СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по литературе 10 класс

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Основные темы и проблемы русской литературы 19 в. (духовно-нравственные искания человека, обращение к народу в поисках нравственного идеала, «праведничество», борьба с социальной несправедливостью, свобода). Классицизм, сентиментализм и романтизм в русской литературе.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по литературе 10 класс»

Литература. 10 класс

Пояснительная записка.



Программа разработана в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта общего образования по литературе на основе программы по литературе под редакцией Т.Ф. Курдюмовой.

Литература в современных условиях является одним из столпов, стоящих в основании нравственного воспитания личности, испытывающей массу негативных воздействий различного характера.

Осваивая программу, ученик накапливает солидный читательский багаж, формирует представление о литературе как виде искусства, постигает ее специфические внутренние законы, знакомится с литературным процессом, учится понимать его связь с процессом историческим. Образование на уроках литературы идет рука об руку с воспитанием; они в равной мере реализуются под сильнейшим воздействием эмоциональной силы художественного слова.

Литература 2 половины XIX в. несет в себе комплекс нравственных установок и ценностей, которые должны стать мерилом истинного развития человека.

Целями изучения литературы в 10 кл. являются следующие:

— воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоз-

зрения, гражданского познания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе

и ценностям отечественной культуры;

— развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного мышления,

творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции;

формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других ис-

кусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; разви-

тие устной и письменной речи учащегося;

— освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, ос-

новных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;

— обладание умениями чтения и анализа художественных произведений с привличени-

ем базовых литературоведческих понятий и сведений по истории литературы; грамот-

ного использования литературного языка при создании устных и письменных высказы-

ваний.

Цели литературного образования определяют характер конкретных задач, которые решаются на уроках литературы. Ученики должны:

— сформировать представление о художественной литературе как искусстве слова и ее

месте в культуре страны и народа;

— осознать своеобразие и богатство литературы;

— освоить теоретические понятия, которые способствуют более глубокому постижению

художественных произведений;

— овладеть знаниями и умениями, которые помогут оценке художественных произведе-

ний и их выбору для самостоятельного чтения;

— воспитать культуру чтения, сформировать потребность в чтении;

— использовать изучение художественной литературы для повышения речевой культуры,

совершенствования устной и письменной речи.

В 10 кл. ученик знакомится с курсом на историко-литературной основе.

Структура курса дает возможность освоить историю литературы, т.к. сочетание обзорных и монографических тем рисует панорамную картину литературного процесса.

В 10 кл. представлена русская литература 18-19 вв. и даются некоторые сведения по литературе зарубежной. Это яркие страницы романтизма, становление реализма, зарождение и развитие русской литературной критики.

Программа обращает внимание на вопросы теории литературы. Нет темы, в которой не было бы обозначено обращение к вопросам теории, однако эти указания не предполагают систематическое изучение этих вопросов, а указывают лишь на то, что желательно обратить внимание на конкретный теоретический вопрос при чтении этого произведения. Накопление теоретических сведений должно осуществляться постоянно.

Обзорные темы знакомят с особенностями конкретного времени, с литературными направлениями, литературными группами и их борьбой, поисками и свершениями, которые определили лицо эпохи.

Монографические темы дают достаточно полную картину жизни и творчества писателя. Но главная их составная часть – текст художественного произведения. Эмоциональное восприятие текста, раздумье над ним – основа литературного образования.

Программа рассчитана на 102 часа учебного времени в соответствии с базовым уровнем.

Требования к уровню подготовки учащихся.



В результате освоения содержания предмета «Литература» в 10 классе учащиеся должны знать:

1) основные литературные направления русской литературы 18-19 веков;

2) краткие биографические сведения об изученных писателях;

3) содержание изученных произведений, представлять себе роль и место изученного

художественного произведения в литературном процессе.

Должны уметь:

1) определять как время изображенное, так и время создания, а также время, когда про-

исходит чтение;

2) использовать рекомендованную литературоведческую и критическую литературу;

3) давать оценку самостоятельно прочитанному произведению;

4) использовать конкретные понятия теории литературы;

5) ориентироваться в различных типах справочной литературы и активно ее использовать.









Учебно-тематический план



Тема

Кол-во часов

Контроль

(из них)

1.


2.

3.

4.

5.


6.

7.

8.

9.

10.

11.

12.

13.

14.

Введение.

Русская литература 1-ой половины 19 в.

Общая характеристика.

А.С. Пушкин

М.Ю. Лермонтов

Н.В. Гоголь

Русская литература 2-ой половины 19 в.

Общая характеристика

А.Н. Островский

И.А. Гончаров

И.С. Тургенев

Ф.И. Тютчев

А.А. Фет

Н.А. Некрасов

Н.Г. Чернышевский

М.Е. Салтыков-Щедрин

Тема

1ч.

14ч.

1

6

4

2

79ч.

2

6

6

8

2

2

7

2

5

Кол-во часов




1





1


1






Контроль

15.

16.

17.


18.

19.

20,21.

Ф.М. Достоевский

Л.Н. Толстой

А.П. Чехов

Зарубежная литература 19 в.

О. де Бальзак

Г. де Мопассан

Итоги.

10

18

10

2ч.

1

1

2ч.

1

1

1

всего: 102 часа



Содержание программы.

102 часа.

Литература XIX века.

Введение.

Русская литература и русская история 19 века в контексте мировой культуры. Основные темы и проблемы русской литературы 19 в. (духовно-нравственные искания человека, обращение к народу в поисках нравственного идеала, «праведничество», борьба с социальной несправедливостью, свобода). Классицизм, сентиментализм и романтизм в русской литературе. Становление реализма в русской и мировой литературе. Зарождение и развитие русской профессиональной литературной критики.

Т.Л. Романтизм и реализм в русской литературе 19 в., их развитие и взаимодействие.

Русская литература 1-ой половины XIX в.

Россия в 1-ой половине 19 в. Классицизм, сентиментализм, романтизм. Зарождение реализма в русской литературе 1-ой половины 19 в. Национальное самоопределение русской литературы.

Т.Л. Реализм, его становление.

