Муниципальное общеобразовательное учреждение
Семендяевская основная общеобразовательная школа
Калязинского района Тверской области
171580, Тверская область, Калязинский район, с Семендяево, ул. Речная, д. 27 сайт школы: http://schoolsim.tver.edu.ru; телефон/факс (848249) 6-36-37; e-mail: semendyaevo@mail.ru
Согласовано Заместитель директора по образовательному процессу ___________Т.В. Бобикова 18 августа 2022 г. | Принято На педагогическом совете Протокол № 1 от 18 августа 2022 г. | Утверждаю Директор МОУ Семендяевская оош: _________ Н. В. Беленкова Приказ № 149 от 18.08.2022 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного курса «Литературное чтение на родном языке для 2 класса»
на 2022-2023 учебный год
Составитель:
Шуренкова С.Н.,
учитель начальных классов
Семендяево
2022 г.
Данная рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 №373; на основе "Методических рекомендаций по преподаванию учебных предметов «Русский родной язык» и «Русская родная литература» в общеобразовательных организациях Тверской области в 2018-2019 учебном году"); на основе Рабочей программы по литературному чтению (Литературное чтение. Рабочие программы. Предметная линия учебников системы «Школа России». 1—4 классы: пособие для учителей общеобразоват. организаций / Л. Ф. Климанова, М. В. Бойкина. — М.: Просвещение, 2020. М.: Просвещение, 2020), Основной образовательной программы начального общего образования МОУ Семендяевская основная общеобразовательная школа
В соответствии с учебным планом учебный предмет «Литературное чтение на родном русском языке» изучается во 2 классе в объёме 0,5 ч. в неделю, всего 17 ч. за год.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
В результате изучения предмета «Литературное чтение на родном языке» во 2 классе у учащихся будут сформированы следующие личностные, метапредметные и предметные результаты.
Личностными результатами изучения курса «Литературное чтение на родном языке» во 2-м классе является формирование следующих умений:
внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к учёбе как интеллектуальному труду, принятие ценности познавательной деятельности;
понимание ценности нравственных норм, закреплённых в языке народа, для жизни и здоровья человека, умение соотносить эти нормы с поступками как собственных, так и окружающих людей (на уровне, соответствующем возрасту);
осознание своей принадлежности народу, стране, чувства уважения к традициям, истории своего народа, интерес к русскому языку, как к родному;
адекватное восприятие оценки собственной деятельности, данной одноклассниками, учителем, умение признавать собственные ошибки.
чувства сопричастности к языку своего народа (я — носитель языка), чувств эстетической красоты и точности
русского слова;
осознания русского языка как основного средства общения народов России;
осознания предложения и текста как средств для выражения мыслей и чувств, понимание разнообразия и богатства языковых средств для выражения мыслей и чувств;
восприятия русского языка как основной, главной части культуры русского народа понимания того, что изменения в культуре народа, находят своё отражение в языке;
понимания богатства и разнообразия слов в русском языке, внимания к особенностям народной речи, познавательного интереса к значению слова и к его истокам, положительная мотивация к решению различных коммуникативных задач (передавать информацию, просить, доказывать и т.д.).
Предметными результатами изучения курса «Литературное чтение на родном языке» во 2-м классе является формирование следующих умений:
осознавать слово как главное средство языка;
осознавать взаимосвязь в слове значения и формы его выражения (звуковой, буквенной);
различать и характеризовать звуки русского языка (гласные ударные/безударные; согласные твёрдые/мягкие, звонкие/глухие);
использовать правила обозначения гласных и согласных звуков на письме;
использовать знание последовательности букв в алфавите для упорядочения слов и поиска нужной информации (в словарях и др.);
производить звукобуквенный анализ слов простой слоговой структуры;
соблюдать произносительные нормы в собственной речи (в объёме представленного в учебнике материала);
различать родственные (однокоренные) слова;
осознавать критерии (общее значение) объединения слов в группы по частям речи (существительное, прилагательное, глагол, предлоги);
осознавать признаки предложения как коммуникативного средства языка (выражение мысли, связь слов, интонационная законченность);
применять правила правописания (в объеме содержания курса 2 класса);
определять (уточнять) правописание слова по орфографическому словарю учебника;
осознавать признаки текста как более объёмного высказывания (несколько предложений, объединённых одной темой и связанных друг с другом);
осознавать свойства значений слов: однозначные, многозначные, слова с прямым и переносным значением, слова с близким и противоположным значением;
оценивать уместность использования слов в тексте;
использовать осознанно употребление частей речи в предложении;
устанавливать морфемную структуру (значимые части) слов с однозначно выделяемыми морфемами;
осознавать место возможного возникновения орфографической ошибки;
при работе над ошибками осознавать причины появления ошибки;
Метапредметными результатами изучения курса «Литературное чтение на родном языке» во 2-м классе является формирование следующих умений:
Регулятивные
самостоятельно организовывать своё рабочее место;
понимать цель выполняемых действий;
в сотрудничестве с учителем ставить конкретную учебную задачу;
понимать важность планирования работы;
осмысленно выбирать способ действия при решении орфографической задачи (орфограммы в корне слов);
выполнять учебные действия, руководствуясь изученными правилами и в соответствии с выбранным алгоритмом или инструкциям учителя;
осуществлять само и взаимопроверку, используя способ сличения своей работы с заданным эталоном;
вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу, если она расходится с эталоном (образцом), находить и исправлять орфографические ошибки, допущенные при списывании, письме по памяти.
