Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
ПРЖЕВАЛЬСКАЯ средняя школа
Демидовского района Смоленской области
Рассмотрено Согласовано Утверждаю
на заседании пед. совета зам. директора по УВР директор школы
Протокол № 1 от 30.08.16 г. 30.08. 2016 г. Приказ № 189 от 31.08.16
______(З.В. Парфенова) _______ (С.М. Турбаев)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса «Занимательная математика»
2016-2017 учебный год
Класс: 4
Учитель: Свистунова Г.Т.
Пржевальское 2016
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе программы для внеурочной деятельности младших школьников общеинтеллектуального направления «Занимательная математика» Е.Э.Кочуровой в соответствии с требованиями ФГОС.
Предлагаемая программа предназначена для развития математических способностей учащихся, для формирования элементов логической и алгоритмической грамотности, коммуникативных умений младших школьников с применением коллективных форм организации занятий и использованием современных средств обучения.
Цель программы:
Сформировать мотивацию к изучению математики в соответствии с возрастными особенностями.
Обеспечить числовую грамотность.
Дать геометрические представления.
Усилить развитие логического мышления и пространственных представлений детей.
Сформировать начальные элементы конструкторского мышления.
Задачи программы:
1. Расширение и углубление запаса знаний учащихся и формирование математической компетенции;
2. Выявление и поддержка математически одаренных детей;
4. Развитие и совершенствование мыслительных операций, психологических качеств личности (любознательности, инициативности, трудолюбия, воли) и творческого потенциала;
Практическая направленность:
освоение математической терминологии, необходимой при дальнейшем обучении.
Данная программа рассчитана на детей 10-11 лет.
Срок ее реализации - 1 год.
Форма организации - кружок.
Курс рассчитан на 34 часа. Занятия проводятся 1 раз в неделю.
Особенности программы:
Соблюдение принципов взаимосвязи между классными и внеклассными занятиями, научной углубленности, практической направленности, занимательности и индивидуального подхода к каждому ученику.
В основе создания данной программы лежат:
общедидактические принципы научности, доступности, систематичности и последовательности, связи теории с практикой, сознательности и активности, наглядности, преемственности и перспективности.
принцип занимательности. Занимательность достигается главным образом путем использования материалов занимательной математики - игр, кроссвордов, загадок, логических задач, а также путем привлечения средств наглядности - картинок, слайдов, презентаций. Это удовлетворяет интеллектуальные запросы учащихся и имеет практическое значение для учащихся начальной школы.
принцип разнообразия форм и видов работы. Интерес учащихся поддерживается не только содержанием проводимых занятий, но и их разнообразием, необычностью их форм и видов, отличных от уроков, а также необычностью формулировки тем занятий, формы преподнесения материала.
Основные виды деятельности учащихся:
решение занимательных задач;
участие в математической олимпиаде, международной игре «Кенгуру»;
знакомство с научно-популярной литературой, связанной с математикой;
самостоятельная работа;
работа в парах, в группах;
творческие работы
Предполагаемые результаты:
Занятия в кружке должны помочь учащимся:
усвоить основные базовые знания по математике; её ключевые понятия;
помочь учащимся овладеть способами исследовательской деятельности;
формировать творческое мышление;
практиковаться в решении задач различного уровня сложности учащимися;
успешному выступлению на олимпиадах, играх, конкурсах.
Направленность программы «Занимательная математика» по содержанию является научно-предметной; по функциональному предназначению – учебно-познавательной; по форме организации – кружковой; по времени реализации – годичной.
Новизна программы состоит в том, что данная программа дополняет и расширяет математические знания, прививает интерес к предмету и позволяет использовать эти знания на практике.
Актуальность программы обусловлена тем, что в настоящее время без основных мыслительных операций, которые позволяют включить интеллектуальную деятельность младшего школьника в различные соотношения с другими сторонами его личности, прежде всего с мотивацией и интересами, не будет оказывать положительное влияние на развитие внимания, памяти, эмоции и речи ребенка.
