Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 2 г. Конаково
СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР МБОУ СОШ № 2 г. Конаково Тверской области: _____ Г.М. Сытенкова «30» августа 2023 г. | «Утверждаю» Директор МБОУ СОШ № 2 г. Конаково Тверской области __________________С. В. Байгулова |
Рабочая программа
элективного курса
«Занимательная математика»
для обучающихся 8 «А» класса
на 2023/2024 учебный год
Учитель: Фадина С.Н.,
учитель математика
г. Конаково, 2023
Пояснительная записка
Особенностью современного образования является его ориентация на развитие личности обучающегося. В связи с этим процесс обучения нацеливается на достижение таких образовательных результатов, которые помогут вырабатывать эффективные жизненные стратегии, а также принимать верные решения в различных сферах деятельности.
В последние годы проводятся многочисленные исследования качества образования, в том числе и математического. Результаты этих исследований подчеркивают значимость школьного курса математики. Невозможно представить без математики и повседневную жизнь, так как именно в жизни ученикам приходится использовать знания для поиска решений в различных ситуациях, которые им встречаются.
Математическая грамотность – это способность индивидуума формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах. Она включает математические рассуждения, использование математических понятий, процедур, фактов и инструментов, чтобы описать, объяснить и предсказать явления. Она помогает людям понять роль математики в мире, высказывать хорошо обоснованные суждения и принимать решения, которые необходимы конструктивному, активному и размышляющему гражданину».
Рабочая программа элективного курса «Занимательная математика» разработана с учетом Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, на основании которого для участников образовательных отношений создаются условия, обеспечивающие возможность формирования функциональной грамотности обучающихся, в том числе математической грамотности.
Актуальность данного курса определяется необходимостью успешно решать проблемы, с которыми сталкиваются ученики в личных, учебных, профессиональных, общественных и научных аспектах повседневной жизни. Элективный курс «Занимательная математика» направлен на поддержку обучения, учащихся основам функциональной грамотности, направленной на формирование у обучающегося способности действовать в различных ситуациях за пределами системы школьного образования на основе приобретенных знаний.
Цель курса: формирование математической грамотности обучающихся через применение математической теории и ее методов к решению задач реальной действительности.
Задачи курса:
1) сформировать понимание необходимости знаний для решения задач, показав широту их применения в реальной жизни;
3) научить распознавать проблемы, возникающие в окружающей действительности, которые могут быть решены средствами математики;
4) сформировать умения формулировать проблемы на языке математики;
5) научить решать проблемы, используя математические факты и методы;
6) научить интерпретировать полученные результаты с учетом поставленной проблемы;
7) сформировать качества мышления, характерные для математической деятельности и необходимые для жизни в современном обществе.
Курс рассчитан на обучающихся 8 классов входит в состав вариативной части учебного плана образовательной организации.
Рабочая программа курса рассчитана на 1 год освоения, что составляет 34 учебных часа (1 час в неделю) из них: 1 – час входная диагностическая работа; 1 – час итоговая диагностическая работа.
Программа предполагает поэтапное развитие умений формулировать, применять и интерпретировать математику в различных контекстах.
Реализация данной программы предполагает использование современных методов обучения и разнообразных форм организации образовательного процесса: круглый стол, семинары, практические работы, учебное исследование, самостоятельная работа, групповая работа и др.
Планируемые результаты
Освоение элективного курса «Занимательная математика» на уровне основного общего образования обеспечивает достижение метапредметных результатов. По окончании данного курса обучающийся:
имеет представление о математике как о методе познания действительности;
знает математическую теорию и умеет её применять для анализа жизненных задач;
владеет математическим языком и математической символикой;
знает ведущие понятия математики и умеет оперировать ими;
интерпретирует и оценивает математические данные в контексте лично значимой ситуации;
проводит логические рассуждения с использованием математических методов;
умеет работать с информацией, представленной в различной форме;
решает практико-ориентированные задачи, требующие понимания текста.