А.С. Пушкин «Деревня», «Вольность», «Погасло дневное светило», «Свободы сеятель пустынный», «Элегия» («Безумных лет…»), «Вновь я посетил…», «Пора, мой друг, пора…», «Из Пиндемонти».

Жизненный и творческий путь. Основные мотивы лирики Пушкина: вольнолюбивая и философская лирика, тема поэта и поэзии, любовная лирика, тема природы. «Вечные темы» в поэзии Пушкина: природа, любовь, дружба, творчество, общество и человек, свобода и неизбежность, смысл человеческого бытия. Особенности пушкинского лирического героя, отражение в стихотворениях поэта духовного мира человека. Совершенство пушкинского стиха. Художественные открытия Пушкина.

«Медный всадник». Проблема власти. Идея государственности, цена мощи и славы страны и судьба отдельного человека. Медный всадник и Евгений. Образ Евгения и проблема индивидуального бунта. Изображение величия Санкт-Петербурга. Совершенство чеканных строк поэмы, звукопись. Своеобразие жанра и композиции произведения.

«Борис Годунов». Царь Борис. Его противники и приспешники. Проблема народа и власти в трагедии. Композиция трагедии. Язык и особенности стиха. Развитие реализма в творчестве Пушкина. Значение Пушкина для русской и мировой литературы.

Теория. Народность литературы.

М.Ю. Лермонтов. «Молитва» («Я, Матерь Божия, ныне с молитвою…», «Как часто, пестрою толпою окружен…», «Валерик», «Сон», «Выхожу один я на дорогу…», «И скучно, и грустно…», «Нищий», «Мой демон».

Своеобразие художественного мира Лермонтова. Развитие в его творчестве пушкинских традиций. Тема родины, поэта и поэзии, любви, мотив одиночества. Романтизм и реализм в творчестве Лермонтова.

Теория. Реалистическое и романтическое начало в творчестве Лермонтова.

Н.В. Гоголь. «Невский проспект». Литература середины 19 века как «эпоха Гоголя». Петербургские повести. Образ города в повести «Невский проспект». Пискарев и Пирогов. Сатира на страницах повести. «Нефантастическая фантастика» Гоголя.

Теория. Образ автора в произведении.

Русская литература второй половины XIX века.

Роль русской классики в культурной жизни страны. Богатство проблематики и широта тематики. Аналитический характер русской прозы, ее социальная острота и философская глубина. Развитие литературы критического реализма. Традиции и новаторство. Роль литературной критики в развитии и становлении критического реализма. Эпические полотна Л.Н. Толстого и Ф.М. Достоевского. Формирование русского национального театра.

А.Н. Островский. «Гроза», «Бесприданница» (по выбору)

Жизнь и творчество драматурга. «Гроза». Семейный и социальный конфликт в драме. Борьба героини за право быть свободной в своих чувствах. Ее столкновение с «т. ц.». Внутренний конфликт Катерины. Роль религиозности в духовном мире героини. Тема греха, возмездия и покаяния. Смысл названия и символика пьесы.

Драматургическое мастерство Островского. Пьесы драматурга на русской сцене.

Критика. Н.А. Добролюбов «Луч света в темном царстве»; А.А. Григорьев «После «Грозы» Островского. Письма к И.С. Тургеневу».

И.А. Гончаров. «Обломов». Краткая биография писателя. Общая характеристика трех романов: «Обыкновенная история», «Обломов», «Обрыв».

«Обломов». История создания. Особенности композиции романа. Прием антитезы в романе. Сущность характера героя, его мироощущение и судьба. Глава «Сон Обломова» и ее роль в произведении. Обломов и Захар. Обломов и Штольц. Женские образы в романе и их роль в развитии сюжета. «Обломовщина». Пейзаж, портрет, интерьер в художественном мире романа. Способы выражения авторской позиции в романе. Образ Обломова в ряду образов мировой литературы (Дон Кихот, Гамлет). «Обломов» — роман, утвердивший писателя как классика.

Критика. Н.А. Добролюбов «Что такое обломовщина». Д.И. Писарев «Обломов». А.В. Дружинин «Обломов, роман Гончарова».

Теория. Нарицательные образы – герои художественных произведений.

И.С. Тургенев. «Отцы и дети». Очерк жизни и творчества. Творческая история романа. Острота и искренность отклика писателя на появление нового и значительного типа в русском обществе. Конфликт «отцов» и «детей» или конфликт жизненных позиций. Базаров в системе действующих лиц. Базаров и его мнимые последователи. Причины конфликта героя с окружающими и причины одиночества. «Отцы» в романе. Оппоненты героя, их нравственные и социальные позиции. «Вечные темы» в романе (природа, любовь искусство). Смысл финала романа. «Тайный психологизм»: художественная функция портрета, пейзажа, интерьера. Авторская позиция и способы ее выражения. Полемика вокруг романа.

Критика. М.А. Антонович «Асмодей нашего времени». Д.И. Писарев «Базаров». Н.Н. Страхов «Отцы и дети» И.С. Тургенева».

Теория. Философские позиции автора и героев романа. Социально-историческая обусловленность темы, идеи и образов романа.

Ф.И. Тютчев. «Силентиум», «Не то, что мните вы, природа…», «Умом Россию не понять…», «О, как убийственно мы любим…», «К. Б.» («Я встретил вас…»), «Эти бедные селенья…», «Последняя любовь», «День и ночь».

Очерк жизни и творчества. Тютчев – поэт-философ и певец родной природы. Раздумья о жизни, человеке, мироздании. Тема родины. Любовная лирика: любовь как «поединок роковой». Художественное своеобразие и ритмическое богатство стиха.

А.А. Фет. «Поэтам», «Это утро, радость эта…», «Шёпот, робкое дыханье…», «Сияла ночь. Луной был полон сад…», «Еще весны душистой нега…», «Облаком волнистым…», «На железной дороге». Точность в передаче человеческого восприятия картин родной природы, оттенков чувств и душевных движений человека. «Зоркость по отношению к красоте» (А. Фет) окружающего мира, «умение ловить неуловимое» (А. Дружинин). Фет и теория «чистого искусства». Волшебство ритмов, звучаний и мелодий.

Теория. Теория «чистого искусства».

