СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по ЛФК

Категория: Физкультура

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по ЛФК

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по ЛФК»

Раздел I. «Комплекс основных характеристик программы»

1.1. Пояснительная записка

На сегодняшний день проблема сохранения здоровья ребенка является актуальной. В Конвенции ООН о правах ребенка подчеркивается, что современное образование должно стать здоровьесберегающим. В Законе РФ «Об образовании» сохранение и укрепление здоровья детей является приоритетной задачей. Программа дополнительного образования физкультурно-спортивной направленности "Лечебная физическая культура" разработана в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам», постановлением главного государственного санитарного врача от 04.07.2014 № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей".

Дополнительная общеразвивающая программа по лечебной физической культуре составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, "Программа по физической культуре для учащихся 1-11 классов общеобразовательных школ, отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе", утвержденной Министерством просвещения Российской Федерации и комплексов занятий по лечебной физической культуре для детей с ограничениями в здоровье. Уровень программы – стартовый.

Актуальность программы

Одним из важных вопросов улучшения физического воспитания школьников является поиск эффективных средств и методов, с помощью которых достигается гармоническое развитие детского организма. Лечебная физическая культура (ЛФК) - это метод, использующий средства физической культуры с лечебно-профилактической целью, для быстрого восстановления и сохранения здоровья.

Занятия ЛФК направлены:

  • на коррекцию наиболее распространенных дефектов (нарушение осанки, походки, слабость мышц брюшного пресса, туловища, конечностей);

  • на развитие координационных способностей учеников, их уровень тренированности, способов выполнения упражнений (активно, с помощью, пассивно);

  • на коррекцию и компенсацию недостатков физического развития (нарушения осанки, плоскостопие, отставание в росте, в массе тела, дисплазии и т. д.);

  • на коррекцию нарушений в движениях (нарушение координации, ориентировки в пространстве, точность в движении, равновесия и т. д.);

  • на устранение недостатков в развитии двигательных и иных качеств (силы, быстроты, ловкости, выносливости, гибкости, прыгучести и т. д.);

  • на формирование здорового образа жизни и дальнейшей социализации.

Лечебная физическая культура является формой реабилитации детей, имеющих постоянные или временные отклонения в состоянии здоровья, также способствует профилактике различных заболеваний и поддержания здоровья школьников. Под влиянием дозированных мышечных нагрузок, которые лежат в основе занятий, в организме ребенка происходят многообразные физиологические и биохимические процессы, направленные на восстановление нарушенных функций. Лечебная физическая культура способствует стабилизации заболевания и предупреждению его возможного прогрессирования, восстановлению координации ряда органов и систем, нормализует целостную реакцию детского организма на физические упражнения, создает наилучшие условия для укрепления здоровья и повышения физической работоспособности.

Отличительные особенности программы

Особенностью данной программы является то, что занятия проводятся как со здоровыми детьми по профилактике отклонений в состоянии здоровья, так и обучающимися с медицинскими показаниями по коррекции отклонений в физическом развитии. Кроме того, занятия проводятся в групповой форме. Занятия в группе имеют положительное влияние в эмоциональном и психологическом плане, формируют мотивацию на достижение результата и способствует нормализации психоэмоционального состояния. Также, данная программа опирается на межпредметные связи:

  1. Окружающий мир (формирование представлений и понятий формы, величины, пространства, времени и др.).

  2. Художественное творчество (задания на рисование стопой ноги).

  3. Музыкальное искусство (музыкальное сопровождение).

В программе используются подвижные игры, дыхательная гимнастика.

Модульный принцип построения программы обеспечивает вариативность, гибкость и мобильность содержания, позволяя педагогу обеспечивать качество освоения программы обучающимися.

Адресат программы

Дополнительная общеразвивающая программа «Лечебная физическая культура» предназначена для обучающихся начальной школы (7 – 11 лет). Посещать занятия могут все желающие: как дети без ограничений по состоянию здоровья, так и те, кто имеет медицинские показания к посещению ЛФК.

Объем программы: 38 часов в год.

Форма обучения – очная.

Методы обучения:

  • словесные: беседа, изложение;

  • наглядные: показ педагогом приемов выполнения;

  • практические: тренинг, практическое занятие.

Тип занятий: комбинированный, практический.

Формы проведения занятий: практическое занятие.

Срок освоения программы – 1 год.

Особенности организации образовательного процесса

Занятия проводятся под руководством инструктора ЛФК 1 раз в неделю. Группы формируются по возрастному принципу, это позволяет учитывать возрастные особенности обучающихся и по принципу схожести развития и течения заболевания для решения единых задач, поставленных врачом.

Состав групп небольшой: 4 - 6 человек, что позволяет использовать персонализированный подход.

Занятия ЛФК оказывают лечебный эффект только при правильном, регулярном, длительном применении физических упражнений. В этих целях разработаны методика проведения занятий, показания и противопоказания к их применению, учет эффективности, гигиенические требования к местам занятий.

Режим занятий, периодичность и продолжительность занятий

Занятия проводятся в первой половине дня, один раза в неделю.

Учебная нагрузка соответствует гигиеническим требованиям к ней детей младшего школьного возраста и составляет — 40 минут.

Педагогическая целесообразность

Проведение занятий ЛФК у обучающихся младшего школьного возраста позволяет своевременно и эффективно воздействовать на детский организм для профилактики и коррекции отклонений в физическом развитии, укреплении здоровья, воспитания культуры здорового образа жизни.

Практическая значимость

Содержание данной программы построено таким образом, что обучающиеся научатся выполнять упражнения лечебной физической культуры не только на занятиях в образовательном учреждении, но и самостоятельно в домашних условиях.

Учебный план

Показатели

1 год

Форма промежуточной и итоговой аттестации

Количество обучающихся в группе

4 - 6 человек

Выполнение упражнений


Возраст

7 - 11 лет

Сдача контрольных нормативов

Количество часов на одну группу в неделю

1 час

Количество часов в год

38 часов

1.2. Цель и задачи программы

Цель программы: содействие правильному физическому развитию организма обучающихся, укрепление здоровья.

Задачи программы:

Когнитивные:

  • получение знаний в области лечебной физической культуры и их применение в повседневной жизни.

Мотивационно-ценностные:

  • формирование у обучающихся основ здорового образа жизни, гигиенической культуры, а также устойчивого интереса к занятиям физической культурой.

