Утверждаю: | Согласовано: | Рассмотрено: |
Директор № | Зам. Директора по УВР | на заседании МО |
______________________ | ____________________________ | Протокол № _____ от «___»_______ 20 __ г |
«___»_______ 20 __ г | «___»_______ 20 __ г | Руководитель МО |
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности
«Информационная безопасность»
для 1 класса
на 2024/2025 учебный год
Составлено учителем
г., 2024 г.
Пояснительная записка
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Информационная безопасность» для 1 класса разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и на основе основной образовательной программы начального общего образования «Информационная безопасность».
Главная ЦЕЛЬ курса — обеспечить социальные аспекты информационной безопасности в воспитании культуры информационной безопасности у школьников в условиях цифрового мира, включение на регулярной основе цифровой гигиены в контекст воспитания и обучения детей, формирование личностных и метапредметных результатов воспитания и обучения детей в информационном обществе:
— формировать понимание сущности и воспитывать необходимость принятия обучающимися таких ценностей, как ценность человеческой жизни, достоинства людей, здоровья, опыта гуманных, уважительных отношений с окружающими;
— создавать педагогические условия для формирования информационной культуры обучающихся, развития у них критического отношения к информации, ответственности за поведение в сети Интернет и последствия деструктивных действий, формирования мотивации к познавательной, а не игровой деятельности, осознания ценности живого человеческого общения, воспитания отказа от пустого времяпрепровождения в социальных сетях;
— формировать отрицательное отношение ко всем проявлениям жестокости, насилия, агрессии в сети Интернет;
— мотивировать обучающихся к осознанному поведению на основе понимания и принятия ими морально-правовых регуляторов жизни общества и государства в условиях цифрового мира.
Место курса в учебном плане
Программа рассчитана на 1 год, 33 часа. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 35 минут.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО ПРОГРАММЕ
Программа учебного курса «Информационная безопасность» отражает в содержании цели поддержки и сопровождения безопасной работы с информацией в учебно-познавательной, творческой и досуговой деятельности детей (планируемые личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса).
В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования курс информационной безопасности направлен на воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества по развитию коммуникативных навыков, навыков самоорганизации, по формированию и расширению опыта позитивного взаимодействия с окружающим миром, на воспитание основ правовой, эстетической, физической и экологической культуры.
Планируется сформировать у обучающихся с учетом возрастных особенностей такие личностные результаты, которые позволят им грамотно ориентироваться в информационном мире с учетом имеющихся в нем угроз, понимать и выполнять правила информационной безопасности и отражать личностные качества выпускника начальной школы в информационной деятельности: любящий свой народ, свой край и свою Родину; уважающий и принимающий ценности семьи и общества; способный к организации собственной деятельности; готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом; доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение; выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни.
Особое место в личностных результатах в рамках реализации программы курса отведено социализации детей — ценностно-смысловым установкам обучающихся, отражающим их индивидуально-личностные позиции и социальные компетенции (согласно ФГОС НОО).
В результате освоения программы курса информационной безопасности акцентируется внимание на метапредметных результатах освоения основной образовательной программы:
— активное использование средств информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
— соблюдение норм информационной избирательности, этики и этикета;
— умение адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
— готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества;
— умение излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.
Планируется достижение предметных результатов, актуальных для данного курса, с учетом учебных предметов «Окружающий мир» и (или) «Информатика» для 2—4 классов, нацеленных на формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных ситуациях, формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме, в том числе на основе представлений о компьютерной грамотности.
Планируемые предметные результаты по программе курса отражают требования информационной безопасности (в соответствии с ФГОС НОО):
— освоение элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;
— освоение доступных способов изучения природы и общества с получением информации от окружающих людей, в открытом информационном пространстве.
В результате освоения программы курса с учетом возрастных особенностей выпускник освоит жизненно важные практические компетенции.
