СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Основы финансовой грамотности" в 6 классе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Основы финансовой грамотности" в 6 классе

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Основы финансовой грамотности" в 6 классе»


Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

гимназия №2

г. Асино Томской области




Обсуждено Утверждаю__________

на заседании МО директор МАОУ

классных руководителей гимназии №2

протокол №__ Седюкова Н.В.

от «___» _____2017г. «___» ___________ 2017 г.


Согласовано

МС школы (или ЭМС УО)

протокол №__от

«___» _________2017 г.




Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности

«Финансовая грамотность»

для обучающихся 6-х классов

(УМК, Е. А. Вигдорчик, И. В. Липсиц, Ю. Н. Корлюгова)




Общее количество часов - 34


Составлена на основе примерной программы ФГОС общего образования второго поколения по финансовой грамотности





Составил:

Е.В. Лаптева,

учитель истории

и обществознания






2017 г.



1. Пояснительная записка


«Финансовая грамотность» является прикладным курсом, реализующим интересы обучающихся 5–7 классов в сфере экономики семьи. Курс рассчитан на 34 часа.
Цель курса- знакомство учащихся с курсом «Финансовая грамотность» с целью дальнейшего применения полученных знаний и умений для решения жизненных ситуаций, возникающих в нашей повседневной жизни.

Задачи:

Образовательные: сформировать активную жизненную позицию;

Развивающие: развить экономический образ мышления, позволить приобрети опыт применения полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи;

Воспитательные: воспитать ответственность и нравственное поведение в области экономических отношений в семье и обществе.


Основные содержательные линии курса:
• Деньги, их история, виды, функции;
• Семейный бюджет;
• Экономические отношения семьи и государства;
• Семья и финансовый бизнес;
• Собственный бизнес.
Освоение содержания опирается на межпредметные связи с курсами математики, истории, географии, обществознания и литературы. Учебные материалы и задания подобраны в соответствии с возрастными особенностями детей и включают задачи, практические задания, построение графиков и диаграмм, игры, мини-исследования и проекты. В процессе изучения формируются умения и навыки работы с текстами, таблицами, схемами, графиками, а также навыки поиска, анализа и представления информации и публичных выступлений.

Планируемые результаты
Личностными результатами изучения курса «Финансовая грамотность» являются:
-осознание себя как члена семьи, общества и государства; понимание экономических проблем семьи и участие в их обсуждении; понимание финансовых связей семьи и государства;
-овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений: сопоставление доходов и расходов, расчёт процентов, сопоставление доходности вложений на простых примерах;

развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки; планирование собственного бюджета, предложение вариантов собственного заработка;
-развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных игровых и реальных экономических ситуациях; участие в принятии решений о семейном бюджете.
Метапредметными результатами изучения курса «Финансовая грамотность» являются:
Познавательные:

-освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
-использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации; поиск информации в газетах, журналах, на интернет-сайтах и проведение простых опросов и интервью;
-формирование умений представлять информацию в зависимости от поставленных задач в виде таблицы, схемы, графика, диаграммы, диаграммы связей (интеллект-карты);

овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
-овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями.
Регулятивные:
-понимание цели своих действий;
-планирование действия с помощью учителя и самостоятельно;
-проявление познавательной и творческой инициативы;
-оценка правильности выполнения действий; самооценка и взаимооценка;

адекватное восприятие предложений товарищей, учителей, родителей.
Коммуникативные:
-составление текстов в устной и письменной формах;
-готовность слушать собеседника и вести диалог;
-готовность признавать возможность существования различных
точек зрения и права каждого иметь свою;

умение излагать своё мнение, аргументировать свою точку зрения и давать оценку событий;
-определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Предметными результатами изучения курса «Финансовая грамотность» являются:

понимание основных принципов экономической жизни общества: представление о роли денег в семье и обществе, о причинах и последствиях изменения доходов и расходов семьи, о роли государства в экономике семьи;
-понимание и правильное использование экономических терминов;
-освоение приёмов работы с экономической информацией, её осмысление; проведение простых финансовых расчётов.
-приобретение знаний и опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области семейной экономики:
знание источников доходов и направлений расходов семьи и умение составлять простой семейный бюджет; знание направлений инвестирования и способов сравнения результатов на простых примерах;
-развитие способностей обучающихся делать необходимые выводы и давать обоснованные оценки экономических ситуаций; определение элементарных проблем в области семейных финансов и нахождение путей их решения;
-развитие кругозора в области экономической жизни общества и формирование познавательного интереса к изучению общественных дисциплин.