Программа направлена на:
создание условий для развития ребенка;
развитие мотивации к познанию и творчеству;
обеспечение эмоционального благополучия ребенка;
профилактику ассоциативного поведения;
интеллектуальное и духовное развитие личности ребенка;
укрепление психического здоровья.
Педагогическая целесообразность программы объясняется формированием приемов умственной деятельности: анализа, синтеза, сравнения, классификации, аналогии и обобщения.
Программа отражает:
принципы обучения (индивидуальность, доступность, научность, преемственность, результативность)
дифференцированное обучение;
владение методами контроля.
Эффективным для математического развития является такое введения нового теоретического материала, которое вызвано требованиями творческого потенциала. Ребенок должен уметь сам сформулировать задачу, а новые знания теории помогут ему в процессе решения этой задачи. Данный метод позволяет на занятии сохранить высокий творческий тонус при обращении к теории и ведет к более глубокому ее усвоению.
Результаты освоения курса внеурочной деятельности
Ценностными ориентирами содержания данного кружкового курса являются:
– формирование умения рассуждать как компонента логической грамотности;
– освоение эвристических приемов рассуждений;
– формирование интеллектуальных умений, связанных с выбором стратегии
решения, анализом ситуации, сопоставлением данных;
– развитие познавательной активности и самостоятельности учащихся;
– формирование способностей наблюдать, сравнивать, обобщать, находить
простейшие закономерности, использовать догадку, строить и проверять
простейшие гипотезы;
– формирование пространственных представлений и пространственного
воображения;
– привлечение учащихся к обмену информацией в ходе свободного общения на занятиях.
Личностные, метапредметные и предметные результаты изучения курса «Занимательная математика».
Личностными результатами изучения данного курса являются:
- развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;
- развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности, умения преодолевать трудности – качеств весьма важных в практической деятельности любого человека;
- воспитание чувства справедливости, ответственности;
- развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления.
Метапредметные результаты :
Сравнивать разные приемы действий, выбирать удобные способы для
выполнения конкретного задания.
Моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения числового кроссворда; использовать его в ходе самостоятельной работы.
Применять изученные способы учебной работы и приёмы вычислений для
работы с числовыми головоломками.
Анализировать правила игры. Действовать в соответствии с заданными
правилами.
Включаться в групповую работу. Участвовать в обсуждении проблемных
вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его.
Выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное затруднение в пробном действии.
Аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения, использовать критерии для обоснования своего суждения.
Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием.
Контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки.
Предметные результаты:
обучающийся должен научиться:
устно выполнять вычислительные приемы;
использовать знания для решения заданий;
узнавать и изображать геометрические фигуры;
выполнять арифметические действия;
способам сравнения и измерения площадей;
строить фигуру, симметричную относительно данной оси симметрии;
анализировать и решать головоломки, шарады, ребусы, примеры со «звездочками»;
- осуществлять самостоятельный поиск решений.
- СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Содержание курса (34ч.)
Вводное занятие «Математика – царица наук» (1ч.). Знакомство с целями, задачами и содержанием факультативного курса «Занимательная математика» в третьем классе.
Числа и операции над ними (5ч.). Нумерация чисел в пределах 1000. Коллективный счёт. Упражнения с многозначными числами. Игра «Гонка за лидером: меры в пословицах». Задачи, связанные с величинами.
Арифметические фокусы, игры, головоломки (5ч.). Головоломки с палочками одинаковой длины, магические квадраты, арифметические ребусы.
Олимпиады, конкурсы (3ч.). Участие в школьной олимпиаде в период декады по математике, в международном конкурсе «Кенгуру».
Наглядная геометрия (5ч.). Геометрические упражнения. Преобразование фигур на плоскости.