Деятельностные:

  • получение опыта совместной физкультурно-спортивной деятельности;

  • формирование ответственности за результат индивидуальной работы и совместной деятельности.

1.3. Содержание программы

Учебно-тематический план

Основная направленность

Общее количество часов

Из них

Формы аттестации

теоретические

практические

1.Основные знания


3

3

0

Анкетирование

2.Освоение строевых упражнений

4

1

3

Практическое занятие

3.Освоение навыков ходьбы

4

0

4

Практическое занятие

4.Комплексное и разностороннее развитие координационных способностей

5

1

4

Практическое занятие

5.Освоение навыков лазания

4

1

3

Практическое занятие

6.Освоение умений в ловле, бросках, передачах мяча

5

1

4

Практическое занятие

7.Развитие координационных способностей

5

1

4

Практическое занятие

8.Комплексное и разностороннее развитие двигательных умений, навыков

5

1

4

Практическое занятие

9.Контрольные испытания

3

0

3

Выполнение нормативов


38

9

29


Содержание программного материала занятий состоит из базовых и комплексов подготовительных, подводящих и коррекционных упражнений (приложение 1).

1.Основные знания

Теория: инструктаж по правилам поведения и безопасности, правилам гигиены.

Знание названий упражнений, правил игр, влияние упражнений на состояние здоровья, знание правил правильной осанки, ходьбы, способов напряжение и расслабление мышц.

Практика:

-Комплекс упражнений для глаз.

-Комплекс упражнений для мелкой моторики.

2.Освоение строевых упражнений

Теория: методика выполнения упражнений.

Практика: формирование навыка правильной осанки. Основная стойка, исходные положения стоя у гимнастической стенки, у зеркала, лежа на животе, спине. Построение в колонну по одному, шеренгу, в круг, размыкание. налево, направо, команды «Шагом марш! Класс стой» Размыкание и смыкание приставным шагом. Передвижение по одному с сохранением правильной осанки. Поворот.

-Комплекс упражнений для формирования правильной осанки № 1,2.

3.Освоение навыков ходьбы.

Теория: методика выполнения упражнений.

Практика: ходьба на носках, обычная, в полуприседании сохраняя правильную осанку. Ходьба с различным положением рук под счет учителя, с изменением длины шагов, перешагивание через препятствия.

-Комплекс упражнений для профилактики плоскостопия № 1,2.

4.Комплексное и разностороннее развитие координационных способностей.

Теория: методика выполнения упражнений.

Практика: освоение основных положений и движений руками, ногами, туловищем, на месте, в движении.

-Комплекс упражнений для развития мелкой моторики рук.

-Комплекс упражнений для развития координации.

5.Освоение навыков лазания.

Теория: методика выполнения упражнений.

Практика: лазание по гимнастической стенке, скамейке. Подтягивание на горизонтальной и наклонной скамейках.

-Комплекс упражнений для развития координации.

6.Освоение умений в ловле, бросках, передачах мяча.

Теория: методика выполнения упражнений.

Практика: ловля, передача, броски мяча индивидуально, в парах на месте и в шаге, сохраняя правильную осанку. Ловля и передача в движении, броски в цель (кольца, обруч).

-Комплекс упражнений для развития мелкой моторики рук.

-Комплекс упражнений для развития координации.

7.Развитие координационных способностей.

Теория: методика выполнения упражнений.

Практика: различные виды ходьбы с сохранением правильной осанки. Упражнения на скамье, с предметами. Подвижные игры.

-Комплекс упражнений для развития координации.

-Комплекс упражнений для развития функции координации и вестибулярного аппарата.

8. Комплексное и разностороннее развитие двигательных умений, навыков.

Теория: методика выполнения упражнений.

Практика: сочетание движений ногами с работой руками, сохраняя правильную осанку. Комплекс ОРУ разной координационной сложности. ОРУ для свода стопы Дыхательные упражнения. Тренировка зрительного анализатора

-Комплекс упражнений для формирования правильной осанки № 3.

-Комплекс упражнений дыхательной гимнастики.

-Комплекс упражнений для профилактики плоскостопия № 3.

9.Контрольные испытания. Выполнение различных исходных положений, выполнение освоенных упражнений.

Виды контроля:

1. Предварительный (устное собеседование с целью получения сведений об исходном уровне знаний и умений детей, мониторинг физического развития и физической подготовленности обучающихся медицинским работником и педагогам физической культуры).

2. Периодический (контроль выполнения упражнений в процессе проведения занятий в виде наблюдений).

3. Итоговый (мониторинг физического развития и физической подготовленности медицинским работником и педагогам физической культуры).

Планируемые результаты

Результат освоения: формирование основ знаний, умений и навыков в ЛФК, вовлечение в систему регулярных занятий.

Когнитивные:

  • получение знаний в области лечебной физической культуры и их применение в повседневной жизни.

Мотивационно-ценностные:

  • стремление к здоровому образу жизни;

  • формирование устойчивого интереса к занятиям физической культурой.

Деятельностные:

  • овладение основами двигательных и специальных двигательных навыков, направленных на коррекцию и профилактику физического развития, укрепление здоровья;

  • получение опыта участия в совместной физкультурно-спортивной деятельности.

Раздел 2. «Комплекс организационно-педагогических условий» 2.1. Календарный учебный график

Начало учебных занятий 01.09.2020 г. Окончание учебных занятий: 31 мая 2021 г. Продолжительность учебного года – 38 недель.

Количество часов в год – 38 ч. Продолжительность и периодичность занятий: 1 раз в неделю по 1 академическому часу.

Итоговая аттестация – 17-24 мая 2021г. (по графику, утвержденному приказом директора).

Срок освоения программы: 1 год.

Календарно-тематическое планирование составляется на учебный год и используется для заполнения журнала педагога дополнительного образования. Для учёта выполнения программного материала используется лист корректировки рабочей программы (приложение 4).

2.2. Условия реализации программы
  1. Разработанность программы с учётом возрастных и физических особенностей обучающихся.

  2. Создание ситуации успеха.

  3. Удовлетворение потребности обучающихся в самосовершенствовании.

Основные виды занятий тесно связаны между собой и дополняют друг друга.

Принципы работы

  1. Использование образного, ассоциативного мышления в различных формах работы с детьми.