Нормативно-правовая база:

  • Закон «Об образовании»,

  • Конвенция о правах ребёнка,

  • Методические рекомендации по уточнению и содержанию внеурочной деятельности ДОО Томской области 3147/01-08 от 04.09.2017,

  • Устав МАОУ гимназии № 2,

  • Положение о внеурочной деятельности учащихся,

  • Положение о портфолио достижение учащегося,

  • Положение об единых требованиях к составлению рабочей программы внеурочной деятельности № 157 от 30.08.2017.

Целевая аудитория: учащихся 6-х классов

Продолжительность занятия: 40 минут

Продолжительность курса: 34 часа (1 ч/н)




2. Результаты освоения курса внеурочной деятельности

Требования к образовательному результату (ФГОС)

Характеристика результата


Способы оценки результата

Личностные


Овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений

Приобретение навыка понимания экономических проблем семьи

Приобретение навыка планирования собственного бюджета


Личностными результатами изучения курса «Финансовая грамотность» являются:
-осознание себя как члена семьи, общества и государства; понимание экономических проблем семьи и участие в их обсуждении; понимание финансовых связей семьи и государства;
-овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений: сопоставление доходов и расходов, расчёт процентов, сопоставление доходности вложений на простых примерах;

развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки; планирование собственного бюджета, предложение вариантов собственного заработка;
-развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных игровых и реальных экономических ситуациях; участие в принятии решений о семейном бюджете.

Зачет

Деловая игра

Заполнение карты «Мои финансы»


Метапредметные

Приобретение навыков поиска информации в СМИ и представление ее в виде таблиц, схем, диаграммы





Приобретение навыков планирование своей деятельности




Приобретение навыков ведения диалога

Метапредметными результатами изучения курса «Финансовая грамотность» являются:
Познавательные:

-освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
-использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации; поиск информации в газетах, журналах, на интернет-сайтах и проведение простых опросов и интервью;
-формирование умений представлять информацию в зависимости от поставленных задач в виде таблицы, схемы, графика, диаграммы, диаграммы связей (интеллект-карты);

овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
-овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями.
Регулятивные:
-понимание цели своих действий;
-планирование действия с помощью учителя и самостоятельно;
-проявление познавательной и творческой инициативы;
-оценка правильности выполнения действий; самооценка и взаимооценка;

адекватное восприятие предложений товарищей, учителей, родителей.
Коммуникативные:
-составление текстов в устной и письменной формах;
-готовность слушать собеседника и вести диалог;
-готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;

умение излагать своё мнение, аргументировать свою точку зрения и давать оценку событий;
-определение общей цели и путей её достижения;

- умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Зачет

Деловая игра


Предметные


Понимание и правильное использование экономических терминов

Предметными результатами изучения курса «Финансовая грамотность» являются:

-понимание основных принципов экономической жизни общества: представление о роли денег в семье и обществе, о причинах и последствиях изменения доходов и расходов семьи, о роли государства в экономике семьи;
-понимание и правильное использование экономических терминов;
-освоение приёмов работы с экономической информацией, её осмысление; проведение простых финансовых расчётов.
-приобретение знаний и опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области семейной экономики:
знание источников доходов и направлений расходов семьи и умение составлять простой семейный бюджет; знание направлений инвестирования и способов сравнения результатов на простых примерах
-развитие способностей обучающихся делать необходимые выводы и давать обоснованные оценки экономических ситуаций; определение элементарных проблем в области семейных финансов и нахождение путей их решения;
-развитие кругозора в области экономической жизни общества и формирование познавательного интереса к изучению общественных дисциплин.

