Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к себе, к своему здоровью, к познанию себя:
ориентация обучающихся на достижение личного счастья, реализацию позитивных жизненных перспектив, инициативность, креативность, готовность и способность к личностному самоопределению, способность ставить цели и строить жизненные планы;
готовность и способность обеспечить себе и своим близким достойную жизнь в процессе самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
готовность и способность обучающихся к отстаиванию личного достоинства, собственного мнения, готовность и способность вырабатывать собственную позицию по отношению к общественно-политическим событиям прошлого и настоящего на основе осознания и осмысления истории, духовных ценностей и достижений нашей страны;
готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самовоспитанию в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества, потребность в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью;
принятие и реализация ценностей здорового и безопасного образа жизни, бережное, ответственное и компетентное отношение к собственному физическому и психологическому здоровью;
неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков.
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к России как к Родине (Отечеству):
российская идентичность, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме, чувство причастности к историко-культурной общности российского народа и судьбе России, патриотизм, готовность к служению Отечеству, его защите;
уважение к своему народу, чувство ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение к государственным символам (герб, флаг, гимн);
формирование уважения к русскому языку как государственному языку Российской Федерации, являющемуся основой российской идентичности и главным фактором национального самоопределения;
воспитание уважения к культуре, языкам, традициям и обычаям народов, проживающих в Российской Федерации.
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к закону, государству и к гражданскому обществу:
гражданственность, гражданская позиция активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности, готового к участию в общественной жизни;
признание неотчуждаемости основных прав и свобод человека, которые принадлежат каждому от рождения, готовность к осуществлению собственных прав и свобод без нарушения прав и свобод других лиц, готовность отстаивать собственные права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации, правовая и политическая грамотность;
мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки и общественной практики, основанное на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
интериоризация ценностей демократии и социальной солидарности, готовность к договорному регулированию отношений в группе или социальной организации;
готовность обучающихся к конструктивному участию в принятии решений, затрагивающих их права и интересы, в том числе в различных формах общественной самоорганизации, самоуправления, общественно значимой деятельности;
приверженность идеям интернационализма, дружбы, равенства, взаимопомощи народов; воспитание уважительного отношения к национальному достоинству людей, их чувствам, религиозным убеждениям;
готовность обучающихся противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии; коррупции; дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам и другим негативным социальным явлениям.
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся с окружающими людьми:
нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей, толерантного сознания и поведения в поликультурном мире, готовности и способности вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;
принятие гуманистических ценностей, осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению;
способность к сопереживанию и формирование позитивного отношения к людям, в том числе к лицам с ограниченными возможностями здоровья и инвалидам; бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью других людей, умение оказывать первую помощь;
формирование выраженной в поведении нравственной позиции, в том числе способности к сознательному выбору добра, нравственного сознания и поведения на основе усвоения общечеловеческих ценностей и нравственных чувств (чести, долга, справедливости, милосердия и дружелюбия);
развитие компетенций сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности.
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к окружающему миру, живой природе, художественной культуре:
мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки, значимости науки, готовность к научно-техническому творчеству, владение достоверной информацией о передовых достижениях и открытиях мировой и отечественной науки, заинтересованность в научных знаниях об устройстве мира и общества;
готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
экологическая культура, бережное отношения к родной земле, природным богатствам России и мира; понимание влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды, ответственность за состояние природных ресурсов; умения и навыки разумного природопользования, нетерпимое отношение к действиям, приносящим вред экологии; приобретение опыта эколого-направленной деятельности;
эстетическое отношения к миру, готовность к эстетическому обустройству собственного быта.
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к семье и родителям, в том числе подготовка к семейной жизни:
ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни;
положительный образ семьи, родительства (отцовства и материнства), интериоризация традиционных семейных ценностей.
Личностные результаты в сфере отношения обучающихся к труду, в сфере социально-экономических отношений:
уважение ко всем формам собственности, готовность к защите своей собственности,
осознанный выбор будущей профессии как путь и способ реализации собственных жизненных планов;
готовность обучающихся к трудовой профессиональной деятельности как к возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем;
потребность трудиться, уважение к труду и людям труда, трудовым достижениям, добросовестное, ответственное и творческое отношение к разным видам трудовой деятельности;
готовность к самообслуживанию, включая обучение и выполнение домашних обязанностей.
Личностные результаты в сфере физического, психологического, социального и академического благополучия обучающихся:
физическое, эмоционально-психологическое, социальное благополучие обучающихся в жизни образовательной организации, ощущение детьми безопасности и психологического комфорта, информационной безопасности.
Метапредметные результаты:
Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы представлены тремя группами универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД
Выпускник научится:
самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по которым можно определить, что цель достигнута;
оценивать возможные последствия достижения поставленной цели в деятельности, собственной жизни и жизни окружающих людей, основываясь на соображениях этики и морали;
ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях;
оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы, необходимые для достижения поставленной цели;
выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач, оптимизируя материальные и нематериальные затраты;
организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения поставленной цели;
сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью.