  2. Принцип эмоционального положительного фона обучения.

  3. Коллективный способ развития личности в социуме, и индивидуальный подход к каждому ребенку в работе над трудностями.

Распределение учебного материала в программе довольно условно, так как последовательность освоения программы определяет педагог в зависимости от особенностей физического развития детей и времени, необходимого для решения профилактических и коррекционных задач.

Материально-техническое обеспечение

№ п/п

Наименование основного оборудования

Кол-во единиц

1.

спортивный зал

1


I. Печатные пособия

1.

учебная литература

1


II. Технические средства обучения

1.

персональный компьютер (рабочее место педагога)

1

2.

устройства ввода/ вывода звуковой информации –колонки и наушники

1


III. Информационно-коммуникационные средства

(программные средства)

1.

операционная система


.

IV Учебно-практическое

(учебно-лабораторное, специальное,

спортивный инвентарь,

инструменты и т.п.) оборудование

1.

мяч гимнастический

6

2.

мяч массажный

6

3.

мяч гимнастический с рожками

3

4.

палка гимнастическая

6

5.

стационарный батут

1

6.

модуль-трансформер «Лазанка» (полоса препятствий из 8 предметов)

1

7.

реабилитационный тренажер для укрепления верхнего плечевого пояса

2

8.

велотренажёр для восстановления опорно-двигательного аппарата

1

9.

ортопедический коврик

6


V. Мебель

1.

стол учительский

1

2.

стул для преподавателя

1

3.

шкафы для хранения

1

4.

скамейки

1


VI. Дидактические материалы


1.

наглядно-иллюстрационный материал

1

2.

раздаточный материал

1

2.3 Формы аттестации

Время проведения

Цель проведения

Формы контроля

Входной контроль

В начале учебного года

Определения актуального уровня физического развития обучающихся

Выполнение упражнений


Текущий контроль


В течение всего учебного

года (в конце раздела)

Определение степени усвоения обучающимися учебного материала. Определение готовности восприятию нового материала. Повышение ответственности и заинтересованности в обучении. Выявление обучающихся отстающих и опережающих обучение.

Выполнение упражнений


Итоговая аттестация


В конце учебного года

(обучения по программе)

Определение результатов обучения.

Выполнение упражнений

Сдача нормативов

Результатом успешного освоения программы является освоение обучающимися знаний и умений, заложенных в программе.

Формы аттестации для определения результативности освоения программы – выполнение контрольных упражнений.

К методам отслеживания и фиксации образовательных результатов относятся:

  • отчет педагога дополнительного образования;

  • видеозаписи мероприятий;

  • фотоматериал;

Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов:

  • аналитический материал по итогам проведения диагностики;

  • открытое занятие.

Оценочные материалы разрабатываются на учебный год и являются приложением к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе (приложение 2, 3):

-контрольные нормативы;

-карта индивидуального развития;

-протокол.

Критерии оценки образовательных результатов

Показатели (оцениваемые параметры)

Степень выраженности оцениваемого качества

Число баллов

Методы диагностики

Когнитивные результаты

Теоретические знания по разделам/темам учебно-тематического плана программы

овладел менее ½ объема знаний, предусмотренных программой

1

Наблюдение, самостоятельная работа

объем усвоенных знаний составляет более ½

2

освоил практически весь объем знаний, предусмотренных программой за конкретный период

3

Мотивационно - ценностные результаты

Сформированность активности

мало активен, наблюдает за деятельностью других, забывает выполнить задание. Результативность невысокая

1

Наблюдение, беседа

активен, проявляет стойкий познавательный интерес, трудолюбив, добивается хороших результатов

2

активен, проявляет стойкий познавательный интерес, добивается выдающихся результатов, инициативен, организует деятельность других

3

Сформированность коммуникативных навыков, коллективизма

поддерживает контакты избирательно, чаще работает индивидуально, публично не выступает

1

Наблюдение, беседа

вступает и поддерживает контакты, не вступает в конфликты,

дружелюбен со всеми, по инициативе руководителя или группы выступает перед аудиторией

2

легко вступает и поддерживает контакты, разрешает конфликты, дружелюбен со всеми, инициативен, по собственному желанию успешно выступает перед аудиторией

3


Сформированность ответственности, самостоятельности,

дисциплинированности

неохотно выполняет упражнения начинает работу, но часто не доводит ее до конца

1

Наблюдение, беседа

справляется с упражнениями соблюдает правила поведения только при наличии контроля и требовательности преподавателя; выполняет поручения охотно, ответственно

2

выполняет упражнения охотно, ответственно, самостоятельно, может привлечь других

всегда дисциплинирован, везде соблюдает правила поведения

3

Деятельностные результаты

Практические умения и навыки, предусмотренные программой

овладел менее ½

предусмотренных умений и навыков

1

Наблюдение, беседа, контрольные нормативы

объем усвоенных умений и навыков

составляет более ½

2

овладел умениями и навыками, предусмотренными программой за конкретный период

3

Текущий контроль проводится после изучения каждого раздела и вносится в карту индивидуального развития. Форма проведения: практическая работа. Итоговая аттестация проводится в форме сдачи контрольных упражнений и нормативов.

2.4. Методические материалы

Данная программа предусматривает как вариативные формы обучения, так и различные варианты специального сопровождения обучающихся. Основные виды занятий тесно связаны между собой и дополняют друг друга.

Хорошие результаты приносят следующие методические приёмы:

  1. Индивидуальная оценка уровня усвоенных навыков, развития способностей путём наблюдения за ребёнком, его успехами.

  2. Создание на занятии обстановки эмоционального комфорта.

  3. Использование коллективной работы.

Реализация программы предусматривает использование в образовательном процессе следующих педагогических технологий:

  • технология коллективного взаимообучения;

  • технология развивающего обучения;

  • здоровьесберегающая технология.

Алгоритм учебного занятия

Главная методическая цель учебного занятия при системном обучении – создание условий для проявления познавательной активности обучающихся. На занятиях объединения решается одновременно несколько задач – повторение пройденного материала, объяснение нового материала, закрепление полученных знаний и умений.

Требования современного учебного занятия:

  • четкая формулировка темы, цели, задачи занятия;

  • занятие должно быть проблемным и развивающим;

  • вывод делают сами обучающиеся;

  • учет уровня и возможностей обучающихся, настроения детей;

  • планирование обратной связи;

  • добрый настрой всего учебного занятия.

