Муниципальное общеобразовательное учреждение
Семендяевская основная общеобразовательная школа
Калязинского района Тверской области
171580, Тверская область, Калязинский район, с Семендяево, ул. Речная, д. 27 сайт школы: http://schoolsim.tver.edu.ru; телефон/факс (848249) 6-36-37; e-mail: semendyaevo@mail.ru
Согласовано Заместитель директора по образовательному процессу ___________Т.В. Бобикова 18 августа 2022 г. | Принято На педагогическом совете Протокол № 1 от 18 августа 2022 г. | Утверждаю Директор МОУ Семендяевская оош: _________ Н. В. Беленкова Приказ № 149 от 18.08.2022 г. |
Рабочая программа
по литературному чтению
для 2 класса
начального общего образования
на 2022-2023 учебный год
по программе «Школа России»
Авторы: Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий,
М.В. Голованова
Составитель:
Шуренкова С.Н.,
учитель начальных классов
2022 год
Данная рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 №373; на основе Рабочей программы по литературному чтению (Литературное чтение. Рабочие программы. Предметная линия учебников системы «Школа России». 1—4 классы: пособие для учителей общеобразоват. организаций / Л. Ф. Климанова, М. В. Бойкина. — М.: Просвещение, 2018. М.: Просвещение, 2018); Основной образовательной программы начального общего образования МОУ Семендяевская основная общеобразовательная школа. Программу обеспечивает УМК: «Школа России»: учебник Литературное чтение в 2-х частях, авторы Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий; Москва «Просвещение», 2018 год.
В соответствии с учебным планом учебный предмет «Литературное чтение» изучается во 2 классе в объёме 4 ч. в неделю, всего 136 ч. за год.
1.Планируемые результаты
Реализация программы обеспечивает достижение выпускниками начальной школы следующих личностных, метапредметных и предметных результатов в соответствии с требованиями ФГОС НОО:
Личностные результаты:
У обучающегося будут сформированы:
чувство гордости за свою Родину, её историю, российский народ, становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций многонационального российского общества;
средствами литературных произведений целостного взгляда на мир в единстве
и разнообразии природы, народов, культур и религий;
художественно-эстетический вкус, эстетические потребности, ценности и чувства на основе опыта слушания и заучивания наизусть произведений художественной литературы;
доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость, понимание и сопереживание чувствам других людей;
уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов, умение терпимо относиться к людям иной национальной принадлежности;
начальные навыки адаптации в школе к школьному коллективу.
Обучающийся получит возможность для формирования:
на основе художественных произведений определять основные ценности взаимоотношений в семье (любовь и уважение, сочувствие, взаимопомощь, взаимовыручка);
с гордостью относиться к произведениям русских писателей-классиков, известных во всем мире;
принять и освоить социальную роли обучающегося, развить личностный смысл учения;
самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения;
навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, возможность сравнивать поступки героев литературных произведений со своими собственными поступками, осмысливать поступки героев.
целеустремлённости при выполнении заданий при использовании образовательного ресурса РЭШ.