Познавательные УУД
Выпускник научится:
искать и находить обобщенные способы решения задач, в том числе, осуществлять развернутый информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и познавательные) задачи;
критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций, распознавать и фиксировать противоречия в информационных источниках;
использовать различные модельно-схематические средства для представления существенных связей и отношений, а также противоречий, выявленных в информационных источниках;
находить и приводить критические аргументы в отношении действий и суждений другого; спокойно и разумно относиться к критическим замечаниям в отношении собственного суждения, рассматривать их как ресурс собственного развития;
выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск возможностей для широкого переноса средств и способов действия;
выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая ограничения со стороны других участников и ресурсные ограничения;
менять и удерживать разные позиции в познавательной деятельности.
Коммуникативные УУД
Выпускник научится:
осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми (как внутри образовательной организации, так и за ее пределами), подбирать партнеров для деловой коммуникации исходя из соображений результативности взаимодействия, а не личных симпатий;
при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом команды в разных ролях (генератор идей, критик, исполнитель, выступающий, эксперт и т.д.);
координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного взаимодействия;
развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных (устных и письменных) языковых средств;
распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты до их активной фазы, выстраивать деловую и образовательную коммуникацию, избегая личностных оценочных суждений.
Предметные результаты:
В результате изучения учебного предмета «Литература» на уровне среднего общего образования:
Выпускник на базовом уровне научится:
демонстрировать знание произведений русской, родной и мировой литературы, приводя примеры двух или более текстов, затрагивающих общие темы или проблемы;
в устной и письменной форме обобщать и анализировать свой читательский опыт, а именно:
обосновывать выбор художественного произведения для анализа, приводя в качестве аргумента как тему (темы) произведения, так и его проблематику (содержащиеся в нем смыслы и подтексты);
использовать для раскрытия тезисов своего высказывания указание на фрагменты произведения, носящие проблемный характер и требующие анализа;
давать объективное изложение текста: характеризуя произведение, выделять две (или более) основные темы или идеи произведения, показывать их развитие в ходе сюжета, их взаимодействие и взаимовлияние, в итоге раскрывая сложность художественного мира произведения;
анализировать жанрово-родовой выбор автора, раскрывать особенности развития и связей элементов художественного мира произведения: места и времени действия, способы изображения действия и его развития, способы введения персонажей и средства раскрытия и/или развития их характеров;
определять контекстуальное значение слов и фраз, используемых в художественном произведении (включая переносные и коннотативные значения), оценивать их художественную выразительность с точки зрения новизны, эмоциональной и смысловой наполненности, эстетической значимости;
анализировать авторский выбор определенных композиционных решений в произведении, раскрывая, как взаиморасположение и взаимосвязь определенных частей текста способствует формированию его общей структуры и обусловливает эстетическое воздействие на читателя (например, выбор определенного зачина и концовки произведения, выбор между счастливой или трагической развязкой, открытым или закрытым финалом);
анализировать случаи, когда для осмысления точки зрения автора и/или героев требуется отличать то, что прямо заявлено в тексте, от того, что в нем подразумевается (например, ирония, сатира, сарказм, аллегория, гипербола и т.п.);
осуществлять следующую продуктивную деятельность:
давать развернутые ответы на вопросы об изучаемом на уроке произведении или создавать небольшие рецензии на самостоятельно прочитанные произведения, демонстрируя целостное восприятие художественного мира произведения, понимание принадлежности произведения к литературному направлению (течению) и культурно-исторической эпохе (периоду);
выполнять проектные работы в сфере литературы и искусства, предлагать свои собственные обоснованные интерпретации литературных произведений.
Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться:
давать историко-культурный комментарий к тексту произведения (в том числе и с использованием ресурсов музея, специализированной библиотеки, исторических документов и т. п.);
анализировать художественное произведение в сочетании воплощения в нем объективных законов литературного развития и субъективных черт авторской индивидуальности;
анализировать художественное произведение во взаимосвязи литературы с другими областями гуманитарного знания (философией, историей, психологией и др.);
анализировать одну из интерпретаций эпического, драматического или лирического произведения (например, кинофильм или театральную постановку; запись художественного чтения; серию иллюстраций к произведению), оценивая, как интерпретируется исходный текст.
Выпускник на базовом уровне получит возможность узнать:
о месте и значении русской литературы в мировой литературе;
о произведениях новейшей отечественной и мировой литературы;
о важнейших литературных ресурсах, в том числе в сети Интернет;
об историко-культурном подходе в литературоведении;
об историко-литературном процессе XIX и XX веков;
о наиболее ярких или характерных чертах литературных направлений или течений;
имена ведущих писателей, значимые факты их творческой биографии, названия ключевых произведений, имена героев, ставших «вечными образами» или именами нарицательными в общемировой и отечественной культуре;
о соотношении и взаимосвязях литературы с историческим периодом, эпохой.