Зачет

Деловая игра

Тест

Заполнение карты «Мой бизнес-план»



3. Учебно -тематическое планирование

Раздел программы

тема

Кол-во часов

теория

практика

1-3

Раздел 1. Доходы и расходы семьи (12 ч)

Деньги


2

1

4-6

Доходы семьи

2

1

7-9

Расходы семьи

2

1

10-12

Семейный бюджет

2

1

13-15

Раздел 2. Риски потери денег и имущества
и как человек может от этого защититься

(4 ч)

Особые жизненные ситуации и как с ними справиться

2

1

16

Итоговая работа по разделам 1 и 2: ролевая игра


1

17-19

Раздел 3. Семья и государство: как они взаимодействуют (7 ч)

Налоги

2

1

20-22

Социальные пособия


2

1

23

Итоговая работа по разделу 3: мини-исследова-
ние в группах «Государство — это мы!»


1

24-26

Раздел 4. Финансовый бизнес: чем он может помочь семье (11 ч)

Банковские услуги


2

1

27-29

Собственный бизнес


2

1

30-32

Валюта в современном мире

2

1

33-34

Итоговая работа по курсу «Финансовая грамотность»

1

1



4. Содержание внеурочной деятельности с указанием форм ее организации и видов деятельности



п/п

Наименование темы

Содержание

Форма занятия

Вид деятельности

Форма контроля


Раздел 1. Доходы и расходы семьи (12 ч)

1-3

Деньги

Деньги. Обмен. Товарные деньги. Символические деньги. Драгоценные металлы. Монеты. Купюры. Наличные деньги. Безналичные деньги. Гознак. Центральный банк. Банки. Фальшивые деньги.

Объяснение материала с элементами беседы

Беседа, фронтальный опрос

Работа со словарем, работа с информационными источниками

4-6

Доходы семьи

Заработная плата. Собственность. Доходы от собственности. Арендная плата. Проценты. Прибыль. Дивиденды. Социальные выплаты. Материнский капитал. Кредиты.

Объяснение материала с элементами беседы

Беседа, фронтальный опрос

Составление схемы «Доходы семьи», решение математических задач

7-9

Расходы семьи

Предметы первой необходимости. Товары текущего потребления. Товары длительного пользования. Услуги. Коммунальные услуги.

Объяснение материала с элементами беседы

Беседа, фронтальный опрос

Составление схемы «Расходы семьи», решение математических задач

10-12

Семейный бюджет

Кредит. Проценты по кредиту. Долги. Сбережения. Вклады. Проценты по вкладам.

Объяснение материала с элементами беседы

Беседа, фронтальный опрос

Выполнение задания по составлению бюджета семьи


Раздел 2. Риски потери денег и имущества
и как человек может от этого защититься (4 ч)

13-15

Особые жизненные ситуации и как с ними справиться

Аварии. Болезни. Несчастные случаи. Катастрофы. Страхование. Страховая компания. Страховой полис.

Объяснение материала с элементами беседы

Беседа, фронтальный опрос

Работа с информационными источниками, решение творческих заданий

16

Итоговая работа по разделам 1 и 2: ролевая игра

ролевая игра «Семейный бюджет»

игра

игра

наблюдение


Раздел 3. Семья и государство: как они взаимодействуют (7 ч)

17-19

Налоги

Налог. Налоговая инспекция. Подоходный налог. Налоговая ставка. Налог на прибыль. Физические лица. Пеня. Налоговые льготы. Налог на добавленную стоимость. Акциз.

Объяснение материала с элементами беседы

Беседа, фронтальный опрос

Публичное выступление с докладом, опрос

20-22

Социальные пособия

Пособие. Пенсия. Пенсионный фонд. Стипендия. Больничный лист. Пособие по безработице.

Объяснение материала с элементами беседы

Беседа, фронтальный опрос

Работа с информационными источниками

23

Итоговая работа по разделу 3: мини-исследова-
ние в группах «Государство — это мы!»

мини-исследование в группах «Государство — это мы!».

Работа в группах

Работа в проектных группах


Наблюдение, защита мини-проектов

Раздел 4. Финансовый бизнес: чем он может помочь семье (11 ч)

24-26

Банковские услуги

Банки. Вклады (депозиты). Процентная ставка. Страхование вкладов. Агентство по страхованию вкладов. Кредит. Залог.

Объяснение материала с элементами беседы

Беседа, фронтальный опрос

Публичное выступление с докладом

27-29

Собственный бизнес

Бизнес. Малый бизнес. Бизнес-план. Кредит.

