Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
гимназия №2
г. Асино Томской области
Обсуждено Утверждаю__________
на заседании МО директор МАОУ
классных руководителей гимназии №2
протокол №__ Седюкова Н.В.
от «___» _____2017г. «___» ___________ 2017 г.
Согласовано
МС школы (или ЭМС УО)
протокол №__от
«___» _________2017 г.
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности
«Финансовая грамотность»
для обучающихся 6-х классов
(УМК, Е. А. Вигдорчик, И. В. Липсиц, Ю. Н. Корлюгова)
Общее количество часов - 34
Составлена на основе примерной программы ФГОС общего образования второго поколения по финансовой грамотности
Составил:
Е.В. Лаптева,
учитель истории
и обществознания
2017 г.
1. Пояснительная записка
«Финансовая грамотность» является прикладным курсом, реализующим интересы обучающихся 5–7 классов в сфере экономики семьи. Курс рассчитан на 34 часа.
Цель курса- знакомство учащихся с курсом «Финансовая грамотность» с целью дальнейшего применения полученных знаний и умений для решения жизненных ситуаций, возникающих в нашей повседневной жизни.
Задачи:
Образовательные: сформировать активную жизненную позицию;
Развивающие: развить экономический образ мышления, позволить приобрети опыт применения полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи;
Воспитательные: воспитать ответственность и нравственное поведение в области экономических отношений в семье и обществе.
Основные содержательные линии курса:
• Деньги, их история, виды, функции;
• Семейный бюджет;
• Экономические отношения семьи и государства;
• Семья и финансовый бизнес;
• Собственный бизнес.
Освоение содержания опирается на межпредметные связи с курсами математики, истории, географии, обществознания и литературы. Учебные материалы и задания подобраны в соответствии с возрастными особенностями детей и включают задачи, практические задания, построение графиков и диаграмм, игры, мини-исследования и проекты. В процессе изучения формируются умения и навыки работы с текстами, таблицами, схемами, графиками, а также навыки поиска, анализа и представления информации и публичных выступлений.
Планируемые результаты
Личностными результатами изучения курса «Финансовая грамотность» являются:
-осознание себя как члена семьи, общества и государства; понимание экономических проблем семьи и участие в их обсуждении; понимание финансовых связей семьи и государства;
-овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений: сопоставление доходов и расходов, расчёт процентов, сопоставление доходности вложений на простых примерах;
развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки; планирование собственного бюджета, предложение вариантов собственного заработка;
-развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных игровых и реальных экономических ситуациях; участие в принятии решений о семейном бюджете.
Метапредметными результатами изучения курса «Финансовая грамотность» являются:
Познавательные:
-освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
-использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации; поиск информации в газетах, журналах, на интернет-сайтах и проведение простых опросов и интервью;
-формирование умений представлять информацию в зависимости от поставленных задач в виде таблицы, схемы, графика, диаграммы, диаграммы связей (интеллект-карты);
овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
-овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями.
Регулятивные:
-понимание цели своих действий;
-планирование действия с помощью учителя и самостоятельно;
-проявление познавательной и творческой инициативы;
-оценка правильности выполнения действий; самооценка и взаимооценка;
адекватное восприятие предложений товарищей, учителей, родителей.
Коммуникативные:
-составление текстов в устной и письменной формах;
-готовность слушать собеседника и вести диалог;
-готовность признавать возможность существования различных
точек зрения и права каждого иметь свою;
умение излагать своё мнение, аргументировать свою точку зрения и давать оценку событий;
-определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Предметными результатами изучения курса «Финансовая грамотность» являются:
понимание основных принципов экономической жизни общества: представление о роли денег в семье и обществе, о причинах и последствиях изменения доходов и расходов семьи, о роли государства в экономике семьи;
-понимание и правильное использование экономических терминов;
-освоение приёмов работы с экономической информацией, её осмысление; проведение простых финансовых расчётов.
-приобретение знаний и опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области семейной экономики:
знание источников доходов и направлений расходов семьи и умение составлять простой семейный бюджет; знание направлений инвестирования и способов сравнения результатов на простых примерах;
-развитие способностей обучающихся делать необходимые выводы и давать обоснованные оценки экономических ситуаций; определение элементарных проблем в области семейных финансов и нахождение путей их решения;
-развитие кругозора в области экономической жизни общества и формирование познавательного интереса к изучению общественных дисциплин.