II. Содержание учебного предмета
10 класс
Содержание | Количество часов | В том числе | Программа воспитания ГКОУ СОШ № 1 при ИУ. Модуль «Школьный урок» |
контрольные работы | развитие речи | из них: |
сочинения |
Литература XIX века. Введение. | 1 | | | | •побуждение школьников соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила общения. •привлечение внимания школьников к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений, организация их работы с получаемой на уроке социально значимой информацией – инициирование ее обсуждения, высказывания учащимися своего мнения по ее поводу, выработки своего к ней отношения; •использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета через демонстрацию обучающимся примеров ответственного, гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности |
Литература первой половины XIX века. | 17 | | 2 | 1 |
Литература второй половины XIX века. | 81 | 2 | 13 | 6 |
Зарубежная литература XIX века. | 4 | | | |
Подведение итогов. | 2 | | | |
Всего: | 105 (10 Р.К.) | 2 | 15 | 7 |
11 класс
Содержание | Количество часов | В том числе | Программа воспитания ГКОУ СОШ № 1 при ИУ. Модуль «Школьный урок» |
контрольные работы | развитие речи | из них: |
сочинения |
Введение. История ХХ века и судьбы искусства. | 2 | | | | •побуждение школьников соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила общения. •привлечение внимания школьников к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений, организация их работы с получаемой на уроке социально значимой информацией – инициирование ее обсуждения, высказывания учащимися своего мнения по ее поводу, выработки своего к ней отношения; •использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета через демонстрацию обучающимся примеров ответственного, гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности |
Литература рубежа XIX—XX веков. | 29 | | 4 | 2 |
Литература 20—30-х годов XX века. | 30 | 1 | 6 | 3 |
Зарубежная литература XX века. | 4 | | | |
Литература русского Зарубежья. | 8 | | | |
Великая Отечественная война в литературе. | 6 | | | |
Литература второй половины XX — начала XXI века. | 22 | 1 | 4 | 2 |
Подведение итогов. | 1 | | | |
Всего: | 102 (10 Р.К.) | 2 | 14 | 7 |
III. Календарно - тематическое планирование
10 класс, 3 часа в неделю (105 часов)
№ урока | Дата проведения | Тема урока | Количество уроков |
1 | | Литература XIX века. Введение. | 1 |
Литература первой половины XIX века (17) |
2 | | Россия в первой половине XIX века. Классицизм, сентиментализм и романтизм в русской литературе. Зарождение реализма в русской литературе первой половины XIX века | 1 |
3 | | Диагностическая работа. | 1 |
А.С. Пушкин |
4 | | Жизненный и творческий путь А.С. Пушкина. Основные мотивы лирики, «вечные темы» в творчестве поэта. | 1 |
5 | | Особенности пушкинского лирического героя. | 1 |
6 | | Петербургская повесть А.С. Пушкина «Медный всадник». Своеобразие, жанр и композиция. | 1 |
7 | | Социально-философские проблемы поэмы. Образы Евгения и Петра. | 1 |
8 | | «Борис Годунов» А. С. Пушкина – первая подлинно русская трагедия (В. Г. Белинский). | 1 |
9 | | Народ и власть в произведении. | 1 |
10 | | Вн. чт. (№1) Поэты пушкинской поры (Е.А. Баратынский, К.Н. Батюшков, А.А. Дельвиг, Д.В. Давыдов, А.В. Кольцов, Н.М. Языков). | 1 |
11 | | Р.К. (№1) Ставропольские поэты об А.С. Пушкине. Понимание величия русского поэта. | 1 |
М.Ю. Лермонтов |
12 | | М.Ю. Лермонтов. Очерк жизни и творчества. Своеобразие художественного мира. | 1 |
13 | | Особенности лирического героя стихотворений М.Ю. Лермонтова. | 1 |
14 | | Вн. чт. (№ 2) Образ демона в творчестве М.Ю. Лермонтова. Поэма «Демон». | 1 |
Н.В. Гоголь |
15 | | Очерк жизни и творчества Н.В. Гоголя. | 1 |
16 | | Повесть «Невский проспект» как картина жизни столицы. Особенности стиля Н.В. Гоголя, своеобразие его творческой манеры. | 1 |
17 | | Р.Р. Подготовка к сочинению (№ 1) по творчеству поэтов и писателей первой половины 19 века. | 1 |
18 | | Р.Р. Написание сочинения (№ 1) по творчеству поэтов и писателей первой половины 19 века. | 1 |
Литература второй половины XIX века (81) |
19 | | Обзор русской литературы второй половины XIX века. | 1 |
20 | | Р.К. (№ 2) Ставропольские поэты о М.Ю. Лермонтове. Память о великом поэте. | 1 |
Н.А. Островский |