Объяснение материала с элементами беседы

Беседа, фронтальный опрос

Выполнение задания по составлению бизнес-плана

30-32

Валюта в современном мире

Валюта. Валютный курс. Обменный пункт. Валютный вклад.

Объяснение материала с элементами беседы

Беседа, фронтальный опрос

Публичное выступление с докладом, презентация

33-34

Итоговая работа по курсу «Финансовая грамот-
ность»

Итоговая работа по курсу «Финансовая грамотность».

Итоговое тестирование

Письменная работа

Письменная работа




5. Литература:
Липсиц И., Вигдорчик Е. Финансовая грамотность. 5—7 классы:
материалы для учащихся. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014.
Вигдорчик Е., Липсиц И., Корлюгова Ю. Финансовая грамотность.
5—7 классы: учебная программа. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014.
Вигдорчик Е., Липсиц И., Корлюгова Ю. Финансовая грамотность.
5—7 классы: методические рекомендации для учителя. — М.: ВИТА-ПРЕСС,
2014.
Вигдорчик Е., Липсиц И., Корлюгова Ю. Финансовая грамотность.
5—7 классы: материалы для родителей. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014.
Корлюгова Ю., Вигдорчик Е., Липсиц И. Финансовая грамотность.
5—7 классы: контрольные измерительные материалы. — М.: ВИТА-ПРЕСС,
2014.


Интернет-источники
1. Cайт журнала «Семейный бюджет» — http://www.7budget.ru;
2. Сайт по основам финансовой грамотности «Достаток.ру» —
http://www.dostatok.ru;
3. Журнал «Работа и зарплата» — http://zarplata-i-rabota.ru/zhurnalrabota-i-zarplata;
4. Портал «Профориентир». «Мир профессий» – http://www.clskuntsevo.ru/portal_proforientir/mir_professii_news_prof.php;
5. Сайт «Все о пособиях» — http://subsidii.net/
6. Сайт «Все о страховании» — http://www.o-strahovanie.ru/vidistrahovaniay.php
7. Сайт «Налоги России» / Ставки налогов в России в 2013 г.






Приложение 1

Календарно-тематическое планирование

Дата по плану

Дата фактическая

Тема занятия

Кол-во часов

Тип занятия

Форма проведения занятия

Вид деятельности

Средства наглядности

примечание

Раздел 1. Доходы и расходы семьи (12 ч)

1-3



Деньги

3

Изучение нового материала

Объяснение материала с элементами беседы

беседа

презентация


4-6



Доходы семьи

3

Комбинированное занятие

Объяснение материала с элементами беседы

беседа

презентация


7-9



Расходы семьи

3

Комбинированное занятие

Объяснение материала с элементами беседы

беседа

презентация


10-12



Семейный бюджет

3

Комбинированное занятие

Объяснение материала с элементами беседы

беседа

презентация


Раздел 2. Риски потери денег и имущества
и как человек может от этого защититься (4 ч)

13-15



Особые жизненные ситуации и как с ними справиться

3

Изучение нового материала

Объяснение материала с элементами беседы

беседа

презентация


16



Итоговая работа по разделам 1 и 2: ролевая игра

1

Повторительно-обобщающий урок

игра

игра

Раздаточный материал


Раздел 3. Семья и государство: как они взаимодействуют (7 ч)

17-19



Налоги

3

Изучение нового материала

Объяснение материала с элементами беседы

беседа

презентация


20-22



Социальные пособия

3

Комбинированное занятие

Объяснение материала с элементами беседы

беседа

презентация


23



Итоговая работа по разделу 3: мини-исследова-
ние в группах «Государство — это мы!»

1

Повторительно-обобщающий урок

игра

игра

Раздаточный материал


Раздел 4. Финансовый бизнес: чем он может помочь семье (11 ч)

24-26



Банковские услуги

3

Изучение нового материала

Объяснение материала с элементами беседы

беседа

презентация


27-29



Собственный бизнес

3

Комбинированное занятие

Объяснение материала с элементами беседы

беседа

презентация


30-32



Валюта в современном мире

3

Комбинированное занятие

Объяснение материала с элементами беседы

беседа

презентация


33-34



Итоговая работа по курсу «Финансовая грамот-
ность»

2

Повторительно-обобщающий урок

тест

тест

Раздаточный материал





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!