Нормативно-правовая база:
Закон «Об образовании»,
Конвенция о правах ребёнка,
Методические рекомендации по уточнению и содержанию внеурочной деятельности ДОО Томской области 3147/01-08 от 04.09.2017,
Устав МАОУ гимназии № 2,
Положение о внеурочной деятельности учащихся,
Положение о портфолио достижение учащегося,
Положение об единых требованиях к составлению рабочей программы внеурочной деятельности № 157 от 30.08.2017.
Целевая аудитория: учащихся 6-х классов
Продолжительность занятия: 40 минут
Продолжительность курса: 34 часа (1 ч/н)
2. Результаты освоения курса внеурочной деятельности
Требования к образовательному результату (ФГОС) | Характеристика результата | Способы оценки результата |
Личностные |
Овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений Приобретение навыка понимания экономических проблем семьи Приобретение навыка планирования собственного бюджета | Личностными результатами изучения курса «Финансовая грамотность» являются: -осознание себя как члена семьи, общества и государства; понимание экономических проблем семьи и участие в их обсуждении; понимание финансовых связей семьи и государства; -овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений: сопоставление доходов и расходов, расчёт процентов, сопоставление доходности вложений на простых примерах; развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки; планирование собственного бюджета, предложение вариантов собственного заработка; -развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных игровых и реальных экономических ситуациях; участие в принятии решений о семейном бюджете. | Зачет Деловая игра Заполнение карты «Мои финансы» |
Метапредметные |
Приобретение навыков поиска информации в СМИ и представление ее в виде таблиц, схем, диаграммы Приобретение навыков планирование своей деятельности Приобретение навыков ведения диалога | Метапредметными результатами изучения курса «Финансовая грамотность» являются: Познавательные: -освоение способов решения проблем творческого и поискового характера; -использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации; поиск информации в газетах, журналах, на интернет-сайтах и проведение простых опросов и интервью; -формирование умений представлять информацию в зависимости от поставленных задач в виде таблицы, схемы, графика, диаграммы, диаграммы связей (интеллект-карты); овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям; -овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями. Регулятивные: -понимание цели своих действий; -планирование действия с помощью учителя и самостоятельно; -проявление познавательной и творческой инициативы; -оценка правильности выполнения действий; самооценка и взаимооценка; адекватное восприятие предложений товарищей, учителей, родителей. Коммуникативные: -составление текстов в устной и письменной формах; -готовность слушать собеседника и вести диалог; -готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; умение излагать своё мнение, аргументировать свою точку зрения и давать оценку событий; -определение общей цели и путей её достижения; - умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих. | Зачет Деловая игра |
Предметные |
Понимание и правильное использование экономических терминов | Предметными результатами изучения курса «Финансовая грамотность» являются: -понимание основных принципов экономической жизни общества: представление о роли денег в семье и обществе, о причинах и последствиях изменения доходов и расходов семьи, о роли государства в экономике семьи; -понимание и правильное использование экономических терминов; -освоение приёмов работы с экономической информацией, её осмысление; проведение простых финансовых расчётов. -приобретение знаний и опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области семейной экономики: знание источников доходов и направлений расходов семьи и умение составлять простой семейный бюджет; знание направлений инвестирования и способов сравнения результатов на простых примерах -развитие способностей обучающихся делать необходимые выводы и давать обоснованные оценки экономических ситуаций; определение элементарных проблем в области семейных финансов и нахождение путей их решения; -развитие кругозора в области экономической жизни общества и формирование познавательного интереса к изучению общественных дисциплин. | Зачет Деловая игра Тест Заполнение карты «Мой бизнес-план» |
3. Учебно -тематическое планирование
№ | Раздел программы | тема | Кол-во часов |
теория | практика |
1-3 | Раздел 1. Доходы и расходы семьи (12 ч)
| Деньги