Выпускник научится понимать:
— источники информационных угроз, вредоносные программы и нежелательные рассылки, поступающие на мобильный телефон, планшет, компьютер;
— роль близких людей, семьи, школы для устранения проблем и угроз в сети Интернет и мобильной телефонной связи, телефоны экстренных служб;
— виды информационных угроз, правила поведения для защиты от угроз;
— проблемные ситуации и опасности в сетевом взаимодействии и правила поведения в проблемных ситуациях, ситуациях профилактики и предотвращения опасности;
— этикет сетевого взаимодействия;
— простейшие правила защиты персональных данных;
— назначение различных позитивных ресурсов в сети Интернет для образования и развития творчества.
Выпускник научится применять на практике:
— простейшие правила цифровой гигиены для использования средств защиты персональных данных (формировать и использовать пароль, регистрироваться на сайтах без распространения личных данных);
— начальные компетенции компьютерной грамотности по защите персональных устройств от вредоносных программ при работе с информацией в сети Интернет, критическое и избирательное отношение к источникам информации;
— информационно-коммуникативные компетенции по соблюдению этических и правовых норм взаимодействия в социальной сети или в мессенджере, умение правильно вести себя в проблемной ситуации (оскорбления, угрозы, предложения, агрессия, вымогательство, ложная информация и др.), отключаться от нежелательных контактов, действовать согласно правовым нормам в сфере информационной безопасности (защиты информации).
Для выявления достижения планируемых результатов обучения рекомендуется использовать диагностические тесты и конкурсы по информационной безопасности в образовательных организациях.
СОДЕРЖАНИЕ
УЧЕБНОГО КУРСА «ИНФОРМАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ»
ДЛЯ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Содержание учебного курса «Информационная безопасность» складывается из двух линий:
1) Информационное пространство и правила информационной безопасности.
2) Информационное общество и информационная культура.
Содержание программы курса для начального общего образования
Линия «Информационное пространство и правила информационной безопасности»
Модуль 1. Правила безопасной работы в сети Интернет с мобильным телефоном. Угрозы в сети Интернет и мобильных сетях связи.
Угрозы в мобильных сетях связи.
Угрозы из СМС сообщений.
Угрозы от незнакомых лиц.
Ложные сообщения и просьбы.
Проблемы хулиганства по телефону.
1.2. Правила безопасной работы с мобильным телефоном.
Телефоны экстренных служб.
Выход в Интернет, беспроводную сеть.
Защита устройства мобильной связи от входа, код входа.
Модуль 2. Правила безопасной работы в сети Интернет с планшетом или на компьютере.
2.1. Правила безопасной работы в сети Интернет с планшетом или на компьютере при получении и передаче информации.
Электронная почта. Спам. Вредоносные программы.
2.2. Личные данные и правила их защиты.
Защита входа в устройство. Пароль и логин.
Регистрация на сайтах. Личные данные.
Линия «Информационное общество и информационная культура»
Модуль 3. Сеть Интернет.
3.1. Поиск информации в сети Интернет.
Позитивный Интернет.
Сайты для учебы, досуга, творчества, чтения книг, виртуальных путешествий.
Модуль 4. Правила безопасной работы в социальной сети.
4.1. Правила безопасной работы в социальной сети. Этикет общения.
Социальные сети. Детские социальные сети. Аватар и его выбор.
≪Друзья≫ в сети. Опасности общения в социальной сети с виртуальными ≪друзьями≫.
Этикет общения.
4.2. Реакция на негативные сообщения, угрозы, агрессию, уговоры и опасные предложения.
Отключение от нежелательных контактов.
Поддержка семьи для устранения проблем общения детей в социальных сетях.
