Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Бурлыкская средняя общеобразовательная школа»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по внеурочной деятельности
«Моё Оренбуржье»
(общекультурное направление)
Класс: 1 – 4
Дворенковой Любовь Павловны
Пояснительная записка.
Программа разработана на основе
- примерной программы по внеурочной деятельности общекультурного направления «Моё Оренбуржье» обучающихся на ступени начального общего образования, составлена в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного образовательного стандарта.
Обоснование необходимости разработки и внедрения предлагаемой программы.
Для современного человека стало актуальным восстановление культурно-исторических связей с родным краем, своей малой родиной. Школа играет важнейшую роль в подготовке подрастающего поколения к творческой деятельности, основанной на соединении теории с практикой. Школа дает ученику систематизированные знания и именно в ней должны даваться знания о своем крае, прививаться соответственное отношение к тому, что окружает школьника, бережное отношение к природе, истории, культуре своего народа. Использование краеведения помогает учащимся стать настоящим гражданином, как своей страны, так и мира. Личные впечатления, которые появляются у учащихся в процессе деятельности с использованием краеведческих материалов (походов, экскурсий) усиливают эффективность всех аспектов воспитания – нравственного, гражданского, эстетического. Так человек становится Человеком, а Родина становится Отечеством: «Родина – место, где мы родились, Отечество – Родина, мною осознанная». Эти слова Михаила Пришвина, большого знатока родного края, могут служить эпиграфом в организации краеведческой работы. Наша родина – Россия. Это огромная, красивая и богатая страна, где мы живём, чьим воздухом мы дышим, по чьей земле ходим. Начинать процесс приобщения к малой родине надо с детства, с самого доступного для детей – личности самого ребенка, жизни его семьи, знакомясь с биографией своих родителей, бабушек. Дети начинают понимать связь времен, преемственность поколений, начинают понимать свою причастность к историческим событиям. Очень важно с юных лет прививать навыки бережного отношения к природе родного края, к культурно-историческому наследию предков. Воспитание патриотических чувств следует проводить через осознание ребенком причастности ко всем процессам, происходящим в родном крае, через выбор активной жизненной позиции, через осознание своей значимости, неповторимости. Актуальна и экологическая направленность занятий, здесь следует раскрыть смысл фразы М.Пришвина: «…Охранять природу – значит охранять Родину…». Содержание предмета отражает комплексно-системный подход к родному краю как некой целостности, представленной во всём многообразии составляющих её процессов и явлений. Такой подход позволяет рассматривать природные, исторические, социальные и культурные факторы, формирующие и изменяющие состояние изучаемого региона, в их равноправном взаимодействии. Это наиболее эффективный путь формирования мировоззрения, целостной картины среды обитания, системы научно-обоснованных экологических и социокультурных взглядов, ценностного отношения учащихся к родному краю не только на эмоциональном, но и рациональном уровне.
Цель: способствовать воспитанию патриотических чувств, формированию патриотического сознания учащихся, пробуждению интереса и бережного отношения к историческим и культурным ценностям Оренбургского края, знающего и любящего своё Оренбуржье, его традиции, памятники природы, истории и культуры, воспитанию любви к природе.
Задачи:
Обучающие задачи:
способствовать развитию познавательного интереса к изучению природы, истории, культуры родного края;
формирование представлений о различных сторонах жизни своего города, края и его населения;
ознакомление с историей и современной жизнью Оренбургского края;
Воспитательные задачи:
создать условия для формирования общественной активности личности, гражданской позиции, культуры общения и поведения в социуме, навыков здорового образа жизни.
содействие гармоничному развитию личности школьника;
совершенствование духовных и физических потребностей;
формирование жизненной самостоятельности и деловых качеств;
гуманное отношение к окружающей среде;
воспитание патриотизма, любви к родному краю;
создание условий для социальной адаптации и профессионального самоопределения.
Развивающие задачи:
способствовать развитию личностных качеств - самостоятельности, ответственности, активности, аккуратности.