Структура учебного занятия

  • Организационный момент.

  • Введение в проблему занятия (определение цели, активизация и постановка познавательных задач).

  • Изучение нового материала (беседа, наблюдение, презентация, исследование).

  • Постановка проблемы.

  • Практическая работа.

  • Обобщение занятия.

  • Подведение итогов работы.

В процессе проведения учебного занятия используются дидактические материалы: раздаточные материалы; инструкционные карты; задания, упражнения.

Структура тренировочного занятия

В структуре каждого тренировочного занятия выделяют три его части: подготовительную (или разминку), основную и заключительную.

Разминка. Целью подготовительной части является переход обучающихся в состояние физического и психологического подъёма с целью подвести детей к основной части. Разминка делится на общую и специальную. Задачей общей разминки является подготовка функциональных систем организма и опорно-двигательного аппарата к основной работе. Задача специальной разминки - подготовка к занятию тех суставов, связок, мышц, ударных поверхностей, на которые ложится наибольшая нагрузка при выполнении специфических для рукопашного боя приемов и действий. Специальная разминка может включать в себя подготовительные упражнения, которые помогут при изучении приемов в основной части тренировки.

Основная часть тренировочного занятия. При решении в тренировочном занятии одной главной задачи основная его часть строится в порядке последовательного выполнения заданий и упражнений, обеспечивающих решение как этой главной задачи, так и дополнительных задач занятия.

Заключительная часть занятия. В тренировке – заминка. Смысл ее - в обеспечении переключении функциональных систем организма на восстановительный режим.

Список литературы для педагога

  1. Бальсевич В.К. Онтокинезиология человека: Монография. - М.: Теория и практика физической культуры, 2000.

  2. Банникова Т.А. Технологические основания физкультурной тренировки старших дошкольников, Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. – 2003. - № 4.- С. 20-23

  3. Бутченко Л.А., Петров В.П. Теоретические и методологические вопросы спортивной медицины и лечебной физкультуры.Л.1979 г.

  4. Красикова И.С. Осанка. Воспитание правильной осанки. Лечение нарушений осанки. / И.С. Красикова/.- Санкт- Петербург, 2001.

  5. Ловейко И.Д., Фонарев И.И. Лечебная физкультура при заболевании позвоночника у детей “, М., 1988 г.

  6. Манчева Н., Лечебная физкультура, София, 1971 г. Медицинский справочник.

  7. Могендович М.Р., Темкин И В. Физиологические основы ЛФК. Ижевск, 1975 г.

  8. Попов С.Н. (ред.) Лечебная физич. культура. М., 1978 г. Медицинский справочник.

  9. Рубцова А.Д. Лечебная физкультура при расстройствах осанки и сколиозах у школьников. М., 1955 г.

  10. Частные методики физической культуры (под ред. Д.А. Винокурова), Л., 1970 г.

  11. Старковская В.Л. “Триста подвижных игр для оздоровления детей от 1 года до 14 лет “, М., Новая школа, 1994. Бышева Л.В., Коротков И.М. “Подвижные игры “, М., “Просвещение “, 1982 г.

Список литературы для обучающихся

  1. Амосов Н.М. Энциклопедия Амосова. Раздумья о здоровье / Н.М. Амосов. – Москва: АСТ: Сталкер, 2005. – 287 с.

  2. Бирюков А. Массаж спутник здоровья: книга для учащихся / А. Бирюков. - Москва: Просвещение, 1992. - 112 с.

  3. Бэйли Джерри «Я взрослею! Я расту!». -Москва; Клевер Медиа Групп, 2013

  4. Веденеева И.В. Будь молодой и грациозной / И.В. Веденеева. – Москва: Молодая гвардия, 1986. – 127 с. : ил. – (Если хочешь быть здоров).

  5. Зайцев Г.К., Зайцев А. Твое здоровье: Укрепление организма. –Сб. Детство-Пресс, 2006. – 112с.

  6. Углов Ф.Г. Береги здоровье и честь смолоду / Ф. Г. Углов. – Москва: Педагогика, 1988. - 144 с.: ил. - (Библиотечка "Детской энциклопедии "Ученые школьнику").

  7. Саркисов Григорий Дайте стрессу пройти! / Григорий Саркисов // Чудеса и приключения. – 2019. - № 1. – С. 26 – 29.

  8. Лечебный и оздоровительный массаж для всей семьи. – Ростов-на-Дону: Удача, 2010. – 287 с. - (Книги для всей семьи).

  9. http://www.cbs-perevoz.ru/docs/stil_live.pdf

  10. https://mybook.ru/tags/zdorovyj-obraz-zhizni/


































ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Комплексы упражнений

Упражнения для развития мелкой моторики рук

  1. сжимание и разжимание пальцев в кулак правой и левой руками одновременно и поочередно;

  2. сжимание обеими руками мелких резиновых мячей - большим и указательным

  3. большим и средним

  4. большим и безымянным

  5. большим и мизинцем

  6. хлопать в ладони перед собой на уровне груди, лица и над головой;

  7. круговые движения кистями;

  8. руки в замок - круговое движение влево - вправо, вперед - назад;

  9. пальцы в замок. Попеременное разгибание и сгибание пальцев;

  10. сжимание и разжимание пальцев в кулак с разворотом наружу;

  11. держать и передавать между пальцами теннисный шарик.

  12. Игровые упражнения: "Сильные пальчики.", "Аплодисменты.", " По ягоде.", "Гармошка.", "Птичка.", "Скачет зайчик.", " Где твой пальчик.", "Колыбельная.", "Балалайка.".

Упражнения для формирования правильной осанки № 1

  1. Принять положение стоя у стены, касаясь еѐ затылком, спиной, ягодицами и пятками; отойти от стены и вернуться к ней, сохраняя начальное положение.

  2. Стоя с правильной осанкой у стены, поднимая руки вперед, вверх, в стороны; вверх поочередно и одновременно обе руки.

  3. Поднимание согнутой в колено ноги.

  4. Сидя, наклоны туловища вправо, влево, вперед, назад.

  5. Лежа на спине: отведение рук в стороны, вперед, вверх. Сгибание и разгибание ног.