Метапредметные результаты:
1) Регулятивные:
Обучающийся научится:
принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
находить способы решения проблем творческого и поискового характера;
планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата;
принимать учебную задачу урока, воспроизводить её в ходе урока по просьбе
учителя и под руководством учителя;
понимать, с какой целью необходимо читать данный текст (вызвал интерес, для того чтобы ответить на вопрос учителя или учебника);
понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
использовать знаково-символические средства представления информации о книгах;
использовать речевые средства для решения коммуникативных и
познавательных задач;
использовать различные способы поиска учебной информации в справочниках, словарях, энциклопедиях и интерпретировать информацию в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами;
овладеть логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений;
Обучающийся получит возможность научиться:
планировать свои действия на отдельных этапах урока с помощью учителя, восстанавливать содержание произведения по серии сюжетных картин (картинному плану);
контролировать выполненные задания с опорой на эталон (образец) или по алгоритму, данному учителем;
оценивать результаты собственных учебных действий и учебных действий одноклассников (по алгоритму, заданному учителем или учебником);
анализировать причины успеха/неуспеха с помощью разноцветных фишек, лесенок, оценочных шкал, формулировать их в устной форме по просьбе учителя;
формулировать вместе с учителем учебную задачу урока в соответствии с целями темы; принимать учебную задачу урока;
читать в соответствии с целью чтения (выразительно, целыми словами, без искажений и пр.);
коллективно составлять план урока, продумывать возможные этапы
изучения темы;
оценивать результаты работы сверстников по совместно выработанным критериям. 2) Познавательные УУД
Обучающийся научится:
понимать и толковать условные знаки и символы, используемые в учебнике для передачи информации (условные обозначения, выделения цветом, оформление в рамки и пр.);
осмысленно читать слова и предложения; понимать смысл прочитанного;
сравнивать художественные и научно-познавательные тексты; находить
сходства и различия;
сопоставлять эпизод литературного произведения с иллюстрацией, с пословицей (поговоркой);
определять характер литературного героя, называя его качества; соотносить его поступок с качеством характера;
отличать произведения устного народного творчества от других произведений;
проявлять индивидуальные творческие способности при сочинении загадок, песенок, потешек, сказок, в процессе чтения по ролям и инсценировании, при выполнении проектных заданий;
понимать смысл читаемого, интерпретировать произведение на основе чтения по ролям.
Обучающийся получит возможность научиться:
пользоваться в практической деятельности условными знаками и символами, используемыми в учебнике для передачи информации;
отвечать на вопросы учителя и учебника, придумывать свои собственные вопросы;
понимать переносное значение образного слова, фразы или предложения, объяснять их самостоятельно, с помощью родителей, справочных материалов;
соотносить пословицы и поговорки с содержанием литературного
произведения;
определять мотив поведения героя с помощью вопросов учителя или учебника (рабочей тетради);
понимать читаемое, интерпретировать смысл читаемого, фиксировать прочитанную информацию в виде таблиц или схем (при сравнении текстов, осмыслении структуры текста и пр.).
3) Коммуникативные УУД
Учащиеся научатся:
отвечать на вопросы учителя по теме урока;
слышать и слушать партнёра по общению (деятельности), вникать в смысл
того, о чём говорит собеседник;
под руководством учителя объединяться в группу сверстников для выполнения задания;
оценивать поступок героя, используя доступные оценочные средства (плохо/хорошо, уместно/неуместно, нравственно/безнравственно и др.), высказывая свою точку зрения;
понимать общую цель деятельности, принимать её, обсуждать коллективно под руководством учителя;
соотносить в паре или в группе выполнение работы по алгоритму, данному в учебнике или записанному учителем на доске;
оценивать по предложенной учителем шкале качество чтения по ролям,
пересказ текста, выполнение проекта;
признавать свои ошибки, озвучивать их, соглашаться, если на ошибки
указывают другие;
находить нужную информацию с помощью взрослых, в учебных книгах,
словарях;
готовить небольшую презентацию (3—4 слайда) с помощью взрослых
(родителей, учителя и пр.) по теме проекта, озвучивать её с опорой на слайды.
Обучающийся получит возможность научиться:
вступать в общение в паре или группе, задавать вопросы на уточнение;
оформлять 2 - 3 слайда к проекту, письменно фиксируя основные положения устного высказывания;
прислушиваться к партнёру по общению (деятельности), фиксировать его основные мысли и идеи, аргументы, запоминать их, приводить свои;
выражать готовность к сотрудничеству, предлагать варианты и способы разрешения конфликтов;
оценивать поступок героя, учитывая его мотив, используя речевые оценочные средства (вежливо/невежливо, достойно/недостойно, искренне/лживо,
нравственно/безнравственно и др.), высказывая свою точку зрения;
принимать и сохранять цель деятельности коллектива или малой группы
(пары), участвовать в распределении функций и ролей в совместной деятельности;
определять совместно критерии оценивания выполнения того или иного задания (упражнения); оценивать достижения сверстников по выработанным критериям;
оценивать по предложенным учителем критериям поступки литературных героев, проводить аналогии со своим поведением в различных ситуациях;
находить нужную информацию через беседу со взрослыми, через учебные книги, словари, справочники, энциклопедии для детей, через Интернет;
готовить небольшую презентацию (5—6 слайдов) с помощью взрослых
(родителей, учителя и пр.) по теме проекта, озвучивать её с опорой на слайды.