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, стимулирование самостоятельной познавательной деятельности;
стимулирование стремления знать как можно больше о родном городе, интереса учащихся к изучению малой родины;
адаптация к реальной действительности, к местной социально-экономической и социокультурной ситуации;
ориентация при решении вопросов дальнейшего образования, выбора профессии и места работы;
формирование способности и готовности к использованию краеведческих знаний и умений в повседневной жизни;
стимулирование участия учащихся в повседневной реальной жизни своего населенного пункта, развитие установки на стремление внести личный вклад в совершенствование жизни своего города, реализацию культуро-творческой инициативы.
Общая характеристика программы
В основу разработки содержания программы взяты ведущие дидактические принципы и подходы, актуальные для современного школьного образования:
- опора на принцип рассмотрения краеведческих вопросов через единство России, региона и города;
- доступность
- личностно-ориентированный подход
- практическая направленность и деятельностный подход через применение проектных технологий.
Программа по внеурочной деятельности общекультурного направления «Моё Оренбуржье» рассчитана на учащихся младшего школьного возраста с учётом возрастных особенностей, предусматривает приобретение основных краеведческих знаний о родном крае, соответствует интересам учащихся и является реально выполнимой. Реализация программы строится на формировании самостоятельной работы обучающихся, предполагает проведение конкурсов и исследовательских проектов, викторин, интеллектуальных марафонов, олимпиад, научно-практических конференций. Ведущим видом деятельности является развитие познавательной активности и творческих способностей учащихся. Содержание программы носит личностно-ориентированный и развивающий характер.
Программа способствует:
формированию у младших школьников человека-гражданина, интегрированного в современную действительность и нацеленного на ее совершенствование;
формированию активной гражданской позиции, патриотичности, чувств любви к прошлому, настоящему и будущему страны, родного края, своего города;
формированию экологических знаний учащихся, вооружение их навыками экологически грамотного использования природных ресурсов;
Реализация обозначенного подхода предполагает следование общим принципам:
- признание приоритета воспитательных задач, его нацеленности на формирование патриотов страны, своей области, района, населённого пункта, рачительных хозяев;
- выделение этапов подготовки школьников в соответствии с возрастом учащихся, с определением конкретных образовательных и воспитательных задач этих этапов при соблюдении преемственности в подготовке учащихся от ступени к ступени, сохранении на всем протяжении реализации программы внеурочной деятельности единства целей и принципов.
Особенности программы.
Формы проведения занятий
лекции;
практические занятия
экскурсии
опыты, наблюдения
исследовательская деятельность
презентации
самостоятельная работа (индивидуальная, в паре, групповая);
В каждом занятии прослеживаются три части:
игровая;
теоретическая;
практическая.
Широко используются местные ресурсы: школьный краеведческий музей, Беляевский районный краеведческий музей, Оренбургский государственный заповедник, Заповедник «Оренбургская Тарпания», памятные места. Практическая направленность программы позволяет учащимся усваивать материал в деятельности.
В содержании:
- изложение содержания с территориально - хронологических позиций;
- понимание этапов представляемой программы, позволяющих учащимся увидеть свой город, как сложный, многообразный, противоречивый, но целостный, единый мир.
Следовательно, курс данной программы должен быть интегративным, вбирающим в себя географические, биологические, экологические, хозяйственно-экономические, социально-политические, правовые, конфессиональные, этнографические, лингвистические, исторические, культурологические компоненты.
В организации:
- реализация важнейшей особенности данного направления внеурочной деятельности;
- придание особой роли наглядности в реализации программы в аудиторных условиях, интенсивное использование аудио - и визуальных материалов, мультимедийных технологий;
- вовлечение в практическую деятельность по изучению своего города через обучение учащихся работе с источниками и справочной литературой и ученические исследования, экскурсии.
Основные методы и технологии
технология разноуровневого обучения;
развивающее обучение;
технология обучения в сотрудничестве;
коммуникативная технология.
Выбор технологий и методик обусловлен необходимостью дифференциации и индивидуализации обучения в целях развития универсальных учебных действий и личностных качеств школьника.
Описание места курса в учебном плане
Общекультурное направление по внеурочной деятельности в 1-4 классах представлено курсом «Моё Оренбуржье».
По Базисному учебному плану на курс «Моё Оренбуржье» предусмотрено 2 часа в неделю в 1-4 классе; 1-2 класс—33(34ч.), 3-4класс ( 34 часа в год), что соответствует учебному плану общеобразовательного учреждения на 2022-2023 учебный год.