21 | | А.Н. Островский – основоположник русского национального театра. Творческая история пьесы «Гроза». Основной конфликт и расстановка действующих сил в пьесе. | 1 |
22 | | Город Калинов и его обитатели. Душевная трагедия Катерины. | 1 |
23 | | Быт и нравы «тёмного царства». Молодое поколение в пьесе А.Н. Островского «Гроза». | 1 |
24 | | Сила и слабость характера Катерины. Статья Н. Добролюбова «Луч света в тёмном царстве». | 1 |
25 | | Вн. чт. (№ 3) Пьеса А.Н. Островского «Бесприданница». | 1 |
И.А. Гончаров |
26 | | Жизнь и творчество И.А. Гончарова. Трилогия «Обыкновенная история", «Обломов», «Обрыв». Роман «Обломов». История создания. Особенности композиции. | 1 |
27 | | Сущность характера главного героя, его мироощущение и судьба. Глава «Сон Обломова и ее роль в произведении. | 1 |
28 | | Р.К. (№ 3) С. Бабаевский. «Сыновний бунт». Конфликт между отцом и сыном. | 1 |
29 | | Обломов и Штольц. | 1 |
30 | | Женские образы в романе и их роль в развитии сюжета. | 1 |
31 | | Художественное мастерство Гончарова в романе. Способы выражения авторской позиции. | 1 |
32 | | «Что такое обломовщина?» Роман «Обломов» в русской критике. | 1 |
И.С. Тургенев |
33 | | И.С. Тургенев: очерк жизни и творчества. Роман «Отцы и дети». История создания. Смысл заглавия. Проблематика. Композиция. | 1 |
34 | | Мир «отцов» в романе «Отцы и дети». | 1 |
35 | | Базаров в системе действующих лиц. Базаров и его мнимые последователи. Идеологический спор «отцов» и «детей». | 1 |
36 | | Женские образы в романе. Смысл финала романа. Полемика вокруг романа И.С. Тургенева «Отцы и дети». | 1 |
37 | | Р.Р. Подготовка к сочинению (№ 2) по роману «Отцы и дети». | 1 |
38 | | Р.Р. Написание сочинения (№ 2) по роману «Отцы и дети». | 1 |
Ф.И. Тютчев, А.А. Фет, А.К. Толстой |
39 | | Ф.И. Тютчев. Очерк жизни и творчества. Основные мотивы творчества. Раздумья о жизни, человеке и мироздании. | 1 |
40 | | Любовная лирика: любовь как «поединок роковой». | 1 |
41 | | Этапы биографии и творчества А.А. Фета. Художественное своеобразие лирики. | 1 |
42 | | Очерк жизни и творчества А.К. Толстого. Ведущие темы лирики поэта. | 1 |
43 | | Р.Р. Подготовка к сочинению (№ 3) по лирике Ф.И. Тютчева, А.А. Фета, А.К. Толстого. | 1 |
44 | | Р.Р. Написание сочинения (№ 3) по лирике Ф.И. Тютчева, А.А. Фета, А.К. Толстого. | 1 |
Н.А. Некрасов |
45 | | Очерк жизни и творчества Н.А. Некрасова. Гражданственность лирики, обостренная правдивость драматизм изображения жизни народа. | 1 |
46 | | Контрольная работа (№ 1) за 1-е полугодие. | 1 |
47 | | Поэма «Кому на Руси жить хорошо». Замысел, жанровое своеобразие, сюжет, фольклорная основа, смысл названия. | 1 |
48 | | Мастерство изображения жизни России. Многообразие народных типов в галерее героев поэмы. Проблемы счастья и смысла жизни. | 1 |
49 | | Р.Р. Подготовка к сочинению (№ 4) по творчеству Н.А. Некрасова. | 1 |
50 | | Р.Р. Написание сочинения (№ 4) по творчеству Н.А. Некрасова. | 1 |
Н.Г. Чернышевский |
51 | | Н.Г. Чернышевский. Очерк жизни и творчества. Необычная судьба писателя. | 1 |
52 | | Роман «Что делать?» (обзор). Роль романа в общественной жизни эпохи. Идеологические, этические и эстетические проблемы в романе. | 1 |
53 | | Р.К. (№ 4) И. Кузнецов «Крепость в степи», «На холмах горячих». Герои произведений - люди высоких нравственных чувств и порывов. | 1 |
54 | | «Новые» люди и «особенный» человек Рахметов. | 1 |
Н.С. Лесков |
55 | | Н.С. Лесков. Необычность его жизненной позиции и судьбы его творчества. Лесков как мастер изображения русского быта. | 1 |
56 | | Поиск смысла жизни в повести «Очарованный странник». | 1 |
57 | | Манера сказа как форма творческого освоения фольклора писателем. | 1 |
58 | | Вн. чт. (№ 4) Н.С. Лесков. «Леди Макбет Мценского уезда» | 1 |
59 | | Р.К. (№ 5) В. Гнеушев. «Тайна Марухского ледника». Документальное повествование о бессмертном подвиге советских воинов. | 1 |
М.Е. Салтыков – Щедрин |
60 | | М.Е. Салтыков-Щедрин: жизнь, творчество, художественный мир писателя. «История одного города» — сатирическая летопись истории Российского государства. | 1 |
61 | | Народ и власть в произведениях М.Е. Салтыкова-Щедрина. | 1 |
62 | | Своеобразие приемов сатирического изображения в произведениях Салтыкова-Щедрина. | 1 |
63 | | Р.Р. Творческая работа на ему «Смысл финала «Истории…» | 1 |