оценивать правильность выполнения своих учебных действий;
в коллективном диалоге ставить конкретную учебную задачу;
намечать действия при работе в паре, составлять простой план действий при написании творческой работы, создании проектов;
объяснять, какой способ действий был использован для выполнения задания, как работали;
осуществлять само и взаимопроверку работ, корректировать выполнение задания;
оценивать выполнение задания по следующим параметрам: выполнено с ошибками или без ошибок, в чём проявилась сложность выполнения.
Познавательные
осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы учебника;
ориентироваться в учебнике, в справочном бюро учебника;
использовать простейшие таблицы и схемы для решения конкретных языковых задач;
выделять существенную информацию из небольших читаемых текстов;
строить модели слова (звуковые и буквенные), схему предложения;
находить, сравнивать, группировать: звуки, буквы, слова;
осуществлять синтез как составление целого из частей (составление слов);
владеть общим способом проверки орфограмм в корне слова.
осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя различные справочные материалы: толковые словари, детские энциклопедии и др.;
свободно ориентироваться в книге, используя информацию форзацев, оглавления, справочного бюро;
прогнозировать содержание текста по ориентировочным основам (заголовку, пунктам плана);
находить, сравнивать, классифицировать: орфограммы в корне слова, части речи;
осуществлять синтез как составление целого из частей (составление предложений);
владеть способом проверки «труднопроверяемых» орфограмм (словом с историческим корнем).
Коммуникативные
выражать свои мысли с полнотой и точностью, соответствующими возрасту;
уметь слышать, точно реагировать на реплики;
понимать тему высказывания (текста) по содержанию, по заголовку;
быть терпимыми к другим мнениям, учитывать их в совместной работе;
договариваться и приходить к общему решению, работая в паре.
соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения (обращение, вежливые слова);
озаглавливать текст;
задавать вопросы, уточняя непонятное в тексте;
адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач (обратиться с просьбой, поздравить).
строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми для реализации проектной деятельности (под руководством учителя).
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Осень пришла (3 ч)
Вспомним лето
С. Щипачев "Подсолнух"; И. Суриков "Степь"; И. Соколов-Микитов "Вертушинка"; О. Дриз "Кончилось лето".
Здравствуй, осень
М. Пришвин "Полянка в лесу"; А. Майков "Осень"; А. Пушкин "Уж небо осенью дышало…"; К. Паустовский "Прощание с летом".
Самостоятельное чтение. М. Пришвин "Последние цветы"; К. Ушинский "Пчелы и муха"; А. Барто "Вам не нужна сорока?"; С. Аксаков "Осень"; В. Берестов "Урок листопада".
Народные сказки, пословицы (4 ч)
Сказки народов России. Русские сказки "Сестрица Аленушка и братец Иванушка", "Хаврошечка", "Мальчик с пальчик", "Каша из топора"
Пословицы. О правде; о труде и лени; о дружбе; об учебе.
Самостоятельное чтение. Народные песни. Русские песни "Уж как я ль мою коровушку люблю…"; "Тень тень, потетень…", шведская песня "Отличные пшеничные…"; французская песня "Сюзон и мотылек".
Народные сказки. Русская сказка "Снегурочка"; корейская сказка "Дружные братья"; норвежская сказка "Как мальчик к Северному ветру за своей мукой ходил".