Контекст заданий создаёт базу для формирования универсальных учебных действий:
познавательных: способность постановки реальных проблем и их решение средствами математики; умение определять и находить требуемую информацию;
коммуникативных: умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми;
регулятивных: овладение навыками планирования, прогнозирования, контроля и оценки;
личностных: овладение культурой общения; обеспечение ориентации в социальных ролях и соответствующей им деятельности; объяснение гражданской позиции в конкретных ситуациях общественной жизни на основе математических знаний с позиции норм морали и общечеловеческих ценностей.
Достижение планируемых результатов оценивается как «зачтено/не зачтено».
Содержание программы курса:
Числа и вычисления (11часов)
Натуральные и дробные числа. Стандартный вид числа. Проценты. Действия с рациональными числами. Сравнение рациональных чисел. Нахождение процента от числа. Нахождение числа по данной величине его процента. Нахождение процентного отношения двух чисел. Модуль числа. Степень с натуральным показателем. Квадратный корень. Свойства степени. Свойства квадратного корня.
Выражения и преобразования (12часов)
Буквенные выражения. Область определения буквенного выражения. Разложение на множители многочлена. Сложение, вычитание и умножение многочленов. Формулы сокращенного умножения. Алгебраическая дробь. Сокращение дробей. Действия с алгебраическими дробями. Преобразование рациональных выражений. Свойства квадратных корней и их применение в преобразования.
Уравнения и неравенства (7 часов)
Решение уравнения. Решение неравенства. Линейное уравнение. Линейное неравенство. Квадратное уравнение. Квадратное неравенство. Параметр. Уравнения с параметрами.
Функции (4 часа)
Линейная функция и ее свойства. Квадратичная функция и ее свойства.
Итоговая работа (1час)
Тематическое планирование
№ занятия | Тема занятия | Кол - во часов | Дата проведения |
| Числа и вычисления | 11 часов | По плану | Фактически |
1 | Сравнение натуральных чисел и дробных чисел. | 1 | | |
2 | Действия с дробными числами. | 1 | | |
3 | Выполнение действий с числами, записанными в виде десятичных дробей. | 1 | | |
4 | Проценты | 1 | | |
5 | Основные задачи на проценты | 1 | | |
6 | Основные задачи на проценты | 1 | | |
7 | Противоположные числа. Модуль числа, геометрический смысл модуля. | 1 | | |
8 | Степень с натуральным показателем, вычисление значений выражений, содержащих степени | 1 | | |
9 | Степень с натуральным показателем, вычисление значений выражений, содержащих степени | 1 | | |
10 | Квадратный корень. Нахождение значений выражений, содержащих квадратный корень | 1 | | |
11 | Квадратный корень. Нахождение значений выражений, содержащих квадратный корень | 1 | | |
| Выражения и преобразования | 11 часов | | |
12 | Область определения буквенного выражения | 1 | | |
13 | Область определения буквенного выражения | 1 | | |
14 | Свойства степени с натуральным показателем, преобразование выражений, содержащих степени с натуральным показателем | 1 | | |
15 | Сложение, вычитание и умножение многочленов, формулы сокращенного умножения, преобразование целых выражений | 1 | | |
16 | Разложение многочленов на множители | 1 | | |
17 | Разложение многочленов на множители | 1 | | |
18 | Алгебраические дроби. Сокращение дробей. Действия с алгебраическими дробями | 1 | | |
19 | Рациональные выражения и их преобразования | 1 | | |
20 | Рациональные выражения и их преобразования | 1 | | |
21 | Свойства квадратных корней и их применение в преобразованиях | 1 | | |
22 | Свойства квадратных корней и их применение в преобразованиях | 1 | | |
| Уравнения и неравенства | 7 часов | | |
23 | Линейное уравнение | 1 | | |
24 | Линейное неравенство | 1 | | |
25 | Квадратное уравнение | 1 | | |
26 | Квадратное неравенство | 1 | | |
27 | Квадратное неравенство | 1 | | |
28 | Уравнения с параметрами | 1 | | |
29 | Уравнения с параметрами | 1 | | |
| Функции | 4 часа | | |
30 | Линейная функция и ее свойства | 1 | | |
31 | Линейная функция и ее свойства | 1 | | |
32 | Квадратичная функция и ее свойства | 1 | | |
33 | Квадратичная функция и ее свойства | 1 | | |
34 | Итоговая работа | 1 | | |
| ИТОГО: | 34 часа | | |