64 | | Р.К. (№ 6) В. Грязев. «Пристань». Истинный и ложный патриотизм. Настоящая и мнимая дружба. | 1 |
Ф.М. Достоевский |
65 | | Ф.М. Достоевский: личность, судьба, художественный мир. История создания романа «Преступление и наказание» | 1 |
66 | | Петербург Достоевского – один из главных действующих лиц романа. Тема «униженных и оскорблённых» | 1 |
67 | | Раскольников: его учение и бунт. Взаимоотношения автора и героя. | 1 |
68 | | Литературная философия Достоевского и христианские ценности. | 1 |
69 | | Тема совести и веры. Образы Свидригайлова и Лужина. | 1 |
70 | | «Вечная Сонечка». Значение образа Сони Мармеладовой для раскрытия идейного содержания романа. | 1 |
71 | | «Их воскресила любовь». Эпилог романа. Воскрешение человека в Раскольникове. | 1 |
72 | | Вн. чт. (№ 5) Роман «Идиот». Судьба и облик главного героя романа – князя Мышкина. Христианский идеал человека в романе. | 1 |
73 | | Споры вокруг наследия Достоевского в современном мире. | 1 |
74 | | Р.Р. Подготовка к сочинению (№ 5) по творчеству Ф.М. Достоевского. | 1 |
75 | | Р.Р. Написание сочинения (№ 5) по творчеству Ф.М. Достоевского. | 1 |
76 | | Р.К. (№ 7) Н. Кравцова. «Из-за парты на войну». Произведения о героях, показавших образцы мужества и бесстрашия, презрения к смерти во имя жизни и счастья народа. | 1 |
Л.Н. Толстой |
77 | | Жизненный и творческий путь Л. Н. Толстого. Роман-эпопея «Война и мир». История создания романа. Особенности жанра. Композиция. | 1 |
78 | | Светское общество Петербурга и Москвы. Салон Шерер. | 1 |
79 | | Изображение войны 1805-1807 годов. Аустерлицкое сражение. | 1 |
80 | | «Мысль семейная» в романе Толстого. | 1 |
81 | | Нравственные искания А. Болконского. | 1 |
82 | | Безухов – любимый герой Толстого. | 1 |
83 | | «Что есть красота?» Наташа Ростова. | 1 |
84 | | Отечественная война 1812 года. Философия войны в романе. | |
85 | | Бородинское сражение. Кутузов и Наполеон. | 1 |
86 | | «Мысль народная» в романе. Жизненная философия Платона Каратаева. Партизанское движение. | 1 |
87 | | Вн. чт. (№ 6) Л.Н. Толстой «Севастопольские рассказы». Изображение суровой правды войны, героизма и патриотизма солдат. | 1 |
88 | | Р.Р. Подготовка к сочинению (№ 6) по творчеству Л.Н. Толстого. | 1 |
89 | | Р.Р. Написание сочинения (№ 6) по творчеству Л.Н. Толстого. | 1 |
90 | | Р.К. (№ 8) Е. Карпов. «Чограйские зори». Ожившая природа как награда за труд. | 1 |
А.П. Чехов |
91 | | Художественный мир А.П. Чехова. Рассказы А.П. Чехова начала 80-х- 90-х г. Маленькая трилогия. Идейно – художественное своеобразие. Рассказы «Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви». | 1 |
92 | | Душевная деградация человека в рассказе «Ионыч». | 1 |
93 | | «Мелочи жизни» на страницах рассказов. Мастерство писателя. | 1 |
94 | | Драматургия Чехова. Принципы «новой драмы». Своеобразие конфликта и его разрешение в «Вишнёвом саде». | 1 |
95 | | Действующие лица и авторское отношение к ним. | 1 |
96 | | Р.Р. Подготовка к сочинению (№ 7) по творчеству А.П. Чехова. | 1 |
97 | | Р.Р. Написание сочинения (№ 7) по творчеству А.П. Чехова. | 1 |
98 | | Р.К. (№ 9) М. Усов. «Как шумят деревья». Поэтические миниатюры о природе. | 1 |
99 | | Итоговая контрольная работа (№ 2). | 1 |
Зарубежная литература XIX века (4) |
100 | | Обзор зарубежной литературы второй половины XIX века. | 1 |
101 | | Вн. чт. (№ 7) И. В. Гете. «Фауст» (фрагменты). Трактовка народной легенды. Неразрывность связи добра и зла. | 1 |
102 | | Вн. чт. (№ 8) Ги де Мопассан. «Ожерелье» Сюжет и композиция новеллы. Грустные раздумья автора о несправедливости мира. | 1 |
103 | | Вн. чт. (№ 9) А. Рембо. «Гласные». Жанровая форма, музыкальность и живописность стиха. | 1 |
Подведение итогов (2) |
104 | | Р.К. (№ 10) Е. Карпов. «Твой брат». Размышления о смысле жизни. | 1 |
105 | | Итоговый урок. | 1 |
Лист корректировки календарно - тематического планирования
Предмет: литература
Класс: 10
Учитель
2022 - 2023 учебный год
№ урока | Тема | Количество часов | Причина корректировки | Способ корректировки |
по плану | дано |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
Календарно - тематическое планирование
11 класс, 3 часа в неделю (102 часа)
№ урока | Дата проведения | Тема урока | Количество уроков |
1 | | Введение. История ХХ века и судьбы искусства. | 1 |
2 | | Диагностическая работа. | 1 |
Литература рубежа XIX—XX веков (29) |