Предметные результаты:
Обучающийся научится:
осознавать значимость чтения для личного развития;
воспринимать на слух различные виды текстов (художественные, научно-познавательные, учебные, справочные);
осознавать цели изучения темы;
читать различные книги, осуществлять выбор книги для самостоятельного чтения по названию, оглавлению, обложке;
различать понятия добро и зло на основе прочитанных рассказов и сказок;
принимать участие в коллективных беседах по прочитанным, прослушанным произведениям; отвечать на вопросы по их содержанию;
называть действующих лиц прочитанного или прослушанного произведения, обдумывать содержание их поступков, сопоставлять свои поступки с поступками литературных героев;
различать научно-познавательный и художественный тексты; выявлять их особенности под руководством учителя;
анализировать с помощью учителя (о каком предмете идёт речь, как
догадались) загадки, сопоставлять их с отгадками;
читать и понимать смысл пословиц и поговорок, воспринимать их как народную мудрость, соотносить содержание произведения с пословицей и поговоркой.
Обучающийся получит возможность научиться:
читать, соблюдая орфоэпические и интонационные нормы чтения;
делить текст на части, озаглавливать части;
выбирать наиболее точную формулировку главной мысли из ряда данных;
подробно и выборочно пересказывать текст;
составлять устный рассказ о герое прочитанного произведения по
плану;
размышлять о характере и поступках героя;
относить произведение к одному из жанров: сказка, пословица, загадка, песенка, скороговорка; различать народную и литературную ( авторскую) сказку;
находить в сказке зачин, концовку, троекратный повтор и другие сказочные приметы;
относить сказочных героев к одной из групп ( положительные, отрицательные, герои-помощники, нейтральные персонажи);
соотносить автора, название и героев прочитанных произведений;
просматривать и выбирать книги для самостоятельного чтения и поиска нужной информации (справочная литература) по совету взрослых; фиксировать свои читательские успехи в рабочей тетради;
осмыслять нравственное содержание пословиц, поговорок, мудрых изречений русского народа, соотносить их нравственный смысл с изучаемыми произведениями;
распределять загадки на тематические группы, составлять собственные загадки на основе предложенного в учебнике алгоритма;
отличать художественный текст и познавательный;
пересказывать текст подробно на основе коллективно составленного плана и под руководством учителя.
2. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Вводный урок
Знакомство с учебником, системой условных обозначений, содержанием учебника, словарём.
Самое великое чудо на свете
Книги, прочитанные летом. Любимые книги. Герои любимых книг. Творчество читателя. Талант читателя.
Устное народное творчество
Произведения устного народного творчества: пословицы, поговорки, народные песни, потешки, прибаутки, считалки, небылицы, загадки, сказки. Русские народные сказки «Петушок и бобовое зёрнышко», « У страха глаза велики», «Лиса и тетерев», «Лиса и журавль», «Каша из топора», «Гуси-лебеди». НРК
Люблю природу русскую. Осень
Лирические стихотворения Ф.Тютчева, К.Бальмонта, А.Плещеева, А.Фета, А.Толстого, С.Есенина.
Русские писатели
А.С.Пушкин. Лирические стихотворения, «Сказка о рыбаке и рыбке». И.А.Крылов. Басни. Л.Н.Толстой. Басни. Рассказы.
О братьях наших меньших
Весёлые стихи о животных А.Шибаева, Б.Заходера, И.Пивоваровой, В.Берестова. Научно-популярный текст Н.Сладкова. Рассказы о животных М.Пришвина, Е.Чарушина, Б.Житкова, В.Бианки.
Из детских журналов
Произведения из детских журналов. Д.Хармс, Ю.Владимиров, А.Введенский.
