СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Информационная безопасность" для учащихся начальной школы

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа является введением в программу "Исскуственный интеллект"

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Информационная безопасность" для учащихся начальной школы»



Утверждаю:

Согласовано:

Рассмотрено:

Директор

Зам. Директора по УВР

на заседании МО

______________________


____________________________


Протокол № _____ от

«___»_______ 20 __ г

«___»_______ 20 __ г


«___»_______ 20 __ г


Руководитель МО












Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности

«Информационная безопасность»

для 1 класса

на 2024/2025 учебный год









Составлено учителем

























г., 2024 г.



Пояснительная записка

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Информационная безопасность» для 1 класса разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и на основе основной образовательной программы начального общего образования «Информационная безопасность».

Главная ЦЕЛЬ курса — обеспечить социальные аспекты информационной безопасности в воспитании культуры информационной безопасности у школьников в условиях цифрового мира, включение на регулярной основе цифровой гигиены в контекст воспитания и обучения детей, формирование личностных и метапредметных результатов воспитания и обучения детей в информационном обществе:

— формировать понимание сущности и воспитывать необходимость принятия обучающимися таких ценностей, как ценность человеческой жизни, достоинства людей, здоровья, опыта гуманных, уважительных отношений с окружающими;

— создавать педагогические условия для формирования информационной культуры обучающихся, развития у них критического отношения к информации, ответственности за поведение в сети Интернет и последствия деструктивных действий, формирования мотивации к познавательной, а не игровой деятельности, осознания ценности живого человеческого общения, воспитания отказа от пустого времяпрепровождения в социальных сетях;

— формировать отрицательное отношение ко всем проявлениям жестокости, насилия, агрессии в сети Интернет;

— мотивировать обучающихся к осознанному поведению на основе понимания и принятия ими морально-правовых регуляторов жизни общества и государства в условиях цифрового мира.



Место курса в учебном плане

Программа рассчитана на 1 год, 33 часа. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 35 минут.



ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО ПРОГРАММЕ

Программа учебного курса «Информационная безопасность» отражает в содержании цели поддержки и сопровождения безопасной работы с информацией в учебно-познавательной, творческой и досуговой деятельности детей (планируемые личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса).

В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования курс информационной безопасности направлен на воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества по развитию коммуникативных навыков, навыков самоорганизации, по формированию и расширению опыта позитивного взаимодействия с окружающим миром, на воспитание основ правовой, эстетической, физической и экологической культуры.

Планируется сформировать у обучающихся с учетом возрастных особенностей такие личностные результаты, которые позволят им грамотно ориентироваться в информационном мире с учетом имеющихся в нем угроз, понимать и выполнять правила информационной безопасности и отражать личностные качества выпускника начальной школы в информационной деятельности: любящий свой народ, свой край и свою Родину; уважающий и принимающий ценности семьи и общества; способный к организации собственной деятельности; готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом; доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение; выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни.

Особое место в личностных результатах в рамках реализации программы курса отведено социализации детей — ценностно-смысловым установкам обучающихся, отражающим их индивидуально-личностные позиции и социальные компетенции (согласно ФГОС НОО).

В результате освоения программы курса информационной безопасности акцентируется внимание на метапредметных результатах освоения основной образовательной программы:

— активное использование средств информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;

— соблюдение норм информационной избирательности, этики и этикета;

— умение адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

— готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества;

— умение излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.

Планируется достижение предметных результатов, актуальных для данного курса, с учетом учебных предметов «Окружающий мир» и (или) «Информатика» для 2—4 классов, нацеленных на формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных ситуациях, формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме, в том числе на основе представлений о компьютерной грамотности.

Планируемые предметные результаты по программе курса отражают требования информационной безопасности (в соответствии с ФГОС НОО):

— освоение элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;

— освоение доступных способов изучения природы и общества с получением информации от окружающих людей, в открытом информационном пространстве.