  6. Ходьба, высоко поднимая ноги.

Упражнения для формирования правильной осанки № 2

  1. И. п. - стоя, руки к плечам, вытягивание рук вверх - вдох, опускание - выдох. (Повторить 3-4 раза.)

  2. И. п. - стоя, руки на пояс; разгибание корпуса назад - вдох, возвращение в и. п. - выдох. (Повторить 3-4 раза.)

  3. И. п. - стоя, руки опущены; подняться на носки - вдох, с последующим не глубоким приседанием и выносом рук вперед - выдох. (Повторить 3-4 раза.)

  4. И. п. - стоя, руки на пояс; повороты головы вправо, влево - попеременно (темп медленный); дыхание произвольное. В каждую сторону - по 3 раза.

  1. И. п. - стоя, руки согнуты в локтевых суставах; сжимание и разжимание пальцев в быстром темпе. Дыхание произвольное. (Повторить 8-10 раз.)

Комплекс упражнений для формирования правильной осанки № 3

  1. И. п. - стоя, руки на пояс; выпрямление корпуса со сведением лопаток - вдох; возвращение в и. п - выдох. (Повторить 4-5 раз.)

  2. И. п. - стоя, руки в стороны; круговые движения руками назад, дыхание произвольное. (Повторить 8-10 раз.)

  3. И. п. - стоя, руки к плечам; наклон корпуса вперед с прямой спиной - вдох, возвращение в и. п. - выдох. (Повторить 4-5 раз.)

  4. И. п. - стоя, руки за спиной; наклоны корпуса вправо - влево, дыхание произвольное. (Повторить 4-5 раз.)

  5. И. п. - стоя с палкой в руках; приседание, вытягивание рук вверх - вдох, возвращение - выдох. (Повторить 3-4 раз.)

  6. И. п. - стоя с палкой в руках; поднимание палки вверх - вдох, возвращение в и. п. - выдох. (Повторить 3-4 раза.)

  7. И. п. - лежа на спине; попеременно поднимание ног вверх. (Повторить 3-4 раза.)

  8. И. п. - лежа на груди, руки на пояс; разгибание корпуса - вдох, возвращение в и. п. - выдох. (Повторить 3-4 раза.)

  9. И. п. - стоя на четвереньках; попеременно вытягивание прямой руки и ноги вверх - вдох, возращение в и. п. - выдох. (Повторить 3-4 раза.)

Комплекс упражнений для профилактики плоскостопия № 1

  1. Ходьба босиком по одной линии высоко на носках. Передвижения закрытыми глазами. (Повторить 6-8 раз.)

  2. Стоя на носках, руки вперед. Перекат назад в стойку на пятки, носки максимально наклонять к себе, руки назад, плавно выполнять перекат вперед в стойку на носках, руки вперед. (Повторять 6-8 раз.)

  3. Поднимание мелких предметов с пола пальцами ног. (Повторить 6-8 раз.)

  4. Сидя с прямыми ногами, взяться руками за переднюю часть стопы, поочередно и одновременно сгибая, и разгибая ступни ног. (Повторить 6-8 раз.)

  5. Упор сидя сзади с согнутыми ногами, правая нога опирается на большой палец, левая на пятку. Смена положений стоп. (Повторить 6-8 раз.)

  6. Лежа на спине, выполнить движения ногами "велосипед" с поочередным расслаблением ног и потряхиванием стоп. (Повторить 6-8 раз.)

Комплекс упражнений для профилактики плоскостопия № 2

  1. Стойка на носках, руки на пояс; шаг правой ногой вперед, подняться на носок переходом с пятки на переднюю часть стопы. Тоже с другой ноги. (Повторить 6-8 раз.)

  1. Стойка на носках, руки за голову. Шаг правой ногой на пятку, шаг левой ногой на пятку. Шаг правой ногой на носок, шаг левой ногой на носок. (Повторить 6-8 раз.)

  2. О. с - руки в стороны. Полуприседание на правой ноге, левую в сторону на носок, акцентированное опускание левой стопы с носка на всю ступню, передавая на тяжесть тела, правую в сторону на носок. (Повторить 6-8 раз.)

  3. Стойка, руки за спину. Полуприседая подняться на носки, полуприседая перекат с носков на всю ступню. (Повторить 6-8 раз.)

  4. Сидя с прямыми ногами, руки на пояс. Резким движением переместить носки ног на себя, от себя, наружу (пятки вместе), развести в стороны (пятки вместе), соединить. (Повторить 6-8 раз.)

  5. Упор стоя на коленях. Опираясь на правую руку, выпрямить ноги, касаясь пола пальцами ног, согнуть ноги, опираясь на всю ступню, выпрямить, с перекатом на заднюю часть стопы. (Повторить 6-8 раз.)

Комплекс упражнений для профилактики плоскостопия № 3

  1. Ходьба перекатом с пятки на носок; выставляя ногу вперед на пятку, максимально наклонять ступню к голени, с последующим подниманием на носок. (Повторить 6-8 раз.)

  2. Лежа на полу. Ступни наклонить вправо, влево (поочередно и вместе) расслабить ступни, пошевелить пальцами ног. (Повторить 6-8 раз.)

  3. Лежа на полу. Наклонить переднюю часть стопы к себе, оттянуть носки от себя, расслабить ступни, пошевелить пальцами ног. (Повторить 6-8 раз.)

  4. Лежа на полу, ноги врозь: опустить ступни наружу, поднять в исходное положение, опустить внутрь; принять исходное положение. (Повторить 6-8 раз.)

  5. Лежа на полу, согнуть ноги; движения ступнями влево, в право, вместе и поочередно, наружу и вовнутрь. Встряхнуть ступни. (Повторить 6-8 раз.)

  6. Сидя на полу с прямыми ногами, взяться руками за переднюю часть стопы. Наклонить ступни вперед, назад, влево, вправо, наружу, вовнутрь. (Повторить 6-8 раз.)

  7. Сидя на пятках, опираясь на прямые руки, выпрямить ноги, передавая тяжесть тела на передний свод стопы; принять исходное положение. (Повторить 6-8 раз.)

  8. Стойка, руки на пояс. Правую ногу поставить вперед на пятку, левую - вперед на пятку; правую - назад на носок, левую назад на носок. (Повторить 6-8 раз.)