Люблю природу русскую. Зима
Лирические стихотворения И.Бунина, К.Бальмонта, Я.Акима, Ф.Тютчева, С.Есенина, С.Дрожжина.
Русская народная сказка «Два Мороза». С.Михалков «Новогодняя быль», весёлые стихи о зиме А.Барто, А.Прокофьева. НРК
Писатели детям
К.И.Чуковский. Сказки. «Путаница», «Радость», «Федорино горе». С.Маршак «Кот и лодыри». Стихотворения С.В.Михалкова, А.Л.Барто. Юмористические рассказы Н.Н.Носова.
Я и мои друзья
Стихи о дружбе и друзьях В.Берестова, Э.Мошковской, В.Лунина. Рассказы Н.Булгакова, Ю.Ермолаева, В.Осеевой. НРК
Люблю природу русскую. Весна
Весенние загадки. Лирические стихотворения Ф.Тютчева, А.Плещеева, А.Блока, И.Бунина, С.Маршака, Е.Благининой, Э.Мошковской. НРК
И в шутку и всерьёз
Весёлые стихи Б.Заходера, Э.Успенского, И.Токмаковой.Герой авторских стихотворений. Ритм стихотворения. НРК
Литература зарубежных стран
Американские, английские, французские, немецкие народные песенки в переводе С.Маршака, В.Викторова, Л.Яхнина.
Ш.Перро «Кот в сапогах», «Красная Шапочка».
Г.С.Андерсен.»Принцесса на горошине».Эни Хогарт. «Мафин и паук».
Резерв
3.ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ | Наименование тем | Количество часов по теме |
1 | Введение. Знакомство с учебником. Самое великое чудо на свете. | 5 |
2 | Устное народное творчество. | 15 |
3 | Люблю природу русскую. Осень. | 8 |
4 | Русские писатели. | 14 |
5 | О братьях наших меньших. | 12 |
6 | Из детских журналов. | 9 |
7 | Люблю природу русскую. Зима. | 8 |
8 | Писатели детям. | 17 |
9 | Я и мои друзья. | 10 |
10 | Люблю природу русскую. Весна. | 10 |
11 | И в шутку и всерьёз. | 14 |
12 | Литература зарубежных стран. | 14 |
| ИТОГО: | 136 часов |
4. Календарно – тематическое планирование.
Раздел | № | Тема урока | Кол-во часов | Дата |
Введение. Самое великое чудо на свете. | 1 | Введение. Знакомство с учебником. | 1 | |
| 2 | Игра "Крестики-нолики". | 1 | |
| 3 | Самое великое чудо на свете. | 1 | |
| 4 | Библиотеки. | 1 | |
| 5 | Книги. | 1 | |
Устное народное творчество | 6 | Устное народное творчество. | 1 | |
| 7 | Русские народные песни. | 1 | |
| 8 | Русские народные потешки. | 1 | |
| 9 | Скороговорки, считалки, небылицы. | 1 | |
| 10 | Загадки, пословицы, поговорки. | 1 | |
| 11 | Сказки. Народные сказки. Ю. Мориц "Сказка по лесу идет…" | 1 | |
| 12 | Русские народные сказки "Петушек и бобовое зернышко". | 1 | |
| 13 | Русские народные сказки "У страха глаза велики". | 1 | |
| 14 | Русские народные сказки "Лиса и журавль". | 1 | |
| 15 | Русские народные сказки "Лиса и тетерев". | 1 | |
| 16 | Русские народные сказки "Каша из топора". | 1 | |
| 17, 18 | Русские народные сказки "Гуси-лебеди". | 2 | |
| 19 | Странички для любознательных. Литературная викторина. | 1 | |
| 20 | Обобщение по теме "Устное народное творчество". | 1 | |
Люблю природу русскую! Осень. | 21 | Люблю природу русскую! Осень. Ф. Тютчев "Есть в осени первоначальной...". | 1 | |