Н.А. Некрасов. «В дороге», «Вчерашний день, часу в шестом…», «Мы с тобой бестолковые люди…», «Я не люблю иронии твоей…», «Поэт и гражданин», «Рыцарь на час», «Элегия» («Пускай нам говорит изменчивая мода…), «Пророк», «Блажен незлобивый поэт…», «Внимая ужасам войны…», «Зине», «О Муза! я у двери гроба…», «Умру я скоро…».

Очерк жизни и творчества. Поэт «мести и печали». Гражданственность лирики, обостренная правдивость и драматизм изображения жизни народа. Город и деревня в лирике Некрасова. Образ Музы. Гражданская поэзия и лирика чувств. Художественные открытия Некрасова, простота и доступность стиха, его близость к строю народной речи. Решение «вечных тем» в поэзии Некрасова.

«Кому на Руси жить хорошо». История создания поэмы, сюжет, жанровое своеобразие, фольклорная основа, смысл названия. Путешествие как прием организации повествования. Сюжет поэмы и авторские отступления. Мастерство изображения жизни России. Многообразие народных типов в галерее героев поэмы. «Люди холопского звания» и «народные заступники». Гриша Добросклонов. Сатирические образы помещиков. Образ Савелия, «богатыря святорусского». Судьба Матрены Тимофеевны, смысл ее «бабьей притчи». Проблемы счастья и смысла жизни в поэме.

Теория. Народность творчества.

Н.Г. Чернышевский. «Что делать?» (обзор). Эстетическая теория Чернышевского. Роль романа «Что делать?» в литературном процессе 60-70-х годов 19 в. Идеологические, этические и эстетические проблемы в романе.

Н.С. Лесков. «Тупейный художник», «Очарованный странник» (по выбору). Краткая справка о жизни и творчестве Лескова. Судьба его творчества. Лесков как мастер изображения русского быта. Национальный характер в изображении писателя. Напряженность сюжетов и трагизм судеб героев его произведений. «Очарованный странник». Особенности сюжета повести. Изображение этапов духовного пути личности (смысл странствий героя повести). Иван Флягин – один из героев-правдоискателей. Былинные мотивы в повести. «Тупейный художник». Призвание «маленького человека» и его судьба. Особенности лесковской повествовательной манеры сказа. Близость к народной речи и активное словотворчество.

М.Е. Салтыков-Щедрин. «История одного города». Краткий очерк жизни и творчества. Жизненная позиция писателя. «История одного города» — сатирическая летопись истории Российского государства. Перекличка событий и героев произведения с фактами российской истории. Собирательные образы градоначальников и «глуповцев». Органчик и Угрюм-Бурчеев. Тема народа и власти. Терпеливость и бесправие народа. Смысл финала. Своеобразие приемов сатирического изображения в произведениях Салтыкова-Щедрина (гротеск, алогизм, сарказм, ирония, гипербола).

Теория. Понятие об условности в искусстве (эзопов язык, гротеск).

Ф.М. Достоевский. «Преступление и наказание». Очерк жизни и творчества. Нравственная проблематика, острое чувство нравственной ответственности в произведениях писателя, философская глубина творчества. Поиски «человека в человеке» в его произведениях. «Преступление и наказание». Детективный сюжет и глубина постановки нравственных проблем. Система образов романа. Раскольников. Социальные и философские истоки бунта героя романа. Смысл его теории и причина поражения Раскольникова. Раскольников и его «двойники» (Лужин и Свидригайлов). Образы «униженных и оскорбленных». Сонечка Мармеладова и проблема нравственного идеала автора. Тема гордости и смирения. Библейские мотивы в романе. Мрачный облик Петербурга в романе. Роль эпилога.

Споры вокруг наследия Достоевского в современном мире. Достоевский и культура 20 века.

Теория. Философская и идейно-нравственная проблематика. Психологизм. Полифонизм романов Достоевского.

Л.Н. Толстой. «Война и мир». Жизненный и творческий путь писателя. Духовные искания в годы юности. Начало творческой деятельности. Военный опыт писателя, участие в обороне Севастополя. Изображение суровой правды войны, героизма и патриотизма солдат в «Севастопольских рассказах». Автобиографическая трилогия (повторение).

«Война и мир». «Бородино» Лермонтова как зерно замысла романа-эпопеи. История создания. Жанровое своеобразие романа-эпопеи. Художественные особенности произведения: специфика композиции, психологизм и «диалектика души» в раскрытии характеров персонажей. «Мысль народная» в эпопее. Система образов в романе и нравственная концепция Толстого, его критерии оценки личности. Герои романа-эпопеи в поисках смысла жизни. Идея нравственной ответственности человека не только за судьбу близких, но и за судьбы мира. «Мысль народная» и «мысль семейная» в романе. Различие путей нравственных поисков героев романа – Пьера Безухова и Андрея Болконского. Женские образы романа – Наташа Ростова и Марья Болконская. Судьбы любимых героинь Толстого. Исторические личности на страницах романа. Кутузов и Наполеон как личности, их человеческие и полководческие качества. Смысл резкого противопоставления этих героев. Картины войны в романе. Осуждение войны. Война 1812 года – отечественная война. Бородинское сражение как идейно-композиционный центр романа. «Дубина народной войны» — партизанское движение и его герои в романе. «Роевая» жизнь крестьянства в романе. Значение образа Платона Каратаева. Психологизм прозы Толстого. Приемы изображения духовного мира героев («диалектика души»). Внутренний монолог как прием психологической характеристики героя. Портрет, пейзаж, диалоги и внутренние монологи в романе. Л. Толстой – писатель-классик и самобытный философ. Интерес к Толстому в современном мире.

Теория. Роман-эпопея. Исторические личности и вымышленные персонажи в их взаимодействии.

А.П. Чехов. «Дом с мезонином», «Ионыч», «Степь», «Палата № 6», «Дама с собачкой». Чехов-прозаик и Чехов-драматург. Рассказы Чехова, своеобразие их тематики и стиля. «Мелочи жизни» на страницах рассказов. «Биография настроений» как одно из важнейших достоинств этих рассказов. Традиция русской классической литературы в решении темы «маленького человека». Проблема ответственности человека за свою судьбу. Утверждение творческого труда как основы подлинной жизни. Мастерство писателя: внимание к детали, философская глубина, лаконизм повествования, роль подтекста, особое внимание к миру всего живого. Способы создания комического эффекта.