Русская литература 90-х годов XIX — начала XX века |
3 | | Русская литература 90-х годов XIX — начала XX века. Богатство и разнообразие литературных направлений. | 1 |
4 | | Реализм российской литературы и его судьбы. | 1 |
И.А. Бунин |
5 | | И. А. Бунин. Очерк жизни и творчества. Традиции XIX века в лирике Бунина. Ее философичность, лаконизм и изысканность. | 1 |
6 | | «Господин из Сан-Франциско». Толстовские и чеховские традиции в прозе Бунина. Осуждение бездуховности существования. | 1 |
7 | | Герои, их романтическое и трагическое чувство в рассказах «Солнечный удар», «Чистый понедельник». | 1 |
А.И. Куприн |
8 | | А. И. Куприн. Жизнь и творчество. Рассказ «Гранатовый браслет». Романтическое изображение любви героя к Вере Николаевне. | 1 |
9 | | Вн. чт. (№ 1). Трагизм любовной темы в повести «Олеся». Своеобразие изображения природы и духовного мира человека. | 1 |
В.Г. Короленко |
10 | | Вн. чт. (№ 2). В.Г. Короленко. Гуманистический пафос произведений. («Река играет», «Без языка»). | 1 |
11 | | Р.К. (№ 1) В. Дятлов. «Если ты человек». Жизненные испытания, выпавшие на долю героини книги. Е. Карпов «Твой брат». Размышления о смысле жизни. | 1 |
М. Горький |
12 | | М. Горький. Жизнь, творчество, личность. Раннее творчество. Суровая правда рассказов и романтический пафос революционных песен («Песня о Соколе», «Песня о Буревестнике»). | 1 |
13 | | Горький-драматург. «На дне» как социально-философская драма. Спор о назначении человека. Три или две правды в пьесе? Авторская позиция и способы ее выражения. | 1 |
14 | | Своеобразие литературных портретов, созданных Горьким (Толстой, Чехов). Своеобразие публицистики. Памфлеты периода русской революции. | 1 |
15 | | Р.Р. Подготовка к сочинению (№ 1) по литературе конца XIX — начала XX века | 1 |
16 | | Р.Р. Написание сочинения (№ 1) по литературе конца XIX — начала XX века | 1 |
Поэзия конца XIX — начала XX века |
17 | | Серебряный век как своеобразный «русский Ренессанс» российской лирики. Модернизм как одно из ведущих направлений в искусстве начала 20 века. | 1 |
Символизм |
18 | | Символизм как литературное течение начала века. Эстетические взгляды символистов. В.Я. Брюсов как теоретик символизма. | 1 |
19 | | К.Д. Бальмонт. Слово о поэте. Основные темы и мотивы лирики. | 1 |
20 | | А. Белый. Слово о поэте. Тема родины. Боль и тревога за судьбы России. Восприятие революционных событий как пришествия нового Мессии. | 1 |
А.А. Блок |
21 | | А.А. Блок как главный поэт эпохи. Эволюция творчества. Мотивы и символы. Тема Родины в лирике. | 1 |
22 | | Поэма «Двенадцать». Философская проблематика и своеобразие поэтики. Неоднозначность трактовки поэмы. | 1 |
Акмеизм |
23 | | Истоки акмеизма. Акмеизм как национальная форма неоромантизма. Связь поэтики символизма и акмеизма. Н.С. Гумилев. Трагическая судьба поэта. Героический и жизнеутверждающий пафос поэзии Гумилева («Капитаны», «Андрей Рублев»). | 1 |
24 | | Р.К. (№ 2) С. Бабаевский. «Сыновний бунт». Конфликт между отцом и сыном. «Станица». Судьбы людей, которые трудятся на родной земле. | 1 |
Футуризм |
25 | | Футуризм как литературное направление. Русские футуристы. И. Северянин, В. Хлебников. | 1 |
26 | | В. В. Маяковский. Жизнь и творчество. Новаторский характер и лирический пафос творчества. Лирический герой В.В. Маяковского. | 1 |
Крестьянская поэзия |
27 | | Вн. чт. (№ 3). Крестьянская поэзия. Н.А. Клюев. Изображение труда и быта деревни, тема родины, особое восприятие городской цивилизации. | 1 |
28 | | С.А. Есенин. Жизнь и творчество. Трагическая судьба поэта. Глубокое чувство родной природы. Любовь и сострадание «ко всему живому». Народно-песенная основа лирики поэта. | 1 |
29 | | «Анна Снегина» — поэма о судьбе человека и Родины. | 1 |
30 | | Р.Р. Подготовка к сочинению (№ 2) по творчеству поэтов конца XIX — начала XX века. | 1 |
31 | | Р.Р. Написание сочинения (№ 2) по творчеству поэтов конца XIX — начала XX века. | 1 |
Литература 20—30-х годов XX века (30) |
32 | | Общая характеристика развития страны после Октябрьской революции. Советская литература и социалистический реализм (обзор). | 1 |
33 | | Развитие жанра антиутопии в литературе 20-40–х годов. Е. Замятин. Роман «Мы». | 1 |
34 | | Сатирическая литература 20-40 х годов. Произведения М. Зощенко, И. Ильфа и Е. Петрова. | 1 |