Комплекс упражнений дыхательной гимнастики

  1. Руки выпрямлены над головой, пальцы сплетены - вдох. На вдохе, сгибая и опуская руки мимо лица, груди, живота, наклоняться (ноги прямые) под прямым углом. Медленно выпрямляясь - выдох. (Повторить 4-5 раз.)

  2. Руки в стороны. На вдохе захлестнуть себя руками, коснувшись пальцами лопаток, на выдохе развести руки. (Повторить 4-5 раз.)

  1. Руки на поясе. На вдохе медленно и глубоко присесть, на выдохе медленно выпрямиться. (Повторить 4-5 раз.)

  2. Глубокий вдох. Задержать дыхание и на паузе медленно поднять прямые руки в стороны, соединить ладонями перед грудью, затем за спиной. Опустив руки, выдох. (Повторить 4-5 раз.)

  3. Глубокий вдох. На паузу - круговые движения руками вперед и назад (по одному движению в каждую сторону). Выдох. (Повторить 4-5 раз.)

  4. Глубокий вдох. На паузе, поднимаясь на носках, поднять прямые руки через стороны вверх, вернуться в исходное положение. (Повторить 4-5 раз.)

  5. Глубокий вдох. На паузе медленно присесть и встать. Выдох. (Повторить 4-5 раз.)

Упражнения для развития координации

  1. Стоя на месте переносить тяжесть тела с одной ноги на другую; расслаблять мышцы тазобедренных суставов. (Повторить 8-10 раз.)

  2. Стоя на пятках - поднимать носки, стоя на носках - поднимать пятки. (Повторить 8-10 раз.)

  3. Ходьба длинными шагами со взмахами прямых рук. (Повторить 8-10 раз.)

  4. Ходьба по кругу диаметром 6-7 метров и змейкой (сначала 5-6 шагов по дуге влево, потом столько же вправо.) (Повторить 8-10 раз.)

  5. Стоя на месте имитация движения руками. (Повторить 8-10 раз.)

  6. Стоя на месте, переносить тяжесть тела с одной ноги на другую, с упором руками на гимнастическую лесенку. (Повторить 8-10 раз.)

Упражнения для развития функции координации и вестибулярного аппарата

  1. Прыжком принять положение равновесия на одной ноге с наклоном туловища вперед, в сторону. (Повторить 8-10 раз.)

  2. Прыжок вверх с поворотом на 180 градусов влево, вправо. (Повторить 8-10 раз.)

  3. Прыжок вверх с поворотом на 360 градусов. (Повторить 6-8 раз.)

  4. Передвижение по наклонной скамейке вниз, вверх. (Повторить 6-8 раз.)

  5. Сидя на полу, согнуть ноги в коленях, выпрямляя поднять высоко в "угол", руками взяться за пятки. (Повторить 6-8 раз.)

  6. Стоя на одной ноге, прыжок с поворотом на 180 градусов влево, вправо. (Повторить 8-10 раз.) Приземление на ту же ногу.

  7. Стоя на одной ноге, прыжок с поворотом на 360 градусов влево, вправо. (Повторить 8-10 раз.) Приземление на ту же ногу.

  8. Тоже с поворотом на 180 - 360 градусов влево - вправо с закрытыми глазами. (Повторить 6-8 раз.)

Специальные упражнения при миопии условно можно разделить на несколько групп

  • Упражнения для наружных мышц глаза: а) упражнения для прямых мышц глаза; б) упражнения для прямых и косых мышц глаза.

  • Упражнения для внутренней (цилиарной) мышцы: а) в домашних условиях; б) на эргографе; в) с линзами. Выполняют эти упражнения движением глазного яблока по всем возможным направлениям и путем перевода взгляда с ближней точки ясного видения на дальнюю и наоборот.

  • Самомассаж глаз выполняют путем зажмуривания, моргания, а также надавливанием тремя пальцами рук на верхнее веко, не вызывая боли, с разной частотой и силой.

Ниже в методической последовательности приводится перечень специальных упражнений для лечения больных с миопией. Интенсивность этих упражнений увеличивают постепенно: в 1-2-е занятие включают 2 упражнения, выполняя их 2 раза, начиная с 3-го занятия, те же 2 упражнения выполняют 3 раза, затем через каждые 3 занятия прибавляют по одному упражнению и доводят их до 5-6, выполняя каждое упражнение по 3 раза. По этой методике рекомендуется заниматься 11/2-2 мес., в течение следующего месяца увеличивают число повторений каждого упражнения до 5-6 раз. Затем также постепенно включают последующие упражнения.

Специальные упражнения для глаз

И. п. – стоя у гимнастической стенки

  1. Посмотреть строго вверх, перевести взгляд вниз (6-8 раз).

  2. Посмотреть вверх-вправо, затем по диагонали вниз – влево (6-8 раз).

  3. Посмотреть вверх-влево, по диагонали вниз – вправо (6-8 раз).

  4. Перевести взгляд в левый угол глаза, затем по горизонтали в правый (6-8 раз).

  5. Вытянуть вперед руку по средней линии лица. Смотреть на конец пальца и медленно приближать его, не сводя глаз до тех пор, пока палец начнет «двоиться» (6-8 раз).

  6. Палец на переносице. Перевести взгляд обоих глаз на переносицу и обратно (10-11 раз).

  7. Круговые движения глазами по часовой стрелке и обратно. И. п. – сидя.

  8. Быстро моргать в течение 15с. Повторить 3-4 раза.

  9. Крепко зажмурить глаза на 3-5с, затем открыть на 3-5с. Повторить 8-10 раз. 10.Закрыть глаза и массировать веки круговыми движениями пальца в течение 1 мин. И. п. – стоя.

  10. Перевод взгляда с ближнего предмета на дальний и наоборот.

Упражнения для развития функции координации и вестибулярного аппарата

  1. Прыжком принять положение равновесия на одной ноге с наклоном туловища вперед, в сторону. (Повторить 8-10 раз.)

  2. Прыжок вверх с поворотом на 180 градусов влево, вправо. (Повторить 8-10 раз.)

  3. Прыжок вверх с поворотом на 360 градусов. (Повторить 6-8 раз.)

  4. Передвижение по наклонной скамейке вниз, вверх. (Повторить 6-8 раз.)

