный заповедник, Заповедник «Оренбургская Тарпания», памятные места. Практическая направленность программы позволяет учащимся усваивать материал в деятельности.  

В содержании:

- изложение содержания с территориально - хронологических позиций;

- понимание этапов представляемой программы, позволяющих учащимся увидеть свой город, как сложный, многообразный, противоречивый, но целостный, единый мир.

Следовательно, курс данной программы должен быть интегративным, вбирающим в себя географические, биологические, экологические, хозяйственно-экономические, социально-политические, правовые, конфессиональные, этнографические, лингвистические, исторические, культурологические компоненты.



В организации:

- реализация важнейшей особенности данного направления внеурочной деятельности;

- придание особой роли наглядности в реализации программы в ау­диторных условиях, интенсивное использование аудио - и визуальных материалов, мультимедийных технологий;

- вовлечение в практическую деятельность по изучению своего города через обучение учащихся работе с источниками и справочной литературой и ученические исследования, экскурсии.



Основные методы и технологии

  • технология разноуровневого обучения;

  • развивающее обучение;

  • технология обучения в сотрудничестве;

  • коммуникативная технология.

Выбор технологий и методик обусловлен необходимостью дифференциации и индивидуализации обучения в целях развития универсальных учебных действий и личностных качеств школьника.



Описание места курса в учебном плане

Общекультурное направление по внеурочной деятельности в 1-4 классах представлено курсом «Моё Оренбуржье».

По Базисному учебному плану на курс «Моё Оренбуржье» предусмотрено 2 часа в неделю в 1-4 классе; 1-2 класс—33(34ч.), 3-4класс ( 34 часа в год), что соответствует учебному плану общеобразовательного учреждения на 2022-2023 учебный год.



Планируемые результаты.

Личностные результаты:

1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;

2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.



Метапредметные результаты:

  1. Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;

  2. Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

  3. Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;

  4. Формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

  5. Освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

  6. Использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;

  7. Активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (далее – ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;

  8. Использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;

  9. Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;

  10. Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

  11. Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

  12. Определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

  13. Готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества;

  14. Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;

  15. Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;

Предметные результаты:

  1. понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы;

  2. сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;

  3. осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;

  4. освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др., с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);

  5. развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.

6 .готовность к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию;

7. знакомство с основными нормами морали, понимание ее значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе;

8. элементарные представления о национальных героях и важнейших событиях истории России и её народов;

9.интерес к государственным праздникам и важнейшим событиям в жизни России, Оренбургской области, г. Оренбурга;

10.стремление активно участвовать в делах класса, школы, семьи, своего села;

11.любовь к родной школе, своему городу, народу, России;

12. уважение к защитникам Родины;

13. умение отвечать за свои поступки;



Содержание программы.

1. Моя Родина – Россия. Родной Оренбургский край .

- Мой край на карте Родины (Оренбургская область - частица России. Наша область на карте страны. Значение нашего района для страны).

- Государственная символика Оренбурга и Беляевского района

- Памятники нашего края.

- Многонациональное Оренбуржье.

-Реки Оренбуржья.

Экскурсии:

- Историко-краеведческий музей (село Беляевка). Урок-экскурсия «Оренбург и известные люди Оренбуржья.

Практическая работа.

-Работа на контурной карте с целью обозначения границ Оренбургской области.



2. Моя семья. Родословная. История моей семьи .

Генеалогическое древо семьи. Моя родословная. Семьи бывают разные. Семейные традиции. Старые фотографии рассказали. Вклад семьи в развитие своего края. Традиции семьи. Наша семейная реликвия. Мой дом, мои соседи, друзья. Выставка семейных поделок.

Практические работы:

Творческий проект « Составление древа семьи».

Экскурсии:

- «Я поведу тебя в музей» ( обзорная экскурсия-знакомство с историей школьного музея, Беляевского краеведческого музея).

- Урок-экскурсия «Оренбург- город Воинской Славы» Историко-краеведческий музей.

3. История нашей школы.

- Моя школа. Мои школьные друзья. Учителями славится Россия, ученики приносят славу ей!

4. История Оренбуржья и города Оренбурга.

- Города Оренбургской области. Достопримечательности городов Оренбургской области. (Заочная экскурсия). Памятники природы, памятники истории и культуры в твоём регионе. Легенды о памятниках природы.

- Великая Отечественная война в истории Оренбургского края, района и села.

Экскурсии:

-«Что мы знаем об истории города Оренбурга» (Историко-краеведческий музей города Оренбурга )

5. Флора и фауна Оренбургского края.

- Природа Оренбургского края и села. «Цветущие степи». Наш степной край в разные времена года.

Экологическая экскурсия « Цветущая степь». Рассказы М.Пришвина о природе.

- Растения и животный мир Оренбургского края и села. Редкие и исчезающие виды растений и животных. Красная книга растений, животных.

- Водоёмы ( родники) моей родины.

- Заповедники нашего края.

Экскурсии:

- Экологическая экскурсия «Цветущие степи». Наш край в разные времена года.

- Родники моей родины. Экскурсия. Природоохранная работа по охране чистой воды.



6. Дела нашего района. Что дает наш посёлок городу и стране.

- Труд людей нашего края.

- Что даёт наш край стране? Голубое золото Оренбуржья. «Хлеб –богатство нашего края»

- Народные промыслы нашего края. Оренбургский пуховый платок.

- Поэты и писатели нашего края.

-«Ю.А.Гагарин - гордость Оренбурга».

- Мои земляки-Защитники Отечества.

Конкурсы:

- Конкурс рисунков «Что даёт наш край стране».

- Конкурс чтецов. Поклон тебе, солдат России!

Экскурсии:

- Родники моей родины. Природоохранная работа по охране чистой воды.

7. «Я - Оренбуржец и этим горжусь!»

Экскурсии:

-Экскурсия в заповедник «Оренбургский»-Тарпания.

- Экскурсия «Моя улица. Моё село».

Конкурсы:-Конкурс фотографий и рисунков по теме «Моя улица. Моё село».