Площадь и объем фигур (3ч.). Знакомство с площадью и объемом фигур. Вычисление площади фигур. Объём фигур. Конструирование предметов из геометрических фигур. Оригами (4ч).
Занимательные задачи (5ч.). Задачи-смекалки, логические задачи, задачи на противоречия. Логические игры «Молодцы и хитрецы». Решение задач международной игры «Кенгуру». Решение нестандартных задач. Составление схем, диаграмм.
Проектная деятельность (2ч.). Выполнение проектов: «Великие математики», «Зрительный образ квадрата». Оформление презентации.
Подводим итоги (1ч.). Математический КВН, круглый стол «Подведем итоги». Конкурс эрудитов. Конкурс знатоков (отборочный тур, итоговый тур).
Возраст детей, участвующих в реализации данной образовательной программы 8-9 лет. Программой предусмотрены методы исследовательской и проблемно-поисковый, что способствует достижению высоких результатов.
Формы организации обучения детей – коллективная, групповая и индивидуальная в зависимости от темы занятия. По особенностям коммуникативного взаимодействия - игра, конкурсы.
В основе кружковой работы лежит принцип добровольности. Он организован для всех желающих. Работа в кружке начинается в сентябре, а заканчивается в мае. В течение года кружковые занятия увязаны с другими формами внеклассной работы по математике, в подготовке которых активное участие принимают члены кружка.
Основные требования к программе кружка:
связь содержания программы кружка с изучением программного материала;
использование занимательности;
использование исторического материала;
решение нестандартных, олимпиадных задач;
учет желаний учащихся;
наличие необходимой литературы у учителя.
Методы работы:
- упражнения,
- беседа
Основные виды деятельности учащихся:
решение занимательных задач
оформление математических газет
участие в математической олимпиаде, международной игре «Кенгуру»
знакомство с научно-популярной литературой, связанной с математикой
проектная деятельность
самостоятельная работа
работа в парах, в группах
творческие работы
Содержание групповых занятий можно дополнять новыми темами, более интересными новыми упражнениями, которые будут востребованы детьми.
Основные формы проверки знаний:
- тестирование;
- личная олимпиада;
- математические соревнования
Гипотеза. Предположение об эффективности задач логического, поискового, познавательного характера обосновывается следующими доводами:
развитие личности ученика, его творческого потенциала;
развитие интеллекта, исследовательского начала, развитие познавательных действий и операций, начиная от действий, связанных с восприятием, припоминанием уже знакомого, запоминанием посредством мнемонических действий, умений классифицировать посредством осмысления и сознательности и кончая оперированием логического и творческого мышления.
Принципы программы:
Актуальность. Создание условий для повышения мотивации к обучению математики, стремление развивать интеллектуальные возможности учащихся.
Научность. Математика – учебная дисциплина, развивающая умения логически мыслить, видеть количественную сторону предметов и явлений, делать выводы, обобщения.
Системность. Курс строится от частных примеров (особенности решения отдельных примеров) к общим (решение математических задач).
Практическая направленность. Содержание занятий кружка направлено на освоение математической терминологии, которая пригодится в дальнейшей работе, на решение занимательных задач, которые впоследствии помогут ребятам принимать участие в школьных и городских олимпиадах и других математических играх и конкурсах.
Обеспечение мотивации. Во-первых, развитие интереса к математике как науке физико-математического направления, во-вторых, успешное усвоение учебного материала на уроках и выступление на олимпиадах по математике.
Реалистичность. С точки зрения возможности усвоения основного содержания программы – возможно усвоение за 34 занятия.
Курс ориентационный. Он осуществляет учебно-практическое знакомство со многими разделами математики, удовлетворяет познавательный интерес школьников к проблемам данной точной науки, расширяет кругозор, углубляет знания в данной учебной дисциплине, занятия проходят 1 раз в неделю, продолжительностью 40 минут.