  5. Сидя на полу, согнуть ноги в коленях, выпрямляя поднять высоко в "угол", руками взяться за пятки. (Повторить 6-8 раз.)

  6. Стоя на одной ноге, прыжок с поворотом на 180 градусов влево, вправо. (Повторить 8-10 раз.) Приземление на ту же ногу.

  7. Стоя на одной ноге, прыжок с поворотом на 360 градусов влево, вправо. (Повторить 8-10 раз.) Приземление на ту же ногу.

  8. Тоже с поворотом на 180 - 360 градусов влево - вправо с закрытыми глазами. (Повторить 6-8 раз.)



ПРИЛОЖЕНИЕ 2



Контрольные нормативы

Возраст

«Рыбка», лежа на скамейке

Подъем ног до угла 90 гр. лежа на спине

Наклон со скамейки

мальчики

девочки

мальчики

девочки

7

45с

30с

45с

35с

20с

10

8

5

9

7

4

3

2

0


8

1.1 0

55с

40с

55с

45с

40с

15

12

10

13

11

9

5

3

1


9

1.2 0

1.05

50с

1.05

55с

50с

20

16

12

15

13

11

6

4

2


10

1.3 0

1.15

1.15

1.05

25

21

16

20

15

13

6,5

4,5

2,5


11

1.4 0

1.25

1.10

1.25

1.15

1.10

30

25

20

25

20

15

7

5

3




Ориентировочные показатели пробы Генча (сек).

возраст

мальчики

девочки

5

12

12

6

13

14

7

14

15

8

18

17

9

19

18

10

22

21

11

24

20


ПРИЛОЖЕНИЕ 3

ИТОГОВЫЙ ПРОТОКОЛ

«Лечебная физкультура» Группа № _____ Год обучения _____

Обучающиеся

Объём выполненной работы


Удержание туловища лежа на гимнастической

скамье (мин.)


Подъѐм прямых ног до угла 90 гр. лѐжа на спине (кол-во раз)


Наклон вперед стоя на гимнастической скамье (см.)


Уровень

ОФП


в %







1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

«____»_____________20__ г.

Карта индивидуального развития по ЛФК

Фамилия Имя: _______________________________________ Диагноз:_______________________________

Дата рождения:____________________

Дом. адрес: ______________________________ тел.: ________________ Школа:________ Класс:_________

Показатели

1-год обучения

2-год обучения

3-год обучения

осень

весна

оценка

осень

весна

оценка

осень

весна

оценка

Рост стоя сидя

Вес

Динамометрия правая рука левая рука

Удержание туловища, лежа на

гимнастической скамье (мин.)

Подъем прямых ног до угла 90 лежа на спине (кол-во раз)

Наклон вперёд, стоя на гимнастической скамье (см.)




Приложение 4


Календарно – тематический план к рабочей программе «Лечебная физическая культура»

Педагог: Тарасенко Наталья Юрьевна

Количество часов всего: 38 в год; 1 раз в неделю по 1 часу.

Планирование составлено на основе общеобразовательной общеразвивающей программы физкультурно-спортивной направленности «Лечебная физическая культура».

Основные знания, освоение строевых упражнений, освоение навыков ходьбы

п\п

Тема урока

Основная цель урока

Форма проведения

Виды работ

Понятия

Кол-во часов

Дата провед.

Примеча ния

1

Знакомство со строевыми

упражнениями,

смыкание и размыкание.

Ознакомление с построением

в одну шеренгу, учить в шеренге выполнять смыкание и размыкание

Комбиниро

ванный урок

Выполнение строевых

упражнений, повороты, смыкание и размыкание

приставными шагами

Смыкание,

размыкание

1



2

Осмотр осанки. Разучивание комплекса упражнений для

правильной осанки.

Развитие координации движений, умение ориентироваться в местности.

Комбиниро ванный

урок

Общеразвивающие упражнения

Осанка

1



3

Формирование правильной

осанки. Разучивание игры

«Гуси-Лебеди».

Развитие координации

движении, внимания,

мышления.

Комбиниро

ванный

урок

Упражнения для

туловища, рук, ног

Координация.

1



4

Коррекция недостатков физического развития, укрепление связочно-

мышечного аппарата

Укрепление мышц конечностей

Комбиниро ванный урок

Упражнения для ног, ходьба

Повторение пройден-ных слов

1



5

Формирование навыка ходьбы, укрепление мышц туловища и конечностей. Разучивание упражнений «Лови комара»,

«Дровосек».

Развитие координационных способностей, формирование правильной осанки.

Комбиниро ванный урок

Упражнения для туловища, рук, ног. Дыхательные упражнения.

упражнения

1



6

Коррекция недостатков

физического развития. Разучивание нового комплекса упражнений «Паровоз», «Вертушка»

Развитие координации движений, учить произвольному дыханию

Комбиниро ванный урок

Дыхательные упражнения

Паровоз

вертушка

1



7

Выполнение комплекса упражнений для формирования осанки, разучивание

упражнения «Маятник»

Знакомство с новыми

способами ходьбы, развитие координации движений

Комбиниро ванный урок

Упражнения для ног.

Маятник

1



8

Разучивание дыхательных

упражнений «Листопад», «Сильный ветер».

Развитие чувства

равновесия; формирование

правильной осанки

Комбиниро ванный

урок

Выполнение

общеразвивающих

упражнений.

Листопад, ветер

1



9

Укрепление мышц ног, ходьба

Укрепление мышечного

Комбиниро

Упражнения в


1



различными способами

аппарата, развитие

ванный

различных способах


двигательной активности

урок

ходьбы

10

Итоговое занятие

Выполнение контрольных упражнений


Выполнение различных способов ходьбы, поворотов, смыкания и размыкания

приставными шагами

1






Развитие координационных способностей

Комплексное и разностороннее развитие двигательных навыков и умений

1

Выполнение комплекса

Продолжить работать над

Комбиниров

Упражнения в

Ходьба


1



упражнений для осанки.

улучшением функции дыхания;

анный урок

равновесии

змейкой на

Повторение дыхательных

развитие быстроты реакции.



правление

упражнений.





2

Ходьба. Построение в пары.

Закрепить умение

учащихся

Комбиниров

Ходьба с

Перестрое

1



Общеразвивающие

ходить

разными

способами;

анный урок

перестроением в

ние

в

упражнения: наклоны,

уметь

выполнять

разные по


пары; выполнение

пары,


пригибание туловища

координации движения.