Планируемые результаты.
Личностные результаты:
1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты:
Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
Формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
Освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
Использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
Активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (далее – ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
Использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;
Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;
Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
Определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
Готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества;
Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;
Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
Предметные результаты:
понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы;
сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;
осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;
освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др., с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);
развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.
6 .готовность к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию;
7. знакомство с основными нормами морали, понимание ее значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе;
8. элементарные представления о национальных героях и важнейших событиях истории России и её народов;
9.интерес к государственным праздникам и важнейшим событиям в жизни России, Оренбургской области, г. Оренбурга;
10.стремление активно участвовать в делах класса, школы, семьи, своего села;
11.любовь к родной школе, своему городу, народу, России;
12. уважение к защитникам Родины;
13. умение отвечать за свои поступки;
Содержание программы.
1. Моя Родина – Россия. Родной Оренбургский край .
- Мой край на карте Родины (Оренбургская область - частица России. Наша область на карте страны. Значение нашего района для страны).
- Государственная символика Оренбурга и Беляевского района
- Памятники нашего края.
- Многонациональное Оренбуржье.
-Реки Оренбуржья.
Экскурсии:
- Историко-краеведческий музей (село Беляевка). Урок-экскурсия «Оренбург и известные люди Оренбуржья.
Практическая работа.
-Работа на контурной карте с целью обозначения границ Оренбургской области.
2. Моя семья. Родословная. История моей семьи .
Генеалогическое древо семьи. Моя родословная. Семьи бывают разные. Семейные традиции. Старые фотографии рассказали. Вклад семьи в развитие своего края. Традиции семьи. Наша семейная реликвия. Мой дом, мои соседи, друзья. Выставка семейных поделок.
Практические работы:
Творческий проект « Составление древа семьи».
Экскурсии:
- «Я поведу тебя в музей» ( обзорная экскурсия-знакомство с историей школьного музея, Беляевского краеведческого музея).
- Урок-экскурсия «Оренбург- город Воинской Славы» Историко-краеведческий музей.
3. История нашей школы.
- Моя школа. Мои школьные друзья. Учителями славится Россия, ученики приносят славу ей!
4. История Оренбуржья и города Оренбурга.
- Города Оренбургской области. Достопримечательности городов Оренбургской области. (Заочная экскурсия). Памятники природы, памятники истории и культуры в твоём регионе. Легенды о памятниках природы.
- Великая Отечественная война в истории Оренбургского края, района и села.
Экскурсии:
-«Что мы знаем об истории города Оренбурга» (Историко-краеведческий музей города Оренбурга )
5. Флора и фауна Оренбургского края.
- Природа Оренбургского края и села. «Цветущие степи». Наш степной край в разные времена года.
Экологическая экскурсия « Цветущая степь». Рассказы М.Пришвина о природе.
- Растения и животный мир Оренбургского края и села. Редкие и исчезающие виды растений и животных. Красная книга растений, животных.
- Водоёмы ( родники) моей родины.
- Заповедники нашего края.
Экскурсии:
- Экологическая экскурсия «Цветущие степи». Наш край в разные времена года.
- Родники моей родины. Экскурсия. Природоохранная работа по охране чистой воды.
6. Дела нашего района. Что дает наш посёлок городу и стране.
- Труд людей нашего края.
- Что даёт наш край стране? Голубое золото Оренбуржья. «Хлеб –богатство нашего края»
- Народные промыслы нашего края. Оренбургский пуховый платок.
- Поэты и писатели нашего края.
-«Ю.А.Гагарин - гордость Оренбурга».
- Мои земляки-Защитники Отечества.
Конкурсы:
- Конкурс рисунков «Что даёт наш край стране».
- Конкурс чтецов. Поклон тебе, солдат России!
Экскурсии:
- Родники моей родины. Природоохранная работа по охране чистой воды.
7. «Я - Оренбуржец и этим горжусь!»
Экскурсии:
-Экскурсия в заповедник «Оренбургский»-Тарпания.
- Экскурсия «Моя улица. Моё село».
Конкурсы:-Конкурс фотографий и рисунков по теме «Моя улица. Моё село».