| 2 | 1 |
4-6 | Доходы семьи | 2 | 1 |
7-9 | Расходы семьи | 2 | 1 |
10-12 | Семейный бюджет | 2 | 1 |
13-15 | Раздел 2. Риски потери денег и имущества и как человек может от этого защититься (4 ч)
| Особые жизненные ситуации и как с ними справиться
| 2 | 1 |
16 | Итоговая работа по разделам 1 и 2: ролевая игра
| | 1 |
17-19 | Раздел 3. Семья и государство: как они взаимодействуют (7 ч) | Налоги | 2 | 1 |
20-22 | Социальные пособия
| 2 | 1 |
23 | Итоговая работа по разделу 3: мини-исследова- ние в группах «Государство — это мы!» | | 1 |
24-26 | Раздел 4. Финансовый бизнес: чем он может помочь семье (11 ч)
| Банковские услуги
| 2 | 1 |
27-29 | Собственный бизнес
| 2 | 1 |
30-32 | Валюта в современном мире | 2 | 1 |
33-34 | Итоговая работа по курсу «Финансовая грамотность» | 1 | 1 |
4. Содержание внеурочной деятельности с указанием форм ее организации и видов деятельности
№ п/п | Наименование темы | Содержание | Форма занятия | Вид деятельности | Форма контроля |
Раздел 1. Доходы и расходы семьи (12 ч) |
1-3 | Деньги | Деньги. Обмен. Товарные деньги. Символические деньги. Драгоценные металлы. Монеты. Купюры. Наличные деньги. Безналичные деньги. Гознак. Центральный банк. Банки. Фальшивые деньги. | Объяснение материала с элементами беседы | Беседа, фронтальный опрос | Работа со словарем, работа с информационными источниками |
4-6 | Доходы семьи | Заработная плата. Собственность. Доходы от собственности. Арендная плата. Проценты. Прибыль. Дивиденды. Социальные выплаты. Материнский капитал. Кредиты. | Объяснение материала с элементами беседы | Беседа, фронтальный опрос | Составление схемы «Доходы семьи», решение математических задач |
7-9 | Расходы семьи | Предметы первой необходимости. Товары текущего потребления. Товары длительного пользования. Услуги. Коммунальные услуги. | Объяснение материала с элементами беседы | Беседа, фронтальный опрос | Составление схемы «Расходы семьи», решение математических задач |
10-12 | Семейный бюджет | Кредит. Проценты по кредиту. Долги. Сбережения. Вклады. Проценты по вкладам. | Объяснение материала с элементами беседы | Беседа, фронтальный опрос | Выполнение задания по составлению бюджета семьи |
Раздел 2. Риски потери денег и имущества и как человек может от этого защититься (4 ч) |
13-15 | Особые жизненные ситуации и как с ними справиться | Аварии. Болезни. Несчастные случаи. Катастрофы. Страхование. Страховая компания. Страховой полис. | Объяснение материала с элементами беседы | Беседа, фронтальный опрос | Работа с информационными источниками, решение творческих заданий |
16 | Итоговая работа по разделам 1 и 2: ролевая игра | ролевая игра «Семейный бюджет» | игра | игра | наблюдение |
Раздел 3. Семья и государство: как они взаимодействуют (7 ч) |
17-19 | Налоги | Налог. Налоговая инспекция. Подоходный налог. Налоговая ставка. Налог на прибыль. Физические лица. Пеня. Налоговые льготы. Налог на добавленную стоимость. Акциз. | Объяснение материала с элементами беседы | Беседа, фронтальный опрос | Публичное выступление с докладом, опрос |
20-22 | Социальные пособия | Пособие. Пенсия. Пенсионный фонд. Стипендия. Больничный лист. Пособие по безработице. | Объяснение материала с элементами беседы | Беседа, фронтальный опрос | Работа с информационными источниками |
23 | Итоговая работа по разделу 3: мини-исследова- ние в группах «Государство — это мы!» | мини-исследование в группах «Государство — это мы!». | Работа в группах | Работа в проектных группах | Наблюдение, защита мини-проектов |
Раздел 4. Финансовый бизнес: чем он может помочь семье (11 ч) |
24-26 | Банковские услуги
| Банки. Вклады (депозиты). Процентная ставка. Страхование вкладов. Агентство по страхованию вкладов. Кредит. Залог. | Объяснение материала с элементами беседы | Беседа, фронтальный опрос | Публичное выступление с докладом |
27-29 | Собственный бизнес | Бизнес. Малый бизнес. Бизнес-план. Кредит. | Объяснение материала с элементами беседы | Беседа, фронтальный опрос | Выполнение задания по составлению бизнес-плана |
30-32 | Валюта в современном мире | Валюта. Валютный курс. Обменный пункт. Валютный вклад. | Объяснение материала с элементами беседы | Беседа, фронтальный опрос | Публичное выступление с докладом, презентация |
33-34 | Итоговая работа по курсу «Финансовая грамот- ность» | Итоговая работа по курсу «Финансовая грамотность». | Итоговое тестирование | Письменная работа | Письменная работа |
5. Литература:
Липсиц И., Вигдорчик Е. Финансовая грамотность. 5—7 классы:
материалы для учащихся. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014.
