Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
Ивотская средняя общеобразовательная школа
Дятьковского района Брянской области
«Рассмотрено на МО и рекомендовано к утверждению Руководитель МО _______Радченко Л.В. Протокол № __ от «___»____2019г. | «Согласовано» Заместитель директора школы по НМР _______Покорская Г.В. «____»_________2019 г. | «Утверждаю» Директор МАОУ Ивотская СОШ ______Ефремова Л.В. «____»_______ 2019г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по ОБЖ
для обучающихся 7а, 7б, классов
преподавателя – организатора ОБЖ
высшей квалификационной категории
Михалёва Николая Ивановича
п. Ивот
2019 г.
Планируемые результаты освоения учебного предмета.
Личностными результатами обучения в 7 классе являются:
• осознание важности здорового образа жизни;
• соблюдение правил здорового образа жизни;
• соблюдение правил безопасности в быту, в школе, на прогулках;
• способность оценивать своё поведение в разных жизненных ситуациях с точки зрения безопасности;
• способность предвидеть опасные ситуации и избегать их;
• быть готовыми к преодолению опасных ситуаций в случае их неизбежности.
Метапредметные результаты обучения представлены универсальными учебными действиями:
• анализом ситуаций, влияющих положительно и отрицательно на самочувствие и здоровье человека;
• сравнением примеров опасного и безопасного поведения;
• планированием и организацией своей жизни и деятельности с учётом безопасности;
• обобщением изученного материала, формулированием выводов о возможных причинах возникновения опасных ситуаций,
Предметные результаты обучения нацелены на решение прежде всего образовательных задач:
расширение знаний о здоровом образе жизни, ситуациях, которые нарушают его, и причинах их возникновения;
использование полученных знаний в учебных ситуациях, применение знаний для прогнозирования и оценки поведения;
расширение кругозора и культурного опыта школьника, формирование умения воспринимать мир не только рационально, но и образно.
Формирование и развитие универсальных учебных действий (УДД) на основе рабочей программы курса ОБЖ учащихся 7класса предполагает формирование: личностных, регулятивных, коммуникативных и познавательных универсальных учебных действий.
В рамках когнитивного компонента будут сформированы:
основных прав и обязанностей гражданина в области безопасности;
знание особенностей развития города, района и края;
ориентация в системе моральных норм и ценностей;
основы социально-критического мышления, ориентация в особенностях социальных отношений и взаимодействий;
экологическое сознание, признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях; знание основных принципов и правил отношения к природе; знание основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий; правил поведения при чрезвычайных ситуациях.
В рамках ценностного и эмоционального компонентов будут сформированы:
гражданский патриотизм, любовь к Родине, чувство гордости за свою страну;
эмоционально положительное принятие своей региональной идентичности;
уважение личности и ее достоинства, доброжелательное отношение к окружающим, нетерпимость к любым видам насилия и готовность противостоять им;
уважение ценностей семьи, любовь к природе, признание ценности здоровья, своего и других людей, оптимизм в восприятии мира;
потребность в самовыражении и самореализации, социальном признании;
позитивная моральная самооценка и моральные чувства — чувство гордости при следовании моральным нормам, переживание стыда и вины при их нарушении.
В рамках деятельностного (поведенческого) компонента будут сформированы:
готовность и способность к выполнению норм и требований школьной жизни, прав и обязанностей ученика;
умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия; умение конструктивно разрешать конфликты;
готовность и способность к выполнению моральных норм в отношении взрослых и сверстников в школе, дома, во внеурочных видах деятельности;
устойчивый познавательный интерес и становление смыслообразующей функции познавательного мотива.
Ученик получит возможность для формирования:
выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации и интересов учения;
готовности к самообразованию и самовоспитанию;
адекватной позитивной самооценки;
компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности;
готовности осознанного понимания и сопереживания чувствам других, выражающейся в поступках, направленных на помощь.
Регулятивные универсальные учебные действия
Ученик научится:
целеполаганию, включая постановку новых целей, преобразование практической задачи в познавательную;
самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учета выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале;
планировать пути достижения целей;
устанавливать целевые приоритеты;
уметь самостоятельно контролировать свое время и управлять им;
принимать решения в проблемной ситуации на основе переговоров;
осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия;
адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение, как в конце действия, так и по ходу его реализации;
основам прогнозирования как предвидения будущих событий и развития процесса.
Ученик получит возможность научиться:
самостоятельно ставить новые учебные цели и задачи;
построению жизненных планов во временнớй перспективе;
при планировании достижения целей самостоятельно, полно и адекватно учитывать условия и средства их достижения;
выделять альтернативные способы достижения цели и выбирать наиболее эффективный способ;
основам саморегуляции в учебной и познавательной деятельности в форме осознанного управления своим поведением и деятельностью, направленной на достижение поставленных целей;
осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач;
адекватно оценивать объективную трудность как меру фактического или предполагаемого расхода ресурсов на решение задачи;
адекватно оценивать свои возможности достижения цели определенной сложности в различных сферах самостоятельной деятельности.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Ученик научится:
учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор;
аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию;
задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества;
осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, определять цели и функции участников, способы взаимодействия; планировать общие способы работы;
работать в группе — устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми;
основам коммуникативной рефлексии.