Зимние картины (2 ч)
И. Никитин "Встреча зимы" (отрывок); К. Паустовский "Первый зимний день"; С. Есенин "Пороша"; А. Пушкин "Опрятней модного паркета…"; Н. Сладков "Песенки подо льдом"; С. Маршак "Двенадцать месяцев" (отрывок).
Авторские сказки (7 ч)
А. Пушкин "Сказка о рыбаке и рыбке"; братья Гримм "Храбрый портной", "Маленькие человечки"; И. Токмакова "Гном"; Х.-К. Андерсен "Оле Лукойе" (главы); А. Толстой "Золотой ключик" (главы); С. Хопп "Волшебный мелок" (главы); Н. Носов "Приключения Незнайки и его друзей" (главы); Б. Заходер (из Ю. Тувима) "Про пана Трулялинского"; Дж. Родари "Волшебный барабан"; С. Седов "Два медведя"; О. Дриз "Очень Высокий Человек".
Авторские колыбельные. Л. Мей "Баю баюшки баю…"; А.Майков "Спи, дитя мое, усни…"; И. Токмакова "Как на горке - снег, снег…"; О. Дриз "Нашумелись"; А. Барто "Колыбельная", "Олень", "Снегирь"; Н. Носов "Фантазеры", "Живая шляпа"; С. Маршак "Чего боялся Петя?"; О. Кургузов "Надоело летать"; Ю. Владимиров "Чудаки"; Л. Толстой "Косточка", "Птичка"; А. Гайдар "Совесть"; В. Драгунский "Друг детства"; В. Осеева "Волшебное слово"; Л. Пантелеев "Трус"; В. Железников "Рыцарь"; А. Алексин "Первый день"; С. Маршак "Друзья товарищи".
Весеннее настроение (1 ч)
Русские народные песни "Идет матушка весна…", "Призыв весны", "Сад"; А. Плещеев "Птичка", "Весна" (отрывок); В. Вересаев "Перелетные птицы"; А. Пушкин "Только что на проталинах весенних…"; А. Толстой "Весна"; Саша Черный "Зеленые стихи"; Л. Милева "Синяя сказка"; О. Кургузов "Мы пишем рассказ"; Б. Заходер "Что красивей всего?"
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ | Название темы | Кол-во часов |
1. | Осень пришла | 3 |
2. | Народные сказки, пословицы | 4 |
3. | Зимние картины | 2 |
4. | Авторские сказки | 7 |
5. | Весеннее настроение Итого: | 1 17 |
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Дата | Тема урока | Количество часов |
Осень пришла (3 ч) |
1. | | Вспомним лето С. П. Щипачев «Подсолнух» . И.С.Соколов-Микитов «Вертушинка» | 1 |
2. | | М. М. Пришвин «Полянка в лесу» А. Н. Майков «Огонь» ,А. С. Пушкин «Уж небо осенью …» | 1 |
3. | | К. Г. Паустовский «Прощание с летом» | 1 |
Народные сказки, пословицы (4ч) |
1. | | Русская народная сказка «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» Русская народная сказка «Хаврошечка» | 1 |
2. | | Русская народная сказка «Мальчик с пальчик» Русская народная сказка «Каша из топора» | 1 |
3 | | Русская народная сказка "Снегурочка» | 1 |
4 | | Пословицы. О правде; о труде и лени; о дружбе; об учебе. Самостоятельное чтение. Народные песни. Русские песни "Уж как я ль мою коровушку люблю…"; "Тень тень, потетень…", | 1 |
Зимние картины (2 ч) |
1 | | К.Г. Паустовский «Первый зимний день» | 1 |
2. | | С.А. Есенин «Пороша» | 1 |
Авторские сказки (7ч) |
1 | | А. С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке». | 1 |
2 | | X.К. Андерсен «Оле – Лукойе» | 1 |
3 | | А.Н. Толстой Из книги «Золотой ключик, или Приключения Буратино» | 1 |
4. | | Н.Н. Носов «Как Незнайка сочинял стихи» | 1 |
5. | | Н.Н. Носов «Фантазёры» | 1 |
6 | | В.Ю. Драгунский «Друг детства» | 1 |
7 | | Н.Н. Носов «Живая шляпа» | 1 |
Весеннее настроение (1 ч) |
1 | | Русские народные песни «Весна-красна», «Вырастай, яблонька». Обобщающий урок. | 1 |
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Литературное чтение на родном языке Авторы: Александрова О.М. и др. АО Издательство "Просвещение"