35 | | Р.К. (№ 3) И. Кожевников-Степной. «Там, за Кубань — рекой». События периода Октября и гражданской войны на Ставрополье. | 1 |
А.А. Фадеев |
36 | | Тема Гражданской войны в советской литературе А.А. Фадеев. «Разгром». Нравственные проблемы в романе. Одностороннее освещение темы интеллигенции в революции. Современная полемика о романе. | 1 |
А.А. Ахматова |
37 | | А. Ахматова. Биография и творческий путь. Психологизм лирики Ахматовой, глубина переживаний и точность отражения оттенков чувств. | 1 |
38 | | «Реквием». Смысл названия поэмы, отражение в ней личной трагедии и народного горя. Победа исторической памяти над забвением как основной пафос поэмы. | 1 |
Б.Л. Пастернак |
39 | | Б. Пастернак. Жизнь и творчество. Лирика. Глубина поэтического осмысления окружающего мира. | 1 |
40 | | «Доктор Живаго» (обзор). Жанровое своеобразие романа. Образ Юрия Живаго. | 1 |
О.Э. Мандельштам |
41 | | О.Э. Мандельштам. Жизнь и творчество. Лирика. Жанрово-поэтическое своеобразие лирики. Художественное мастерство поэта. | 1 |
М.И. Цветаева |
42 | | М.И. Цветаева. Жизнь и творчество. Лирика. Особенности образа лирической героини М. Цветаевой. Самобытность поэтического слова. | 1 |
43 | | Р. Р. Подготовка к сочинению (№ 3) по лирике А.А. Ахматовой, М.И. Цветаевой, Б. Пастернака или О.Э. Мандельштама (на выбор). | 1 |
44 | | Р.Р. Написание сочинения (№ 3) по лирике А.А. Ахматовой, М.И. Цветаевой, Б. Пастернака или О.Э. Мандельштама (на выбор). | 1 |
45 | | Р.К. (№ 4) В.И. Кожевников. «Среди людей», «Тепло сердец». Судьба тружеников края. К.Г. Чёрный. «Мать - доброе сердце». Счастье в понимании героев повести. | 1 |
46 | | Контрольная работа за 1-е полугодие. | 1 |
М.А. Булгаков |
47 | | Жизнь и творчество М.А. Булгакова. «Мастер и Маргарита». Необычность композиции романа: сочетание фантастического сюжета с философскими и библейскими мотивами. | 1 |
48 | | Проблематика и система образов в романе. | 1 |
49 | | Мастер и его Маргарита. Масштаб изображения главных героев романа. | 1 |
50 | | Вн. чт. (№ 4). «Белая гвардия». Гражданская война и её события в романе. | 1 |
51 | | Р. Р. Подготовка к сочинению (№ 4) по творчеству М.А. Булгакова. | 1 |
52 | | Р.Р. Написание сочинения (№ 4) по творчеству М.А. Булгакова. | 1 |
А.П. Платонов |
53 | | А.П. Платонов. Трудная судьба писателя. «Непростые» простые герои Платонова. Необычность стилистики писателя. Пафос и сатира в его произведениях | 1 |
54 | | Р.К. (№ 5) И. Чумак «Марьины колодцы». Величайшее чувство долга, любви к родине, краю в повестях и рассказах писателя. | 1 |
А.Н. Толстой |
55 | | А.Н. Толстой. Жизнь и творчество. Судьбы русского исторического романа в 20 веке. Картины Руси 17 века в романе «Пётр Первый». | 1 |
56 | | «Петр I». Образ Петра в романе. Народ и власть в историческом романе. | 1 |
М. Шолохов |
57 | | Жизнь и творчество М. Шолохова. «Тихий Дон» — роман-эпопея о всенародной трагедии. | 1 |
58 | | Судьба Григория Мелехова как путь поиска правды жизни. | 1 |
59 | | Яркость характеров и жизненных коллизий в романе. «Вечные темы» в романе: человек и история, война и мир, личность и масса. | 1 |
60 | | Р.Р. Подготовка к сочинению (№ 5) по роману М. Шолохова «Тихий Дон». | 1 |
61 | | Р.Р. Написание сочинения (№ 5) по роману М. Шолохова «Тихий Дон». | 1 |
Зарубежная литература XX века (4) |
62 | | Идейные и художественные искания в зарубежной литературе XX в. Реализм XX в. Сюрреализм. | 1 |
63 | | Вн. чт. (№ 5). Б. Шоу. Комедия «Пигмалион». Тематика и проблематика пьесы. Своеобразие конфликта в пьесе. Образы главных героев. | 1 |
64 | | Вн. чт. (№ 6). Э. Хемингуэй. «Старик и море». Влияние стиля Хемингуэя на русскую литературу XX в. Философский смысл и художественное своеобразие произведения. | 1 |
65 | | Р.К. (№ 6) Н. Чудин. «Светлые родники». Чувство долга перед соотечественниками, ответственность за порученное дело. | 1 |
Литература русского Зарубежья (8) |
66 | | Русская литература в изгнании. «Золотое десятилетие» русской литературы за рубежом (1925—1935). Поэзия русской эмиграции. | 1 |
67 | | Проза русской эмиграции. | 1 |
В.В. Набоков |
68 | | Жизнь и творчество В. В. Набокова. Раннее признание таланта Набокова, его изобразительной силы. «Другие берега» — автобиографический роман. Ностальгическая тема в романе. | 1 |
69 | | «Дар» — последний роман Набокова на русском языке. Решение проблемы ответственности человека за свои деяния. | 1 |