В результате освоения программы курса с учетом возрастных особенностей выпускник освоит жизненно важные практические компетенции.

Выпускник научится понимать:

— источники информационных угроз, вредоносные программы и нежелательные рассылки, поступающие на мобильный телефон, планшет, компьютер;

— роль близких людей, семьи, школы для устранения проблем и угроз в сети Интернет и мобильной телефонной связи, телефоны экстренных служб;

— виды информационных угроз, правила поведения для защиты от угроз;

— проблемные ситуации и опасности в сетевом взаимодействии и правила поведения в проблемных ситуациях, ситуациях профилактики и предотвращения опасности;

— этикет сетевого взаимодействия;

— простейшие правила защиты персональных данных;

— назначение различных позитивных ресурсов в сети Интернет для образования и развития творчества.

Выпускник научится применять на практике:

— простейшие правила цифровой гигиены для использования средств защиты персональных данных (формировать и использовать пароль, регистрироваться на сайтах без распространения личных данных);

— начальные компетенции компьютерной грамотности по защите персональных устройств от вредоносных программ при работе с информацией в сети Интернет, критическое и избирательное отношение к источникам информации;

— информационно-коммуникативные компетенции по соблюдению этических и правовых норм взаимодействия в социальной сети или в мессенджере, умение правильно вести себя в проблемной ситуации (оскорбления, угрозы, предложения, агрессия, вымогательство, ложная информация и др.), отключаться от нежелательных контактов, действовать согласно правовым нормам в сфере информационной безопасности (защиты информации).

Для выявления достижения планируемых результатов обучения рекомендуется использовать диагностические тесты и конкурсы по информационной безопасности в образовательных организациях.



СОДЕРЖАНИЕ

УЧЕБНОГО КУРСА «ИНФОРМАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ»

ДЛЯ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Содержание учебного курса «Информационная безопасность» складывается из двух линий:

1) Информационное пространство и правила информационной безопасности.

2) Информационное общество и информационная культура.


Содержание программы курса для начального общего образования

Линия «Информационное пространство и правила информационной безопасности»

Модуль 1. Правила безопасной работы в сети Интернет с мобильным телефоном. Угрозы в сети Интернет и мобильных сетях связи.

    1. Угрозы в мобильных сетях связи.

Угрозы из СМС сообщений.

Угрозы от незнакомых лиц.

Ложные сообщения и просьбы.

Проблемы хулиганства по телефону.

1.2. Правила безопасной работы с мобильным телефоном.

Телефоны экстренных служб.

Выход в Интернет, беспроводную сеть.

Защита устройства мобильной связи от входа, код входа.

Модуль 2. Правила безопасной работы в сети Интернет с планшетом или на компьютере.

2.1. Правила безопасной работы в сети Интернет с планшетом или на компьютере при получении и передаче информации.

Электронная почта. Спам. Вредоносные программы.

2.2. Личные данные и правила их защиты.

Защита входа в устройство. Пароль и логин.

Регистрация на сайтах. Личные данные.


Линия «Информационное общество и информационная культура»

Модуль 3. Сеть Интернет.

3.1. Поиск информации в сети Интернет.

Позитивный Интернет.

Сайты для учебы, досуга, творчества, чтения книг, виртуальных путешествий.

Модуль 4. Правила безопасной работы в социальной сети.

4.1. Правила безопасной работы в социальной сети. Этикет общения.

Социальные сети. Детские социальные сети. Аватар и его выбор.

≪Друзья≫ в сети. Опасности общения в социальной сети с виртуальными ≪друзьями≫.

Этикет общения.

4.2. Реакция на негативные сообщения, угрозы, агрессию, уговоры и опасные предложения.

Отключение от нежелательных контактов.

Поддержка семьи для устранения проблем общения детей в социальных сетях.