«Вишневый сад» как одно из наиболее характерных для Чехова-драматурга произведений. Особенности сюжета и конфликта пьесы. Символический смысл образа вишневого сада. Тема времени в пьесе. Сюжет и подтекст пьесы. Своеобразие жанра. Герои пьесы и их судьбы. Раневская и Гаев как герои уходящего в прошлое усадебного быта. Разлад между желаниями и реальностью их осуществления – основа конфликта пьесы. Образы Лопахина, Пети Трофимова, Ани. Образы слуг (Яша, Дуняша, Фирс). Внесценические персонажи. Новаторство Чехова-драматурга. Пьесы Чехова и их художественное своеобразие. Значение творческого наследия Чехова для мировой литературы и театра. Сценическая судьба пьес Чехова.

Теория. Лирическая комедия. Своеобразие стиля Чехова.

Зарубежная литература XIX века.

Основные тенденции в развитии зарубежной литературы 19 века. Поздний романтизм. Ведущая роль реализма. Символизм. Обзор творчества характерных для эпохи писателей.

О. де Бальзак. «Гобсек». Тема власти денег. Реалистическое мастерство писателя.

Г. де Мопассан. «Ожерелье». Грустные раздумья автора о несправедливости мира. Мечты героев и их неосуществимость. Тонкость психологического анализа.

Итоги. Рекомендательный список для чтения на лето.





Литература для учителя.



1. Курдюмова Т.Ф. Литература. 10 класс. Учебник в 2-х ч. – М.: Дрофа. 2015.

2. Егорова Н.В., Золотарёва И.В., Михайлова Т.И. Поурочные разработки по литературе XIX века: 10 класс. – М.:ВАКО, 2010.

3. Литература: программа для общеобразовательных учреждений. 5 -11 кл. / Т.Ф. Курдюмова, Н.А. Демидова, Е.Н. Колокольцева и др.; под ред. Т.Ф. Курдюмовой. – М.: Дрофа, 2007.

4. Литература в школе от А до Я. 5-11 классы: энциклопедический словарь-справочник. –М.: Дрофа, 2010.

5. Русская литература. XIX век: Большой учебный справочник для школьников и поступающих в вузы / Э.Л.Безносов, И.Ю.Бурдина, Н.Ю.Бурцева и др. – М.: Дрофа, 2010.

6. Островский в школе: книга для учителя / Н.Н.Прокофьева. М.: Дрофа, 2010.

7. Тютчев в школе: книга для учителя / Г.П.Лазаренко. – М.: Дрофа, 2010.

8. Тургенев в школе: книга для учителя. / Л.А.Капитонова. – М.: Дрофа, 2010.

9. Некрасов в школе: книга для учителя / Н.И.Якушин. – М.: Дрофа, 2010.

10. Достоевский в школе: книга для учителя / О.Ю.Юрьева. – М.: Дрофа, 2010.

11. Чехов в школе: книга для учителя / И.Ю.Бурдина. – М.: Дрофа, 2010.





Литература для учащихся.

1. Курдюмова Т.Ф. Литература. 10 класс. Учебник в 2-х ч. – М.: Дрофа. 2015.

2. Колокольцев, Е.Н. Развитие речи: Русский язык. Русская словесность. Литература: Произведения изобразительного искусства. 10 -11 класс: учебно-наглядное пособие. – М.:

Дрофа, 2010.

3. Литература в школе от А до Я. 5-11 классы: энциклопедический словарь-справочник. –М.: Дрофа, 2010.









































Календарно-тематическое планирование.



№ п/п


Тема урока

Кол-во

часов

Теория

литера-

туры

Выраз.

чтение

наиз.

Наглядность

Дата провед.

по плану

Дата провед.

фактич.


1.














2.






3.


4.







5.







6.







п/п


Введение.

Русская литература и русская история 19 в. в контексте мировой культуры. Основные темы и проблемы русской литературы. Классицизм, сентиментализм и романтизм в русой литературе. Становление реализма.

Русская литература первой половины 19 века.

Россия в первой половине 19 в. Зарождение реализма в русской литературе 1-ой половины 19 века.

А.С. Пушкин.

Жизненный и творческий путь.

Основные мотивы лирики Пушкина: вольнолюбивая лирика и философская, тема поэта и поэзии, любовная лирика, тема природы.

«Вечные темы» в поэзии Пушкина: природа, любовь, дружба, творчество, общество и человек, свобода и неизбежность, смысл человеческого бытия.

Особенности пушкинского лирического героя, отражение в стихотворениях поэта духовного мира человека. Совершенство пушкинского стиха.

Тема урока


1











14



1





6+1

1


1







1







1







Кол-во часов


Романтизм и реализм в русской литературе









Реализм






















Образ лирического героя.




Теория литературы
























наизусть стих-ие по выбору



















Выраз. чтение наиз.


Таблица














Таблица






Портрет поэта. Альбом иллюстраций «Выставка в школе». Набор открыток.














Наглядность
















































7.















8.





9.



10.





11.


12.


13.



14.




15.







п/п


«Медный всадник». Проблема власти. Идея государственности, цена мощи и славы страны и судьба отдельного человека. Медный всадник и Евгений. Образ Евгения и проблема индивидуального бунта. Изображение величия Санкт-Петербурга. Звукопись. Жанр и композиция произведения.

«Борис Годунов». Царь Борис. Его противники и приспешники. Проблема народа и власти в трагедии.

РР. Сочинение по творчеству Пушкина.

М.Ю. Лермонтов

Своеобразие художественного мира Лермонтова, развитие в его творчестве пушкинских традиций.

Тема родины, поэта и поэзии.

Тема любви, мотив одиночества.

Романтизм и реализм в творчестве поэта.

Н.В. Гоголь.

Литература середины 19 в. как «эпоха Гоголя». Петербургские повести.

Образ города в повести «Невский проспект»

Пискарёв и Пирогов. Сатира на страницах повести «Нефантастическая фантастика» Гоголя.