Ученик получит возможность научиться:
учитывать позиции других людей, отличные от собственной позиции;
учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
брать на себя инициативу в организации совместного действия (деловое лидерство);
оказывать поддержку и содействие тем, от кого зависит достижение цели в совместной деятельности;
в процессе коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
в совместной деятельности четко формулировать цели группы и позволять ее участникам проявлять инициативу для достижения этих целей.
Познавательные универсальные учебные действия
Ученик научится:
проводить наблюдение и эксперимент под руководством учителя;
осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
давать определение понятиям;
устанавливать причинно-следственные связи;обобщать понятия — осуществлять логическую операцию перехода от видовых признаков к родовому понятию, от понятия с меньшим объемом к понятию с большим объемом;
осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;
строить логические рассуждения, включающие установление причинно-следственных связей;
объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования;
структурировать тексты, включая умение выделять главное и второстепенное.
Ученик получит возможность научиться:
ставить проблему, аргументировать ее актуальность;
самостоятельно проводить исследование на основе применения методов наблюдения и эксперимента;
выдвигать гипотезы о связях и закономерностях событий, процессов, объектов;
делать умозаключения (индуктивное и по аналогии) и выводы на основе аргументации.
Содержание учебного предмета.
Курс «Основы безопасности жизнедеятельности» для 7 класса содержит следующие разделы. Введение. Основы безопасности жизнедеятельности. Это нужно знать. 2часа. Проблема здорового образа жизни. Как её решали в древности. Окружающая среда и безопасность. Какие знания и умения приобретают при изучении ОБЖ. Расширение кругозора. Физическое воспитание в Спарте. Здоровый образ жизни. Что это? 14 часов. Зависит ли здоровье от образа жизни? Образ жизни. Слагаемые здоровья. Физическое здоровье человека. Значение физической культуры для здоровья человека. Что такое физическое здоровье. Физическая культура и служба в армии. Закаливание – способ тренировки организма. Виды закаливания. Правила гигиены. Расширение кругозора. Русская баня и здоровье. Примеры закаливания. Правильное питание. Характеристика жиров, белков и углеводов. Режим питания. Правила питания. Продукты питания как экологический фактор. Питание и болезни. Диета. Расширение кругозора. Чемпион среди круп по содержанию белков. Благотворное воздействие зелёного чая. Психическое здоровье человека. Показатели психического здоровья и нездоровья. Влияние воли на эмоциональное состояние человека. Правильная организация жизнедеятельности. Воздействие шумов на организм человека. Компьютер и здоровье. Информационная безопасность. Социальное здоровье человека. Что такое социальное здоровье человека. Общение. Правила коммуникации. Учение – социально важная деятельность. Круг интересов человека. Фанаты и поклонники. Расширение кругозора. Дети – Маугли.Репродуктивное здоровье подростков и его охрана. Определение репродуктивного здоровья. Половое созревание. Особенности развития мальчиков и девочек (юношейи девушек). Риски старшего подросткового возраста. (Тест) Опасности, подстерегающие нас в повседневной жизни. 19 часов. Как вести себя при пожаре. Причины и последствия пожаров. Поражающие факторы пожара. Правила пожарной безопасности. Безопасность во время праздничных фейерверков. Можно ли тушить пожар самостоятельно? Правила эвакуации из горящего здания. Средства пожаротушения. Помощь при ожогах. (Тест).Чрезвычайные ситуации в быту. Залив жилища. Опасное электричество. Первая помощь при электротравмах. Утечка газа. Отравление угарным газом. Бытовая химия. Правила хранения в помещении опасных жидкостей. Правила поведения с немаркированными ёмкостями. Отравление ядохимикатами. Первая помощь при отравлении опасными жидкостями и ядохимикатами. (Тест).Разумная предосторожность. Досуг в городе; каких мест лучше избегать. Как вести себя на улице. Меры предосторожности в лифте и на лестнице. Что делать, если произошло нападение. Самооборона. Расширение кругозора. Уголовный кодекс РФ о проникновении в чужое жилище. (Тест).Опасные игры. Места, где играть запрещено. Опасности, которые скрывает карьер. Экстрим в игре и спорте. Неразорвавшиеся боеприпасы.
Тематическое планирование 7а класса.