Модуль/тема

Всего часов

Теоретические занятия

Практическая работа с ресурсами и программами на компьютере

Линия «Информационное пространство и правила информационной безопасности»

17

8

9

Модуль 1. Правила безопасной работы в сети Интернет с мобильным телефоном

10

5

5

1.1. Угрозы в мобильных сетях связи

4

2

2

1.2. Правила безопасной работы с мобильным телефоном

6

3

3

Модуль 2. Правила безопасной работы в сети Интернет с планшетом или на компьютере

7

3

4

2.1. Правила безопасной работы в сети Интернет с планшетом или на компьютере при получении и передаче информации

5

2

3

2.2. Личные данные и правила их защиты

2

1

1

Линия «Информационное общество и информационная культура»

13

6

7

Модуль 3. Сеть Интернет

7

2

5

3.1. Поиск информации в сети Интернет

3

1

2

3.2. Позитивный Интернет. Сайты для учебы, досуга, творчества, чтения книг, виртуальных путешествий

4

1

3

Модуль 4. Правила безопасной работы в социальной сети

6

4

2

4.1. Правила безопасной работы в социальной сети. Этикет общения

3

2

1

4.2. Реакция на негативные сообщения, угрозы, агрессию, уговоры и опасные предложения

3

2

1

Всего:

30

14

16



ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

УЧЕБНОГО КУРСА «ИНФОРМАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ» ДЛЯ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ


п/п


Тема


Количество часов

Дата проведения

План

Факт

Раздел 1. Линия «Информационное пространство и правила информационной безопасности»

1

Правила безопасной работы в сети Интернет с мобильным телефоном

1 ч



2

Что такое информация.

1 ч



3

Информационное общество

1 ч



4

Информационная безопасность. Информационная безопасность учащихся.

1 ч



5

Безопасные коммуникации в сети Интернет

1 ч



6

Основные правила поведения с незнакомыми людьми

1 ч



7

Правила безопасной работы с мобильным телефоном

1 ч



8

Охрана персональных данных

1 ч



9

Опасности, связанные с использованием персональных данных:

- буллинг;

- кибертерроризм;

- вовлечение обучающихся в сети.

1 ч



10

Виртуальный мир – часть реального мира

1 ч



11

Отступление от общепринятых этико-правовых правил поведения в виртуальном мире

1 ч



12

Правила безопасной работы в сети Интернет на компьютере

1 ч



13

Меры по сохранению конфиденциальности в сети Интернет: аватарка, ник

1 ч



14

Меры по сохранению конфиденциальности в сети Интернет: скрытие персональных данных, пароль, осторожность в виртуальных знакомствах

1 ч



15

Личные данные и правила их защиты

1 ч



16

Роль и помощь Интернета в освоении красоты реального мира

1 ч



17

Отступление от общепринятых этико-правовых правил поведения в виртуальном мире

1 ч



Раздел 2. Линия «Информационное общество и информационная культура»

18

Сеть Интернет

1 ч



19

Поиск информации в сети Интернет

1 ч



20

Роль и помощь Интернета в освоении красоты реального мира

1 ч



21

Простота виртуального мира

1 ч



22

Позитивный Интернет. Сайты для учебы, творчества

1 ч



23

Сайты для досуга, чтения книг

1 ч



24

Анализ и отбор информации из TV, радиопередач и сети Интернет

1 ч



25

Правила безопасной работы в сети Интернет

1 ч



26

Правила безопасной работы в сети Интернет. Этикет общения.

1 ч



27

Анализ рекламных сообщений: необходимая информация

1 ч



28

Анализ рекламных сообщений: опасная информация

1 ч



29

Анализ рекламных сообщений: полезная информация

1 ч



30

Реакция на негативные сообщения, угрозы, агрессию, уговоры и опасные предложения

1 ч



31

Различия между видами информации

1 ч



32

Компьютерные вирусы и антивирусные программы: фаерволы («огненная стена» дать определение), защиты

1 ч



33

Обобщение результатов изучения курса. Итоговый урок.

1 ч