Тема урока

1















1





1


4

1





1


1


1


2

1




1







Кол-во часов

Проблематика. Звукопись.

Жанр, композиция.









Композиция.







Романтизм, реализм














Образ автора в произведении




Теория литературы

наизусть отрывок




















наизусть стих-ие по выбору























Выраз. чтение наиз.























Портрет поэта. Альбом иллюстраций «Выставка в школе»






Портрет Гоголя. Альбом «Выставка в школе»






Наглядность



















































16.








17.








18.


19.



20.





21.


22.






23.







24.

Русская литература второй половины 19 в

Роль русской классики в культурной жизни страны. Богатство проблематики и широта тематики. Социальная острота и философская глубина русской позы.

Развитие литературы критического реализма. Традиции и новаторство. Роль литературной критики. Формирование русского национального театра.

А.Н. Островский.

Жизнь и творчество драматурга.

«Гроза». Семейный и социальный конфликт в драме.

Борьба героини за право быть свободной в своих чувствах. Ее столкновение с «темным царством».

Внутренний конфликт Катерины.

Тема греха, возмездия и покаяния. Смысл названия и символика пьесы. Драматургическое мастерство Островского.

Критика. Н.А. Добролюбов «Луч света в темном царстве»; А.А. Григорьев «После «Грозы» Островского. Письма к И.С. Тургеневу».

РР. Сочинение по пьесе «Гроза».

79


1








1







6+1

1


1



1





1


1






1







1











Литература критического реализма





Драма. Конфликт





















наизусть монолог Катерины или Кулибина



















Портрет. Иллюстрации. Набор открыток








п/п



Тема урока

Кол-во часов

Теория литературы

Выраз. чтение наиз.

Наглядность




25.






26.





27.






28.





29.










30.








31.


32.



п/п

И.А. Гончаров.

Краткая биография писателя. Общая характеристика трех романов: «Обыкновенная история», «Обломов», «Обрыв».

«Обломов». История создания. Особенности композиции романа. Прием антитезы в романе.

Сущность характера Обломова, его мироощущение и судьба. Глава «Сон Обломова» и ее роль в произведении.

Обломов и Захар. Обломов и Штольц. Женские образы в романе и их роль в развитии сюжета.

«Обломовщина». Пейзаж, портрет, интерьер в художественном мире романа. Способы выражения авторской позиции в романе. Образ Обломова в ряду образов мировой литературы (Дон Кихот, Гамлет).

Критика. Н.А. Добролюбов «Что такое обломовщина»; Д.И. Писарев «Обломов»; А.В. Дружинин «Обломов», роман Гончарова».

И.С. Тургенев.

Очерк жизни и творчества.

Творческая история романа.



Тема урока

6

1






1





1






1





1










1







8+1

1


1



Кол-во часов








Антитеза
















Пейзаж, портрет, интерьер







Нарицательные образы.








Конфликт


Теория литературы















































Выраз. чтение наиз.


Портрет писателя






































Портрет писателя. «Выставка в школе»


Наглядность

















































33.



34.







35.




36.





37.








38.






39.



40.






41.

Конфликт «отцов» и «детей» или конфликт жизненных позиций.

Базаров в системе действующих лиц. Базаров и его мнимые последователи. Причины конфликта героя с окружающими и причины одиночества.

«Отцы» в романе. Оппоненты героя, их нравственные и социальные позиции.

«Вечные темы» в романе (природа, любовь, искусство). Смысл финала романа.

«Тайный психологизм»: художественная функция портрета, пейзажа, интерьера. Авторская позиция и способы ее выражения. Полемика вокруг романа.

Критика. М.А. Антонович «Асмодей нашего времени»; Д.И. Писарев «Базаров»; Н.Н. Страхов «Отцы и дети» И.С. Тургенева».

РР. Сочинение по роману «Отцы и дети».

Ф.И. Тютчев.

Очерк жизни и творчества. Тютчев – поэт-философ и певец родной природы. Раздумья о жизни, человеке и мироздании.

Тема родины. Любовная лирика: любовь как «поединок роковой». Художественное

1



1







1




1





1








1






1


2

1






1


Философская позиция автора и героев романа.









Вечные темы




Портрет, пейзаж, интерьер.




















Худож. своеобразие стиха





































наизусть стих-ие





































Портрет поэта. Иллюстрации.



п/п



Тема урока

Кол-во часов

Теория литературы

Выраз. чтение наиз.

Наглядность







42.






43.








44.


45.






46.








47.



своеобразие и ритмическое богатство стиха поэта.

А.А. Фет.

Точность в передаче человеческого восприятия картин родной природы, оттенков чувств и душевных движений человека.

«Зоркость по отношению к красоте» (А. Фет) окружающего мира, «умение ловить неуловимое» (А. Дружинин). Фет и теория «чистого искусства».

Н.А. Некрасов.

Очерк жизни и творчества.

Поэт «мести и печали». Гражданственность лирики, обостренная правдивость и драматизм изображения жизни народа.

Город и деревня в лирике Некрасова. Образ Музы. Гражданская поэзия и лирика чувств. Художественные открытия Некрасова, близость его стиха к народной речи.

«Кому на Руси жить хорошо». История создания поэмы, сюжет, жанровое своеобразие, фольклорная основа, смысл названия. Путешествие как прием организации повествования. Сюжет поэмы и авторские отступления.




2

1






1







7

1


1






1








1











Теория «чистого искусства»













Гражданственность поэзии.





наизусть стихотворение


























наизусть отрывок из поэмы












Портрет поэта













Портрет поэта. «Выставка в школе». Иллюстрации.



п/п


Тема урока

Кол-во часов

Теория литературы

Выраз. чтение наиз.

Наглядность



48.




49.






50.









51.






52.





53.



54.




55.

Мастерство изображения жизни России. Многообразие народных типов.

«Люди холопского звания» и «народные заступники». Гриша Добросклонов. Сатирические образы помещиков.

Образ Савелия, «богатыря святорусского». Судьба Матрены Тимофеевны, смысл ее «бабьей притчи». Проблемы счастья и смысла жизни в поэме.

Н.Г. Чернышевский.

Эстетическая теория Чернышевского. Роль романа «Что делать?» в литературном процессе 60-70-х годов 19 века.

Идеологические, этические и эстетические проблемы в романе.

М.Е. Салтыков-Щедрин.

Краткий очерк жизни и творчества. Жизненная позиция писателя.

«История одного города» — сатирическая летопись истории Российского государства.

Собирательные образы градоначальников и «глуповцев». Органчик и Угюм-Бурчеев. Тема народа и власти. Терпеливость и бесправие народа. Смысл финала.

1




1






1








2

1






1



5


1



1




1















Народность лирики.













Проблематика











Гротеск, гипербола.
























Портрет писателя.









Портрет писателя. Иллюстрации.





п/п


Тема урока

Кол-во часов

Теория литературы

Выраз. чтение наиз.

Наглядность



56,

57.







58.






59.






60,

61.



62,

63.


64.



65.


66.






67.




68.

Своеобразие приемов сатирического изображения в произведениях Салтыкова-Щедрина: гротеск, ирония, сарказм, эзопов язык.

Ф.М. Достоевский.

Очерк жизни и творчества. Нравственная проблематика в произведениях писателя, философская глубина творчества.

«Преступление и наказание». Детективный сюжет и глубина постановки нравственных проблем. Система образов романа.

Раскольников. Социальные и философские истоки бунта героя романа.

Смысл теории Раскольникова и причины его поражения.

Раскольников и его «двойники» (Лужин и Свидригайлов).

Образы «униженных и оскорбленных».

Сонечка Мармеладова и проблема нравственного идеала автора. Тема гордости и смирения. Библейские мотивы в романе.

Мрачный облик Петербурга. Роль эпилога. Достоевский и культура 20 века.

РР. Сочинение по роману «Преступление и наказание».

2







10+1

1






1






2




2



1



1


1






1




1

Понятие об условности в искусстве.


































Психологизм. Полифонизм романов Достоевского











Портрет писателя. Иллюстрации.








п/п


Тема урока

Кол-во часов

Теория литературы

Выраз. чтение наиз.

Наглядность




69.






70.








71.




72.










73.





74,

75.





76,

77.





п/п

Л.Н. Толстой.

Жизненный и творческий путь писателя. Духовные искания в годы юности. Начало творческой деятельности.

Военный опыт писателя, участие в обороне Севастополя. Изображение суровой правды войны, героизма и патриотизма солдат в «Севастопольских рассказах».

«Война и мир». История создания. Жанровое своеобразие романа-эпопеи.

Художественные особенности произведения: специфика композиции, психологизм и «диалектика души» в раскрытии характеров персонажей. Антитеза как центральный композиционный прием в романе.

Система образов в романе и нравственная концепция Толстого, его критерии оценки личности.

Герои романа в поисках смысла жизни. Пути нравственных поисков Андрея Болконского. Портрет, пейзаж, диалоги в романе

Пути нравственных поисков Пьера Безухова. Внутренний монолог как прием психологической характеристики героя.


Тема урока

18+1

1






1








1




1










1





2






2






Кол-во часов
















Роман-эпопея.



Психологизм. «Диалектика души». Антитеза






















Теория литературы



































наизусть отрывок из романа










Выраз. чтение наиз.


Портрет писателя. Альбом «Выставка в школе»








































Наглядность

















































78,

79.




80,

81.







82,

83.





84.




85.




86.







87.



88.





89.

Женские образы романа – Наташа Ростова и Марья Болконская. Судьбы любимых героинь Толстого.

Исторические личности на страницах романа. Кутузов и Наполеон как личности, их человеческие и полководческие качества. Смысл противопоставления этих героев.

Картины войны в романе. Осуждение войны. Война 1812 года – отечественная война. «Мысль народная» в эпопее.

Бородинское сражение как идейно-композиционный центр романа.

«Дубина народной войны» — партизанское движение и его герои.

«Роевая» жизнь крестьянства в романе. Значение образа Платона Каратаева. Лев Толстой – писатель-классик и самобытный философ.

РР. Сочинение по роману «Война и мир».

А.П. Чехов.

Чехов-прозаик и Чехов-драматург. Рассказы Чехова, своеобразие их тематики и стиля.

Рассказы зрелого Чехова. Традиция русской классической литературы в решении

2





2








2






1




1




1







1


10+1

1





1






Исторические личности в романе



















Писатель-классик.







































Портрет писателя. Иллюстрации.



п/п


Тема урока

Кол-во часов

Теория литературы

Выраз. чтение наиз.

Наглядность





90.



91.







92.






93.



94.





95.




96.






97.






98.




п/п

темы «маленького человека».

Проблема ответственности человека за свою судьбу.

Мастерство писателя: внимание к детали, лаконизм повествования, философская глубина, роль подтекста. Способы создания комического эффекта.

«Вишневый сад». Особенности сюжета и конфликта пьесы. Символический смысл образа вишневого сада.

Сюжет и подтекст пьесы. Своеобразие жанра.

Герои пьесы и их судьба. Раневская и Гаев как герои уходящего в прошлое усадебного быта.

Образы Лопахина, Пети Трофимова и Ани. Образы слуг (Яша, Дуняша, Фирс).

Разлад между желаниями и реальностью их осуществления – основа конфликта пьесы. Новаторство Чехова-драматурга.

Пьесы Чехова и их художественное своеобразие. Значение творческого наследия Чехова для мировой литературы и театра.

РР. Сочинение по творчеству Чехова.




Тема урока



1



1







1






1



1





1




1






1






1




Кол-во часов



















Лирическая комедия.
















Своеобразие стиля Чехова.







Теория литературы















































Выраз. чтение наиз.















































Наглядность



















































99.






100.




101.

102.

Зарубежная литература 19 века.

Поздний романтизм. Ведущая роль реализма.

О. де Бальзак «Гобсек». Тема власти денег.

Г. де Мопассан «Ожерелье». Грустные раздумья автора о несправедливости мира.

Итоги.

Список для чтения на лето.

2





1



1




1

1


















Контрольно-измерительные материалы по литературе в 10 классе:

темы сочинений

- по творчеству А.Н.Островского

1. Нравы города Калинова.

2. Кто виновен в гибели Катерины?



- по творчеству И.А.Гончарова

1. Обломов и обломовщина.

2. «Любовь – претрудная школа жизни!»

3. Моё отношение к Обломову.



- по творчеству И.С.Тургенева

1. Смысл заглавия романа «Отцы и дети»

2. Проблема «отцов» и «детей» в изображении Тургенева.

3. «Бунтующее сердце» (образ Базарова).

4. Дружба и любовь в жизни Базарова.



- по творчеству Н.А.Некрасова

1. Личность Некрасова – поэта и гражданина.

2. Образ русской крестьянки в творчестве Некрасова.

3. Проблема народного счастья в поэме Некрасова «Кому на Руси жить хорошо».



- по творчеству Ф.М.Достоевского

1. Петербург Достоевского.

2. Причины преступления Родиона Раскольникова.

3. «Я себя убил, а не старушонку…»



- по творчеству Л.Н.Толстого

1. Мой любимый герой в романе Толстого «Война и мир».

2. В поисках смысла жизни ( по роману Толстого «Война и мир»).

3. Патриотизм русского народа в Отечественной войне 1812 года.

4. Кутузов и Наполеон в романе Толстого «Война и мир».



- по творчеству А.П.Чехова

1. Почему Дмитрий Ионыч Старцев стал Ионычем?

2. Прошлое и будущее России в пьесе Чехова «Вишнёвый сад».

3. Кто виновен в гибели вишнёвого сада?

4. Лопахин: «нежная душа» или «хищный зверь»?



Элективный курс

«Фольклорное и литературное Зауралье».

Пояснительная записка



Программа составлена в соответствии с законом «Об образовании», отражает обязательный минимум содержания образования по литературному краеведению, разработанный на основе регионального компонента государственного образовательного стандарта «Фольклор и литература Зауралья».

Изучение литературного краеведения направлено на достижение следующих целей:

воспитание гражданина и патриота родного края; формирование представления о

литературе Зауралья как духовной, нравственной и культурной ценности народа; осоз-

нание своеобразия литературы родного края;

развитие и совершенствование способности к речевому взаимодействию и социаль-

ной адаптации; информационных умений и навыков; навыков самоорганизации и

саморазвития; готовности к трудовой деятельности, осознанному выбору профессии,

необходимой для зауральского региона;

освоение знаний о литературе Зауралья как многофункциональной системе и общест-

венном явлении;

овладение умениями опознавать, анализировать, классифицировать произведения

зауральских авторов;

применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике; повыше-

ние уровня культуры.



Изучение литературы Зауралья способствует решению следующих задач:

— обогатить духовно-нравственный опыт учащихся;

— расширить эстетический кругозор обучающихся;

— сформировать умение соотносить нравственные идеалы произведений классической

литературы и литературы Зауралья;

— развить речевую деятельность учащихся.



Объект изучения курса «Фольклорное и литературное Зауралье» - тексты зауральских авторов. В системе литературного образования особая роль принадлежит чтению художественных произведений, поэтому на занятиях необходимо организовать этот процесс.

Курс «Фольклор и литература Зауралья» опирается на основные виды деятельности по освоению произведений:

— осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров;

— выразительное чтение;

— заучивание наизусть стихотворных текстов;

— различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с творческим зада-

нием);

— анализ и интерпретация произведений;

— составление планов и написание отзывов о произведениях;

— написание сочинений по литературным произведениям и на основе жизненных

впечатлений;

— выявление языковых средств художественной образности и определение их роли в

раскрытии идейно-тематического содержания;

— самостоятельный поиск ответа на проблемный вопрос, комментирование художест-

венного текста.



В результате изучения курса «Фольклор и литература Зауралья» обучающиеся должны

знать/понимать:

— жанровое и тематическое своеобразие литературы Зауралья;

— содержание изученных литературных произведений;

— историко-литературный контекст и творческую историю изученных произведений

литературы Зауралья;

— основные теоретико-литературные понятия;

уметь:

— воспроизводить содержание изученных литературных произведений;

— производить отбор наиболее значимых в тематическом и жанровом отношении

произведений литературы Зауралья;

— анализировать и интерпретировать произведения литературы Зауралья, используя

сведения по истории и теории литературы (тематика, проблематика, система образов,

особенности композиции);

— соотносить художественную литературу с фактами общественной жизни и культуры;

— раскрывать роль литературы в духовном и культурном развитии Зауралья;

— определять жанровую специфику литературного произведения;

— выявлять авторскую позицию, характеризовать особенности стиля писателя;

— выразительно читать изученные произведения.



УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН



п/п


Тема

Кол-во

часов

1.

Образы русских писателей в поэзии Зауралья

2

2.


Публицистика в литературе Зауралья. Ю.М. Рабинович,

Т.С. Мальцев

3


3.



Современная поэзия Зауралья. А. Баева, Л.Х. Андреева,

А.Н. Еранцев, В. Виноградов, В. Гилев, К. Сульдин,

Б. Черемисин

3



4.


Тема Великой Отечественной войны в литературе Зауралья. С. Васильев «Достоинство» (поэма о генерале Карбышеве)

1


5.


Традиции Ф.М. Достоевского в литературе Зауралья.

В.Ф. Потанин «Доченька»

2


6.

Тема родины в творчестве В.И. Юровских

2

7.

Тема родины в творчестве зауральских писателей. В.Ф. Михайлов «Битевка», И.П. Яган «Малая моя родины»

2

8.

Литература родного района, города

1

9.

Обзор современных журналов Зауралья («Тобол», «Сибирский край» и др.)

1


ИТОГО:

17



СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ (17 часов)



Тема 1. Образы русских писателей в поэзии Зауралья (2ч.)

Образы русских писателей в поэзии Зауралья. Образ А.С. Пушкина в поэзии Зауралья.

Е. Ситникова «Незаконченное». Структурные компоненты стихотворения – отражение этапов жизни А.С. Пушкина. Ассоциации с биографией поэта.

С.А. Васильев «Домик Полины Виардо». Ретроспектива взаимоотношений И.С. Тургенева и Полины Виардо. Глубина и одухотворенность чувств.

Тема 2. Публицистика в литературе Зауралья. Ю.М. Рабинович, Т.С. Мальцев (3 ч.)