70 | | Набоков как переводчик и исследователь русской литературы. Монография «Гоголь», комментарий к «Евгению Онегину». | 1 |
71 | | Р.К. (№ 7) В. Туренская. «Наследство полковника Данилова». Обличение нравственных пороков людей, вступивших в борьбу за наследство. | 1 |
М. Алданов |
72 | | Жизнь и творчество М. Алданова. История России и Европы двух последних столетий на страницах исторических романов Алданова. | 1 |
73 | | «Чертов мост» о подвиге российского оружия. Образ Суворова как удача исторического повествования. | 1 |
Великая Отечественная война в литературе (6) |
74 | | Война и духовная жизнь общества. Патриотические мотивы и сила народного чувства в лирике военных лет (Н. Тихонов, М. Исаковский, В. Сурков, К. Симонов и др.) | 1 |
75 | | Правда о человеке на войне. Романтика и реализм в прозе о войне. («Молодая гвардия» А. Фадеева, «Звезда» Э. Казакевича и др.) | 1 |
76 | | Драматургия о войне. Пьесы К. Симонова, «Нашествие» Л. Леонова, «Дракон» Е. Шварца. | 1 |
77 | | В. Некрасов «В окопах Сталинграда» | 1 |
78 | | К. Воробьев «Убиты под Москвой» | 1 |
79 | | Р.К. (№ 8) С.П. Бабаевский. «Кавалер Золотой Звезды». Образ главного героя - труженика, героя войны. | 1 |
Литература второй половины XX — начала XXI века (23) |
80 | | Литература второй половины XX в. Новое осмысление темы войны и послевоенных лет в творчестве Ю. Бондарева, В. Некрасова, К. Воробьева, В Быкова, Б. Васильева и др. | 1 |
81 | | Поэзия, развивающаяся в русле традиций русской классики. (обзор). Новые идеи, темы, образы в поэзии периода «оттепели». | 1 |
82 | | «Городская проза» и «деревенская проза». Нравственная проблематика и художественные особенности произведений. | 1 |
83 | | Литература русского зарубежья. «Вторая и третья» волна литературной эмиграции. | 1 |
84 | | Авторская песня в развитии литературного процесса. Песенное творчество А. Галича, В. Высоцкого, Б. Окуджавы, Ю. Визбора, В. Цоя и тд. | 1 |
А.Т. Твардовский |
85 | | А.Т. Твардовский. Жизнь и творчество. Лирика. Чувство сопричастности к судьбам родной страны, желание понять истоки побед и потерь. | 1 |
86 | | Поэма «За далью даль» - поэтическое и философское осмысление трагических событий прошлого. | 1 |
87 | | Р.Р. Подготовка к сочинению (№ 6) по произведениям о Великой Отечественной войне. | 1 |
88 | | Р.Р. Написание сочинения (№ 6) по произведениям о Великой Отечественной войне. | 1 |
А.И. Солженицын |
89 | | Личность и художественный мир А.И. Солженицына. «Один день Ивана Денисовича». Тема трагической судьбы человека в тоталитарном государстве и ответственности народа и его руководителей за настоящее и будущее страны. | 1 |
90 | | «Как бы нам обустроить Россию». Роль публицистики в творчестве А.И. Солженицына. | 1 |
91 | | Вн. чт. (№ 7) В.Т. Шаламов. Проблематика и поэтика «Колымских рассказов». | 1 |
Ф.А. Абрамов |
92 | | Ф. Абрамов. «Поездка в прошлое». Тема русской деревни, ее сложной судьбы. | 1 |
93 | | Р.К. (№ 9) В.С. Дятлов «Чистая сила». Деревня в 70-ые годы. Проблемы, волнующие ее жителей. | 1 |
В.П. Астафьев |
94 | | В.П. Астафьев. «Последний поклон». Взаимоотношения человека и природы. | 1 |
В.Г. Распутин |
95 | | В.Г. Распутин. Уважение к прошлому, историческая память народа в романе «Прощание с Матерой». | 1 |
96 | | Р.К. (№ 10) Т. Шелухин. «Прощеный день». Непростая судьба сына «врага народа». | 1 |
97 | | Р.Р. Подготовка к сочинению (№ 7) по литературе второй половины XX — начала XXI века. | 1 |
98 | | Р.Р. Написание сочинения (№ 7) по литературе второй половины XX — начала XXI века. | 1 |
Русская литература 90-х годов ХХ — начала XXI века |
99 | | Русская литература второй половины ХХ века - начала XXI века (обзор) Судьбы реализма и постмодернизма. Поиски нового героя. | 1 |
100 | | Итоговая контрольная работа (№ 2) | 1 |
Литература начала XXI века |
101 | | «Новый реализм» (постреализм) как литературное течение «нулевых» годов. Пересмотр постмодернистских критериев. Жанр политического романа. | 1 |
Подведение итогов (1) |
102 | | Итоговый урок | 1 |
Лист корректировки календарно - тематического планирования
Предмет: литература
Класс: 11
Учитель
2022 - 2023 учебный год
№ урока | Тема | Количество часов | Причина корректировки | Способ корректировки |
по плану | дано |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |