СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по курсу «Занимательная математика» в 1 классе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная рабочая программа по  курсу «Занимательная математика»  разработана для обучающихся  1-ых классов на 2016/2017 учебный год. Рабочая программа рассчитана на один учебный год и  будет реализована в течении 2016/2017 учебного года. Рабочая программа  предназначена для изучения  учащимися 1-х классов  курса в 2016/2017 учебном году. Программа рассчитана на 32 часа в год (1 час в неделю) в соответствии с учебным календарем начальной школы на 2016/2017 учебный год. Изучение предмета осуществляется за счет часов вариативной составляющей Учебного плана. Данная программа курса разработана в соответствии с требованиями ФГОС начального общего образования, с учетом концепции приоритетных направлений воспитательного образования.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по курсу «Занимательная математика» в 1 классе»

Рабочая программа по курсу «Занимательная математика» в 1 классе

Данная рабочая программа по курсу «Занимательная математика» разработана для обучающихся 1-ых классов на 2016/2017 учебный год. Рабочая программа рассчитана на один учебный год и будет реализована в течении 2016/2017 учебного года. Рабочая программа предназначена для изучения учащимися 1-х классов курса в 2016/2017 учебном году. Программа рассчитана на 32 часа в год (1 час в неделю) в соответствии с учебным календарем начальной школы на 2016/2017 учебный год. Изучение предмета осуществляется за счет часов вариативной составляющей Учебного плана. Данная программа курса разработана в соответствии с требованиями ФГОС начального общего образования, с учетом концепции приоритетных направлений воспитательного образования.

Цели и задачи предмета, курса в текущем учебном году начального обучения математике являются:

  • Интеллектуальное развитие младших школьников.

  • Развитие сформированных умений, навыков, системы знаний.

Воспитание интереса к умственной деятельности. Основная цель – подготовка учащихся начальных классов к предметным олимпиадам. Данная цель достигается через решение следующих задач, решение которых направлено на достижение основных целей начального образования::

  • - развитие у детей умения анализировать и решать задачи повышенной трудности;

  • - решение нестандартных логических задач;

  • раскрытие творческих способностей ребенка;

  • создание условий для применения полученных знаний в

  • нестандартных ситуациях.

  • формирование элементов самостоятельной интеллектуальной деятельности на основе овладения несложными методами познания окружающего мира (умения устанавливать, описывать, моделировать и объяснять количественные и пространственные отношения);

  • развитие основ логического, знаково-символического и алгоритмического мышления;

  • развитие пространственного воображения;

  • развитие математической речи;

  • развитие сформированных умений, навыков, системы знаний системы начальных математических знаний и умений их применять для решения учебно-познавательных и практических задач;

  • развитие умения вести поиск информации и работать с ней;

  • развитие познавательных способностей;

  • воспитание стремления к расширению знаний;

  • формирование критичности мышления;

  • развитие умений аргументировано обосновывать и отстаивать высказанное суждение, оценивать и принимать суждения других.

Решение названных задач обеспечит осознание младшими школьниками универсальности способов познания мира, совершенствование начальных знаний, связей окружающей действительностью и школьными предметами, а также личностную заинтересованность в расширении академических знаний.

Помочь учащимся в полной мере проявить свои способности, развить инициативу, самостоятельность, творческий потенциал – одна из основных задач современной школы.


Раздел 1. Планируемые результаты освоения курса

Ценностными ориентирами содержания данного являются:

    • формирование умения рассуждать как компонента логической грамотности;

    • освоение эвристических приемов рассуждений;

    • формирование интеллектуальных умений, связанных с выбором стратегии решения, анализом ситуации, сопоставлением данных;

    • развитие познавательной активности и самостоятельности учащихся;

    • формирование способностей наблюдать, сравнивать, обобщать, находить простейшие закономерности, использовать догадку, строить и проверять простейшие гипотезы;

    • формирование пространственных представлений и пространственного воображения; – привлечение учащихся к обмену информацией в ходе свободного общения на занятиях.


Личностные, метапредметные и предметные результаты изучения курса «Занимательная математика».


Личностными результатами изучения данного факультативного курса являются:

    • развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;

    • развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности, умения преодолевать трудности – качеств весьма важных в практической деятельности любого человека;

    • воспитание чувства справедливости, ответственности;

    • развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления.

Метапредметные

Универсальные учебные действия:

  • Сравнивать разные приемы действий, выбирать удобные способы для выполнения конкретного задания.

  • Моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения числового кроссворда; использовать его в ходе самостоятельной работы.

  • Применять изученные способы учебной работы и приёмы вычислений для работы с числовыми головоломками.

  • Анализировать правила игры.

  • Действовать в соответствии с заданными правилами.

  • Включаться в групповую работу.

  • Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его.

  • Выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное затруднение в пробном действии.

  • Аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения, использовать критерии для обоснования своего суждения.

  • Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием.

  • Контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки.

Предметные результаты

  • Использование приобретённых математических знаний для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, а также для оценки их количественных и пространственных отношений.

  • Овладение основами логического и алгоритмического мышления,
    пространственного воображения и математической речи, основами счёта, измерения, прикидки результата и его оценки, наглядного представления данных в разной форме (таблицы, схемы, диаграммы), записи и выполнения алгоритмов.

  • Умения выполнять устно строить алгоритмы и стратегии в игре, исследовать, распознавать и изображать геометрические фигуры, работать с таблицами, схемами, графиками и диаграммами, цепочками, представлять, анализировать и интерпретировать данные.

  • Приобретение первоначальных навыков работы на компьютере (набирать текст на клавиатуре, работать с меню, находить информацию по заданной теме).


Раздел 2. Содержание учебного курса


Широкое использование аудиовизуальной и компьютерной техники может в значительной мере повысить эффективность самостоятельной работы детей в процессе поисково–исследовательской работы.

Просмотр видеофильмов, содержащих информацию о великих учёных математиках, физиках России и Европы формирует устойчивый интерес к математике.

Значительное количество занятий направлено на практическую деятельность – самостоятельный творческий поиск, совместную деятельность обучающихся и педагога, родителей. Принимая активное участие, школьник тем самым раскрывает свои способности, самовыражается и самореализуется в общественно полезных и личностно значимых формах деятельности.

. Содержание деятельности.

  1. Вводное занятие.

Знакомство с работой в кружке (для чего нужен кружок, чем дети будут заниматься в этом кружке и как будем работать).

Практическая работа: занимательная задача на сложение. Упражнения на проверку знания нумерации (в пределах 10, 20). Загадки. Объяснение игры «Весёлый счёт».

  1. Как предметы можно измерять на глаз.

Как развивать глазомер. Измерение предметов сначала на глаз, а потом проверить результат измерения линейкой. Разъяснение игры «Задумай число», как надо отгадывать задуманное число.

Практическая работа: упражнения в измерении на глаз (работа в группах). Задачи в стихах. Задача – смекалка. Задача – шутка. Загадки. Игра «Задумай число», в основу которой положены формулы: а+х= b, х+а=b .

  1. Сравнение фигур.

Геометрические фигуры, их виды, почему их так назвали. Сравнение геометрических фигур в виде «человечков». Что такое ребус и как его можно разгадать.

Практическая работа: упражнения на сравнение фигур. Отгадывание простейших ребусов. Задачи в стихах. Задача – смекалка. Загадки. Игра «На 5 больше и на 5 меньше».

4.Игра «Задумай число».

Объяснение игры. Отгадывание полученного результата основано на знании частного случая свойства вычитания числа из суммы вида: (х+а)-х=а, где а - число, которое предлагает прибавить ведущий эту игру.

Игра «Узнай, на которой парте лежит флажок». В процессе этой игры дети решают задачи на нахождение неизвестного уменьшаемого по известным вычитаемому и разности.

Практическая работа: игра «Задумай число» (отгадывание результата вычислений). В основе игры лежит вычитание числа из суммы вида: (х+а)-х=а. Задачи в стихах на разностное сравнение. Задача – смекалка. Занимательный квадрат. Задачи – шутки.

Загадки. Игра «Узнай, на которой парте лежит флажок» (решение задач на нахождение уменьшаемого).

5.Математическая газета.

Объяснение, как составить математическую газету, как подобрать нужный материал для газеты. Объяснение игры, «Какая геометрическая фигура исчезла?» (игра содействует развитию у детей внимания, более точного представления о геометрических фигурах и запоминанию терминологии).

Практическая работа: коллективный выпуск математической газеты. Логическая игра, «Какая геометрическая фигура исчезла?» (развивает логику, внимание, мышление, память).

6.Загадочные слова.

Чтение загадочно написанных слов, как их разгадать, составление ребусов детьми. Игра «Весёлый счёт». Перед детьми две одинаковые таблицы с числами от 1 до 24. Числа написаны не по порядку, а разбросаны по всей таблице. Нужно называть числа по порядку и показывать их указкой.

Практическая работа: отгадывание ребусов. Занимательные задачи на сложение. Упражнения на знания нумерации. Задача – смекалка. Задача – шутка. Загадки. Игра «Весёлый счёт» (в пределах 24).

7.Весёлые задачки.

Вспоминаем, что такое ребусы и весёлые задачки, как их разгадать. Объяснение игры «Число дополняй, а сам не зевай» (развивает внимание, быстроту мышления).

Практическая работа: отгадывание ребусов. Задачи в стихах на сложение. Упражнения в анализе геометрических фигур. Задача – смекалка. Задача – шутка. Загадки. Игра «Число дополняй, а сам не зевай!».

8.Любимые фигуры.

Геометрические фигуры, их виды, почему их так назвали. Как получить новую фигуру из разрезных частей. Разгадывание весёлых задачек и как их составить. Объяснение игры «Задумай число», игра основана на решении задач на нахождение неизвестного вычитаемого. В данном случае решаем задачу по уравнению: 15-х=8.

Практическая работа: разрезывание геометрической фигуры на части и сложение из полученных частей новой фигуры. Задачи в стихах. Задача – смекалка. Загадки. Игра «Задумай число» (нахождение неизвестного вычитаемого).

9.Экскурсия.

Экскурсия в парк, что можно увидеть в парке и как это применить в нашем кружке. Объяснение детей, как они составляют занимательные задачки. Виды геометрических фигур. Объяснение игры «Не собьюсь» (игра развивает знание нумерации, внимание, память).

Практическая работа: экскурсия в парк, занимательные задачи. Задача – смекалка. Задача – шутка. Упражнения на сравнение геометрических фигур. Загадки. Игра «Не собьюсь».

10.Викторина.

Что такое викторина, для чего она нужна, какие задания можно предложить, как её провести и как принять в ней участие.

Практическая работа: викторина. Турнир «смекалистых».

11.Равно, больше или меньше?

Подведение итогов турнира «смекалистых», что получилось и не получилось, как готовиться дальше. Значение отношений «больше, меньше, равно». Какие отношения с ними можно составить.

Практическая работа: подведение итогов. Задачи в стихах. Логические упражнения на простейшие умозаключения из суждений с отношениями «равно», «больше», «меньше». Задача – шутка.

12.Весёлые числа.

Проверка знаний нумерации. Счёт по порядку по 1, 2, 3. Как решать занимательные задачи на сложение и вычитание. Объяснение игры «Задумай число».

Практическая работа: занимательные задачи на сложение и вычитание. Упражнения на проверку знания нумерации. Загадки, подготовленные детьми. Задача - смекалка. Игра «Задумай число».

13.Развитие глазомера.

Как предметы нужно измерять на глаз. Проведение упражнений для развития глазомера. Составление ребусов. Вспоминаем правила игры «Задумай число».

Практическая работа: упражнения для развития глазомера. Загадки – шутки. Отгадывание ребусов составленных детьми. Игра «Задумай число».

14.Наши итоги.

Подведение итогов в решении задач, загадок, ребусов членами кружка, выделение активных и сообразительных ребят. Ребята делятся опытом, как быстро и правильно составлять загадки, ребусы, весёлые задачи.

Практическая работа: коллективная работа по организации классной выставки (лучшие загадки, ребусы, задачи повышенной трудности, задачи составленные детьми взятые из жизни). Проведение математических игр изученных ранее.


IV. Предполагаемые результаты реализации программы.

В результате реализации дополнительной образовательной программы дети должны:

  • научиться легко решать занимательные задачи, ребусы, загадки, задачи повышенной трудности;

  • решать логические упражнения;

  • участвовать в классных, школьных и городских викторинах, олимпиадах;

  • воспитанники должны уметь общаться с людьми;

  • вести исследовательские записи,

  • систематизировать и обобщать полученные знания, делать выводы и обосновывать свои мысли,

  • уметь составлять ребусы и загадки, математическую газету, вести поисковую и исследовательскую работу.

V. Место реализации программы

  1. Коллективный выпуск математической газеты.

  2. Математический КВН.

  3. Оформление и отгадывание ребусов.







Раздел 3. Тематическое планирование 1 класс


Темы

Количество часов

1

Вводное занятие.

3

2

Как предметы можно измерять на глаз.

2

3

Сравнение фигур.

5

4

Игра «Задумай число».

4

5

Математическая газета.

2

6

Загадочные слова.

4

7

Весёлые задачки

3

8

Любимые фигуры.

4

10

Викторина.

1

11

Равно, больше или меньше?

2

12

Весёлые числа.

2


Итого

32 ч


Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса

Список рекомендуемой литературы:

1. Кедрова Г.В. Нестандартные задачи по математике: 1-4 классы. – М: ВАКО, 2006.

2. Козлова Е.Г. Сказки и подсказки. Задачи для математического кружка. – М.: МЦНМО, 2004.

3. Кенгуру-2009. Задачи, решения, итоги. – Спб. 2009.

4. Кенгуру. Задачи прошлых лет. 2001 – 2010 год. http://www.kenguru.sp.ru./allproblems.html

5. Олимпиадные задания для учащихся начальной школы. http://nachalka.ucoz.ru/blog/2008-04-14-16

6. Русский медвежонок – 2007. Задачи, решения, информация, статистика. – Киров. 2008.

7. 365 задач для эрудитов. – М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2005.









Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!