| 22 | К. Бальмонт "Поспевает брусника". | 1 | |
| 23 | А. Плещеев "Осень наступила", А. Фет "Ласточки пропали..." | 1 | |
| 24 | "Осенние листья"-тема для поэтов. | 1 | |
| 25 | В. Берестов "Хитрые грибы", "Грибы"(Из эциклопедии). | 1 | |
| 26 | Как хорошо уметь читать. М. Пришвин "Осеннее утро", И. Бунин "Сегодня". | 1 | |
| 27 | Разноцветные страницы. | 1 | |
| 28 | Обобщение по теме "Люблю природу русскую. Осень". | 1 | |
Русские писатели | 29 | А. С. Пушкин "Лукоморье". | 1 | |
| 30 | Стихи А. С. Пушкина. | 1 | |
| 31, 32, 33 | А. С. Пушкин "Сказка о рыбаке и рыбке". | 3 | |
| 34 | Обобщение по теме "Сказки А. С. Пушкина". | 1 | |
| 35 | И. А. Крылов "Лебедь, Рак и Щука". | 1 | |
| 36 | И. А. Крылов "Стрекоза и Муравей". | 1 | |
| 37 | Басни. Л. Н. Толстой"Старый дед и внучек". | 1 | |
| 38, 39 | Л. Н. Толстой "Филипок". | 2 | |
| 40 | Л. Н. Толстой "Котенок", "Правда всего дороже". | 1 | |
| 41 | Веселые стихи. Разноцветные странички. | 1 | |
| 42 | Обобщение по теме "Русские писатели". | 1 | |
О братьях наших меньших | 43 | О братьях наших меньших. | 1 | |
| 44 | Б. Заходер "Плачет киска...", И. Пивоварова "Жила-была собака". | 1 | |
| 45 | В. Брестов "Кошкин щенок". | 1 | |
| 46 | Домашние животные. | 1 | |
| 47, 48 | М. Пришвин "Ребята и утята". | 2 | |
| 49 | Е. Чарушин "Страшный рассказ". | 1 | |
| 50 | Б. Житков "Храбрый утенок". | 1 | |
| 51, 52 | В. Бианки "Музыкант". | 2 | |
| 53 | В. Бианки "Сова". | 1 | |
| 54 | Обобщение по теме "О братьях наших меньших". | 1 | |
Из детских журналов | 55 | Из детских журналов. | 1 | |
| 56 | Д. Хармс "Игра". | 1 | |
| 57 | Д. Хармс "Что это было?.." | 1 | |
| 58 | Д. Хармс, С. Маршак "Веселые чижики". | 1 | |
| 59 | Д. Хармс "А вы знаете?". | 1 | |
| 60 | Н. Гернер, Д. Хармс "Очень-очень вкусный пирог". | 1 | |
| 61 | В.Ю. Владимиров "Чудаки". | 1 | |
| 62 | А. Введенский "Ученый Петя", "Лошадка". | 1 | |
| 63 | Обобщение по теме "Из детских журналов". | 1 | |
Люблю природу русскую! Зима. | 64 | Люблю природу русскую! Зима. Зимние загадки. | 1 | |
| 65 | Стихи о первом снеге. | 1 | |
| 66 | Ф. И. Тютчев "Чародейкою зимою…". | 1 | |
| 67 | С. А. Есенин "Поет зима, аукает…", "Береза". | 1 | |
| 68 | Как хорошо уметь читать. Русская народная сказка "Два Мороза". | 1 | |
| 69 | С. В. Михалков "Новогодняя быль". | 1 | |
| 70 | А. Л. Барто "Дело было в январе…", С. Д. Дрожжин "Улицей гуляет…". | 1 | |
| 71 | Обобщение. | 1 | |
Писатели детям | 72 | Писатели детям.К. И. Чуковский "Путаница". | 1 | |
| 73 | К. И. Чуковский "Радость". | 1 | |
| 74, 75 | К. И. Чуковский "Федорино горе". | 2 | |
| 76 | С. Я. Маршак "Кот и лодыри". | 1 | |
| 77 | С. В. Михалков "Мой секрет". | 1 | |
| 78 | С. В. Михалков "Сила воли". | 1 | |
| 79 | С. В. Михалков "Мой щенок". | 1 | |
| 80 | А. Л. Барто "Веревочка". | 1 | |