Публицистика как литература по общественно-политическим вопросам современности. Жанры публицистики: статьи, эссе. Публицистический стиль – основа публицистики. Приметы публицистического стиля: лексические, морфологические, синтаксические. Публицистика Ю.М. Рабиновича – воспоминания о студенческой юности, военной молодости. Публицистика Т.С. Мальцева – исповедь философа, хлебороба.

Тема 3. Современная поэзия Зауралья. А. Баева, Л.Х. Андреева, А.Н. Еранцев, В.М. Виноградов, К. Сульдин, В. Гилев, Б. Черемисин и др. (по выбору учителя и обучающихся) (3 ч.)

Место современной поэзии в контексте литературы Зауралья. Жизненный и творческий путь современных поэтов Зауралья: А. Баева, Л.Х. Андреева, А.Н. Еранцев, А.М. Виноградов, К. Сульдин, В. Гилев, Б. Черемисин и др. Влияние литературы Зауралья на судьбу поэтов. Тема родины в творчестве А. Баевой, Л.Х. Андреевой, А.Н. Еранцева, А.М. Виноградова, К. Сульдина, В. Гилева, Б. Черемисина. Особенности современной поэзии Зауралья: метафоризм творчества А. Еранцева; лиризм и проникновенность Л. Андреевой, А. Баевой; пейзажная лирика А. Виноградова и т.д.

Тема 4. Тема Великой Отечественной войны в литературе Зауралья. С. Васильев «Достоинство» (поэма о генерале Карбышеве) (1ч.)

Историческая основа поэмы. Подвиг генерала Карбышева в истории Великой Отечественной войны. Место поэмы «Достоинство» в литературе о подвиге и героизме в Великой Отечественной войне.

Анализ названия поэмы. Нравственная проблема произведения. Образ генерала Карбышева.

Тема 5. Традиции Ф.М. Достоевского в литературе Зауралья. В.Ф. Потанин «Доченька» (2 ч.)

Статья И.П. Ягана о В.Ф. Потанине. Анализ статьи. Изображение В.Ф. Потанина как человека и художника слова. Повесть «Доченька». Основные темы. Герои произведения. Традиции Ф.М. Достоевского в творчестве В.Ф. Потанина: семейная тема, психологизм: повествование через восприятие главного героя, внутренние монологи героя; совестливость героя и т.д.

Тема 6. Тема родины в творчестве В.И. Юровских (2 ч.)

Личность В.И. Юровских. Поэтическая проза В.И. Юровских. Основные темы творчества писателя: родина, природа, нравственность, человек и природа, военное детство. Изображение человека через природу. Мастерство писателя в изображении природы.

Тема 7. Тема родины в творчестве зауральских писателей. В.Ф. Михайлов «Битевка», И.П. Яган «Малая моя родины» (2 ч.)

Жизненный и творческий путь В.Ф. Михайлова, И.П. Ягана. Активная жизненная позиция обоих. Роль в деятельности литературных организаций области. Журналистика как этап литературного творчества. Очерк в литературной деятельности В.Ф. Михайлова, И.П. Ягана. Документальный характер произведений И.П. Ягана, В.Ф. Михайлова.

Тема 8. Литература родного района, города (1 ч.) (по выбору учителя и обучающихся)

К. Худяков. Лирика.

Тема 9. Обзор современных журналов Зауралья («Тобол», «Сибирский край» и др.). (1 ч.) (по выбору)

История создания журналов. Назначение журналов. Учредители журналов. Структура журналов. Обзор журналов.



Литература.



1. Фольклор и литература Зауралья: Программа курса. 6-11 классы /Авт.-сост. О.Г.

Шаврина; Институт повышения квалификации и переподготовки работников

образования Курганской области. – Курган, 2008.

2. Хрестоматия по региональному курсу «Литературное и фольклорное Зауралье».

10 класс /Авт.-сост. О.Г. Шаврина, Е.А. Сергеева; Институт повышения квалификации

и переподготовки работников образования Курганской области. – Курган, 2008.



Календарно-тематический план

Тема

Кол-во часов

Дата провед.

план.

Дата провед. факт.

1

Образы русских писателей в поэзии Зауралья. Образ А.С.Пушкина в поэзии Зауралья. Е.Ситникова «Незаконченное».

1



2

С.А.Васильев «Домик Полины Виардо». Ретроспектива взаимоотношений И.С.Тургенева и Полины Виардо.

1



3

Публицистика в литературе Зауралья. Публицистический стиль – основа публицистики. Приметы публицистического стиля.

1



4

Публицистика Ю.М.Рабиновича – Воспоминания о студенческой юности, военной молодости.

1



5

Публицистика Т.С.Мальцева – исповедь философа, хлебороба.

1



6

Современная поэзия Зауралья. Тема Родины в творчестве А.Баевой, Л.Х.Андреевой.

1



7

Тема Родины в творчестве А.Н.Еранцева, А.М.Виноградова, К.Сульдина.

1



8

Особенности современной поэзии Зауралья: метафоризм творчества А.Еранцева, лиризм Л.Андреевой, А.Баевой.

1



9

Тема Великой Отечественной войны в литературе Зауралья. С.Васильев «Достоинство» (поэма о генерале Карбышеве).

1



10

Традиции Ф.М.Достоевского в литературе Зауралья. В.Ф.Потанин «Доченька». Статья И.П.Ягана о Потанине.

1



11

Основные темы повести «Доченька». Традиции Достоевского в творчестве Потанина: семейная тема, психологизм, совестливость героя.

1



12

Тема Родины в творчестве В.И.Юровских. Основные темы творчества писателя: родина, природа, нравственность, военное детство.

1



13

Изображение человека через природу. Мастерство В.И.Юровских в изображении природы.

1



14

Тема Родины в творчестве зауральских писателей. В.Ф.Михайлов «Битёвка», И.П.Яган «Малая моя родина».

1



15

Журналистика как этап литературного творчества Михайлова и Ягана, документальный характер их произведений.

1



16

Литература родного района. К.Худяков. Лирика.

1



17

Обзор современных журналов Зауралья («Тобол», Сибирский край»).

1








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!