№ п/п | Наименование раздела, тема урока | Кол час. | Дата |
План | Факт |
| Введение. ОБЖ. | 2 | | |
1. | Т/б на уроках «ОБЖ». Это нужно знать. | 1 | 3.09 | |
2. | Окружающая среда и безопасность. | 1 | 10.09 | |
| Здоровый образ жизни. Что это. | 14 | | |
3. | Зависит ли здоровье от образа жизни. | 1 | 17.09 | |
4. | Что такое здоровье человека. | 1 | 24.09 | |
5. | Физическое здоровье человека. | 1 | 1.10 | |
6. | Значение физической культуры для здоровья человека. | 1 | 8.10 | |
7. | Правильное питание. | 1 | 15.10 | |
8. | Продукты питания как экологический фактор. | 1 | 22.10 | |
9. | Поговорим о диете. | 1 | 29.10 | |
10. | Показатели психического здоровья и нездоровья. | 1 | 12.1 | |
11. | Влияние городской экологии на здоровье. | 1 | 19.11 | |
12. | Что определяет социальное здоровье человека. | 1 | 26.11 | |
13. | Круг твоих интересов. | 1 | 3.12 | |
14. | Тест. Здоровый образ жизни. | 1 | 10.12 | |
15. | Что такое репродуктивное здоровье? | 1 | 17.12 | |
16. | Особенности развития мальчиков и девочек. | 1 | 24.12 | |
| Опасности, подстерегающие нас в повседневной жизни 19 |
17. | Т/б на уроках ОБЖ. Причины и последствия пожаров. | 1 | 14.01 | |
18. | Правило пожарной безопасности. | 1 | 21.01 | |
19. | Если случился пожар. | 1 | 28.01 | |
20. | Средства пожаротушения. | 1 | 4.02 | |
21. | Тест. «Пожарная безопасность». | 1 | 11.02 | |
22. | Утечка бытового газа – это опасно. | 1 | 18.02 | |
23. | Действия при появлении запаха газа в квартире. | 1 | 25.02 | |
24. | Бытовая химия: безопасность использования. | 1 | 3.03 | |
25. | Залив жилища. | 1 | 10.03 | |
26. | Опасное электричество. | 1 | 17.03 | |
27. | Тест. «Ч/с в быту». | 1 | 7.04 | |
28. | Как выбрать место для отдыха? | 1 | 9.04 | |
29. | Как вести себя на улице? | 1 | 14.04 | |
30. | Если нападение произошло. | 1 | 21.04 | |
31 | Подручные предметы для самообороны. | 1 | 28.04 | |
32. | Вам звонят в дверь. | 1 | 5.05 | |
33. | Опасные игры. | 1 | 12.05 | |
34. | Тест. «Разумная предосторожность». | 1 | 19.05 | |
35. | Повторение. Опасности в повседневной жизни. | 1 | 26.05 | |
Тематическое планирование 7б класса.
№ п/п | Наименование раздела, тема урока | Кол час. | Дата |
План | Факт |
| Введение. ОБЖ. | 2 | | |
1. | Т/б на уроках «ОБЖ». Это нужно знать. | 1 | 3.09 | |
2. | Окружающая среда и безопасность. | 1 | 10.09 | |
| Здоровый образ жизни. Что это. | 14 | | |
3. | Зависит ли здоровье от образа жизни. | 1 | 17.09 | |
4. | Что такое здоровье человека. | 1 | 24.09 | |
5. | Физическое здоровье человека. | 1 | 1.10 | |
6. | Значение физической культуры для здоровья человека. | 1 | 8.10 | |
7. | Правильное питание. | 1 | 15.10 | |
8. | Продукты питания как экологический фактор. | 1 | 22.10 | |
9. | Поговорим о диете. | 1 | 29.10 | |
10. | Показатели психического здоровья и нездоровья. | 1 | 12.1 | |
11. | Влияние городской экологии на здоровье. | 1 | 19.11 | |
12. | Что определяет социальное здоровье человека. | 1 | 26.11 | |
13. | Круг твоих интересов. | 1 | 3.12 | |
14. | Тест. Здоровый образ жизни. | 1 | 10.12 | |
15. | Что такое репродуктивное здоровье? | 1 | 17.12 | |
16. | Особенности развития мальчиков и девочек. | 1 | 24.12 | |
| Опасности, подстерегающие нас в повседневной жизни 19 |
17. | Т/б на уроках ОБЖ. Причины и последствия пожаров. | 1 | 14.01 | |
18. | Правило пожарной безопасности. | 1 | 21.01 | |
19. | Если случился пожар. | 1 | 28.01 | |
20. | Средства пожаротушения. | 1 | 4.02 | |
21. | Тест. «Пожарная безопасность». | 1 | 11.02 | |
22. | Утечка бытового газа – это опасно. | 1 | 18.02 | |
23. | Действия при появлении запаха газа в квартире. | 1 | 25.02 | |
24. | Бытовая химия: безопасность использования. | 1 | 3.03 | |
25. | Залив жилища. | 1 | 10.03 | |
26. | Опасное электричество. | 1 | 17.03 | |
27. | Тест. «Ч/с в быту». | 1 | 7.04 | |
28. | Как выбрать место для отдыха? | 1 | 9.04 | |
29. | Как вести себя на улице? | 1 | 14.04 | |
30. | Если нападение произошло. | 1 | 21.04 | |
31 | Подручные предметы для самообороны. | 1 | 28.04 | |
32. | Вам звонят в дверь. | 1 | 5.05 | |
33. | Опасные игры. | 1 | 12.05 | |
34. | Тест. «Разумная предосторожность». | 1 | 19.05 | |
35. | Повторение. Опасности в повседневной жизни. | 1 | 26.05 | |