Модуль/тема | Всего часов | Теоретические занятия | Практическая работа с ресурсами и программами на компьютере |
Линия «Информационное пространство и правила информационной безопасности» | 17 | 8 | 9 |
Модуль 1. Правила безопасной работы в сети Интернет с мобильным телефоном | 10 | 5 | 5 |
1.1. Угрозы в мобильных сетях связи | 4 | 2 | 2 |
1.2. Правила безопасной работы с мобильным телефоном | 6 | 3 | 3 |
Модуль 2. Правила безопасной работы в сети Интернет с планшетом или на компьютере | 7 | 3 | 4 |
2.1. Правила безопасной работы в сети Интернет с планшетом или на компьютере при получении и передаче информации | 5 | 2 | 3 |
2.2. Личные данные и правила их защиты | 2 | 1 | 1 |
Линия «Информационное общество и информационная культура» | 13 | 6 | 7 |
Модуль 3. Сеть Интернет | 7 | 2 | 5 |
3.1. Поиск информации в сети Интернет | 3 | 1 | 2 |
3.2. Позитивный Интернет. Сайты для учебы, досуга, творчества, чтения книг, виртуальных путешествий | 4 | 1 | 3 |
Модуль 4. Правила безопасной работы в социальной сети | 6 | 4 | 2 |
4.1. Правила безопасной работы в социальной сети. Этикет общения | 3 | 2 | 1 |
4.2. Реакция на негативные сообщения, угрозы, агрессию, уговоры и опасные предложения | 3 | 2 | 1 |
Всего: | 30 | 14 | 16 |
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
УЧЕБНОГО КУРСА «ИНФОРМАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ» ДЛЯ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
№ п/п | Тема | Количество часов | Дата проведения |
План | Факт |
Раздел 1. Линия «Информационное пространство и правила информационной безопасности» |
1 | Правила безопасной работы в сети Интернет с мобильным телефоном | 1 ч | | |
2 | Что такое информация. | 1 ч | | |
3 | Информационное общество | 1 ч | | |
4 | Информационная безопасность. Информационная безопасность учащихся. | 1 ч | | |
5 | Безопасные коммуникации в сети Интернет | 1 ч | | |
6 | Основные правила поведения с незнакомыми людьми | 1 ч | | |
7 | Правила безопасной работы с мобильным телефоном | 1 ч | | |
8 | Охрана персональных данных | 1 ч | | |
9 | Опасности, связанные с использованием персональных данных: - буллинг; - кибертерроризм; - вовлечение обучающихся в сети. | 1 ч | | |
10 | Виртуальный мир – часть реального мира | 1 ч | | |
11 | Отступление от общепринятых этико-правовых правил поведения в виртуальном мире | 1 ч | | |
12 | Правила безопасной работы в сети Интернет на компьютере | 1 ч | | |
13 | Меры по сохранению конфиденциальности в сети Интернет: аватарка, ник | 1 ч | | |
14 | Меры по сохранению конфиденциальности в сети Интернет: скрытие персональных данных, пароль, осторожность в виртуальных знакомствах | 1 ч | | |
15 | Личные данные и правила их защиты | 1 ч | | |
16 | Роль и помощь Интернета в освоении красоты реального мира | 1 ч | | |
17 | Отступление от общепринятых этико-правовых правил поведения в виртуальном мире | 1 ч | | |
Раздел 2. Линия «Информационное общество и информационная культура» |
18 | Сеть Интернет | 1 ч | | |
19 | Поиск информации в сети Интернет | 1 ч | | |
20 | Роль и помощь Интернета в освоении красоты реального мира | 1 ч | | |
21 | Простота виртуального мира | 1 ч | | |
22 | Позитивный Интернет. Сайты для учебы, творчества | 1 ч | | |
23 | Сайты для досуга, чтения книг | 1 ч | | |
24 | Анализ и отбор информации из TV, радиопередач и сети Интернет | 1 ч | | |
25 | Правила безопасной работы в сети Интернет | 1 ч | | |
26 | Правила безопасной работы в сети Интернет. Этикет общения. | 1 ч | | |
27 | Анализ рекламных сообщений: необходимая информация | 1 ч | | |
28 | Анализ рекламных сообщений: опасная информация | 1 ч | | |
29 | Анализ рекламных сообщений: полезная информация | 1 ч | | |
30 | Реакция на негативные сообщения, угрозы, агрессию, уговоры и опасные предложения | 1 ч | | |
31 | Различия между видами информации | 1 ч | | |
32 | Компьютерные вирусы и антивирусные программы: фаерволы («огненная стена» дать определение), защиты | 1 ч | | |
33 | Обобщение результатов изучения курса. Итоговый урок. | 1 ч | | |