| 81 | А. Л. Барто "Мы не заметили жука", "В школу". | 1 | |
| 82 | А. Л. Барто "Вовка-добрая душа". | 1 | |
| 83 | Н. Н. Носов "Затейники". | 1 | |
| 84, 85 | Н. Н. Носов "Живая шляпа". | 2 | |
| 86, 87 | Н. Н. Носов "На горке". | 2 | |
| 88 | Обобщение по теме "Писатели детям". | 1 | |
Я и мои друзья | 89 | Я и мои друзья. В. Берестов "За игрой", В. Лунин "Я и Вовка". | 1 | |
| 90, 91 | Н. Булгаков "Анна, не грусти!". | 2 | |
| 92 | Ю. Ермолаев "Два пирожных". | 1 | |
| 93, 94 | В. Осеева "Волшебное слово". | 2 | |
| 95 | В. Осеева "Хорошее". | 1 | |
| 96, 97 | В. Осеева "Почему?". | 2 | |
| 98 | Обобщение по теме "Я и мои друзья". | 1 | |
Люблю природу русскую! Весна. | 99 | Люблю природу русскую! Весна. Весенние загадки. | 1 | |
| 100 | Ф. И. Тютчев "Зима не даром злится", "Весенние воды". | 1 | |
| 101 | А. Н. Плещеев "Весна", "Сельская песенка". | 1 | |
| 102 | А. А. Блок "На лугу", С. Я. Маршак "Снег теперь уже не тот…". | 1 | |
| 103 | И. А. Бунин "Матери". | 1 | |
| 104 | А. Н. Плещеев "В бурю" | 1 | |
| 105 | Е. А. Благинина "Посидим в тишине". | 1 | |
| 106 | Э. Э. Мошковская "Я маму мою обидел". | 1 | |
| 107 | С. Васильев "Белая береза".Проект "Газета "День победы-9 мая". | 1 | |
| 108 | Обобщение по теме"Люблю природу русскую! Весна.". | 1 | |
И в шутку и всерьез | 109 | И в шутку и всерьез. Б. Заходер "Товарищам детям". | 1 | |
| 110 | Б. В. Заходер "Что красивей всего?". | 1 | |
| 111, 112 | Б. В. Заходер "Песенки Винни-Пуха". | 2 | |
| 113, 114 | Э. Н. Успенский "Чебурашка". | 2 | |
| 115 | Э. Н. Успенский "Если был бы я девчонкой…", "Над нашей квартирой", "Память". | 1 | |
| 116 | В. Д. Берестов"Знакомый", "Путешественники", "Кисточка". | 1 | |
| 117 | И. П. Токмакова "Плим", "В чудной стране". | 1 | |
| 118, 119 | Г. Б. остер "Будем знакомы". | 2 | |
| 120, 121 | В. Ю. Драгунский "Тайное становится явным". | 2 | |
| 122 | Обобщение по теме "И в шутку и всерьез". | 1 | |
Литература зарубежных стран | 123 | Литература зарубежных стран. Выставка книг. | 1 | |
| 124 | Американская и английская народные песни. | 1 | |
| 125 | Французская и немецкая народные песни. | 1 | |
| 126, 127 | Шарль Перро "Кот в сапогах". | 2 | |
| 128 | Шарль Перро "Красная Шапочка". | 1 | |
| 129 | Г. Х. Андерсен "Принцесса на горошине". | 1 | |
| 130 | Э. Хогарт "Мафин и паук". | 1 | |
| 131 | Обобщение по теме "Литература зарубежных стран". | 1 | |
| 132 | Проект "Мой любимый писатель-сказочник". | 1 | |
| 133, 134 | Обобщение пройденного за год. | 2 | |
| 135, 136 | Резерв. | 2 | |
5. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Литературное чтение. 2018 г. Л.Ф.Климанова и др. (в 2 частях) АО Издательство "Просвещение"
Методические рекомендации. Примерные рабочие программы 1-4 классы. Сайт «Начальная школа» http://1-4.prosv.ru
Рабочая тетрадь. Тетрадь учебных достижений. Читаем летом.