Вигдорчик Е., Липсиц И., Корлюгова Ю. Финансовая грамотность.
5—7 классы: учебная программа. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014.
Вигдорчик Е., Липсиц И., Корлюгова Ю. Финансовая грамотность.
5—7 классы: методические рекомендации для учителя. — М.: ВИТА-ПРЕСС,
2014.
Вигдорчик Е., Липсиц И., Корлюгова Ю. Финансовая грамотность.
5—7 классы: материалы для родителей. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014.
Корлюгова Ю., Вигдорчик Е., Липсиц И. Финансовая грамотность.
5—7 классы: контрольные измерительные материалы. — М.: ВИТА-ПРЕСС,
2014.
Интернет-источники
1. Cайт журнала «Семейный бюджет» — http://www.7budget.ru;
2. Сайт по основам финансовой грамотности «Достаток.ру» —
http://www.dostatok.ru;
3. Журнал «Работа и зарплата» — http://zarplata-i-rabota.ru/zhurnalrabota-i-zarplata;
4. Портал «Профориентир». «Мир профессий» – http://www.clskuntsevo.ru/portal_proforientir/mir_professii_news_prof.php;
5. Сайт «Все о пособиях» — http://subsidii.net/
6. Сайт «Все о страховании» — http://www.o-strahovanie.ru/vidistrahovaniay.php
7. Сайт «Налоги России» / Ставки налогов в России в 2013 г.
Приложение 1
Календарно-тематическое планирование
№ | Дата по плану | Дата фактическая | Тема занятия | Кол-во часов | Тип занятия | Форма проведения занятия | Вид деятельности | Средства наглядности | примечание |
Раздел 1. Доходы и расходы семьи (12 ч) |
1-3 | | | Деньги | 3 | Изучение нового материала | Объяснение материала с элементами беседы | беседа | презентация | |
4-6 | | | Доходы семьи | 3 | Комбинированное занятие | Объяснение материала с элементами беседы | беседа | презентация | |
7-9 | | | Расходы семьи | 3 | Комбинированное занятие | Объяснение материала с элементами беседы | беседа | презентация | |
10-12 | | | Семейный бюджет | 3 | Комбинированное занятие | Объяснение материала с элементами беседы | беседа | презентация | |
Раздел 2. Риски потери денег и имущества и как человек может от этого защититься (4 ч) |
13-15 | | | Особые жизненные ситуации и как с ними справиться | 3 | Изучение нового материала | Объяснение материала с элементами беседы | беседа | презентация | |
16 | | | Итоговая работа по разделам 1 и 2: ролевая игра | 1 | Повторительно-обобщающий урок | игра | игра | Раздаточный материал | |
Раздел 3. Семья и государство: как они взаимодействуют (7 ч) |
17-19 | | | Налоги | 3 | Изучение нового материала | Объяснение материала с элементами беседы | беседа | презентация | |
20-22 | | | Социальные пособия | 3 | Комбинированное занятие | Объяснение материала с элементами беседы | беседа | презентация | |
23 | | | Итоговая работа по разделу 3: мини-исследова- ние в группах «Государство — это мы!» | 1 | Повторительно-обобщающий урок | игра | игра | Раздаточный материал | |
Раздел 4. Финансовый бизнес: чем он может помочь семье (11 ч) |
24-26 | | | Банковские услуги | 3 | Изучение нового материала | Объяснение материала с элементами беседы | беседа | презентация | |
27-29 | | | Собственный бизнес | 3 | Комбинированное занятие | Объяснение материала с элементами беседы | беседа | презентация | |
30-32 | | | Валюта в современном мире | 3 | Комбинированное занятие | Объяснение материала с элементами беседы | беседа | презентация | |
33-34 | | | Итоговая работа по курсу «Финансовая грамот- ность» | 2 | Повторительно-обобщающий урок | тест | тест | Раздаточный материал | |