Приложение к Основной образовательной программе
среднего общего образования
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности
«Решение задач повышенного уровня сложности»
(общеинтеллектуального направления)
11 класс
1.Планируемые результаты освоения курса
Личностные:
осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки;
постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение: осознавать потребность и готовность к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности вне школы;
оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья;
оценивать экологический риск взаимоотношений человека и природы.
формировать экологическое мышление: умение оценивать свою деятельность и поступки других людей с точки зрения сохранения окружающей среды - гаранта жизни и благополучия людей на Земле.
Метапредметные:
Регулятивные УУД
Составляют план и последовательность действий.
Самостоятельно формулируют познавательную цель и строят действия в соответствии с ней. Сличают свой способ действия с эталоном.
Определяют последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата
Ставят учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно.
Принимают познавательную цель, сохраняют ее при выполнении учебных действий, регулируют весь процесс их выполнения и четко выполняют требования познавательной задачи
Составляют план и последовательность действий. Вносят коррективы и дополнения в составленные планы
Осознают качество и уровень усвоения. Предвосхищают результат и уровень усвоения (какой будет результат?)
Познавательные универсальные учебные действия
Создают структуру взаимосвязей смысловых единиц текста.
Строят логические цепи рассуждений
Умеют выбирать смысловые единицы текста и устанавливать отношения между ними.
Выделяют обобщенный смысл и формальную структуру задачи.
Умеют заменять термины определениями.
Выделяют и формулируют познавательную цель. Осуществляют поиск и выделение необходимой информации. Строят логические цепи рассуждений.
Анализируют объект, выделяя существенные и несущественные признаки. Составляют целое из частей, самостоятельно достраивая, восполняя недостающие компоненты
Воспринимают тексты художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей. Выделяют количественные характеристики объектов, заданные словами
Выделяют обобщенный смысл и формальную структуру задачи. Строят логические цепи рассуждений. Структурируют знания.
Коммуникативные универсальные учебные действия
С достаточной полнотой и точностью выражают свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Планируют общие способы работы
Умеют (или развивают способность) брать на себя инициативу в организации совместного действия. Умеют слушать и слышать друг друга
Вступают в диалог, участвуют в коллективном обсуждении проблем, учатся владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка
Умеют представлять конкретное содержание и сообщать его в письменной и устной форме. Учатся переводить конфликтную ситуацию в логический план и разрешать ее как задачу через анализ условий
Проявляют готовность адекватно реагировать на нужды других, оказывать помощь и эмоциональную поддержку партнерам
Используют адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей и побуждений
Предметными результатами являются следующие умения:
Выпускник научится:
- Определять тип задачи;
- Знать алгоритм решения задач определенного типа и применять его к комбинированным задачам;
Выпускник получит возможность научиться:
- Подбирать из разных источников или (и) составлять оригинальные задачи определенного типа (например, «Газовые смеси») или по выбранной теме (например, «Соединения азота»);
- Составлять задание для школьной олимпиады по химии (задачи с решениями);
- Участвовать в школьном и муниципальном этапах Всероссийской олимпиады школьников по химии.
Содержание курса «Решение задач повышенного уровня сложности»
11 класс
Блок, раздел содержания | Виды деятельности |
Введение(1ч.) | Изучают общие подходы к анализу условия, решению и оформлению решения задач. Повторяют основные величины, использующиеся в решениях химических задач. |
1. Расчеты по химическим формулам (5 ч.) | Вычисление с использованием понятий «количество вещества», «число Авогадро», молярная масса, молярный объем. Вычисление массовой доли химического элемента в соединении и вывод формулы вещества по массовым долям элементов в нем. Установление простейшей формулы вещества по массовым долям элементов с использованием абсолютной и относительной плотности вещества. Установление простейшей формулы вещества по массовым долям элементов и массе (объему или количеству). Решение задач по теме с использованием алгоритма. |
2.Вычисления по уравнениям химических реакций(16ч.) | Вычисления массы (количества, объема) вещества по известному количеству (массе, объему) одного из вступивших в реакцию или получившихся веществ. Вычисление массы (объема или количества) продукта реакции, если одно из реагирующих веществ дано в избытке, (имеет примеси), если одно из веществ дано в виде раствора с определенной массовой долей растворенного вещества. Расчеты массовой или объемной доли выхода продукта реакции от теоретически возможного. Расчеты массовой доли (массы) химического соединения в смеси. Вычисление массовой или объемной доли выхода продукта реакции от теоретически возможного; массовой доли (массы) химического соединения в смеси. Решение задач по теме с использованием алгоритма. Нахождение теплового эффекта реакции по данным о количестве одного из участвующих в реакции веществ и количеству выделяющейся (поглощающейся) теплоты. Вычисление состава смеси веществ. Составление расчетных задач . «Решение задач по химическим уравнениям» |
3. Химические реакции (11ч) | Составление реакций ионного обмена. Составление окислительно-восстановительных реакций и уравнивание методом електронного баланца. Решение схем превращений, отражающих генетическую связь между углеводородами: открытые, закрытые, смешанные. Составление схем превращений, отражающих генетическую связь между углеводородами. Составление схем превращений отражающих генетические связи между углеводородами и кислородсодержащими органическими веществами. |
Тематическое планирование курса внеурочной деятельности
«Решение задач повышенного уровня сложности» 11 класс
Тема занятия | Кол-во часов |
Типы расчетных задач. Основные физические и химические величины. | 1 |
Вывод формулы вещества по массовым долям | 1 |
Вывод формулы вещества по продуктам сгорания. | 1 |
Вывод формул по известной массовой доле элемента в веществе | 1 |
Вывод формулы вещества по химическим свойствам | 1 |
Вывод формул органических веществ по общим формулам | 1 |
Расчеты по уравнениям химических реакций | 1 |
Расчёты по термохимическим уравнениям | 1 |
Расчёты с использованием понятия «массовая доля вещества в растворе». | 1 |
Расчеты массовой или объемной доли выхода продукта реакции от теоретически возможного. | 1 |
Расчеты продуктов реакции, если одно из веществ дано в избытке. | 1 |
Задачи на смеси. (если вещество участвует в нескольких реакциях) | 1 |
Задачи на смеси. (если вступает два вещества) | 1 |
Задачи на смеси. (если вступает два и более веществ) | 1 |
Расчеты массовой доли химического соединения в смеси | 1 |
Расчеты продуктов реакции, если часть вещества разложилась | 1 |
Расчеты массовой доли химического соединения с учетом растворимости веществ | 1 |
Расчеты массовой доли химического соединения в пластинке | 1 |
Расчеты массовой доли химического соединения с процессом электролиза | 1 |
Вывод алгоритма решения задач | 1 |
Составление расчетных задач по теме «Вычисления по уравнениям химических реакций». | 1 |
Практическая работа №1 «Решение задач по химическим уравнениям» | 1 |
Реакции окислительно-восстановительные | 1 |
Реакции ионного обмена. | 1 |
Реакции, подтверждающие взаимосвязь различных классов неорганических веществ | 1 |
Реакции, подтверждающие взаимосвязь различных классов неорганических веществ | 1 |
Реакции, подтверждающие взаимосвязь различных классов неорганических веществ | 1 |
Реакции, подтверждающие взаимосвязь органических соединений | 1 |
Реакции, подтверждающие взаимосвязь органических соединений | 1 |
Реакции, подтверждающие взаимосвязь органических соединений | 1 |
Решение комбинированных задач | 1 |
Обобщение, систематизация знаний по курсу органической химии | 1 |
Обобщение, систематизация знаний за весь курс химии | 1 |
Всего | 33 ч. |
1