- Литература
1. Керова Г.В. Нестандартные задачи по математике. 1 -4 классы.- М.: ВАКО, 2013
2. Агаркова Н. В. Нескучная математика. 1 – 4 классы. Занимательная математика. Волгоград: «Учитель», 2007
3. Белицкая Н. Г. Школьные олимпиады. Начальная школа. 2-4 классы/Н. Г. Белицкая, А. О. Орг. – 4-е изд. – М.: Айрис-пресс, 2008. – 128 с.
4. Волина В. В. Праздник числа. – М.:АСТ-ПРЕСС, 1996. – 304 с.
5. Ефремушкина О. А. Школьные олимпиады для начальных классов. -- Ростов –на- Дону «Феникс», 2006
6. Математика. Внеклассные занятия в начальной школе. Г.Т.Дьячкова. Волгоград, 2007.
7. Симановский А. Э. Развитие творческого мышления детей. М.: Академкнига/Учебник, 2002
8. Сухин И.Г. Занимательные материалы. М.: Вако, 2004
9. Узорова О.В., Нефёдова Е. А. Вся математика с контрольными вопросами и великолепными игровыми задачами. 1–4 классы. М., 2004
10. Устный счет на уроках математики. Методические рекомендации для учителей начальных классов/Сост. Мальцева Е. В. – Йошкар-Ола: Педагогическая инициатива, 2004. – 52 с.
11. Шкляров Т.В. Как научить вашего ребёнка решать задачи. М.: Грамотей, 2004
Тематическое планирование (34 часа)
№ п/п | Наименование тем | Сроки проведения | | |
1 | Вводное занятие. | 07.09.16 | |
2 | Нумерация чисел в пределах 1000 | 14.09.16 | |
3 | Арифметические действия над числами в пределах 1000 | 21.09.16 | |
4 | Решение ребусов и логических задач. | 28.09.16 | |
5 | Задачи, связанные с величинами | 05.10.16 | |
6 | Простейшие геометрические фигуры. Оригами | 12.10.16 | |
7 | Игры с многозначными числами. | 19.10.16 | |
8 | Упражнения с многозначными числами. | 26.10.16 | |
9 | Арифметические задачи, требующие особых приемов решения | 02.11.16 | |
10 | Числовой луч. | 16.11.16 | |
11 | Координаты на луче. | 23.11.16 | |
12 | Решение олимпиадных задач, счёт. | 30.11.16 | |
13 | Арифметические задачи, требующие особых приемов решения | 07.12.16 | |
14 | Ребусы из цифр. | 14.12.16 | |
15 | Задачи в стихах. Логические задачи. Загадки. | 21.12.16 | | |
16 | Дроби. Сравнение дробей. | 28.12.16 | |
17 | Задачи на планирование действий | 18.01.17 | |
18 | Геометрические фигуры. Параллелограмм. | 25.01.17 | | |
19 | Математические фокусы. | 01.02.17 | | |
20 | Решение ребусов и логических задач. | 08.02.17 | |
21 | Задачи-смекалки, логические задачи, задачи на противоречия.. | 15.02.17 | |
22 | Преобразование фигур на плоскости. Оригами. | 22.02.17 | |
23 | Решение олимпиадных задач. | 01.03.17 | |
24 | Площадь и периметр фигур. | 07.03.17 | |
25 | Вычисление площади фигур. | 15.03.17 | |
26 | Решение олимпиадных задач. | 22.03.17 | | |
27 | Интересные приемы устного счёта. | 05.04.17 | |
28 | Упражнения, игры, задачи. | 12.04.17 | |
29 | Задачи геометрического содержания. Оригами. | 19.04.17 | |
30 | Защита проектов. | 26.04.17 | |
31 | Комбинаторные задачи | 03.05.17 | |
32 33 | Задачи с многовариантными решениями. | 17.05.17 | |
Загадки-смекалки. | 24.05.17 | | |
34 | Круглый стол «Подведем итоги». | 31.05.17 | | |