общеразвивающих

наклоны




упражнений.


3

Закрепление упражнений,

Учить выполнять движения с

Комбиниров

Ходьба с различными

Медведь,

1



навыков ходьбы

разным направлением, в

анный урок

способами,выполнен

пчѐлы



разном темпе, выразительно,


иедыхательныхупраж




плавно.




нений



4

Повторение дыхательных

Улучшение функции дыхания;

Комбиниров

Упражнения для

Плоскосто

1



упражнений, профилактика

укрепление связочно-


анный урок

туловища, мышц

пие,


плоскостопия.

мышечного аппарата стоп


брюшного пресса.

стоп


5

Укрепление мышечного

Развитие координации

Комбиниров

Упражнения для

Елочка,

1



карсета ног. Упражнение

движений и навыков в ходьбе,

анный урок

мышц ног

мяч


6

Укрепление опорно-

Развитие координации

Комбиниров

Упражнения для

Море,


1



двигательного аппарата.

движении; развитие


анный урок

сохранения

равновесие

Игра «Море».

концентрации и устойчивости внимания


равновесия.



7

Разучивание дыхательных

Укрепление


Комбиниров

Дыхательные

Маятник.

1



упражнений «Маятник»,

мышечногокорсета,


анный урок

упражнения

качалка

«Качалка».

позвоночника.

Формирование правильной осанки





8

Итоговое занятие



Выполнение контрольных упражнений




Комбиниров

анный урок

Движения с

разным направлением, в

разном темпе, выразительно,

Плавно.


1



Освоение навыков лазания

Освоение умений в ловле, бросках, передачах мяча

1

Укрепление связачно-мышеч-

Укрепление мышц


Комбинирова

Упражнения для

Елочка,


1



ного аппарата стоп

конечностей, учить


нный

мышц конечностей

зайчик.



Упр. «Елочка», «Зайчик»

Освоение навыков лазания

произвольному дыханию.

Лазание по гимнастической стенке, скамейке

урок








2

Формирование правильной

Укрепление мышц туловища;

Комбинирова

Дыхательные

Рыбаки,

1



осанки. Игра «Рыбаки и

развитие способности

нный урок

упражнения,

рыбки

рыбки»

ориентации в пространстве

Лазание по гимнастической стенке, скамейке


подвижные игры


3

Выработка правильной

Укрепление позвоночника;

Комбинирова

Упражнения для

Позвоночник

1



осанки. Игра «Рыбаки и

развитие умения следить за

нный урок

мышц туловища


рыбки».

своей осанкой

Подтягивание на горизонтальной и наклонной скамейках.



осанка

4

Разучивание упражнений

Укрепление связочно-мышечно го аппарата ног, туловища -

Комбинирова

Выполнение дыхательных

Конькобежец

1



«Конькобежец», «Лягушки


нный урок

упражнений

, лягушки

5

Развитие навыка прыжка,

Развитие координации движений,

Комбинирова

Прыжки

прыжок

1



закрепление упражнений.

Разучивание общеразвивающих

упражнений с мячом.


ловкости, чувства равновесия

нныйурок

6

Разучивание общеразвивающих упражнений с мячом.

Упражнять учащихся в перебрасывании и ловле мяча.

Комбинирова

Общеразвиваю-щие

Мяч, прыжки

1




«летящий мяч»

нный урок

упражнения с мячом

7

Закрепление навыков, выполнение упражнений с мячом

Закрепление умения подбрасывать мяч, ловить двумя руками, согласовывать движения рук и ног

Комбинирова

Общеразвиваю-щие упражнения с мячом

Ловля мяча,

1





нный урок


катание мяча

8

Разучивание упражнений

Развитие умения ориентироваться в пространстве

Комбинирова

Общеразвиваю-щие

Мельница,

1



«Погреться», « Мельница».


нный урок

упражнения

вверх






9

Формирование правильной осанки

Учить держать правильную осанку в движении туловища, головы.

Комбинирова

Упражнения для мышц туловища

Греться,

1



10

Укрепление мышц стоп.

Тренировка навыков

Комбинирова

Упражнения для

Устойчивость

1



Разучивание игры «Кто

координации движений;

нный урок

туловища,

ловкость

устойчивее».

воспитание ловкости, быстроты


конечностей



Реакций. Подтягивание на горизонтальной и наклонной скамейках.




11

Итоговое занятие

Выполнение контрольных упражнений



Комбинирова

нный урок

Упражнения для

туловища,

конечностей

Ловля мяча,

катание мяча

1




Комплексное и разностороннее развитие координационных способностей

1

Разучивание игры

Развитие внимания, выдержки

Комбинирова

Упражнения

Скульптор,

1



«Скульптор».

нный урок

Для сохранения

равновесия

равновесие

2

Ходьба по плоскости.

Развитие чувства равновесия

Комбинирова

Ходьба по плоскости

Плоскость

1



нныйурок

ходьба

3

Ходьба с перекатом с пятки

Учить различать и выполнять

Комбинирова

Ходьба различными

Ходьба, пятки

1



на носок.

различные виды ходьбы

нный урок

способами

носок

4

Разучивание игры

Упражнять учащихся в умении

Комбинирова

Упражнения для

Запрещенное

1



«Запрещѐнное движение».

сохранять равновесие при ходьбе; укреплять мышцы стоп

нный урок

формирования осанки

движение

5

11рофилактика плоскостопия.

Развитие внимания, быстроты реакции, ловкости

Комбинирова

Упражнения для мышц стоп

Заблудился,

1



Разучивание дыхательных

.

нный урок


Гуси летят

упражнений «Заблудился»,





«Гуси летят»





6

Общее укрепление мышц

Закрепить умения выполнять упражнения для дыхания; улучшение функции зрительного и слухового анализаторов

Комбинирова

Упражнения для мышц


1



7

Прыжки через скакалку

Укрепление мышц туловища

Комбинирова

Прыжки через

Прыжок

1



нный урок

скакалку

скакалка

8



9

Подвижные игры

Повторение ранее изученных упражнений

Комбинированный урок


Упражнения

на равновесие

дыхание

ходьба по плоскости

1








Обобщающий урок

Сдача нормативов

Комбинированный урок

Контрольные упражнения



14



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!